Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Огненная катастрофа. Преображение мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые античные философы полагали, что мир периодически сгорает в огне. Божественное откровение христиан дает знать, что нынешний, падший во грехе мир, преобразится через огонь, и наступит новый, лучший мир. Современная наука также дает основания предполагать, что жизнь на Земле может погибнуть в огненной катастрофе, возникшей вследствие падения астероида, либо в испепеляющем жаре нашего Солнца, которое буквально сожжет планету. Кроме того, существует опасность возгорания горючих газов, содержащихся в морских и океанических водах. Таким образом, есть основание полагать, что в последний день этого мира наступит огненная катастрофа, когда мир либо прекратит свое существование, либо после него наступит иной мир

ОГНЕННАЯ КАТАСТРОФА. ПРЕОБРАЖЕНИЕ МИРА

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Вместо вступления

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

(Ф.И.Тютчев. Последний катаклизм, 1829 г.)

 []

Всемирный Потоп. Айвазовский, 1864 г.

Преображение огнем (по мотивам Ф.И.Тютчева)

Нет, не водой наш мир очищен будет -
Другой стихией вмиг преображен.
Тот миг неведом ангелам и людям,
Но свыше Богом предрешен.
Христос - Бог Слово - вновь придет,
Но вряд ли веру на земле найдет... (Лк. 18: 8)
Тогда огонь разрушит мирозданье,
Земля и все дела на ней сгорят,
Со страшным шумом и пыланьем
Взорвутся звезды в небесах.
Не станет нынешней Вселенной,
Свершится высший Божий Суд.
И Бог создаст иное небо,
Иную землю - новый путь.
Так, прокалив огнем горнила,
Очистит Бог материю и дух
Для Царства вечного Агнца и Сына,
Для тех, кто в Царствие войдут.
Ты, человек, живи по-Божьи,
И будешь в радости вовек,
Под новым небом в свете Слова,
На новой истинной земле.


 []

"Земля и все дела на ней сгорят". Фото взято с инета

Введение

Если мир когда-то был сотворен, т.е. начал свое существование, то не наступит ли время, когда прийдет его конец? Впрочем, из того, что какая-то вещь имеет начало, еще логически не следует существование конца этой вещи. Например, в христианстве считается, что ангелы однажды были сотворены Богом и, таким образом, имеют начало. Но при этом они бессмертны по воле Бога, т.е. их жизнь не имеет конца. Аналогичная ситуация с человеческими душами. Может быть, так и с нашим миром? И может быть нынешний мир закончит свое существование, чтобы уступить место миру лучшему? В разных религиозно-философских системах даются и разные ответы на эти вопросы.

Интуиция некоторых античных философов открыла им, что старый мир закончит свое существование в огне. Божественное откровение христиан дает знать, что нынешний, падший во грехе мир, преобразится через огонь, и наступит новый, лучший мир. Значит, есть основание полагать, что в последний день этого мира наступит огненная катастрофа, когда старый мир прекратит свое существование, после него наступит иной мир. Современная наука также дает основания предполагать, что жизнь на Земле может погибнуть в огненной катастрофе, возникшей вследствие падения астероида на нашу планету, либо жизнь окончится в испепеляющем жаре нашего Солнца, которое буквально сожжет планету. Вот об этом настоящая статья.

1 Античная философия об огненной катастрофе конца мира

1.1 Гераклит о периодическом сгорании мира в огне

Первым представителем античной философии, заговорившим о сгорании мира в огне, был древнегреческий философ Гераклит Эфесский (Ок. 544-483 гг. до Р.Х.) [1].

Известно, что Гераклиту принадлежит философское сочинение в прозе. Оно называется "О природе" [2]. (По другим источникам, труд Гераклита назывался "Музы" [3].) Согласно Диогену Лаэрцию, сочинение Гераклита состояло из трех частей: о Вселенной, о государстве, о Боге. От его труда сохранилось около 130 фрагментов. Но понять их нелегко, и уже сами древние философы прозвали Гераклита "Темным". Прочитав его труд, мудрейший Сократ охарактеризовал его так: "То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз" [2].

Основой мира и всего бытия Гераклит считал огонь: "Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения". В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен первоматерии и является как первоосновой мира, так и основной стихией. С другой стороны, огонь для Гераклита представляется наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. В пользу этого говорит его изречение, что мир "возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе". Мир, по Гераклиту, вечен, несотворим и неуничтожим: "Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере" [3].

Мир периодически сгорает в огне и снова рождается из огня в течение вечности. Гераклита еще называли "плачущим". Некий чужестранец задал вопрос Гераклиту, почему он постоянно плачет. Тот ответил: "Жизнь человека несчастна и полна слез, и нет в ней ничего неподвластного смерти. Настоящее мне не кажется великим, а будущее вовсе печальным - я разумею мировые пожары и погибель вселенной. Об этом я плачу, и еще о том, что нет ничего постоянного; все смешано как в болтушке, и одно и тоже: удовольствия - неудовольствия, знания - незнания, большое - малое, все перемещается туда - сюда и чередуется в игре вечности (эона)" [4].

Нам интересно, прежде всего, что Гераклит понимал под огнем, и его эсхатология. Космос и не вечен и вечен одновременно. "Недостаток" огня периодически сменяется его "избытком". Космос периодически сгорает. Этот мировой пожар не только физическое, но и нравственное событие, ибо древняя философия еще была не склонна расчленять физическое и нравственное. Гераклит говорил, что "огонь все обоймет и всех рассудит". Мировой пожар будет мировым судом. Гераклит, можно сказать, гилозоист. Его огонь - не только живая, но и разумная сила [2]. Впрочем, автор настоящей статьи выражает сомнение, что Гераклит возвышался до идеи Всеобщего нравственного суда.

Несколько иначе о Гераклите повествуется в источнике [5]. Здесь Гераклит представляется замкнутым, саркастическим философом, который плохо понимался современниками (прозвище "Темный") и в силу этого был низкого мнения об их умственных способностях. Но дело в том, что Гераклит часто выражал свои мысли с помощью неясных и многозначительных метафор, ибо был склонен к мифологическому стилю выражения и поэтическим образам. Он не претендовал ни на научность, ни на логичность. Гераклит опирался на интуицию и визионерство: его речь напоминала слова оракула. Вероятно, он имел в виду самого себя, когда говорил, что "Бог, который прорицает в Дельфах, не объявляет и не утаивает, а подает знак". По мнению авторов [5], остается неясным, был ли огонь для него "первоосновой" или же он использовал слово "огонь" в качестве метафоры изменения (всепоглощающий огонь). Возможны обе интерпретации. В одном из сохранившихся фрагментов Гераклит говорит, что "все вещи превращаются в огонь, а огонь - во все вещи, подобно тому, как товары обмениваются на золото, а золото - на товары". В эсхатологических своих высказываниях Гераклит говорит о мире, сгорающем во вселенском пожаре и возникающем вновь через регулярные промежутки времени. К этому циклу с непрерывно вспыхивающими пожарами и новыми мирами позднее обращаются стоики [5].

