Зуев Ярослав Викторович : другие произведения.

Русь-Украина против Орды-России ч4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  РУСЬ-УКРАИНА ПРОТИВ РОССИИ-ОРДЫ
  ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА ЗА НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ
  Посвящается доблестным защитникам Украины
  ЧАСТЬ 4.
  ОТ РЮРИКА ДО УДИВИТЕЛЬНОЙ ЛЕСТВИЧНОЙ СИСТЕМЫ
  КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ - ПОСЛЕДНИЙ ВАРЯГ, ПЕРВЫЙ 3АПОРОЖЕЦ
   Как я уже сказал, они, то есть, Рюриковичи, были пришельцами в Руси. Как в наших краях, на юге, у полян, так и на севере, у ильменских словен. Я вам даже больше того скажу, они были таковыми и для угро-финнов, всяческих меря, мокшан и прочих андрофагов. Поэтому, развивая изложенную выше шальную мысль о возможных территориальных претензиях Французской республики к Соединенному королевству, по аналогии с бредовыми хотелками Путина в отношении Украины, базирующимися на его извращенных представлениях об истории, хочу внести коррективы. Поскольку Вильгельм Завоеватель был нормандцем, претензии на английскую территорию, по идее, следовало бы заявить не французам, а норвежцам. А на нашу, украинскую, шведам. Принимая в учет гипотетическую национальность Рюрика. У наших футболистов, кстати, и форма похожая, желтенькая. Ладно, наверное, я неудачно пошутил.
   Свергнув Аскольда и Дира, Олег уже в следующем, 883 году подчинил своей власти древлян, а за ними северян, проживавших в пределах современных Житомирской и Черниговской областей Украины. До этого те вроде как платили дань хазарам. Олег, если верить летописям, им это запретил, но, вот странность, древляне и северяне, вместо благодарности, долго и с оружием в руках оспаривали свое право "засылать долю" окаянному каганату. В 885-м году под властью варягов оказались радимичи (современная Беларусь), эти сдались без боя. Затем под удар попали уличи (современные Николаевская и Херсонская области Украины) и тиверцы (Одесская и Винницкая области Украины и современная Молдова). Они оказали норманнам отчаянное сопротивление.
   Укрепившись на занятых территориях, Олег-Хельгу переключил свое внимание на юг, в направлении Византии. И предпринял против империи несколько военных походов, в 907 и 911 годах, которые летописи описывают как победоносные, (слышали, наверное, сказку-утку про щит, прибитый Олегом к воротам Царьграда), но вызывают большие сомнения у историков. По крайней мере, первый из них, том смысле, был ли он вообще, или является летописным перепевом вполне успешной экспедиции киевского князя Аскольда. По итогам второго похода был заключен мирный договор, предусматривавший всяческие преференции, касаемо международной торговли и всего такого прочего. Но без гвоздей и щита. Последнее - чистый вымысел, вроде 23-го февраля и других аналогичных мокшанских праздников.
   Дальнейшие сведения о жизни и деятельности первого норманнского правителя Руси - скудны и противоречивы. По одной из версий, озвученной Новгородскими летописями, которым я бы лично не верил, Олег, передав бразды правления племяннику - Игорю, уехал на север, в Старую Ладогу. По другой, договорившись с византийцами, напал на крымские владения хазар, но был разбит хазарским военачальником Песахом и погиб при не выясненных до конца обстоятельствах. Так или иначе, княжеский престол около 912 года перешел к Игорю Рюриковичу. Который продолжил завоевательную политику дяди, воюя с переменным успехом, то против Византии, то против хазар, то с сарацинами в Закавказье. Пока его не убили древляне, когда он отправился собирать с них дань. Поскольку ее размер был завышен более чем вдвое, древляне категорически отказались платить. А когда Игорь не внял, собрали вече, по древней скифско-антской традиции, и приняли решение его ликвидировать. И ликвидировали с помощью двух берез. Это печальное для Игоря событие случилось в 945 году в окрестностях города Искоростень (ныне - город Коростень Житомирской области). После гибели князя реальную власть, при малолетнем наследнике Святославе, перешла в руки его вдовы - чрезвычайно властной и деятельной княгини Ольги, которая стала первой женщиной - правителем Руси. Широко известно, как Ольга четырежды отомстила древлянам за гибель мужа, оставив от их городов одни дымящиеся головешки. Известно также, что в ходе визита в Константинополь, для переговоров с императором Константином Багрянородным в 957 году, она приняла христианство византийского обряда. Меньше известно, что спустя всего несколько лет, по приглашению Ольги, Киев посетил католический епископ Адальберт, будущий архиепископ Магдебурга, во главе делегации священников. В связи с охлаждением отношений Руси и Византийской империи, резонно предположить, княгиня Ольга всерьез подумывала об альтернативе греческому православию. К приезду миссионеров в центре Киева был построен католический храм. Вся история Руси могла сложиться иначе. Она могла остаться Руськой, я хочу сказать. Считается, миссия провалилась стараниями юного князя Святослава, который христиан не переваривал на дух. И православных, и католиков. И, подозреваю, ариан. В остальном, если не учитывать этого провала, княгиня Ольга проявила себя на ниве строительства руськой государственности ничуть не хуже нашего старого знакомого, нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. То есть, провела административную реформу, упорядочила систему сбора налогов (на которой, кстати, свернул себе шею ее незадачливый супруг). При ней началось строительство каменных зданий, и так далее. Вот такая, в общем, картина.
