Динозавр : другие произведения.

Магия Интерфейсов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "4" Донченко Е. "Последний щит" (фантастика)


Магия интерфейсов,
или кошки-мышки на новый лад

  
   АВТОР: Донченко Евгений
   http://zhurnal.lib.ru/d/donchenko/
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ: "Последний Щит" (фантастика) - главы 1-3
   http://zhurnal.lib.ru/d/donchenko/shieldp.shtml
   http://zhurnal.lib.ru/d/donchenko/shield1.shtml
   http://zhurnal.lib.ru/d/donchenko/shield3-1.shtml
   Личная оценка Динозавра: "четыре" (7-9 по шкале СамИздата)
  
   Если говорить совсем уж честно, долго сомневалась с выставлением оценки. Все же редко встретишь текст, производящий настолько противоречивые впечатления. С одной стороны, некоторые пассажи вызывают рефлекторную реакцию по модели "волосы дыбом", с другой - ставить за это "три" (то есть пять-шесть по СИшному) как-то немного стыдно.
   Поэтому вместо пустой констатации факта предпочту поговорить обо всем по порядку. А начать предлагаю с...
   [миры и реалии]
   Перед нами - редкий случай фантастически проработанного мира; именно поэтому этот пункт я выношу на первое место. Такого изобилия описаний фантастической техники с осыпанием читателя какими-то страшными терминами, как из рога изобилия, я не встречала, пожалуй, никогда в жизни.
   Конечно, проработанный мир - это хорошо. Но вслушайтесь в музыку сих фраз:
   "Серый гранит дорожки под ногами компании сменило золото площади, когда младший, наконец, остановился у зеленой черты, отмечавшей границу лепестка. Понаблюдал, как ее цвет плавно сменяется желтым и рывком обернулся. Провожающие скрестили взгляды. С тем же выражением на лице, парень вытянул руку; между пальцами сгустился туман. Внутри облака пробежали короткие вспышки, закрепляя ризы энергетического алфавита. Шли секунды, их становилось все больше, пока конструкт окончательно не насытился. Буквы сплелись, и объемная фигура налилась синевой." - и это - в самом начале романа, на продолжении огромного количества абзацев...
   Здесь хочется сразу сделать небольшое отступление: я отдаю себе отчет, что, как девушка, возможно, просто не в силах понять всего очарования трехаршинных описаний работы карбюратора - хотя бы потому, что знаю о нем лишь то, что это какая-то штука в машине. Честно говоря, первые три страницы я отчетливо ощущала себя тупой блондинкой. Все эти описания обмена, магий, технологий, входов, выходов, регистраций и кораблей вводили меня в состояние стойкого ступора. Это не создавало никакой четкой картины, зато ужасно утомляло. В добавок к этому в тексте очень много необъясненных терминов - и если значение слова "интеллектроника" довольно прозрачно, то расшифровку сокращения "гкэ" я поняла далеко не сразу, а что такое "энергот" остается для меня не полностью раскрытой тайной до сих пор. В общем, я увязла где-то на пятой странице, после чего малодушно закрыла документ, пообещав себе вернуться к нему позже.
   Хотелось бы обратить внимание на еще один момент. Личность рассказчика (повествование ведется от третьего лица) не пояснена, но в целом он ведет себя довольно странно. С одной стороны, он не является жителем нашей современности, весь этот мир не вызывает у него никакого удивления, он кажется всезнающим и всемогущим; с другой - уделяет очень много внимания мелочам. Да, такой способ подачи информации - все подробно описать - весьма неплох. Но выглядит это ужасно неестественно.
   Представьте себе, например, такой диалог:
   "- Эй, Джейк, сегодня мы полетим на планету Снуснумимряк, колония на которой была основана предыдущим королем Джосефом Четвертым, который является дедом нынешнего короля Джосефа Пятого. Там мы будем добывать кармогилян, использующийся для строения современных звездолетов, который мы потом продадим компании "Фивита". Она покупает ее по очень приличной цене, восемьсот добритов, в которых двести тугриков, за гигом.
