Сухачевский Олег Валерьевич : другие произведения.

"...С азовских высоких гор"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краеведение. Воронеж и Воронежская область. О строительстве флота в Воронеже для нового завоевания Азова в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.


     Сухачевский Олег (С)1996.

                         "...С азовских высоких гор"

     Неважные были наследники у Петра  Великого,  не  смогли  они
удержать завещанное Петром наследство. Флот русский  находился  в
небрежении, корабли гнили, рассеивалась по  ветру  молодая  воин-
ская слава русского флота... Лишь  в  царствование  Екатерины  II
власть предержащие обратили внимание на то, что Россия уже  более
полувека - морская держава.

                               *  *  *

     В 1768 г. снова, уже в который  раз,  обострились  отношения
между Россией и Турцией. Русского посла А.М. Обрескова турки  за-
точили в Семибашенный замок. Зима прошла в подготовке  к  военным
действиям, в Черногории, Албании, Боснии, Герцеговине,  Македонии
порабощенные Турцией народы подняли  восстание.  Турки  понимали,
что Россия является естественным союзником для восставших и стре-
мились помешать русским планам. Они решили действовать своей  ис-
пытанной тактикой, которую степняки применяли тысячи лет -  набе-
гом. В январе 1769 г. крымские татары, вассалы Турции, предприня-
ли набег на Новороссию, крымская орда, вырезая целые деревни хлы-
нула на просторы Украины, из под одного Харькова было  угнано  20
тыс. невольников. Снова, как тысячи лет до этого, под кривой  ко-
чевничьей саблей падали русые головы, но не та была  уже  Россия.
Ушли в прошлое  времена,  когда  татарам  удавалось  безнаказанно
скрываться в Крыму и продавать русских рабов. Татары были  быстро
отбиты, русские войска ударили на Азов и Таганрог  и  эти  города
снова оказались в руках России. Екатерина принимает решение  сно-
ва строить в Воронеже флот, ибо  только  имея  на  Азовском  море
сильный флот, можно было удержать новоприобретенные территории.
     Однако мысль императрицы простиралась дальше.  Она  считала,
что Азовский флот и города Азов и Таганрог должны  стать  русским
плацдармом для окончательного захвата и  присоединения  к  России
жуткого турецкого форпоста - Крымского ханства,  тяжким  дамокло-
вым мечом висящего над южными границами России. Уже третий раз  в
течение бурного XVIII века Воронеж оказывается на острие "большой
политики". Для того, чтобы поднять эту огромную глыбу  труда  ну-
жен был особенный человек. Но уж чем-чем, а талантами Бог  никог-
да Россию не обделял и такой  человек,  конечно,  нашелся.  Выбор
мудрой императрицы пал на контр-адмирала Алексея Наумовича  Сеня-
вина, который и получил приказание строить новый флот по уже  ап-
робированному методу Петра Великого.
     Задача, поставленная перед ним была  архисложной  -  воссоз-
дать южный флот России, принять командование им на себя,  разгро-
мить противника и обезопасить с моря южные рубежи России.  Екате-
рина недаром была названа Великой, за многое ее  можно  корить  и
упрекать, но одно несомненно - она всегда умела верно  определять
людей. А разве не в  этом  проявляется  величие  государственного
деятеля?
     Вот и этот выбор подтверждает несомненность  екатерининского
таланта. Алексей Наумович Сенявин родился в 1716 г. и  происходил
из знаменитой морской фамилии, был сыном  известного  петровского
адмирала Наума Сеняина. Службу в российском военно-морском  флоте
он начал еще в 1734 году мичманом, участвовал в походе  фельдмар-
