Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Евреи в Китае

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евреи в Китае

  Многие комментаторы Библии принимают за Китай страну Синим , откуда, согласно пророку, должны вернуться переселённые туда евреи (Ис.,49,12). Некоторые историки допускают, что евреи впервые пришли в страну "на краю мира" (Китай) ещё при династии Чжоу (ок. VI в. до н.э.). Обрядность китайских евреев имеет архаический характер, напр., празднование ими новолуния служит доказательством доталмудичеекой традиции (ср. Соферим, XIX, 9).
  
   Первоначально языком китайских евреев был новоперсидский.
  
  По преданиям китайских евреев их предки прибыли в Китай при династии Хань (206 г. до н.э. - 221 г. н.э.) в I в. н.э. (что вполне возможно, т.к. именно к этому времени был проложен шёлковый путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока), и даже не просто при династии Хань, а именно во время императора Минг-Ти, об этом со слов местных евреев говорит патер Brotier: "Эти евреи утверждают, что они прибыли в Китай при династии Хань в царствование Хань Минг-Ти (58-76)", "Многие из этих евреев убеждали меня, что они прибыли в царствование Минг-Ти". Некий Сулейман, еврей путешественник IХ в., утверждает также, что они там поселились в 65 г. н.э. В 718 они упомянуты в документам из Кашгарии. В отчете, написанном 2 магометанскими путешественниками по Индии и Китаю в 851, мы находим, что "евреи поселились в этой стране (Китае) с незапамятных времен", что многие из них из-за богатства и преимуществ отказались от своей веры. Арабские, китайские и др. источники IX-XIV вв. сообщают о существовании еврейских торговых колоний в Китае.
  
  Евреи первыми привезли в Китай не только хлопчатобумажную одежду, но и семена хлопка, за что получили привилегии. Евреи пользовались равными правами и служили в императорской армии. Отец Домингин сообщал: "... в течение длительного времени они (евреи) занимали в Китае важные позиции. Многие из них были губернаторами провинций, государственными министрами, имели ученые степени. Некоторые из них были богатыми землевладельцами. Но сегодня от этого былого благополучия ничего не осталось. А их общины в Ханчжоу, Нинбо, Пекине и Нинся полностью исчезли"... Несколько посвящений, обнаруженных на стеллах, подтверждают эти сведения, так же как рассказы арабских путешественников, датируемые XI в. или свидетельство Марко Поло, который отмечает значительное торговое и политическое влияние евреев в Китае (1286), что даже Куб-лай Хан сам праздновал мусульманские, христианские и еврейские праздники. Эти последние источники утверждают, что "евреи обосновались в Китае с незапамятных времён".
  
  Китайский генерал турецкого (хазарского?) происхождения Ли Ко-юн (Li K"o-yung, ум. в 908 в провинции Шэньси) известен подавлением большого крестьянского восстания под руководством Хуан Чао (ум. в 884) против еврейских купцов и династии Тан (618-907); эти грубые повстанцы вырезали купцов евреев в Гуанчжоу и в Чаньяне (881). В повествовании Абу-Заид (Ибн-Саида) Хасана аль-Сирафи о резне, устроенной в городе Гань (Кантон) мятежником Бай Ху, говорится, что при этом "120000 магометан, евреев, христиан и парсов, бывших здесь по своим делам, были избиты во время восстания Baichu в 884 г. в городе Canfu, являющимся важнейшим портом для купцов-арабов".
  
  В 871 танский император Ицзун, беседуя с арабским путешественником Ибн-Вагабом, показал ему изображения разных пророков. Ибн-Вагаб заметил: "А вот Моисей со своим жезлом и сынами Израиля!". Император сказал: "Так. Но Моисей (тут) играет ничтожную роль, и весь руководимый им народ кажется слишком мало расположенным повиноваться ему!".
  
  Вероятно, в IХ в. в Китай прибыла новая еврейская колония; так, по словам проф. Шаванна: "Между 960 и 1126 гг. (Сунская династия) евреи, прибывшие из Индии, принесли в первый раз, в качестве дани китайскому двору, материи западных морских стран".
  