   - Конечно, Джим, мы летаем туда каждую неделю вот уже третий год, я только возьму наш обычный завтрак, зивирокань, это такие бутерброды с морепродуктами, ведь мы будем в пути целых пять часов!"
   Смешно? Я, конечно, утрирую, но постоянно описывать обычные для мира перемещения и проделки интерфейса, на мой взгляд, не самая хорошая идея. Подать ту же информацию можно намного изящнее и всего один раз.
   И последнее о минусах подобного подхода. Эти огромные распространения очень сильно тормозят развитие действия, убивают динамику. Особенно нелепо это выглядит в описании боя. Представьте, что на Вас в переулке напали грабители. Готова поспорить, что политика деятелей государственной власти относительно маргинальных элементов общества и история развития данной проблемы в стране будет последним, о чем Вы подумаете. Тем не менее во время сражения герой о политике размышляет, и очень активно, да до того распространенно, что я чуть не забыла, кто на кого напал...
   Использует автор и довольно красивый, на мой взгляд, способ подачи информации - вставления из статей Краткой Энциклопедии Земного Конгломерата в начале главы. Название этой статьи в некотором роде предопределяет и содержание главы. В целом задумка смотрится весьма изящно и элегантно. Однако хотелось бы обратить внимание автора на само содержание статей. Во-первых, коль уж взялись, делайте это везде, а не в избранных местах. Во-вторых, один такой отрывок олицетворяет собой иллюстрацию к заметке "Как НЕ надо писать статьи". Но, думаю, Евгений исправит этот момент, и вопрос этот больше возникать не будет.
   Теперь о плюсах распространения - да, плюс есть, и он весьма ощутим. Со временем, когда к стилю привыкаешь, а все эти термины становятся вполне понятными и уже не требуют особых пояснений - а этот момент наступает, хоть и далеко не сразу, - чувствуешь себя просто коренным жителем данного мира! И видишь все эти планеты, звездолеты, станции так четко и ясно, как будто на самом деле не сидишь дома за компьютером, а путешествуешь на корвете "Стремительный" вместе с Дмитрием Мечевым... А за такую магию - "магию интерфейсов" - простить автору можно очень многое.
   [герои и героика]
   Не говоря о главном герое - Диме - шкаф которого полон разнообразных скелетов, вытаскивать которые мне бы не хотелось, замечательной находкой автора является очеловечивание компьютеров. Находка, соглашусь, не новая. Но два таких искусственных интеллекта производят просто потрясающее впечатление!
   Например, разговор с Домовым:
   "- Да скучно мне, - домовой почесал бок, - заняться-то особо нечем. Рутина, понимаешь, и мелкие интриги.
   Дим, раскрыв рот, слушал интеллектронную систему.
   - Маюсь тут дурью, вот, например, для тебя виртуалку сотворил - от жизни не отличишь. А, между прочим, на поддержание этого мира, программных ресурсов не меньше, чем на всю станцию уходит, - домовой бросил косой взгляд. Убедился, что человек осознал, и продолжил доверительно: - думаешь, крыша у меня поехала, да?
   Парень отрицательно замотал головой.
   - Ну и зря, от такой жизни..., - искин помолчал и продолжил уже бодрее, - ну да ладно. Давай к делу. Я чего сам явился? Имею предложение уважаемому Мастеру, - мужичок хитро покосился на него.
   Заметив вопросительный взгляд, продолжил официальным тоном:
   - Уполномочен предложить Мастеру Диму кров и работу по специальности.
   - О как? - Парень изумился, - а ты маркер мой внимательно рассмотрел?
   - Да видал, краем глаза, - поскучнел искин, - но ты не боись - наша станция отродясь в гипер не прыгала. Будешь жить, как у Творца за пазухой."
   Потрясающе нереалистично, неестественно, но при этом так живо, что в этот мир, в этих искинов, в этот разговор хочется верить, и кажется, что ты на самом деле слышишь чуть ворчливый говорок этого искусственного Домового, сдобренного изрядной долей насмешки... А может, и вправду - есть?..
