Абрамович Александр Львович : другие произведения.

Немецкие струны русской души

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Самые жестокие драки случаются между родными братьями


НЕМЕЦКИЕ СТРУНЫ РУССКОЙ ДУШИ

Бывают выборы и бывает Выбор

  

- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.

- Да, консультантом.

- Вы - немец? - осведомился Бездомный.

  -- Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг

задумался. - Да, пожалуй, немец... - сказал он.

М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"

  
   Что представлял себе Михаил Булгаков, когда написал свое "...и вдруг задумался"? Почему булгаковский Воланд вдруг задумался, если до этого в разговоре с двумя писателями шутя водил их за нос, да и потом по ходу действия романа в тупик никогда не становился? Эта дьявольская задумчивость выглядит как-то подозрительно; как говорил один медвежонок: "Это жж-жж - неспроста." Но то был умный английский медвежонок и он точно знал почему неспроста. А здесь почему?
   Начать с того, что слово "немец" - слово совершенно особое. В самом деле, француз живет во Франции, американец - в Америке, китаец - в Китае. Один лишь немец - в Германии. Вполне возможно (сдается мне так), "немец" - единственный исконно русский этноним для обозначения национальной принадлежности. Происходит он от русского корня "нем" - "немой", "немец" - некогда именно так сердобольно-добродушные тетки на московском торжище прозвали странно одетых чудаков - чужеземцев, ни бельмеса не понимающих на таком простом и понятном русском языке. Но вот ведь парадокс: по-русски не понимали не только эти чужеземцы, но и многие другие; а вот свое собственное, незаемное родное слово нашлось только для этих. Даже для евреев (вот действительно чертовщина!) не нашлось родного русского слова - "жид" всего лишь польская транскрипция немецкого "юде", т.е. еврей.. Это, знаете ли, как для родного всегда найдется ласково-шутливое или грубовато-серьезное словечко, так для чужака - только безразличное ко всему, кроме пола, обращение "мужчина -женщина".
   Не знаю, насколько грешные мысли лезли в головы московских красавиц при виде немцев, но убежден - без последствий эти мысли не остались. Душа России - женская душа (можно считать общим местом без доказательств). Душа России всегда была между Востоком и Западом примерно как женщина между мужем и любовником. То есть тело отдано одному, душа - другому. Одного -любит, другого - просто уважает. К одному тянет как магнитом, от другого страшно оторваться - как в омут головой. Но иногда бывает - нужно выбирать. Бывают, в общем, Выборы с большой буквы. Этих Выборов, в конечном счете, бывает два - по числу как бы полярных альтернатив. То есть, если тысячу лет назад вместе с византийским христианством Россия выбрала Запад (несколько условно, поскольку формат учения все же был не латинский), семьсот лет назад вместе с формой централизованного московского государства и луковицами куполов храмов - Восток, то триста лет назад непостоянное женское сердце ее вновь склонилось... Или не склонилось? Или это всего лишь большевик N1 - Петр Первый - и последующие большевики силой всем навязали, а Россия вовсе и не хотела всего этого:
  -- Регулярная армия ("полки нового строя") и морской флот
  -- Высшее образование (Университет) и современная наука (Академия)
  -- Могучее бюрократическое государство (Империя царского и советского образцов)
  -- Индустрия западного типа (с почти поголовным раскрестьяниванием и пролетаризацией)
  -- Стили в искусстве (барокко, классика, модерн)
  -- Литература и философия (западники и как реакция на них - славянофилы).
   И перечень этот далеко не полон - того, что получила Россия с Запада, в основном прямо от немцев. А вместо спасибо генералиссимус А.Суворов сочинил стихи для государя императора Павла I (по крови почти чистого немца, как и все российские императоры, начиная с Екатерины II):
   "Букли не пушки,
   Коса не тесак,
   А я, Ваше Величество, не немец
   А природный русак!"
   И еще: "Русские прусских всегда бивали!" Ну да, бивали во время войн, а во время мира всегда бывали биты сами (в культурно-экономическом смысле). Россия выиграла у Германии войну и проиграла мир - известное выражение. Как бы ни храбрились русские воины, Россия - существо женского рода. И когда умолкали пушки, в сердце ее вновь и вновь ныла старая любовь к вчерашнему врагу, любовь тем более сильная, чем менее реализована она была на практике. Хотя и на практике получалось довольно неплохо в том смысле, что немецкие формы жизни и деятельности во множестве воспроизводились в жизни русской (обычно лет через сто):
  -- после книгоиздателя Иогана Гутенберга - "первопечатник" Иван Федоров
  -- после Лютера - патриарх Никон (религиозные реформаторы)
  -- после Лейбница - Ломоносов (универсальные гении)
  -- после Гете - Пушкин (реформаторы литературного языка)
  -- после Лессинга - Белинский (великие критики)
  -- после Моцарта - Чайковский (великие композиторы)
  -- после Маркса - русские марксисты и в некотором смысле весь советский народ.
   То, что происходило с русским сознанием в эпоху Нового времени, Освальд Шпенглер назвал псевдоморфозой - случаем, когда "чужая старая культура настолько сильно довлеет над страной, что местной молодой культуре нечем дышать...". Он писал в 1922 году: "Вслед за московским периодом великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия вела постоянную борьбу с приверженцами западной культуры, после основания Петербурга (1703) наступает псевдоморфоза, которая втиснула примитивную русскую душу сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Народ, чьим предназначением было еще на протяжении многих поколений жить без истории, был втиснут в искусственную и придуманную историю, дух которой не мог быть понят исконно русскими людьми. На просторах страны, не имевшей городов, заселенной крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чуждого стиля. Они были насквозь неестественными и ложными. Так же призрачно и невероятно выглядели роскошные эллинские города среди арамейских деревень. Такими их видел Иисус в своей Галилее. Такое же ощущение, вероятно, было и у апостола Петра, когда он впервые увидел имперский Рим."
