Церковь Иисуса Христа и Святых последних дней, больше известная как мормоны, сейчас вызывает немалый интерес в нашей стране. Когда я консультировался о мормонах с компетентным специалистом по НРД, он кроме прочего указывал на то, что в России они чаще известны только по произведению "Этюд в багровых тонах" А.К.Дойля. К сожалению, я ещё не читал этот рассказ, так что не могу сказать, в каком свете они там представлены. Ещё Иосиф Смит, основатель церкви, в 1843 году назначал двоих миссионеров проповедовать в России. Современные конгрегации (их на данный момент 120) начали появляться в России с 1990 года. Ранее, в 1959 году Министр сельского хозяйства США Эзра Тафт Бэнсон (мормон) молился о создании прихода в России. Генерал А.Лебедь в 1996 году назвал мормонов "сектантской плесенью". В результате, после экономического давления со стороны США был вынужден извиняться. После чего в общественности возникло немало подозрений в шпионаже мормонов в пользу США. Неизвестно, насколько эти подозрения верны, но так или иначе, политический элемент явно был замешан. ЦИХИСПД была включена в справочник "Сектоведение" как самая древняя из современных сект, а так же как опасный деструктивный тоталитарный культ. Социологи относят их к так называемым НРД - новым религиозным движениям, отмечая, что члены церкви мормонов выпадают из жизни, социально дезориентируются. Известен скандал в штате Техас, когда после анонимного сообщения об изнасиловании полиция обнаружила ранчо, где в абсолютной изоляции от общества содержалось 52 девочки. Они никогда не были за пределами ранчо, им запрещалось читать прессу, пользоваться телефонами, Интернет. Они должны были носить старинные одеяния. На территории ранчо был обнаружен мормонский храм. Хозяином ранчо оказался президент так называемой Фундаментальной Церкви Иисуса Христа и Святых последних дней (ФЦИХИСПД) Уоррен Стид Джеффс. Он единоличным распоряжением отдавал девочек в жёны взрослым членам церкви, или передавал их от "менее достойных к более достойным". Суд обвинил его в пособничестве к изнасилованиям. Официальные мормоны, резиденция которых находится в Солт-Лейк-Сити заявляют об осуждении фундаменталистов и многожёнства.
Так или иначе, мне удалось войти в контакт с самими мормонами (ЦИХИСПД). Интервью с их старейшинами будет приведено в настоящей статье.
Моё личное знакомство с мормонами произошло так же, как и для большинства россиян, знающих об этом религиозном движении. В толпе случайных прохожих я заметил их ещё метров за 300. Двое молодых людей, одетых в аккуратно выглаженные брюки и белоснежные рубашки, с одинаковыми чёрными кейсами, с чёрными табличками на груди, они не шли, а буквально маршировали в ногу по улице. Мой более-менее опытный взгляд сразу определил - американцы, скорее всего из миссионеров. Перебрав в голове теоретические сведения об американских религиозных движениях, имеющих представителей в России, я определил, что это мормоны. Так оно и оказалось, когда поравнялись, они сразу же представились и на превосходном русском спросили, хочу ли я что-нибудь узнать про "Бога, Истину и восстановленную Церковь Иисуса Христа..."
В дальнейшем я несколько раз посещал их приход. По сведениям, собранным в ходе таких встреч и пишу настоящую статью. С самого начала я прояснил, что имею к их церкви только культурный интерес, несколько раз уточняя, что я имею ввиду под этим понятием: "Я придерживаюсь устоявшихся в России традиций, мне не более чем интересно, во что верят люди других культур". Тем не менее, пожалуй каждый из мормонов меня хотя бы раз спросил: "А если ты вдруг почувствуешь, что мы говорим истину, ты примешь нашу веру?".
Кстати, об этом "ты". Мормоны всегда начинают разговор очень официально, строго по этикету. Но стараются как можно быстрее перейти на фамильярность. Тем не менее, пока вы не дадите согласия на переход к разговорному тону, они будут строго придерживаться официальности.