   Но еще более умилительна другая интеллектронная система, рыжий котенок по кличке Кыш (а это тоже о чем-то да говорит!). Вот уж кто в полной мере играет в современные "кошки-мышки", причем сам исполняет и ту, и другую роли!
   "- Прошу прощения, что отвлекаю Мастера от размышлений. Дим, Вы готовы? Как и просили, энергоканалы прогреты к Вашему пробуждению, - необычно серьезный Кыш нарисовался перед ним. А где же обычные шуточки? Дим пристально вгляделся в изображение:
   - Что это на тебя нашло?
   Котенок отвел взгляд. Ну как живой! Парень вздохнул.
   - Ты же теперь такой важный, - искин по-прежнему смотрел в сторону.
   - Какой - такой важный? Это ты так валяешь дурака, да? - почти жалобно протянул Дим.
   - Так я могу сохранить прежний стиль общения? - ответил вопросом Кыш.
   Дим обратил внимание, что игривый и смешливый котенок в последнее время стал насквозь официальным. Изменения списывал на страшную занятость - труднейшие операции последовательного оживления корвета не располагали к баловству. И вот, оказывается, в чем дело: искина впечатлил масштаб энергетической бури. Но причем тут Дим?
   - Приказываю сохранить прежний стиль, - парень облегченно улыбнулся.
   Котенок тут же нарисовался перед лицом. Ехидно осклабился:
   - Долго ты еще собираешься валяться? Так каналы стынут!"
   Если не вдаваться в такие подробности, то можно отметить и Павла, капитана "Стремительного", со своей своеобразной философией, тоже отражающей в некотором роде социальные и технические реалии этого мира - но уже куда более мягко; и старшего оружейника Семеныча, эдакого заботливого дядьку; и безымянных и безликих Мастеров, все равно по-своему замечательных.
   А что же сам Дим, то есть Дмитрий Мечев, ныне молодой Мастер, механик "Стремительного"? Молодой, юморной парень, страшный любитель рисковых приключений. Чего стоят его эксперименты с щитами и системами... правда, к его авантюрности, к большому счастью, прилагается огромная доля удачливости - а то, наверное, Дима давно бы уже не было на свете. Иногда ему везет так, что невольно начинаешь сомневаться в реальности происходящего. Но - с учетом абсолютной нереальности повествования - мне это не кажется таким уж большим минусом.
   А парень этот, несомненно, талантливый. Дар, умения, интеллект, силы... и, без сомнения, что-то еще, таинственное, неведомое, а оттого интригующее...
   Пока нет возможности оценить сюжет, композицию и идею - меня не оставляет чувство, что я наблюдаю только затянутую экспозицию, ну, может быть, завязку; но уже можно отметить определенную эпичность повествования. Это действительно просто фантастика. Впрочем, совсем не простая.
   [стиль и лексика]
   Признаться честно, первая глава ужасала меня обилием лексических и стилистических ошибок, текст расцвечивался очаровательными красными и синенькими надписями, а я начинала подумывать о в меру разгромной рецензии. В чистый нокаут меня повергла, например, такая фраза:
   "Появляясь из невысоких арок, молодежь спешила на площадь, к центру причального диска, где и бурлил прощальный водоворот. Подобно лепесткам ромашки, сердце причала охватывали стартовые столы, на большинстве возлежали орбитальные паромы."
   "Спешить, появляясь", непомерный пафос, да еще и такой высокий стиль - это было уже не смешно, это было просто страшно.
   Впрочем, уже ко второй главе мои разноцветные пометочки со страниц практически исчезли, а к третьей и вовсе остались только немногочисленные выловленные опечатки. Значительно улучшился и стиль - судя по всему, автор "расписался", что, думаю, очень порадует читателей. Но исправления в первую главу советую внести как можно скорее, а то на пятой странице текст наверняка не одна я закрыла, а вот открыли заново - далеко не все...
   Но, в целом, если не учитывать эти моменты, не слишком многочисленные, но очень плотно расположенные в начале, стиль совсем не плох. Думаю, стоит привести два момента, воистину меня восхитивших.
