Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Евреи в Карфагене

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евреи в Карфагене

  Карфаген - крупнейшее знаменитое государство финикийцев (в Библии этот народ назван хананеями).
  
  Карфаген находится возле нынешнего Туниса - столицы одноимённого североафриканского государства.
  
  Карфаген славен войнами с греками и особенно римлянами (так наз. Пунические войны), философами (Клитомах и др.), полководцами (Ганнибал и т.д.), путешественниками (Гимилькон открыл Англию, Ганнон доплыл до Камеруна, Магон исследовал Сахару и дошёл до р. Нигер), агрономами (Магон и др.), историками (Харон и др.) и т.д.
  
  В городе проживало 700 тысяч жителей, это был крупнейший торгово-промышленный центр своего времени.
  
  Карфаген (правильнее Карт-хадашт, т.е. "Новый город") был основан выходцами из финикийского города Тира.
  
  В своей статье "Финикийцы - это евреи" http://www.proza.ru/2007/09/02/100, Я показал, что евреи и хананеи - один и тот же народ.
  
  Добавлю несколько моментов.
  
  Сами финикийские города входили в состав наделов Колен Израиля, собственно Ханаан и есть Земля Израиля. Иерусали и др. города - собственно хананейские. Сами евреи - это хапиру египетских памятников, опять же финикийцы.
  
  Иврит - это финикийский язык.
  
  И географически такие города как Тир, Сидон, Акко входили в надел израильского Колена Асир. Даже самое название данного колена восходит очевидно к названию хананейского божества или имени "Счастливый".
  
  Евреи жили в различных финикийских городах, как, напр., в Тире и Сидоне (ср. Иезекиил, 27, 1 и сл. до конца). Тысячи лет спустя после Иезикииля, еврейский путешественник Биньямин из Туделы сообщает о еврейских судовладельцах в Тире.
  
  Точно также финикийцы, в частности тирийцы, были знамениты крашением тканей, чем были позднее известны и евреи.
  
  По сути ясно, что если евреи Античности жили в крупных торговых городах Средиземноморья, таких как Александрия, Остия, Тарс, Антиохия, на Кипре и т.д., говорит скорее всего о том, что евреи широко участвовали в торговле финикийцев, что засвидетельственно и Библией, рассказывающей об участии Давида и Соломона в морской международной торговле вместе с тирийцами.
  
  В Александрии греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н.э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали. В 390 в Византии был издан так называемый "судовой закон" - навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, подтверждавшийся затем тремя императорами. В 5 в. в Кирене и Вавилонии были еврейские судовладельцы.
  
  В позднеримскую эпоху колонии еврейских купцов, которые сохраняли свои религиозные и этнические традиции, действовали на всей территории Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока - от Британии и Иверинии (современная Англия и Ирландия) до Индии и Согдианы (Средняя Азия), евреи участвовали в начавшей развиваться в то время торговле с Китаем.
  
  Возникает вопрос, жили ли евреи в крупнейшей колонии тирийцев - в Карфагене?
  
  Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; то есть собственно в эпоху финикийской колонизации.
  
  Правда археологические следы пребывания евреев в Карфагене появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н.э.) и большей частью относятся к 2-4 вв. н.э.
  
  Это, однако, можно объяснить как разрушением артефактов римлянами, так и тем, что жившие до римлян евреи Карфагена исповедовали более архаическую ре6лигию, отличную от той, которая была привнесена позднее видимо потоком еврейских беженцев или торговцев эпохи Иудейских войн. Сродни словам одного аморы 3 в. "От Тира до Карфагена знают все Израиля и его Отца небесного; от Тира на запад и от Карфагена на восток не знают Израиля" (Мен., 110а), внутреннее противоречие этой фразы надо объяснить некоторым расхождением в религии объясняемой долгой изоляцией израильско-иудейского Иудаизма и верований жителей далёкой колонии - Карфагена.
  
  При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище - большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже - на иврите).
  
  Карфагенские мудрецы - р. Хинна, р. Ханан, р. Ицхак и р. Абба - упоминаются в Талмуде.
  
  Из сочинения "Adversus Judaeos" Тертуллиана, очевидно, что евреи жили в Карфагене, и они проникали ещё дальше на Запад.
  
  В Гамарте, недалеко от Карфагена, найдено большое еврейское кладбище со многими латинскими надписями.
  
  От завоевания Карфагена вандалами (439) до взятия его Византией (533) священные сосуды из Иерусалимского Храма, которые были увезены из Рима, хранились в Карфагене.
  
  Юстиниан приказал Соломону, правителю Африки, преобразовать синагоги в христианские церкви. Соломону, однако, пришлось бежать от восставших африканцев.
  
  Евреи жили во многих городах римской провинции Африка Проприя, ядро которой составляла территория современного Туниса, - в Гамарте, Марсе, Гиппо-Диаритусе (ныне Бизерта), Наро (где сохранились руины великолепной синагоги), Симитту (ныне Шемту), Хадруметуме (ныне Сус), Тузурусе (ныне Таузар) и др.
  
  Еврейские общины Туниса подвергались нападкам со стороны христианских авторов, живших в Северной Африке, - Тертуллиана (написал в начале 3 в. трактат о евреях Гамарта, с которыми был близко знаком), св. Киприана, св. Августина и др.
  
