Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Самое лучшее советское образование?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  
  Дорогой читатель, всю информацию собираю (годами, десятилетиями) в первую очередь для себя.
  Ведь я и сама, находясь в достаточно зрелом возрасте, знакомлюсь с множеством страниц из отечественной истории, ранее мне не известными.
  Они не были бы известны и сегодня, если бы не появившийся интернет, да если бы страны Балтии и Украина не рассекретили свои архивы.
  
  Наружу вылезает много неприятного и даже ужасного, но - это история моего Отечества и я хочу её знать.
  Любой гражданин имеет право знать правду, а уж как поступить с этой правдой - выбор личный.
  
  Итак, за несколько лет я собрала достаточно интересный материал, как СССР копировал аналоги Запада, начиная "самым вкусным советским мороженным" и заканчивая архитектурой Кремля.
  
  Если кому интересно, то заходите:
  
  
  "Можем повторить? Назад в социализм для нищих?"
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b4.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Mосковский Кремль - плагиат с итальянского"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/81.shtml
  
  
  "Можем повторить? Автопром и железнодорожный транспорт СCCP - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Космос. Авиация. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Военная техника. Промышленные стройки. Буровые платформы. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2a.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Игровые автоматы - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3a.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детская электроника. Настольные игры. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo4.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детские игрушки - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo5.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детские книжки - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 1)"
  Советское мороженое.
  Советские молочные продукты.
  Советские хлебобулочные изделия, бисквиты, сухари.
  Советская мясная промышленность. Советские колбасы.
  Как в СССР в 1937 году чуть не появился "Макдоналдс".
  Советские полуфабрикаты.
  Советскиe конфеты, шоколад.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt9.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 2)"
  Овощные и фруктовые консервы.
  Советские рыбные консервы.
  Продажа живой рыбы.
  Советский майонез.
  Советский кетчуп.
  Советские бульонные кубики.
  Советские сухие продукты.
  Книга о вкусной и здоровой пище.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw7.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 3)"
  Советские соки.
  Советские безалкогольные напитки.
  Советскоe шампанскоe.
  Советскоe пиво, в том числе "Жигулёвское".
  Советский чай.
  Советские какао и кофе.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0041ashtml.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Художественные фильмы - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt1.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Музыкальные произведения - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z1.shtml
  
  
  "Самое лучшее советское образование?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/80.shtml
  
  
  
  
  
  
  
  
  
    []
  
  
  
  
  
  Инструкцию о разработке русской грамматики написал
  немецкий граф Герман Карл фон Кейзерлинг,
  президент петербургской академии наук.
  
  
  
  
  
Как царь Николай II боролся с безграмотностью  
  
  Когда адепты Сталина с придыханием рассказывают про электрификацию всей страны, создание промышленной базы или поголовную грамотность населения, они почему-то забывают добавить, что остальные развитые страны тоже успешно решали такие же задачи. Только без разорения страны и миллионов погибших.
  
  Добавлю, что с неграмотностью успешно боролась и царская Россия. По переписи 1897 года в Российской империи оказалось только 22,7 процента грамотных. Правительство Николая II занялось решением этой проблемы.
  
  Оно увеличило бюджет Министерства народного просвещения, который в 1893 годy составлял 22,4 млн рублей, а спустя 21 год - уже 153,5 млн рублей, то есть рост составил практически 7 раз. Кроме этого на образование выделяли средства Министерство торговли и промышленности, Департамент земледелия, Святейший Синод, Министерство путей сообщения, а также земства. На народное образование в 1913 году в 40 губерниях земства потратили 90,1 млн рублей.
  
  Кроме этого, Николай II существенно увеличил количество школ. В 1896 году начальных школ было 78 000, а в 1914 году их стало уже 119 400. Количество гимназий увеличилось практически в 10 раз - с 239 в 1892 году до 2300 спустя 22 года. Количество учеников возросло почти в 3 раза - с 3,8 млн в 1896 году до 9,7 в 1914. А число учителей за этот же период удвоилось - со 114 000 до 280 000.
  
  Успехи народного просвещения подтверждает статистика по грамотности призывников - в 1894 году их было только 37,8 процентов, а в 1913 году стало уже 67,8 процентов. То есть если старшие поколения еще оставались в немалой степени недостаточно грамотными, то молодые уже стремительно получали образование.
  
  Что касается высшего образования, то число студентов тоже возрастало - с 12 500 в 1890 году до 127 000 спустя 24 года. Причем среди студентов были совсем не только выходцы из высших сословий. В 1914-1915 годах выходцы из рабочих, крестьян и разночинцев составляли в технических вузах не менее 50 процентов, а в университетах - не менее 40 процентов. Непосредственно из крестьян происходили 14 процентов студентов университетов и около 21 процента − студентов технических вузов.
  
