Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

13 Знаменитых Евреев Средневековья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    13 Знаменитых Евреев Средневековья

  1. Аматус Лузитанский (1511-1568) - врач, один из крупнейших авторов-евреев первой половины XVI в., писавших на медицинские темы.
  
  В 1536 написал книгу по фармакогнозии (медицинской ботаники) - "Index Dioscorides", в 1540-7 читал лекции по медицине в Феррарском университете, в 1549-61 опубликовал 7 сборников (centuria) историй болезни с описанием методов и результатов лечения, которые принесли ему славу серьезного исследователя в анатомии, внутренних и душевных болезней, дерматологи. "Центурии" Аматуса являются кладезем сведений в области истории медицины и повседневной жизни XVI в. и содержат много биографических данных об отдельных лицах. Его несколько раз приглашали в Рим для лечения папы Юлия III. В 1549 закончил комментарии к труду Диоскорида по фармакогнозии и издал его в Венеции под названием "In Dioscoridis enarrationes" (1553), - это одна из первых книг по фармакогнозии.
  
  
  
  ***
  
  2. Григорий Бар Гебрей (Абулфарадж ибн-Гарун) - сириец-якобит, врач, историк, философ и богослов; признанный венец иаковитов и вообще светило всей сирийской литературы.
  
  Родился в Малатии (Азиатская Турция) в 1226, ум. в Мараге (Персия) в 1286.
  
  Григорий первоначально изучал медицину под руководством отца своего Аарона, еврея, принявшего христианство; позже он посвятил себя теологии и философии, занимаясь в то же время и другими науками. Бар Гебрей последовательно был епископом Губы, Лакабы и Алеппо, а затем епископом-примасом восточных якобитов с резиденцией в Текрите на Тигре. Его сочинения (числом 31) показывают, что, хотя он и был знатоком языков сирийского, арабского и, быть может, греческого, он навряд ли изучал язык еврейский; напротив, в начале своей летописи он производит из сирийского такие библейские имена, как Ной, Яков и т. п. Равным образом не существует никаких указаний, чтобы его занятия находились под влиянием Иудаизма, хотя он, несомненно, обнаруживает знакомство с еврейскими учениями.
  
  Бар Гебрей был весьма плодовитым писателем. Некоторые из его сочинений написаны на арабском, большинство - на сирийском языке. Особенно известны следующие труды его: Сирийская грамматика ("Ketaba de Semche), "Летопись" в 2 частях (церковная и политическая) и схолии к Ветхому и Новому Заветам ("Auzar Raze"). В последнем из поименованных сочинений Бар Гебрей попутно цитирует самарянские тексты; любопытно отметить, что в схолии к II кн. Цар., 17, 28 он говорит: "Закон (Пятикнижие) самарян не совпадает с Торой евреев, но с Септуагинтой".
  
  
  
  ***
  
  3. Дахия аль-Кахина - царица Берберско-иудейского княжества на Севере Африке в период арабских завоеваний.
  
  Ещё во времена Соломона, да и раньше, началось освоение евреями запада Африки и юга Испании. Постепенно эти колонии сплотились вокруг Карфагена.
  
  После гибели Римской империи, на этих территориях вновь появилось 9 еврейских княжеств - Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.
  
  Жестокий правитель княжества Орес (юго-восточный Алжир) влюбился в одну бедную девушку, жившую в одном селении - Дахияаль-Кахину бинт-Табиту. Кахина не хотела его, но тот стал терроризировать её односельчан. В конце концов, доведённые до крайности старейшины села с плачем отправились к Кахине и стали умалять её спасти родную деревню и уступить домогательствам сластолюбивого князя. Дахия уступила, однако в первую же ночь после свадьбы убила мужа, унаследовав его пост.
  
  К моменту арабского вторжения Кахина была уже лидером всех 9 Иудео-берберских княжеств, а когда в одном из первых столкновений с арабами в 694 погиб глава берберов князь Коцилла, все еврейские и берберские княжества признали её царицей объединённого берберского государства - Африканского царства.
  
  В 698 разъярённые арабы направили против Африканского царства большую армию под командованием полководца Окбы ибн Нафи. Кахина сама выбрала место для засады. Перед боем она напутствовала своих воинов: "Львы Африки и Иудеи! Покажите арабам, что вы никогда не дадите исламу поработить себя! Наша любимая Африка останется свободной! Пусть же боевым кличем нашим будет древний призыв зелотов: "Свобода или смерть!"
  
  Войско Окбы попало в засаду, и было наголову разгромлено, его остатки в панике отступали до Туниса, преследуемые летучими отрядами Кахины.
  
  Арабы не успокоились, направив против Африканского царства новую 40-тысячную армию под командованием одного из лучших своих полководцев - Хасана ибн Нумана. По дороге это войско легко разбило византийский гарнизон из Карфагена.
  
  Понимая, что встречаться лицом к лицу с такой силищей чревато разгромом, Кахина уклоняясь от генерального сражения, зашла арабам в тыл и подошла к городу Багия, удерживаемого византийским гарнизоном. Византийцы и христианское население города встретили войско Дахии как союзников, открыли им ворота и впустили в город. Получив сведения о том, что армия Африканского царства нависла над коммуникациями арабов, Хасан был вынужден остановить наступление и повернуть назад, к Багии, однако когда он, разбив осадный лагерь вокруг стен города, был уже уверен, что теперь захват Кахины лишь дело времени, выяснилось, что и берберы, и византийский гарнизон, и все горожане покинули город через подземный ход. Конница Хасана ринулась в погоню за беглецами, но Кахина и это предусмотрела: в каменистом ущелье Вадмини авангард Хасана попал в засаду и был изрядно потрёпан. С большим трудом ему удалось продержаться до подхода главных сил, догнавших свою конницу незадолго до захода Солнца, но тут в спустившейся мгле на измотанных долгим переходом арабов обрушились главные силы еврейской царицы - берберская конница, византийская пехота, вооруженные горожане из Багии.
  
  Арабская армия была наголову разбита и в панике бежала. Африканское царство перешло в контрнаступление, освобождая занятые арабами земли, уничтожая оккупантов. Был освобождён Карфаген, ставший столицей нового государства. Кахину встречали как освободительницу и берберы, и евреи, и христиане. Епископ города Була Регия, встречая Дахию, своими руками устелил цветами землю перед копытами её боевого коня.
  
  Африканское царство начало постепенно стабилизироваться, превращаясь из аморфного конгломерата кочевых и полукочевых племён в чётко структурированную организацию с государственным аппаратом, городами, торговлей, ремёслами. Армия Кахины шла от победы к победе. Хасан ибн Нуман не оставил мысли о покорении Африканского царства. Но теперь он предпочитал не искушать судьбу в прямом столкновении с еврейско-берберскими армиями, а пойти на хитрость. Хасан заявил, что арабы более не лелеют планов завоевания Африканского царства. Он предложил Кахине мир и союз против Вестготского королевства в Испании.
  
