Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Еврейские государства в Вавилонии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еврейские государства в Вавилонии

  Авраам происходит из Ура Халдейского, следовательно, евреи - часть халдейского народа - вавилонян.
  
  Вавилоняне по библейским преданиям приняли Иудаизм, следовательно, смешались с еврейским народом.
  
  У евреев в Вавилонии (современный Ирак) было несколько государств.
  
  Существовали целые города, населённые одними евреями (Махуза, Нехардея, Сура, Пумбендита, Низибиса и т.д.).
  
  Когда в 115 римский император Траян начал войну с парфянами, захватил Армению и Северную Месопотамию, включая Адиабену, а 116 захватил столицу Парфии Ктесифон и проник в Вавилонию, - то именно восстание евреев заставило Траяна приостановить завоевательную кампанию и уходу из Междуречья.
  
  
  ***
  
  
  1. Первое еврейское государство на территории Вавилонии было создано 2-я братьями - Асинаем и Анилаем, братьями-разбойниками, жившими в I в. в вавилонском городе Негардее (Нехарде"а). Мать-вдова отдала их в учение к ткачу, которого братья, однако, вскоре убили за жестокое с ними обращение. Боясь наказания, они бежали затем в болотистые низины у Евфрата, где к ним присоединился разный сброд.
  
  Образовав огромную шайку разбойников, братья занялись грабежами проезжих купцов, наложили дань на окрестных пастухов и вскоре настолько усилились, что основали собственную маленькую республику, наводившую трепет не только на вавилонских евреев, но и на парфянского царя Артабана III (10-40 гг.). Последний предпринял в 32 г. поход против существовавшей уже 15-й год республики, но неудачно. Пораженный беззаветной храбростью братьев, Артабан заключил с ними союз и даже поручил им охрану вавилонской границы.
  
  Однако войны с парфянскими полководцами и насилия над зятем Артабана, Митридатом, подвергшимся позорному поражению со стороны Анилая, а затем, в свою очередь, разбившего его, положили предел хозяйничанью братьев-разбойников. Смерть братьев не лишена романтизма: Асинай погиб от яда, поданного ему женой брата, Анилай пал по проискам жены Митридата. Впоследствии войска Анилая были разбиты парфянами, а он, спасшись, некоторое время грабил деревни вблизи города Нехарде"а, пока не был пойман вавилонянами и убит. Эти события вызвали погром вавилонских евреев (убито 50 тысяч человек).
  
  Впрочем, город Нехарде"а остался еврейским и прославился своей академией.
  
  
  ***
  
  
  2. Адиабена.
  
  Адиабена - страна находящаяся в верхнем течении р. Тигр, существовавшее во II в. до н.э. - III в. н.э. в Северной Месопотамии, в междуречье Б. и М. Заба (на северо-востоке современного Ирака, у границ с Ираном и Турцией) На западе граница Адиабены проходила по р. Тигр, на востоке - достигала оз. Урмия (Иран). Столицей её был г. Арбела (совр. Эрбиль). Древний торговый путь связывал Адиабену с Эдессой, Нисибином и портами Персидского заливом.
  
  Страна находилась в окружении врагов. Между Адиабеной и парфянами неоднократно вспыхивали конфликты: Изат II, например дважды был на грани войны с Парфией, а в 196 парфяне разгромили Арбелу и убили царя Нарсая, отказавшегося участвовать в подавлении одного из восстаний в Парфянской державе. Воевали адиабенцы и с армянами и с Римом.
  
  Фактически Адиабена - это бывшая Ассирия, точнее её часть, попавшая в вассальную зависимость от парфян.
  