  
  Ил.11.Святослав, католический епископ княгини Ольги Адальберт и ее внуки, католики Ярополк и Олег, и язычник Владимир
   Еще при жизни матери на престол взошел ее не менее деятельный сын - князь Святослав. Это случилось около 960 года. Первый потомок викинга Рюрика, получивший славянское имя. В остальном, он продолжил завоевательную политику, мало отличавшуюся от той, что вели его отец и дед. Подчинил вятичей в 964 году, а затем, спустя несколько лет, вдребезги разгромил Хазарский каганат, взяв штурмом все его города один за другим. Саркел, Семендер и Итиль пали к его ногам. Это было логичное, но далеко не самое разумное решение. С падением некогда могущественного Хазарского каганата открылся путь, через который в Северное Причерноморье из Приаралья хлынули новые тюркоязычные кочевники - печенеги. Которым предстояло наделать русам немало бед. И от руки которых было суждено пасть самому Святославу. Правда, не сразу, а после двух завоевательных экспедиций против Болгарского царства и Византийской империи, в ходе которых Святославу почти удалось перенести столицу Руси в город Переяславец на Дунае. Некоторые историки отождествляют Переяславец Святослава с городом Киевец, который, как вы помните, построил легендарный Кий. Но не вышло. После ожесточенных боев у Доростола (современный город Силистра в Болгарии), Святослав вынужден был заключить перемирие. Отправился домой, в Киев, и попал в устроенную печенегами засаду у Днепровских порогов, примерно там, где сегодня стоит Днепрогэс. Кто бы сомневался, кочевники караулили его по наущению коварных византийцев. Князь Святослав погиб в неравном бою. Печенежский каган отсек павшему руському военачальнику голову, чтобы сделать из нее кубок для вина. Интересная деталь. Известный советский историк профессор Мавродин называл Святослава - последним варягом и первым запорожцем. Не стану спорить, прямо в точку. Вот реконструкция облика этого "первого запорожца", сделанная еще в XIX столетии на основании византийских источников российским историком Федором Солнцевым, профессором Императорской Академии художеств. Как вам, на кого похож?
   Кстати, о вышиванках. Вообще говоря, подобная одежда описана Геродотом как традиционная у скифов. Так вот откуда они появились. Ладно, поехали далее.
   После гибели Святослава на Киевском престоле оказался его старший сын Ярополк. Тут еще один любопытный момент. Поскольку его мать умерла рано, а отец непрестанно был в походах, Ярополка растила бабушка - княгиня Ольга, с именем которой связывают визит католической миссии епископа Адальберта, доверенного лица правителя Священной Римской империи Оттона Великого. Так вот. Став во главе государства, Ярополк, первым делом, установил дипломатические отношения с его сыном - императором Оттоном II. Причем, в 973 году послы Руси приняли участие в пасхальной встрече императора и германского истеблишмента, что дает основания предполагать: к тому времени Ярополк и его люди - были католиками. Более того, состоялась помолвка Ярополка с Кунигундой, дочерью герцога Конрада I. Чуть позже Ярополк принял послов Римского Папы. Вот, наверное, и все, что он успел, прежде чем погибнуть на Роси от руки своего младшего сводного брата Владимира Святославича. Это случилось в 978 году.