  До начала 4 в. уровень жизни евреев Карфагена и других городов на территории современного Туниса был сравнительно высоким, многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества. На Джербе евреи занимались преимущественно земледелием и переработкой сельскохозяйственной продукции, в других частях страны, особенно в портовых городах, - коммерцией.
  
  Экспорт зерна и оливкового масла из провинции Африка Проприя находился под почти полным контролем крупных еврейских судовладельцев, живших в Риме и объединенных в корпорацию навикуляриев.
  
  Во исполнение указа, изданного императором Юстинианом в 535, власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви; в городе Борион, близ границы с Киренаикой, все еврейское население подверглось крещению насильственному. Многие евреи бежали на Сицилию и в Южную Италию, другие переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов; в результате несколько крупных берберских племён (в частности, джерба и нефуса) оказались под сильным влиянием Иудаизма.
  
  В Северной Африке существовали еврейские царства (княжества) на протяжении примерно 500 лет, с римских времён до примерно 12 в. Известны следующие царства: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.
  
  В 640-х а территорию современного Туниса вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители Карфагена) покинули эти земли. Однако берберы, сплотившись вокруг племени джерба, предводительницей которого с конца 680-х гг. была Дахия Кахина (умерла в 698 или 702), исповедовавшая Иудаизм (её иногда называют "берберской Деборой"), оказали завоевателям упорное сопротивление. Хасан ибн-Нуман, полководец омейядского халифа Абд ал-Малика, несколько раз терпел от них поражения; лишь на рубеже 7-8 вв. ему удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве, а ее голова была отослана Абд ал-Малику в качестве трофея).
  
  Отсюда же происходит еврей Убейдулла который основал династию Фатемидов (909-1048), при которой евреи Туниса процветали.
  
  Главным еврейским центром Туниса стала его столица Кайруан, основанная арабами в 670 близ Карфагена, иешива которого (основанная, по-видимому, в конце 8 - начале 9 вв.) пользовалась известностью во всем еврейском мире; еврейские общины существовали в этот период также в Махдии, Габесе и других городах, прежде всего портовых.
  
  Как следует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, и из других источников, в 9-11 вв. еврейские коммерсанты из Туниса играли исключительно важную роль в экономике страны и в мировой торговле.
  
  Еврейские купцы экспортировали из Туниса льняные и хлопчатобумажные ткани (частью представлявшие собой продукцию еврейских ткачей, которые жили в Сусе и других городах), изделия из шелка, пользовавшиеся высоким спросом ковры и балдахины, парчу, сырые и обработанные кожи, оливковое масло, зерно, мыло, воск, миндаль, шафран, вяленую рыбу, кораллы и украшения из них; реэкспортировали марокканскую медь, испанское олово, свинец, ртуть, сицилийский и испанский шелк; импортировали лен (из Египта), пряности, восточные благовония, индиго и другие красители, сахар, лекарства и лекарственные растения, драгоценности, включая жемчуг.
  
  Перевозка товаров осуществлялась главным образом морем, на судах, принадлежавших казне или членам правящей династии, однако фактически находившихся в распоряжении 20 еврейских семей (Маджани, Тахерти, Берехия, Ибн Зигмар, Нахрай и др.), объединенных (гл. обр. путём браков) в несколько конкурировавших между собой группировок; представители этих семей, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин.
  
  Богатство многих евреев Кайруана, Габеса и других тунисских городов было настолько велико, что вавилонские гаоны в своих респонсах порицали их за излишнее пристрастие к дорогим тканям, благовониям и инструментальной музыке.
  
  В 9 в. - первой половине 11 в. Махдия, Габес и особенно Кайруан были крупными очагами еврейского богословия. Здесь действовали большие и влиятельные иешивы, руководители которых поддерживали тесные контакты с гаонами Суры и Пумбедиты, жили и работали видные законоучители рабби Хушиэль бен Элханан (конец 10 в. - начало 11 в.) и его сын рабби Ханан"эль (умер в 1055/56), благодаря которым Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр галахического творчества, рабби Ниссим Ибн Шахин, его сын рабби Я"аков (умер в 1006/1007; ему адресовано знаменитое послание Шриры бен Ханины Гаона, где излагается история развития Устного Закона) и внук рабби Ниссим (учитель Шломо Ибн Габирола, тесть Иосефа, сына Шмуэля ха-Нагида), врач и философ Ицхак бен Шломо Исраэли и его ученик, уроженец Кайруана Дунаш бен Тамим (около 890 - после 958), астроном, врач, автор комментария к "Сефер-иецира" и составитель учебника грамматики иврита (и И. Исраэли, и Д. бен Тамим были лейб-медиками тунисских правителей). В 880 Тунис посетил еврейский путешественник Элдад ха-Дани.
  
  ***
  
  Из этого всего можно предположить, что евреи осваивали Северную Африку совместно с Тиром со времён Соломона, и очевидно жили в Карфагене в период его расцвета.
   В любом случае, если учитывать несомненное смешение евреев с хананеями / финикицами, представляется очевидным, что финикийская и в частности карфагенская история - часть истории евреев.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"