Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

О природе сновидений и об их толковании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сновидения всегда интересовали человечество, ибо значительное время своей жизни люди пребывают во сне. Какова природа сновидений? Являются ли сновидения чисто психологическим явлением или они представляют собой нечто большее? Нужно ли им приписывать важность? В настоящей работе сделана попытка ответить на эти вопросы. Мы приведем некоторые данные современной науки о природе сна и сновидений; рассмотрим, как относится к сновидениям христианское вероучение; предложим психологическую гипотезу о природе сновидений.

О ПРИРОДЕ СНОВИДЕНИЙ И ОБ ИХ ТОЛКОВАНИИ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Человек проживает во сне примерно треть своей жизни. Поэтому безусловно важно установить природу и физиологию сна. Но в нашей статье актуальность исследования физиологии сна не является самоцелью, а определяется существованием такого интересного феномена, как сновидения. Какова природа сновидений? Являются ли сновидения чисто психологическим явлением или они представляют собой нечто большее? Нужно ли им приписывать важность? На протяжении человеческой истории существовали различные ответы на эти вопросы. В языческих представлениях древних народов сновидения связывались с мистическими представлениями о потусторонней жизни, представлялись общением с умершими. Содержанию сновидений приписывались функции предсказаний будущих событий. Существовали и более трезвые точки зрения, согласно которым сновидения интерпретировались в их связи с активным бодрствованием, в связи с насущными физиологическими и эмоциональными потребностями. (Сон является продолжением душевной жизни в бодрствующем состоянии - Аристотель.) Люди пытались толковать сновидения, гадать по ним, составлялись и продолжают составляться различные сонники и т.п. В настоящей работе мы приведем некоторые данные современной науки о природе сна и сновидений; рассмотрим, как относится к сновидениям христианское вероучение; предложим психологическую гипотезу о природе сновидений и способ их толкования.

1 Физиология сна и гипотезы о его сущности

Несмотря на многочисленные научные исследования, цельной теории сна пока не существует. Современные представления о природе сна сформировались во второй половине ХХ века, после появления методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз [1]. До этого на протяжении длительного времени считалось, что сон нужен лишь для отдыха организма, и сам сон рассматривался по таким внешним признакам, как состояние покоя, психической заторможенности и снижения чувствительности органов чувств. Во второй половине двадцатого столетия стало ясно, что сон не есть покой, а телесный отдых вовсе не обязательный элемент физиологического сна. Вот, что было открыто учеными [2]:

- обнаружено существование фазы "быстрого", парадоксального сна, по ряду признаков похожего на бодрствование;

- выяснено, что сон присущ больным с атрофией мышечной системы, хотя эти больные вовсе не нуждаются в соматическом (телесном) отдыхе.

Что же еще установлено к настоящему времени? В настоящее время считается, что сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам, насекомым и некоторым другим животным [1]. Согласно другим данным, сон присущ только человеку и теплокровным животным (млекопитающим и птицам), а другие животные не спят, а проводят холодные периоды года в полном оцепенении. Вероятно, сон появился вместе стерморегуляцией у теплокровных животных, у которых во сне мозг активно работает [2, 3]. Далее мы будем говорить о сне у человека и лишь при необходимости упомянем о сне у животных. Во сне повышается интенсивность анаболизма (совокупности биохимических процессов синтеза сложных соединений из более простых, направленных на образование составных частей клеток и тканей, и происходящих с расходованием энергии) и снижается катаболизм (совокупность процессов распада, разложения сложных веществ на более простые вещества или окисления какого-либо вещества, обычно протекающие с высвобождением энергии). Обычно перед сном наступает состояние сонливости, характеризующееся снижением активности мозга и уровня сознания, зевотой, понижением чувствительности сенсорных систем, снижением частоты сердечных сокращений и секреторной деятельности различных желез [1].

Сон включает в себя последовательность закономерно повторяющихся стадий. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга. Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: "медленный" и "быстрый" сон (о котором мы уже упоминали). В начале сна преобладает длительность медленного сна, а перед пробуждением - растёт длительность быстрого сна. Полисомнография (система регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз) показывает, что сон у большинства людей состоит из 4-6 волнообразных циклов, длительностью 80-100 мин. Каждый цикл включает сначала фазы медленного, или ортодоксального, сна, на долю которого приходится примерно 75-85% от общей продолжительности сна, и затем быстрого, или парадоксального, составляющего около 15-25% продолжительности сна [1, 4]. Вероятно, именно такая закономерная смена фаз и циклов сна является наиболее надежным критерием сна, и позволяет отличить нормальный сон от монотонных "сноподобных состояний" [2].

Во время медленного сна прогрессивно падает мышечный тонус; в быстром сне мышечный тонус отсутствует. В медленном сне замедляется работа сердца, становится реже частота дыхания, секреторная и моторная функции пищеварительного тракта по мере углубления медленного сна уменьшаются, температура тела прогрессивно снижается. (Пробуждение сопровождается повышением температуры тела.) В быстром сне увеличивается частота сердцебиений, которая может даже превышать частоту сердцебиений при бодрствовании, значительно изменяется артериальное давление, дыхание становится нерегулярным, терморегуляция нарушена, секреторная и моторная активность пищеварительного тракта практически отсутствует, возникает эрекция полового члена и клитора [4].

А теперь рассмотрим немного подробнее медленный сон. В свою очередь медленный сон (медленноволновой, ортодоксальный) включает 4 стадии [1, 4]:

1) на первой стадии альфа-ритм (8-13 Гц) электроэнцефалограммы уменьшается, и появляются низкоамплитудные медленные тета- (4-7 Гц) и дельта-волны (1-4 Гц). Состояние человека при этом характеризуется дремотой с полусонными мечтаниями и сноподобными галлюцинациями. По некоторым данным в этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы. (В свое время автор этой статьи, в состоянии полудремы перед сном, решил сложную стереометрическую задачу, когда обучался в школе в математическом классе. Причем решение было интуитивно "увидено" в виде пространственного образа, но формально не доказано. Еще сутки ушло на оформление доказательства. Поскольку никто из класса эту задачу не решил, то для автора решение было предметом особой гордости);

2) на второй стадии на электроэнцефалограмме появляются так называемые "сонные веретёна" - сигма-ритм (12-20 Гц). С появлением "сонных веретён" происходит отключение сознания; в паузы между веретёнами, которые возникают 2-5 раз в минуту, человека легко разбудить. Повышаются пороги восприятия сенсорной системы. Самым чувствительным анализатором сенсорной системы остается слуховой анализатор: например, мать просыпается на крик ребёнка, каждый человек просыпается на называние своего имени;

3) третья стадия характеризуется всеми чертами второй стадии, при этом на электроэнцефалограмме появляются медленные высокоамплитудные дельта-колебания (2 Гц);

4) четвертая стадия - это самый глубокий сон. На электроэнцефалограмме преобладают дельта-колебания (2 Гц). Третью и четвёртую стадии сна часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно; и в это время возникают многие сновидения; и именно на этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары. По пробуждении человек всего этого практически не помнит.

Существует предположение, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат организма [1]. Кроме того, можно предположить, что в медленном сне мозг не прекращает перерабатывать информацию, а переходит от обработки внешних сигналов к ответу на импульсацию, приходящую в кору со стороны внутренних органов. Вероятно, во время медленного сна происходит восстановление гомеостаза мозговой ткани и оптимизация управления внутренними органами [2].