  Приблизительно в 30 г. н.э. царица Адиабены Елена (Хеленей ха-малка, ок. 38-58), сестра и жена царя Монобаза I, вместе со своим сыном Изатом II (ок. 38-58/62) перешла в Иудаизм. Елена трижды принимала обет назорейства. Вторую половину своей жизни провела в Иерусалиме. Во время постигшей Иудею засухи (примерно в 45-46) Елена на свои средства закупила для голодающих зерно в Александрии (Египет) и финики на Кипре. Елена возвела ряд великолепных зданий в Иерусалиме и Лоде и пожертвовала Храму золотой светильник. Она подарила Храму также золотую доску, на которой было начертано место Торы, читаемое первосвященником, когда к нему приводили неверную жену (Иома, l. c.). Умерла в Адиабене; её останки были перевезены в Иерусалим её сыном Монобазом II и похоронены в пирамидальной гробнице, сооруженной ею в северной части города; это захоронение известно сегодня под названием Гробница царей. Эти катакомбы, известные теперь под названием "Гробницы царей", представляют поистине монументальную работу. Как обширный открытый двор, так и закрытый вестибюль, украшенный прекрасной, но ныне разрушенной колоннадой, высечены в девственной скале. Из вестибюля круглое отверстие, закрываемое круглым большим, впрочем, легко отодвигаемым камнем, ведет в саму катакомбу (этот камень, по-видимому, и есть то, что в Мишне называется Golel). Катакомба представляет трехъярусную пещеру; каждый ярус состоит из 4-х довольно просторных комнат с нишами для гробов по стенам; из одного яруса в другой ведут особые лестницы. Все сооружение высечено в скале. Именем царицы Елены названа одна из улиц в центре современного Иерусалима.
  
  Царь Монобаз II (58/62 - сер. 70-х), старший брат и преемник Изата II, сделал из золота все ручки сосудов, употребляемых в Храме в Иом-Киппур, и пожертвовал золотую плиту с надписью, цитирующей главу из Пятикнижия, где говорится о замужней женщи-не, совершившей прелюбодеяние. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. В мидраше "Eser Galuiot" (Jellinek Bet ha-Midr., ;V, 133-136) Mонобаз II числится среди 10-ти царей, принявших Иудейство вслед за Птолемеем. По сообщению Иосифа Флавия, Монобаз (Древн., XX, 2, 1) после смерти своего отца Монобаза временно вступил на адиабенский престол, но затем уступил царство своему младшему брату Изату, согласно воле отца. В 61 после смерти Изата он опять стал царем Адиабены и вслед за этим был вовлечен в конфликт, возникший тогда между римским и парфянским царствами. Потерпев поражение в войне с римлянами, он при заключении мира при Рандее должен был оставить римлянам заложников (Dio Cass., 62, 23). В Талмуде Монобаз описывается как один из наиболее праведных царей. Монобаз изготовил золотые ручки к посуде Храма, предназначенной для употребления в день Всепрощения (Toc. Иома, II, 3; Иома, 37б). С похвалой отзывается Талмуд также о строгой набожности всех членов дома этого царя (Нидда, 21); во время путешествий они прибивали Мезузу к дверям постоялых дворов, хотя закон не обязывает к этому, т.к. эти помещения назначены лишь для временного жилья (Toc. Meг., III, 30; Мен., 32б). Одна барайта рассказывает, что однажды во время голода Монобаз роздал народу все свои сбережения и все, что оставлено было ему отцом. Когда братья упрекнули его, говоря: "Твои родители делали сбережения, увеличив полученное от своих отцов, а ты их раздаешь", - он им ответил: "Мои родители копили на земле, а я на небе; они прятали там, где чужая рука может завладеть ими, а я кладу туда, где никто у меня их отнять не может; они собирали для других, а я для себя (ср. Втор., 24, 13); они собирали деньги, а я спасаю душу" (Тосеф. Пеа, IV, 18; Иер. Пеа, 1, 1; Баба Б., 11a).
  
  В 61 Монобаз II с помощью парфян отразил армянское вторжение.
  
  Верность адиабенцев еврейскому народу подверглась новому испытанию в I Иудейскую войну 66-73 в которой царская семья Адиабены принимала активное участие. Иосиф Флавий пишет, что "в рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза II, царя Адиабены".
  
