Зуев Ярослав Викторович : другие произведения.

Кто Предупрежден, Тот Вооружен

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько эффективных и недорогих (что немаловажно) способов борьбы со зноем. Кто его знает, какой будет погода в сентябре, но на следующий год точно пригодится...

  КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН, ТОТ ВООРУЖЕН
  
  В истекшие несколько дней температура так резко упала, что на улицах ощутимо запахло октябрем, причем, скорее второй половиной месяца. Еще вчера изнывавшие от жары, сегодня мы кутаемся в свитера и втягиваем головы в плечи, сутулясь под занудным, чисто осенним дождем. Между тем, синоптики снова обещают потепление, на нас надвигается очередной атмосферный фронт, а с ним - зной пустынных барханов Аравийского полуострова. Кто бы спорил, сотрудники Гидрометцентра на протяжении сезона столько раз попадали пальцем в небо, наблюдение за которым - их прямая обязанность, что исчерпали наше доверие до дна. И, тем не менее, не стоит забывать старой римской поговорки: praemonitus praemunitus - кто предупрежден, тот вооружен. Сыны Вечного города знали толк в подобных вещах, иначе их империя не продержалась бы столь долго, а ее столица - не заслужила бы упомянутый выше гордый эпитет. Так вот, чтобы зной не застал нас врасплох, как это случилось в июле, предлагаем читателям несколько вполне эффективных и, одновременно, недорогих методов противостоять упрямо карабкающемуся вверх столбику ртутного термометра.
  
  Кондиционер из разряда "дешево и сердито"
  
  В советскую пору любили повторять: автомобиль не роскошь, а средство передвижения. В ту эпоху фраза не соответствовала действительности, как и многие прочие слоганы, изобретавшиеся идеологическим отделом ЦК. Машин было мало, ими владели редкие счастливчики, достаточно вспомнить Рязановский бестселлер "Берегись автомобиля", чтобы убедиться, так и есть. Ныне личным авто никого не удивишь, однако далеко не все они оборудованы кондиционерами. На дорогах полно иномарок старушек, а также их сверстниц, рожденных в СССР. Вот о них как раз и речь. Не дать салону превратиться в парилку, а то и жарочный шкаф, помогут три-четыре пластиковые бутылки со льдом, охлажденные загодя в морозильнике. Уложенные под капот в нишу у кромки лобового стекла (в ней расположены электроприводы дворников, туда же выведены патрубки системы вентиляции, что гораздо важнее), эти импровизированные источники холода способны обеспечить в кабине вполне пригодную для жизни температуру на протяжении нескольких часов, даже если за бортом +40 по Цельсию. Если в пункте назначения, скажем, в офисе, куда вы держите путь, в свою очередь есть в наличии морозильник, полезно держать там запасные бутылки, они обеспечат комфорт по дороге домой. Помните, как герои "северных рассказов" Джека Лондона, продвигаясь на лыжах вдоль скованного лютой стужей Юкона, оставляли на каждой стоянке запасы провианта, памятуя об обратном пути? Кто его знает, вдруг впереди не попадется ни одного лося...
  