  Хасан предложил Кахине соблазнительный план: арабская и берберская армии совместно вторгаются в Испанию и делят её между собой, причём евреям арабской части будут предоставлены полные права или возможность свободно переселиться в Африку. От берберского царства требовалось пропустить 60-тысячную арабскую армию через свою территорию. Царица Кахина согласилась. Вскоре, однако, выяснилось, что арабы не просто проходят через территорию царства, а попросту завоевывают его.
  
  Но и теперь евреи могли бы ещё померяться силами с арабами - если бы не предательство. Молодой арабский аристократ - Халид ибн Иезид эль Кайси, попав в плен к берберам ещё во время 1-й Aрабо-берберской войны, для вида перешёл на их сторону, но втайне продолжал оставаться верным арабскому делу. Он умудрился каким-то образом втереться в доверие к Кахине и регулярно информировал Хасана о планах берберов.
  
  В 703 в районе современного города Эль Джерн берберское и арабское войско встретились в последней отчаянной битве. Незадолго до сражения Халид Эль-Кайси бежал из берберского лагеря и возглавил один из крупнейших отрядов арабской армии. Еврейская королева понимала, что в этой битве она погибнет, тем не менее, Кахина не уклонилась от боя "потому что отдать свою страну захватчикам было бы позором для её народа".
  
  По сведениям арабского историка Ибн Нувайри, евреи и берберы дрались с мужеством отчаяния, и лишь подавляющее превосходство позволило арабам одержать вверх. Дахия эль-Кахина сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства было предложено на выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дахии - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям в случае поражения принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.
  
  
  
  ***
  
  4. Христофор Колумб.
  
  Колумб был явным евреем.
  
  О Колумбе сказано в дореволюционной Еврейской энциклопедии: "В заседании мадридского географического общества учёный Don Celso Garcia de la Riese в своём сообщении о жизни и деятельности К. указал на то, что Христофор Колон (Colon), а не К., как не-правильно произносят, был испанцем, а не итальянцем, причём со стороны матери происходил из евреев. На основании епископских актов в Понтеведре (пров. Галиция) установлено, что между 1428 и 1528 гг. в этом городе проживало семейство Колон, члены которого вступали в брак с членами семейства Фонтерозас, несомненно, евр. происхождения. Мать К. называлась Сусанна Фонтерозас. Гарсия указал также на то, что в своих сочинениях К. пользовался еврейской письменностью. Судя по ранним портретам, черты К. носят еврейский тип".
  
  Вокруг Колумба было много евреев. Кроме того, он сам считал себя потомком царя Давида. Его фамилия, как это записано в материалах короля Фердинанда и Изабеллы, была "Колон", еврейская вариант более распространенного в Испании имени "Колом" или "Коломбо". В его записях есть упоминания о евреях. Например, вместо "разрушения" или "падения Иерусалима" он использовал фразу "падение Второго дома" для описания разрушения II Храма, при этом применяя буквальный перевод с иврита "Байит". Колумб также упоминал еврейскую дату - 68 г. н.э., а не 70 г. н.э. Описание своей 1-й экспедиции (1492-93) Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании (завершено 31 июля 1492), а отплытие он перенёс с 2 на 3 августа 1492, не желая, возможно, отправляться в путь 9 Ава, которое приходилось в тот год именно на 2 августа. Крещённый еврей Люис де Сантагель (ум. в 1498; канцлер Арагонский; ссудил деньги на 1-ю экспедицию Колумба), олигарх, дал короне 17 000 дукатов в кредит, дабы корабли Колумба смогли выйти в плавание вовремя, до 2 августа. Вообще покровительства императорского двора Колумб добился благодаря поддержке "новых христиан" - вышеназванного Л. де Сантанхеля и государственного канцлера Г. Санчеса (ум. в 1505). Переводчик экспедиции Л. де Торрес, принявший христианство незадолго до отплытия, 1-м ступил на землю нового континента. В плавании Колумб пользовался астрономическими таблицами А. Закуто и навигационным прибором его ученика И. Висиньо (конец XV в.). 1-е официальное письмо Колумба о его путешествии в Америку королю Фердинанду и Изабелле начиналось так: "Таким образом, после изгнания всех евреев из всех ваших королевств и доминионов, в месяце Январе, Ваше величество".
  
  Он не умел писать по-итальянски. Он никогда и не считал себя генуэзцем, даже воевал против Генуи при мысе Св.Винсента в 1497.
  
  Колумб писал: "Пусть называют меня как им угодно. Ведь Давид, благоразумнейший из царей, будучи простым пастухом, стал царем Израиля. А я служу тому самому Богу, который возвысил его".
  
  Из его завещания: "...половину серебряной марки - тому еврею, что живет у ворот Лиссабонского гетто".
  
  Некоторые испанские биографы Колумба (Гарсиа де ла Рис, С. де Мадарьяга и другие) считают, что Колумб был выходцем из семьи марранов (тайных евреев), бежавшей в конце XIV или начале XV вв. из Испании в Италию. Они основываются главным образом на обнаруженном в конце XIX в. документе, из которого можно заключить, что мать Колумба, Сусанна Фонтеросас, происходила из марранов.
  
  В середине XX в. был найден новый документ о возможном происхождении семьи Колумба с о. Мальорка и её принадлежности к марранам.
  
  Сын Колумба, Фернандо (от жены из семьи марранов Энрикес) писал в биографии отца, что тот происходил из "царского дома в Иерусалиме".
  
  В рукописях Колумба часты ссылки на Ветхий Завет (что не типично для католической традиции тех времён). В сохранившихся фрагментах последней книги Колумба (т.н. "Книга пророчеств") имеется утверждение, что ключом к его экспедиции является стих псалма (14:7): "Кто даст с Сиона спасение Израилю!", который в глазах марранов имел особый мистически-мессианский смысл. Уникальна подпись Колумба - треугольная, очень похожая на надписи, выгравированные на многих еврейских кладбищах в Испании и Южной Франции. В верхнем левом углу своих писем сыну Диего Колумб писал буквы на иврите, означающие еврейское благословение "Ба Эзрат ха-Шем" ("Да поможет тебе Господь").
  
  
  
  ***
  
  5. Захария де Гвизольфи - князь Таманского п-ова, основатель секты жидовствующих, потомок Симеона де Гвизольфи, генуэзского еврея, который женился на княгине Вихаханим и под покровительством Генуэзской республики стал в 1419 владетелем п-ова.
  
  Осажденный турками в 1482, Гвизольфи со своими черкесскими подданными спасся на о-ве Матрице, откуда известил директоров Банка Св. Георгия в Генуе своем положении и просил прислать ему 1000 дукатов, дабы заручиться содействием своих союзников-готов: если он не получит поддержки от республики, то отправится в Валахию, где воевода Степан предложил ему замок. Несмотря на то, что турки заняли Тану (Азов) и большую часть бывшего Хазарского царства, Гвизольфи продолжал борьбу с о. Матрицы, но не достиг больших успехов.
  