шала Миниха на Очаков в 1737 году, однако основной боевой опыт он
приобрел в Семилетней войне, командуя линейными кораблями "Уриил"
и знаменитой "Полтавой". Он действовал вблизи Копенгагена и у бе-
регов Померании, участвовал в осаде  крепости  Кольберг.  Корабль
"Святой Павел", обстреливая крепость под его  командованием,  на-
нес большой ущерб неприятелю, Сенявин был контужен вражеским выс-
трелом, но из боя не вышел. Победу в Семилетней войне  у  русских
украл Петр III, приказав отдать  противнику  -  прусскому  королю
Фридриху II, все, что было завоевано российской кровью.  Чинов  и
наград от нового российского императора Сенявин, конечно, не дож-
дался и в должности капитана 1-го ранга ушел в отставку по болез-
ни.
     Однако вскоре к власти пришла Екатерина и он  снова  понадо-
бился русскому флоту. Сенявину было пожаловано звание контр-адми-
рала и он назначается командующим Кронштадтской эскадрой.
     В самом начале русско-турецкой войны, 7-го ноября 1768  года
контр-адмирала Сенявина принимает Екатерина II и после долгой бе-
седы предлагает ему командование  Донской  экспедицией.  Сенявин,
несмотря на болезнь, соглашается и 18 ноября того же года  после-
довало высочайшее повеление, в котором говорилось: "Отправить ге-
нерал-григс-комиссара Селиванова в Тавров и прочие тамошние адми-
ралтейства, для приготовления лесов к строению судов, разной  ве-
личины при том употребить Коллегии всевозможное старание  промыс-
лить род вооруженных судов, как бы против тамошних военных  судов
с пользою действовать могли. К рассуждению и  сочинению,  в  силу
сего указа, призвать вице-адмирала Спиридова и контр-адмирала Се-
нявина, ибо первый в нужных местах был сам, а  второму  предстоит
действовать. Что ж принадлежит до числа людей, до денег, до  про-
вианта и прочего, на то потребного, то ожидаем мы,  что  Коллегия
не оставит всему нужные положения и распоряжения и  нам  предста-
вить".
     Вице-адмирал Спиридов, как известно,  получил  в  дальнейшем
назначение на эскадру, направлявшуюся в Средиземное море  и  при-
нес величайшую славу России, уничтожив турецкий флот  в  знамени-
том Чесменском сражении. Сенявин же, командующий флотом,  которо-
го не было, прибыв на место, понял что все наследство Петра в Во-
ронежском крае безвозвратно потеряно... Верфи были ветхи и  опус-
тели, карты русел Воронежа и Дона отсутствовали, лоцманов на  ре-
ке не было. Не было и леса, не  было  железа,  парусины  и  самое
главное не было людей.
     Адмиралтейств-коллегия, выполняя указ императрицы,  посылала
на юг инженеров, корабельных мастеров, офицеров,  топографов,  но
пришла к мрачному заключению, что Дон практически непроходим  для
больших кораблей по причине мелководности мест, протянувшихся по-
перек кос, незаметных отмелей. Исходя из этого было принято реше-
ние строить плоскодонные суда с малым количеством пушек и в янва-
ре 1769 г. Коллегия повелела:  "Новоизобретенных  по  приложенной
ведомости судов... приказано построить на  сто  тысяч  рублей,  а
сколько какой величины числом - оное имеет Коллегия определить по
своему рассуждению, смотря на пользу и выгоду их".
     По этому указу началась стройка первых  двенадцати  судов  и
так начал воссоздаваться второй Азовский флот,  которому  суждено
было впоследствии стать славным Черноморским.
     В январе 1769 г. в Воронеж прибыл Сенявин,  но  не  задержи-
ваясь в губернском городе, сразу же отправился в  Тавров,  собрав
артель плотников, он определил их на  достройку  прамов.  Прамами
назывались большие плоскодонные парусные суда, вооруженные пушка-
