Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Жизнь человека всегда имеет смысл

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь человека всегда насыщена смыслом. Но в чем смысл жизни? И почему проблема потери смысла жизни так актуальна в современном мире?

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ

У человека всегда и в любых обстоятельствах есть смысл жизни, потому что человек - образ Божий и всегда находится в активных отношениях с Богом. Даже, когда отрицает или игнорирует Его. Жизнь человека всегда есть деятельность по отношению к Богу, позитивная или негативная. А Бог - везде и всегда, и потому жизнь Его любимого создания - человека - везде и всегда имеет смысл.

Смысл жизни человека в спасении и обожении, в соединении с Богом, в стяжании Духа Святого - все это выражения одного смысла. Для этого необходимо в земной жизни, прилагая труды к трудам, восходить от силы в силу ради достижения полного возраста Христова, ведь цель земной жизни - подготовиться к Жизни Вечной, творя добрые дела по воле Божией. И тогда духовная радость, ныне кратковременная, явится во всей полноте своей, никогда не оканчиваясь - в Будущей Жизни.

Началом соединения с Богом является вера в Него, а дела веры - любовь, мирная жизнь с ближними, и мир в душе, долготерпение, милость, смирение, несение своего креста - это проявления истинной веры. На пути к соединению с Богом жизнь наполняется надеждой и постоянным поиском Царствия Божия, ибо все остальное - земное - приложится благодаря Божию промыслу. При этом нужно трудиться духовно и физически, учиться радоваться жизни, терпеть скорби, и готовиться ко встрече со Христом. И спешить вперед, не задерживаться на достигнутом, тренируя и тело и душу, избегая праздности и уныния, отгонять уныние молитвой, делами милосердия, размышлением об истинах веры, участием в таинствах Церкви, беседой с богатыми христианским духом людьми. Жить, сохраняя бодрость духа, радуясь в Духе Святом. Нужно стараться любить ближних, даже врагов, даже самых человеконенавистников и христоборцев - жалеть, сокрушаясь сердцем, ибо это проявление любви к ним. Нужно понуждать себя исполнять волю Божию, даже если одолевает лень, равнодушие и нежелание следовать узким путем заповедей Христовых. Так живут в христианине вера, надежда и любовь.

Все добродетели христианские - это средства стяжания благодати Духа Святого, но не самоцель. Творить добрые дела нужно не ради своего тщеславия или гордости, но ради Христа. И только тогда обретается благодать Божия. Смысл жизни в творчестве, прежде всего в творении своей личности по заповедям Божиим, а также в сотворчестве Богу в окружающем мире, в постоянной реализации и развитии талантов, полученных от Бога, сохраняя смирение, избегая гордости и тщеславия. Творя свою личность по воле Божией, человек высшим смыслом должен видеть стяжание любви, которая превыше всех талантов и всех знаний, ибо в любви - все. Человек должен постоянно разогревать свое сердце для любви к Богу и ближним, чтобы от Святого Духа вспыхнуло в человеке пламя чистой любви Христовой.

 []

Аркадий Пластов. Сенокос

 []

Аркадий Пластов. Мама

Жизнь человека - процесс многогранный и имеет свои этапы. Поэтому, наряду с высшим смыслом жизни, у каждого человека на данном этапе есть свой индивидуальный смысл. В каждом конкретном случае на том или ином этапе жизни могут доминировать по своему значению те или иные пути постижения смысла: получение образования, рождение и воспитание детей, служебный рост, творческие достижения, помощь ближнему. И простой труд на поле имеет смысл, и колыбельная песня малышу имеет смысл, и осмысление прожитого в воспоминаниях имеет смысл...

Человек живет в обществе, среди людей того или иного культурно-исторического типа, той или иной цивилизации, и потому, с точки зрения взаимодействия человека с обществом, смысл его жизни в освоении культурного наследия своего общества и внесения личного вклада в эту культуру. Притом, смысл жизни христианина - нести в общество учение Христа и своим личным примером показывать Христа, будь это цивилизация православная или неправославная, или секуляризованная. Будь это Север или Юг, Восток или Запад.

Для всего человечества смысл жизни состоит в познании и прославлении Творца, радости единения с Ним и жизни в Нем. Человечество находит для себя осмысление как венец создания и разумно-свободное и совершеннейшее орудие славы Божией. Славы - которая нужна не Творцу, но самой же твари, прежде всего - ангелам и людям. Человечество находит для себя осмысление как посредник между Творцом и неразумной тварью, ибо люди должны быть: как пророки, возвещающие среди твари словом и делом волю Божию; как первосвященники, возносящие от лица всей твари жертвы хвалы и благодарения Богу и низводящие Божии благословения на тварь; как цари, сосредоточивающие цели бытия всякой твари, соединяющие через себя все творение с Творцом, содержа все творение в стройном порядке и союзе.

Смысл жизни человека и человечества в спасении и обожении. Человечество должно получить от Бога (по благодати) все, чем Бог обладает (по природе), и тем самым завершить обожение человеческого рода и всей сотворенной вселенной. Начало этому великому пути к великой цели и высшему смыслу каждый христианин основывает в своем сердце и своем уме, а полнота реализации этого наступит в Будущей Жизни, после второго пришествия Христа.

