Абрамов Валерий Геннадьевич : другие произведения.

Дредноут (тип корабля)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История развития боевых кораблей в подклассах: "линейный корабль дредноутного типа" и "крейсер дредноутного типа".

Введение

  "Дредноут" (англ."Dreadnought") - русский военно-морской термин определяющий собой идентификационный тип крупных, быстроходных, броненосных артиллерийских боевых кораблей, проектные разработки которых были начаты с ноября 1906 г. и имели своей главной целью создать боевые корабли, способные эффективно противостоять первому в мире английскому турбинному пред серийному эскадренному броненосцу "Dreadnought" (проект 1905 г.), первым английским серийным турбинным эскадренным броненосцам типа "Bellerophon" (проект 1906 г.) и первым английским серийным турбинным броненосным крейсерам типа "Invincible" (проект 1906 г.). Последующее проектное развитие кораблей дредноутного типа определялось предвоенными, военными и меж военными историческими периодами и было прервано началом 2-й мировой войны.

  Дредноут (корабль дредноутного типа) - крупный быстроходный броненосный артиллерийский боевой корабль, в подклассах: "линейный корабль дредноутного типа" и "крейсер дредноутного типа" и в ряде случаев в подклассе "тяжёлый крейсер".
   Предшественником подклассов боевых кораблей дредноутного типа - явился английский быстроходный броненосный боевой корабль "Dreadnought", который в ВМФ Англии изначально и неизменно относился к классу: "Butlleship" (рус."боевой корабль")- спроектированный в 1905 г., в полном соответствии с двумя базовыми требованиями: реализация состава вооружения по принципу: "The biggest big gun and the smallest small gun" ("Крупнейшие из крупных орудий и наименьшие из мелких орудий") и обеспечение скорости полного хода не менее 21 узлов.

Примечание: английский принцип: "The biggest big gun and the smallest small gun" - впервые был сформулированный Первым Лордом английского Адмиралтейства - адмиралом Д.Фишером, в 1904 г., явился производной корректировкой американского принципа: "Oll big gun" (рус. "Только большие орудия"), впервые сформулированном в 1902 г. Оба эти принципа - подразумевали собой полное отсутствие на крупном броненосном корабле артиллерии, так называемого "промежуточного" калибра (более 152-мм и менее располагаемого главного калибра), то есть, так называемый "монокалиберный" состав главного артиллерийского вооружения крупного боевого корабля.

  С осени 1905 г., когда стало известно о начале постройки в Англии корабля "Dreadnought", и до 27 сентября 1907 г. (дата утверждения новой классификации боевых кораблей в составе ВМФ РИ)- в системе классификации морского штаба ВМФ РИ, английский боевой корабль вероятного противника "Dreadnought" условно идентифицировался в подклассе "эскадренный броненосец" (ЭБР).

   С октября 1906 г., после того как английские СМИ "раструбили" на весь мир о том, что "Dreadnought" успешно завершил все испытания и показал скорость полного хода - 21 узел - все последующие перспективные проектные разработки русских и зарубежных броненосцев и броненосных крейсеров - аналогичных по составу проектных ТТЭ кораблю "Dreadnought" (реализация принципов: "The biggest big gun and the smallest small gun" и скорости полного хода не менее 21 узлов), в системе классификации морского штаба ВМФ РИ были условно отнесены к единому идентификационному типу: "боевой корабль дредноутного типа" и подразделены на два идентификационных подкласса: "эскадренный броненосец дредноутного типа" и "броненосный крейсер дредноутного типа". Таким образом, название первого в мире крупного турбинного броненосного боевого корабля - трансформировалось в имя нарицательное для идентификационного типа крупного быстроходного броненосного боевого корабля несущего "монокалиберную" главную артиллерию.

Примечание: с точки зрения истории военного судостроения, к кораблям дредноутного типа (дредноутам), следует относить, только те корабли, проектная разработка которых осуществлялась под концептуальным влиянием проекта "Dreadnought", то есть типы кораблей, начатые проектной разработкой - не ранее ноября 1906 г., то есть после оглашения в СМИ результатов испытаний корабля "Dreadnought".

   В классификационной системе английского морского штаба проект "Dreadnought" неизменно относился к классу "Butlleship", а разрабатываемый параллельно проект английского турбинного броненосного крейсера неизменно относились к подклассу: "Battlecruiser" (рус. "боевой крейсер").