  При этом высшее образование было не таким дорогим, как, например, в США и Англии в тот период. Неимущие же студенты могли получать стипендию и освобождаться от платы за обучение при высоких результатах учебы.
  
  Интенсивно развивалось техническое образование. В 1916 году в технических вузах училось 26 500 студентов, а всего инженеров с высшим образованием в 1913-1915 годах было до 12 000 человек. Для сравнения: в 1927 году в СССР было только 13 700 инженеров. Вряд ли в это число вошли только те, кого советская власть выучила сама за 10 лет с 1917 года.
  
  Я совершенно не собираюсь идеализировать Николая Второго. Это не про хруст французской булки. Это про естественное развитие любой страны, которому большевики только помешали.
  
  Отсюда
  
  
  
Стойкий миф о "лучшем советском образовании"  
  
  За последние пару месяцев я несколько раз прочитал лекции и выступал на радио по теме детского образования. И каждый раз обязательно находился человек, который спрашивал: 'Простите, но ведь советское образование было же лучшим в мире, может быть, нам стоит к нему вернуться?'
  
  Это стойкий миф из серии про самое вкусное в мире советское мороженое. В него можно верить только до тех пор, пока вы не попробуете настоящее итальянское джелато. И вы поймете, что замороженный брикет из вашего детства - не есть вершина эволюции.
  
  Понятно, почему в Советском Союзе старательно насаждался этот миф. Как и вранье про лучшую в мире советскую медицину, экологически чистые продукты и бесплатные квартиры. Непонятно только почему есть еще люди, которые верят в эти глупости.
  Об уровне образования в стране красноречиво говорят народные увлечения - от массовой религиозности и заряжания воды у телевизора до перечисления денег 'МММ'.
  
  Огромному количеству талантливых людей был закрыт путь к высшему образованию - по национальности или неправильному происхождению. Тысячи талантливейших ученых были расстреляны или репрессированы. Вся индустриализация была проведена иностранцами. Все ракетостроение и атомная промышленность базировались на воровстве секретов и наработках немцев. Вся автомобильная, авиационная и тяжелая промышленность были скопированы у Запада. Советская вычислительная техника была содрана с западных образцов.
  
  Все гуманитарные науки душил идеологический контроль. Вам про борьбу с космополитизмом напомнить и 'о классовой борьбе на фронте яровизации'? Какими успехами может похвастаться советская наука? Марксистско-ленинской философией? Исторической наукой с ее классовым подходом? Советской психологией? Лживой статистикой? Тем, что демография была под запретом? 'О педологических извращениях в системе наркомпросов'?
  
  Про разгром генетики, кибернетики (продажная девка империализма), физики (Дело УФТИ), химии (резонансная теория была объявлена буржуазной лженаукой) напомнить? Про Пулковское дело? Про дело славистов? В 1930 году подверглись разгрому и были запрещены как 'троцкистские' первые исследования в области теории информации. Советская лингвистика утверждала, что язык является инструментом классового господства и что структура языка определяется экономической структурой общества.
  
  И если бы Сталину не нужна была ядерная бомба, а Хрущеву - ракеты, то не было бы в стране и физики с космонавтикой.
  
  Давайте попробуем поговорить про советскую науку и ее вклад в общемировой прогресс.
  Начнем с лауреатов Нобелевских премий:
  
  1. 1904 год. Физиология и медицина. Иван Петрович Павлов - 'за работу по физиологии пищеварения'.
  Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет
  
  2. 1908 год. Физиология и медицина. Илья Ильич Мечников 'за труды по иммунитету'.
  Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет
  
  3. 1956 год. Химия. Николай Николаевич Семёнов 'за исследования в области механизма химических реакций'. Награждён совместно с Сирилом Хиншелвудом.
  Семенов получил образование до революции. Окончил университет в 1917 году.
  Воевал за белых.
  Учился у А.Ф. Иоффе и Капицы, о которых мы поговорим ниже.
  
  4. 1958 год. Физика. Павел Черенков, Игорь Тамм, Илья Франк 'за открытие и истолкование эффекта Черенкова'.
  Отца Черенкова раскулачили, а потом и расстреляли за контрреволюционную агитацию. Брат Тамма был расстрелян в 1937 году по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации. Был расстрелян и его лучший друг Б.М. Гессен.
  Игорь Тамм получил образование в Российской империи, учился в Эдинбурге и закончил Московский университет в 1918 году.
  Илья Франк тоже учился у Вавилова
  Черенков учился у Вавилова, который получил образование в Российской империи, а потом учился в Германии.
  