  Царь Адиабены Изат II родился в 1 г. Н.э. у адиабенского царя Монобаза I и сестры его Елены. Рождение Изата изукрашено легендой. Так, напр., Иосиф Флавий (Древн., XX, 2, ј1) сообщает, будто во время беременности Елены Монобаз I услышал голос, что это дитя зачато по особому благословению Бога и будет всю свою жизнь счастливо. Поэтому Изат был особенно любим своим отцом, остальные же братья Изата ему завидовали. Опасаясь, как бы братья не мстили Изату, Монобаз I отправил его с большими подарками к Авеннеригу, царю Спасинхараксы, который радушно принял Изата и выдал за него замуж свою дочь Симмахо, подарив ему при этом область значительной доходности. На старости лет пред самой смертью Монобаз I послал за сыном и подарил ему область Карру (вероятно, библейский Харан), "отличавшуюся обилием пахучей смолы, амома, из которой приготовлялся ценный бальзам". После смерти Монобаза Елена добилась того, что Изат был провозглашён царём. Придворные стали уговаривать царицу по крайней мере арестовать братьев и держать их в заключении, пока не приедет Изат. Елена назначила временным правителем старшего сына своего, Монобаза. Считая безбожным не только умерщвлять родных, но и томить в темнице, а с другой стороны, не находя безопасным держать их при себе, Изат отправил часть братьев вместе с их семьями в Рим к императору Клавдию, а прочих отослал в качестве заложников к парфянскому правителю Артабану.
  
  Ещё в Спасинхараксе Изат познакомился с неким евреем-купцом, по имени Анания, которому удалось обратить Изата в Иудаизм. Этот же Анания, по настоятельной просьбе Изата, сопровождал его, когда он был призван Монобазом в Адиабену. Тем временем и Елена, которую просветил другой еврей, приняла Иудейство. Узнав, что его матери нравятся положения Иудейской религии, Изат сам поспешил принять эту веру, а т.к. не считал себя настоящим иудеем, пока не принял обрезания, то выразил готовность подвергнуться и этому обряду. Елена пыталась отговорить Изата от этого шага, указывая, что он может навлечь на себя неудовольствие своих подданных. Анания также грозил покинуть Изата, если он будет на этом настаивать, указав, что он может поклоняться Богу, и не принимая обрезания, что Бог простит его за это упущение, т.к. он согласился на него лишь из соображений политического свойства. Царь склонился в пользу мнения Анании. Но однажды прибыл галилейский иудей Элеазар, пользовавшийся славой выдающегося знатока закона. Поддавшись совету Элеазара, Изат принял обрезание. Страх Елены и Анании оказался напрасным: мир в стране не нарушился, Изат был счастлив, всеми любим и заслужил расположение даже иноземных народов за свою доброту и милосердие.
  
  Когда в Иерусалиме был сильный голод, Изат послал начальникам городов значительные деньги и этим спас многих от голодной смерти. Однажды парфянский царь Артабан, узнав, что сатрапы составили против него заговор, решил поехать к Изату просить его помощи. Благодаря Изату Артабану возвратили трон, и он за это подарил Изату обширную и плодородную область Низибис, которую отнял у армянского царя.
  
  Сын Артабана, Вардан, объявил войну Изату, но не привёл своей угрозы в исполнение, т.к. парфяне, разгневавшись на своего царя, убили его, а престол передали его брату.
  
  В 49-50 при участии Изата II потерпел поражение претендовавший на парфянский престол римский ставленник Мехердат.
  
  Брат Изата и его родственники, видя благочестие царя и всеобщую любовь к нему, решили отказаться от своей религии и принять Иудаизм.
  
  Этот поступок стал известен подданным, и тогда (54) влиятельные сановники послали Авии, царю арабскому, письмо, в котором обещали ему большие деньги, если он согласится начать поход против Изата, и заявили ему, что в первом же сражении покинут Изата, ибо желают наказать его за вероотступничество. В первой же стычке все заговорщики покинули Изата. Он отступил к своему лагерю и на следующий день вновь сразился с врагами, перебил множество их, а всех остальных обратил в бегство.
  
