Зуев Ярослав Викторович : другие произведения.

Крылатая история

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Окружающий нас мир динамичен, интересен, многообразен. А времени всегда до обидного мало. Пусть время абстрактно, но, честное слово, так и есть. И обо всем не услышишь, и не увидишь вживую. Зато есть Интернет, и он открывает большие возможности для обмена тем, что представляется интересным. А в киевском музее авиации, в Жулянах по улице Медовой, интересно, это уж точно

  ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
  
  
  
  - Вау! - почти одновременно кричат мои крестники, и, мы, не сговариваясь, прибавляем шагу. Музей Авиации - под открытым небом, и здорово напоминает аэродром. По сути, это так и есть, только воздушные странники стоят более скученно. Это неудивительно: экспонатов много, и им больше не вырулить на ВПП. Ловлю себя на мысли, что термин "вечная стоянка" (по аналогии с "вечным приколом" кораблей) навевает грусть. Впрочем, грустить некогда. Охваченные нетерпением дети увлекают меня вперед. Минута - и мы на территории.
  
  Первый экспонат
  
  Он сразу привлекает внимание. Это похожий на большого мотылька аэроплан эпохи Первой мировой. Правда, вороной крупнокалиберный пулемет, смонтированный на внешней подвеске, свидетельствует в пользу того, что это не мирная пташка, но все равно самолет в целом смотрится несерьезно. Конструкция вообще кажется хлипкой, и я думаю о мужестве тех, кто пилотировал подобные машины. А еще вспоминаю наших знаменитых земляков, Петра Николаевича Нестерова и Игоря Ивановича Сикорского. Они стояли у самых истоков.
  
  Семейство "Яков"
  
  Следующий в ряду - истребитель из семейства "Яков". На фоне современных транспортных самолетов (о них чуточку позже) он тоже представляется карликом в хаки. Дети беззаботно проносятся мимо, и мне приходится их окликнуть. Чтобы восстановить справедливость. Потому что перед нами - истребитель Победы, машина, дравшаяся с фашистами в небе Сталинграда, Киева и Берлина и победившая фашистов. Легкая, маневренная, послушная, и вместе с тем грозная, она заслужила уважение и любовь фронтовиков. О ней же замечательные стихи Высоцкого:
  
  "Я "Як", истребитель,
  мотор мой звенит,
  небо моя обитель..."
  
  - Значит, это его внук? - спрашивает Карина, моя крестница. Она внимательно изучает табличку перед следующим самолетом, в третьем классе она бегло читает. Мы останавливаемся у Як-38, это современный самолет.
  - Можно сказать и так, - соглашаюсь я. Як-38 - истребитель с вертикальным взлетом, спроектированный специально для флотской авиации. Он базируется на крупных авианесущих крейсерах, это морская птица. Вроде альбатроса, только гораздо больше. В мире только два самолета такого типа: Як-38 и британский "Харриер", знакомый неискушенной части читателей по заключительным кадрам американского блокбастера "Правдивая ложь".
  