ми большого калибра. Предназначались они для боевых  действий  на
мелководье и в реках. Сам контр-адмирал не стал  задерживаться  в
Воронежской губернии, а сразу же поехал в Таганрог.
     Адмирала предупреждали об опасности от кочевых татарских от-
рядов, но Сенявин, невзирая на опасность, 14 февраля прискакал  в
Таганрог и начал промерять таганрогскую гавань. Штурман  Очищагин
в марте того же 1769 г. прошел по льду Воронежа до впадения в Дон
речки Медведицы. По всему пути  следования,  его  матросы  делали
проруби и через них измерялась глубина русла. На основании  изме-
рений Очищагиным была составлена тщательная гидрографическая кар-
та маршрута прохождения судов на 18 листах. Осмотревшись в  Воро-
неже и на местных верфях, Сенявин приходит к  выводу,  что  чтобы
выполнить приказ, на Дону нужно строить  только  основной  костяк
судов, спускать его вниз к Азовскому морю и довооружать в  Таган-
роге, иначе было никак невозможно провести по Дону корабли.  Дело
в том, что с петровских времен река здорово обмелела, да  и  сами
корабли стали куда больше, тяжелее и крупнее.  Изучив  полученные
сведения, контр-адмирал Алексей Сенявин решает строить корабли не
в Воронеже, а на Павловской и Новохоперской верфях. Тавровская  и
Икорецкая верфи были уже не годны для строительства флота и Сеня-
вин решает их закрыть. Взамен них в Таганроге должна быть  созда-
на новая Таганрогская верфь.
     Екатерина II не оставляла своими заботами Сенявина и  в  мае
1769 г. она писала контр-адмиралу: "Алексей Наумович! Посылаю вам
гостинцы - которые до тамошних мест принадлежат: 1)  разные  виды
берегов Черного моря, даже до Царьграда; 2) Азовское море; 3) ко-
рабль на Воронеже деланный и на воду там же опущенный".
     В полную силу  развернулось  воронежское  купечество,  купцы
Аносовы, Молоцкие, Поповы поставляли Воронежскому  адмиралтейству
канаты, лес, продукты питания. Вино и водку  доставлял  острогож-
ский купец Корнев.
     Для строительства воронежского  флота  были  согнаны  тысячи
крестьян из  Архангельской,  Вологодской,  Воронежской  губерний.
Приехала знаменитая семья мастеров-кораблестроителей Афанасьевых,
братья Семен Афанасьевич и Иван Афанасьевич строили прамы на Пав-
ловской верфи и фрегаты на Новохоперской. Сохранились сведения  о
том, что для строительства фрегатов в Борисоглебских лесах у Хоп-
ра было срублено 2068 больших деревьев.
     Благодаря энергии и деловому напору Сенявина верфи заработа-
ли, первый фрегат в Новохоперске был спущен  на  воду  12  апреля
1771 г. Флотский капитан И.И. Ханыков писал  в  своих  воспомина-
ниях, что на вновь строящиеся корабли "были посланы по партиям  в
1-й лейт. Мальцов, 2-й - лейтенант  Разводов,  в  3-й  Констанель
Обернибесов, в 4-й лейт. Ушаков, в 5-й Ханыков и все пришли в Хо-
пер в 3 недели и меньше". Лейтенант Ушаков,  упоминаемый  в  этих
записках - это будущий победоносный флотоводец, адмирал Ф.Ф. Уша-
ков, безусловно известный всем читателям. Он получил под  команду
прам N5, выстроенный на Новохоперской верфи. В той  войне  лейте-
нант Ушаков впервые командовал полноценными кораблями,  выстроен-
ными на воронежских верфях, его задача  была,  управляя  четырьмя
транспортными судами, доставлять лес по Дону в Таганрогский порт.
В 1771 г. Ф.Ф. Ушаков проводит вниз к Азову фрегат "Первый", пос-
троенный на новохоперской верфи.
     Дело сдвинулось с мертвой точки, как писал Сенявин вице-пре-
зиденту Адмиралтейств-коллегии графу  И.Г.  Чернышеву:  "Успех  в
строении судов по состоянии времени и людей идет так, что больше,