  Влиятельные адиабенцы отправили письмо парфянскому царю Вологезу с предложением умертвить Изата и дать им какого-нибудь другого правителя, хотя бы парфянина; они указали при этом на свою ненависть к Изату, который изменил их древней вере. Тогда Вологез послал Изату требование отказаться от предоставленных ему отцом его (Артабаном) преимуществ, угрожая в противном случае войной. Изат стал ожидать врага в уповании на помощь Бога. Посланный Вологеза рассказал ему, как велико могущество парфянского правителя, и, перечислив всех царей, находившихся у него в зависимости, пригрозил, что парфянский царь накажет Изата и его не спасет даже столь почитаемый им Господь Бог. Изат ответил, что Бог могущественнее всех в мире. Затем он пал ниц, посыпал главу пеплом, и стал с женами и детьми поститься. В ту же ночь, пока царь молился, Вологез получил известие, что скифские племена воспользовались его отсутствием и предают его страну разграблению. Вологез тотчас вернулся домой.
  
  Вскоре после этого, на 24 году правления (Иуд. Древн., XX, 2, ј3; по мнению Греца, Изат царствовал 30 лет; ср. примечание XXIII к "Ист." Греца), Изат умер 55 лет от роду, оставив после себя 24 сына и столько же дочерей. Преемником своим он назначил своего брата Монобаза. Останки Изата были похоронены под тремя пирамидами, воздвигнутыми Еленой вблизи Иерусалима.
  
  Адиабена участвовала и в II Иудейской войне при Траяне, в результате чего, её царь Мехарасп (Мегарасп; царствовал до 116), приемник Изата III (царствовал ок. 73, приемник Монобаза II), явился наиболее сильным противником Траяна в Месопотамии (115), когда он примкнул к Манну из Сингара, Траян вторгся в ;диабену, завоевал её и обратил в римскую провинцию, однако при Адриане, в 117, Рим отказался от владения Ассирией, Месопотамией и Арменией. Но летом 195 император Септимий Север опять поднял оружие против Месопотамии, а в 196 три дивизии римской армии напали на Адиабену.
  
  Иосиф Флавий ("Война", предисловие, ј 2) называет население Адиабены еврейским.
  
  К концу 2 в. н.э. Иудаизм, по-видимому, прочно укрепился в Адиабене.
  Некий аморай Яков из Адиабены упоминается в Баб. Батр., 26б; упоминается также и равв Зуга, или Зава, из Адиабены.
  
  
  ***
  
  3. Низибис (Нисибис) - город на северо-востоке Месопотамии, в древней провинции Мигдонии.
  
  Таргум псевдо-Ионатана и Таргум Иер. переводят библейский Akkad (Быт., 10, 10) Nezibin (Nesibis), но Таргум Ионатана переводит тем же именем город Canneh (Иезек., 27, 23); ср. Ber. r., XXXVII, 5.
  
  В Низибис, как и в Негардею, стекались суммы, пожертвованные на Иерусалимский Храм евреями, жившими вне "Палестины". Эти дары затем перевозились в "Палестину".
  
  Далеко за пределами Вавилонии была известна религиозная школа города Низибиса, во главе которой одно время стоял р. Иуда бен-Батира. Слава последнего была так велика, что слова Втор., 16, 20: "Правды, правды ищи", талмудисты толковали: "следуй указаниям школы р. Иуды бен-Батиры в Нисибисе" (Санг., 32б).
  
  В Нисибисе проживали представители знаменитой семьи Батиридов, давшей на протяжении 2-х с лишним столетий несколько выдающихся законоучителей.
  
  Во время нашествия римского императора Траяна месопотамские евреи оказали ему сильное сопротивление; упорнее других сражались жители Нисибиса, который был взят только после долгой осады. Полководец Траяна Lucius Qietus покрыл развалины Нисибиса и Эдессы трупами евреев.
  
  В 1170 Вениамин из Туделы нашел здесь 1000 евреев, а Петахия из Регенсбурга утверждает, что в 1175-1180 здесь существовала многолюдная община, имевшая три синагоги, из которых одна была связана с именем р. Иуды бен-Батиры, а две другие с именем Эзры. Петахия сообщает, что в одной из этих синагог хранился красный камень, принесенный, по преданию, из храма в Иерусалиме.
  
  
  ***
  
  4) Махуза.
  
