Рышкова Елена : другие произведения.

Автобаны в Германии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Главы из книги

  Я живу на окраине маленького городка, а наискосок от моего дома гудит автобан. Его несмолкающий ни днем, ни ночью гул напоминает шум водопада и уже привычен уху. Созданный человеческими руками, автобан изменил сам ритм человеческой жизни и время, плавно текущее из понедельника в субботу, сгустилось и загудело вдоль литых блестящих корпусов автомобилей. Дороги пожирают пространство и уплотняют время человеческой жизни, скорость вжимает водителя в податливую спинку сиденья - и вот он один из многих, летящих в сплошном потоке машин. Всё вперед, всё дальше. Пожиратель пространства и времени...
   Существует легенда о том, что в начале сороковых годов прошлого века автобаны начал строить Адольф Гитлер. Но она справедлива только наполовину. Идея автобанов, как сети скоростных дорог с собственной инфраструктурой и технологией строительства, была разработана ещё правительством Веймарской республики, а в 1921 году в Германии построили первую скоростную трассу. Но тогда власти не хватило средств и политической воли, чтобы полностью осуществить грандиозный государственный проект. А Гитлеру начать строительство автобанов помогло само время и ловкая политическая стратегия. Он применил для своих целей такие трудовые отношения, которые были просто невозможны во времена республики. Были упразднены профсоюзы, установлена мизерная плата для строителей автобана, исключена возможность отказа от предложенной работы и..., словом, сделано всё то, что частично пытаются делать нынешние политики Германии, но к счастью, пока что безуспешно.
  Русское понимание дороги, как "направления движения" несовместим с немецким автобаном, как несовместим космический корабль с бричкой. И дело даже не в качестве дороги, но в том, что автобан это целый комплекс услуг и технических возможностей. От качества покрытия и навигации по трассе до заправок и туалетов.
  Уже задолго до строительства нового автобана в обществе начинается бурное обсуждение его пути. Автобаны стараются обойти стороной большие города, но избежать встреч с маленькими поселками и деревнями им не удаётся. Они всегда идут по окраине, стараясь задевать своим шумом как можно меньше жилых домов, но даже эти несколько домов защищают от шума высокими стенами, рассекающими звуковые волны. Каждый случай встречи автобана с жилым массивом будет долго рассматриваться в ратхаусе задетого городка, а уровень шума измерят и постараются уменьшить до границы допустимого стандарта. Защитную стену украсят ползущими растениями и построят непохожей на другие, так чтобы жители городка могли гордиться своей особенной стеной.
  Иногда автобан проходит через природоохранные районы и тогда в дискуссию о его необходимости вступает вся Германия. Но всегда - постройка автобана связана с покупкой земли у её собственников. Земля-то в Германии - частная и государство обязано выкупить её у владельца, чтобы потом предоставить её в общее пользование гражданам страны в виде автобанов. Они пока что бесплатны для проезда. Но с 2005 года это справедливо только для малогабаритных машин, а вот владельцы тяжелых транспортных грузовиков (LKW) должны оплачивать их проезд по автобанам Германии. За фурами следит спутниковая система навигации и это позволяет определить время нахождения грузовиков на автобанах, а также наказать нарушителя, если он попытался проехать по стране не автобанами, а другими дорогами.
  Присмотр за движением фур по автобанам это большая головная боль дорожной полиции. И дело не в проверке законности грузоперевозок - этим занимается таможенная полиция, дорожная проверяет время нахождения в пути без остановок. Водитель фуры обязан отдыхать на стоянках и находиться в движении строго определенное количество часов. Иначе он может заснуть за рулём или потерять контроль над машиной прямо на трассе. Но иногда, даже хорошо выспавшись, водитель фуры начинает "шалить", отпуская руль из рук, чтобы съесть бутерброд или поговорить по мобильному телефону. Чтобы поймать такого нарушителя дорожная полиция курсирует по трассе в незаметном с виду автомобиле и наблюдает за водителями в кабинах.