А теперь - быстрый сон. Быстрый сон (быстроволновой сон, парадоксальный сон, стадия быстрых движений глаз, или сокращенно БДГ-сон, REM-сон) - это пятая стадия сна (если считать предыдущие 4 стадии сна медленного), открытая в 1953 г. Н.Клейтманом и его аспирантом Ю.Аcеринским. Электроэнцефалограмма в состоянии быстрого сна характеризуется быстрыми колебаниями электрической активности, близкими по значению к бета-волнам (14-30 Гц), что напоминает состояние бодрствования. Вместе с тем в эту стадию человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса, и в этом парадоксальность быстрого сна. Однако глазные яблоки совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчетливая связь между фазой быстрого сна и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в большинстве случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна уменьшается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный. Прерывание быстрого сна вызывает более тяжёлые нарушения психики по сравнению с нарушениями медленного сна. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах. Слепым от рождения снятся звуки и ощущения, быстрого движения глаз у них нет. Установлено, что во время парадоксального сна клетки мозга весьма активны, но информация от органов чувств к ним не поступает и не подается на мышечную систему. Существует предположение, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты (возникает примирение нерешенных в бодрствовании конфликтов, снятие напряжения и тревоги, как говорится в пословице "утро вечера мудренее"), переработку вновь поступившей информации, обмен информацией между сознанием и подсознанием. Высказана гипотеза, что в парадоксальном сне в нейрологическую память передается наследственная, генетическая информация, имеющая отношение к организации целостного поведения; в мозгу происходит комбинация новой, полученной за день, информации с врожденными инстинктами. Одним из подтверждений этого служит появление в парадоксальном сне эмоционально окрашенных сновидений у человека, а также обнаруженный и детально исследованный учеными феномен демонстрации сновидений у подопытных кошек (у которых искусственно устранен мышечный паралич во время сна): эти кошки во сне убегали от воображаемого врага, ловили воображаемую мышь и т.п. [1-4].

В головном мозге есть скопления нейронов (гипногенные центры), возбуждение которых вызывает развитие сна. Отдельно есть структуры, обеспечивающие развитие медленного и быстрого сна [1, 2].

В настоящее время полагается, что сон имеет следующие основные функции [1, 4]:

- обеспечивает отдых организма;

- восстанавливает иммунитет;

- способствует переработке и хранению информации. Предполагается, что сон, особенно медленный, облегчает закрепление изученного материала; быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий; в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствующем состоянии с помощью логического мышления;

- играет важную роль в процессах метаболизма. Как мы уже выше упоминали, во время сна повышается интенсивность анаболизма и снижается катаболизм. В частности, во время медленного сна высвобождается гормон роста; во время быстрого сна происходит обогащение нейронов кислородом, биосинтез белков и РНК нейронов.

Нормальная продолжительность сна у человека в сутки обычно составляет в среднем 6-10 часов. Продолжительность сна зависит от возраста. Продолжительность сна у новорожденных 12-16 часов, у взрослых 6-8 часов, у пожилых людей 4-6 часов. Существуют различные нарушения сна, имеющие множество возможных причин, например бессонница и др. Лишение сна является довольно тяжёлым испытанием. В течение нескольких бессонных дней сознание человека теряет ясность, человек испытывает непреодолимое желание уснуть и периодически "проваливается" в состояние со спутанным сознанием. Можно сказать, что сон для организма важнее пищи [1].

Сон для нас прежде всего интересен таким феноменом, как сновидение. Можно сказать, что сновидение - субъективное восприятие во время сна некоторой психической реальности, которая может включать в себя зрительные образы, звуки, слова, мысли, ощущения, фантастические представления, отрывочные сцены или цельные сюжеты. По всей видимости, производство мозгом ассоциаций во сне становится практически хаотичным из-за минимального уровня сознания и воли, способных организовывать и направлять мышление. (Сновидения представляют собой небывалые комбинации бывалых впечатлений - И.М.Сеченов.) Сновидец обычно не понимает, что находится во сне, принимая свои переживания за объективную реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна [1, 4].

Точно также как не существует цельной теории сна, пока еще не создано единой теории сновидений. Но, если обобщить представленный выше материал о физиологии сна и о природе сновидений, то о сновидениях можно сказать следующее:

- в сновидениях часто наблюдается своеобразное продолжение душевной жизни в бодрствующем состоянии, переживаются насущные физиологические и эмоциональные потребности, и (добавим здесь) происходит их иллюзорное удовлетворение;

- возникает примирение нерешенных в бодрствовании конфликтов, происходит снятие напряжения и тревоги;

- реализуются подсознательные модели ожидаемых, прогнозируемых событий;

- в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствующем состоянии с помощью логического мышления;

- перерабатывается вновь поступившая информация, происходит комбинация новой, полученной за день, информации с врожденными инстинктами и (добавим здесь) психологическими установками, происходит обмен информацией между сознанием и бессознательным;

- доминирует обработка информации, поступающей от внутренних органов.

В связи с последним тезисом нужно отметить следующее, что в сновидениях мы иногда узнаем, что больны, и это вскоре выясняется в действительности, и этому есть естественное объяснение, что, поскольку во время сна организму не мешают сигналы от внешнего мира, он переключается на сигналы от внутренних органов и раньше ощущает болезнь.

После того, как мы обобщили предположения о сущности сновидений, причем сновидений естественных, имеющих физиологическую и психическую природу, нам необходимо оценить важность сновидений для духовной жизни человека. Этому посвящен следующий параграф настоящей статьи.

2 Священное Писание и св.отцы о природе сновидений и об их толковании

Для того, чтобы нам не гадать о важности сновидений для человека и не запутаться в умозаключениях, необходимо избрать прочное основание для рассуждений. В качестве прочного основания мы избираем христианское вероучение, в частности, тексты Священного Писания (Библии) и высказывания св.отцов, через которых говорил сам Дух Святой. Понятно, что мы не будем здесь искать ответа на вопрос о сущности сновидений - пусть этим занимается наука, но мы скажем о важности сновидений в духовной жизни человека, и о причинах или об источниках различных сновидений.

Рассмотрим теперь, чему нас учит Священное Писание о сновидениях. Библия показывает нам, что сновидения бывают естественными и сверхъестественными.

Иногда, в сверхъестественных сновидениях, Бог посещает и просвещает человека, обращаясь к человеку лично или давая сновидческие образы и их объяснение.

В Ветхом Завете рассказывается о пророческом сне Авраама, когда Господь поведал патриарху о будущем угнетении и освобождении еврейского народа и о личной судьбе самого Авраама (Быт. 15: 12-16).

Бог во сне предупреждает Авимелеха, царя Герарского, что Сарра имеет мужа, и поэтому под страхом смерти запрещает на ней жениться (Быт. 20: 3)

В Библии рассказывается о пророческом сновидении Иакова, когда тот узрел образ чудной лестницы, соединяющей небо и землю, по которой ангелы восходят вверх и нисходят вниз, и на которой стоит Сам Господь. В этом сновидении Бог обещал Иакову в наследство землю, где Иаков почивал, возрастание его потомства и благословение через его потомков всех племен и народов земных (Быт. 28: 10-17). Толкователи объясняют это видение, как образ промысла Божия о мире через посредство ангелов, а также как прообраз воплощения Сына Божия, соединившего небо и землю, и прообраз Божией Матери, послужившей Боговоплощению.

В книге Бытия рассказывается о пророческих снах Иакова и Лавана Арамеянина (Быт. 31: 10-13, 24; 46: 2-4).

В пророческом сне Иосиф увидел, как он с братьями вяжет снопы на поле, и снопы братьев поклонились его снопу, стоящему прямо. В другом же сне видел Иосиф, как солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются ему (Быт. 37: 5-11). За эти сновидения братья разгневались на Иосифа, но впоследствии эти сновидения оправдались, и братья признали мудрость и духовное первенство Иосифа.

В той же книге Бытия рассказывается, что пророческий сон снился фараону египетскому, и Иосиф, имея благодать от Бога, его истолковал, а мудрецы и волхвы Египта не смогли. Содержание этого сновидения было такое. В первом сновидении фараон видел, как из реки вышли семь тучных коров и паслись, а затем из реки вышли семь худых коров, которые пожрали семерых тучных коров. Фараон проснулся, но вновь заснул, и ему приснилось, что на одном стебле выросло семь тучных колосьев, а затем выросло семь тощих колосьев, которые пожрали семерых тучных колосьев. После этого фараон окончательно проснулся и понял, что это был сон. Толкование Иосифа было таково: сначала наступит семь лет изобилия в Египте, а затем прийдут семь лет тяжелого голода. Сновидение фактически повторилось дважды, что удостоверяет его истинность. Иосиф посоветовал фараону в течение семи лет изобилия откладывать на голодное время пятую часть всех плодов земли. Это было исполнено, и Египет был спасен от голодной смерти (Быт. 41: 1-36).