  Махуза (Махоза) - вавилонский город на реке Тигре, южнее Ктесифона. Вблизи него находилась башня Коха, которая считалась частью города. Благодаря близости к царскому каналу, Nehar Malcha, город назывался также Machosa Malka (Maoga-Malcha).
  
  Mахоза существовал ещё в 3 в. и, по-видимому, был населен исключительно евреями: некий амора выразил удивление, что нет мезузы на вратах этого города (Иома, 11a).
  
  Большинство жителей являются потомками прозелитов (Кид., 73а); за склонность к роскоши их иногда называют "детьми ада" (P. Гаш., 17a); Талмуд также отмечает их "изнеженность" (Шаб., 109а) и влечение к напиткам (Таан., 26а). С другой стороны, жители Махозы отличались как развитой (Бер., 596) и торговый народ (Б. К., 119а).
  
  В Махозе была академия, основанная, по-видимому, около половины 3 в. р. Иосифом б.-Хама, преемником Раббы (Scherira у Neubauer'a). Академия особенно процветала при Равве, что содействовало падению академии Аббаи в Пумбедите, но по смерти Раввы академия в Махоза уступила пумбедитской.
  
  Махоза была разрушена в 363 римлянами в борьбе против персов при Юлиане Отступнике (Апостате). Однако она вскоре была отстроена и впоследствии сделался столицей маленькой еврейской провинции, управлявшейся "Реш-Голутой".
  
  Во главе независимого государства Махоза стоял экзиларх Мар-Зутра II, который смог отделиться от Персии благодаря тому, что в ней господствовали маздакиты (коммунисты), и персом стало не до Махузы.
  
  7 лет еврейская армия под предводительством Мар-Зутры отстаивала свою независимость, но при разгроме маздакитов в Персии, и она была разбита персидским царем Ковадом (520). Map-Зутра был публично казнен на мосту Махозы и страдания евреев возобновились.
  
  Около с середины 6 в. Хозрой Нуширван выстроил вблизи Махозы новый город по плану Антиохии, который был им назван "Antiocheia-Rumia", но арабы прозвали его "Al-Mahoza" (Gregorius Bar Hebraeus, Tarich al-Duwal, ed. Pokocke, арабский текст, 150). Здесь имелось значительное еврейское население, большая часть которого была перебита персидским генералом Мебодом в начале 7 в.
  
  
  ***
  
  Имелись и другие города в Вавилонии населённые евреями и имевшие крупные иешивы (академии) - Нехарде"а, Пумбедита, Сура и т.д. Однако они не были независимыми государствами.
  
  ***
  
  Ирак был родиной множества знаменитых евреев.
  
  Из писателей, работавших в жанре новеллы в Ираке, следует упомянуть Я"куба Билбула, Шалома Дарвиша, Шим"она Баласа, Эсперанс Кохен, также считавших себя антисионистами и иракскими националистами Меира Басри и Анвара Шаула - единственных еврейских писателей Ирака, не уехавших в Израиль.
  
  Из поэтов и писателей Ирака известны евреи Мурад Михаил, Эзра Хаддад, Аврахам Овадия, Салим Ша"ш, Сулейман ал-Катиба (Шалом Катав), Шмуэль Мор, Биньямин Ахарон Заккай, Давид Цемах и Сассон Сомех.
  
  Израильский военачальник Моше Леви был из семьи выходцев из Ирака. В рядах парашютно-десантных сил он участвовал в боях за перевал Митла во время Синайской кампании. В Шестидневную войну был заместителем командующего бригадой в Синае и на Голанских высотах. В 1968-70 - был командующим парашютно-десантной бригадой; в 1974-76 М. Леви - начальник оперативного отдела Генерального штаба; в 1976-77 - он - командующий бронетанковыми силами; а в 1977-82 - командующий Северным военным округом. В сентябре 1982 М. Леви был назначен заместителем начальника Генштаба. С апреля 1983 по апрель 1987 М. Леви был начальником Генштаба.
  
  Другим израильским бригадным генералом выходцем из Ирака был Ицхак Мордехай. Когда 12 апреля 1984 арабы захватили автобус, Мордехай казнил захваченных в плен при освобождении заложников террористов без суда и следствия, за что на него ополчилась вся левая и демократическая сволочь.
  