1.2 Стоическая философия о периодическом сгорании мира в огне

Стоицизм формируется в Греции в конце IV века до Р. Х., который в эллинистическом, и в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Основателем стоицизма считается Зенон из Кития (336-264 до Р. Х.). Диоген Лаэртский нам сообщает, что Зенон, вероятно, первый провозгласил, что основная цель человека "жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью" (в трактате "О человеческой природе"). Это - основная ориентация стоической философии на этику и ее разработку. По имеющимся сведениям, Зенон сам реализовал в своей жизни выдвинутый им идеал. Философ начал работу по соединению трех частей философии: логики, физики и этики в одну цельную систему. Согласно с такой установкой, греческие стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом: логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Учеником и последователем Зенона был Клеанф из Асса (331-232 до Р. Х.), который последовательно придерживался философских принципов учителя. Хрисипп из Сол (280-207 до Р. Х.) превращает стоическую философию в обширную систему. В физике, стоики больше всего идей позаимствовали у Гераклита [3].

Выделяют представителей средней стои (I-II века до Р.Х.): Панэтия из Родоса и Посидония, далее развивавших стоицизм и синтезирующих в его рамках другие философские учения, что делало стоицизм с эклектическим уклоном [3, 6].

Наиболее видными представителями римской новой стои считают Сенеку (ок. 4 г. до Р. Х. - 65 г.), Эпиктета (50-138 гг.) и императора Марка Аврелия (121-180 гг.). Философия новой стои уже не считает физику душой философии, но отводит ей подчиненную роль, на первое место выходит этика. Но общее у старой и новой стои то, что в физике они придерживаются дуализма материи и логоса - разума, активного начала, придающего материи форму. Интересен взгляд стоиков на Бога. Так, у Сенеки Бог подчиняет вселенную и является имманентной, правящей силой, властвующей над разумом - логосом. Сенека характеризует ее как "высшее благо и наивысшую мудрость", которая реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве. Сенека в этике продолжил тенденцию старой стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях. Эпиктет действительной сущностью человека считает разум. Поэтому следует печься не о материальном благосостоянии, удобствах и вообще о телесных удовольствиях, но только о своей душе. Для Эпиктета, по аналогии с тем, как разум властвует над человеком, так и в мире властвует мировой разум - логос (Бог). Бог - источник и определяющий фактор развития мира. Император Марк Аврелий понимает мир, как вечно текущий и изменчивый, а единственное, что во власти человека - его мысли и стремление к добродетели. В своих этических размышлениях Марк Аврелий говорит: "Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить, не иссякая, если до него постоянно докапываться". Основной целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т. е. подчинение "разумным законам природы в согласии с человеческим естеством". Марк Аврелий рекомендует: "Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению, то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных, ибо это суть в согласии с твоим естеством" [3].

У стоиков, как и у Гераклита, логос является ведущим принципом космоса. Они также называют его Богом, священным огнем или судьбой. Человек может так раскрыть себя логосу, что его душа окажется в гармонии с миром, с космосом. В этом случае душа определенным образом отразит порядок и гармонию, которые правят космосом. Так что стоики постулировали гармонию между индивидом и вселенной. Они говорили об огне, который горит как в Боге, так и в человеке, и который гарантирует братство людей. Человек оказывается индивидом, обладающим проблесками универсального логоса. Это позволяет людям формировать общество, устанавливать правопорядок и разрабатывать законы. Мудрыми являются, прежде всего, те люди, которые в состоянии разрабатывать справедливые законы [5].

Для нас прежде всего интересны эсхатологические взгляды стоиков. Нынешний мир не вечен. Стоические философы учили об огне, который все уничтожает через регулярные интервалы времени, а также о мире, который очищается и возникает после этого вновь. Однако этот мир повторяет то, что уже произошло в предшествующем мире. Возникший мир длится до тех пор, пока его не разрушит новый огонь, причем мировой процесс далее воспроизводит себя с новыми мирами и новыми мировыми пожарами. Так что стоики отстаивали концепцию истории как круговорота, ибо мир у них движется не по прямой линии вперед (или назад), а по кругу: все повторяет себя наподобие четырех времен года или наподобие времен суток; тот же космос, обреченный на разрушение и на воспроизводство не только в целом, но и в тех деталях, в которых был. Выходит нечто вроде "вечного возвращения": всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Все тот же Логос-огонь, те же законы, те же черты, те же связи [5, 6].

 []

Мир сгорит в огне.

Взято с сайта: http://news.gorod55.ru/gorod/?id=21373

2 Христианское вероучение об огненной катастрофе и преображении мира

2.1 Тексты Священного Писания и их традиционное толкование

О том, что в последний день этого мира Господь Бог сожжет мир огнем, есть более или менее точные указания еще в Ветхом Завете. Так в книге Второзаконие, восходящей основными идеями к Моисею (XIII век до Р.Х. [7]) есть такие строки: "...огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор" (Втор. 32: 22). Трудно или практически невозможно датировать эти строки. Есть вероятность, они появились позднее, когда книга Второзаконие подвергалась редакции во время царствования Иосии (640-609 гг. до Р.Х.), как то полагают ряд исследователей [7]. В таком случае, более древними строками будут слова пророка Исаии, жившего ок. 765-700 гг. до Р.Х. [7]: "Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде" (Ис. 30: 27-30). К древним текстам следует отнести и слова пророка Малахии (ок. 515-445 гг. до Р.Х. [7]): "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (Мал. 4: 1).

Об этих текстах можно сказать, что огонь здесь имеет божественную природу, ибо возгорается от гнева Божия, как об этом точно указано во Второзаконии и у Исаии. Что же касается текста слов пророка Малахии, то в нем более определенно выражена мысль, что огонь относится к последнему дню мира сего, к суду.

Мысль о сожжении мира огнем в последний его день присутствует и в Новом Завете (I век по Р.Х.). Так, Христос в Евангелии восклицает: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12: 49). Можно полагать, что речь идет об огне преображения падшего во грехе мира. Правда, традиционное толкование придает речи Христа несколько иной смысл. В качестве традиционного толкования мы примем слова авторитетного толкователя Нового Завета блаженного Феофилакта Болгарского (XII век). Блаженный Феофилакт Болгарский (Толкование на Евангелие от Луки) по этому поводу пишет [8]: "Ибо слово есть огонь, поедающий всякое вещественное и нечистое помышление и истребляющий идолов, из какого бы ни были они вещества. Разумеется, и ревность по добру, возгорающаяся в каждом из нас. А может быть, и ревность, порождаемая Словом Божиим, не разнится от первой. Господь желает, чтобы сим-то огнем возгорелись сердца наши. Ибо мы должны иметь пламенную ревность по добру. - "И как желал бы" иначе: и сколь сильно желаю, чтобы он уже возгорелся! Ускоряет возжжение огня сего, подобно как и Павел говорит: "духом пламенейте" (Рим. 12, 11), и в другом месте: "ревную о вас ревностью Божиею" (2 Кор. 11, 2)... Господь пришел низвести огонь не только на землю, на которой распространились Его учение и вера, но и на душу каждого, которая (сама по себе) есть терновная и бесплодная земля, но Словом Божиим возжигается как бы огнем и становится способной к принятию Божественных семян и духовноплодоносной. Ибо когда благодать Божия невидимо коснется чьей-нибудь души, то, кажется, она горит такой любовью к Богу, что нельзя и сказать. Так точно и Клеопа с его спутником, воспламеняемые невидимо огнем Божией благодати, говорили: "не горело ли в нас сердце наше" (Лк. 24, 32). Кто испытал такое состояние, тот поймет слова наши. А многие и часто испытывают оное при чтении Божественного Писания или житий святых отцев, то при убеждении и поучении от кого-нибудь, воспламеняясь душами к деланию добра, и одни пылают до конца, а другие тотчас же охладевают". Учитывая традиционное толкование, автор не будет сильно настаивать на своем предположении, что Христос говорил именно об огне преображения, который должен возгореться в последний день.

