Соколов Лев Александрович : другие произведения.

Кто Есть Римлянин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто есть Римлянин. И когда умрёт последний из них.

  В этой статье речь пойдет о том, кто есть Римлянин. А также будет рассказано о последнем римлянине.
  
  
  У людей неплохо знающих античную историю, при словосочетании "последний римлянин", как правило сразу возникают ассоциации с Флавием Аэцием, который схлестнулся с Атиллой на каталунских полях... Но это не более чем пафос древних книгописцев, - мол, "Последний Римлянин" сошёлся в "Битве Народов" с "Бичом Божьим". Клише на клише, - но красиво звучит! На самом деле Римская Империя простояла после Аэция еще почти тысяч лет, и достойных римлян в ней было в избытке.
  
  
  Поэтому о последнем римлянине мы скажем чуть позже. А начнем мы свой рассказ не с последнего - а просто с римлянина, - из довольно раннего времени, который стал и для самих римлян символом настоящего римского поведения. Звали этого персонажа Тит Манлий Торкват.
  
  Тит Манилий был средоточием тех качеств, которые римляне хотели видеть в идеальном мужчине и гражданине. Более того, он требовал от себя больше, чем от него требовал римский закон. Это был человек большой личной храбрости. Во время войны с галлами, когда два войска сошлись перед сражением, - галлы стали подзуживать какого-нибудь римлянина выйти на одиночный бой. Чемпион галлов был огромным, и некоторые римляне застремались. Тит Манилий вызвался добровольцем, и в жестоком поединке одолел галла. Повалив врага наземь Тит сорвал с шеи галльского воина "торквес" (т.е. по-русски "гривну" - шейное ожерелье). За этот трофей Тит Манилий и получил свое прозвище Торкват.
  
  
  Десятилетиями позже, Тит Манилий был уже не рядовым воином, а консулом - командиром римского войска. Римляне в это время сражались со своими бывшими союзниками - латинами. И это была тяжелейшая война, поскольку войско латинов были зеркальным отражением римских легионов. Враги использовали тот же строй, те же маневры, те же сигналы, те же доспехи. Враги знали друг-друга как облупленные. К тому же средний латин был выше и крупнее среднего римлянина, что немаловажно в рукопашной.
  
  
  Готовя свое войско к генеральному сражению, Тит Манилий категорически(!) запретил своим воинам вступать с латинами в мелкие стычки и индивидуальные поединки. В войске Тита Манилия в то время служил его сын. Сына звали также, как и отца - Тит Манилий, он был кавалеристом. И вот, во время одной из разведывательных вылазок, конный разъезд в котором был Манилий-сын, встретил примерно такой же отряд латинов. Латины стали вызывать римлян на поединок. Римляне, помня приказ, медлили принимать вызов. Тогда латины стали издеваться. Точных слов мы не знаем, но смысл можем угадать даже спустя тысячи лет: - Римляне не мужчины! Сборище баб обрядившихся в доспехи! Где ваши прялки, римляне?! Что за жалкие отцы могли породить таких трусливых ничтожеств?!.
  
  Манилий-сын не выдержал. Может быть, последней каплей для него стало то, что оскорбили его отца. Он вышел на поединок, - и одолел соперника. Манилий-сын постоял за честь семьи и всего римского народа. Радостный кавалерийский отряд вернулся к римскому лагерю.
  Узнав о победе Манилия-сына, - Манилий-отец приказал сына казнить.
  
  Парой строк позже, я напишу, почему Тит Манилий-отец приказал убить сына. Но вы не спешите вниз, попробуйте поразмыслить сами, почему он это сделал. Потом сравните с текстом ниже. Это интересно.
  
  ..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
  
  
  Итак, почему же Манилий-отец казнил сына? Тому были причины.
  
  Для того чтобы это понять, нужно сперва узнать почему Манилий-отец вообще запретил римскому войску вступать в поединок. Нужно понимать, что римское войско того времени, это не профессиональные солдаты, спаянные железной дисциплиной, - как это станет веками позже. Легион времен Манилия - это ополченцы. Малодисциплинированная ватага, в которой второй считает себя не сильно глупее командира. В войске ополченцев нередки были инциденты, когда случайные поединки - наших бьют! - стихийно перерастали в полновесное сражение. Люди начинали втягиваться в бой, - и сражение происходило не там и не так, как планировал полководец. Даже у Цезаря - веками позже - и с совсем другим уровнем дисциплины, зафиксированы случаи, когда легион срывался со своих позиций, повинуясь порыву. Но Тит Манилий не мог себе позволить случайного начала сражения - слишком умел и силен был враг.
  