В классификационной системе германского морского штаба - все "крупные" броненосные корабли были отнесены к двум подклассам: "Schlachtschiff" (рус. "боевой корабль") и "большие" крейсера в подклассе "Schlachtkreuzer" (рус. "боевой крейсер")

С 27 сентября 1907 г. в соответствии с новой классификацией боевых кораблей в составе ВМФ РИ - все существующие, находящиеся в достройке и проектируемые корабли в подклассе "эскадренный броненосец", а также все аналогичные по составу ТТЭ корабли вероятного противника - были отнесены к классу: "линейный корабль" (ЛК) и разделены по уровню технического совершенства и боевой эффективности на подклассы: "ЛК додредноутного типа" (англ. "pre-dreadnoughts Butlleship class"); "ЛК преддредноутного типа" (англ. "pre-pre-dreadnoughts Butlleship class"); "ЛК полудредноутного типа" (англ. "semi-dreadnoughts Butlleship class") и "ЛК дредноутного типа" (англ. "dreadnoughts Butlleship class"). В то же время - все перспективные зарубежные и русские проекты "больших" броненосных крейсеров, состав вооружения которых формировался по принципу: "The biggest big gun and the smallest small gun" - в системе русского морского штаба были условно отнесены к подклассу: "крейсер дредноутного типа" или "линейный крейсер" (ЛКР).

Примечание:
   "ЛК додредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки до 1903 г., несущий: 2хБАУ ГК (носовую и кормовую); башенную и казематную артиллерию среднего калибра (не более 152-мм); казематную артиллерию малого противоминного калибра;
   "ЛК преддредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки после 1903 г., несущий 2хБАУ ГК (носовую и кормовую); башенную и казематную вспомогательную артиллерию промежуточного калибра (более 152-мм); казематную противоминную артиллерию среднего и малого калибров;
   "ЛК полудредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки после 1906 г. под влиянием проектной концепции "Dreadnought" но не полной её реализации.

Подкласс ЛКР в системе классификации русского морского штаба идентифицировал собой аналогичные по составу своих тактико-технических элементов ( ТТЭ) крейсера вероятного противника, в частности: английские крейсера в подклассе: "Battlecruiser" (рус. "боевой крейсер") и германские крейсера в подклассе: "Schlachtkreuzer" (рус. "боевой крейсер"), начатые проектной разработкой - не ранее ноября 1906 г.

В последствие, применение на кораблях дредноутного (или дредноутского) типа орудий главного калибра более 305-мм, послужило поводом для идентификации этих кораблей в подклассе "сверхдредноут" (англ. "super - dreadnoughts Butlleship class"), что находит своё подтверждение в популярных историко-технических изданиях.

  Проектное развитие кораблей типа "дредноут" осуществлялось в период с 1906 по 1945 гг., и условно подразделилось на исторические этапы, определяющие собой поколения кораблей дредноутного типа, в подклассах: "ЛК дредноутного типа" ("дредноут") и "крейсер дредноутного типа", в подклассах: "линейный крейсер" (ЛКР) и в ряде случаев "тяжёлый крейсер" (ТКР). /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Предыстория


  Предыстория развития броненосных кораблей дредноутного типа берёт своё начало на этапе завершения эволюционного развития крупных броненосных боевых кораблей открытого моря, которые в ВМФ РИ, с 1892 г. относились к подклассу "эскадренный броненосец"(ЭБР).

   Завершающий этап развития ЭБР характеризуется сформировавшейся во второй половине XIX ст. - оптимальной ("классической") архитектурой броненосцев - образованной носовой и кормовой 2-х орудийными башенными артиллерийскими установками главного калибра (бАУ ГК), между которыми размещалась бронированная надстройка, в казематах которой располагались артиллерийские установки среднего калибра (АУ СК) и артиллерийские установки мелкого калибра (АУ МК).

Примечание: АУ СК и АУ МК составляли собой артиллерию так называемого "противоминного" калибра, предназначенную для противодействия атакующим миноносцам противника как на малых, так и на больших дистанциях, с учётом того, что миноносцы не несут броневой защиты.

* К началу XX ст., существенным фактором оказавшим влияние на состав главной артиллерии ЭБР, явилось развитие миноносных кораблей (миноносцев) и их торпедного вооружения... В частности, значительное увеличение мощности и дальности поражающего воздействия торпедного залпа миноносца, вынуждало к увеличению дистанции огневого противодействия главных сил в составе эскадр. На больших дистанциях значительно снижалось поражающее воздействие от артиллерии противоминного (среднего и малого) калибров. Стремления увеличить число БАУ ГК (более двух) - сдерживалось неизбежным ростом водоизмещения ЭБР, значительным снижением быстроходности и автономности, с учётом располагаемой мощности и экономичности двигательной установки. В этой связи, в конце 1890-х гг. наметилась тенденция усиления главной артиллерии ЭБР путём дополнения двух БАУ ГК наиболее крупного калибра, артиллерией так называемого "промежуточного" калибра (ПК) с расположением орудий как в БАУ ПК, так и в казематах. Применения БАУ ПК для усиления главной артиллерии ЭБР, было обусловлено меньшей относительной массой БАУ ПК, по сравнению с БАУ ГК.