  5. 1962 год. Физика. Лев Давидович Ландау 'за пионерские теории конденсированных сред и особенно жидкого гелия'.
  Ландау проявлял выдающиеся способности еще в детстве. Очень одарённый математически, Ландау научился дифференцировать в 12 лет, а интегрировать в 13.
  В 14 лет поступил в Бакинский университет, одновременно на два факультета: физико-математический и химический.
  С 1929 года по 1931 год продолжил образование в Германии, Дании, Англии и Швейцарии. В Копенгагене работал с Нильсом Бором, которого считал своим единственным учителем. Работая в Копенгагене у Нильса Бора, Ландау постоянно общался с выдающимися физиками - Гейзенбергом, Паули, Пайерлсом, Блохом, Вигнером, Дираком.
  Отец Ландау был осуждён в 1930 году за вредительство в нефтяной промышленности.
  Сам Лев Давидович Ландау был арестован в 1938 году. В тюрьме провёл год и был выпущен благодаря письму в его защиту от Нильса Бора и вмешательству П.Л. Капицы, взявшего Ландау 'на поруки'.
  Реабилитирован Ландау был только спустя 22 года после смерти.
  
  6. 1964 год. Физика. Николай Басов и Александр Прохоров 'за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе'.
  Басов и Прохоров получили образование в Советском Союзе.
  
  7. 1975 год. Экономика. Леонид Канторович 'за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов'.
  Премию получил совместно с Тьяллингом Купмансом 'за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов'.
  Учился в Советском Союзе
  
  8. 1978 год. Физика. Пётр Капица 'за его базовые исследования и открытия в физике низких температур'.
  Учился сначала в Российской империи, а потом в Кавендишской лаборатории под начало Эрнеста Резерфорда. В Кембридже для него была построена специальная лаборатория.
  В 1934 году приехал в СССР навестить мать. Обратно из страны его не выпустили. Резерфорд письмом к полпреду СССР в Англии обратился за разъяснениями - почему известному физику отказывают в возвращении в Кембридж. В ответном письме ему сообщили, что возвращение Капицы в СССР продиктовано запланированным в пятилетнем плане ускоренным развитием советской науки и промышленности
  
  9. 2000 год. Физика. Жорес Иванович Алфёров 'за разработки в полупроводниковой технике'.
  Учился в Советском Союзе.
  
  10. 2003 год. Физика. Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург 'за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3'.
  Абрикосов учился в Советском Союзе у Ландау.
  Его родители были уволены из Кремлёвской больницы по делу 'врачей-вредителей'.
  В 1991 Абрикосов эмигрировал в США
  Виталий Гинзбург учился в Советском Союзе у Тамма.
  
  11. 2010 год. Физика. Константин Новосёлов 'за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена'.
  Учился в Советском Союзе.
  В 1999 году переехал в Нидерланды, потом в Манчестерский университет. Сейчас проживает в Манчестере.
  
  
  Были и другие Нобелевские премии:
  
  1933 год. Литература. Иван Бунин 'за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер'.
  Образование получил в Российской империи.
  В 1920 году уехал из России навсегда
  
  1958 год. Литература. Борис Леонидович Пастернак 'за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа'.
  Образование получил в Российской империи. Уже в день присуждения премии Президиум ЦК КПСС принял постановление 'О клеветническом романе Б. Пастернака', которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. После чего началась настоящая травля поэта.
  
  1965 год. Литература. Михаил Шолохов 'за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время'.
  Учился в Советском Союзе. Шведские академики обсуждали идею поделить премию между Анной Ахматовой и Михаилом Шолоховым
  
  1970 год. Литература. Александр Солженицын 'за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы'.
  Учился в Советском Союзе. Сразу после получения премии началась травля.
  В 1974 году Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства.
  
  1975 год. Премия мира. Андрей Дмитриевич Сахаров 'за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства'.
  Учился в Советском Союзе у Тамма. С конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР. Находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе.
  В 1980 году был задержан, а затем без суда сослан в Горький - город, в то время закрытый для посещения иностранными гражданами.
  
  1990 год. Премия мира. Михаил Сергеевич Горбачёв 'в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества'.
  Учился в Советском Союзе.
  
  1987 год. Литература. Иосиф Бродский 'за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии'.
  Учился в Советском Союзе. Подвергался травле. Был приговорён к максимально возможному по указу о 'тунеядстве' наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.
  В 1972 году был поставлен перед выбором - отъезд или посадка. В Россию никогда больше не вернулся.
  
