Страхов Анатолий Александрович : другие произведения.

Как программируют наших детей. Учебник обществознания, 6 класс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Как программируют наших детей. Учебник обществознания, 6 класс.
  
  В статье даётся анализ учебника "Обществознание. 6 класс" (авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова). Призванный сформировать представление о различных сферах общественной жизни, учебник представляет собой хороший образчик того, как в сознание школьников закладывается конкретная модель общества: с одной стороны, иерархического, с другой стороны, ориентированного на либеральные ценности. Ниже приведены цитаты, раскрывающие суть данного подхода (курсив и выделение в цитатах везде авторские).
  "Семьи, в которых дети живут с обоими родителями, называют полными. Есть семьи, где по каким-то причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками/дедушками. Такие семьи называют неполными" (стр. 19). Неполная семья представляется как норма, а не социальное отклонение.
  "Семьи, основанные на главенстве старшего мужчины, называют патриархальными (или традиционными). В таких семьях женщина, как правило, экономически зависит от своего супруга или отца. Демократические (партнёрские) семьи предполагают взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов. Важные для семьи вопросы (например, планирование семейного бюджета, вопросы образования детей, семейного отдыха и другие) решаются сообща, по взаимной договорённости" (стр. 19). Учащимся внушается, что традиционная семья - не та, в которой родители придерживаются традиционных ценностей, а та, в которой верховодит деспотичный мужчина. А вот если родители равноправны, то такую семью никак нельзя отнести к традиционной, её следует считать демократической.
  Наглядным примером манипуляции подростковым сознанием является определение семьи как малой социальной группы. Само по себе определение "социальная группа" является термином из социологии и обозначает некий коллектив, свободно войти в который и также свободно выйти из которого может любой участник. Такому представлению о семье как о малой социальной группе противостоит представление о семье как о ячейке общества (свободный выход из которой или невозможен, или крайне затруднён из-за господствующих в обществе традиционных ценностей). Очевидно, что "ячейка общества" отражает традиционное мировоззрение, а "малая группа" - либеральное. А вот какой приём применяют авторы учебника: они дают определение семьи со ссылкой на толковый словарь Ожегова: "Семья - группа живущих вместе близких родственников" (стр. 18). Действительно, в словаре Ожегова даётся именно такое определение, но слово "группа" используется Ожеговым в его обычном, языковом значении, а не как термин из социологии. Совершив этот лингвистический подлог, авторы учебника предлагают своё определение: "Семья - это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, усыновлении, связанная общим бытом, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью" (стр. 18). Далее это закрепляется в сознании учащегося: "Вы знаете, что первой и важнейшей для большинства людей социальной группой является семья" (стр. 20). А далее авторы, уже не стесняясь, выстраивают такой смысловой ряд: "Семья, компания близких друзей, спортивная команда, школьный класс - всё это малые группы" (стр. 21). То есть семья и компания близких друзей представлены как равнозначные малые группы.
  Чтобы привить учащимся представление о социальном неравенстве, им рассказывается о стратификации общества. "Социальный статус - место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей" (стр. 24). Любопытно следующее замечание: "Некоторые статусы приобретаются в зависимости от возраста, а есть такие, которые присущи и взрослым, и детям: например, потребители, пассажиры общественного транспорта, пациенты, пользователи Интернета и многие другие" (стр. 25). Быть потребителем и пользователем Интернета - вот что определяет социальный статус детей.
  В главе "Экономическая сфера жизни общества" (стр. 30-33) учащимся рассказывается о товарах и услугах, о производстве, распределении и потреблении, о факторах производства (труд, земля, капитал), о деньгах и их покупательной способности. Уже в 6 классе у школьников формируется денежно-потребительское представление о мире.
  В главе "Социальная сфера современного общества" (стр. 34-35) даётся поверхностное понятие о том, что такое социальная группа, и более глубокое о том, что такое социальная лестница. "На верхней ступени находятся социальные группы с высокими доходами, объединяющие людей, достигших наибольшего влияния в политике, экономике, культуре. На самой нижней ступени располагаются социальные группы, имеющие низкий уровень дохода и образования, выполняющие работу, не требующую высокой квалификации" (стр. 34). Перед шестиклассниками вновь возникает картина стратификации общества, причём достижения в области культуры связываются с высокими доходами.