кажется требовать мне от них не можно, в чем могут свидетельство-
вать спущенные на воду суда... всего  спущенных  судов  на  воду,
кроме нынешнего и машины с понтонами, пять, сверх того уже на во-
де состроенных шлюпок 10, палубных две, 8-весельных восемь, ябло-
тов 12, прочие же суда в Павловске обшивкою внутри и снаружи оде-
ты, выконопачены и к спуску приготовляются..."
     К весне 1769 г. со всех стапелей Воронежских верфей сошло 12
"новоизобретенных" плоскодонных кораблей, 5 двухъярусных  прамов,
1 дубельшлюпка, 1 палубный бот, 58 лодок с двумя  пушками.  Сеня-
вин выполнил приказ и получил звание вице-адмирала,  однако  было
сделано только полдела, ведь всю эту флотилию нужно  было  доста-
вить в Азов и Таганрог и неизвестно, что было проще...
     Спуск вниз по Дону был нелегок, матросы  были  еще  неумелы.
Почти сорок километров протащили на катках прамы,  команда  Якова
Сухотина с 40 лодками прошла до Черкасска и там зазимовала,  дру-
гие корабли остались в станице Вешенской. Летом 1770 г.  движение
было продолжено, суда двинулись к Таганрогу, и наконец-то  весной
1771 г., а точнее 17 мая, второй Азовский флот выходит в  море  и
вскоре получает боевое крещение.
     Корпус генерал-майора Щербатова повел наступление со  сторо-
ны Геничи и Арабата в тыл туркам, находящимся в  Крыму,  а  Азов-
ский флот контр-адмирала А.Н. Сенявина должен был поддержать  его
удар с моря, как только "вскроются воды".
     25 апреля он пишет в Адмиралтейств-коллегию графу И.Г.  Чер-
нышеву: "При всей моей скуке и досаде на то, что я еще к  выступ-
лению не готов, ваше сиятельство,  вообразите  себе  и  мое  удо-
вольствие: видеть с высоты стоящие перед гаванью в Таганроге  су-
да под военным российским флагом - чего со времен Петра Великого,
то есть с 1699 года здесь не видели!".
     18 мая эскадра из судов, построенных на воронежских  верфях,
вышла в море и в проливе Еникале встретила турецкий  флот  из  40
судов, галер. Сенявин сразу же  решил  атаковать  неприятеля,  но
турки, ранее уверенные, что только они хозяева Азовского моря, не
приняли боя и отступили. Русская эскадра бросила  якорь  на  Ени-
кальском рейде и вступила "сполна во владение Азовским морем".
     А 23 июня Сенявин с гордостью пишет  в  Адмиралтейств-колле-
гию: "Я скажу, что прошел Азовское море вдоль от одного  края  до
другого и теперь опять на половине. Я думаю, что турки таких  су-
дов на Азовском море видеть не уповали. Удивление их  тем  больше
быть может, что по известности им азовской и таганрогской  глуби-
ны там великим судам быть нельзя... то по справедливости  сказать
турки могут, что флот сей пришел к ним не с моря,  а  с  азовских
высоких гор".

                              *  *  *

     Да, Сенявин имел полное право на  такие  гордые  слова,  ибо
именно благодаря ему, у России появился второй в ее истории  флот
на Черном море, построеный в Воронеже. Победа в Чесменском сраже-
нии, разгром турецкой армии под Ларгой и Кагулом и появление рус-
ского флота в Азовском море привели к победе России в  русско-ту-
рецкой войне 1768 - 1774 гг. Еще не скоро, но  все  же  благодаря
самоотверженному труду А.Н. Сенявина и  тысяч  других  безвестных
работников, при активном участии построенного ими флота,  змеиное
гнездо в Крыму было в конце концов раздавлено, полуостров присое-
динен к империи, а Россия навсегда забыла об ужасе татарских  на-
бегов и в тысячелетнем споре Руси  со  Степью  была  поставленная
окончательная точка.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"