  Не кажется ли вам, что этого всего как-то маловато для 'четвертой части всех ученых мира'?
  Так что не надо врать про лучшее в мире советское образование. Талантливые люди рождаются в любой стране, но в Советском Союзе они появлялись не благодаря, а вопреки образованию.
  
  Отсюда
  
  Великие российские ученые и деятели искусства, которые учились за границей:
  https://www.eg.ru/society/607560-kakie-velikie-rossiyskie-uchenye-i-deyateli-iskusstva-uchilis-za-granicey/
  
  
  ***
  
  
  А. СМОЛИНА:
  
  То есть к советскому образованию имеют отношение только учёные ПЯТИ Нобелевских премий.
  Остальные учились или в Царской России или за рубежом.
  
  Из пяти писателей-лауреатов Нобелевской премии к советскому образованию имеют отношение только ТРОЕ, так как Пастернак и Бунин учились в Царской России.
  
   А Шолохов? Давно и не без оснований идут разговоры об его неучастии в написании как "Тихого Дона", так и основных знаковых рукописей под его фамилией. "Тихий Дон" приписывают Краснушкину-Севскому, расстрелянному чекистами, ими же были изъяты все рукописи талантливого писателя. А Шолохов, не окончивший даже средней школы, а с трудом осиливший всего 4 класса мужской Богучарской гимназии, был выбран как образец народного писателя в противовес гениям из дворян да офицеров. И остальные произведения под фамилией Шолоховa создавались "литературными рабами", если верить этому ролику.
  Значит, недаром шведские учёные, согласно архивам Нобелевского комитета, предлагали разделить Нобелевскую премию Шолохова с поэтессой Анной Ахматовой.
  
   Например, для сравнения:
  
  Соединённые Штаты Америки дали миру 383 лауреатов Нобелевских премий
  Великобритания - 132
  Германия - 108
  Франция - 69
  Швеция - 32
  
  "Тупая" Америка - это страна 383 лауреатa Нобелевской премии.
  "Гейропа" породила 364 лауреата.
  И даже Швеция с их миллионами населения, для пересчёта которых хватит пальцев двух рук, получила 32 Нобелевских премии.
  
  И если исходить из шведского соотношения, то (взяв 140.000.000 советских, после - граждан РФ, как утверждает статистика, хотя США называют цифру в 80.000.000), то СССР и РФ должны дать как минимум 500 лауреатов.
  
  А с другой стороны откуда взяться преемственности, если на протяжении 117-и лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724 году до 1841 года, из 34-х академиков-историков было всего лишь трое академиков - этнических русских. Это Ломоносов (получивший образование в том числе в лучших академиях Украины и Германии), Ярцов и Устрялов. Остальные были иностранцами. Почему?
  
  
   []
  
  
  
O русском учёном Ломоносове  
  
  Ломоносов был учёным? Каких наук?
  
  Нет ни одного закона Ломоносова, нет формулы Ломоносова, ни зависимостей Ломоносова, нет никаких доказательных уравнений Ломоносова, нет достоверных опытов Ломоносова, нет таблиц или просто даже научных заметок/наблюдений Ломоносова (кроме заметок на полях и крестиков-ноликов), нет НИЧЕГО, что хоть как-то и где-то было бы обозначено "открытием" и использовалось бы в науке, а уж тем более применялось бы практически.
  
  Немецкая Википедия говорит, что Корпускулярно-кинетическую теорию в 1738 году открыл Даниэль Берноулли: https://de.m.wikipedia.org/wiki/Kinetische_Gastheorie --- Которого уже учёным человеком, вместе с братом, в 1725 году назначили в свежесозданную Академию Науки в С. Петербурге, где он и доработал эту теорию. После теорию подтвердили последователи, в числе которых упоминается Ломоносов и другие.
  
  
   []
  
  
  НО в российской Википедии фамилия Берноулли отсутствует, вроде, Ломоносов всё сделал сам и на его "теории" стоит наука: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9C._%D0%92._%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0
  
  
   []
  
  Как видим, Википедия предлагает удалить статью из-за ложных данных
  
  
  А, может, все звания Ломоносова напрямую зависели от его приближённости к власти?
  Вот, например: однажды (в 1749 году) на празднование двадцатипятилетнего юбилея российской академии наук он сделал доклад, который зачитал лично императрице, от чего та была в величайшем восторге.
  Может, Ломоносов зачитал какой-то научный доклад?
  Это же Академия Наук, значит, доклад должен нести какие-то научные знания? Особенно если его зачитывает Академик.
  