Обычное начало разговора с мормоном. Он здоровается, чаще всего словами "Добрый день" (обычно впервые) или "Привет!". После этого обязательно поинтересуется "Как дела?", хотя понятно, что ему это особо не интересно. Практически что бы вы не ответили, следует ответ "Классно!". Пробовать сказать "Да хреново у меня всё!!!" я не пробовал, но очень интересно, какая будет реакция. Хотя, однажды я ответил: "Дела у прокурора". Добропорядочный американец шутку не оценил: "Наверное, не очень хорошо, да?".
После обмена вопросами о делах, каждый мормон непременно ввернёт что-нибудь вроде комплимента. Хотя и тут разнообразие небольшое: "Отличный галстук!", "Превосходный пиджак!". Один раз я забежал к ним в спортивном костюме. "Отличный... ээ... классная футболка!"
Представляются они всегда по формуле: "Старейшина Джонсон" или "Старейшина Сивенсон", - что и написано у них на нагрудных табличках.
Мне удалось даже встретиться с их президентом (прихода). Солидный мужчина лет около 50-ти, одет так же в деловой костюм. В отличие от миссионеров он не владел русским. Мы около получаса поговорили по-английски. Я чуть поправил своё произношение буквосочетания "ch", особенно в слове "church". Он рассказывал о том, что человек ищет свою веру, обращаясь в разные церкви, но когда он искренне спрашивает у Бога, в какую веру пойти, Он указывает путь к Истине. Естественно, в его словах это была их церковь. На следующий день после разговора миссионер позвонил мне и сообщил, что президент был доволен вчерашним разговором и хочет пригласить меня на свой день рождения. Сопоставив даты я отказался - в тот день у меня было другое светское мероприятие и успеть на оба я не мог. Хотя было бы интересно посмотреть на них в быту.
Затем состав их миссии сменился. Вновь прибывший миссионер с горящими глазами убеждал меня в истинности их веры, так горячо, что мне пришлось ещё раз прояснить, так называемый культурный интерес. Встретившись через несколько дней завели разговор уже по существу. Но на большинство мировоззренческих вопросов он мне не смог толково ответить. "Ты нас смущаешь своими философскими вопросами. Ты должен понимать, что нам трудно говорить по-русски". Я ответил: "Что-ж, ответь по-английски". Он стал уводить тему в сторону.
Наконец, он сказал: "Скоро здесь будет миссионер из Москвы. Он родился в России, мормон вот уже 12 лет, как и его мать, очень хорошо всё знает и прекрасно владеет русским. Он ответит на все возникшие вопросы."
Через несколько дней мы созвонились и договорились о встрече с русским мормоном. Именно с ним получился действительно дельный разговор. Русский миссионер, представившийся "Старейшина Павлов" оказался действительно очень компетентным и информированным. По результатам встречи и было написано интервью. Я хотел было сделать диктофонную запись разговора, но выдался суровый мороз, и батарея просто отказывалась работать. Поэтому я лишь отмечал в блокноте ключевые слова диалога. Тем не менее, воспроизвожу по памяти весь диалог дословно, с полным сохранением лексики, поэтому достоверность его точна, и информация в этой статье действительно "из первых уст". Разговаривал я сразу с двумя - американцем и русским, отвечал в основном русский. Реплики моих собеседников я пишу под одним именем "Мормоны". Некоторые ответы я привожу ретроспективно, из предыдущего разговора, поскольку всё интервью в одну встречу не уложилось.
Для начала пару слов о самом приходе. Он представлен довольно крупным арендованным помещением в три комнаты на седьмом этаже офисного здания почти в самом центре города. Ранее мне это здание было известно тем, что именно в нём находится Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Дальневосточному Федеральному Округу. А буквально на пару этажей выше можно как раз встретить табличку "Церковь Иисуса Христа и Святых Последних Дней". Одна из комнат представляет просторный зал с доской для записей, кафедрой с микрофоном, одним словом, хорошо оборудованный конференц-зал. Ещё одна комната представляет собой место для частных встреч со столом в центре. Третья комната представляет собой что-то вроде склада - столы, стулья, рождественские украшения и целые ящики печатной религиозной продукции. В коридоре на стенах весят отпечатанные на глянце плакаты, изображающие сцены из Книги Мормона.