* Впервые в мире комбинированный состав главной артиллерии ЭБР был реализован в проекте французских ЭБР типа "Charles Marte" (проект 1891 г.), заложенных в ответ на закладку 8 ед. английских ЭБР типа "Royal Sovereign" (проект 1889 г.).

** Пять ЭБР типа 'Charles Marte' строились по индивидуальным рабочим проектам, поэтому при значительных конструктивных отличиях имеют подобную основную архитектурную компоновку, с ромбической схемой расположения артиллерии ГК двух калибров: в носовой и кормовой башнях стояло по одному 305-мм орудию, в бортовых башнях (расположенных побортно на выступающих спонсонах в середине корпуса) - по одному 274-мм орудию. Наличие двух главных калибров затрудняло пристрелку на больших дистанциях, но в то время предполагаемые дистанции ведения морского боя не превышали 3-4 км. Вспомогательное вооружение - 138,6-мм скорострельные орудия - на всех кораблях расположены в башнях (что было новшеством для того времени). Конструкция и расположение башен вспомогательного калибра различались на всех пяти кораблях данного проектного типа.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, на уровне перспективных проектных разработок ЭБР для ВМФ США и для ВМФ Италии, были впервые в мире, практически одновременно, предложены проектные концепции значительного усиления главной артиллерии ЭБР, путём увеличения числа БАУ ГК и полного отказа от установки БАУ ПК...

* В 1899 г. контр-адмирал Джованни Беттоло поручил главному конструктору Витторио Куниберти разработать проект быстроходного (22-узлового) броненосного крейсера, проектным водоизмещением до 12000 т., способного нести двенадцать 203-мм орудий, и 152-мм бронирование. Данное техническое задание на проект броненосного крейсера, по составу главного вооружения соответствовало итальянской концепции: "Corazzate monocalibro classe" (рус. "броненосец монокалиберного класса"). В результате разработки данного проекта, при заданном водоизмещении (менее 12000 т), предусмотренный заданием состав основного вооружения (двенадцать 203-мм орудий), был усилен двумя 305-мм орудиями. В итоге, по инициативе Куниберти, техническое задание на проект броненосного крейсера трансформировалось в техническое задание на эскизный проект быстроходного (21-узлового) эскадренного броненосца, типа "Regina Elena" (завершённый разработкой эскизный проект был утверждён в 1901 г.), и в системе классификации ВМФ Италии был отнесен к подклассу: "Corazzate pluricalibro classe" ("броненосец поликалиберный"), который, в определённом смысле, унаследовал ряд ТТЭ от предшествующего проекта 22 узлового броненосного крейсера. В проекте ЭБР типа "Regina Elena", впервые в практике итальянского военного судостроения проявилось стремление Куниберти создать универсальный быстроходный броненосный "монокалиберный" боевой корабль, гармонично сочетающий в себе боевые качества быстроходного эскадренного броненосца и броненосного крейсера.
   ТТЭ ЭБР "Regina Elena" (проект 1901 г.): водоизмещение: нормальное/полное: 12550/13771 т; главные размерения: 144,60×7,91×8,58 м. Бронезащита, мм: пояс 250; траверзы 250; палуба <= 100; башни ГК 200; башни ВК 150; казематы ПМК 80; б.рубка 250. ГЭУ: 28 котлов типа "Бельвиль"; ПМ3р 19300 л. с.; Vпх 21 уз; 9000-11000 миль (10 уз). Состав вооружения: 2×БАУ ГК 1-305-мм/40; 6×БАУ ПК 2-203-мм/45; 16×1-76-мм/40; 2×1-450-мм пТА.