   Один - повествование с элементами диалога:
   "...Дим недовольно поморщился. Такое интерфейс только на публичных, читай бесплатных, терминалах и ставят. Ну да ладно, одернул он себя, работаем, с чем есть; привычно ткнул в значок входа. Но вместо того, что бы начать авторизацию, панель вдруг наполнилась весом и с треском свалилась на голову Дима.
   Когда Дим открыл зажмуренные глаза, под ногами змеилась, утопая по краям в зеленом разнотравье, тропинка. Ее начало, (механик не поленился оглянуться) терялось в зарослях кустарника, а конец обрывался у широкой калитки. Справа и слева от нее убегал вдаль высокий забор, сбитый из могучих плах. Странный материал, а Дим никогда не видел дерева, дышал теплотой даже в иллюзорном мире.
   - Ну, это же другое дело! - Он довольно улыбнулся. В училище полную виртуализацию использовали только для симуляции боевых действий. А так, что бы пройтись по лесу - да никогда.
   Шагнул по дорожке, ощущая мягкий песок и щекочущие прикосновения травы. Вблизи забор ощетинился колючими остриями и казался еще грубее. Дим осторожно постучал по воротам.
   - И кого нелегкая принесла? - проскрипел из-за створок неласковый голос.
   - Открывай, хозяин, курсант Дим пришел, - весело откликнулся парень.
   - А чем докажешь? - Из щели показался любопытный глаз.
   - Так документы есть, - Дим протянул медальон, в реальности маркер личностной сигнатуры.
   Глаз придирчиво уставился на металлический кружок, медленно вращающийся на цепочке. А мастер Дим ощутил, как двинулись и замерли в новой конфигурации энергетические потоки - маркер считали, и судьба человека в очередной раз изменилась. Что-то ощутил и невидимка:
   - Силен бродяга. От простого сканирования такая волна пошла, - ворота резко открылись. Непонятно существо на пороге задумчиво чесало затылок.
   Дим уставился во все глаза. Хоть и карикатурная, но определенно человеческая фигурка аватара намекала - управляет им искин весьма значительной ступени. Странно, что сумел ощутить тонкие волны, или дело в тысячелетнем опыте?
   - Давай проходи, нечего пялиться, - существо придержало ворота, впуская человека. И уловив интерес, нехотя буркнуло: - домовые мы.
   Да хоть дворовые! Сейчас Дима не занимал вопрос внутренней самоидентификации искусственного интеллекта. У каждого свои тараканы..."
   И одно описание, на мой взгляд, очень симпатичное:
   "...- Выполняю запуск двигателя на холостом ходу, - скороговоркой пробормотал Дим. В который раз за сегодня, но порядок есть порядок.
   Мысленное усилие - и кластер полыхнул ослепительным светом.
   И тотчас не стало видно стен отсека. Дмитрий парил над безграничной заснеженной поверхностью, окруженный двадцатью поющими факелами. Бросалось в глаза, что пламя горит неровно, мелодии излучателей диссонируют, отчего скрученное ими огненное кольцо извивается, словно под ураганным ветром. Время от времени пламя будто опадало, и тогда в просвет влетали колючие снежинки, а в голове кружилась, завывала и слепила холодная вьюга. Привычный спутник, проклятие и неодолимая преграда для уникального таланта, умения видеть в гипере; на окраине галактике стужа оказалась много сильнее. Буквально высасывая из человека силу. Так больше жить нельзя. Или бежать, или направить всю энергию на прорыв..."
   Это - настоящая "магия интерфейсов", и, без сомнения, магия авторского слова. А потому Динозавр с удовольствием резюмирует: этот автор - настоящий маг, а его творения - чистой воды волшебство...
  
   На сем мне остается лишь традиционно пожелать Евгению вдохновения и прилета доброй Музы, которая поможет ему закончить этот роман.
   P.S. И, пользуясь случаем: с Новым Годом, читатели, писатели и гости!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"