Абдрахманова Ирина Эдуардовна : другие произведения.

Путь сказка жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К школьному сочинению 2015-2016

  Снова школьное допускное сочинение. Родители одиннадцатиклассников в панике. Тематические направления, вывешенные на соответствующем сайте: "Путь", "Дом", "Время", "Любовь", "Год литературы" - кажутся ни о чем. А молодым людям с малым опытом жизни нужно философски осмыслить эти понятия да еще с аргументами из литературной классики.
  
  А для старшего поколения, в частности, для меня, это хороший повод размять свои мозги, помочь нашим детям, а заодно, щелкнуть по профессиональной близорукости коллег-скептиков: и школьных учителей, возмущающихся, что в курсе литературы 5-го класса стоит как анахронизм сказка "Царевна-Лягушка", и именитых профессоров, которых тоже однажды разгневало включение мною данной сказки в программу студентов-иностранцев.
  
  Уважаемые коллеги, уж кому как не вам дано умение видеть дальше сюжета! "Царевна-Лягушка" - сказка, наполненная топонимикой, этнической символикой и философскими смыслами. Первое неплохо описано. Второе можно додумать. Лично я сталкиваюсь с тем, что современные школьники и сюжета-то этой сказки пересказать не могут. То, что нам хорошо знакомо с детства, не становится автоматически знанием наших детей. А народные сказки - это преемственность поколений. Иностранцы, изучающие русский язык и культуру, увы, иногда последнюю знают лучше нас.
  
  Итак, направление "Путь". Ну что же, в путь господа, в народную сказку. Вот уж где и путь, и перепутье.
  Картина В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Сюжет каждой второй сказки и былины. На придорожном камне надпись:
  
  "Направо пойдешь - себя сохранишь, коня потеряешь;
  Налево пойдешь - коня сохранишь, себя потеряешь;
  Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь. Нет пути ни конному, ни пешему".
  
  Это один из вариантов. Какой же смысл вкладывали наши предки в это предсказание? Нет жизненных дорог без потерь, какую бы мы не выбрали. Инстинктивно мы пытаемся обойтись малыми потерями. Но если уж выбрали великую цель и пошли к ней прямой дорогой, то однозначно препятствий и утрат будет больше. Такая жизнь только для сильных.
  
  Есть другой вариант:
  
  "Направо пойти - женатому быть;
  Налево пойти - богатому быть:
  Прямо пойти - живому не быть".
  
  Как хорошо! Какой же дурак выбирает прямой путь? А это тот, кто сегодня покоряет эвересты, обрекает себя на долгую бедность, получая серьезное образование, во имя жизни выбирает рискованные профессии. А что же здесь "право" и "лево"? Уж не обывательские ли соблазны? Похоже. И соблазны - серьезное препятствие на пути к большой цели. Как знаем мы из сказок, герои, выбравшие соблазны, до цели не добрались. Дошел тот, кто нашел в себе силы от них отказаться.
  
  Теперь мотив пути в не уважаемой нынче "Царевне-лягушке".
  
  У царя было три сына. Пришло время взросления, выбора жизненного пути (на языке сказки - жены). Как все молодые люди, царевичи делают это спонтанно, по принципу "куда стрела упадет". Первые две попадают на купеческий и боярский двор. Выбрать в жены купчиху, а значит, безбедную жизнь, или боярыню, за которой власть и почести, с точки зрения обывателя совсем неплохо. А вот третья стрела падает неизвестно куда, в болото. Будущее Ивана-царевича неопределенно. И держит это будущее странное существо - лягушка. Смешно. Только два старшие сына останавливаются в своем развитии. А Ивану-Царевичу предстоит движение по сказке.
  
  Выясняется, что в оболочке лягушки скрыта Василиса Премудрая, странная царевна, дочь Кощея. Возьмется каравай печь - на каравае все царство. За ковер примется - на нем моря, горы, звезды светятся, птицы поют. Вселенная, в общем. А когда идет Василиса из царства Кощеева, земля за ней расцветает. Жизнь олицетворяет собой странная царевна. Поэтому прячет ее Кощей, охранитель царства мертвых. (Чтобы не повторяться даю ссылку на свою статью о символике бабы яги и Кощея Бессмертного http://www.proza.ru/2010/06/16/1118 ). И то, что Василиса дочь именно Кощея, тоже не случайно. Жизнь и смерть неразрывно связаны. И ведь игла с кощеевой смертью находится в яйце, а яйцо в большинстве мифологий мира символизирует либо космос, либо жизнь или ее начало.
  
  Ивану предстоит путь за самой жизнью. На этом пути он укрепляет свой дух, учится слышать и понимать природу. Как древним людям еще объяснить, что природу нужно уважать, что в ней сокрыты великие силы?
  Голодный Иван отказывается от добычи во имя добра и жизни, и благодарная природа помогает ему в сражении с самой смертью. Иван входит в царство кощеево, читай, в царство мертвых, побеждает саму смерть, освобождает жизнь. Мы можем понять это как познание жизни, ее высшего философского смысла.
  
  По возвращении на землю произошла с Иваном метаморфоза, какая происходит со всеми сказочными героями, познавшими смерть: оживлены ли они были живой водой или, как Иван, вошли "туда" и возвратились. Стал Иван еще прекраснее, чем был.
  
   Считается, что, совершая свой жизненный путь, познавая мудрость жизни, мы неоднократно умираем, но не физически: умирают наши прежние представления о мире. Чем больше человек познал жизнь, тем чище красивее становится он душой. Если нам пришлось приблизиться к смерти, мы больше ценим каждый жизненный миг. А то что жизнь в начале сказки оказалась затянута в такие уродливые формы: так ведь "лицом к лицу лица не увидать". Без движения, без работы, без потерь не познать жизни. "Мне кажется который год,\ Что там, где я, - там жизнь проходит,\ А там, где нет меня, - идёт!" - писал наш великий современник В.С. Высоцкий. Жизнь идет, когда мы по ней идем, а когда стоим, она проходит.
  
  В путь!
   http://www.symbolizm.ru/index.php/yazyk-simvolov/208-fairytalesymbol
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"