  Бывает, что водители фур, устав от монотонности пути, начинают игру в перегонялки. Внезапно огромная фура показывает обгон и выезжает на среднюю полосу автобана, пытаясь обогнать свою соплеменницу. Но скорость фур невелика, по сравнению с легковушками и, даже идя на обгон, тяжело нагруженный трейлер едет медленно. Да и водитель не всегда хочет обогнать такую же фуру. Просто ему надоела спокойная жизнь на правой крайней полосе автобана, и захотелось свежих ощущений. Иногда он желает поговорить с братом-водителем передней фуры, только и всего. Но, скорее всего, ему хочется показать всем этим Мерсам и Лексусам кто на дороге хозяин! И до тех пор, пока один из тяжеловесов не перегонит другой, вся шеренга лёгких автомобилей уныло ползет за ними, особенно если автобан двухполосный.
  Проехав какое-то время рядом, фуры возвращаются на свои места в правой полосе и нормальное движение на автобане восстанавливается.
  Для следования тяжеловозов есть несколько правил, которые они должны строго выполнять, иначе жизнь на автобане просто остановится. LKW должны ехать только по правой крайней полосе, используя для обгона среднюю полосу и никогда не выезжать на скоростную - крайнюю слева полосу автобана. Поэтому правая крайняя полоса автобана считается медленной и по ней удаётся ехать не более чем со скоростью 100 км в час, особенно в будние дни. В воскресенье фуры не имеют права ездить по автобанам, а в субботу и праздничные дни это правило смягчается, но всё равно фур будет значительно меньше.
  Средняя полоса автобана предназначена для скорости 100-150 км. в час, а крайняя слева - скоростная. Немцы гордятся тем, что они единственные в Европе не имеют ограничений в скорости движения по автобанам. И вот по скоростной полосе с рёвом и гулом проносятся машины, рычащие о своём превосходстве над всей остальной дорожной братией. Но количество страшных аварий, где в жутком карамболе сталкивается большое количество машин, заставляет государство пересмотреть "демократические" дорожные правила и в 2006 году введено ужесточение правил на расстояние между движущимися машинами. Пройдет некоторое время и Германия будет вынуждена принять ограничение скорости. Строже становятся и требования к уровню алкоголя в крови, которые и так значительно жестче, чем в России, а штраф за их нарушение измепнился. Это и 3000 евро, и годичный запрет на вождение автомобиля, и занесение в штрафной регистр, и прочая, прочая.
  Искусство вождения по автобану вырабатывается не сразу и имеет множество граней. Одно дело мчаться в воскресенье по легкому направлению седьмого автобана Мюнхен-Гамбург, где мало участков с ремонтными работами и совсем иное - это в середине рабочего дня и недели ехать по связке автобанов в направлении Франкфурт на Майне - Берлин. Она изобилует переходами с одного автобана на другой.
  Но немцы изучают эту науку постоянно с молодости и огромные хвосты заторов-Stau не вызывают у них неуправляемой нервной реакции.
  Но вот чего немцы не умеют делать, так это ехать по заснеженному автобану. Сразу же все машины перестраиваются в правую медленную полосу, а левая скоростная будет полностью свободной и девственно белоснежной. Только иногда какой-нибудь поляк или "русак" нарушит её пушистый покров. Из-за отсутствия опыта зимнего вождения в последние зимы на дорогах Германии было множество пробок и люди стояли в них иногда часами. Но дорожные службы и тут не оставили людей в беде. Они развозили горячий чай и кофе и одеяла для детей.
  А летом Германию можно проехать вдоль и поперёк достаточно быстро и не только автобанами, но и скоростными федеральными дорогами с двумя полосами в каждом направлении. На них, как и на автобанах, нет светофоров и скорость передвижения достаточно высокая.
  Можно ехать и по местным Landstrasse, они более всего похожи на российские дороги, однако не покрытием, а однополосным движением в каждую сторону. Эти дороги узки, но очень живописны - прихотливо петляющие между желтыми полями цветущего рапса и холмами с коровами. Порой они обрамлены могучими деревьями и густой свод аркой укрывает путь от летнего солнца.