   Историкам неизвестно, кем была мать старшего сына Святослава Игоревича - Ярополка. Зато не секрет: мама его младшего сына - Владимира Святославича - была славянской наложницей по имени Малуша. Предположительно, она приходилась дочерью древлянскому князю Малу, от руки которого пал отец Святослава - Игорь. После разгрома, учиненного древлянам мстительной княгиней Ольгой, Малушу увезли в Киев в качестве заложницы. Потом Святослав и Малуша подросли и полюбили друг друга. В итоге - мы получили князя Владимира - крестителя Руси. По маме, он был наполовину наш - с Житомирщины. Или с Черниговщины - по альтернативной версии. Но точно, не из Мацквы. Узнав об этой любовной связи, разгневанная Ольга выслала Малушу на Волынь. Где у нее и родился сынок Владимир, ставший, пожалуй, одним из самых хоризматичных правителей Киевской Руси. Основавший, кстати, в тех краях, современный украинский город Владимир-Волынский. Он его назвал в свою честь.
   Я вовсе не намереваюсь здесь пересказывать вам историю Руси, вы наверняка отлично знаете ее и без меня. Да и не ставили мы с вами такую задачу в принципе. Хотел бы только обратить ваше внимание на некоторые примечательные детали. Обычай рассаживать сыновей по старшинству и в соответствии со значимостью владений, появился аккурат при князе Святославе, который, оставив наследника престола - Ярополка - в столице, то есть - Киеве, отправил его младшего законнорождённого брата Олега - в Овруч, к древлянам (Житомирская область), а бастарда Владимира - на север, в далекий Новгород. Это правило еще долго потом применялось Рюриковичами. Делаю на нем акцент лишь затем, чтобы показать, как современная российско-фашистская историография беззастенчиво извращает факты. Даже там, где, казалось бы, решительно нечего извращать. В данном конкретном случае, все киевские князья, начиная с самого Святослава, который вероятно, вообще никогда не был в Новгороде, называются, по хронологии, сначала -князьями новгородскими, и лишь только потом - киевскими. Отчего у людей, далёких от истории, складывается обманчивое впечатление, будто они сначала правили Новгородом, откуда отправлялись править подчиненным Новгороду Киевом. Хотя на деле было - в точности наоборот. Рюриковичи управляли Русью из Киева, а в Новгороде, в качестве наместников, держали своих сыновей. Некоторым из которых иногда (еще раз: ИНОГДА) фартило вернуться домой, в родной Киев, и занять отцовский престол. Порой, после ожесточенной борьбы, как в случае с тем же князем Владимиром, устранившим конкурента - старшего брата Ярополка. Но, повторяю, порядок был именно таким. И не думайте, пожалуйста, будто я мелочусь. В глазах наших чокнутых соседей из-за поребрика все эти бессовестные манипуляции выглядят абсолютной правдой. Становясь весомой частью той беспощадной войны, которую режим фашистской России ведет против нас, украинцев-русов, на полное наше уничтожение. Надо было об этом сказать? Ну, естественно, надо.
  ВЛАДИМИР-КРЕСТИТЕЛЬ
   Утвердившись на Киевском великокняжеском престоле, Владимир, на протяжении следующего десятилетия, вел себя, как натуральный язычник. Строил капища, посвященные древним богам славян, Перуну, Даждьбогу, Яриле, Дмитрию Ярошу и так далее, упорно искореняя ростки христианства, пустившего корни при княгине Ольге и Ярополке. А еще, непрерывно воевал, то с Польшей - за приграничные территории, то с волжскими булгарами, то с хазарами, которых окончательно добил, то с византийцами - за "родную гавань московитов" за Крым. Где захватил греческий город Херсонес Таврический, переименованный русами в Корсунь. За этим событием последовал резкий поворот в религиозной политике Владимира. Он крестился сам и, в том же году, крестил киевлян. С этой целью из Константинополя прибыл византийский митрополит Михаил Сириянин, ставший, по церковному преданию, первым митрополитом Киевским и Всея Руси. Надо думать, он приехал не на ровное место, напомню, первый православный экзарх -греческий епископ Мисаил, появился в Киеве еще во времена Аскольда. По легенде, озвученной Повестью временных лет, крещению Руси предшествовало так называемое "испытание вер", когда колебавшийся киевский князь по очереди заслушивал делегации проповедников, предлагавших ему на выбор ислам, иудаизм, католицизм и православие. Наверное, это красивая сказка. Православный пиар, скажем так. Хотя... Как знать... Исламские страны, не считая Волжскую Булгарию, располагались слишком далеко от Руси. К тому же, Владимира сильно смутил сухой закон. Как это, вообще не пить. Иудаизм разгромленных еще Святославом хазар, тоже не приглянулся его внебрачному сыну. Что же до католицизма, подозреваю, он вызывал у Владимира неприятные ассоциации с убитым братом - князем Ярополком - законным наследником престола Киевской Руси. В итоге, князь Владимир избрал православие. Разогнал свой многолюдный гарем, содержавшийся с лихих языческих времен, зато заполучил в жены греческую красавицу - принцессу Анну, сестру знаменитого византийского императора Василия Болгаробойцы. С которым заключил военно-политический союз. Наконец, сам принял греческое имя - Василий. Любопытно, что такое грандиозное событие, я имею в виду крещение столь грозного северного соседа, не вызвало у греков особых восторгов. Может, они уже давно считали русов христианами...