  Тихая прохлада
  
  К сведению изнывающих от пекла в квартирах, а таковых по-прежнему подавляющее большинство, принимая в учет экономический кризис, кусачие цены на сплит-системы и очереди за ними, пробуждающие воспоминания об ажиотаже вокруг советских гастрономов, когда на прилавки выбрасывали колбасу. Друзья, есть способы облегчить нашу участь. Однако, сначала, всего два слова о характерных ошибках.
  Нецелесообразной представляется борьба со зноем в квартире и даже отдельной комнате по так называемому "израильскому методу", им пользовались репатрианты в те далекие времена, когда еще не изобрели кондиционеры. Метод состоит в развешивании повсюду мокрых простыней, овеваемых потоком воздуха от бытового вентилятора. Напомним, воздух в Земле Обетованной сухой как порох, его не грех и увлажнить. В условиях же нашего умеренного климата, когда относительная влажность как заведенная стремится к единице, мокрыми простынями вы рискуете превратить окружающее вас пространство в ад.
  Негодной выглядит также идея снижения температуры воздуха в квартире посредством открытой нараспашку дверцы холодильника, куда вдобавок установлен вентилятор вместо кастрюль с рассольником и борщом. Во-первых, возникнет немалый риск угробить бытовой прибор, конструктивно не приспособленный к подобной нагрузке. А новый холодильник стоит дорого. Во-вторых, согласно закону сохранения энергии, агрегат холодильника, нагревшись до состояния, при котором на нем будет не проблема пожарить яичницу, компенсирует те несколько отвоеванных у зноя градусов, которых вы добьетесь, распахнув дверь. В общем, в учебниках физики не для красного словца записано: энергия не может возникнуть из ничего и исчезнуть в никуда, она способна только переходить из одной формы в другую. Конечно, если вытащить холодильник в проем двери, ведущей на балкон...
  Сомнения вызывает и идея охлаждения квартиры посредством обыкновенного бытового вентилятора, обдувающего контур с водопроводной водой. Подводные камни тут такие. Опыт предыдущих знойных дней самым убедительным (то есть на практике) образом показал: температура водоемов достигла отметки в 30-ть градусов по Цельсию. Температура водопроводной воды, добываемой оттуда же, из водоемов, ни в чем не уступала ей, позволяя преспокойно принимать душ даже тем из наших сограждан, кто с содроганием наблюдают по телевизору за январскими забавами "моржей". Охладить подобной водой раскаленную квартиру - пустая трата времени и сил. И давайте не будем забывать о ЖЭКах. Цены на коммунальные услуги растут, как грибы, даже если ваша квартира не оборудована персональными счетчиками, коммунальщики отразят бестолку переведенные литры в общем счете. Словом, так или иначе, придется платить. Другое дело, если вы проживаете в сельской местности, и у вас под рукой - глубокий колодец или артезианская скважина. В таком случае обыкновенный погружной насос обеспечит вас по-настоящему студеной водицей, способной послужить неплохим хладагентом. Закачав колодезную воду в добытый на ближайшей разборке автомобильный радиатор, снабженный к тому же штатным вентилятором (питается от источника постоянного тока 12 В), можно добиться вполне преемлимых результатов.