  МиГи
  
  - Страшный... - крестница переводит дух, и мне приходится согласиться. Мы останавливаемся у шеренги МиГов. Первым стоит 25-й, получивший в НАТО наименование "Фоксбет". Он сразу привлекает внимание. Он и на земле выглядит грозно, напоминая прикованный к ковру стилет. Трудно поверить, что самолету далеко за сорок, он кажется вполне современным и полным сил. 25-й - из отряда перехватчиков. Это хищная птица, порожденная отечественным ВПК в ответ на американскую программу стратегического бомбардировщика "Валькирия". И хотя Пентагон впоследствии заморозил проект, 25-й пошел в серию, приобрел известность и бурную историю. На его счету многочисленные, не превзойденные до сих пор мировые рекорды скорости, скороподъемности и высоты. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый скоростной боевой самолет. Он заслужил славу неуязвимого разведчика, участвуя в конфликтах на Ближнем Востоке, когда пилоты противника удостоверились, что могут сбить его разве что на взлете или при посадке. Он на протяжении тридцати лет защищал наше небо, и с его присутствием не могли ни считаться. Его же в 76-м году пилот Беленко угнал в Японию, чтобы потрясти американских специалистов убогостью советских микросхем и невероятной находчивостью русских инженеров.
  Оставив этого гиганта, этот символ Холодной войны купаться в мягких лучах сентябрьского солнца, идем дальше. У нас не очень-то много времени.
  После громадины 25-го его соседи, фронтовые истребители МиГ-21 и МиГ-23, не производят особого впечатления. А между тем это знаменитые на весь мир самолеты. Первый прославился во Вьетнаме, оспаривая небо у куда более мощных, напичканных электроникой американских "Фантомов". Анекдоты того времени, вроде: "...а теперь, сынку, подвинься...", как раз про МиГ-21. Можно, пожалуй, сказать, что он вроде автомата Калашникова в мире самолетов. Всего выпущено около одиннадцати тысяч таких машин.
  
  Истребитель МиГ-23 - один из первых самолетов с изменяемой геометрией крыла. Надежная, неприхотливая машина до сих пор кое-где в строю. Именно ей под занавес Перестройки случилось поразить весь мир. Я имею в виду случай, когда терпевший крушение истребитель МиГ-23 Северной группы войск был покинут летчиком и вместо того, чтобы рухнуть сразу, долетел до самой Бельгии...
  
  Обоим МиГам довелось сражаться в Афганистане, на последней локальной войне, которую вел Советский Союз. Они очутились там с самого начала, прикрывая военно-транспортные самолеты с солдатами 105-й воздушно-десантной дивизии.
  
  Последний в ряду - истребитель МиГ-29, долгое время державшийся в большом секрете. Задание на его проектирование было получено ОКБ Микояна еще в 72-м году, а опытный образец поднялся в воздух на исходе 77-го. Кабина самолета оснащена системой отображения информации на лобовом стекле фонаря, а еще самолет умеет предупреждать пилота о возможных угрозах или ошибках, сообщая женским голосом "сзади противник", или, например "опасный крен". Почему женским? Очевидно потому, что львиная доля мужчин привыкла к такому положению вещей. Любящие женщины - замечательные советчики. Ответив взаимностью, пилоты прозвали речевой индикатор "Наташей".
  
  МиГ-29 - исключительно мощный и хорошо вооруженный самолет, по оценкам многих специалистов, - едва ли не самый маневренный. А его демонстрация на авиасалоне Фарнборо в 88-м году произвела настоящий фурор.
  
  Винтокрылые работяги
  
  Пока я вспоминаю эту историю, дети несутся дальше и замирают у неуклюжей с виду машины, лично мне напоминающей прохлаждающегося в болоте бегемота.
  Это военно-транспортный вертолет Ми-6, снятый с производства еще в середине восьмидесятых. Нас особенно поражают размеры несущих лопастей, их размах - около сорока метров. Мощные двигатели позволяли машине перевозить около семидесяти десантников. Некогда она даже стала рекордсменом, перевалив трехсоткилометровый рубеж скорости с многотонным грузом на борту. Я видел такие вертолеты под Херсоном, на военном аэродроме. По-моему, они уже не летают.
  Следующим в экспозиции стоит тяжелый транспортный вертолет Ми-26, он гораздо больше и мощнее предшественника. "Летающий дом!" - восклицают дети. Так и есть, это настоящий гигант, выкрашенный в цвета ООН и снабженный соответствующей надписью на борту. Он самый большой серийный вертолет в мире, завсегдатай Книги рекордов Гиннесса. Чтобы посмотреть на кабину вертолета, нам приходится задирать головы. Трудно поверить, как эта конструкция весом в полсотни тонн взбирается на пять километров в высоту. Мы немного отдыхаем в его тени. Чтобы отправиться дальше.
  