   Последние годы жизни князя Владимира-Василия были омрачены постоянными набегами печенегов, очутившимися в Северном Причерноморье по милости его недальновидного отца Святослава, разгромившего Хазарский каганат. И надвигающейся смутой, куда страшнее той, в результате которой он сам взошел на престол. Проблема состояла в том, что Владимир продолжил порочную практику отца, рассаживая сыновей по уделам своей весьма обширной державы. Только сыновей у него было гораздо больше, причем, от разных жен. И вдобавок - проблемный пасынок, князь Святополк Окаянный, сын убитого Владимиром старшего брата. Самый настоящий принц Гамлет, только не датский, а наш. К сожалению, его история еще не нашла своего украинского Шекспира. А жаль.
  
  Ил.12.Первая война между Рюриковичами
   К 1015 году, последнему в жизни Владимира Святославича, в воздухе ощутимо попахивало грозой. Борис - самый младший и любимый сын от гречанки Анны, внук князя Святослава и императора Василия Болгаробойцы, был назначен командующим армией. Именно его Владимир прочил себе в преемники. Старший сын Ярослав Владимирович, от захваченной в Полоцке княжны Рогнеды, правил Новгородом, и уже прекратил выплачивать налоги в госбюджет, в знак протеста против принятого отцом решения. Разгневанный Владимир собирался идти на него походом. Но, руки не дошли, напали печенеги. Другие сыновья, Мстислав, Станислав, Святослав и Глеб, правили в Тмутаракани, Смоленске, Пскове и Коростене. Наконец, пасынок Святополк, князь Туровский, был арестован по подозрению в государственной измене, и томился в Вышгороде под замком. Причем, не один, а с женой и духовником, католическим епископом. Было абсолютно неясно, что с этим делать. Сейчас поясню, почему. Как единственный сын Ярополка Святославича, Святополк имел самые убедительные права на престол. Положение усугублялось тем, что Владимир лично посадил пасынка княжить в Туров (современная Гомельская область Беларуси), где его владения граничили с Польшей, а затем, еще и женил на дочери польского короля Болеслава Храброго. Разумеется, последний спал и видел зятя на Киевском престоле. Тут, наверное, следует добавить, как независимое государство, Польша была самую малость моложе Руси. Считается, ее становление состоялось во второй половине IX столетия в междуречье Вислы и Одера, где жили поляне. Но не наши, разумеется, с берегов Днепра и Роси, а их дальние родственники - западнославянское племя с берегов Вислы и Варты. Которые, вероятно, были потомками наших - южных полян, мигрировавших на северо-запад в V столетии. При отце Болеслава Храброго - князе Мешко, польские поляне обрели государственность, а, в 966 году еще и стали христианами. Но, не византийского, а латинского образца. Что понятно. Польша находилась гораздо западнее Руси, на нее влияли могущественные католические соседи, скажем, Священная Римская империя, и, ничуть не меньше, чем на нас - Византия. Владимир, разумеется, осознавал опасность, которую создал собственными руками, но сделать ничего не мог. Наверное, не хотел ссориться с королем Болеславом. А может, его мучила совесть. Не знаю...