   Далее, для уяснения двух главных российских духовных тенденций, Шпенглер сравнивает дух творчества Льва Толстого и творчества Достоевского. "Толстой - это прошлое России, а Достоевский - ее будущее. Толстой - это событие в европейской цивилизации. Он находится посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они не видели русской земли. То, с чем они боролись, будет вновь признано посредством формы, в которой они это делали. Достоевского невозможно поставить рядом с кем-нибудь, разве что с апостолами раннего христианства. Для него нет никакой разницы между консервативным и революционным: и то, и другое - порождение Запада. Его душа выше всего социального. Достоевский живет уже в мире непосредственно предстоящего религиозного творчества. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса. Христианство Достоевского принадлежит следующему тысячелетию." Отмечая неорганичность российской души, Шпенглер тем не менее верит в ее "особую форму жизни, собственную религию, собственную будущую историю." То, с чем боролись, будет вновь признано... Да послужит его вера утешением всем скорбящим !
   Думаю, дух немецкого и русского народов Нового времени соотносятся между собой и с духом этой исторической эпохи так же, как дух греческого и римского народов соотносились между собой и с духом Античности. Древние греки в своей исторической судьбе точно уложились во временные и идейные рамки Античности - от Троянской войны и Гомера до закрытия платоновской Академии в Афинах и первых константинопольских патриархов. Греки - подлинные творцы и дети Античности, но вот сколько-нибудь длительного политического могущества они так и не имели. Римлян же многие считают искусными подражателями, тащившими по всему свету эллинскую культуру (правда, в мертвом виде - по другому ее не утащить). Зато политически римляне господствовали в западном мире полтысячи лет как минимум. Роли как бы поделились: греки глобально отвечали за культуру, римляне - за политику в античном мире. Духовный упадок римлян во времена Христа был предопределен истощением греческого гения; прекратилась греческая торговая и культурная экспансия, умерла религия. А затем рухнула Римская империя. Как в сказке про Кощея Бессмертного, что ли - Кощей сам по себе, а смерть его сама по себе.
   Немцы в Новое время - это отдельная тема. Подобно грекам Античности, немцы - в наибольшей степени творцы и дети Нового времени. Начиная с Реформации (начало XVI века) - этого "первого акта буржуазной революции" (Ф.Энгельс) и заканчивая коммунистическим учением - этим свидетелем упадка западной "фаустовской" культуры (по О.Шпенглеру), немцы век за веком "пропустили" через себя все то содержание, которое мы в культурно-историческом смысле обозначаем понятием "Новое время". Участвовали на первых ролях во всех крупных и кровавых политических "мероприятиях" (Тридцатилетняя война, Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны). Добились выдающихся результатов в экономике, культуре, науке. Реформировали христианство (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Вся вершина философии Нового времени - немецкая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). В общем, народ этот был, без преувеличения, "барометром" эпохи. Возможно, немцы не имели столь значительной культурной монополии как греки в Античности - все же рядом творили итальянцы, англичане, французы, голландцы - но зато немцы все творчество соседей как бы аккумулировали - и ... передавали на восток.
   Кому передавали - вопрос совершенно излишний. Разумеется, духовным детям - русским. И русские это в глубине сердца своего всегда помнили и благоговейно чтили; недаром два раза совершенно бескровно вернули побежденным немцам их Берлин и часть страны (в 1760 и 1989 году); подписали сепаратный Брестский мир в 1918 году и договор о ненападении в 1939 году, еще в начале 1941 года гнали в Германию эшелоны с зерном. Бывает ли столько совпадений, вернее - не называется ли такое количество совпадений закономерностью?
   Дьявол представился двоим русским - немцем, как римлянам он представился бы греком, а древним иудеям - египтянином. У всех свой собственный злой гений. Пока он в силе, мучает нас - жизнь продолжается; когда же он исчезает - наступает ... нирвана? атараксия? гомеостазис? еще какая-нибудь дрянь? - дьявол ведает, а поскольку он исчезает, то и спросить не у кого.
   И все-таки я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например. Это же будет просто смешно - не воспроизвести столь заметное явление на родной отечественной почве. Это будет как свадьба без спиртного - некогда пытались такие учредить, да затея провалилась.
   Н у да ничего, читатель. Возможно, не все так уж мрачно в нашей жизни; возможно, ученый немец Освальд Шпенглер много лет назад все-таки малость преувеличил насчет заката Европы. И зря назвал историю послепетровской России псевдоморфозой. "Немец сказал" - это же слова из зияющих глубин абсурдности нашего языка; как в старой песне про "бесколесный грузовик", который ехал "через горы напрямик". Там еще "немой глухому что-то крикнул, а безрукий взял свой дробовик" и все такое прочее. Ерунда это. Немцы врут все. Откуда я знаю? Да немец один по секрету сказал.
  
   Александр Абрамович
  

Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"