  Великий князь Иван III Васильевич, узнав об его желании отбыть в Россию и будучи рад возможности привлечь черкесов, велел своему посланнику при татарском хане Менгли-гирее, Ноздреватому, отправить грамоту "с золотою печатью" в Кафу к "Захаре (Скаре) жидовину", где сказано: "Божиею милостию великий осподарь русския земли, великий князь Иван Васильевич, царь всея Руси... Захарье Евреянину. Писал к нам еси с нашим гостем с Гаврилом Петровым том, чтобы ти у нас быти. И ты бы к нам поехал. A будешь у нас, наше жалованье к себе увидишь. A похочешь нам служити, и мы тебя жаловати хотим, а не похочешь у нас быти, а всхочешь от нас в свою землю поехати, и мы тебя отпустим добровольно, не издержав".
  
  В грамоте, написанной "латинским письмом" в Конарио 8 июня 1487 за подписью "Захарья Гуил Гурсис", Гвизольфи сообщил, что по пути в Россию воевода Степан напал на него, ограбил и мучил, так что он решил вернуться обратно; но тем не менее он готов ехать в Россию, если только великий князь пришлет ему проводника. Тогда князь просил Менгли-гирея послать к Гвизольфи в Черкассы двух человек, а Дмитрию Шеину приказал послать еще татарина, "чтобы с ними вместе того Захарию проводить до меня".
  
  Проводники должны были прибыть к устью Миуша и Тайгана, куда Гвизольфи имел явиться месяц спустя после Пасхи (1490); но прождав до дня св. Николая, узнали, что Г. не может ехать ввиду того, что "замятня у них велика" и "что человек Захарья тяжел, семья велика, подниматься ему надобе тяжело". Князь Ромодановский, посланник при крымском дворе, сообщивший об этом великому князю в мае 1491, нашел, что Менгли-гирей мог бы из дружбы к великому князю пригласить Гвизольфи и извлечь из него пользу для князя, но, состоя под протекторатом Турции, он не смеет это сделать, так как Гвизольфи воевал с турками. Впоследствии Гвизольфи действительно поступил на службу к хану; все же переговоры с великим князем через его крымских посланников продолжались.
  
  В России Гвизольфи уже известный под именем Схария / Захария стал распространять Иудейство, положив начало так наз. ереси жидовствующих.
  
  Замечу, что и Лжедмитрий Второй оказался евреем.
  
  
  
  ***
  
  6. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб; ок. 1247, Хамадан - 18 июля 1318, Тебриз) - иранский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; везир государства ильханов Ирана (1298-1317), историк. Поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265-1282). Принадлежал к семье хамаданских евреев, служивших в администрации Ильханидов (его отец был аптекарем), получил блестящее для своего времени образование, знал несколько языков, поэзию, литературу, ботанику, историю, медицину, математику, астрономию, богословие и управление государственными делами. При Газане (1295-1304) выдвинулся на ведущие роли, стал везирем Высочайшего дивана и осуществил важнейшие экономические реформы. При хане Олджейту (1304-1316) фактически был первым лицом в управлении государством. В начале правления Абу Саида (1316-1335) из-за интриг политических противников утратил власть, а затем по ложному обвинению был казнён.
  
  Составил исторический труд на персидском языке Джами' ат-таварих ("Сборник летописей"), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана Хулагуидов. Большую источниковедческую ценность представляет также переписка Рашид ад-Дина.
  
  Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани родился около 1247 в иранском городе Хамадане. Считается, что он происходил из незнатной семьи учёных евреев. Дед Рашид ад-Дина врач Муваффик ад-Доулэ находился в окружении низаритского имама Рукн ад-Дина Хуршаха. После падения исмаилитских крепостей в конце 1256 перешёл вместе со своим сыном (отцом Рашида) на службу к монгольскому хану Хулагу.
  
  Рашид ад-Дин до перехода в ислам (около 1277, дата спорна) был известен как Рашид ад-Доулэ. После казни в 1318 его голову носили по Тебризу, "возглашая о казни "неверного еврея"".
  
  Рашид ад-Дин поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265-1282). Он служил, вероятно, в финансовом ведомстве, и в то же время был придворным врачом. Медицина в средние века не была отделена от других естественных наук, которые, как и математика, алхимия и астрология, особенно ценились монгольскими ильханами. Репутация учёнейшего врача и ботаника весьма способствовала укреплению авторитета Рашид ад-Дина.
  
  Будучи придворным врачом ильхана Газана (1295-1304), Рашид смог использовать опалу и казнь везиря Садр ад-Дина Халиди, который незадолго до этого провёл неудачную реформу по вводу в обращение бумажных денег, и стать ближайшим советником и одним из двух везирей Высочайшего дивана (1298) - главного органа управления государством. Номинально первым везирем и хранителем государственной печати был Са"д ад-Дин Саведжи, но фактически на протяжении двух десятилетий всеми делами государства управлял Рашид ад-Дин.
  
  Реформы Газан-хана:
  
  К началу правления Газан-хана государство находилось в глубоком экономическом кризисе. Осознавая необходимость перемен, Газан ещё до вступления на престол, по совету эмира Ноуруза, принял ислам, а затем сделал его государственной религией. Этот шаг позволил ему достичь сближения с иранской духовной и чиновной знатью, заинтересованной в укреплении центральной власти. Этой же цели служило выдвижение на высший пост потомственного чиновника Рашид ад-Дина.
  
   Государь ислама Газан-хан, да укрепит господь навеки его владычество и да продлит навеки его правосудие и милость, благословенные намерения посвятил тому, что является чистейшим благодеянием и настоящим правосудием, и все высокие помыслы направил к тому, чтобы поправить изъяны, объявившиеся в государственных делах, и совершенно устранить новшества и злодеяния.
  
  Рашид ад-Дин приписывает все заслуги в проведении реформ исключительно ильхану. Однако переписка Рашида показывает, что в основу реформ Газана были положены политические идеи его везира. Рашид ад-Дин был сторонником укрепления центральной власти. Его политическим идеалом было государство Сельджуков времён Низам аль-Мулька и Малик-шаха. Рашид считал необходимыми: усвоение ильханом и монгольской элитой традиций иранской государственности; борьбу с центробежными стремлениями монголо-тюркской кочевой знати; твёрдую фиксацию размеров ренты-налога и оздоровление финансового аппарата для облегчения положения ра"ийатов - крестьян и небогатых горожан - и поднятия их податной платёжеспособности; восстановление разрушенных ирригационной системы и сельского хозяйства, ремесла, торговли и городской жизни.
  