В книге Чисел Господь Сам говорит нам, что Он открывается человеку через пророков в видениях и снах: "И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним..." (Числ. 12: 6).

Иов Многострадальный размышляет о пророческих сновидениях, как об особом способе откровения Бога человеку (Иов. 4: 12-15; 7: 14). В книге Иова об этом же говорит вслух его друг Елиуй: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов. 33: 14-18).

Именно в сновидении пророк Иеремия узнал от Господа судьбу еврейского народа (Иер. 30-31: 26).

Бог явился беседовать с царем Соломоном во сне: "В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе" (3 Цар. 3: 5).

Аналогично эпизоду с фараоном и Иосифом, в книге пророка Даниила рассказывается о сновидении вавилонского царя Навуходоносора, которое сам царь забыл, но которое его сильно встревожило. И тогда ни тайноведцы, ни гадатели, ни чародеи, ни мудрецы, ни обаятели, ни халдеи не смогли узнать о содержании сновидения, а тем более его объяснить. Но пророк Даниил, после молитвы Господу, в ночном видении узнал о сновидении царя и дал его объяснение. Вот что снилось царю. Стоял какой-то большой истукан страшного вида и имел золотую голову, серебряные руки и грудь, медные бедра и чрево, железные голени, и частью железные, частью глиняные ноги. Но вот камень оторвался с горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил его, и следа не осталось от истукана. А тот камень сделался великой горою и наполнил всю землю. Таково содержание сновидения царя. Даниил дал и толкование этого сновидения. Царь Навуходоносор - это золотая голова истукана, это нынешнее царство. Следующее царство будет ниже нынешнего, это - серебряные части истукана. Третье царство, которое будет владычествовать над миром - это медные части истукана. Четвертое царство будет крепко, как железо. Затем будет царство разделенное, частью крепкое, частью хрупкое, символизированное частью железом, частью глиной. Но в те времена Бог воздвигнет царство вечное, неразрушимое, которое сокрушит и разрушит все остальные царства, а само будет стоять вечно. Оно символизировано камнем, разрушившим истукана, и ставшим великой горою. "Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!" (Дан. 2: 1-47).

Истинные пророки, по Священному Писанию, воспринимали сновидения от Бога и говорили слова от Него, но пророки ложные, лжепророки, возвещали "пустое и мечты сердца своего" (Иер. 14: 14). "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали... Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу...? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь... Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь" (Иер. 23: 21-32). В той же книге Иеремии осуждается не только лжепророчества, но и гадание на сновидениях: "Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь" (Иер. 29: 8-9). Впрочем, запрещение гадать возвещается еще в пятикнижии Моисеевом: (Лев. 19: 26; Втор. 18: 9-14). Более того, если такие гадатели или лжепророки попытаются склонить народ к отступлению от Господа, от Божиих заповедей, то Законом их предписывается умертвить (Втор. 13: 1-5). Можно считать, что лжепророчества и гадания по сновидениям - это суета человеческого духа или бесовское обольщение, действующее через грешников. О том же говорится в (Зах. 10: 2): "Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые...".

Человек должен был быть просвещенным Духом Божиим, чтобы отличить слова истинного пророка от лицемерия, лукавства и пустых мечтаний пророков ложных. Истинные пророки говорили с властью и силой Божией. Ложные пророки говорили от дьявола или от себя. Об этом яснее сказано в Новом Завете, когда Христос предупреждал учеников: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7: 15).

Итак, обратимся к Новому Завету. В Новом Завете ангел Господень, посланный от Бога, несколько раз передал Иосифу Обручнику во сне, что необходимо сделать для Младенца Христа и их семьи: принять Марию, как зачавшую от Духа Святого, и дать Сыну имя Иисус (Мф. 1: 20-23); бежать от гнева Ирода в Египет (Мф. 2: 13); возвратиться из Египта и поселиться в Назарете (Мф. 2: 22-23).

В книге Деяний апостолов говорится об исполнении пророчества пророка Иоиля о непосредственном воздействии Святого Духа на человека: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деян. 2: 17).

Апостол Павел, подобно ветхозаветным патриархам и пророкам, по всей видимости, получал откровения от Бога во сне: "И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там" (Деян. 16: 9-10). И в другом месте: "Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла..." (Деян. 18: 9-10). И далее: "В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме" (Деян. 23: 11). И еще: "Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою" " (Деян. 27: 23).

Святым людям Божиим снились не только сновидения пророческие, но давалось и извещение от Бога, что это именно пророческие сновидения, а не пустые.

Писание учит нас, что кроме случаев Божественного посещения и просвещения сами по себе сновидения - это суета. Естественные сновидения вызываются физиологической и психической деятельностью человека.

Вот что говорит мудрый Екклезиаст: "Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога" (Екк. 5: 6).

А вот как говорит Иисус, сын Сирахов: "Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается" (Сир. 34: 1-8). Сын Сирахов объясняет нам (подобие лица против лица), что сновидение подобно отражению лица в зеркале, в сновидениях лишь проецируется состояние души человека.

О том, что естественные сновидения суетны, и как незначащие быстро забываются, говорится в Псалтыри: "Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их" (Пс. 72: 20).

В книге Исаии говорится о физиологической природе естественных сновидений: "И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет..." (Ис. 29: 8).

Посмотрим теперь, что говорят св.отцы о сновидениях. Св.отцы, следуя Священному Писанию, утверждают, что сновидения бывают от Бога, от собственного суетного мечтания и от бесов. Т.е. опять же существуют естественные и сверхъестественные сновидения.

Преп. Никита Стифат учит: "Из того, что представляется во время сна, иное есть мечтание, иное видение, иное откровение. Мечтания есть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума; по которым предметы перемешиваются, одни вытесняют другие или изменяются в другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает вместе с пробуждением. Их тщательнейшие ревнители презирать должны. Видения - такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так напечатлеваются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают события будущих вещей, доставляют душе пользу, приводя ее в умиление представлением страшных видов, и видящего его делают самоуглубленным и притрепетным от неизменного созерцания представляющихся страшных вещей; тщательнейшие ревнители должны считать такие видения драгоценными. Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие Божественные дела и разумения тайновидства сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей и общее пременение мирских и человеческих дел" [5].

Блаж. Диадох говорит: "Сны, являющиеся душе по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостью и преисполняют ее духовного радования; почему душа и по пробуждении тела со всем вожделением ищет этого испытанного во сне образования. У бесовских мечтаний все бывает противно сему - не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго несмятенным, потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоваться они не могут. При этом они много говорят и обещают великого и еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко вид воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком. Ум, когда чист бывает, скоро распознает их и иногда мысленным напряжением пробуждает тело, а иногда охотнее остается в том же положении, радуясь, что возмог распознать их лукавство, и в том же сне обличая их, и тем подвигая их на великий против себя гнев. Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии. Мы изложили, как различать сны хорошие и худые, основываясь на том, что сами слышали от опытных старцев. Да довлеет, однако ж, нам паче как великая добродетель то правило, чтобы отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами поругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. Ибо, хотя предреченный способ различения снов верен, случается, однако, что душа по некоему восхищению вражиему нечувствительно и непроизвольно будучи осквернена, без чего, как думаю, никто не обходится, теряет след верного различения и верит снам недобрым как добрым" [5].

Преп. Максим Исповедник пишет: "Когда душа начнет чувствовать себя здравою, тогда начнет и сновидения иметь чистые и безмятежные" [5].

Свв. Варсонофий и Иоанн говорят: "Ночные мечтания и осквернения бывают то от превозношения, то от пресыщения, то от зависти диавола. О последнем следует сказать, что, когда с нашей стороны не содействуют врагу возношение и пресыщение, то он не может часто повторять сего. Как строящий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно: подобно сему и диавол" [5].