  Эти деревья становятся причиной многих аварий, потому что молодёжь, что возвращается по ним ночью домой с буйных танцевальных Party, любит скорость и острые ощущения. Часто рядом с деревом на обочине можно увидеть черный крест и латерну со свечкой в память о погибшем. У причины таких аварий есть даже своё имя - Partyamok, потому что эйфория от громкой музыки, пива и танцев дурит молодые головы больше, чем сильный алкоголь и заставляет водителя всё прибавлять и прибавлять скорость.
  Все встречи водителей с дорожной полицией происходят именно на таких сельских трассах, потому что только здесь можно остановить машину без нарушения потока движения. Вылавливая нарушителя, дорожная полиция не прячется за кустами, наоборот место проверок, где обычно стоят полицейские, за километр отмечено знаком. Если же такого постоянного места нет, то пост всё равно заметен. Закон предпочитает предупредить нарушение, а не пополнять городскую казну за счёт штрафов. Впрочем, штрафы за неправильную парковку у немцев - дело святое и ежедневно с понедельника по пятницу им занимаются контролеры на улицах всех городов Германии. Но штраф придет счётом по почте, а полицейского Вы даже не увидите.
  Если же Вас задержали на дороге и дружелюбно улыбающийся полицейский назвал свой имя и чин, прежде чем попросить Ваши документы, то смягчить его решение о штрафе не удастся никогда. Может быть и существуют продажные полицейские, но уж слишком редко, чтобы об этом стоило говорить. Слишком большую плату придется уплатить такому мздоимцу, если информация о взятке дойдет до нужной инстанции, а рано или поздно так и произойдет, ведь и на полицейских есть свои проверки. Он потеряет не только службу, но и пенсию, и уважение друзей и знакомых. И последнее для него, пожалуй, важнее всего.
  На автобанах полицейские появляются только в случае ДТП по вызову, или если проводится какая-то акция по отлову фальшивомонетчиков и контрабандистов. Тут уж в дело вступает таможенная полиция, работающая в паре с дорожной. Но такие истории, обычно, рассказывают по ТВ и вживую на автобане мне ещё ни разу не удалось увидеть что-то подобное.
  Более того - езжу в Германии уже 12 лет и по сию пору меня ещё ни разу не останавливали для проверки документов. И это, несмотря на то, что номер машины не соответствуют моему городу, а принадлежит Берлину. Только иногда зятю - истинному владельцу машины приходит сообщение, что кто-то ездит на его машине в другом конце Германии. Получив ответ, что всё в порядке, полиция больше нас не беспокоит. В Германии не действует система доверенностей на вождение, привычная для СНГ. Хозяин может передать авто в пользование кому угодно без всяких на то документов и водитель будет сам отвечать за любые ДТП. Опять - удивительное доверие к гражданам ведь такие нарушения, как превышение скорости или проезд на красный свет чаще всего фиксируются камерой-роботом, а штраф приходит к нарушителю по почте. Но если законный хозяин машины сообщает, что за рулём был другой человек, то штраф перенимает водитель, сидевший за рулем, и письмо о штрафе пересылается в адрес реального водителя.
  На автобанах нет светофоров, но много камер, фиксирующих превышение скорости и обгоны и вы получите по почте уведомление о штрафе с неизбежностью падающего меча. Спасает лишь то, что многие камеры стоят пустыми, для устрашения водителей, но поди узнай, какая из них фальшивая!
   Вся система контроля и необходимой помощи на дороге разработана тщательно и с уважением к водителю. Если что-то случилось с автомобилем, то вам не придется голосовать проезжающим машинам или пешком идти до ближайшего жилого дома, чтобы позвонить автомеханику. Через каждый километр на обочине автобана стоит переговорное устройство ярко-желтого цвета, через которое можно связаться со "спасательной службой" ADAC, действующей по всей стране. Эта служба относится к союзу автомобилистов Германии и вытащит вас из любой технической передряги, в которой оказался автомобиль. Действует она не только на автобанах, но может привести в чувство машину, что стоит у входа в дом. Но если дома вы можете решить проблемы и без этой службы, то на автобане ADAC просто незаменим.