  Важнейшие реформы были проведены в налоговой сфере. Была запрещена (хотя и временно) раздача бератов (ассигновок), дававших право откупщикам получать жалование из сумм налогов той или иной области, что приводило к полному разорению крестьян и оскуднению казны. Теперь сбором налогов должны были заниматься государственные чиновники. В связи с этим были установлены строго фиксированные размеры хараджа (поземельной подати) и купчура (подушной подати) с каждой области в деньгах или долях урожая. Податные расписания, скреплённые печатью, хранились в Тебризе, а в каждой области податная роспись, выбитая на железных листах, каменных плитах или стенах мечетей, должна была быть представлена для общего сведения. Запрещалось требовать с населения налог свыше приведённого в списках.
  Серебряный дирхем Газан-хана
  
  Ханшам, царевичам и частным лицам было запрещено отправлять государственных гонцов (ильчи) с собственными поручениями, что ранее было широко распространено, и разоряло казну. Постойная повинность (нузуль), доводившая крестьян до полного обнищания, также была отменена. Сокращались расходы на царскую охоту.
  
  Была упорядочена денежная система, а также система мер и весов (по тебризскому стандарту). Вместо различных монет, чеканившихся в разных областях, вводился единый для всего государства дирхем, весивший 2,15 граммов серебра. 6 дирхемов составляли серебрянный динар, а 10 тысяч динаров - счётную единицу туман. Реформированная денежная система оказалась настолько удобной, что вскоре была введена и в соседнем государстве Чагатаидов.
  
  Были проведены большие оросительные работы и предприняты меры по заселению заброшенных земель. Например, по приказу Рашид ад-Дина, его сын Джалал ад-дин, правитель Рума, должен был провести канал из реки Евфрат в районе Малатья для орошения 10 поселений в новом поместье Газан-хана. Известно, что сам Рашид затратил до 700 тысяч динаров на восстановление плотины на реке Карун (по-видимому, Банд-и-Кейсар - "Кесарева плотина" - в Хузистане).
  
  Вместе с тем, было подтверждено прикрепление крестьян к земле, устанавливался срок в 30 лет, в течение которого можно было разыскивать и возвращать беглых крестьян. Сохранялось использование рабского труда в сельском хозяйстве, а рабы-ремесленники в кархане (государственных мастерских) были переведены на оброк, поскольку пайки, выдававшиеся ранее на их содержание расхищались управляющими, производство было нерентабельным.
  
  Под давлением монгольского войска Газан-хан был вынужден специальным ярлыком (1303) провести раздачу воинам земельных наделов (икта'). Целые округа выделялись тысячникам, которые по жребию распределяли земли между сотниками, те, в свою очередь, в таким же образом выделяли участки десятникам. В итоге каждый рядовой воин получал небольшой надел (селение или часть его).
  
  В результате реформ экономика страны испытала некоторый подъём. Об этом можно судить не только по Джами' ат-таварих и переписке Рашид ад-Дина, но и по сообщениям других историков, например, Хафиз-и Абру и Мухаммеда ибн Хиндушаха Нахчевани. Хамдуллах Мостоуфи Казвини в географическом труде Нузхат ал-кулуб (около 1340) рисует картину хозяйственного подъёма в ряде районов Ирана. Общий доход государства увеличился с 17 миллионов до 21 миллиона динаров в год (однако, не достиг размеров домонгольского времени, когда составлял по крайней мере 100 миллионов динаров) Благотворное влияние реформ чувтвовалось даже во времена Джелаиридов (около 1360 года). По мнению историков, именно реформам Газан-хана и Рашид ад-Дина государство Хулагуидов обязано ещё несколькими десятилетиями существования. В то же время, крупномасштабная раздача земель в икта' стало одной из главных причин будущего распада.
  
  Положение при Олджейту:
  
  При брате и наследнике Газана ильхане Олджейту (1304-1316), сохранялась политическая линия, проложенная реформами. Сохранил своё влияние и Рашид ад-Дин. Посредством интриг, обычных для придворных чиновничьих кругов, ему удавалось устранять своих политических противников. Так, Рашид удалил от двора ходжу Хибетуллаха. Первый визирь Са"д ад-Дина Саведжи при поддержке своих сторонников попытался оттеснить Рашид ад-Дина от власти. В ответ тот, использовав влияние уртака - купца крупной торговой компании - Тадж ад-Дина Алишаха Гиляни, предъявил Са"д ад-Дину обвинение в растрате казённых средств. По приказу Олджейту Са"д ад-Дин был арестован. Во время яргу (судебного разбирательства) ему сначала удалось себя оправдать, но затем он был всё же казнён вместе с несколькими сторонниками близ Багдада 19 февраля 1312 года. Товарищем Рашид ад-Дина по везирату был назначен Тадж ад-Дин Алишах. Рашид стал первым визирем - его подпись в документах стояла впереди подписи Тадж ад-Дина.
  
  В период правления Олджейту Рашид ад-Дин совершил поездку в Индию к делийскому султану Ала ад-Дину Хильджи (1296-1316). Цель поездки неизвестна, но из переписки Рашида можно узнать, что султан подарил ему множество ценностей (серебро, золото, пряности, одежды) и пожаловал в вечный сойургал (наследственное пожалование) четыре благоустроенных селения в Делийском султанате. Доходы с них должны были ежегодно направляться Рашид ад-Дину с доверенными людьми в город Басру. Кроме того ему была пожалована часть доходов с провинции Гуджарат.
  
  Утрата власти и казнь:
  
  Абу-Саид Бахадур-хан, сын Олджайту, вступил на престол по смерти отца в двенадцатилетнем возрасте (декабрь 1316). Фактическим правителем при нём стал эмир Чобан, происходивший из монгольского племени сулдуз. Благодаря поддержке Чобана усилился второй визирь Тадж ад-Дин Алишах. Интригами он отстранил Рашид ад-дина от власти (1317). Рашиду, как и ранее Са"д ад-Дину, было предъявлено обвинение в растрате казённых средств. Затем ему вменили в вину, что он приказал своему сыну Ибрахиму, шербетдару (кравчему) хана, отравить Олджейту. Отец и сын были арестованы Чобаном, признаны виновным и казнены (перерублены мечом пополам) 18 июля 1318.
  
  Последними словами Рашид ад-Дина были:
  
  "Передайте Алишаху, что без наличия вины он оклеветал меня. Пусть же судьба за это воздаст ему такое же наказание с той только разницей, что моя могила будет старше чем его".
  
  Желание Рашида не сбылось - Тадж ад-Дин Алишах Гиляни умер своей смертью в 1324. После казни всё имущество Рашид ад-Дина было конфисковано либо разграблено, тебризский квартал Руб'-и Рашиди, которым он владел, также подвергся разграблению, была расхищена его богатейшая библиотека. Как показал А. А. Али-заде, причиной казни всех высших лиц в Хулагуидском государстве, начиная с Шемс ад-Дина Джувейни, были интриги противников, желавших наложить руку на их огромные богатства.
  
  После казни эмира Чобана в 1327, во время везирата сына Рашид ад-Дина Гийяс ад-Дина Мухаммада Рашиди, следовавшего политическим традициям отца, поместья были возвращены его родственникам, а доброе имя восстановлено. Однако в 1407 при правителе Западного Ирана Мираншахе, сыне Тимура, останки Рашид ад-дина были изъяты с мусульманского кладбища Тебриза и перезахоронены на еврейском.
  