  Ибн-Батута (XIV в.) говорит, что в Al-Khansa, которую принимают за Hangchau или Canfu, имеется много жителей магометан, евреев и христиан. Евреи встречаются в Китайских анналах: "Они упоминаются в первый раз в "Yuen shi" в 1329 г. по случаю восстановления закона о сборе налога с иноверцев. О них снова упоминают в анналах под 1354 г., когда, ввиду восстания в Китае, богатых магометан и евреев пригласили в столицу, чтобы вступить в армию. В обоих этих случаях они названы "Chu hu" (Джугуд)".
  
  По словам китайского историка династии Юань (XIII-XIV вв.) "В сахарной компании города Ханчжоу богатые евреи и мусульмане занимают все должности".
  
  Стелы рассказывают, что 3 основных еврейских клана провинции Хэнань назывались Аи, Ли и Чин, а на каменной плите 1512 сохранилась строка на иврите, напоминающая строку из Талмуда. Строка эта сообщает потомкам древних израильтян, что Миех-ше (Моисей) получил закон и передал его Ие-шуа (Иешии), а Библия начинается словами: А-ву-ло-ам (Авраам) родил Ии-ссухок (Исаака), что у Моисея был брат А-хо-ли-ен (Аарон).
  
  Во времена Северного царства Сун (X-XIII вв.) группа евреев прибыла в тогдашнюю столицу Дунцзин (Кайфын). В летописи X в. говорится, что евреи в Кай-Фыне получили особые привилегии от правителя города. Надпись, относящаяся к 1489, говорит об иммиграции "70 семейств прибыло с Запада, поднеся императору дары, состоявшие из хлопчатобумажных тканей; император позволил им селиться в Pein-lang (Кайфын)".
  
  1-я синагога в Кайфыне построена в 1163 под руководством Ан-Тьу-Ла (Абдула?, Хамдула?), и её возглавил раввин Лье-Вей (Леви?). Вероятно, при перестройке и расширении в 1279 она уже приобрела вид синагогального комплекса, наподобие китайской пагоды. Этот Храм чистоты и правды (по другим данным - Место церемонии) наряду с самой синагогой включал зал для учёбы, микве, общинную кухню, бойню, сукку и т.д.
  
  В летописях сказано, что один из императоров династии Сунь (X-XIII вв.) объявил кайфынским евреям: "Вот прибыли вы в нашу землю Син, уважали и сохраняли обычаи своих отцов, и насаждали их в грядущих поколениях в Кайфыне". В 1390 евреям была дарована земля и некоторые дополнительные привилегии императором Тай-Цзу (Чжу Юань-чжан), основателем Минской династии. За заслуги еврея, разоблачившего в 1420 заговор в императорской семье, китайские евреи получили право носить китайские фамильные имена (принятие иностранцами китайских имён не поощрялось в начале эпохи Мин).
  
  В 1421 императором было разрешено очень уважаемому им врачу, по имени Йен Ченг, реставрировать синагогу и подарил для неё фимиам. Императором был дан и фимиам для синагоги. В 1461 синагога была разрушена разливом р. Хуанхэ и восстановлена лишь в 1489 каким-то знатным евреем, что зафиксировано в надписи того же года на стеле, где приводятся имена 17 руководителей общины (часть этих фамильных имён и поныне сохраняется у их потомков). Были сделаны новые списки Закона, а знатнейшие члены общины пожертвовали стол для приношения, бронзовую вазу, вазы для цветов, подсвечники, ковчег, триумфальную арку, балюстрады и прочую утварь. Конец надписи 1489 гласит: "Составлена книжником, имеющим учёную степень от префектуры Кай-Фын-Фу, Kiu-chung, написана книжником, имеющим учёную степень, принадлежащим округу Tsёang Fu по имени Tsaou-ts, и высечена книжником, имеющим учёную степень, из префектуры Кай-Фын-Фу, по имени Foo-o. Воздвигнута в счастливый день, в средине лета, во второй год Hung-ch 1488 (след. чит. 1489), в 46 год 17 цикла последователем религии истины и чистоты". В надписи 1512, сделанной одним китайским мандарином, сказано: "Адам, первый человек, был из Teenchou на Западе" (вероятно, имеется в виду Индия или Цейлон, китайский рай, подобно тому как, может быть, и неясная сентенция в надписи 1489: наша религия ведет свое начало из T'heen-Chuh = Индии).
  