Рассмотрим теперь слова апостола Павла: "...Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3: 13-15). Вот какое толкование апостольскому тексту дает блаженный Феофилакт Болгарский (Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла) [8]: "Днем называет день суда. В огне, говорит далее, открывается, то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли [добрые дела] или что противное" и далее: "Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение сгорит), но обнаружится, что оно худо. Если бы кто перешел реку огненную в золотом вооружении, то вышел бы на берег в более светлом виде; но если бы через ту же реку пошел другой с сеном, то не только не получил бы никакой прибыли, но погубил бы и себя. Так будет и с делами. Следовательно, вера без добрых дел не приносит пользы. Ибо вот здесь основанием служит Христос; но дела, совершаемые не по закону Христову, осуждаются на сожжение". Так что блаженный Феофилакт толкует день огня, как день суда, последний день мира. По всей видимости, этот огонь возгорится вначале, как огонь преображения, а потом перейдет в огонь, попаляющий тех, кто осужден в геенну, ибо таинственные слова апостола: "впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" блаженный Феофилакт толкует следующими образом [8]. "Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений".

И наконец, рассмотрим слова апостола Петра, как наиболее точное и определенное указание на огонь преображения мира в последний его день: "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3: 3-13). Блаженный Феофилакт Болгарский (Толкование на Соборные апостольские послания) поясняет [8], что Господь откладывает Свой приход ради спасения многих, но это еще не значит, что правы наглые ругатели, отрицающие Второе пришествие Христа. Они не знают, что небеса и земля составлены из воды, ибо Бог повелел быть тверди посреди воды, и землю извлек из вод, в которые она была погружена, и такой мир был погублен водой. А нынешний мир будет разрушен огнем: "теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь, с чем вместе погибнут и нечестивые". Поскольку же мир по вине человека изменился к худшему, "то Творец мира, чтобы возвести к лучшему, по необходимости совершил очищение его при Ное посредством воды, а при кончине совершит посредством огня. И мы имеем обыкновение подвергать некоторые вещи действию огня, не для того, чтобы уничтожить их, но для того, чтобы придать им чистоту и блеск. В этом, вероятно, никто не усомнится. Подобное и Бог обещает сделать при кончине века посредством огня: лишнее и бесполезное для будущего состояния людей Он уничтожит...". И далее: "Что будет разрушение настоящего мира посредством огня - это мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов. Но скажет иной: зачем созидать мир, если он опять должен обратиться в тление? Такому скажем, что мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лице земли (Пс. 103, 30). Чувственная тварь, по создании Богом, была хороша весьма (Быт. 1, 31), а за преступление человека и сама эта тварь покорилась суете (Рим. 8, 20), то есть утратила твердость бытия своего. Потом, когда во время потопа стало на земле мало людей богочестивых, мир как бы вторично восстановился и получил начало чрез Ноя и прочие живые существа, сохранившиеся в ковчеге для того, чтобы послужить семенем нового состояния мира. Между тем род человеческий и тогда не улучшился, но пошел на худшее прежнего, от чего не отвратил его ни закон, данный чрез Моисея, ни пришествие Господне. Итак, поскольку и призвание ко спасению было многообразно, и погибель от непокорности была многоразлична, то необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судом Христовым (2 Кор. 5, 10) не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному Судии не свойственно, когда двое погрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины. Скажем, во-вторых, и то, что и мы посредством огня обыкновенно очищаем нечистые вещи от примеси и восстановляем их светлость. Сберегаются на день суда и погибели. Суда - то же, что осуждения". И далее: "Заключив слово о кончине века, что она непременно будет и будет чрез огонь (что и мы пространно разъяснили), апостол перешел к протяжению времени кончины мира и говорит, что не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленным, но долготерпит, ожидая спасения нашего и полноты имеющих спастись, и что пред Ним, бесконечным, ни какое время не продолжительно, но что у Него и тысяча лет, как один день; даже, по словам Давида, нет и множества дней, ибо он так говорит: тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс. 89, 5). Когда тысячу лет уподобляет страже ночной, то имеет в виду самый краткий срок. А ночь делится на четыре промежутка. Так Господь, по словам Евангелия (Мф. 14, 25), предстал Своим апостолам в четвертую стражу ночи. Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора [татя] и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор - на неожиданность; ибо никто, ожидающий вора, не бывает ограблен. Посему и Господь говорит, что как во дни Ноя были люди, пристрастные к пирам и к бракам, пока не застиг их потоп, так и пришествие Господа застигнет нечестивых неожиданно (Мф. 24, 37-39). С шумом значит с треском, а такой треск обыкновенно бывает, когда что-нибудь горит. Примечай. Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди; следовательно, он говорит только о погибели нечестивых или их дел нечестивых; ибо путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 7), а не сам нечестивый. Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленной и неувядающей, и дозволит наполнять другой и нетленный мир". Так что в последний день мира его ждет огненное преображение, выжигающее этим огнем все зло и весь грех (и все их последствия).

2.2 О чем говорит эсхатологическое учение

древних святых отцов и учителей Восточной Церкви

2.2.1 Из эсхатологии апостольских мужей (св. Поликарп Смирнский (ок.80-166 гг.), Ерм, автор послания апостола Варнавы, автор второго послания Климента к коринфянам, св. Игнатий Антиохийский (ок. 50-107 гг.), автор послания к Диогнету, св. Климент Римский (...101 г.), Папий Иерапольский (ок. 70-150 гг.))

Как пишет митрополит Макарий (Оксиюк), апостольские мужи верили, что некогда [в последний день] Бог "изменит небеса и горы, холмы и моря и все уравняется для избранных Его". Каким же образом мир изменится? Ерм видел зверя, на голове которого было несколько цветов: черный цвет означал нынешний мир, а огненно-кровавый цвет указывал на погибель мира через огонь и кровь. Автор второго послания Климента писал: "Знайте, что наступает уже день суда, как "пещь огненная", и расплавятся некоторые из небес, и вся земля (будет), как свинец, расплавляющийся в огне" [9].

Так что можно говорить, что апостольские мужи верили в огненное преображение мира.

2.2.2 Из эсхатологии христианских апологетов II-го века (св. Феофил Антиохийский (... ок. 183 г.), св. Иустин Философ Мученик (ок. 100-165 гг.), Афинагор Афинянин (... ок. 182 г.), Татиан (... ок. 182 г.), автор Cohortatio ad gentiles)

Христианские апологеты II-го века полагали, что мир некогда сгорит в огне. Об этом возвестили еще ветхозаветные пророки Моисей (Втор. 32: 22), Исаия (30: 27-30) и Малахия (4: 1). Учение о сожжении мира огнем было известно Сивилле и Истаспу, но особенно его придерживалась стоическая мысль. Но разница в том, что стоики учили о периодическом сгорании мира в огне, тогда как в христианстве будет только одно миросожжение, причем мир не исчезнет, а преобразится в лучший. Разница еще и в том, что стоики считали, что сгорание мира в огне будет происходить по закону превращения одной вещи в другую [огонь - основная стихия, в которую все остальные превращаются], тогда как христиане верят, что это Бог сожжет мир огнем, и это будет справедливым наказанием мира. И еще одно различие во взглядах стоиков и в вере христиан: стоики считали, что и Сам Бог разрешится в огонь, тогда как для христиан Бог нетленен и неизменен [9].