  Семья:
  
  Подтверждением значительного влияния Рашид ад-Дина при Газане и Олджейту служит тот факт, что большинство провинций государства находились под управлением членов его семьи - многочисленных сыновей и племянника Маруфа. Вольноотпущенник Рашида Сункур Баварчи был хакимом (наместником) Басры. В завещании Рашид ад-Дина упомянуты четыре его дочери - Фирман-Ханд, Ай-хатун, Шахи-хатун, Хадийа-Мулк - и 14 сыновей:
  
  План канала Рашиди близ Мосула. Орошаемые им селения названы в честь Рашида и его сыновей (из письма Рашид ад-Дина населению Диярбакыра):
  
   * Шайхи;
   * Хумам;
   * Алишах;
   * Маджд ад-Дин;
   * Али, наместник Багдада;
   * Махмуд, наместник Кермана;
   * Ахмад, наместник Ардебиля;
   * Пир Султан, наместник Грузии;
   * Джалал ад-Дин, наместник Рума;
   * Абд ал-Латиф, наместник Исфахана;
   * Шихаб ад-Дин, наместник Тустера и Ахваза;
   * Са"д ад-Дин, наместник частей Киликии (Тарс) и Сирии (Антакья, Киннасрин, Авасим).
   * Ибрахим Изз ад-Дин (1302-1318), наместник Шираза, кравчий ильхана Олджейту;
   * Гийас ад-Дин Мухаммад, наместник Хорасана, позднее (1327-1336) - визирь Абу Саида;
  
  Кроме них в одном из писем упомянут сын Абд ал-Мумин, наместник Семнана, Дамгана и Хувара.
  
  Владения:
  
  За годы своего везирата Рашид ад-Дин скопил огромные богатства, которые заключались, прежде всего, в земельных владениях. Это были имения в округах Басры, Мосула, Кермана, Бама, Тебриза, Хузистана, в Малой Азии и других. Рашид ад-Дин владел на правах мулька (безусловной собственности) 12 770 федданами (плужными участками), что составляло примерно 70-80 тысяч гектаров пахотных земель (для сравнения - в инджу, то есть личной собственности ильхана Газана было 20 000 федданов), ему принадлежало примерно 170 тысяч крестьян; значительные земли были выделены им сыновьям и дочерям. Его владения не были ограничены территорией государства Хулагуидов. Земли в Сирии, Йемене и Индии были куплены или пожалованы ему местными правителями.
  
  Рашид ад-Дин имел во владении множество садов и виноградников, 39 000 тысяч финиковых пальм, 250 000 тысяч овец, 30 000 лошадей, 10 000 верблюдов, 10 000 коров, 1000 быков, 2500 мулов, 1000 ослов, 50 000 штук домашней птицы. Он владел примерно 3500-4000 рабов. Двести из их числа, занятые в торговых операциях, приносили ему ежегодный доход 10 000 динаров каждый.
  
  Из 35 миллионов динаров состояния 2,5 миллиона находились в его казнохранилище, остальные 32,5 были вложены в товарищества крупных оптовых торговцев - уртаков. Рашид ад-Дин получал свою долю дохода в виде мехов, текстильных, парфюмерных и лекарственных изделий. Кроме денежных средств в его владении были драгоценные камни, ткани, золото, ценная утварь.
  
  В Тебризе Рашид ад-Дину принадлежал целый квартал Руб'-и Рашиди ("Рашидов квартал") в четверть города, построенный им на собственные средства. В этом квартале, согласно письму Рашид ад-Дина к своему сыну Са"д ад-Дину, было до 30 тысяч домов (то есть семейств жителей; эта цифра маловероятна), 24 караван-сарая, 1500 лавок, ткацкие, красильные, бумажные мастерские, много садов, бань, складов, мельниц и монетный двор. Для орошения квартала был специально проведён большой канал, называвшийся Рашиди.
  
  В кархане (мастерских) Руб'-и Рашиди работали искусные ремесленники, собранные из разных городов и стран. В медресе квартала обучалась тысяча студентов. В квартале была особая "улица улемов", населённая богословами, муэззинами, чтецами Корана. В госпитале Даруш-Шифа ("Дом исцеления") работало 50 лучших медиков из Индии, Китая, Египта и Сирии - окулисты, хирурги, костоправы. Каждый из них обучал по 5 молодых рабов Рашид ад-Дина. В библиотеке Руб'-и Рашиди было 60 000 книг по точным наукам, истории, поэзии и богословию, в том числе и тысяча списков Корана, выполненных выдающимися каллиграфами. После казни Рашида библиотека была разграблена, погибли некоторые его сочинения, хранившиеся там.
  
  Близ Тебриза Рашид ад-Дин восстановил пять запустевших селений, поселив в каждом из них по 20 рабов и рабынь следующих народов: грузин (гурджийян), курдов (курдийян), абиссинцев (хабешан), негров (зенгийян) и греков (румийян). Рабы обслуживали два больших садоводческих хозяйства Рашид ад-Дина. Деревни были названы Гурджийян, Курдийян, Хабешан, Зенгийян и Румийян.
  
  В летней столице ильханов городе Солтанийе, достроенном ханом Ольджайту в 1313, Рашид ад-Дину также принадлежал возведённый на личные средства квартал Рашидийя с 1500 домами.
  
  Литературное наследие
  
  Рашид ад-Дином был составлен энциклопедический труд Китаб-ал-ахья ва-л-асар, содержащий сведения по естествознанию, агротехнике и строительству. Его перу принадлежит комментарий к Корану Мифтах ат-тафасир и ещё три труда по шафиитскому богословию, переведённые на арабский язык и известные под общим заглавием Маджму"а-и Рашидийя ("Собрание трудов Рашида").
  
  Мукатибат-и Рашиди (или Муншаат-и Рашиди) - переписка Рашид ад-Дина - содержит ценные сведения об истории Ирана, о политических идеях автора и его хозяйстве. Она состоит из 53 писем, в их числе 4 письма Рашид ад-Дину от разных лиц, остальное - письма, адресованные им сыновьям, различным мусульманским духовным лицам, военным и гражданским чинам. Они были собраны и объединены в книгу под названием Саваних ал-афкар-и Рашиди ("Думы и размышления Рашида") его секретарем Мухаммедом Аберкухи в период везирата Гийас ад-Дина Мухаммада Рашиди (1327-1336). Наибольший интерес представляет письмо, в котором приведено завещание Рашид ад-Дина с перечислением имений и имущества. Стиль писем неоднороден, возможно, какая-то часть писалась секретарями везира. Существовали малообоснованные сомнения в подлинности переписки.
  
  Наибольшую ценность представляет исторический труд Джами' ат-таварих, составленный Рашид ад-Дином.
  