* В 1901 г. в проекте итальянского ЭБР типа "Regina Elena" - впервые в XX ст. была возрождена и реализована концепция усиления главной артиллерии (2хБАУ ГК 1-305-мм/40), башенными артиллерийскими установками, так называемого, "промежуточного" калибра (6хБАУ ПК 2-203-мм), которая сразу же приобрела характер устойчивой проектной тенденции усиления главной артиллерии ЭБР путём дополнительного размещения в районе казематной надстройки нескольких башенных артиллерийских установок (БАУ), так называемого "промежуточного" калибра (БАУ ПК), которые по сравнению с БАУ ГК имели значительно меньшую массу. При этом предполагалось, что, так называемый "поликалиберный" состав основного артиллерийского вооружения существенно повысит огневую мощь ЭБР на курсовых и траверзных углах ведения огня.

   Примечание: Тенденция усиления главной артиллерии ЭБР путём применения артиллерии промежуточного калибра проявлялась в проектах ЭБР ряда морских держав мира, вплоть до завершения русско-японской войны.

В 1902 г. в проекте ЭБР для ВМФ США была впервые сформулирована, так называемая "американская" концепция "all-big-gun" ("только большие орудия"), которая, в отличие от итальянской проектной концепции "Corazzate monocalibro classe" (рус. "броненосец монокалиберный") ещё не содержала требование обеспечения повышения быстроходности.

В 1902 г. с учётом опыта эскизного и рабочего проектирования ЭБР типа "Regina Elena", Куниберти представил на рассмотрение руководству ВМФ Италии концептуальный проект (предположительно техническое предложение или аванпроект) "колосса открытого моря" - необычайно крупного (проектное водоизмещение 17000 т), быстроходного (23-узлового) "монокалиберного" броненосного боевого корабля в подклассе: "Corazzate monocalibro classe" (рус. "монокалиберный броненосец"), несущего в башенных АУ - двенадцать орудий единого, в то время наиболее крупного главного калибра 305-мм. В основу представленного техническое предложения или предварительного проекта были заложены следующие соображения:
  - В связи с тем, что до сих пор, классическая установка на ЭБР четырёх 305-мм орудий в двух башнях явно недостаточна (при выходе из строя одной башни боевая мощность корабля уменьшается на 50 %) - необходимо установить на корабль возможно большее число орудий самого крупного калибра, способных нанести противнику гибельные удары в самые защищённые его части. [Шершов 1940(141)]
  - Артиллерия среднего калибра недостаточна по силе и дальнобойности для возмещения потери боевой мощности корабля при выходе из строя одной башенной АУ ГК.[Шершов 1940(141)] Башни средней артиллерии, будучи слабее защищёнными, могут быть легко выведены из строя. [Шершов 1940(141)]
  - При введении на кораблях дальномеров и управления артиллерийским огнём путём наблюдения за 'всплесками' от попадания снарядов необходима однокалиберность артиллерии.[Шершов 1940(141)]
  - Повышение скорости хода кораблей, - одно из важнейших тактических преимуществ, дающих возможность выбора наивыгоднейших условий боя - дистанции, места и времени, а также сосредоточение удара в желаемом направлении. [Шершов 1940(142)]


  Представленный Куниберти руководству итальянского ВМФ в 1902 г., проект быстроходного, универсального, "монокалиберного" боевого корабля, вероятно был отклонён не только по причине его чрезмерно высокой себестоимости, но и по причине отсутствия в то время в Италии необходимой для постройки такого корабля научно-технической и судостроительной базы (турбинные двигатели могли быть заказаны только в Англии)... Стремясь осуществить свой проект, Куниберти добился официального разрешения опубликовать свой концептуальный проект в открытой печати. При выборе издательства автор проекта сделал ставку на высочайший потенциал судостроительной промышленности Англии - в то время наиболее экономически развитой морской державы в мире, с учётом фактора обострения геополитических противоречий между Англией, Россией и Германией на Тихоокеанском ТВД. Реализации проекта, в пределах установленного водоизмещения, была возможна, лишь при условии применения водотрубных котлов с нефтяным отоплением и паро-турбинных двигателей, которые в то время проектировались только в Англии, при этом, Куниберти являлся специалистом по судовым котлам с нефтяным отоплением... В целях снижения массы корпуса, его носовая и кормовая оконечности по килевой образующей имеют загибы вверх... Куниберти предложил установить на корабль главную артиллерию единого, наиболее крупного, в то время, калибра 305-мм, отказавшись от инновационной по тому времени идеи применения на БР артиллерии промежуточного калибра... Стремление увеличить в перспективном проекте ЭБР число наиболее тяжеловесных БАУ ГК (более двух), сдерживалось - неизбежным значительным увеличением проектного водоизмещения, главных размерений корабля, и как следствие - значительным ростом себестоимости реализации проектных решений. Эти факторы сдерживали эволюционное развитие ЭБР в направлении увеличения водоизмещения вплоть до окончания русско-японской войны (РЯВ.)