  Пару практических советов относительно данного метода борьбы с жарой. Принимая в учет, что сливаться вода из контура охлаждения будет обратно в колодец (или на грядки с помидорами, по вашему усмотрению), перед началом работы радиатор надлежит хорошенько промыть. Установленный на автомобиле, он заправляется тосолом или антифризом, составляющими компонентами которых служат неорганические соли, гликоли и технические спирты. Это, конечно, не яды вроде знаменитого цианистого калия, принятого в 1945-м году Гитлером, тем не менее, употреблять их внутрь не рекомендуется. Надлежит также помнить: шланги с колодезной водой от погружного насоса рекомендуется подключить к нижнему патрубку автомобильного радиатора, верхний же использовать для слива "обратки". Такого рода прием исключит образование в трубках радиатора воздушных пробок, что, безусловно, улучшит теплообмен. Кроме того, штатный вентилятор радиатора потребуется отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости (сам датчик, ввинченный в корпус радиатора, трогать не стоит). Чтобы привести в действие электронасос, подойдет, например, старый аккумулятор, подключенный к зарядному устройству. Обратите внимание еще и на такой аспект. Электровентилятор конструктивно приспособлен протягивать забортный воздух через решетку радиатора автомобиля и собственно трубки радиатора. Изменение полярности (для этого необходимо поменять местами подключенные к его обмотке провода, черный пустить на клемму "+" аккумулятора, красный прикрепить к клемме "-", то есть, к "массе"), в силу особенностей заводского исполнения лопастей, обернется потерей производительности аппарата. Таким образом, устройство в сборе будет работать эффективно, имея радиатор с холодной водой "за спиной", как показано на рисунке 2.
  Желающим не заморачиваться с автомобильным радиатором (в хозяйстве он может и не найтись, приобретать же, даже бывший в употреблении - трата денег, которые вполне сгодятся, чтобы, скажем, побаловать детишек конфетами) можно предложить несколько иной вариант с использованием медной трубки, она продается в хозяйственных магазинах. Трубку надлежит свернуть в спираль (как показано на рисунке 3, гнется она вручную почти так же легко, как пластилин), а затем прикрепить полученную конструкцию к защитному кожуху вашего домашнего вентилятора. Диаметр медной трубки (именно медной, поскольку этот металл обладает высокой теплопроводностью) подбирайте, исходя из диаметра подсоединенного к погружному насосу шланга, это позволит избежать возни с изготовлением переходников, для стыковки отрезков трассы лучше всего подойдут металлические хомуты (магазин сантехники или автозапчастей). Прикрепить же спираль к кожуху рекомендуется специальными пластиковыми хомутиками, в магазинах запчастей их превеликое множество на любой цвет и вкус, а стоимость у них - копеечная. Однако можно обойтись и без них, пустив в ход любой подручный материал, скотч, бечеву, тонкую проволоку.
  Если под вашим частным домом отрыт подвал или погреб, и в нем достаточно прохладно, у вас имеются недурственные шансы не только пережить гипотетическую ядерную войну, торнадо и другие подобные катаклизмы, но и аномальную для наших широт жару. Чтобы расширить таким образом сферу применения подвала, превратив это бесценное хранилище копченостей, соленостей и прочих деликатесов во вполне работоспособный бесплатный кондиционер, достаточно подсоединиться к выведенным оттуда вентиляционным трубам (обыкновенно, они асбестовые) при помощи гофрированного рукава требуемой длины. Проведите рукав в жилую комнату, при желании снабдив встроенным в канал вытяжным вентилятором малой мощности, и помещение, если и не превратится в оазис, то станет куда комфортабельнее, чем прежде, это точно.
  Полезный совет. Нет никакой нужды тратиться на вытяжной вентилятор, если в распоряжении - старый кулер от персонального компьютера. Запитать его предлагается от зарядного устройства мобильного телефона, в каждом доме таких приборов со временем накапливается предостаточно. Старые "зарядки" - из разряда тех предметов, которые редко удается использовать, а выбросить - не поднимается рука.
  