  Джами ат-таварих:
  
  Газан-хан, бывший полиглотом и знатоком истории, особое внимание уделял истории собственного народа. В 1300/1301 он приказал Рашид ад-Дину собрать воедино все сведения, касающиеся истории монголов. Основная часть работы, получившая название Та"рих-и Газани ("Газанова летопись") была поднесена Олджейту-хану в 1307. Полностью труд был закончен к 1310/1311.
  
  Над Джами' ат-таварих под руководством самого Рашид ад-Дина работало несколько человек. В первую очередь это два секретаря визиря - историк Абдаллах Кашани (написавший и самостоятельный труд "История Олджейту-хана"), и, вероятно, Ахмед Бухари. Они, по-видимому, и были составителями чернового текста, по крайней мере, III раздела I части Та"рих-и Газани, то есть истории государства ильханов. В работе принимал участие и эмир Пулад Чжэн-сян, приехавший в Персию из Китая в 1286, знаток монгольской истории и обычаев. Как сообщает поэт Шемс-ад-дин Кашани, Рашид ад-Дин и Пулад Чжэн-сян изо дня в день занимались вместе, как учитель и ученик: "счастливый эмир рассказывал, ученый везир записывал с его слов". Много исторических сведений было получено от Газан-хана и от других монголов.
  
  Кроме того, для составления глав, связанных с историей Китая, у Рашид ад-дина было двое китайских учёных; для истории Индии - буддийский монах Камалашри из Кашмира. Есть указания на то, что в работе принимал участие и французский католический монах.
  
  Помимо изустной информации, полученной от знатоков истории, в работе над Джами' ат-таварих использовались следующие источники: Диван-и лугат ат-тюрк ("Собрание тюркских наречий") Махмуда Кашгари, тюркского энциклопедиста XI века; Тарих-и-джехангуша ("История мирозавоевателя") Ата Малика Джувейни, персидского историка, находившегося на службе ильханов; часть Алтан дептер ("Золотой книги"), написанной на монгольском языке официальной истории Чингис-хана, его предков и преемников, сохранившейся в архивах ильханов.
  
  Существуют скептические точки зрения на роль Рашид ад-Дина в составлении Джами' ат-таварих. Они основаны на том факте, что после казни Рашид ад-Дина один из его секретарей - историк Абдаллах Кашани - заявил претензии на авторство Та"рих-и Газани. Однако, как указал В. В. Бартольд, стиль изложения Кашани, известный по его сочинению "История Олджейту-хана", не сходен со стилем Рашид ад-Дина. Это относится к тем случаям, когда они, не пользуясь персидскими письменными источниками, повествуют о современных им событиях. Рашид, и излагая монгольские предания и приводя лично ему известные факты, пишет самым простым языком без "украшений в духе требований персидского красноречия".
  
  В основу Джами' ат-таварих был положен план из двух основных частей. В первую включена история монголов и основанных ими государств, включая Иран Хулагуидов. Вторая часть включала всемирную историю: всеобщую историю до ислама (написанную в исламской исторической традиции); историю халифата и последующих мусульманских государств до монгольского нашествия - Газневидов, Сельджукидов, хорезмшахов, Гуридов, исмаилитов Аламута; историю немусульманских народов и государств - Китая, древних евреев, "франков", римских пап, "римских" (германских) императоров и Индии - согласно их историческим традициям.
  
   Несмотря на то, что летописи некоторых народов, кои суть неверные и идолопоклонники, не согласуются с рассудком [вследствие] пустых вымыслов и вводящих в заблуждение рассказов, [но] они [в этом труде] приведены по той причине, чтобы у людей проницательных [это] было бы поводом для доверия [к полноте истории], а последователи ислама и правоверия по прочтении таких [рассказов] были бы осведомлены о порочных верованиях, уклоняющихся от истины, и, уклоняясь от сущности сего, пребывали бы в исполнении обязанностей похвалы Аллаху за милость руководительства на пути истинной веры...
  
  Была задумана и третья часть, которая должна была содержать географическое описание "семи климатов" мира, а также всех торговых путей Монгольской империи. Она либо не была написана, либо погибла при разграблении тебризской библиотеки Рашид ад-Дина после его казни в 1318.
  
  Труд Джами' ат-таварих представлял последнее слово персидской историографии своего времени. По словам И. П. Петрушевского, он был "среди исторических трудов данного периода на персидском языке единственным в своем роде по замыслу и выполнению". Новизна труда заключалась в попытке написать действительно мировую историю. До этого никто из персидских историков даже не ставил себе такой задачи, вся история доисламского мира ("от Адама до Мухаммеда") мыслилась лишь как предыстория ислама, история немусульманских народов игнорировалась вовсе. Сотрудники Рашид ад-Дина поняли, что история арабов и персов есть, по выражению Абдаллаха Кашани, только одна из рек, впадающих в море всемирной истории.
  
  Джами' ат-таварих должен был включать историю всех известных в то время народов от "франков" на Западе до китайцев на Востоке. Признавалась необходимость изучать историю немусульманских народов в их традиции и по их источникам. Хотя по форме Джами' ат-таварих - это традиционное описание государств и династий, большим достоинством труда является наличие сведений этнического, культурного и бытового характера.
  
  В то же время, труд не является историческим в современном понимании этого слова, так как "о задачах исторической критики... редактор "Сборника летописей" не имел представления... Его целью было изложение преданий каждого народа в том виде, как их рассказывают представители этого народа".
  
  Рашид ад-Дин оказывал покровительство учёным, служившим под его началом в финансовом ведомстве государства. Известны авторы исторических сочинений Вассаф и Хамдаллах Мостоуфи, выдвинувшиеся благодаря его содействию.
  
  
  ***
  
  7. Роман Сладкопевец - знаменитый византийский гимнограф, автор песнопений, называемых кондаками и употребляемых до сих пор в православной церкви (например, "Дева днесь Пресущественного Рождает"; "Душе моя, душе моя, восстани").
  
  Роман был крещёным евреем, уроженцем финикийского города Эмес; он служил диаконом сначала в Берите (Бейрут), а при императоре Анастасии I (491-518) прибыл в Константинополь, где, возможно, принял монашеский обет. Жил в эпоху императора Юстиниана I (527-565). До нас дошло 85 (из 1000) кондаков Романа. В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер (тонический), которого он считается распространителем.
  
  Православная церковь причислила Романа к лику святых.
  
  Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Романа, признает, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.
  
  
  
  ***
  
  8. Са"д ад-Давла (Сад-ад-Даула; ?, Абхар, Ирак, - 1291, Багдад) - государственный деятель, великий визирь с 1289 до 1291 при Аргун-хане (1284-91), правителе Персии. Са"д ад-Давла жил в Мосуле, затем переселился в Багдад, где практиковал как врач (1284). Знал арабский, монгольский, тюркский и персидский языки. Был купцом, сборщиком податей в Багдаде. За успешную службу был назначен мусарифом по финансовому ведомству. Снискав известность как обладатель разных талантов, в т.ч. финансиста, Са"д ад-Давла в 1285 был введён в состав городского правления Багдада. В 1288 он стал личным врачом ильхана, буддиста Аргуна, и жил столичном Тебризе.
  