  Что касается иммиграции в Китай, то здесь мы находим следующее: "Во время династии Хань приверженцы этой религии прибыли в Китай. В 1164 г. была воздвигнута синагога в Peen (Кай-Фын-Фу). В 1296 она была реставрирована (даты в переводах Тобара и Glover'a немного расходятся). Исповедующие эту религию имеются и в других городах; но повсюду они, без исключения, почитают Священное Писание и уважают Вечный ра-зум, так же, как китайцы, избегая предрассудков и служения идолам. Эти священные кни-ги касаются не только евреев, но и всех людей, царей и подданных, родителей и детей, старых и молодых. Отличаясь немного от ваших (китайских) законов, они сходятся с ними в служении Небу (Богу), почитании родителей и уважении предков".
  
  Говоря о самих евреях, китайская надпись гласит: "Они занимаются с успехом земледелием, торговлей, государственной службой, военным делом и пользуются большим почётом за верность и приверженность и строгое исполнение предписаний своей религии". Надпись 1512 заканчивается следующими словами: "Плита сия была сооружена семьями Jen, L, Kaou, Chaou, Kin, E и Cheng при реставрации синагоги в первый осенний месяц седьмого года царствования Ching-tih'a (Чинг-тиа) из Минской династии 1511 (сл. чит. 1512)". Надпись 1663 начинается, как и предыдущие; она подчеркивает добродетели Адама, Ноя, Авраама и Моисея, а затем соответствие еврейских законов и литературы с китайскими законами. Надпись передает историю еврейских поселений, затем - восстания, завершившегося падением Минской династии в 1642, разрушения синагоги, города и гибели многих евреев, спасения еврейских Писаний - заслуга еврея-мандарина, кой с помощью своего войска восстановил город и вместе с братом реставрировал синагогу в 1653. действительно, в 1642, когда Кайфын был осаждён войском монгольских мятежников во главе с Ли Цзычэном, оборону города возглавил еврей Ли Куань-Тейн. Осаду удалось снять только разрушив плотину на Жёлтой реке, что привело не только к бегству нападавших, но и к затоплению города, в результате которого погибло млн. жителей, и что печально - синагога была разрушена, свитки Торы пропали.
  
  Лишь в 1663 еврейская община, руководимая Чао Чань-Чи, заместителем китайского генерала, сумела восстановить синагогу. После того, как с уцелевшего свитка Торы, который посвятили Моисею, были сняты 12 копий (по числу колен Израиля), а также исправлены и восстановлены молитвенники, синагога была освящена в 1663, о чём свидетельствует надпись того же года на стеле, увековечившая имена всех членов общины, принимавших участие в восстановлении синагоги, реставрации и переписке священных текстов.
  
  В ней же названы имена инициаторов строительства синагоги: еврея-офицера Чжао Чен-чина и его двоюродных братьев мандаринов Чжао Ин-чена (Моше бен Аврахам) и Чжао Ин-ту - известных также как авторов рифмованных книг по Иудаизму на китайском языке "Сообщения о неясных местах Священного писания" и "Предисловие к Светлому пути" (соответственно). Известны и другие китайские евреи, писавшие в XVII в. по-китайски стихи на еврейские темы, например, Ай Шите и Шен Чуюань.
  