Христианские апологеты II-го века верили в огненное преображение мира.

2.2.3 Из эсхатологии св. Иринея Лионского (ок. 130-202 гг.) и его ученика св. Ипполита Римского (ок. 170-236 гг.)

Нынешний мир, по св. Иринею, прекратит свое существование, но не полностью, а изменится лишь форма его существования. Не уничтожатся ни сущность творения, ни субстанция, но лишь внешний вид этого мира прекратит свое существование, и наступят новое небо и новая земля. Как пишет митрополит Макарий (Оксиюк), "что же касается вопроса, каким образом наш мир некогда прекратит свое существование, то можно думать, что св. Ириней полагал, что он сгорит через огонь" [9].

По воззрению св. Ипполита, переход нынешнего мира в другой предполагает не только религиозно-этическую, но и космически-физическую перемену - произойдет сожжение нынешнего мира. Такого мирового пожара, по мнению св. Ипполита, ожидали еще греческие философы: Эмпедокл* и стоики [9].

* Примечание - Вероятно, св. Ипполит имел в виду Гераклита. Эмпедокла же с огнем связывает то, что согласно одному из преданий, Эмпедокл закончил свою жизнь тем, что бросился в огнедышащий кратер Этны, чтобы его считали бессмертным богом.

Итак, можно утверждать, что св. Ириней Лионский и св. Ипполит Римский верили в огненное преображение мира.

2.2.4 Из эсхатологии Климента Александрийского (ок. 150-215 гг.) и его ученика Оригена (ок. 185-254 гг.)

Климент Александрийский считал, что этот мир некогда прекратит свое существование, и тогда настанет другой мир. Прекратится существование этого мира и произойдет его обновление через огонь, что было известно еще языческим философам [9].

По мнению Оригена, Священное Писание достаточно ясно говорит о конце мира, например Давид говорит: "В начале Ты, (Господи,) основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся" (Пс. 101: 26-28). И Христос учит: "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24: 35). Также и апостол Павел пишет: "...проходит образ мира сего" (1 Кор. 7: 31). Ориген высказал уверенность, что мир сгорит через огонь, и причина этого в том, что мир лежит во зле. Языческие философы свое учение о миросожжении заимствовали у Моисея, так считал Ориген. Но мир не уничтожится, а пример иной, новый вид, ибо будут новое небо и новая земля. Правда, в отличие от основного русла христианства, Ориген учил о периодической кончине целого ряда миров, которые возникают по воле Бога один после другого [9].

Итак, Климент Александрийский и Ориген исповедовали огненное преображение мира.

2.2.5 Из эсхатологии св. Мефодия Олимпского (... 311 г.)

Св. Мефодий Олимпский полагал, что нынешний мир некогда прекратит свое существование через огонь. Но это не означает, что все будет истреблено огнем, но все обновится и очистится, ибо так говорит Писание. Мир же создан Богом для вечного бытия, поэтому небо и земля будут существовать и после миросожжения [9].

Св. Мефодий Олимпский верил в огненное преображение мира.

2.2.6 Из эсхатологии двух великих каппадокийцев: св. Василия Великого (330-379 гг.) и св. Григория Богослова (ок. 329-389 г.)

Св. Василий предполагал в будущем космическую перемену, ибо тогда "все будет иссушено огнем", когда настоящий мир прекратит свое существование, т.к. "начавшееся во времени по всей необходимости и окончится во времени", изменив свое бытие [9].

Св. Григорий говорил, что будет "разрушение существующего" и "некоторое изменение в лучшее". Он также утверждал, что "вещество сгорит" и будет "преобразование неба, претворение земли, освобождение стихий и обновление целого мира" [9].

Итак, св. Василий Великий и св. Григорий Богослов исповедовали огненное преображение мира.

2.2.7 Из эсхатологии великого каппадокийца св. Григория Нисского (335-394 гг.)

По учению св. Григория, в будущем все временные процессы жизни прекратятся, и окончится существование нынешнего мира. Это произойдет в тесной связи со Вторым пришествием Христа и прекращением нынешнего способа рождения людей. По его мнению, если этот мир некогда был сотворен и имеет начало, то обязательно наступит и его конец. И начало и конец этого мира непостижимы. Но мир не исчезнет, а обновится: "Когда прекратится этот способ рождения людей, то с окончанием его прекратится и время и, таким образом, совершится обновление вселенной". Мир после своего обновления будет отличаться от настоящего мира тем, что он освободится от постоянного течения времен, так как будет представлять собой только один нескончаемый день, который будет носить название "восьмого" дня: "Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время..., тогда несомненно окончится и эта седьмица, измеряющая время, и ее место заступит восьмой день, т.е. последующий век, который весь представляет собой один день, как говорит некто из пророков, назвав ожидаемую жизнь днем великим (Иоил. 2: 11)" и в другом месте: "согласно с верой, следующая за этой жизнь является какой-то постоянной и неразрушимой, неизменяемой ни рождением, ни тлением". Откроется вечное царство славы, люди и ангелы составят единство, и вся тварь будет прославлять Бога [9].

Так что можно говорить, что св. Григорий Нисский верил в обновление, преображение мира, но не говорил, что это преображение совершится через огонь.

2.2.8 Из эсхатологии св. Епифания Кипрского (ок. 315-403 гг.)

Св. Епифаний утверждал, что некогда, в последний день, весь мир через огонь очистится и обновится. Вся вселенная изменится, при этом так, что всецело будет соответствовать потребностям воскресших человеческих тел [9].

Св. Епифаний Кипрский исповедовал огненное преображение мира.

2.2.9 Из эсхатологии св. Иоанна Златоуста (347-407 гг.)

Описывая будущий век, св. Иоанн говорил: "...представь преображение всей вселенной: она уже не останется такою, но будет гораздо прекраснее и светлее и, насколько золото более блестяще олова, настолько тогдашнее устройство будет лучше настоящего..." [9].

Мы не находим в книге митрополита Макария (Оксиюка) утверждений, что св. Златоуст исповедовал преображение мира именно через огонь, но то, что весь мир задымится огнем при Втором пришествии Христа, такие высказывания есть: "Он, небесный, снидет в Иерусалим и Он, необъятный, - в Сион... И Он будет, как молния, являющаяся от востока до запада; от страха и трепета пред Ним небеса свернутся, как свиток. Тогда поколеблется вся земля, горы задымятся, огненные реки будут готовы принять грешников, черви, как драконы, с раскрытыми ртами будут жаждать крови грешных людей" [9].

2.2.10 Из эсхатологии бл. Феодорита Кирского (387-458 гг.)

По воззрениям бл. Феодорита, одновременно со Вторым пришествием Христа, Всеобщим Воскресением мертвых и Всеобщим судом произойдет преобразование всего мира [9].

2.2.11 Из эсхатологии Энея Газского (V - начало VI-го века)

Эней считал, что вместе с изменением человеческих тел при Всеобщем Воскресении мертвых, Бог изменит весь чувственный мир в бессмертный, чтобы он стал пригоден стать жилищем бессмертных существ [9].

2.3 О чем говорит эсхатологическое учение Православной Церкви

Рассмотрим, как эсхатологическое учение Церкви говорит об огненной катастрофе конца мира. Достаточно ясно учение Церкви изложено в "Православном катехизисе", составленном святителем Филаретом Московским (Дроздовым) (1783-1867 гг.), и в "Догматике Православной Церкви", написанной преподобным Иустином (Поповичем) (1894-1979 гг.). Их мы и используем.