  Сделав быструю карьеру (был генеральным финансовым контролёром Багдада, a затем и всего государства), Са"д ад-Давла в 1289 был назначен главным министром (великим визирем) Хулагидского государства.
  
  Он руководствовался шариатом в гражданских делах и издал ряд постановлений, имевших целью увеличение доходов казны; система налогов получила твёрдую основу.
  
  Возможно, что он пытался завязать дипотношения с Европой.
  
  В созданном им новом административном аппарате значительную роль играли, наряду с монголами, христиане и евреи. Губернатором Багдада стал брат Са"д ад-Давлы - Фахр ад-Давла; наместником Мосула, Диярбакыра и ещё 2 го-родов - другой брат, Амин ад-Давла. Азербайджан находился в ведении еврея Лабида бен Аби-р-Раби, главой администрации столичного Табриза и его округи был медик еврей Мухаддиб ад-Даула (Мухаззим ад-Давла). При них финансы государства "находились в порядке, управление велось по закону и справедливости, население благоденствовало, пути паломников в Мекку оставались безопасными".
  
  По словам персидского историка Абдаллаха Вассафа Ширази (XIII-XIV вв.), деятельность Са"д ад-Давлы на посту главного министра значительно способствовала упорядочению административной и финансовой системы ильханов.
  
  Когда ильхан тяжело заболел, Са"д ад-Давла был обвинён в его отравлении и казнён. Его ближайших родственников постигла такая же расправа. Вслед за этим по ряду городов страны прокатилась волна еврейских погромов.
  
  Причиной этому послужило то, что Аргун-хан покровительствовал одновременно буддистам, христианам и евреям. При посредстве своего первого везира, Са"д ад-Давлы, Аргун-хан составил план уничтожения влияния мусульманской, т.е. иранской и тюркской гражданской бюрократии. Са"д ад-Давла разработал план завоевательного похода против Мекки с целью обратить Ка"бу в "идолопоклоннический храм". Ноорьба с сильной мусульманской бюрократией оказалась не под силу для Са"д ад-Давле, тем более что его проект финансовой реформы затрагивал также и интересы монгольской военной знати. Падение Са"д ад-Давлы вызвало в городах волну еврейских погромов, организованных мусульманской чиновной и духовной знатью (1291). Позже окончательное торжество ислама при Газан-хане вызвало две новых волны христианских и еврейских погромов (1295 и 1297), буддизм же был поставлен вне закона.
  
  По другой версии, причиной недовольства Са"д ад-Давлой, и последующими еврейскими погромами, явилось то, что как визирь, Сад-ад-Даула был вымогателем и взяточником.
  
  
  ***
  
  9. Сабриэль (Булан, Савриил) - знаменитый хазарский полководец, политический и религиозный деятель. В 718 захватил у арабов Дербент. В 721-722 совершил поход на Армению и Азербайджан, одержав ряд крупных побед. Так, в Армении он разбил войско мусульман во главе с Зубайт на-Нахрани.
  
  После этого, он под влиянием своей религиозной жены Серах, решил восстановить еврейскую религию, во многом забытую (до этого хазары ограничивались лишь обрезанием и празднованием Шаббата). Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение "книг закона Моисеева". Вёл диспуты с христианами и мусульманами, из которых вышел победителем.
  
  Провозглашён царём хазар. Заключил мирный договор с аланами. Этот первый хазарский письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией Сабриэлем для того, чтоб: "Как бы не возмутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам".
  
  Сабриэль-Булан упоминается не только в еврейско-хазарской переписке, но и в булгарской (татарской) летописи Бахши Имана, а возможно и у Якуби под именем Язида Булаша. Есть мнение, что Булан - наследник хорезмийского правителя, бежавшего в Хазарию.
  
  
  
  ***
  
  10. Томас Торквемада - великий инквизитор. Сжёг более 8 тысяч человек на кострах. Настоял на изгнании евреев из Испании.
  
  17 октября 1483 был назначен генеральным инквизитором. Один за другим были учреждены трибуналы в Кордове, Хаене и Циудад-Реале (этот трибунал был перенесён в 1485 в Толедо). И вскоре здесь запылали костры. Среди жертв находились выдающиеся мараны (тайные евреи); одного из них, Хуана Гонзалеса Эскогидо, считали раввином и "Confessor de los confesos". Изданная Торквемадой инквиз. конституция "Compilacion de las Instrucciones" из 28 статей, к которым позже прибавились новые, имела целью упрочить трибунал и внести единообразие. Она назначила отсрочку в 30 или 40 дней для иудействующих маранов; те, которые в течение этого времени добровольно приносили покаяние, сохраняли свое имущество, уплатив небольшой штраф и сделав подарки королевской казне.
  
  Торквемада ввёл инквизицию в Каталонии.
  
  Торквемада обвинил в Иудействе даже епископов еврейского происхождения, как Хуана Ариаса Давилу, епископа Сеговии и Педро де Аранда, епископа Калагорры. В течении 15 лет он присудил более 8000 евреев и маранов к сожжению и более 6000 к заочной казни.
  
  Его преемник, ученый доминиканец Диего Деза, был не менее жестоким генеральным инквизитором. Происходя по матери от евреев, он, несмотря на своё жестокосердие к последним, сам подвергся обвинению в качестве Иудействующего.
  
  
  
  ***
  
  11. Шмуэль ха-Нагид (993, Кордова, - 1055 /или 1056/, Гранада) - поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, галахист и грамматик.
  
  По сообщению Аврахама ибн Дауда (ХII в.), в 1013, когда Кордову захватили берберы, Шмуэль ха-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями. Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря Гранады, нанял Шмуэля ха-Нагида в качестве составителя деловых писем. Благодоря учёности, безупречного стиля и почерка, визирь рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю Гранады, принять Шмуэля ха-Нагида на службу. Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником, а в 1027 стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава пумбедитской иешивы, присвоил ему титул нагида. После смерти халифа Хабуса (1038) 2 его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Летом 1041 ха-Нагид помог Бадису подавить восстание, поднятое двоюродным братом последнего Ядиром. Тот, в союзе с 2 андалусийскими аристократами, напал на Арагон, они убили градоправителя и захватили множество крепостей в округе. Ха-Нагид встал во главе армии Бадиса и разгромил мятежников в ожесточённом сражении, затем поймал пытавшегося бежать в Кордову Ядира и закованным доставил его ко двору. В благодарность за верность ха-Нагид был назначен главнокомандуюшим королевской армии. Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль был фактическим правителем Гранады.
  
  Под его предводительством гренадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского п-ова.
  