  В начале XVII в. основатель иезуитской миссии в Пекине священник Риччи встретился с евреем, который сказал ему, что он исповедует Единого Б-га. Заметив в миссии изображение Мадонны с Иисусом, он подумал, что это Ревекка с Яковом или Исавом на руках. По его рассказам, он был из Кай-Фын-Фу, где жили ещё 12 семейств (но при династии Мин их было ок. 500) его единоверцев, имевших там синагогу и книги, написанные на др. евр. яз., как и книги, виденные им в миссии. Риччи был слишком стар, чтобы предпринять путешествие в Кайфэн, и он послал туда иезуита-китайца, который подтвердил эти сведения.
  
  Благосостояние китайских евреев тогда было плачевно, но были и победы - из генеалогического реестра, написанного между 1660 и 1670 узнаём, что некоторые евреи в Китае имели по несколько жён. Судя по именам, многие женщины были нееврейского происхождения.
  
  Народное восстание тайпинов (1850-64) пришлось не по вкусу еврейско-китайским олигархам, в результате "многие евреи оставили Кайфэн и переселились в другие места".
  
  Шанхайский еврей С. Соломон сообщил в 1900 главному раввину Лондона: "Мне донесли, что полковник германской армии Леман из Цзя-очжоу несколько месяцев находился в 100 милях к юго-востоку от Кайфэна и видел там около 500 туземных евреев, большинство которых занимается торговлей шёлком".
  
  Евреи внесли значительный вклад в развитие Гонконга, особенно олигархические семьи Сассун и Кадури, которые принимали на работу в свои фирмы в качестве руководителей и технических специалистов только евреев, как правило, из Багдада.
  
  В 20-е в Харбине была "богатая еврейская колония, во главе которой стоял популярный доктор Кауфман, Это была колония крупных предпринимателей, концессионеров, банкиров, владельцев контор, мельниц, складов". Известен был и Е.С. Кауфман - издатель харбинской газеты "Рупор", а затем и журнала "Рубеж", который продолжал издаваться почти до конца существования в Маньчжурии русскоязычной колонии. Харбинский коммерсант Иосиф Каспе "воплощал в себе еврея-вампира, нагло жиреющего на несчастьях других". Каспе перебрался в Харбин из России, открыл часовую мастерскую, служившую одновременно комиссионным магазином. Постепенно он расширял дело и к 1918 стал хозяином одного из богатейших на Дальнем Востоке ювелирных магазинов, в 20-е гг. купил несколько кинотеатров и лучший в Харбине отель "Модерн". К 1932 его состояние исчислялось миллионами юаней. Известно, что ещё в 20-30-х гг. (сначала в гоминьдане, затем в компартии Китая) активно действовали агенты Коминтерна, напр., Бородин (Грузенберг). Еврейское происхождение приписывают супруге президента гоминьдановского Китая Чан Кайши и её сестре (жена Сунь Ятсена, который сверг китайскую монархию и стал первым президентом Республики), а так же Лю Шаоци (1959-68), 2-у человеку в государстве при Мао Цзедуне. Лю Цофанг, - брат деда Лю Шаоци, при Мао Цзедуне занимал пост министра финансов, во время Культурной революции расстрелян. Этот брат деда рассказывал, что их род идёт от еврейских переселенцев, прибывших с Цейлона при династии Хань и принадлежали они к колену А-тлу-ла. Сподвижником и покровителем Мао Цзэдуна был Чжоу Эньлай, принадлежавший, по некоторым данным, к еврейской общине. С США Китай померил госсекретарь Генри Киссинджер.
  
  Примером ашкеназского еврея, прославившегося в Поднебесной, является Якоб Розенфельд (Ло), врач, родом из Вены, вступил добровольцем в революционную армию Мао Цзэдуна, стал генералом и даже занимал пост министра здравоохранения временного правительства в 1947.
   Китайские евреи добирались до Японии. Так, Кампо Харада, знаменитый японский каллиграф, имеет родословную, прослеживающуюся до Китая XIII в. Имеется документ, свидетельствующий о том, что в это в время там было еврейское поселение, откуда ведут своё происхождение его предки, и этот документ в его семье передается по наследству.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"