Я захожу в конференц-зал. После приветственных слов в отношении всех присутствующих членов церкви (8 человек) с двумя миссионерами - русским и сопровождающим его американцем располагаемся в соседней комнате для частных встреч за столом.
Перед каждым таким разговором мормоны читают молитву. Молитва говорится в абсолютно произвольной форме. В этой молитве они действительно говорят очень искренне. Видно, что они говорят то, что думают. Обычно слова приблизительно такого содержания: "Спасибо, Господи, за этот день, за встречу с нашим новым знакомым, помоги нам лучше объяснить ему во что мы верим, и чтобы он нас понял..." и т.п. В конце молитвы произносят "Аминь".
Я: Вы представились как Старейшина Павлов. Как Вас называть по имени-отчеству?
Мормоны: Это, конечно же, не секрет. Но так принято: "Старейшина Павлов". Всё-таки я представляю организацию, нужно следовать определённым правилам. Поэтому обращайтесь ко мне так.
Я: Итак, Вы представляете организацию. То есть, организация наделила Вас определёнными правами, чтобы выражать её мнение.
М: Я так понял, что Вы хотите выяснить гражданско-правовое положение нашего прихода. Мы являемся официально зарегистрированной религиозной организацией.
Я: Да, я знаю, перед встречей я узнавал в Министерстве Юстиции. Но мне хотелось бы знать положение именно миссионера. Любой член вашей церкви может быть миссионером, или организация наделяет его определёнными правами?
M: Мы, то есть те, кто носит такие таблички, являемся миссионерами полного дня. Это означает, что мы проповедуем круглые сутки. Миссионеры полного дня отправляются в миссию на два года, их направляют в разные страны и города. Миссионерами становятся только добровольно.
Я: То есть, если мы скажем упрощённо, это похоже на службу в армии, только полностью на добровольной основе?
М: Да, можно и так сказать.
Я: И Вы сейчас выражаете мнение организации или свой собственное?
М: Мы выражаем мнение организации. Но оно полностью соответствует нашему собственному. Ведь было бы нелогично, если бы мы говорили о том, во что сами не верим. Если бы наше мнение расходилось со мнением организации, либо мы вышли бы из организации, либо изменили своё мение.
Я: Но Вы признаёте возможность ошибки миссионера?
М: Да, разумеется. Мы все люди, мы несовершенны. Где-то миссионер может сам неправильно понять учение и неверно передать его. Так что такое возможно, но мы надеемся, что ответим на все вопросы правильно, в соответствии с нашим учением.
Я: У Вас есть специальное религиозное образование?
М: Нет, у нас нет семинарии, если Вы это имеете ввиду. Но мы получаем образование постоянно, в ходе наших воскресных служб. Мы приходим туда не просто посидеть. Именно на этих службах мы получаем те знания, которые передаём людям. А перед тем, как отправиться на миссию проходим двухмесячное обучение, где изучаем, повторяем наше учение, а так же изучаем языки (если кому-то нужно).
Я: В чём состоит деятельность миссионера? Это скорее специалист по publicrelationsили вербовщик?
М: Ни то, ни другое. И даже не среднее между ними. Это что-то совершенно иное. Мы занимаемся миссионерской деятельностью в соответствии с тем, как написано об этом в Библии. То что Вы говорите о public relatons, то этим занимается специальная служба, которая у нас так же существует. Если Вы хотите узнать какую-то официальную информацию, можете обратиться туда. А такого как вербовщик у нас вообще нет. Мы никого не принуждаем вступать в церковь. Мы только рассказываем людям о тех истинах, о которых знаем. Наша цель крестить людей истинным крещением. Мы та церковь, которая имеет власть крестить.
Я: А другие церкви имеют власть крестить?
М: Мы не хотим сказать, что вы не правы...
Я: Но, тем не менее, говорите.
М: Просто мы единственная восстановленная церковь Иисуса Христа.
Я: И вы не состоите в евхаристическом общении с другими церквями?
М: Не состоим. Мы действуем абсолютно автономно. У нас полное самоуправление и мы ни от кого не зависим. Мы не являемся ответвлением от чего-то а полностью самодостаточны. Все остальные церкви говорят как истинные вещи, так и ложные. Но только у нас содержится вся полнота истины.