   Когда Владимира не стало, Святополк мигом очутился на свободе и без труда занял отцовский трон. Считается, на его стороне выступили киевские бояре, признававшие права Святополка на престол. Князь Борис Владимирович не поднял перчатку, остался в войсках и ничего не предпринял, по-видимому, согласившись с положением вещей. В отличие от своего старшего брата - опального Ярослава Владимировича, выступившего из Новгорода с союзниками - викингами. Началась война, жертвами которой стали младшие сыновья Владимира, уже знакомый нам Борис, а также Святослав и Глеб. Принято считать, их убил Святополк, но, кто его знает, как было на самом деле. Историю пишут победители. А победителем вышел Ярослав Владимирович. Но не сразу. Киев несколько раз переходил из рук в руки, от новгородцев с викингами к киевлянам с поляками, и обратно, пока Святополка не убили киллеры. А, как только это случилось, в борьбу вмешался еще один брат, Мстислав Тмутараканский, до того сидевший в Крыму. В итоге, братья фактически разделили Русь по Днепру, с двумя столицами, в Чернигове и Киеве. И лишь после смерти брата в 1036 году, то есть, спустя двадцать лет, Ярослав стал единоличным правителем. И, надо признать, весьма успешным, не даром же его прозвали Мудрым. При Ярославе Владимировиче строились храмы и росли города, процветали и культура, и торговля, и законотворчество, памятуя знаменитую "Руськую Правду". Князь вернул Червоную Русь, поставил победную точку в вековом противостоянии с печенегами, установил дипломатические отношения с большинством европейских монархий и породнился с правящими там династиями через своих многочисленных детей.
  ЛЕСТВИЧНОЕ ПРАВО, КАК ЧИСТО НАШЕ, УКРАИНСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
   Словом, когда Ярослав Мудрый умер в Вышгороде в 1054 году, Русь стала одной из мощнейших европейских стран, простираясь от верховьев Вислы до Волги, и от Белого моря до Крыма. Разумеется, этим обширнейшим хозяйством надо было как-то управлять. Сыновья Ярослава Мудрого, стремясь не допустить повторения кровопролитных междоусобиц прошлого, решили поступить по уму, чтобы никого не обидеть, и учредили уникальную систему наследования, известную сегодня, как Лествичное право. Это когда после смерти правителя престол переходил не к его старшему сыну, как на западе, а доставался следующему по возрасту брату, и так далее, до самого младшего из братьев в роду. И лишь потом, к сыну старшего брата, за ним, ко всем его братьям по порядку, и так далее, и так далее, и так далее. Подозреваю, они, как любил выражаться мой папа, перехитрили сами себя. Понятия не имею, как они сами надеялись не запутаться в этой чехарде, организовав престолонаследие столь причудливым способом, особенно, учитывая внушительное число пайщиков мужского пола в каждой семье. В итоге, бардак вышел зачетный. Вы только представьте себе, смерть любого князя в цепочке, немедленно приводила к перемещению остальных удельных князей по всей Руси, с одного престола на другой. Скажем, Новгородский князь перемещался в Киев, Черниговский в Новгород, Полоцкий в Чернигов, Переяславский в Полоцк, ну вы поняли, как это выглядело.
   Справедливости ради отметим, кроме вопиющих недостатков, Лествичная система обладала и некоторыми несомненными достоинствами. Перемещаясь из города в город, князья приобретали определенный административный опыт, вникали в местные нюансы, словом, знакомились с неоглядной страной. Кроме того, надежды рано или поздно заполучить Киевский престол, удерживали их от сепаратизма. Это в теории. На практике, порой все оказывалось совсем иначе, и бесконечные свары и договорняки между братьями, кузенами, племянниками, внучатыми племянниками, дядьями и дедами, буквально раздирали Русь на части. При этом, не могу не отметить. Подозреваю, что именно Лествичное право, укоренившиеся в украинцах-русах с тех давних пор, на уровне поведенческих архетипов, привело к абсолютному отсутствию пиетета в отношении любой верховной власти, кто бы ее у нас не олицетворял. Свои киевские князья из династии Рюриковичей, чужие московские Романовы, советские генсеки или наши, доморощенные президенты, которых у нас не ругают, разве что немые, и то, если им руки как следует связать...
   В общем, Лествичное право оказалось удивительным изобретением предков. О том, как это ноу-хау отразилось на судьбе Украины-Руси, я расскажу вам в следующей части нашей истории.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"