Вслед за Вторым славным пришествием Христа и Всеобщим Воскресением мертвых, когда воскресшие тела людей станут нетленными и бессмертными, совершится преображение всего мира, вся тварь станет нетленной. Свт. Филарет [10] пишет: "367. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих (Рим. 8: 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает) (2 Пет. 3: 13). 368. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек (2 Пет. 3: 7)". По всей видимости, огненное преображение мира произойдет одновременно с Всеобщим страшным судом. А вот как об огненном преображении мира, которое наступит в день Второго славного пришествия Христа и Воскресения мертвых, пишет прп. Иустин Попович [11]: "Последний день человечества будет в то же время последним днем и для всей природы; конец времени будет одновременно и концом пространства в той категории, в какой оно нам является сейчас. Поскольку судьба видимой природы от начала своего существования находится под властным влиянием человека, то и ее конец совпадает с концом человеческой истории в этом мире. Органически таинственно связанная с человеком как боголиким созданием Божиим, природа сущностью своей жизни зависит от человека и всегда движется соразмерно человеку. Когда человек избрал путь греха и смерти как свой путь через историю, за ним вследствие непреодолимой внутренней зависимости от человека пошла и вся природа (Рим. 8: 19-23). Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека стало проклятием природы (Быт. 3: 17-18). И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории", и далее: "Поскольку в последний день пришествием Господа Христа упразднится грех и смерть, то и вся природа освободится от рабства греху и смерти, преобразится и заблистает своей первобытной, такой же, как до падения, безгрешной, бессмертной красотой. Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина - человека (ср. Рим. 8: 20). Грех, зло, болезнь, смерть - все это злосмрадные наносные отложения человека, которыми он перемарал и обезобразил безгрешное лицо природы. Но Господь Иисус пришествием Своим смыл все это с прекрасного лика богозданной и боготканной природы, и она заново заблистает в своей безгрешной доброте и несказанной красоте (ср. Быт. 1: 31). Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное, безгрешное состояние (Рим. 8: 21). Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа, потому что действием благодати Божией она выбросит из себя и сбросит с себя все грехи, все зло, все последствия греха и зла, а с ними и саму смерть. Так настанет новое небо и новая земля, в них же правда живет (2 Пет. 3: 13; ср. Откр. 21: 1)". Цитируя святых отцов, прп. Иустин Попович учит, что мир не погибнет, а преобразится в новый и лучший; конец света - это конец зла, греха и смерти, конец света в нынешнем его облике, но не конец богозданной сущности мира. Мир обновится, и будут новое небо и новая земля без греха и смерти. Перед самым концом мира наступит агония зла: будут землетрясения, солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с небес, силы небесные поколеблются, море восшумит и возмутится, небо скроется, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинутся с мест своих, на земле будет уныние народов, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Мф. 24: 29; Лк. 21: 25-26; Откр. 6: 14). Но вскоре прийдет Христос, и мир преобразится. Ссылаясь на послание апостола Петра (2 Пет. 3: 7-12), где апостол говорит о мировом огне, прп. Иустин Попович пишет: "Из этого вселенского пожара, в котором сгорит все зло, выйдут новое небо и новая земля, в нихже правда живет (2 Пет. 3: 13). Это значит, что на новом небе и на новой земле не будет ни неправды, ни зла, ни греха, ни болезней, ни смерти, ибо все это огнем попалится, и богозданная суть природы, прокаленная Божественным огнем, заблестит новой невыразимой красотой. То, что вся эта космическая катастрофа завершится преображением мира, а не его уничтожением, показывает еще и то, что святой апостол сравнивает конец света с потопом. Потоп не уничтожил мир, но лишь омыл его от грязи греха и зла и обновил его (2 Пет. 3: 6-7)". Преображение мира будет одновременно с преображением тел живущих людей: "Что касается тех людей, которых Второе пришествие Господа Христа застанет живущими на земле, то их тела в мгновение ока изменятся в духовные и бессмертные" (1 Кор. 15: 51-52). Прп. Иустин Попович ничего не говорит о телах животных, которые останутся живы к моменту Второго пришествия Христа, ибо это не имеет столь большой вероучительной ценности, но, судя по словам апостола Павла (Рим. 8: 21), и вся остальная живая тварь преобразится, т.е. станет бессмертной.

 []

Преображение Господне

Автор понимает так, что всеобщему преображению мира предшествовало преображение Христа, когда Он временно и предварительно показал себя ученикам в сиянии Своей божественной славы. Полное преображение тела Христа в нетленное и бессмертное произошло позднее, когда Спаситель воскрес.

Нужно отметить еще один важный момент в христианской эсхатологии. Огненному преображению мира в эсхатологии уделяется гораздо меньшее внимание, чем более значительным событиям, таким как Второе славное пришествие Христа, Всеобщее Воскресение мертвых и Страшный суд Христов. Даже приходу Антихриста и природным катаклизмам в христианской литературе больше места, чем огненному преображению мира. И действительно, все перечисленные события куда более важны, чем такой момент как огненная катастрофа, ибо она не затронет воскресших и живых праведников, которых такой огонь не попалит, но ввергнет грешников в огонь геенский, что определится окончательно на Страшном суде.

3 Современная наука об огненной катастрофе конца мира

3.1 Глобальные пожары вследствие падения крупного астероида на Землю

Современная наука указывает на возможность в будущем на Земле глобальных катастроф, вызванных падением крупных астероидов.

По данным статьи [12] в настоящее время известно около 10 астероидов, сближающихся с нашей планетой, диаметр которых более 5 км. По различным оценкам, такие небесные тела могут столкнуться с Землей с частотой не чаще, чем один раз в 20 млн. лет. Для крупнейшего из них - 40-километрового Ганимеда - вероятностъ столкновения с Землей в ближайшие 20 млн. лет не превышает 0,00005 процента, тогда как вероятностъ столкновения с Землей 20-километрового астероида Эрос оценивается за тот же период примерно уже в 2,5%. По расчетам ученых, столкновение с астероидом диаметром 8 км, должно привести к катастрофе глобального масштаба со сдвигами земной коры. Размер образующегося на поверхности Земли кратера будет порядка 100 км, а глубина кратера будет лишь в два раза меньше толщины земной коры. Даже падения астероидов размером 1-2 км уже может привести к общепланетарной катастрофе. Число таких астероидов, пересекающих орбиту Земли, приближается к 500, а их выпадение на Землю может происходить в не чаще, чем раз в 100 тыс. лет [12].

По данным В.Пустынского [13], который сделал самостоятельное исследование вопроса на основе сообщений в литературе и публикаций в Интернете, частота падения крупных астероидов на Землю выглядит следующих образом.

Таблица - Частота падения на Землю астероидов

Диаметр астероида.....10 м..............100 м................1 км.....................10 км.................100 км
Частота падения.. Раз в 4 года.Раз в 1000 лет..Раз в 250 тыс. лет..Раз в 70 млн. лет Раз в несколько млрд. лет

По его же [13] оценкам, за всю историю Земли на неё упало несколько тысяч астероидов диаметром около 1км и десятки астероидов диаметром более 10км, представляющих наибольшую угрозу. Скорость столкновения нашей планеты с астероидами составляет величину в интервале от ~5км/с до ~50км/с. К сожалению, астероиды размерами до 10 км с трудом поддаются обнаружению и могут остаться незамеченными вплоть до самого момента столкновения [13].