  Оплату ремонтных услуг возьмет на себя автомобильная страховка. Если же её нет, то через несколько дней вы получите по почте жирный счет, потому что услуги службы недешевы. Но, стоя на технической полосе автобана рядом с мёртвой машиной, вы не думаете о цене возвращения её к жизни, но более всего желаете слышать ровное и здоровое урчание мотора.
  Обочина автобана отграничена от проезжей части толстой белой линией и выезжать на неё можно только в самом крайнем случае, чтобы сразу же остановиться и ждать приезда полиции или спасателей. До желтого переговорного устройства дойти не так далеко, а там вас спросят о местонахождении, поэтому стоит заметить цифры, что написаны на ближайшем столбике-указателе километров.
  И вот теперь, сидя на зелёной обочине автобана и ожидая приезда спасателей, вы можете, наконец, расслабиться и глотнуть сладкого воздуха лесной опушки, раскинувшейся совсем недалеко за высокой сетчатой оградой. Но ограда эта не охраняет священное частное право владельцев окрестных полей. Она стоит вдоль автобанов для защиты оленей и прочей лесной живности от опасностей автобана. В местах, где олени особенно любят выбегать на дорогу, обязательно стоят предупреждающие знаки, но если несчастье все-таки случилось и вы сбили животное нужно обязательно вызвать лесника. Только в этом случае страховка оплатит вам ущерб, причиненный машине этим столкновением.
  Но иногда вы можете увидеть совсем странный знак, на котором изображена лягушка. Значит, пришло время весеннего лягушачьего нереста и скоро зелёные братья волной будут перебираться через автобан или иную дорогу, тысячами погибая под колесами машин. Чтобы избежать этого, строители делают подземные переходы для земноводных, а вдоль дорог натягивают сплошные пластиковые заборчики и многие энтузиасты выходят на сбор амфибий, чтобы по переходам, ведрами переносить их в место нереста.
  Автобаны непреодолимы не только для животных, но и для людей, поэтому над ними зависают пешеходные мосты, по которым можно перебраться через сплошную реку машин, пройти пешком вдоль пшеничного поля в алых маках и синих русских васильках. Везде, где только возможно, вдоль автобанов сделаны пешеходные и велосипедные тропинки. И, мчась в автомобиле по бесконечной ленте автобана, взбираясь на высокие эстакады и кружась в поворотах развязывающих лепестков, нет-нет да и посмотришь в сторону леса, вдохнешь аромат цветущей акации и загрустишь о незамысловатых радостях пешего движения.
  Но автобан - это огражденный мир со своими законами и порядками и пешеходу здесь совсем не место. Выйти на автобан, чтобы путешествовать автостопом не придет в голову даже заядлому авантюристу. И не только потому, что это смертельно опасно для жизни, просто никто не остановит машину, чтобы подобрать безумца.
  Для путешествий автостопом можно использовать способ подсадки на автозаправках или, что куда лучше - обратиться в информационное бюро, существующее в любом населенном пункте и узнать адрес или телефон фирмы-посредника, что занимается поиском попутчиков во все концы Германии.
  Всё человеческое общение на автобане происходит только на заправках и стоянках в пути. О ближайшей заправке вам сообщат информационные щиты вдоль автобана. Тут будет указано всё, что на этой заправке есть - туалет, ресторан, гостиница и оставшиеся километры до заправки. Потом эта информация будет повторена не единожды, и обязательно за 300, 200 и 100 метров до съезда на заправку. Обычно, заправки расположены не далее, чем в 30-50 км. друг от друга. Вся актуальная информация о съездах на автобане повторяется несколько раз, но обязательными являются вот эти три указанных информационных интервала.