Преп. Иоанн Лествичник пишет о состоянии сна: "Сон есть как бы сжатие естества, образ смерти, бездействие чувств. Сон один, но много имеет начал, как и вожделение: то есть бывает по естественному требованию, от пищи, от демонов, или, может быть, иногда и от крайне усиленного поста, от которого плоть, ослабев, хочет уже подкрепить себя сном" [5]. Этот же св.отец пишет о сновидениях: "Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать ее. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов" [6].

Свт. Феофан Затворник учит: "Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут" [6].

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет:"Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности, это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием - только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, - так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати - нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения..." И далее: "Опыт показал, что многие сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность". И далее: "Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного - Святой Дух. "На них же осияла Божественного Духа благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть" (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога Слова, во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф , гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями" [6].

Св. Симеон Новый Богослов учит: "У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует назвать снами, а видениями), которых ум благодатию Св.Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, - у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и возданиях, - которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная" [7].

Согласно авве Евагрию Понтийскому, "бесы, как существа нематериальные способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти... Бесы есть духи, и как духи, имеющие способность проникать в нематериальную сферу сознания, они конкретным образом творцы многих наших снов. Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием - обычный человек, не аскет, полностью отдается во власть сна. Сны, которые снятся человеку, порождаются в его сознании, это фантазмы..., могущие принять любое направление не только в силу естественных причин, например от болезни или переедания, но и быть изменяемы и создаваемы под воздействием злых духов - бесов. И тогда сновидения становятся наущениями, внушениями, лукавыми соблазнами, кошмарами, ложными вещими знаками и знамениями. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сновидении как действие знаков свыше, но верующий человек должен принимать их как действие падших духов. И зачастую сны есть не просто сложные картины образов, подкрепленных силой эмоций и чувств, но действия нечистых духов, овладевающих спящим сознанием". И о сновидениях подвижников: "Бесы изыскивают изощренные способы воздействия на душу подвижника, любым способом стараясь посеять в ней смятение и привести в действие обуздываемые и умерщвляемые страсти" [8]. Авва Евагрий был один из первых аскетических христианских писателей, кто сформулировал отличительные свойства сновидений ангельских и бесовских. По его учению, бесовские сновидения приводят сердце в смятение, "ангельские же сны [сны от Бога] совсем не такие: они даруют душе ясный покой, неизреченную радость, лишают ее в течение дня страстных помыслов, приносят чистую молитву, тихо обнаруживают смыслы тварных вещей, которые являются Самим Господом, и открывают Премудрость Господню" [8].

Согласно прп. Григорию Синаиту, бесы наполняют образами ум, приражаются [подключаются] в зависимости от наклонности души к действующей страсти [8].

Свт. Григорий Двоеслов, говоря о разнообразии порождающих сновидение причин, советует: "тем менее верить (снам), чем труднее понять, из какого источника они происходят". В сновидении бес "имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью" [8].

Прп. Амвросий Оптинский учит, что от истинных сновидений бывает мир и польза, а от ложных - общее смущение. А если бывает трудно отнести сновидение к истинному или ложному, то правильнее всего оставить его и сохранить хладнокровие, творить молитву и жить по-христиански [8].

Какой мы можем подвести итог? Из Священного Писания, высказываний св.отцов и опыта Церкви мы узнаем, что иногда сновидения от Бога посылались ветхозаветным патриархам, пророкам, апостолам и праведникам. Такие сновидения известны в мистической жизни Церкви. Известно множество примеров обретения чудотворных икон или мощей посредством видений во снах. Известны случаи явления святых угодников Божиих в сновидениях верующих для их утешения или исцеления.

Сновидения от Бога и ангелов особенны. Еще раз процитируем св.отцов: эти сновидения "во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так напечатлеваются в уме, что остаются на многие лета незабвенными"; "они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостью и преисполняют ее духовного радования; почему душа и по пробуждении тела со всем вожделением ищет этого испытанного во сне образования"; "бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную"; истинные сновидения "чистые и безмятежные"; "они даруют душе ясный покой, неизреченную радость, лишают ее в течение дня страстных помыслов, приносят чистую молитву, тихо обнаруживают смыслы тварных вещей"; от истинных сновидений бывает мир и польза; впрочем, иногда для научения человека Господь через ангелов посылает ему устрашающие видения ада и вечных мук, но при этом не ввергает в отчаяние.

Мы можем спросить, почему Господь иногда обращается к человеку именно во сне? Вероятный ответ таков: во сне Бог непосредственно направляет в разум человека то, чего человек не услышал бы в суете бодрственной жизни. Во сне человек пребывает в покое, ему не надо постоянно взаимодействовать с внешним миром, и он свободен для Божиего внушения. В бодрственном состоянии телесные чувства и насущные потребности отвлекают душу, поэтому время бодрствования не самое удобное для получения видений. Впрочем, Господь, если захочет, беседует с праведником в любое время.

Рассмотрев сновидения от Бога, вернемся к остальным случаям сновидений. Для подавляющего большинства людей их сновидения - это либо суетные мечтания их души, либо бесовское наваждение. Большинство сновидений не представляют ценности для духовного роста человека, ибо в них обман или, в лучшем случае, в таких сновидениях всего лишь проецируется состояние души человека. Опыт Церкви также говорит нам, что если человек уделяет сновидениям повышенное внимание, то бесы охотно этим пользуются и пытаются через сновидение обольстить человека, ввести его в ложь. Бесы могут действовать через подсознание человека. О том, что существует подсознание, св.отцы знали раньше З.Фрейда. Так прп. Макарий Египетский в "Духовных беседах" говорит, что человек достигает совершенства, когда входит в лишенный силы ум и убивает змея, "гнездящегося ниже ума и глубже мыслей, в так называемых кладовых и складах души", "устроившего себе там гнездо", т.е. когда человек устраняет влияние беса из подсознания.

 []

С.Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

3 Чего не следует делать

Нам не следует уделять сновидениям много внимания и придавать им большое значение. Еще раз укажем, что для нас, обычных мирян, большинство сновидений происходит от физиологической деятельности организма и психологической работы души. Могут быть сновидения и от бесовского наваждения. Не следует искать отгадки в различного рода сонниках, поскольку большинство сновидений индивидуальны и лишь некоторые могут иметь типическое содержание. Не следует гадать на сновидениях. Не следует основывать на сновидениях какие-либо духовные практики или психологические тренинги. Не следует погружаться в призрачные миры снов. Во всем этом нет истины, но одна лишь ложь, причем встречаются худшие сорта лжи - полуправда, когда отдельные сюжеты сновидений иногда разворачиваются потом в реальности, что еще более служит предметом искушения от бесов.

А теперь скажем несколько слов о кастанедовском "Искусстве сновидения". К.Кастанеда проповедует языческое, магическое восприятие мира, как пространства, наполненного "энергетическими" нитями, волокнами, пронизывающими всю вселенную; а человек в нем, как "энергетический кокон". В магическом миросозерцании, где главным вопросом является наличие или отсутствие энергии у человека и его возможности использовать эту энергию, насущной практической проблемой является способность человека воспринимать "энергетические потоки" вселенной. Такое понимание мира весьма далеко от христианского мировосприятия и даже противоречит ему. В христианстве главным является не проблема наличия или отсутствия энергии у человека и его способность использовать эту энергию (ибо духовная энергия не бывает нейтральной, но от Бога или от сатаны), а жизнь в любви к Богу и к ближнему. Главным является вопрос о чистоте человеческой души для возможности созерцания Бога, вопрос борьбы с грехом. Когда душа человека чиста, то Бог дает ему столько энергии, сколько необходимо. Кастанеда наукообразно излагает свое учение (или учение мексиканского индейца дона Хуана Матуса, если таковой вообще существовал), вводя множество новых терминов типа: "точка сборки", "смещение или сдвиг точки сборки", "второе внимание", "врата сновидения", "эмиссар сновидения" и т.п. Но по большому счету это всего лишь фантазии либо самого Кастанеды, либо его учителя, и в них нет духовной ценности, а в некоторых местах, можно сказать, что присутствуют элементы демонизма. Так "неорганические существа" и "лазутчики" в сновидениях, которые, по признанию самого Кастанеды, наводят ужас, проникающий до мозга костей, кто они? Нам известно, что такой ужас наводят на человека бесы. "Маги" вступают с ними в контакт и союз. Не напоминает ли это союз колдуна и нечистой силы? Дон Хуан открывает Кастанеде, что "неорганические существа" управляют осознанием "мага", а в другом месте признает, что идея продажи души дьяволу - это отголосок отношений между "магами" прошлого и "неорганическими существами". Одна из героинь Кастанеды прямо говорит, что мир "неорганических существ" - это ад. Кастанедовские "маги" тратят огромные силы на исследование миров, "параллельных" нашему. Они способны затеряться в этих мирах навсегда. Работа же над искоренением в себе греха, что могло бы приблизить к Богу, для них вообще неведома.