 []

Падение астероида на Землю

Взято с сайта: http://live.bete.tv/blog/space/114.html

Каковы же последствия для Земли в случае столкновения ее с крупным астероидом? Во-первых, это мощный взрыв, связанный с выделением большого количества тепловой энергии, и вызванная им ударная волна. Во-вторых, т.к. наиболее вероятно, что астероид упадет в океан, то это вызовет мощное цунами, способное затопить огромные территории суши. Так, по мнению исследователей, астероид, погубивший динозавров, вызвавший мощную ударную волну и затопление суши, должен был достигать 15 километров в поперечнике. Здесь нужно отметить, что ученые-эволюционисты не допускают и мысли, что динозавров мог погубить не астероид, а Всемирный Потоп, но это тема отдельного разговора... Последующие за падением астероида события должны развиваться, как предполагается, по следующему сценарию [14]:

- в воздух поднимутся миллионы тонн земного грунта и метеоритного вещества, которые, распыляясь в атмосфере, будут задерживать солнечный свет. Температура воздуха упадет на десятки градусов и будет удерживаться на таком уровне в течение нескольких месяцев;

- от мощнейшего удара о Землю кора планеты прийдет в движение, что приведет к многочисленным землетрясениям и извержениям вулканов. В воздух высвободится огромное количество метана, который воспламенится от молний. Это вызовет пожар в планетарном масштабе. В пожаре погибнут многие живые организмы;

- результатом общепланетарного пожара станет большое количество углекислого газа в атмосфере, что приведет к "парниковому" эффекту и к повышению температуры воздуха на несколько градусов выше средней. Так что живым обитателям Земли, пережившим пожар, придется подвергнуться значительным перепадам климата - от ледникового до парникового. Парниковый климат будет сохраняться на Земле в течение нескольких сот тысяч лет [14].

Ясно, что далеко не все живые организмы переживут подобное испытание. Для многих из них, если не для большинства, наступит конец света. Если считать, что общепланетарная катастрофа с мировыми пожарами будет вызвана падением астероида размерами порядка 10 км, то такое событие может наступить в ближайшие 70 млн. лет. Но огненная катастрофа не будет концом мира в полном смысле этого слова, ибо сохранится неживая природа, хотя и подвергнется серьезным изменениям.

3.2 Вероятная эволюция Солнца и испепеляющий жар светила

Современная наука предсказывает в отдаленной перспективе гибель всего живого на Земле под испепеляющим жаром Солнца. По эволюционистским представлениям, подразумевающим возраст Вселенной 10-20 млрд. лет и доминирующим в научном мире, Солнце является звездой 2-го или даже 3-го поколения, образовавшись из вещества, выброшенного звездами более ранних поколений. Считается, что общий ход эволюционного развития звезды зависит в первую очередь от массы и от исходного химического состава. Возраст нашего Солнца эволюционистами оценивается в 5 млрд. лет. И еще порядка 5 млрд. лет Солнце будет гореть в таком же стабильном режиме за счет термоядерного горения водорода и образования гелия. После этого начнут происходить значительные изменения, связанные с переходом Солнца на режим термоядерного горения гелия и образования углерода и кислорода. Если суммарное время стабильного горения Солнца оценивается в 10 млрд. лет, то режим горения его за счет гелия будет продолжаться менее 1 млрд. лет, остальные термоядерные реакции горения могут длиться еще меньше - менее 0,1 млрд. лет. Причем все последующие (после водорода) стадии горения будут менее устойчивыми. Даже теоретически точно неизвестно, чем закончится эволюция Солнца: прохождением стадии красного гиганта с последующим образованием белого карлика или же оно сразу станет белым карликом, хотя первое более вероятно. Длительность существования звезд, в том числе Солнца, на стадии белого карлика оценивается в 1 млрд. лет. Мы рассмотрим лишь наиболее вероятный сценарий конечных стадий эволюции Солнца до момента образования белого карлика. В настоящее время на Солнце происходят термоядерные реакции горения водорода. Радиус Солнца равен 696 тыс. км, температура в его центре составляет порядка 16 млн. К, а на поверхности - 5780 К. По мере выгорания водорода давление в центре Солнца начнет возрастать, возрастет температура ядра и общая светимость звезды. Процессы энерговыделения станут интенсивнее и переместятся от центра к периферии ядра. Ядро Солнца начнет сжиматься, а оболочка расширяться, разбухая до колоссальных размеров. Это диктуется условиями термоядерного горения, теплопереноса и гидростатического равновесия вещества (плазмы). Для Солнца такой ход событий произойдет, когда масса гелиевого ядра достигнет 40% массы Солнца. Итак, гелиевое ядро разогреется до более высоких температур (порядка 40 млн. К), чем температура ядра на устойчивой стадии горения водорода, а эффективная температура звезды, за счет ее огромных размеров, наоборот снизится (примерно до 3000-4000 К). Солнце станет красным гигантом. Радиус красного гиганта будет примерно в 20 раз больше радиуса современного Солнца, а светимость - в 200 раз больше. Это означает, что в 200 раз увеличится мощность световой энергии, излучаемой звездой [15, 16].

 []

Солнце

Взято из http://www.astronet.ru

После 10 млрд. лет устойчивого стабильного термоядерного горения водорода наступят резкие изменения и интенсификация физических процессов на Солнце, в том числе разогрев ядра, которые продлятся всего порядка 0,1 млрд. лет и приведут его на стадию термоядерного горения гелия. Термоядерное возгорание гелия начнется при температурах ядра звезды свыше 150 млн. К. Для Солнца это возгорание будет иметь характер теплового взрыва с быстрым расширением ядра. Произойдет гелиевая вспышка, и Солнце из красного гиганта на короткий срок станет красным сверхгигантом. Такая вспышка, вероятно, будет сопровождаться выбросом звездного вещества. Гелиевая вспышка и быстрое расширение ядра приведут к снижению температуры в области слоевого водородного источника энерговыделения. В результате светимость Солнца после гелиевой вспышки упадет. Оболочка звезды сожмется, и Солнце перестанет быть красным сверхгигантом, вернувшись к состоянию красного гиганта. Стадия термоядерного горения гелия продлится на Солнце порядка 1 млрд. лет, поскольку энергоемкость гелиевого топлива меньше, чем водородного. В тоже время, гелий горит при более высоких температурах, чем водород. Поэтому температура в центре Солнца составит порядка 200 млн. К, что на порядок больше, чем при водородной стадии горения; зато оболочка звезды будет относительно холодной (3000-5000 К), и Солнце будет представлять из себя красный гигант. По мере выгорания гелия снова начнется сжатие ядра и расширение оболочки. Солнце снова станет красным сверхгигантом с углеродно-кислородным ядром и слоевым источником энерговыделения. Доминировать в энерговыделении будет гелиевый слоевой источник, но сохранится и водородный слоевой источник. Горение гелиевого слоевого источника будет очень неустойчивым и сопровождаться частыми вспышками и выбросами звездного вещества. Возникшая при этом внутри звезды конвекция будет способствовать синтезу неона, натрия, магния и др. более тяжелых элементов. Итак, после 1 млрд. лет относительно стабильного термоядерного горения гелия вновь наступит короткий период резких изменений в жизни Солнца, превратив его во второй раз в красного сверхгиганта. Дальнейшие события, вероятно, будут развиваться так. Сильные вспышки на Солнце могут привести к выбросу одной или нескольких оболочек. Но постепенно, на фоне всех этих вспышек и выбросов, Солнце будет сжиматься, поскольку исчерпаются запасы гелия. Погаснут слоевые источники энерговыделения, и Солнце начнет остывать, превратившись в белый карлик, радиус которого станет примерно в 100 раз меньше современного радиуса Солнца, температура внутренней области порядка 10 млн. К, а температура поверхности в пределах 5000-70000 К. Белый карлик будет остывать еще порядка 1 млрд. лет, расходуя оставшуюся тепловую энергию. Теория предсказывает, что в белые карлики превращаются звезды с массой не более 3-6 масс Солнца, которые значительную часть вещества при этих процессах теряют, потому масса самого белого карлика еще меньше [15, 16].

