Сухачевский Олег Валерьевич : другие произведения.

Огонь с обоих бортов!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кравеведение. Воронеж и Воронежская область. О подвиге эскадренного миноносца "Стерегущий".

     (С) 1996, Сухачевский Олег

                        Огонь с обоих бортов!

     На одном из людных проспектов Санкт-Петербурга стоит  памят-
ник, посвященный подвигу моряков эскадренного миноносца "Стерегу-
щий" в русско-японской войне. Два матроса, стоя по пояс  в  воде,
открывают кингстоны. Эти два человека затопили свой корабль,  по-
гибли сами, но не сдали миноносца врагу и не спустили  российско-
го андреевского флага. Они до конца выполнили завет Петра Велико-
го: "Флаг ни перед кем не спускать." Одним из этих героев был наш
земляк - трюмный машинист Василий Сергеевич Новиков.

                                *  *  *

     Странная это была война, странная и загадочная, казалось са-
ми небеса повернулись против России. С самого начала наш  флот  и
армию преследовали неудачи. Официальная советская история  с  ка-
ким-то садистским наслаждением и злорадством выискивала и выноси-
ла на свет божий все промахи и трагические  неудачи  русско-япон-
ской войны. Еще бы, ведь эта война была ох каким удобным  поводом
для того, чтобы показать закономерность и  неотвратимость  "гене-
ральной репетиции", т.е. беспорядков 1905 г. и только с этой точ-
ки и рассматривалась. Все ставилось на  службу  теории  классовой
борьбы, все, даже жертвы и боль собственного народа  должны  были
служить оправданием постулатов теории об основной  движущей  силе
исторического процесса.
     В эту теорию как-то не вписывались подвиги простых  защитни-
ков Родины, не знакомых с единственно верным  и  всесильным  уче-
нием, а просто честно делавших свое ратное дело,  как  делали  до
них отцы, деды, прадеды...