В "искусстве сновидения" Кастанеды нет ничего ценного и истинного. Это хитро сплетенная ложь, с вмешательством бесовской силы. Погружаясь в сновидческие миры, вы можете затеряться там навечно, затеряться во лжи.

Не следует тратить свои душевные силы и время на пустые занятия, о которых мы здесь говорили. Давайте потратим их лучше на соблюдение заповедей Божиих, на выявление и искоренение греха, на чтение Священного Писания и на молитву. Это принесет пользу нашей душе и приблизит нас к Господу.

После всего сказанного о сновидениях можно было бы и закончить настоящую статью. Но, поддаваясь требованиям человеческого любопытства, мы все же продолжим тему и рассмотрим сновидение как психологический феномен. И убедимся, что в большинстве сновидений всего лишь проецируется состояние души человека и определенным образом продолжается бодрствующая душевная жизнь.

4 Сновидение как психический феномен

Здесь мы будем рассматривать сновидения, вызванные психическими (и физиологическими) причинами. Отдельно будем оговаривать случаи, если считаем, что к сновидению приложился нечистый дух или ангелы.

На наш взгляд, наиболее глубокая концепция природы естественного сновидения содержится в монографии З.Фрейда "Толкование сновидений". Ее мы и предпочтем всем другим светским авторам и используем как опорный пункт для наших рассуждений. Правды ради следует сказать, что сам Фрейд распространял свою теорию исключительно на все сновидения, отказывая мистическим сновидениям в праве на существование, с чем мы никак не можем согласиться в свете материала, изложенного выше.

4.1 Теория сновидений З.Фрейда

В своей работе Фрейд раскритиковал различные сонники, поскольку при расшифровывании сновидения по соннику каждому образу, увиденному во сне, навязывается то или иное значение из сонника без учета личных ассоциаций самого грезящего. А ведь для сновидца его образы могут иметь совсем другую ассоциативную связь, чем это заложено в соннике. При толковании сновидений, справедливо считал Фрейд, необходимо учитывать личность и жизненные условия сновидца. При фрейдовском методе толкования сновидений сам сновидец должен войти в состояние самонаблюдения, сопровождающееся усилением внимания к своим психическим воспоминаниям и устранением критики, которая обычно отбрасывает многие мысли и ассоциации. Успех психоаналитической процедуры толкования во многом зависит именно от настроенности пациента на внимательное наблюдение за всеми своими даже "незначительными" мыслями по поводу сновидения. К каждой части, каждому элементу сновидения необходимо выявить связанные с ним мысли. Тогда наберется достаточный психологический материал для толкования [9].

По Фрейду сновидение - это осуществление желания. Сновидение изображает желание в его осуществленной форме. Особенно просто это можно увидеть на примере сновидений, вызванных физиологическими причинами: если человека во сне мучает жажда, то ему часто снится, что он пьет; если человек голоден, то его посещают сновидения, где он принимает пищу и т.п. Осуществление желания хорошо прослеживается и во многих детских сновидениях, поскольку эти сновидения более просты, чем сновидения взрослых, живущих более сложной психической жизнью. Но далеко не все желания могут свободно осуществляться в сновидении. Поэтому Фрейд уточняет, что в большинстве случаев сновидение представляет собой скрытое осуществление подавленного, вытесненного желания, ибо многие желания по некоторым общим причинам нами подавляются и вытесняются в область бессознательного. Такой тезис требует более детального рассмотрения. Сновидение, по Фрейду, имеет явное содержание и скрытое содержание. Обычно человек знаком лишь с явным содержанием сновидения. Если провести статистику по явному содержанию, то окажется, что большинство сновидений неприятны. Широко известны сновидения, сопровождающиеся неприятным чувством страха. Но если добраться путем анализа до скрытого содержания, то оказывается, что сновидение - это исполнение желания. Явное содержание сновидения получается путем искажения скрытого содержания. Это обусловлено тем, что в сновидении играют видную роль две психические инстанции: одна инстанция - бессознательная часть души, непосредственно не доступная для осознания - образует желания; другая инстанция выполняет функции цензуры и искажает явное содержание сновидения, в таком виде допуская его к сознанию. Цензура, по-видимому, исходит из этических и эстетических принципов и формируется воспитанием. В неприятных сновидениях явное содержание служит лишь для маскирования приятного, желательного. (Так сновидения страха суть сновидения с сексуальным содержанием, либидо в них превращается в страх.) Каждое сновидение исходит из первой инстанции, вторая же инстанция действует тормозящим образом. Фрейд считал, что большинство сновидений взрослых имеет сексуальный характер и дает выражение эротическим желаниям, поскольку сексуальное влечение претерпевает наибольший гнет со стороны воспитания. Это становится фактом в результате выявления скрытого содержания сновидения. Для усиления этого тезиса Фрейд трактовал многие нейтральные предметы, увиденные в сновидении, как символы половых органов или полового акта, что выглядит сомнительно, ибо ведет к формированию очередного сонника, против чего сам Фрейд возражал [9]. Впрочем, в более поздней работе [10] Фрейд оговорил, что толкование сновидений по символике является лишь вспомогательным методом к основному методу свободных ассоциаций.

Вернемся к явному содержанию сновидения. Явное содержание сновидения обычно определяется свежими дневными впечатлениями, в большинстве своем переживаниями предыдущего дня. В сновидении обычно вспоминаются не важные, а второстепенные детали бодрствующей жизни, и связано это с искажающей деятельностью сновидения, с цензурой. В явном содержании сновидения могут встречаться давние детские впечатления, казалось бы забытые в бодрствующем состоянии. Они же могут послужить поводом к образованию сновидения, источником сновидения, определяя желание, осуществляемое в сновидении. Сновидение выполняет функцию стража сна, а не его нарушителя, ибо душа пользуется сновидением, чтобы отрицать наличие внутренних или внешних раздражений, могущих прервать сон. Какими путями сновидение превращает скрытое содержание в явное? Фрейд выделил несколько механизмов, объясняющихся действием цензуры: во-первых, это работа сгущения, когда богатое скрытое содержание сгущается и выражается в бедном, скудном явном содержании; во-вторых, это работа смещения, когда в явном содержании акцент делается на мыслях, несущественных для скрытого содержания, и наоборот; в-третьих, это особые средства изображения, например, логическая связь мыслей сновидением изображается в форме одновременности соответствующих образов, а например, причинная связь изображается в виде двух сновидений - предварительного и основного, или в виде превращения одного образа в другой; в-четвертых, это использование цифр в сновидении, намекающих на совсем другие цифровые выражения, например, цифры денежной суммы выражают цифры временных соотношений между событиями и т.п.; в-пятых, это наличие аффектов в сновидении, которые связаны с незначительными событиями и, наоборот, отсутствие аффектов там, где бодрствующее сознание их бы испытывало, причем аффекты сновидения привязаны к соответствующим скрытым мыслям, аффекты указывают на правильный путь толкования сновидения. Цензура не только делает из скрытого содержания сновидения его явное содержание, но и определяет то, что будет забыто в сновидении при пробуждении, и то, что будет искажено бодрствующим мышлением впоследствии. Во время сна цензура утрачивает часть силы, что и позволяет образоваться сновидению, днем же в бодрствовании цензура сильнее [9].