  В главе "Что такое государство" (стр. 36-37) находим следующее определение: "Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории и осуществляющая на ней властные, управленческие и защитные функции" (стр. 36). И ниже на той же странице: "Кроме того, государство представляет собой отделённую от общества публичную власть, в нём есть слой профессиональных чиновников, действующих от имени и в интересах государства" (стр. 36). Получается, что, с одной стороны, государство - форма организации общества, а с другой стороны, оно отделено от общества.
  В главе "Богатство духовной культуры" (стр. 38-39) школьникам объясняют, что стратификация существует и в культуре: "Есть пласт культуры, который связан с деятельностью средств массовой информации, - это телепередачи, сериалы, поп-музыка. Все они позволяют человеку отдохнуть и развлечься, выплеснуть свои эмоции. Такую культуру называют массовой. Но есть произведения духовной культуры, понятные только узкому кругу ценителей и знатоков, - это элитарная культура" (стр. 39).
  Школьникам разъясняют, каково информационное общество: "В информационном обществе изменяется качество труда человека. Работник должен быть готовым учиться на протяжении всей своей трудовой деятельности. Постоянно совершенствующаяся техника не даёт возможности остановиться на достигнутом и сказать: я всё знаю о своей работе, я могу успешно решить любые задачи" (стр. 44). Детей подготавливают к тому, что человек в современном обществе - белка в колесе.
  Много внимания уделяется глобализации: политической, экономической и культурной. "Глобализация в политике проявляется в том, что современные государства передают часть своих полномочий международным организациям" (стр. 45). "Глобализация экономики проявляется в том, что размещение производств, обмен информацией и технологиями определяются целями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе" (стр. 45). Глобализация представлена как некий безальтернативный путь мирового развития.
  Отдельный пункт параграфа "Международные организации для решения глобальных проблем" посвящён... Римскому клубу и его президенту А. Печчеи. Деятельность клуба характеризуется как очень полезная и необходимая для человечества в целом (стр. 50).
  А вот как объясняют авторы ситуацию в современной России: "К середине XX в. наша страна стала одной из самых влиятельных индустриальных держав. Она лидировала по уровню развития образования и науки, космических и ядерных технологий. Но при этом люди не могли приобрести в собственность землю или жильё, испытывали недостаток товаров и услуг, не могли свободно выезжать из страны" (стр. 56). Помимо откровенной лжи ("недостаток товаров и услуг") авторы продолжают внедрять потребительские ценности: собственность на землю и поездки за рубеж, оказывается, важнее образования и производства.
  В учебнике даются определения многих терминов, которые вряд ли будут понятны шестиклассникам и уж точно не соответствуют их кругозору и уровню интеллектуального развития: суждение (стр. 15), умозаключение (стр. 15), самопознание (стр. 15), социализация (стр. 20), межличностные отношения (стр. 22), традиционное общество (стр. 42), индустриальное общество (стр. 43), права человека и права гражданина (стр. 55), разделение властей (стр. 62).
  В текст параграфов включены сопроводительные рубрики: "Блокнот", "Мудрые мысли" и прочие. В заключение приведём несколько показательных примеров таких вставок.
  "Глобализация нередко отождествляется с американизацией. В США берут своё начало мировые корпорации Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi. Но другие тоже участвуют в глобализации. Так компания IKEA появилась в Швеции, популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии - "Skype" разработана эстонскими программистами" (стр. 45). Авторы не упоминают, что уже в 2011 году "Microsoft" купила "Skype". Но дело даже не в этом, а в том, что разработчики вспомогательных компьютерных программ поставлены авторами в один рад с производителями микропроцессоров и операционных систем.
  "Кто владеет информацией, тот владеет миром. Н. Ротшильд (1777-1836) - представитель международной династии банкиров" (стр. 44). Конечно, российским школьникам необходимо знать, кто такой Ротшильд.
  "Различия между мужчинами и женщинами носят не только биологический, но и социальный характер. Они связаны с представлениями общества об образцах поведения мужчин и женщин. Эти различия учёные называют гендерными (англ. gender, от лат. genus - род) или социальным полом человека" (стр. 20). О. А. Котова и Т. Е. Лискова просвещают шестиклассников насчёт "социального пола человека". "На учебник получены положительные заключения по результатам научной (заключение РАО ? 1123 от 18.11.2016 г.), педагогической (заключение РАО ? 1014 от 21.11.2016 г.) и общественной (заключение РКС ? 335-ОЭ от 19.12.2016 г.) экспертиз" (стр. 2).
  "Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. Билл Гейтс (р. 1955) - американский предприниматель" (стр. 32). Без комментариев.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"