  Но нет никакой науки, доклад назывался "Похвальное слово Императрице Елизавете Петровне":
  
  
   []
  
  Слово первое похвальное ея величеству государыне императрице Елисавете Петровне,
самодержице Всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года
  
   Отсюда: https://x.com/o__willi__o/status/1791739327887655005/photo/4
  
  Полностью эта хвалебная ода от академика Ломоносова в адрес царицы находится здесь, правда, сайт часто ложится и я хотела перенести сюда весь текст. Но, почитав начало, стало противно от сочащейся лести, потому ставлю только вступление:
  
  "Есть ли в сей пресветлый праздник, Слушатели, в которой под благословенною державою всемилостивейшия Государыни нашея покоящиеся многочисленные народы торжествуют и веселятся о преславном Ея на Всероссийский престол восшествии,возможно было нам, радостию восхищенным, вознестись до высоты толикой, с которой бы могли мы обозреть обширность пространнаго Ея Владычества и слышать от восходящаго до заходящаго солнца беспрерывно простирающияся восклицания и воздух наполняющия именованием Елисаветы, коль красное, коль великолепное, коль радостное зрелище нам бы открылось! Коль многоразличными празднующих видами дух бы наш возвеселился, когда бы мы себе чувствами представили, что во градех крепче миром, нежели стенами огражденных, в селах, плодородием благословенных, при морях, от военной бури и шума свободных, на реках, изобилием протекающих между веселящимися брегами, в полях, довольством и безопасностию украшенных, на горах, верьхи свои благополучием выше возносящих, и на холмах, радостию препоясанных, разные обитатели разными образы, разные чины разным великолепием, разныя племена разными языками едину превозносят, о единой веселятся, единою всемилостивейшею своею Самодержицею хвалятся..."
  
  Вот такая она наука в России: чем громче поёшь осанну царю, тем более будешь приласкан.
  
  
  ***
  
  

  Послесловие из 2021 года:

  
  "Цель врагов достигнута. Наши дети - неучи.
  Доцент журфака МГУ: "В этом году мы набрали инопланетян"
  
  'Нез наю', 'генирал' и 'через-чюр' - возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.
  Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.
  
  - Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
  
  - Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными.
  
  Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
  
  - То есть?
  
  - Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
  
  - У вас и правда был такой слабый набор?
  
  - В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто 'пятерка', а 'суперпятерка', поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: 'Вы получили 'супертовар'. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!'
  
  Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
  
  - В чем ее причина?
  
  - В какой-то степени в 'олбанском' интернет-языке. Однако главная беда - ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
  
  - С этим можно что-то сделать?
  
  - По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета.
  
  Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
  
  - Многих можете потерять?
  
  - Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.
  
  И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
  
  Доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева
  
  Отсюда: https://teletype.in/@vzglyad/russian-language
  
  
  
  А. СМОЛИНА:
  Ссылку на первоисточник я дала, текст скопировала целиком.
  
  И при чём здесь внешние враги, если доцент кафедры стилистики русского языка, осуждая поступающих, сама пишет с ошибками?!
  
  Например, "...Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными".
  Или: "Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно...".
  
  
  Её ошибки глаз зацепили, но одолело сомнение: возможно, это я писала не правильно? Ведь доцент русского языка не может не знать своего предмета? Но когда ознакомилась с правилами, то успокоилась. Из нас двоих ошибки делает доцент, так как правила русского языка гласят:
  
  "Если числовой интервал представлен цифрами, которые следуют одна за другой, используется дефис, например, 1-2 дня, 5-6 вариантов. Правило гласит, что дефис между числительными пишется в том случае, если между ними по смыслу можно поставить союз 'или': один или два дня.
  Если же числовой интервал предполагает пропуск хотя бы одной цифры или показателя, используем тире (без пробелов): 1-3 дня, 10-15 процентов. В данном случае союз 'или' по смыслу не подходит, т.к. имеется в виду интервал, который можно представить предлогами 'с... по', 'с... до', 'от... до': от одного до трех дней.
  Так же поступаем и с дробными числительными: в 1,5-1,7 раза".
  
  
  И ещё не очень понятно: "Наши дети - неучи".
  
  А раньше что, были все сплошь и рядом грамотные?
  
  Откуда же тогда взялись миллионы взрослых россиян, пишущих в сети на русском языке без соблюдения элементарной грамматики, о которой они даже не знают? Не оттуда ли, где возле телевизоров заряжали банки с водой носители "самого лучшего советского образования"?
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
  "Диссернет" нашел плагиат в диссертациях 64 ректоров".
  Ректоры-неучи плодят вокругтаких же неучей.
  
  Миллионер, замминистра ПРОСВЕЩЕНИЯ
  не в состоянии сформулировать два предложения.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"