Фрейд подметил, что существуют типические сновидения, которые снятся многим людям:

- во-первых, это сновидения о наготе (или плохой одежде), когда человеку стыдно перед другими и он пытается скрыться, но оказывается как бы связанным, обездвиженным или не может никак изменить ситуацию, тогда как другим все равно. Такие сновидения реализуют эксгибиционистские желания детства, а цензура проявляется в чувстве стыда;

- во-вторых, это сновидения о смерти близких людей, во время которых переживаются горе и скорбь, могущие даже вызвать слезы во время сна. В этих сновидениях реализуется подавляемое желание настоящей смерти близких лиц, приснившихся во сне, причем желание смерти не всегда актуально в данный момент, но могло существовать когда-то в прошлом, в детстве. Если же снится смерть родителей, то чаще всего это родитель одного пола со спящим, его соперник в любви к родителю противоположного пола, который чаще его баловал в детстве (здесь же Фрейд указывает на так называемый эдипов комплекс, желание кровосмесительной связи между ребенком, испытавшим первое пробуждение сексуальности, и родителем противоположного пола);

- в-третьих, это сновидения о проваленном экзамене, сопровождающиеся страхом и снившиеся накануне ответственного дня, причем снятся лишь те экзамены, которые в прошлом были удачно сданы. В сновидении осуществляется желание удачного решения предстоящих проблем, несмотря на страх, подобно удачной сдаче экзаменов в прошлом в бодрствующей жизни;

- в-четвертых, это сновидения о полетах, парении в воздухе, падении вниз, в которых воспроизводятся впечатления детства об акробатических играх со взрослыми, о катании на качелях. Здесь осуществляются различные желания - желание быть выше ростом, желание быть птицей или ангелом, желание иметь более высокий авторитет. Сновидение о падении у женщин реализует их скрытое желание поддаться эротическому искушению [9].

Отметив факт наличия типических сновидений, Фрейд каждому типу сновидений дал свою интерпретацию, но, как нам кажется, не предложил убедительного общего объяснения этому феномену.

В своей поздней работе "Введение в психоанализ. Лекции" Фрейд снова вернулся к теме сновидений. Он отметил, что существуют сновидения, спровоцированные внешними или внутренними причинами, например, появлением посторонних звуков или переполнением мочевого пузыря. В таких сновидениях в ассоциативный ряд образов вплетаются эти посторонние звуки или внутренние сигналы. (Автор настоящей статьи однажды увидел подобное сновидение в январе 1996 г. про университетского преподавателя через несколько лет после окончания университета. Вот что автору снилось: "в университете, где автор ранее учился, проходит занятие физкультурой. Преподаватель комического вида, с брюхом, в белом халате, с тонкими ножками и с рупором в руке громким голосом командует колонной бегущих студентов. Бегущая колонна делает круги вокруг нового здания университетской библиотеки. А в это время преподаватель долго рассказывает об организации занятий, о бассейне университета, о том, какой это уникальный бассейн и т.п., фактически читая долгую лекцию, вместо того, чтобы сухо и кратко руководить пробежкой. В этом чувствуется нечто несуразное. Но вот голова колонны студентов уже сворачивает за угол здания, и преподаватель понимает, что туда звук его слов не достигнет. Он начинает суетиться, быстрее перебирая ножками, и стараясь не терять контроля за студентами. Речь его становится торопливой, голос повышается до визга. Ножки комичного преподавателя семенят все быстрее и быстрее, и у автора возникает вначале изумление, а затем и сомнение, может ли человек так быстро перебирать ногами? Кажется даже, что это уже не человек, а механическая курица. Но вот преподаватель споткнулся и упал. Его массивное пузатое тело с развевающимся белым халатом с грохотом и скрежетом проехало по асфальтовой дорожке. Это был настоящий металлический скрежет, сильный звук, от которого автор проснулся. Когда же автор проснулся, то понял, что звук был в ванной. Пришлось встать и посмотреть. Обнаружилось, что в самой ванне соскользнул с края и скатился вниз кусок камня-пемзы". Анализируя это сновидение, автор тогда же пришел к выводу, что начало соскальзывания камня совпало с началом сюжета, когда преподаватель кричал громким голосом в рупор, а конец - с моментом падения преподавателя. Таким образом, краткий миг падения камня вместил довольно длительное, логически связанное сновидение.) Причины и сигналы, спровоцировавшие сновидение, не детерминируют всего его содержания, поэтому не могут дать полноценной теории сновидений. Полноценной теорией сновидений Фрейд по-прежнему считал свою версию сновидений, как осуществлений желаний. Он даже несколько переформулировал этот тезис: сновидения являются устранением нарушающих сон психических раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения. Сновидение как бы компромиссное образование, компромисс между "Я", желающим спать, и бессознательным, желающим удовлетворить вытесненное желание. К психическим раздражениям, могущим нарушить сон, Фрейд относил не только сексуальные желания, но и ненависть, месть, желание смерти, честолюбивые и властолюбивые желания, агрессивность, эгоистические желания. Как и ранее Фрейд выделил явное содержание сновидения и скрытые мысли его (скрытое содержание). Если смысл скрытой мысли близок к соответствующему образу явного содержания, то при толковании сновидец не будет испытывать заметного сопротивления, но если за явным образом скрывается нечто совершенно иное, запретное, то и сопротивление души сновидца при толковании будет весьма сильно - сновидец будет не соглашаться с таким толкованием. Формирование явного содержания сновидения из скрытых мыслей его определяется искажающей деятельностью цензуры - и в этом утверждении Фрейд остался верен себе. Цензурирующую инстанцию Фрейд определил как "Сверх-Я" (сюда входит этический и моральный цензор, воспитанный обществом) - в этом проявилось новшество в поздней фрейдовской теории сновидений. "Сверх-Я" также может в сновидении осуществлять свое желание, например, это сновидения наказания. Фрейд признал, что некоторые сновидения фактически не укладываются в его теорию; это повторяющиеся сновидения при травматических неврозах, когда сновидцу постоянно снится травмирующая ситуация [10].

В рассмотренной нами поздней работе Фрейд остался на своих прежних позициях, считая сновидение исполнением желания, и не согласился с более обобщенным объяснением сущности сновидений, согласно которому в сновидении проявляются актуальные душевные процессы: исполнение желаний, опасения, намерения, предостережения, укоры совести, попытки подготовиться к предстоящему и, добавим от себя, прогнозирование будущего, решение насущных проблем. Его возражение связано с тем, что такое расширение сущности сновидений ставит под сомнение их значение для понимания неврозов [10].

Но мы с вами, читатель, не ограничены таким соображением, мы не считаем природу сновидений однозначно схожей с природой неврозов, ибо сновидения бывают не только у невротиков, и можем себе позволить расширить трактовку сути сновидений. Допускаю, что профессиональные психоаналитики не согласятся с таким подходом, поскольку они по большей степени заняты лечением невротиков, и для них анализ сновидения больного может оказаться полезным в плане оказания врачебной помощи. Но нам важнее в общем случае понять сущность сновидений, которые видят здоровые люди. Мы постараемся предложить такую гипотезу о сущности сновидений, в которую бы фрейдовская теория входила как частный случай. Этим мы сохраняем и терапевтическую значимость анализа некоторых сновидений при лечении неврозов, и делаем попытку предложить более общую точку зрения на природу сновидений.