Я: Есть ли что-то, что лично Вам не нравится в организации церкви?
М: Нет! Абсолютно нет. Она совершенна. Да и как может что-то не нравиться в церкви, которой управляют пророки и апостолы, имеющие связь с самим Христом, и получающие от Него указания. Только они знают, как совершеннейшим образом организовать церковь. Да, возможно раньше иногда могло что то и не нравиться, но потом я понял, что неправ был именно я.
Я: Есть ли люди, которые покинули ваш приход? Вы общались с ними после этого, узнавали причины?
М: Такие были. Да, мы потом встречались с ними, спрашивали почему они это сделали. Но никто никогда не уходил из-за того, что не нравилась вера или организация церкви. Уходили только из-за личных обид или ссор с конкретными членами церкви. Обидно, что люди из-за неприязненных личных взаимоотношений уходят от истины и теряют жизнь вечную. Ведь мы помогаем людям именно обрести жизнь вечную.
Я: У вас есть канон?
М: Да, разумеется. Прежде всего это Книга Мормона. Мы дарили её Вам в нашу прошлую встречу. Вы прочли?
Я: К сожалению, обстоятельства так сложились, что мне пришлось перечитывать добрую часть Гражданского кодекса, так что мне было просто некогда читать что-то другое. Но я прочитал оглавление и самое начало. Конечно, можно было бы прочитать и больше, но, насколько я знаю религиозные тексты всегда очень насыщены инофрмацией.
М: На самом деле там нет ничего сложного. Всё довольно понятно. Главное читать её со смирением, с полным покаянием и хотеть найти в ней истину. Тот, кто начинает изучать Книгу Мормона должен делать определённые действия. Во-первых, постоянно читать её. Во-вторых размышлять над её содержанием. В-третьих, обращаться с молитвой к Богу, чтобы узнать, что в ней содержится истина.
Я: Я встречал у Марка Твена упоминания, что он был знаком с Книгой Мормона и читал её.
М: Действительно так. Но Марк Твен не хотел найти в ней истину, он читал её только для развлечения, поэтому ничего не понял. Он говорил, что в ней много лишних слов вроде "и тогда", "и после этого". Что, если убрать все такие слова, то книга сократилась бы в несколько раз. Но это летопись. И если убрать такие слова, она потеряет историчность.
Я: Вижу у Вас есть ещё одна книга - Книгу Драгоценной Жемчужины. Она тоже каноническая?
М: Да. Но это сейчас не важно для Вас. Сейчас важна именно Книга Мормона. Но мы, так же, читаем и Библию.
Я: Все книги?
М: Пожалуй, нет. Но мы используем ту Библию, которая продаётся, скажем, в ваших православных храмах. Кажется, это синодальный перевод. ( достаёт Библию и ищет в начале информацию о переводе.) Да, точно.
Я: Я имею ввиду состав Библии. Вы используете 66 книг?
М: Да, если их здесь 66, то тогда да.
(Протестанты используют Библию в составе 66 книг, католики в составе 73 книг, православные в составе 77 книг - прим. авт.)
Я: Ваше учение эзотерическое или экзотерическое? Я имею ввиду, есть ли у Вас знания, ритуалы или обряды, которые не разглашаются посторонним, только для внутреннего пользования. Может ли человек не имеющий отношение к вашей церкви прийти посмотреть на служение, вести фото- или видеосъёмку?
М: Мы вполне открыты и ни от кого не скрываем свою деятельность и своё учение. Но человеку, который хочет узнать у нас истину мы всё рассказываем постепенно. Это не потому что мы что-то скрываем. Просто те истины, которые мы знаем такие, что если их узнаёт неподготовленный человек, у него может случиться просто "взрыв мозга". Ну, или не "взрыв мозга", а человек просто не поймёт то, что мы говорим. Наши обряды в большинстве открыты, но существуют такие, которые проводятся в храмах. В храмы не допустят тех, кто не имеет отношение к церкви. Те же, которые мы проводим у нас дома или в приходах доступны и открыты.
Я:Насколько я знаю, в России нет ни одного мормонского храма.