 []

Сброс оболочки и образование белого карлика.

Планетарная туманность Спирографа. Взято из http://www.astronet.ru

Итак, эволюция Солнца будет весьма драматичной, и сопровождаться стадиями разбухания размеров, существенного увеличения мощности излучения, выбросами вещества. Уже конец стадии горения водорода (через 4-5 млрд. лет) приведет к росту общей светимости и размеров Солнца, что сделает жизнь на Земле невозможной. На Земле увеличится жар от Солнца, температура существенно возрастет, океаны испарятся, климат станет схож с климатом Венеры. Когда же наше светило будет проходить стадию красного гиганта, вообще можно будет говорить об испепеляющей жаре на нашей планете. Чем-то эта ситуация будет схожа с концом мира в испепеляющем огне, с той лишь разницей, что все окончится для живых существ, неживая же природа продолжит свое существование. Так что в полном смысле нельзя будет говорить о конце мира, но о конце жизни на земле. Кроме того, эти события не наступят внезапно в некий день, но произойдут постепенно через несколько миллиардов лет, по мере увеличения светимости Солнца. Таковы прогнозы современной науки относительно влияния нашего светила на жизнь на Земле.

Заключение

Итак, мы рассмотрели с Вами, читатель, основные утверждения общечеловеческой мысли об огненной катастрофе конца нынешнего мира. Об огненной катастрофе говорили некоторые античные философы - Гераклит и стоики. О ней же говорит христианское вероучение, с первых веков христианства. Огненную катастрофу предсказывает и современная наука, причем либо катастрофа произойдет из-за падения крупного астероида на Землю, либо значительно позже, когда наше Солнце превратится в красного гиганта и испепелит планету.

Но есть существенные различия в этих предсказаниях.

Гераклит, интуитивно прозревая богооткровенную истину огненного сгорания мира, не разделял моральное и физическое, и видел в огне как физическое уничтожение мира, так и последствия его моральной оценки. Стоики, как более поздние и рассудочные философы, четко отделяли физическую и этическую сторону мира. Они говорили о физическом уничтожении мира, происходящем по закону превращения стихий и вещей. И Гераклит и стоики говорили о периодическом сожжении и восстании мира из пепла. Здесь они исказили богооткровенную истину, открытую в христианстве. Христианство свою истину об однократном огненном преображении мира черпает из Ветхого и Нового Заветов, провозглашенных пророками и апостолами, но не заимствует из эллинистической философии, как то думают некоторые, ибо пророчества Моисея, Исаии и Малахии по времени своего происхождения и по отсутствию тесных контактов до завоевательных походов Александра Македонского отрицают вероятность каких либо заимствований. Кроме того, христианство ясно говорит, что огненное преображение мира произойдет не по закону превращения стихий и вещей, а по непосредственному действию Бога. И, наконец, современная наука прогнозирует вероятность огненных катастроф, могущих погубить все живое на Земле. Но этот прогноз никак не содержит мысль, что мир не просто погибнет, а мир преобразится из нынешнего, тленного мира в мир нетленный, о чем учит именно христианство. Современная наука может спрогнозировать огненную катастрофу из-за падения астероида в ближайшие 70 млн. лет, либо испепеление Земли Солнцем через 4-5 млрд. лет. Христианство же утверждает, что дату огненного преображения мира невозможно предсказать, но это преображение произойдет в день Второго славного пришествия Христа, когда Спаситель воскресит всех мертвых и произведет Всеобщий окончательный суд над разумной тварью. И тогда весь мир будет охвачен огнем, который не попалит оправданных на Страшном суде, но будет началом огня геенского для отверженных Богом.

Литература

[1] И.А.Мусский. Сто великих мыслителей. - М.: Вече, 2000. - 688 с.

[2] Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш, школа, 1981. - 374 с.

http://geraklit.moy.su/publ/6-1-0-3

[3] История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш И. И. Богута.- М.: Мысль, 1994.- 590.

Цифровая библиотека по философии:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st014.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st025.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st026.shtml

[4] Архимандрит Рафаил Карелин. О логосе Гераклита

http://karelin-r.ru/newstrs/155/1.html

[5] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 800 с.

http://society.polbu.ru/skirbekk_philohistory/ch06_all.html

http://society.polbu.ru/skirbekk_philohistory/ch31_all.html

[6] Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_06.php

[7] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В Синодальном переводе с комментариями и приложениями. Российское библейское общество, М. - 2008. - 2047 с.

[8] Блаженный Феофилакт Болгарский

http://feofilakt.org.ua/

[9] Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2006. - 674 с.

[10] Пространный христианский катехизис Православной кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). - М., 2005. - 128 с.

[11] Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 144 с.

[12] Кометно-астероидная опасность столкновения с Землей

http://astrometric.sai.msu.ru/stump/html/1_137.html

[13] Владислав Пустынский. Последствия падения на Землю крупных астероидов

http://www.meteorite.narod.ru/proba/stati/stati58.htm

[14] Межзвездные "нокауты" Земле. Астероиды и кометы могут быть не единственной причиной периодической гибели всего живого на нашей планете. ?06 (42) 20 июня 2001 г. НГ-НАУКА

http://science.ng.ru/space/2001-06-20/4_knockout.html

[15] Физика космоса. Маленькая энциклопедия./ Редкол.: Р.А.Сюняев и др. - 2-е изд-е, М.: "Советская энциклопедия", 1986. - 783 с.

[16] В.Ю.Скосарь. Катастрофы и изменения хода времени

http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/

Апрель 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

О возможности огненной катастрофы геологического происхождения

Постараемся восполнить один недостаток настоящей статьи: ведь, рассматривая предполагаемые наукой космические причины огненного конца мира, мы не упомянули возможных геологических причин. О геофизике недр Земли мы знаем гораздо меньше, чем о физике внутренности Солнца, как это ни странно. Поэтому совершенно невозможно что-либо сказать о дальнейшем ходе геологических процессов, обусловленных движениями в горячей мантии и еще в более раскаленном ядре Земли. Но можно поговорить о более реальной и близкой опасности - о возможности возгорания горючих газов: метана и сероводорода, которыми насыщены в некоторых местах морские воды. Вот об этом и будет речь. В перестроечное время в бывшем СССР обострился интерес к такому варианту экологической катастрофы, как воспламенение горючих газов, выходящих из глубин Черного моря. Немного позже была опубликована любопытная брошюра из серии "Знание", посвященная комплексному рассмотрению указанной проблемы [17]. В этой небольшой книжке автор - А.Барашков - попытался осуществить синтез научного и религиозного подхода, в том смысле, что привлекал к анализу некоторые библейские повествования. Так, ответственность за гибель Содома и Гоморры была возложена на катастрофический выброс и возгорание соединений серы, сероводорода, поскольку в книге Бытия говорится, как Господь пролил на указанные города серу и огонь. Указание в Апокалипсисе на озеро, горящее огнем и серой, есть, по мнению А.Барашкова, переработка исторической памяти народа о катастрофических выбросах метана и сероводорода из водных бассейнов ближайших морей, и их воспламенении. К примеру, в настоящее время, говорит А.Барашков, существует "сероводородный пояс планеты", где высока концентрация этого газа: Красное и Черное моря, воды у побережий Перу и Намибии и др. А поскольку в последние десятилетия усиливается "давление" цивилизации на природу (промышленные выбросы, изменения гидрологического режима по причине строительства плотин и пр.), то замечается дефицит поступления кислорода в морскую воду. Уменьшение кислорода, как хорошего окислителя сероводорода, приводит к росту концентрации сероводорода, и расширению зон, отравленных этим газом.