4.2 Наша гипотеза о сущности сновидений

В свое время автор настоящей статьи интересовался содержанием и анализом сновидений и переработал довольно большое количество их - несколько сот, исписав множество дневников. В основном это были сновидения самого автора, но фиксировались также сновидения некоторых знакомых, как мужчин, так и женщин. Способ толкования сновидений у автора практически не отличался от фрейдовского, т.е. исследовались свободные ассоциации сновидца. Автор, однако, не считает, что при методе свободных ассоциаций однозначно определяются ассоциативные связи между мыслями и образами. На наш взгляд, такой строго детерминированной связи в психике человека нет. Выявляются лишь вероятные ассоциативные связи. Поэтому при толковании одного и того же сновидения, но сделанном в разное время, мы получим разные ассоциативные ряды. Отсюда следует, что смысл сновидения при его расшифровке определяется лишь вероятностно. Правда, толкование, сделанное сразу же после сновидения, лучше выявляет свежую информацию, полученную в событиях дня накануне сновидения, и нашедшую отражение в материале сновидения.

Теперь скажем несколько слов о нашем представлении психического аппарата человека, которое будет использоваться нами при рассуждениях о феномене сновидения. Мы признаем, что человек состоит из духа, души и тела. Дух - как бы высшая часть души. Совесть человека относится к духу. В нашем понимании совести человека соответствует фрейдовское "Сверх-Я". Душа человека проявляется через разум, сердце и волю. Разуму свойственны мысли, сердцу свойственны чувства, воля руководит желаниями. Вслед за Фрейдом мы признаем наличие бессознательной части души ("Оно"), относительно недоступной для сознания ("Я") человека. "Оно", по нашему мнению, некогда отщепилось от "Я" вследствие повреждения природы человека, вызванного грехопадением. Все психические акты человека, в том числе сновидения, разыгрываются во взаимодействии духа, души и тела, между "Сверх-Я", "Я" и "Оно". Мысли разума, чувства сердца, желания воли зарождаются в душе человека и могут быть осознаны или бессознательны. В бессознательное их может вытеснить совесть, "Сверх-Я", если они не соответствуют этическим нормам человека. Вытесненное совестью не исчезает, но продолжает существовать в бессознательной части души. Процесс вытеснения неэтичных мыслей, чувств и желаний возник вследствие повреждения природы человека грехом, а до грехопадения человека неэтичные проявления его души сознательно уничтожались и преодолевались. "Оно" человека содержит не только вытесненные мысли, чувства и желания, но и архетипы коллективного бессознательного, а также поведенческие программы. Через "Оно" проявляют себя инстинкты тела.

А теперь предложим свою психологическую гипотезу о природе сновидений. Эта гипотеза будет попыткой расширения и обобщения фрейдовской теории сновидений. По нашему мнению, в сновидении, вследствие ослабления воли и цензуры совести, в сознании оживают и активизируются неэтичные мысли, чувства и желания; кроме того, вытесненные неэтичные движения души прорываются из бессознательного. Чаще всего проявляются именно актуальные для сновидца душевные процессы, заряженные энергией мысли, сильные чувства и желания. Они обрастают разнообразными образами, случайными мыслями и чувствами по закону свободных ассоциаций. На этот процесс накладывается переработка поступившей за предыдущие дни информации. Поэтому среди психического материала сновидения доминируют впечатления предыдущих дней накануне сновидения. В гуще этого материала - явного содержания сновидения (воспользуемся фрейдовской терминологией) нужно отыскать смысл его, т.е. то, что актуально для сновидца. В ряде случаев смысл этот может быть скрыт (скрытое содержание сновидения, по Фрейду), когда соответствующие мысли, чувства и желания не смогли прорваться из бессознательного, но продолжают иметь ассоциативную связь с явным содержанием сновидения, и выявляются при толковании методом свободных ассоциаций. (При этом не следует забывать, что толкование выявляет лишь вероятный смысл.) Что же может быть смыслом сновидения? Смыслом сновидения может быть то, что актуально для сновидца, что заряжено его психической энергией, что требует разрядки, хотя бы иллюзорной. А разрядка необходима для сохранения сна сновидца, чтобы заряженные энергией душевные движения не разбудили сновидца (здесь мы согласны с Фрейдом), чтобы сохранить равновесие в психике. Разрядка выполняет функцию психологической защиты. Отсюда следует, что смыслом сновидения может быть иллюзорное исполнение актуального желания, и в этом Фрейд прав. Сновидение может иметь смысл в иллюзорном решении актуальных проблем, иллюзорном исполнении актуальных намерений. Эти два последних смысла близки к исполнению желаний - желаний решить проблему или исполнить намерение. Но не только это. В душе человека могут шевелиться различные тревожные мысли, он может чего-то опасаться. Человек часто задумывается о завтрашнем дне, он может пытаться прогнозировать будущее. Эти актуальные движения души выражаются в сновидениях, смысл которых состоит в иллюзорной реализации опасений, прогнозировании будущих событий, предостережении, причем предостережение близко по смыслу к реализации опасения или к прогнозированию будущих событий. Здесь может возникнуть вопрос: как иллюзорная реализация опасения дарит психике разрядку? С исполнением желания вроде бы все ясно. А здесь? На это ответим так: очень часто для человека менее тягостно знать о состоявшемся в действительности опасении, чем томиться в ожидании. Когда что-то уже случилось, то это как-то легче принять, чем тревожиться в неизвестности. Поэтому реализация опасения приносит некоторое облегчение душе, приближает психику к равновесию. Ради этого облегчения и равновесия снится соответствующее сновидение. Прогнозирование будущего в сновидении довольно редкое явление, это так называемые "вещие" сны. В этих сновидениях облегчение душе приносит оформленный прогноз, как результат напряженной прогностической деятельности души. Но доверять "вещим" снам не следует, ибо точность их прогноза невелика, будущее отображено лишь вероятностно. Мы указали на сновидения, источниками которых были мысли, чувства и желания "Я" и "Оно". Но иногда в сновидении особенно сильно проявляется деятельность "Сверх-Я", и тогда смыслом сновидения становятся укоры совести.

Думается, что нам удалось в общих чертах сформулировать гипотезу о природе сновидений. Автор не считает, что смысл сновидений исчерпывается только исполнением желаний, решением проблем, исполнением намерений, реализацией опасений, прогнозированием будущего, предостережением и укорами совести. Возможны и другие смыслы, но они реже встречаются.

А сейчас мы обобщим материал анализа увиденных разными людьми и зафиксированных автором сновидений и попытаемся их классифицировать. В сновидении человек может переживать всю гамму эмоций и чувств бодрственной жизни: страх, гнев, агрессивность, тоску, тревогу, отвращение, эротические желания, состояние беспомощности, подавленности, восторг, удивление, чувство вины, стыд, обиду, тщеславное чувство, гордость, алчность, задетое самолюбие и многие, многие другие. Сновидения можно классифицировать по списку переживаемых в них эмоций.

Отметим, что в сновидениях, где сильно выражены страсти страха, гнева, похоти, тоски, гордости и тщеславия, можно предположить участие бесовской силы, поскольку бесы всячески стараются навредить человеческой душе. А сновидения, где человека укоряет совесть, могут быть от Бога и Его ангелов, поскольку Бог всячески наставляет человека жить по совести, по заповедям Божиим.

Сновидения бывают отрывочные, односюжетные и многосюжетные. По этому признаку их также можно классифицировать.

Сновидения можно классифицировать так:

- типичные, которые снятся многим, если не всем, например, сновидения о наготе или плохом состоянии одежды с чувством стыда, беспомощности; сновидения о смерти близких с переживанием скорби, сновидения о полете в воздухе или падении вниз, сновидения о провале на экзамене (который давно сдал), сновидения о погоне с чувством беспомощности и обездвиженности;

- часто повторяющиеся для данного конкретного человека сновидения, например, тревога о предстоящей учебе или экзамене (хотя они давно уже пройдены и успешно сданы), об отсутствии родного дома, родного подъезда, этажа, квартиры при наличии соседних домов, подъездов, этажей, квартир с переживанием состояния удивления и беспомощности;

- одиночные сновидения.