  Вас заранее предупредят о съезде к ближайшему городу, о стоянке с туалетом или без него, о ремонтных работах впереди или о том, что автобан скоро станет четырёхполосным, или одна его полоса исчезнет. Вся информация появляется задолго до будущего изменения, поэтому водитель успевает вовремя сориентироваться.
  На картах автомобильных дорог съезды обозначены номерами и вы всегда сможете заранее определить какой вам нужен, а потом только отслеживать номера съездов, мимо которых проносится ваша машина. Рекламные щиты на дорогах Германии запрещены, поэтому водитель может полностью сконцентрироваться на голубых и желтых щитах, что ведут его по автобану, как хороший навигатор.
  Уже в нашу первую поездку из баварского Мильтенберга в Берлин мы практически не пользовались картой, хотя предварительно проработали маршрут с помощью интернета. Всё было ясно и без неё.
  Но, если вы ошиблись съездом и съехали не туда, куда нужно, то карта будет просто спасением, потому что, съехав с автобана, вы попадете в такую сеть второстепенных дорог, откуда без карты просто не выбраться. Спрашивать немцев на улице о дороге всё равно, что спрашивать о ней ребенка. Мало кто из прохожих сможет вам чем-то помочь, да и прохожих на улицах маленьких городов совсем мало.
  Лучше всего искать полицейский участок или спрашивать нужный выезд на автобан в кафе или пивном баре. Ну, на худой случай в магазине.
  Как-то моя немецкая приятельница - рассеянная и вечно забывающая свои вещи то в метро, то в магазине сказала, что только полицейский всегда спасал её в незнакомом городе из всевозможных неприятностей. А я подумала, что в Украине я обратилась бы за помощью к милиционеру в самую последнюю очередь.
  Путешествуя по автобану, вы постоянно ощущаете внимание тех, кто строил и разрабатывал для вас этот удивительный мир.
  На стоянке без туалета, где можно только передохнуть и съесть заготовленный дома бутерброд, вы найдете стол и рядом скамейку, мусорные баки и место для автомашины. Стоянка будет спрятана от автобана грядой кустов, а от леса заградительной сеткой. Туалета нет, но немцы в этом отношении люди очень непосредственные, особенно мужчины. Невзирая на присутствие публики, они спокойно отходят к ближайшему кусту и справляют малую нужду. Женщин в такой ситуации увидеть трудно.
  Но такие казусы случаются нечасто, ну когда уж совсем приспичит, а до ближайшего туалета ехать и ехать. О приближении долгожданного клозета вас предупредит информационный щит и, что поделать, но на стоянке с туалетом я должна остановиться!
  Сколько автобанов в Германии - столько и типов туалетов. Они бесплатные и трех типов - М, Ж. и для инвалидов с колясками. Внутри практически всегда чисто, за этим следит специальная туалетная служба и убирает она, я думаю, не один раз в день. Только в каникулярное и праздничное время, когда вся страна становится на колеса, в туалет выстраивается очередь, а внутри виден беспорядок. Но, вначале наших путешествий по Германии я со страхом входила в каждый новый туалет. А как же могло быть иначе, если в них все системы слива и умывальников сделаны по-разному! Можете себе представить ситуацию, когда вы не можете найти нужную кнопку для слива воды, а за дверью слышится нервное притопывание следующего посетителя. Удивительно, что немцы не придумали единый стандарт туалетного управления для всей страны, а разъясняющие картинки нарисовали достаточно невнятно. Где-то нужно проводить руку над краном, где-то вода в унитаз сливается при открывании двери, а иногда вдруг, о чудо - всё понятно с первого раза.
  На заправках туалеты почти всегда бесплатные. У входа стоит столик с тарелочкой и иногда сидит человек в халате. Но, если вам невмоготу, а мелочи нет - никто слова не скажет - идите и пользуйтесь, а если деньги есть и вы бросите 50 центов в тарелочку при выходе, то служитель скажет спасибо. Но на больших стоянках с ресторанами, кафе и магазинчиками стали появляться платные туалеты, где без 50 центов внутрь не пройдёшь, так что следует мелкие деньги иметь при себе.