  Бен-Эли"эзер Биньямин (р. в 1936, Басра, Ирак) - израильский военный и политический деятель. В 1949 с семьей переехал в Израиль. В 1954 по окончании средней школы призван в Армию Обороны Израиля. После завершения срочной службы остался в армии. Во время Шестидневной войны командовал спецподразделением "Шакед". Окончил Высшую школу командиров и штабных офицеров Армии Обороны Израиля. В 1970-73 работал в израильской военной миссии в Сингапуре. Принимал участие в Войне Судного дня. В 1977 был назначен на должность старшего офицера Цахала в Ливане, занимался вопросами координации действий между Израилем и христианами, живущими на юге Ливана. В 1978-81 командовал силами Армии Обороны Израиля в Иудее и Самарии. В 1983-84 в звании бригадного генерала занимал пост главы израильской военной администрации на контролируемых территориях. В 1984 Бен-Эли"эзер демобилизовался из армии. Присоединился к израильскому политическому движению центристского направления Яхад, которое возглавлял Э. Вейцман, в 1984 по списку движения был избран в Кнесет 11-го созыва. Яхад вошёл в состав Израильской партии труда. Был членом парламентской комиссии по иностранным делам и обороне. В 1992-96 занимал пост министра строительства. В 1990-х Бен-Эли"эзер - один из руководителей Израильской партии труда, принадлежит к правому крылу партии. В июле 99 стал министром связи и заместителем премьер-министра в правительстве Э. Барака, в августе 2000 получил также портфель министра строительства. В марте 2001 занял пост министра обороны в правительстве национального единства во главе с А. Шароном. Летом 2001 Бен-Эли"эзер выдвинул свою кандидатуру на пост председателя Израильской партии труда. На выборах, состоявшихся 4 сент. 2001, проиграл с незначительным разрывом А. Бургу. Бен-Эли"эзер опротестовал итоги голосования в друзском секторе и в результате повторного голосования был избран председателем партии. В октябре 2002 Израильская партия труда вышла из состава правительственной коалиции, Бен-Эли"эзер сложил с себя полномочия министра обороны из-за разногласий с А. Шароном по поводу отношений с Палестинской автономией и борьбы с палестинским террором. В ноябре 2002 он вновь выставил свою кандидатуру на пост главы Израильской партии труда, но не был избран. Партию возглавил А. Мицна. После поражения Израильской партии труда на выборах в Кнесет 16 созыва 28 января 2003 обострились отношения между Бен-Эли"эзером и А. Мицной. Они обвиняли друг друга в ответственности за поражение на выборах и занимали разные позиции по поводу вхождения партии в новое правительство под руководством Шарона. А. Мицна был против присоединения к правительственной коалиции, Бен-Эли"эзер выступал за присоединение. Израильская партия труда осталась в оппозиции.
  
  Еврей Хезкией Сассун был министром финансов Ирака в разных сменявших друг друга кабинетах.
  
  Из Ирака родом и знаменитая семья Сассун, игравшая на Востоке роль Ротшильдов или Рокфеллеров. Россияне знают по рекламе шампуня витдал сассун. Давид Сассун основал в Бомбее фирму "Давид Сассун и К№" с отделениями в ряде городов Индии, Китая и Японии, торговавшую главным образом текстилем, но в значительной мере и опиумом. Кроме того, Давид создал сеть предприятий, банков, страховых обществ и построил в Бомбее причал, а также синагог. Впрочем рассказывать про эту замечательную семью можно до бесконечности - из неё вышли многие политические деятели, финансисты и даже литераторы.
  
  Перечислять еврейских учёных богословов, знаменитых раввинов живших на территории Ирака можно до бесконечности...
  
  ***
   Господь дал евреям землю от Нила до Евфрата. Духовный лидер иракских суннитов шейх Махмуд Халаф в пятничной проповеди, произнесенной в багдадской мечети, заявил: "Освобождение, о котором американцы говорили, заключается в освобождении Ирака от арабов-мусульман, чтобы в него могли войти евреи".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"