  
  Кроме того, в те времена у простых людей бытовали сильнейшие суеверия. Для простого воина тех времен было очень важно, какие у полководца отношения с богами. Известен комедийный случай, когда римский полководец, (зная, что вскоре будет отлив), картинно воздел руки к небесам, и взмолился богам, чтобы они отвели волны океана, дабы его солдаты могли иди на штурм вражеского города. "Боги вняли" - волны отступили. Солдаты конкретно офигели, - эвон какая "крыша" у нашего полководца! После этого они дрались как львы, и ничто не могло их смутить - ведь их предводителю покровительствуют сами боги, а значит - при любых раскладах - победа в кармане. И победа приходила - эффект плацебо. Но такой уровень суеверия древних людей имел и оборотную сторону: Если войско по каким-то причинам убеждалось, что боги не на стороне их командира - начиналось повальное уныние. Против воли богов человек был бессилен. Так вот, победа или поражение воинов в индивидуальном поединке часто считалась "звоночком" от богов. Те как бы заранее показывали, кому они больше покровительствуют. А теперь представьте, что в поединке накануне сражения убили бы не абы кого - а сына полководца. Ясный знак, что никаким благоволением у богов отец убитого не пользуется.
  
  
  Но ведь Манилий-сын не проиграл, а победил!.. Да, победил - но своей победой он показал отцу, что был готов поставить всю судьбу римского народа (вселить в солдат веру или уныние) на случайность поединка. Это было не римское поведение. И самое главное: У отца - как мы уже писали выше - под командованием было ополчение свободных, своевольных граждан. Многие были из более богатых и уважаемых родов, чем сам Манилий-отец. Эти люди вообще с трудом слушались приказов. (Нам из истории известен случай, когда римские кавалеристы из знатных родов буквально послали полководца на МПХ, потому что он пытался заставить их копать траншеи. Им было пофиг, что копать нужно - приказ "ковыряться в земле" оскорблял их знатное происхождение). Так вот, Манилий-сын, своим "ловким" поединком - УБИЛ и так хрупкую дисциплину в римском войске.
  
  
  Что и кому теперь мог приказать Манилий-отец? На любой приказ, который не нравится конкретному солдату, - ему тут же тыкали бы в нос пример с его сыном. Сыночек-то твой приказы нарушает, и ничего! Типа ему нарушать можно, а нам нет? А мы тут все, между прочим, свободные граждане! Мы все как один стоим за свободную личность! Так какого шницеля ты чего-то требуешь от нас?..
  И это накануне генерального сражения.
  
  
  У Манилия-отца была единственная возможность восстановить дисциплину. Он должен был показать - что военный закон един для всех. Без исключений. Не взирая на знатность, не смотря кто кому кум, сын, сват, брат. Ну как не порадеть родному человечку?..(С) - Никак не порадеть. Может быть, Манилий потом плакал, выл и катался в своем шатре. Но при войске он с сухими глазами приказал: - Манилий - сын нарушил приказ полководца. Манилия-сына казнить.
  
  
  Этот приказ получил в истории название "Манилиев правеж".
  После него солдаты слушались приказов Тита Манилия Торквата беспрекословно. Он получил моральное право отдать любой приказ.
  И римляне победили латинов.
  
  
  А теперь, пустим в догонку "Манилиеву правежу" другой случай. Однажды римлянам пришлось воевать с племенем тевтонов. Полководцам у Римлян был в то время Ипс Аугет Феррат. В одном из передовых сражений сын полководца - десятник Калкс Феррат оказался ранен и попал к тевтонам в плен. Тевтоны предложили Ипсу Аугету поменять его сына на одного из захваченных ранее римлянами тевтонских военных вождей. Но Ипс Аугет на это ответил - "я десятников на вождей не меняю".
  
  
  Нетрудно разгадать мой нехитрый камуфляж, если вспомнить, что иудейское имя Иосиф значит "Он умножит", а имя Яков - "пятка". Меняем "Яков" на латинский аналог Калкс (Сalx), - и вот у нас уже история времен древнего Рима... Конечно речь о том, как во время нашей Великой Отечественной сын советского главкома Иосифа Сталина, старший лейтенант Яков Иосифович Джугашвилли попал в плен. И как Сталин на немецкое предложение обмена, ответил немцам - "я солдата на генерала не меняю".
  
  
  Надо ли объяснять после истории с Титом Манилием, - почему Иосиф Сталин отказался менять своего сына? Таким обменом тут же воспользовалась бы немецкая пропаганда. Мол, смотрите, советские - своего сынка-то Сталин сменял, а что насчет ваших? Совершив такой обмен, Сталин утерял бы моральное право посылать сыновей других советских граждан на смерть. Своей рукой распространил бы в советской армии пораженческие настроения. Поэтому Сталин отказался. И своей рукой, считай, убил сына.
  