  Уже в 1038 он разгромил правителя Альмерии Зугира, хотевшего уничтожить всё испанское еврейство, а в 1039 одержал трудную победу над Исмаилом ибн Аббадой из Севильи, одним из главных соперников Гранады, планировавшего сразу после победы истребление еврейской общины Гранады. 1 элула 1039 Шмуэль разгромил внутреннюю оппозицию против себя. В 1045 Шмуэль предпринял кампанию против Ронды, в 1047 его всадники разрушили до основания город Таскарну (?), в 1049 он воюет против Малаги, в 1-й половине 1050-х вновь неоднократно воевал с Севильей.
  
  С 1052 по 1054 ха-Нагид возглавлял 3 военных похода, на этот раз против севильских и рондских заговорщиков, пытавшихся захватить всю территорию Гранадского Халифата - площадь между Малагой, Рондой, Севильей и Элисаной. Заговорщики заключили союз с французами и разбили гранадскую армию во главе с Шмуэлем, заставив его укрыться в стенах Элисаны, которую осадили. Однако Шмуэль вывел городское ополчение к западу от города и 5 дней выжидал удобного случая, а на 5 ночь неожиданно ударил и разметал всю западную сторону осады, заставив врагов рассеяться в горах и холмах. Затем, развернув армию, он налетел на стоявших с востока французов и Ибн Абу Амара, обратив в бегство и их. Но враги вновь заключили договор с берберами, французами, и с личными врагами ха-Нагида, засев в Севилье и выжидая. Между союзниками начались ссоры, правитель Севильи даже бросил многих из бывших друзей в тюрьмы. Тогда ха-Нагид вошёл в Севилью с сильной армией и подавил бунт. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля в должности главнокомандующего лишь 2 года были мирными.
  
  Арабский историк Ибн Хайан (988-1076) писал о нём: "Этот злодей был одним из наиболее совершенных людей по своим знаниям, мудрости, разумению, сообразительности, верности, смелости, изворотливости, хитрости, умению обогащаться самому и быть щедрым со своими людьми, быть признательным с друзьями и ублажать врагов, смиряя их неприязнь кротостью".
  
  
  
  ***
  
  12. Юдит - царица фалашей.
  
  После крещения Эфиопии, евреи были изгнаны из пределов страны. Изгнанники осели в Сымене, Уогэре, Уолькайте, Ласте, где их стали называть фалесе, т.е. "странники", "скитальцы". Они в своё время прибыли из Иерусалима в Аксум, потом, изгнанные из Аксума, направились в Сымен и Уогэру и в конце концов поселились в Сымене, гористой и труднодоступной области, представлявшей собой естественную крепость. Там постепенно они обжились, даже выбрали себе царя Гедеуона.
  
  Дочерью этого Гедеуона была необыкновенной красоты великая царица Юдит (Эс-тер, Эсато-Гудит, Тердаэ-Габац, Исат, Йеудит), по прозвищу "Асагату" ("пылающий огонь") которая в конце X в. (или, что вероятнее, IX в.) сокрушила Аксумское царство и на 40 лет стала царицей Эфиопии.
  
  Случилось это так: некий христианский владыка из Бугыны (в Ласте) по имени Зэра-Яыкоб, увидев её, воспылал к ней любовью. Он взял её в жёны, не зная того, что она фалаша. Она опутала его любовными чарами, т.ч. он отрёкся от христианства, перешёл в Иудаизм и изменил имя на Сэломон.
  
  Как раз в то время (примерно 2-я четверть Х в.) умер царь Аксума Дэгнажэн, и трон унаследовал его малолетний сын Анбэса-Ыддым. Узнав об этом, Юдит собрала войско из жителей Сымена и Ласты и отправилась на покорение Аксума. Аксумские князья, желая спасти царского потомка, бежали из Тигре в Шоа, а троном завладела прекрасная, но жестокая и ненавидевшая христиан Юдит.
  
  Таким образом, эта царица из Семиена изгнала всех князей царствующего дома (ведущего род от Соломона), исключая одного, который смог укрыться в Шоа. Её кровавое правление, во время которого сжигались церкви и уничтожались аксумские памятники, продолжалось 40 лет. Эту победу фалашей над Аксумом надо видимо связывать с тем, что Арабский халифат лишил его выхода к Красному морю.
  
  В "Истории александрийских патриархов", в письме царя абиссинцев к христианскому царю Нубии, эфиопский правитель просил нубийцев посодействовать в том, чтобы александрийский патриарх прислал быстрее нового абунэ, т.к. царица народа Бени-Хамуйах внезапными набегами опустошает страну, сжигает церкви, преследует христиан и царь не в состоянии один остановить этот пожар, угрожающий полным уничтожением христианской веры.
  
  После смерти Юдит, на трон взошла её дочь - Юдит (Йеудит) II, которая, как и мать, вела непрерывные войны и насильно обращала в Иудаизм побеждённых.
  
  
  
  ***
  
  13. Якуб ибн Киллис - визирь египетского халифа Альазиса Низара династии Фатемидов, основателем которой был еврей Убейдулла аль-Махди.
  
  Якуб родился в Багдаде в 930, ум. в Каире в 991. Его родители были евреями, и сам Ибн-Киллис исповедовал еврейство в течение 1-й половины своей жизни.
  
  Научившись письму и арифметике, Ибн-Киллис отправился из Месопотамии в Египет. Здесь он познакомился с одним офицером, по рекомендации которого был назначен халифом Кафуром аль-Икшиди по дворцовой администрации. Затем ему поручили более важные государственные должности, в которых он обнаружил такие способности и такую честность, что вскоре стал доверенным министром Кафура (960); все общественные расходы находились под его контролем.
  
  Это высокое положение Ибн-Киллиса вызывало зависть, и он вынужден был принять ислам (967).
  
  Его влияние продолжало расти до смерти халифа Кафура, когда он был арестован по приказанию визиря Ибн-аль-Фурата, зависть которого Ибн-Киллис неоднократно вызывал. Друзья заступились, однако, за него, и он получил свободу.
  
  Ибн-Киллис отправился тогда тайно в Магреб, где поступил на службу к Аль-Муиззу аль-Убайду. Вскоре он снискал доверие нового владетеля; когда тот завоевал Египет и основал Фатимидскую династию, и назначил Ибн-Киллиса заведующим гражданской администрацией (978). После смерти Аль-Муизза (979) его сын и наследник Альазиз Низар назначил Ибн-Киллиса визирем, каковую должность он занимал до самой смерти.
  
  Историки рисуют Ибн-Киллиса одним из наиболее опытных и честных визирей Египта. Он очень любил науки, и его дворец был открыт для учёных и поэтов. Он написал юридический труд "Kitab fi al-Fikh" ("Ар-Рисала ал-визийа") трактующий о исмаилитских доктринах.
   После его смерти государственные учреждения были закрыты на 18 дней и торговая деятельность приостановилась. Целый месяц могила Ибн-Киллиса была местом паломничества, поэты воспевали добродетели умершего, а толпа пела стихи Корана днём и ночью.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"