  В октябре 1903 г. в английском ежегоднике: "All The World's Fighting Ships" ("Все боевые корабли Мира", с 1905 г. этот ежегодник выходит под названием: "Jane's Fighting Ships") была опубликована статья Куниберти под заголовком: "An Ideal Battleship for the British Fleet" ("Идеальный боевой корабль для Британского флота"), в которой автор - впервые в мире изложил концептуальную идею создания необычайно крупного (проектным водоизмещением 17000 т), быстроходного (23-узлового) броненосца, несущего 12 орудий единого главного калибра 305-мм в одно- и двух-орудийных башенных АУ, с главным броневым поясом толщиной 305 мм по всей длине корпуса. В статье сообщалось, что такой боевой корабль будет мало уязвим для всех орудий противника, калибром менее 305-мм; на дальних дистанциях артиллерия противника - промежуточного, среднего и малого калибров - не сможет нанести такому кораблю сколь-нибудь значимого ущерба, при этом сам "идеальный корабль" будет иметь абсолютное превосходство перед любым "классическим" броненосцем вероятного противника, несущего не более четырёх 305-мм орудий в двух башенных АУ ГК. Для обеспечения заявленной 23-узловой скорости полного хода - необходимой для навязывания противнику максимально возможной для 305-мм орудий боевой дистанции и невыгодного для противника боевого ракурса ведения ответного огня и для обеспечения дальности плавания до 15000 миль - предлагалось в составе главной энергетической установки использовать в качестве двигателей паровые турбины, а котлы отапливать жидким топливом (нефтью). В статье сообщалось, что один бортовой залп главным калибром "идеального броненосца" сможет потопить любой одиночный броненосец противника, а эскадренное соединение из шести "колоссов" обеспечит английскому ВМФ абсолютное мировое господство, на всех морских ТВД.

Публикация статьи Куниберти вызвала острые дискуссии в среде английских военно-морских специалистов и принесла её автору мировую известность. Так, предложенная Куниберти концепция: "nave da battaglia monocalibro" ("боевой монокалиберный корабль") подтверждала американскую концепцию: "all-big-gun" ("только большие орудия"). Концепция Куниберти получила неоднозначную оценку в среде военно-морских специалистов всех морских держав, тем не менее, она в значительной мере стимулировала начало соответствующих предварительных проектных разработок в Англии, и в итоге привела к разработке проекта "Дредноут".

Опыт боевых действий в ходе русско-японской войны полностью подтвердил объективность, до этого спорных, идей Куниберти, которые были использованы и реализованы англичанами. [Шершов 1940(141)]

В ходе русско-японской войны (РЯВ), в частности на основании анализа сражения в Жёлтом море (28.07.1904 г.)) было практически установлено, что совместное боевое применение разнокалиберных орудий главной артиллерии (главного и промежуточного калибров) - существенно затрудняет пристрелку по всплескам от падающих в воду снарядов ГК и ПК, с недолётом.

  Завершающий этап проектного развития ЭБР характеризуется относительно небольшим приростом его проектного водоизмещения по величине не превышающим 16000 т.
  Перспектива дальнейшего увеличения проектного водоизмещения ЭБР, и соответственно, его главных размерений, сдерживалась увеличением себестоимости реализации проекта и располагаемыми параметрами главной энергетической установки (ГЭУ), в частности: располагаемыми параметрами мощности и экономичности паро-поршневой двигательной установки - предопределяющими величину скорости полного хода и район плавания корабля.
  

Этапы развития боевых кораблей типа "дредноут"

  Исторически сформировались следующие этапы развития боевых кораблей дредноутного типа: предвоенный период 1906-1913 гг.; военный период 1914-1920 гг.; послевоенный период; 1920-1922 гг.; межвоенный период: 1922-1930 гг.; межвоенный период: 1930-1936 гг.; предвоенный период: 1936-1939 гг. Последовательность этапов в мировой истории развития кораблей дредноутного типа, охватывающая период с 1906 по 1922 г. в СМИ получила имя нарицательное "дредноутная лихорадка".

Источники:

* А. П. Шершов. История военного кораблестроения. Воен. Мор. Издат. 1940 г. [Шершов 1940(118÷141)]

* И. Ф. Цветков. Линкор "Октябрьская революция". Ленинград. Судостроение. 1983 г.[Цветков 1983(224)]

* И.Ф. Цветков. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. Судостроение. 1990 г. [Цветков 1990_с.259]


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"