Но, в силу греховной поврежденности, человек ограничен в понимании смысла своей жизни. Вплоть до такого состояния, когда он не задумывается над смыслом своей жизни, или отрицает наличие такового смысла. Или ошибочно полагает, что смысл жизни в некоем счастье, субъективном состоянии и неопределенном понятии, которое каждый пытается наполнить конкретным содержанием. Но смысл жизни человека, его истинное благо не в счастье, а в блаженстве в Боге, в благобытии - духовной радости единения со Христом. Верующий человек, но не христианин, находит смысл жизни в ценностях своей религии, своего религиозно-философского учения. Человек, включенный в некоторую идеологию, также находит смысл жизни в ценностях своей идеологии. Богом попускается как существование нехристианских религий и религиозно-философских учений, существование различных идеологий, так и возможность "обретения" в них смысла.

Путь Христов крайне труден, труд христианина напряжен, и человек может терпеть поражения за поражениями. Пусть даже земная жизнь человека подходит к концу, и ничего не сделано положительного, и не достигнуты поставленные цели, даже тогда в жизни есть важнейший смысл - покаяние в грехах и надежда на Божие милосердие. Даже тогда человек не теряет шанс узреть Божий Лик и быть не вдали от Бога. Потому у жизни есть смысл, даже если человек тяжко или смертельно болен, лишен пожизненно свободы или возможности полноценного передвижения, общения и пр., даже когда человек в полном одиночестве, утратил дорогих и близких ему людей, покинул родину, глубоко скорбит...

 []

Рембрант. Портрет старика в красном

 []

Потеря смысла жизни человеком ставит его на грань бытия и небытия, ибо в этом случае человек как бы прекращает свою деятельность в отношении Бога, как бы замораживает отношения с Ним - Источником бытия и жизни.

Особенно актуальной и острой проблема обретения или утраты смысла жизни для многих людей становится в "смутные времена", во "времена перемен", когда рушатся старые общественные идеалы, старый миропорядок; или у конкретного человека - в период его личностного кризиса. В современной психотерапии сформулировано понятие "ноогенного невроза", такого страдания души, которое соответствует состоянию утраты человеком смысла жизни, вкуса к жизни, интереса к жизни, погружению в "экзистенциальный вакуум", развитию болезненного состояния апатии, депрессии. В наиболее трагичных случаях такие состояния ведут человека к суициду.

Поскольку человек очень слаб в своей способности постигать смысл жизни, то он весьма часто не только не распознает высший смысл жизни, но и не вполне понимает значение текущего этапа своей жизни. Человек проживает время своей жизни, а "смыслы" в его жизни рождаются, трансформируются и исчезают. На эти изменения "смыслов" влияют обстоятельства, состояние здоровья, семейное или служебное положение, возраст и пр. Иногда человеку удается интегрировать эти преходящие смыслы в некий "личностный смысл жизни" - жизненное кредо. Но бывает, что этот смысл рушится, утрачивается. Почему же это происходит? К проблеме утраты смысла жизни нужно подходить, основываясь на факте духовно-телесной природы человека. Со стороны духовной потеря смысла жизни происходит при острой неудовлетворенности тех потребностей человека, которые лежали в основе ложно понимаемого им смысла жизни, причем на фоне того, что человек не удовлетворил истинным своим потребностям - общению с Богом, любви к Богу и к ближнему, совершению добродетелей, сам не осознавая даже такой фундаментальной неудовлетворенности. Например, человек мог быть не удовлетворен своим служебным статусом и творческими достижениями (притом сильно страдало его тщеславие, его гордость), и вследствие этого лишился смысла жизни; а глубинного, фундаментального смысла, основанного на общении с Богом, у него не оказалось, и он погрузился в "экзистенциальный вакуум", ощутил пустоту жизни, ее бессмысленность. Или другой человек не смог жениться на красавице, и сразу после этого утратил вкус жизни, погрузился в апатию или депрессию. Третий человек всю жизнь создавал некое детище: это может быть оригинальное направление в науке или культуре, а может быть организация семейного бизнеса, предполагающего большую и дружную семью, включающую несколько поколений. И под конец жизни человек обнаружил бессмысленность своего напряженного труда, ненужность его родным и близким, отсутствие понимания, любви - осознал тщету своей жизни. Четвертый человек перестал испытывать эйфорическое ощущение счастья, жизнь стала ему казаться серой и скучной, и приносящей лишь печали. Со стороны телесной потеря смысла жизни происходит при болезнях, сопровождаемых психосоматическими расстройствами, выражающимися в апатии, депрессии. Здесь толчком могли послужить душевные переживания или сработать эндогенные (на уровне нейрофизиологии) причины, особенно, если человек имеет наследственную склонность к подобным расстройствам.

Во времена общественной нестабильности, при разрушении общественных идеалов, человек теряет многие привычные опоры в жизни, как на уровне материального благосостояния, быта, так и на уровне психологического климата в коллективе и в обществе. Все вместе это увеличивает уязвимость человека. В периоды личностного кризиса, когда человек переоценивает свои жизненные ценности, пересматривает свою жизнь, также растет уязвимость человека, поскольку им самим ставятся под сомнение основные постулаты жизни.

Помочь человеку преодолеть тяжелое состояние потери смысла жизни, снять остроту страданий может психотерапевт, но подлинное решение этой проблемы возможно лишь на пути обретения веры во Христа.

P.S. Когда человек с верой и терпением проходит жизненный путь - нелегкий путь, на который потрачено много сил, и пережито много переживаний - но человек проходит его с любовью к Богу и ближним, тогда даже во внешнем облике такого человека можно прочитать духовную силу и глубокую мудрость. Это опровергает безнадежный трагизм ложного по своей природе явления потери смысла жизни.

Скосарь Вячеслав, ноябрь 2014 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"