  На заправках можно поесть в кафешке или купить что-то в маленьком магазинчике. Но об экономии в этих заведения нужно забыть - тут всё в три дорога и немцы стараются еду взять с собой и пользоваться только местом для стоянки, а не услугами дорожных забегаловок.
  Когда людей на стоянках собирается много, то всякое случается. И бутылки под столиками валяются, и окурки запорошили проход между скамейками, но погромной, застарелой грязи здесь не бывает. Уборщики каждый день убирают и моют не только туалеты, но и все места остановок проезжего люда.
  А более всего меня умиляют стриженые затылки автобанных обочин и убранные в сетки стены горных отвалов, между которыми иногда течет автобан. Если отвалы каменистые, то их упрячут в сетку, чтобы камни, не дай Бог не повредили мчащиеся мимо машины, если же земляные - укрепят кустарником и деревьями, между которыми разольются озерца клумб из ярких цветов.
  Обычно на автобане всё вылизано, как в квартире перед Пасхой - порядок есть порядок. Но - еду за солидным мерсом и вижу, как со стороны водителя высовывается старая морщинистая рука с оберткой от Баунти и выпускает её на волю ветра прямо мне в лицо. На ближайшей стоянке, куда мы съезжаем отдохнуть, снова замечаю знакомый мерс, и с любопытством наблюдаю, как пожилая, хорошо одетая немка аккуратно выбрасывает мусор в контейнер на виду у остальной публики!
  Воистину, джентльмен только тот, кто в одиночестве ест курицу ножом и вилкой.
  Мусора на автобанах предостаточно, но его постоянно убирают автобанные "гномы" в оранжевых служебных курточках. Вот когда они бастуют или во времена после долгих праздничных каникул можно сразу увидеть неубранный вал пустых пластиковых бутылок, пакетов и обёрток по обочинам автобана - всё, что выбрасывается людьми из окон машин.
  Когда едешь по автобану, то Германия кажется необитаемой страной, созданной для коров и оленей. Она умиротворяюще красива и трудно даже представить, что каких-то 60 лет назад через все эти поля и леса прошли гусеничные катки танков, а земля была перевернута вверх тормашками тысячами артиллерийских снарядов. 60 лет для чуда преображения срок немалый, но только тогда, когда оно свершается каждый день и, главное - постоянно.
  Я мало что понимаю в строительстве дорог, но стройка любого автобана, хоть и не называется всесоюзной, но внушает уважение малым количеством людей и огромным количеством техники. Автобан строится неторопливо и основательно. Тщательно наслаиваются коржи различных грунтов и прослоек специального назначения. Всё тщательно утрамбовывается и укладывается слоями выше и выше, до нужного уровня. Профиль дороги сделан так, что даже в сильный дождь вода стекает в специальные водоотводы по сторонам и после дождя уже через несколько минут автобан сухой. Нет, он не подогревается снизу, как я прочла в одном из писем с Украины, но технические службы сделают всё возможное, чтобы убрать как можно скорее и снег, и наледь. Не всегда это получается вовремя. Причинами многих аварий в нынешнюю холодную зиму были дождь вперемешку со снегом и сплошной гололед на дорогах. В таких случаях даже техника и усердие людей оказываются беспомощными. Но только на некоторое время, пока все дорожные службы будут работать до изнеможения, чтобы привести дорогу в надлежащий вид.
  Проторенные купеческими караванами, вычерченные римскими дорожными инженерами по густым лесам земли франков, уложенные брусчаткой и залитые суперсовременным бетоном - дороги Германии связали её земли главной сетью из человеческих стремлений и надежд. Гудящие ровным, несмолкаемым шумом, они и есть настоящее сердце Германии, её ритм и напор, её желание соединить противоположное - скорость жизни и идиллическую, рукотворную красоту окружающего автобан мира. Иногда им это удаётся.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"