В последние десятилетия (к 1991 году), пишет А.Барашков, глубина, с которой начинается сильное отравление морской воды сероводородом, в Черном море приподнялась до отметки примерно 80 м (вдали от побережья), увеличиваясь, правда, по мере приближения к берегу (до 200 м). Очень попортило ситуацию строительство плотин на реках, впадающих в Черное море. В настоящее время сильные ветры способны так поднять на поверхность насыщенные сероводородом глубинные воды, что возможно даже почувствовать отвратительный запах этого газа (запах тухлых яиц).

Опасность подтверждается еще тем фактом, что во время Крымского землетрясения 1927 г., мощностью до 9 баллов, с эпицентром в море, наблюдались огромные горящие факелы над водой (у мыса Лукулла, Евпатории, Севастополя). В рапорте начальника Гидрографического управления Черноморского флота, сделанном на основании наблюдений с военных постов, указывалось на вспышки огня в море высотой до 500 м и шириной около одной морской мили (1852 м), о запахе тухлых яиц. Впрочем, полагают, что тогда горел метан, а не сероводород [17].

Откуда же в Черном море эти горючие газы? Многие специалисты полагают, что метан выделяется по периферии бассейна моря, а также из метановых газогидратных образований в глубоководной части [18]. Первичных же источников метана два: недра Земли и деятельность бактерий. Значительная часть метана накапливается в газогидратах, но газогидраты являются нестабильными образованиями, они способны разлагаться при снижении давления или повышении температуры с выделением горючего метана. Разложение газогидратов может быть ускорено глобальным (или местным) потеплением, а выделившийся метан способен усилить парниковый эффект в атмосфере Земли и еще более повысить температуру воздуха. Так что заработает самоускоряющийся опасный процесс. Уже сейчас разработка газогидратных месторождений, а также проходка нефтяных и газовых скважин через гидратсодержащие слои могут вызвать выделения метана в атмосферу, деформации скважин, и повысить риск аварий и катастроф. А теперь о сероводороде. Многие исследователи полагают, что главный источник сероводорода - это восстановление бактериями присутствующих в воде сульфатов (возникающих при разложении органики), причем - в толще воды и в донных осадках. Кроме того, гниение органических веществ непосредственно дает выделение сероводорода. И еще сероводород поступает сквозь трещины земной коры: из гидротермальных вод и нефтяных пластов [18]. И если выделяющийся сероводород окисляется кислородом, так что поддерживается некоторое динамическое равновесие, и поверхностные воды Черного моря свободны от этого ядовитого и горючего газа, то с метаном вопрос сложнее. В среднем, концентрация сероводорода в Черном море гораздо выше, чем метана (миллиграммы сероводорода на литр воды - против микромолей метана на литр воды). Однако, именно метан (и некоторые др. углеводороды) считается ответственным за горение поверхности моря в 1927 г. при Крымском землетрясении [18]. В прессе встречаются такие утверждения по поводу Черного моря [19]:

- за последние 30 лет (к 2010 году) уровень сероводородного слоя поднялся на 50 км; - в 1927 г. глубина сероводородного мешка составляла в среднем 300 м, в 1967 г. - 200 м, ныне - 100 м (под. Туапсе - всего 25 м), так что средняя скорость подъема уровня сероводородной зоны составляет примерно 1,5-2,0 м в год;

- тем, не менее, специалисты полагают, что возгорание моря или взрыв - маловероятны, в худшем случае возможны локальные возгорания вдали от берега, и то, лишь при крупном землетрясении, поскольку концентрация сероводорода в морской воде на порядки менее критической, при которой возможны глобальные катастрофы;

- максимальная концентрация сероводорода в воде моря 13 мг/л, что в 1000 раз меньше, чем необходимо для выделения его как газа из моря;

- смертельная концентрация сероводорода в воздухе порядка 670-900 мг/куб.м, нестерпимая по запаху концентрация сероводорода в воздухе гораздо меньше - 2 мг/куб.м, а гипотетический выброс всего сероводорода морской воды на поверхность даст концентрацию во много раз меньшую, чем нестерпимая, и еще меньшую, чем смертельная;

- горение моря в 1927 г. не могло быть вызвано выбросами сероводорода, поскольку наблюдалось в местах, весьма отдаленных от зон повышенного содержания сероводорода, а было вызвано резким выходом метана из Криворожско-Евпаторийского тектонического разлома (спровоцированного землетрясением), где выходы метана в виде "факелов" наблюдаются регулярно.

И хотя указанные аргументы специалистов должны нас немного обнадеживать, тем не менее, есть и настораживающие тенденции повышения уровня сероводородного мешка в Черном море. И хотя содержание метана в море еще меньше, чем сероводорода, тем не менее именно он способен давать светящиеся факелы.

Неприятно то, что политики используют сероводородную угрозу от Черного моря для своих целей, нагнетая тревогу в обществе. Например, М.С.Горбачев в 1989 г. заявил, что миру грозит крупная региональная катастрофа: сероводородные воды Черного моря вскоре хлынут через пролив Босфор в Мраморное, Эгейское и Средиземное моря. А в 1997 г. в СМИ стали вещать о мощном взрыве всего сероводорода Черного моря, который приведет к детонации атомного взрыва всего урана, залегающего на Кавказе!... [19].

* По мнению автора настоящей статьи, нам не следует распространять подобную паническую дезинформацию. Огненной катастрофы геологического происхождения пока не предвидится. Но нам необходимо задуматься о том, как решить проблему все более усиливающегося отравления Черного моря сероводородом. Нам необходимо лишний раз осознать, что за неразумное использование природных ресурсов мы можем быть наказаны экологическими катастрофами, в данном случае - регионального масштаба. А неразумное использование ресурсов не есть ли прямое следствие греховной алчности человека, сребролюбия (жажды богатства) и властолюбия?

[17] Барашков А.И. Будет ли Конец Света? М.: Знание, 1991. - 48 с.

[18] В.А.Пухлий, Н.И.Ковалев, И.Ю.Софийский. Некоторые проблемы химической кинетики в акватории Черного моря. Екологiчна безпека. Збiрник наукових праць СНУЯЕтаП, 2011. - с. 137-144.

http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/znpsnu/2011_2/Z38R2S8.pdf

[19] Почему море - Черное? (Елена Непокора). Сайт 'Наш Днепропетровск', 2010.

Апрель 2012 г. - октябрь 2012 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"