  Коробка-холодильник - два в одном
  
  Расхожей задачкой на сообразительность, которой физики-экзаменаторы любят терзать абитуриентов на закуску, служит вопрос: какой из кусков льда растает быстрее при комнатной температуре: собственно лед либо лед, завернутый в теплую шубу? Давшим правильный ответ на этот вопрос не составит труда воплотить в жизнь навязший в зубах рекламный слоган, содержащий словосочетание "два в одном". Для этого потребуется всего ничего: прочная картонная коробка, лист пенофола (либо, другого аналогичного теплоизоляционного материала с показателями, в разы превосходящими теплоизоляционные качества "классических утеплителей", минеральной ваты, пенополистирола и прочих), строительный герметик и рулон фольгированного скотча. На рынке представлены листы пенофола разных типоразмеров. Для сооружения мобильного холодильника вполне достаточным представляется приобрести материал толщиной в 10-ть миллиметров, ширина рулона 1200-ти миллиметров. Длины в 5-ть метров должно хватить с головой, оставшееся, не печальтесь, рано или поздно пригодится. Теплоизоляция есть не просит.
  Итак. Взяв картонный упаковочный бокс от системного блока персонального компьютера и, вооружившись ножницами, устилаем его дно и стены нарезанными по размеру кусками пенофола, как показано на рисунке 4. Не забываем предварительно нанести на картон тонкий слой герметика или клея. Стыки укрепляем полосами фольгированного скотча. Получаем в результате незамысловатых трудов вполне приличный и более чем вместительный термобокс, по сути, не уступающий заводским собратьям, переносным холодильникам, цены на которые колеблются от 40-ка условных, и выше.
  Примечание. При желании получившуюся конструкцию, для придания прочности и эстетичного вида, можно усилить, обложив по бокам и снизу пластиковой вагонкой любого цвета, но последнее - уже от лукавого. На работоспособность наличие вагонки не повлияет...
  Последний штрих. Загружаем внутрь бокса уже знакомые пластиковые бутылки со льдом, за ними - снедь, и смело отправляемся на пикник. Минералка, замороженные стейки, сосиски и прочие скоропортящиеся продукты, а также продукты, которые надлежит употреблять холодными, на протяжении 2-х суток сохранят температуру мамонтов из вечной мерзлоты. Это проверено опытным путем.
  Тот же прибор, при помощи нескольких нехитрых приемов, преобразуется в домашний кондиционер. Для этого нам потребуется все тот же кулер от компьютера и блок питания к нему на 12-ть вольт, а также острый нож, чтобы проделать в корпусе морозильника круглое отверстие. Такой аппарат, включенный на ночь, конечно, не превратит вашу спальню в Антарктиду, но и жаровни в ней тоже не случится.
  