  По сравнению с двумя предыдущими мастодонтами первенцы ОКБ Михаила Миля - все равно что модели на фоне оригиналов. Ми-1 выкрашен алой краской, и выглядит очень нарядно. Ми-2 - бело-голубой. Мы с удовольствием фотографируемся с ними, а затем шагаем на площадку, оккупированную боевыми вертолетами.
  
  Воздушные "солдаты"
  
  - Смотри, крестный, а этот похож на лодку! - моим спутникам не откажешь в наблюдательности. Они с интересом разглядывают клепаное днище - обводы действительно как у катера.
  - Так и есть, - соглашаюсь я, потому что перед нами охотник за подводными лодками, вертолет-амфибия. Ми-14 умеет садиться на воду и плавать, ловко маневрируя при помощи винтов. Кроме военной, у него еще и гражданская, очень благородная специальность. Этот вертолет оснащен спасательным оборудованием, чтобы приходить на помощь морякам терпящих бедствие кораблей. Прекрасное занятие, не так ли?
  Но мы не задерживаемся возле него надолго. Многое хочется посмотреть. Например, выкрашенный в защитные цвета Ми-8, транспортно-боевой вертолет, которому пришлось потрудиться в Афганистане. Нам разрешают подняться в машину и посидеть в кабине, чтобы представить себя настоящими армейскими пилотами. Мы так и делаем, воображая, как стрелки приборов тревожно вибрируют, гул двигателей уносят порывы ветра, а в амбразуре проплывают чужие горы. Мой племянник Олежка кажется растерянным, похоже, отказала пулеметная установка носовой турели. Нам приходится срочно десантироваться. Еще немного - и мы на земле.
  
  - Стрекоза! - кричат мои дети на выходе. Они уже заприметили очередную цель. Это вертолет огневой поддержки Ми-24, способный перебрасывать десантников, поддерживать пехоту огнем и бороться с вражескими танками. Он и сам бронирован, будто танк, и, говорят, невероятно живуч, потому что все системы жизнеобеспечения продублированы. В общем, его непросто подбить, и еще сложнее спутать с какой-то другой машиной. В НАТО он получил прозвище "Хинд", а у душманов - "шайтан-арба". А еще - угодил в Книгу рекордов Гиннесса как единственный вертолет, которому в воздушном бою удалось сбить вражеский истребитель.
  
  Моряки
  
  Мы продвигаемся по полю, и армейские винтокрылые машины передают эстафету геликоптерам ВМФ. Они разработаны ОКБ Николая Камова, специализирующемся на создании соосных боевых машин, то есть вертолетов с двумя несущими винтами, зато без рулевого винта. К слову, подобная компоновка - практически уникальная в мире. Вертолеты Ка-25, Ка-27 и Ка-29 предназначены для нужд флота. Это видно невооруженным взглядом. По самой конструкции четырехколесного шасси можно сразу идентифицировать морскую птицу, точно так же, как по походке бывает нетрудно распознать бывалого моряка. Шасси рассчитано специально, чтобы обеспечить мягкую посадку на раскачивающуюся палубу корабля. Лопасти этих машин тоже отличаются от лопастей сухопутных собратьев. Они складываются над хвостовой балкой, потому что в корабельных отсеках каждый метр свободного пространства - на вес золота.
  
  Если мы представим себя на тяжелом авианесущем крейсере вроде "Киева" или "Минска", то обнаружим на палубе около двух десятков таких машин, умеющих охотиться за подводными лодками, корректировать стрельбу ракетами большого радиуса действия, или поддерживать морскую пехоту огнем. Впрочем, вертолеты семейства "Ка" не чураются и гражданской работы. Им по силам проводить караваны судов на Крайнем Севере, или производить горноспасательные работы. В общем, это универсалы.
  