  Сталин - римлянин.
  
  
  Нет, не в прямую конечно, потому что Сталину выпала честь принадлежать к более славной общности - к грузинской и русской цивилизациям, объединенным в советском народе. Но любой древний римлянин, узнай он о поступке Сталина сказал бы - да, это деяние достойное римского духа. Это высокое мужество.
  
  
  Нужно сказать, что поступки Манилия-отца и Сталина понятны, не только римской цивилизации. Они понятны любому нормальному человеку. У хорватов тоже была княжна, сын которой находился у врагов в заложниках, чтобы князь не подумывал о восстании. Когда пришло время, княжна сама сказала князю - детей может быть много, а честь одна; - начинай! Об этом же и баллада шотландца Роберта Льюиса Стивенсона - Вересковый мед, и масса других произведений.
  
  ...True was the word I told you:
  Only my son I feared;
  For I doubt the sapling courage
  That goes without the beard.
  But now in vain is the torture,
  Fire shall never avail:
  Here dies in my bosom
  The secret of Heather Ale.
  
  ...Правду сказал я, шотландцы,
  От сына я ждал беды.
  Не верил я в стойкость юных,
  Не бреющих бороды.
  А мне костер не страшен.
  Пускай со мной умрет
  Моя святая тайна -
  Мой вересковый мед.
  
  
  А мог бы пикт из стихотворения поторговаться, обменять свою жизнь и жизнь сына на секрет мёда. Мог варить медок для короля, и как сыр в масле кататься. А почему нет? Либерал не понимает.
  
  
  Но я взял именно римский пример, потому что вся современная западная цивилизация, как она считает - стоит на плечах цивилизации древнего Рима. И вот что интересно, - наши "либералы", которые считают себя апологетами западной цивилизации, выросшей из Рима - именно эти люди больше других полоскали Сталина, за отказ спасти сына. Мелкие душонки - они НЕ ПОНИМАЛИ, как это можно не спасти сынка, имея все возможности это сделать?! Как можно не отмазать сынка, когда его можно отмазать?!
  
  
  Это занятный парадокс, - которого не сознают наши либералы, и который частично не понимают на западе. Рим, который запад считает своей колыбелью - был полной противоположностью современному Западу.
  
  
  Один из столпов древнеримского права Домиций Ульпиан, писал: "Слово "право" (jus) происходит от слова "справедливость" (justitia)... - (сравни с нашим русским "право" и "правда"). "Справедливость есть постоянное и вечное стремление воздавать каждому по заслугам"... "Право есть искусство хорошего и справедливого"... "ЕСЛИ ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИТ СПРАВЕДЛИВОСТИ, - СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЧЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ". Еще раз - это пишет один из виднейших правоведов своего времени.
  
  А теперь посмотрите во что современное якобы "римское право" выродилось на Западе (откуда его позаимствовала и современна РФ) - где буква закона почитается чуть священной. Где можно творить какие угодно подлости, если это прикрыто законом. Но кто и для кого писал этот закон?..
  
  
  Древнеримская система ценностей (в порядке убывания значимости): - Государство, род, семья, лично ты.
  
  Современная система "либеральных" ценностей (в порядке убывания значимости): - ЛИЧНО ТЫ ЛЮБМЫЙ САМ СОБОЙ В ПОПУ ПОЦЕЛОВАННЫЙ, семья, род, государство.
  
  И кстати - железная буква закона писана для всех, кроме "любимого лично себя и своей семьи".
  
  Все перевернуто с ног на голову. С точностью до наоборот. Именно поэтому наши "либералы" искренне не могут понять, - зачем Манилий-отец казнил сына? Почему Сталин не спас сына? Это вне предела их пониманий.
  
  В древности люди знали простую истину. Человек смертен. Век его недолог. Поэтому высшее благо, - выживание Общины\Государства. Сейчас западная цивилизация по каким-то причинам активно исповедует иные ценности. И - еще более активно - пропагандирует их нам.
  
  
  Поэтому - к вопросу о последнем Римлянине - когда на коллективном Западе, (или в активно впитывающей "западные ценности" РФ) - не останется достаточного количества людей готовых, ради выживания своей общины, пожертвовать самым дорогим - тогда умрёт "последний римлянин".
  И "Рим" падет.
  
  
  P.S. Недавно в прокат вышел фильм "Союзники" с Бредом Питом. Очень наглядный показатель отношения западного творческого коллектива к приоритету Семья-Родина. Стоит взглянуть.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"