                              *  *  *

     Эскадренный миноносец "Стерегущий" был построен в  Петербур-
ге на Невском заводе в 1903 году, доставлен по частям  железнодо-
рожным путем на Дальний Восток и окончательно собран в Порт-Арту-
ре. Он имел водоизмещение 240 тонн и мог развивать скорость до 26
узлов. Вооружение его состояло из двух однотрубных поворотных па-
лубных торпедных аппаратов, одной 75-мм пушки и трех пушек калиб-
ра 47 мм. Это был небольшой корабль с экипажем из 4 офицеров и 47
матросов.
     Задачей миноносцев в те времена была торпедная  атака  круп-
ных кораблей противника, но русские корабли этого класса с  само-
го начала войны были более универсальны, чем  планировалось.  Они
не только успешно пользовались торпедами,  но  и  несли  дозорную
службу, ставили минные заграждения, проводили разведку,  охраняли
транспорты и более крупные боевые корабли.
     Особенно усилилось значение и  активность  миноносцев  после
назначения и прибытия в Порт-Артур талантливейшего русского  фло-
товодца, вице-адмирала Степана Осиповича  Макарова.  Макаров  был
обеспокоен возможностью высадки неприятельских десантов на  побе-
режье. По его инициативе была налажена  систематическая  разведка
вдоль побережья Ляодунского полуострова, для чего  использовались
главным образом миноносцы.
     26-го февраля 1904 года два однотипных  русских  эскадренных
миноносца "Решительный" и "Стерегущий", возвращались  с  разведки
островов Эллиот и Блонд и около 6 часов утра,  недалеко  от  Пор-
т-Артура обнаружили в утреннем тумане на близком расстоянии четы-
ре японских миноносца. Благодаря умелому маневрированию,  русские
корабли смогли избежать очевидной опасности - попадания  под  пе-
рекрестный огонь. Но японские миноносцы, используя  свое  преиму-
щество в скорости и двухкратное численное превосходство, легли на
параллельный курс и открыли артиллерийский огонь. Российские  мо-
ряки приняли неравный бой.
     Схватка была жестокая, дело чуть не дошло до  абордажа,  как
повествует в своих знаменитых воспоминаниях "Расплата" капитан II
ранга В. И. Семенов: "Рассказывали даже, что одному  японцу  уда-
лось перескочить на палубу "Стерегущему", где он ударом сабли ус-
пел свалить кого-то из офицеров, но и сам, конечно, был немедлен-
но убит."
     С самого начала боя "Стерегущему" не повезло, японский  сна-
ряд, разорвавшийся в кочегарке эсминца, вывел из строя два  смеж-
ных котла и перебил главный паропровод. Обреченный миноносец оку-
тался белым облаком пара и потерял ход. Командир  "Решительного",
заметив, что к району боя подходят еще два неприятельских  минных
крейсера, полным ходом направился в Порт-Артур за помощью.
     "Стерегущий", ведя огонь с обоих бортов, продолжал  сражение
в одиночку... Вражеский снаряд попал на ходовой  мостик  и  смер-
тельно ранил командира корабля - лейтенанта Александра  Семенови-
ча Сергеева.
     - Ребята, выполните свой долг перед родиной до конца, не по-
мышляя о позорной сдаче судна, - приказывал перед смертью  коман-
дир и моряки продолжали бой.
     Согласно официальным японским данным, 27 снарядов,  выпущен-
ных из пушек "Стерегущего" попали в японский миноносец  "Акебоно"
и 8 поразили миноносец "Сазанаме", получили попадания и два  дру-
гих неприятельских корабля. Повреждения, полученные "Акебоно" бы-
ли столь тяжелы, что он был вынужден выйти из боя. Бой продолжал-
ся четыре часа, но слишком велико было преимущество врага, замол-
кали подбитые орудия миноносца...
     Дольше всех держалось баковое орудие мичмана Кудревича, но в
конце концов погиб и он. Сигнальщик Кружков, увидев, что к  обез-
движенному и обезоруженному "Стерегущему"  приближаются  японские
корабли, последним предсмертным усилием привязал балласт  к  сек-
ретным сигнальным книгам и выбросил их за борт.
     С японского миноносца "Сазанаме" спустили шлюпку и  закрепи-
ли трос на "Стерегущем", пытаясь отбуксировать его в свой порт. В
этот момент трюмный машинист Василий Новиков и машинный  квартир-
мейстер Иван Бухарев находились внутри корабля. Почувствовав, что
эсминец пришел в движение, они видимо догадались в чем дело,  за-
перлись в машинном отделении и открыли кингстоны. В 10  часов  15
минут, 26 феврала (10 марта, по новому стилю) 1904 года эскадрен-
ный миноносец русского флота "Стерегущий", оборвав буксирный трос
ушел на дно, так и не доставшись врагу...
     Адмирал Макаров,  узнав  из  донесения  "Решительного",  что
"Стерегущий" ведет неравный бой с превосходящими силами противни-
ка, на двух легких крейсерах "Баян" и "Новик" бросился на  выруч-
ку, но японские корабли, не приняв боя, полным ходом ушли к своим
берегам.
     Долгое время имена героев, принявших смерть вместе со  своим
кораблем, не были известны, первыми об их героическом подвиге по-
ведали враги - японцы. Согласно  самурайскому  воинскому  кодексу
чести, они уважали храброго противника и подвиг моряков "Стерегу-
щего", до конца выполнивших свой долг, привел  их  в  восхищение.
Этот случай потрясающего героизма обошел печать всего земного ша-
ра, о нем сообщали все телеграфные агентства планеты. Порт-Артур-
ская газета "Новый край" с горечью писала: "Возможно,  что  имена
этих двух неизвестных героев со "Стерегущего" не будут внесены на
страницы истории: морские бездны своих тайн не выдают".
     Однако прихотливы дороги славы и беззвестности, нам  все  же
стали известны имена этих матросов. Капитан  II  ранга  Селецкий,
находясь в японском плену, взял себе в вестовые  пленного  моряка
со "Стерегущего", кочегара Алексея Осинина. Тот и рассказал ему о
последних минутах эсминца. Селецкий записал  рассказ  и  отправил
письмо к французскому консулу с просьбой довести этот документ до
сведения русского правительства.  Осинин  рассказал  Селецкому  о
трюмном машинисте 2-й статьи, "хозяине трюмных отсеков", как  его
называли, Василии Новикове и машинном квартирмейстере Иване Буха-
реве, которых он хорошо знал.
     Однако сразу же после обнародования  имен  героев,  началась
некоторая путаница. Появились  сообщения,  что  Василий  Новиков,
якобы открывший кингстоны и потопивший корабль, все же успел выб-
раться из затапливаемого отсека, остался жив и попал в плен.
     Причина такого несоответствия была проста. Все дело  было  в
том, что на "Стерегущем" служило два Новиковых, причем обоих зва-
ли Василиями, вещь естественная при такой распространенной  фами-
лии и имени. Различия были в отчествах и чинах, один  из  Новико-
вых - Василий Николаевич, уроженец Томской губернии, тоже  прини-
мал участие в потоплении эсминца и действительно остался жив.
     Подвиг же совершил наш земляк, уроженец  Воронежской  губер-
нии, Коротоякского уезда, Василий Сергеевич Новиков. Именно он по
договоренности со своим товарищем, машинным квартирмейстером  1-й
статьи Иваном Михайловичем Бухаревым и открыл кингстоны,  затопив
погибающий корабль, уйдя вместе с ним на морское дно.
     К сожалению, насколько мне известно, никаких сведений в  Во-
ронежском областном государственном архиве  о  В.С.  Новикове  не
сохранилось, ничего не известно о нем и в райцентре -  Коротояке,
откуда он призывался. Это понятно, грянула  "генеральная  репети-
ция", за ней новая война - Первая мировая, потом Октябрьская  ре-
волюция, а уж новой власти ни к чему были герои, отдававшие жизнь
за "старорежимные" идеалы, она целиком была устремлена вперед,  в
светлое будущее, которое вот-вот должно было наступить...

                               *  *  *

     Однако подвиг моряков эсминца не  остался  забытым,  в  Цен-
тральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге есть экспозиция,
посвященная подвигу легендарного миноносца, а в составе  русского
флота всегда теперь присутствует корабль с  именем  "Стерегущий".
Нынешний, уже четвертый по  счету,  большой  противолодочный  ко-
рабль "Стерегущий" с честью несет службу на Тихоокеанском  флоте,
в тех же краях, где геройски погиб его собрат с таким  же  назва-
нием...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"