Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Красота по-американски - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

"Красота спасёт мир", - пообещал Фёдор Михайлович Достоевский, но не уточнил при этом, что такое красота. А ведь у каждого о ней свои представления. В том числе, и у героев фильма "Красота по-американски". 42-летний Лестер Бёрнем (Кевин Спейси) влюблён в одноклассницу дочери Анджелу (Мина Сувари), на вид совершеннейшую куколку-нимфетку, глупенькую и самовлюблённую. Анджела представляется зрителю сосудом без содержания, но разве пустой сосуд способен вдохновить взрослого человека на то, чтобы он в корне изменил и свою жизнь, и самого себя? А собственную дочь Джейн (Тора Бёрч) Лестер не воспринимает всерьёз и отзывается о ней с иронией:


"Джейн - типичный тинейджер, озлобленная, легко ранимая, закомплексованная. Я бы хотел сказать ей, что это пройдёт, но я не хочу обманывать её."

В то же время его юный сосед Рики (Уэс Бентли) считает красавицу Анджелу самой обыкновенной, подросток даже называет её уродкой. При этом он влюблён в невзрачную серую мышку Джейн, и любуется ею, постоянно записывая на видеокамеру.

Лестер одухотворяет внешнюю красоту, а Рики обладает способностью увидеть её в самых обыденных проявлениях жизни. Разница в возрасте определяет точки отсчёта, а опыт - различные ракурсы, через которые два этих героя смотрят на мир (в одном они схожи - они оба научились быть свободными).

Название фильма, как правило, связывают с "американской красавицей", редким видом роз, который растёт по периметру участка Бёрнемов. Лепестки этих роз то и дело осыпают Анджелу в фантазиях Лестера. А Рики, в противоположность ему любуется вещами совершенно приземлёнными: мёртвой птицей или брошенным полиэтиленовым пакетом, который "танцует" под порывами ветра. Фантазии Лестера гармоничны, а видение Рики в некотором роде безумно, но они оба способны передать своё видение мира девушкам, в которых влюблены. Значит, красота - это любовь?

И красота, и любовь проходят сквозной линией через сюжет картины, доминируют в ней, но фильм поднимает и многие другие проблемы: кризис среднего возраста, конфликт отцов и детей, фальшь, на которой строятся отношения в обществе и прежде всего в семье.

Лестер Бёрнем - ничем не примечательный клерк рекламного агенства. В один прекрасный день он сознаёт, что его до смерти достало унылое прозябание. Он больше не хочет лицемерить и притворяться, что уважает начальника, который растратил деньги компании на посещение публичного дома, или улыбаться соседям, демонстрируя, что у него в семье всё в порядке. И Лестер взбунтовывается. Изящно и едко. Девочка Анджела, в которую он влюбляется, наполняет его жизнь смыслом и желанием что-то изменить. И этот маленький человек кидает вызов американской мечте и позволяет себе стать самим собой.

Лестер Бёрнем должен скоро погибнуть, это не спойлер, об этом заявлено в первых же кадрах фильма. На протяжении картины мы можем только догадываться, что послужит причиной смерти героя. Джейн просит Рики то ли в шутку, то ли всерьёз убить отца; жена Кэролайн (Аннетт Бенинг) внушает себе, что отказывается быть жертвой и тренируется в тире, стреляя из пистолета; полковник Фрэнк Фиттс (Крис Купер), отец Рики, считает Лестера виновником своих бед, а в своём кабинете он хранит целую коллекцию оружия. Только сам Лестер ни о чём не догадывается, простодушно отпуская вожжи своей жизни и позволяя ей нестись вскачь по собственному усмотрению. Он нарушает определённый в его маленьком мирке порядок, и это не может остаться безнаказанным. Тот, кто ломает устоявшийся образ жизни, обречён на гибель. Победила ли американская мечта или всё-таки оно того стоило - испытать несколько мгновений счастья и почувствовать себя изменившимся?


"Я думаю, я должен был бы разозлиться из-за того, что со мной произошло, но трудно хранить злобу в сердце, когда в мире так много красоты. Иногда мне кажется, что я вижу её всю, и это становится невыносимо - моё сердце наполняется ею, как воздушный шар, который вот-вот взорвётся. И тогда я расслабляюсь и перестаю сопротивляться ей, и она просачивается сквозь меня, подобно дождю. И я не чувствую ничего, кроме благодарности за каждый миг моей глупой маленькой жизни."

В "Красоте по-американски" прекрасно выдержано соотношение формы и содержания, фильм многослоен и в сюжетном, и в смысловом плане. Его отличают замечательные сценарий и режиссура, великолепная актёрская игра, в первую очередь Кевина Спейси, персонаж которого вызывает симпатию, несмотря на то, что образ его весьма и весьма противоречив. Своей подростковой незащищённостью он напоминает героя Янковского в фильме "Полёты во сне и наяву". Интересна операторская работа, особенно те моменты, когда камера снимает как бы от лица Рики.

Это первая полнометражная лента Сэма Мендеса, но сделана она потрясающе сильно. И не случайно получила 5 "Оскаров". "Оскар-2000" был богат на прекрасные картины и, может быть, стоило статуэтку за лучший фильм года отдать "Шестому чувству", а за сценарий - "Магнолии", но за лучшую мужскую роль Кевин Спейси получил свой приз вполне заслуженно.

Фильм обязательно стоит посмотреть.

11 из 11


США, 1999
Режиссёр: Сэм Мендес
Сценарий: Алан Болл
В главной роли: Кевин Спейси
Жанр: драма



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"