М: Верно. Но есть на Украине (достаёт фотографию).
Я: Но положим, если человек ещё не готов принять истину, чтобы не случился "взрыв мозга" допускается ли ему дать сперва ложную информацию, для его же блага, чтобы потом прояснить настоящую?
М: Нет, это недопустимо.
Я: То есть, существует определённая этика. А есть какая-то книга, где записано именно каких этических правил придерживается миссионер?
М: Да, это "Справочник миссионера". Но это для Вас не важно.
Я: Давайте, я буду решать, что важно, а что нет. У меня требование - либо Вы предоставляете мне материалы, которые я попрошу, либо однозначно говорите, что они являются тайной. Так Вы можете показать эту книгу?
М: Я не уверен, что можем показать её. Я уточню к следующей встрече.
Я:Вы миссионеры полного дня, значит два года ничем, кроме миссионерской деятельности не занимаетесь. На какие деньги обеспечивается проживание, сама эта миссия?
М: В идеале, желающий служить миссию сам собирает на неё деньги, копит заранее. Иногда к 19-ти годам собирает уже полную сумму. Но, как Вы понимаете, это не всегда удаётся. Некоторые приходят в церковь уже в позднем возрасте, некоторым не удаётся собрать всей суммы. Например, я оплачиваю свою миссию не полностью. Тогда помогает семья, родители. Помогает и мой приход.
Я: А существует церковная десятина?
М: Да. Но деньги эти идут, естественно, на цели церкви. Это не значит, что из них кто-то получает зарплату, или что это средство чьего-то обогащения.
Я: В общем, как у любой уважающей себя подлинно некоммерческой организации.
М: Совершенно верно.
Я: На что Вы готовы ради своей веры?
М: На всё.
Я: И даже отдать свою жизнь?
М: Да, и на это. Но Вы не подумайте, что мы какие-нибудь фанатики. Только если это действительно будет необходимо. Просто так никто умирать не будет. У меня оговорка: не ради своей веры, а только ради Бога.
Я: А жизнь близкого человека?
М: ... я никогда не думал об этом раньше... провокационные у Вас вопросы!
Я: Аарон был готов...
М: Надеюсь, сейчас это не понадобится. Всё таки, сейчас другие времена, когда не требуется таких жертв.
Я: А гипотетически? Если будет ситуация, что потребуется?
М: Знаете, этот вопрос я оставлю без ответа.
Я: На лацкане Вашего пиджака я вижу символ. Такой же был на крыше храма на Украине. Он имеет религиозное значение?
М: Да, он изображает Морония. Мороний так же один из пророков, его книга содержится в Книге Мормона. Он держит трубу. На храмах он всегда направлен на Восток, в знак того, что Иисус придёт с Востока.
Я: А Ваш перстень. Он тоже имеет символическое значение?
М: Нет. На нём написано "Выбирай истину", но это не более чем напоминание. Это личная вещь.
Я: На каком это языке?
М: На разных (поворачивает перстень).
Я: Точно, вижу вот даже на японском есть. А есть какие-то именно амулеты, крестики или, может быть, татуировки?
М: Нет, у нас такое не предусмотрено. А что касается татуировок, то можно было бы рассказать, как Бог к этому относится, к тому, чтобы помечать себя знаками. Но это отдельный долгий разговор, так что если только в следующую встречу. Сегодня уже не успею.
Я: Вы всегда молитесь в произвольной форме или есть устоявшиеся словесные формулировки?
М: Всегда только в произвольной форме. Мы говорим с Богом, как сын говорит с отцом. Всегда с покаянием, с уважением. Но не говорим заученными фразами, а только от сердца. Но на таинствах, при крещениях, там, конечно, есть определённые слова, которые мы произносим.
Я: Спасибо за обстоятельный диалог.
М: Вам спасибо.
***
Здесь я привёл фактическое содержание разговора, как оно было. В настоящей статье я воздержусь от авторских комментариев и оценок. Но прошу выразить их читателям. Пожалуйста, напишите, что вы думаете о Церкви Иисуса Христа и Святых последних дней, о самих мормонах и о данных мне в интервью ответах их старейшин.