  Загадочная труба французского изобретателя
  
  Раз уж мы проживаем в 21-м веке, то как не прибегнуть к технологиям, еще сравнительно недавно носившим гордое имя Технологий 21-го столетия? О чем тут, спрашивается, речь? А речь о так называемом вихревом генераторе, стальной трубе с заточенным внутри рукотворным торнадо. Помните джина Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба, выпущенного из бутылки сметливым пионером Волькой Костыльковым в сказке Лазаря Лагина "Старик Хотта́быч"? Ну, так вот, здесь - нечто подобное. Поэтому сразу оговорюсь. По части эффективности и, соответственно, будущего вихревых генераторов учеными сломано столько копий, что из обломков легко соорудить частокол. Сторонники генераторов убеждены - со временем они вытеснят неэкономичные газовые колонки, питающиеся углем и дровами котлы Булерьяна и прочие аналогичные устройства, а свое детище по революционности сравнивают с холодным термоядерным синтезом. Противники, а среди последних маститые ученые мужи с безукоризненной репутацией, утомились развенчивать "вихрегенераторный миф", а на оппонентов - развешивать ярлыки, обвиняя в пропаганде лженаучных измышлений, откровенном шарлатанстве и прочих, не самых симпатичных поступках. Отчего сложилось именно такая картина? Что за муха укусила ученых мужей? Ответ такой: подобное положение складывалось, можно сказать, исторически, на протяжении десятилетий. У открытия, сделанного почти 80-т лет назад французским инженером Жоржем Жозефом Ранком (1898 - 1973) оказалась непростая судьба. Это случилось еще в 1930-х годах, когда Ранк, трудившийся инженером на металлургическом комбинате и, по роду деятельности, занимавшийся проблемами очистки газа от пылевых фракций, обратил внимание на одну удивительную деталь. Выяснилось, газ, подаваемый под большим давлением в циклон, то есть, иными словами, в промышленный воздухоочиститель, улавливающий частицы пыли благодаря действию центробежной силы и силы гравитации, не просто разделялся на два разнонаправленных (реверсивных) потока. В определенных условиях эти потоки еще и имели различную температуру, причем разница была весьма существенной. Фракция, двигавшаяся у стенок трубы, была раскалена, поток по ее центру, напротив, дышал чисто арктическим холодом. Инженер подал заявку на изобретение, французское научное сообщество, как и следовало ожидать, встретило его "вихревую трубу" в штыки. Заседавших там академиков можно понять, ведь полученные опытным путем результаты противоречили общепринятым научным представлениям, согласно которым более теплым слоям газа, по причине их меньшей плотности, полагалось бы, под воздействием центробежных сил, находиться в центре трубы. Ну а холодные были прямо-таки обязаны сосредотачиваться на периферии. У Ранка же вышло - с точностью до наоборот. К слову, парадокс не дался науке до сих пор. Сегодня одни исследователи объясняют его нагревом при трении газа о стенки. Другие видят ответ в высокой скорости периферийного потока, третьи твердят об уплотнении газа на периферии и, соответственно, расширении в центральной части трубы. В общем, Ранк, что называется, загадал загадку. Кстати, орешек, оказавшийся не по зубам даже современной науке, вошел в историю под именем первооткрывателя. А заодно - стал яблоком непрерывных раздоров. Последнее тоже - предельно ясно. Энтузиастов, мечтавших применить "эффект Ранка" на практике, всегда хватало. Для обогрева помещений, например. Или, напротив, для охлаждения, смотря какую фракцию, горячую или холодную, предполагалось использовать. А, как только такого рода устройства собрали и запустили, их создатели заговорили о КПД в 120, 150 и даже 200 процентов! Понятно, что подобные заявления вызвали шок. КПД, превышающий "единицу" - невозможен "a priori", это из области научной фантастики, поскольку никто пока не отменил один из фундаментальных законов природы - закон сохранения энергии. Его получили эмпирически путем, методом проб и ошибок, не сдавались конструкторы и строители вихрегенераторов. Значит, скоро отменят. В общем, они тоже не полезли за словом в карман, апелируя то к постулатам Общей теории относительности Альберта Эйнштейна, по которой пространство и время деформируются под воздействием сил гравитации, то к ее приложению, созданному Энли Картаном. Выдающимся математиком, первым заговорившим о торсионных полях - некоей бесконечной системе невидимых космических вихрей торсионного типа, которые и порождают мало изученное наукой явление, по привычке именуемое нами гравитацией. Кто бы сомневался, что после обнародования столь спорного источника прироста КПД ортодоксальная наука подвергнет апологетов сверхпроизводительных вихрегенераторов анафеме, объявит еретиками и даже ересиархами. Соответственно, приборы, использующие эффект Жоржа Ранка, не найдут широкого применения в промышленности, став уделом тех, кого у нас обыкновенно зовут Кулибиными. Впрочем, в этом слове нет ничего оскорбительного. Сам Эйнштейн в свое время говорил, что обязан своими грандиозными открытиями исключительно простому детскому любопытству. "Самое прекрасное, что выпадает на нашу долю, - записал однажды великий физик, - это таинственное. Именно тайна лежит в основе того чувства, из которого вырастают искусство и наука. Тот, кому неведомо удивление, кто не умеет поражаться, тот, можно сказать, мертв, и глаза его потухли".
  Итак, почему бы и нет? Устройство противоточной вихревой трубы Ранка в разрезе упрощенно показано на рисунке 5. Она действительно представляет собой гладкостенную цилиндрическую трубу, на одном конце которой находится кольцевая щель для выхода горячего газа, а на другом - диафрагма, через которую ее покидает холодный газ. Подача газа в трубу осуществляется через завихритель улиточного типа, диаметр двух его сопел - по 25-ть мм каждое. Оптимальная длина трубы составляет 520-ть мм, ее калибр - 94-е мм, диаметр отверстия для выхода холодного воздуха - 35-ть мм. В принципе, материал, из которого изготовлена труба, влияет на ее свойства, как заряд автомобильного аккумулятора на уровень масла в двигателе. При этом, не следует упускать из виду, расчетная скорость воздушного потока составляет примерно 0.4 М, следовательно, устройство должно обладать высокой прочностью. Словом, из картона трубу Ранка не слепишь. Кроме того, изготавливая трубу, надлежит продумать серьезные меры по части ее теплоизоляции и звукоизоляции, принимая в учет перепад температур и высокий уровень шума, обусловленного мощными турбулентностями при больших скоростях. Да и о бытовом вентиляторе в роли источника самого потока можно по понятным причинам смело забыть. В общем, изготовить этот агрегат не так-то просто, да и результаты могут оказаться небесспорными. С другой стороны, вряд ли человек, предпочитающий "блюдечко с голубой каемочкой", заинтересуется рубрикой "сделай сам". Она предназначена для тех, кто любит и способен творчески мыслить, кто предпочитает идти нетореным путем, вопреки "блинам комом" и неизбежным ошибкам, о которых, кстати, писали еще римляне, с известного изречения которых начался наш рассказ. "Errare humanum est", или человеку свойственно ошибаться, любили повторять они. Однако именно это качество делает нас людьми.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"