Сновидения можно классифицировать по их предполагаемому психологическому смыслу:

- иллюзорное исполнение желания (например, в эротических сновидениях или в сновидениях, где голодному снится еда, желающему в туалет снится справление нужды, или в типичных сновидениях полета или падения, когда достигается непередаваемая легкость и подвижность и когда происходит "вегетативная буря" ("захватывает дух") в фазе быстрого сна);

- иллюзорное решение насущных проблем (что, в принципе, близко к исполнению желаний);

- иллюзорное исполнение намерения (что также близко к исполнению желаний);

- иллюзорная реализация опасения (например, при типичных сновидениях о наготе или плохой одежде, когда срабатывает болезненная самооценка своей внешности, или при типичных сновидениях о погоне с чувством обездвиженности, когда увеличивается частота сердечных сокращений и отсутствует мышечный тонус в фазе быстрого сна, или при типичных сновидениях о смерти близких, или при типичных сновидениях о провале экзамена или при повторяющихся сновидениях в случае травматических неврозов, когда сновидцу снится травмирующая ситуация);

- прогнозирование будущего (когда реализуются подсознательные модели ожидаемых событий);

- предостережение (что близко к реализации опасения или к прогнозированию будущих событий);

- укоры совести и др.

Итак, на наш взгляд, сновидение - это субъективное восприятие во время сна некоторой психической реальности, которая может включать зрительные образы, звуки, слова, мысли, ощущения, эмоции и чувства, фантастические представления, отрывочные сцены, цельные сюжеты, объединенные случайными ассоциациями, которая является своеобразным продолжением душевной жизни в бодрствующем состоянии, результатом переработки вновь поступившей за день информации и комбинации ее с врожденными инстинктами и психологическими установками. В сновидении проявляются актуальные для сновидца душевные процессы, поэтому по смыслу сновидения могут быть иллюзорным исполнением желаний, иллюзорным решением насущных проблем, иллюзорным исполнением намерений, иллюзорной реализацией опасений, прогнозированием будущих событий, предостережением, укором совести и др.

Ну, и не будем забывать, что кроме чисто психологических причин сновидений, возможны вмешательство в сновидение Бога и Его ангелов или вмешательство бесов, о чем выше подробно говорилось.

А теперь приведем пример какого-нибудь сновидения и сделаем его анализ. Одному мужчине снилось, будто он вернулся в дом родителей в ситуацию детства, когда снова надо было идти в школу. Он прочувствовал эту ситуацию, и его сновидение эмоционально было окрашено тревогой. Он обсуждает с домочадцами проблему пользования общими местами (ванной, туалетом, кухней) и проблему транспорта. Здесь затрагивается вопрос о тесноте родительской квартиры для вернувшегося сновидца и домочадцев и проблема плохого транспорта, когда трудно было добраться до места учебы или работы. Так было в прошлые времена. Среди домочадцев родителей и родственников сновидца не видно, но определенно узнается его бывшая сотрудница Т.Шв. Она активно участвует в обсуждении и даже вроде бы укоряет сновидца за создавшиеся жилищные условия. Потом сновидец оказывается в своей школе, где не может найти кабинет, в котором должен идти для него урок...

Анализ. Как выяснилось, подобное сновидение характерно для сновидца и часто повторяется - сюжет, когда он снова оказывается в прошлой неблагоприятной ситуации, в школе. Школьные годы сновидца были окрашены постоянной тревогой. Он не чувствовал себя состоявшейся личностью, он постоянно подвергался опасности унижения. Школьные годы у него ассоциируются с проживанием с родителями. Наличие среди домочадцев его бывшей сотрудницы ассоциируется с его бывшей женой. Ни к Т.Шв., ни к бывшей жене сновидец тогда не испытывал сексуальных чувств. В этом они схожи. Ассоциация усиливается еще воспоминанием, когда Т.Шв. нечто посоветовала мужчине со словами: "Я тебе, конечно, не жена, а всего лишь сотрудница, но мой тебе совет...". Это было сказано во времена, когда брак мужчины рушился, и он сильно переживал за это и часто мучался тревогой. Кроме школы вспоминаются и более поздние времена, когда сновидец вместе с бывшей женой жил у родителей, и все терпели стесненные жилищные условия. Самих родителей и родственников мужчины в сновидении не видно. Ассоциативно выявляется, что в сновидении содержится укор совести, вина перед родителями за создавшуюся ситуацию. Эту вину сновидец переживал днями накануне сновидения. Впрочем, не родители, но Т.Шв. во сне упрекает мужчину за это. Здесь она ведет себя так, как бывшая жена. В те времена, куда перенесло мужчину сновидение, были существенные проблемы с транспортом - трудно было добраться на работу. Нахождение сновидца в школе и невозможность найти свой кабинет еще более усугубляет тревогу сновидца. Для него также характерны были сны, что он не может найти свою квартиру. В сновидении явно переживается тревога и опасение оказаться в прошлом, когда мужчина еще не чувствовал себя как реализовавшаяся личность, когда он учился в школе или когда он первый раз был женат, и брак этот распадался, т.е. опасение потерять статус. Ассоциативно первый брак мужчины связан со вторым его браком. Итак, по смыслу это сновидение - реализация опасения потерять статус, опасения за второй, удачный брак мужчины, брак счастливый. Когда человек счастлив, то он временами склонен тревожиться за сохранность своего счастья и бояться его утратить. Именно об этом, на наш взгляд, и было сновидение. Кроме того, вероятно, что в сновидении выразился укор совести, вина перед родителями, которым сновидец уделяет мало времени. Это второй смысл сновидения. Не исключено, что еще одним источником сновидения могло быть воздействие беса, который всячески желает навредить душе, подвергнуть ее тревоге и печали.

Анализ вышеприведенного сновидения, как нам представляется, подтверждает гипотезу автора о природе сновидений.

Заключение

Подведем итоги. Мы выяснили, что сновидения бывают естественными и сверхъестественными. Естественные сновидения происходят от работы человеческой души. В них проецируется состояние души человека, проявляются актуальные для сновидца душевные движения, которые у большинства людей суетны по своей природе. Вот почему говорится, что естественные сновидения происходят чаще всего от суетного мечтания души. В работе нами предложена психологическая гипотеза естественных сновидений, которая расширяет фрейдовскую теорию сновидений. Сверхъестественные сновидения бывают от Бога и Его ангелов или от бесов. Сновидения от Бога редки и обычно посылаются благочестивым и праведникам. Впрочем, в отдельных случаях Бог посылает предостерегающее сновидение грешнику, чтобы он покаялся. Для подавляющего большинства людей их сновидения либо естественные, либо от бесовского наваждения. Так что большинство сновидений не представляют ценности для души и духовного роста человека, ибо в них обман. Поэтому нам не следует уделять сновидениям много внимания и придавать им большое значение. Автор лично убедился в этом после того, как истолковал несколько сотен собственных сновидений. Чем труднее понять, из какого источника происходит сновидение, тем меньше ему надо верить. Вместо пустой траты душевных сил на манипуляции со сновидениями, лучше потратить их на соблюдение заповедей Божиих, на выявление и искоренение греха, на чтение Священного Писания, духовной литературы и на молитву. Это принесет пользу нашей душе и приблизит нас к Господу.

Литература

1. Сон. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD

2. Природа сна. В.М.Ковальзон

http://galactic.org.ua/Prostranstv/p_neiro-pcix-95.htm

3. Физиология сна

http://galactic.org.ua/Prostranstv/n-pcix-2.htm

4. Физиология человека. Под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. Глава 15.

http://lechebnik.info/447/225.htm

5. Добротолюбие. Избранное для мирян. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, Полтавская епархия, 1996. - 448 с.

6. Как относиться к снам. Православная газета. Екатеринбург. Интернет-версия

http://orthodox.etel.ru/2000/04/04sny.htm

7. Письма Валаамского старца

http://www.lib.com.ua/books/8/691n19.html

8. Иеромонах Серафим (Параманов). О снах. М., 2004. - 31 с.

9. З.Фрейд. Толкование сновидений/ Пер. с нем. - Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 576 с.

10. З.Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции/ М.: Наука, 1989. - 456 с.

Февраль 2008 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"