  В дальнем конце поля мы обнаруживаем машины, которые только предстоит собрать. Очевидно, они доставлены сюда по частям. Наше внимание привлекает остов большущего бомбардировщика. Это Ту-16, представитель авиации дальнего действия, теперь напоминающий жертву авиакатастрофы. Хорошо, что в ней никто не погиб.
  
  Продолжая осмотр экспозиции, мы останавливаемся у пары однотипных, огромных машин. В их облике ни тени миролюбия, это явные агрессоры. Речь о стратегических сверхзвуковых бомбардировщиках Ту-22М, способных доставить по двадцать четыре тонны бомб любых типов на расстояние 2500 километров всего за час с небольшим. То есть слетать поутру до Берлина и обратно, чтобы вернуться на чашечку кофе ко второму завтраку. М-да, серьезная машина...
  
  Грузовики и лайнеры
  
  У Ил-76 - колеса тяжелого грузовика. Это, по большому счету и есть грузовик, только грузовик воздушный. Дети карабкаются на шины шасси и соскальзывают, все равно что с горки. Протекторы выглядят изношенными, сразу видно, хорошо походили. Грузовые люки в хвосте закрыты, но и без того ясно: в них без проблем войдет автобус.
  
  Военно-транспортным "Илам" пришлось на совесть потрудиться в ДРА. Кто знает, может, это о бетонку аэродрома в Баграме так истерлись его колеса.
  
  Пассажирский лайнер Ту-104 - обладатель "золота" авиасалона "Брюссель-58", гражданский аналог бомбардировщика Ту-16, повоевавшего на Ближнем Востоке в составе египетских ВВС. Этот, с позволения сказать, конверсионный продукт, прозванный в НАТО верблюдом, честный труженик и былая гордость Аэрофлота. А также летающий тренажерный зал для подготовки первого поколения космонавтов.
  
  Ту-134 - небесный долгожитель. Он поднялся в воздух сорок один год назад и летает до сих пор, обслуживая ближние трассы.
  
  Ту-154 и Ил-62 - самолеты почти одинаковой пассажировместимости, из их высоко поднятых кабин открывается чудесный вид. По трапу поднимаемся в салон. Большое впечатление производит кабина, перенасыщенная циферблатами, тумблерами и рычагами. Мне не разобраться в них и за десять лет. Ну что ж, технический прогресс означает высокий уровень специализации, самолет не телега, чтобы взять да и поехать.
  
  Опять вояки...
  
  Покинув гостеприимный салон, мы снова оказываемся у боевых аппаратов. Перед нами штурмовики из семейства самолетов конструкторского бюро имени Сухого. Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 - яркий пример того, что какими бы способами ни решалась задача, правильные ответы оказываются тождественными, или, по крайней мере, лежат в одной плоскости. Потому и наш штурмовик как брат-близнец похож на американский истребитель-бомбардировщик F-111. Это неудивительно. Они сконструированы для одних задач: проникновения на бреющем через системы ПВО на вражескую территорию и нанесения ударов по наземным объектам. В том числе и ядерных.
  
  Су-25 - крылатый броневик. Это становится очевидным, если подступить вплотную, чтобы погладить шершавый борт. Сразу чувствуется: под ладонью броня. И ее не возьмешь обыкновенной пулей. Кстати сказать, в Афганистане потери этих машин были на порядок ниже, чем всех прочих. А они делали самую тяжелую работу, следовательно, и стреляли в них немало.
  
  Мы покидаем музей
  
  Мы нехотя покидаем музей. Дело к вечеру, ничего не попишешь. Лишь за воротами мои крестники вспоминают, что, оказывается, буквально умирают от жажды. Мы немедленно отправляемся разыскивать подходящий источник воды, о которой они в музее оказывается, совершенно позабыли. Мне остается заметить, что такая вот выборочная детская амнезия - наилучшая похвала авиационному музею.
   14.09.2005
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"