Афанасьев Сергей Игоревич : другие произведения.

"Свиньи и броненосцы" (Buta to gunkan, 1961) Сёхея Имамуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Фильм, резко изменивший мое отношение к Имамуре. "Нараяма" мне не показалась, хотя финал там и безумно красивый. "Угорь" понравился, но это не то кино, после которого вдруг хочется посмотреть всю фильмографию автора. А "Свиньи" именно такое. Ранний фильм Имамуры еще отчасти жанровое, у меня лежит один его нуар конца 1950-х, любопытно будет узнать, как он начинал. Но что в "Броненосцах" он вырулил в свой стиль, несомненно. Это с одной стороны якудза-фильм со всеми вытекающими: уличные банды, герой-недотепа, его девушка, которую мать уговаривает продаться богатому американцу, труп, который надо спрятать где-то, и который в итоге скормили свиньям. С другой - черная комедия об этих самых городских улицах, где может произойти все, что угодно, и персонажи которых, несмотря ни на что, обаятельные и живые. Они поступают идиотским порой образом, порой отвратительно, но у Имамуры они все-таки очень и очень милые. Достаточно сказать, что якудза-клан в его фильме решил заняться законным ремеслом и открывает свиноферму! А для свинофермы нужны корма, а чтобы купить корм - деньги, и, разумеется, деньги собирают бандиты стандартным образом - рэкетом, за что их ненавидит полгорода. Главный герой на побегушках, на него хотят повесить преступления старших товарищей - труп скидывают в море, но, конечно, он в результате выплывает, и приключения этого трупа оказываются отдельной сюжетной строкой. Герой чудесатый, туповатый, кричащий якудза, которого девушка уговаривает уехать из города и начать новую жизнь. Сама девушка ломается перед перспективой быть фактически проданным белому американцу, стать проституткой или уехать с этим недотепой, преступные замашки друзей которого она не одобряет. Белые американцы вообще тут отдельная радость: город обожает встречать военные корабли в своей бухте, девушки с криками радости бегут навстречу янки, чтобы вечерком потрахаться с ними за деньгу. Якудза-ребята смотрят на них с презрением, но противопоставить им нечего: остается только ненавидеть оккупантов! Страшные моменты, горе, ужас происходящего у Имамуры тоже есть, но в его фильме после группового изнасилования американцами девушка не наложит на себя руки, а извинится перед своим парнем, мол, сама была дура, и тот ее простит! Главарь банды тут вообще песня: он вроде бы как умирает от рака в госпитале, и его горести, которые безусловно настоящие, очаровывают.
  
  Но самое потрясающее - это финал. Убийственный, гениальный финал, где сорвавшийся с катушек наш паренек палит беспорядочно из автомата, а испуганные свиньи стадом давят на главных улицах и площадях людей и бандитов. Река свиней, заполняющая переулки и люди, отчаянно взбирающиеся на мусорные баки в попытке спастись - смех и ужас. То есть, это, безусловно, нуаровый финал, там все печально на самом деле, но это одновременно и очень смешной финал. И после такого финала я, наконец, поймал волну неуловимого Имамуры. Это очень жестокий, безжалостный художник (как и всякий настоящий художник). У него феноменальное чувство черного юмора, которое совсем не в гэгах, не посмешить зрителя ради, а заключено в самих жизненных ситуациях - и ты можешь ужасаться происходящему, можешь плакать, а можешь смеяться. Я сразу решил ознакомиться с другими фильмами 1960-х нововолного японского хулигана, и, судя по другим фильмам (о них ниже), которые я у него посмотрел, темы его интересуют вполне обычные, но при этом человек у него совершенно непредсказуемо ведет. Эта одновременно мисимовская жестокость и герои в пограничных ситуациях - но Имамура, в отличии от литератора-гения, смотрит на людей не как на дурацкие нелепые иероглифы на прекрасном теле мира, силясь разобрать божественное в грязном, в быту, в тех же людях. Для Имамуры божественного вообще нет, он как бы и совсем не мой режиссер по мировоззрению, но снимает так ударно и мощно и смешно, что нет сил отказать ему в его видении. Окей, говорит он, бога нет, люди животные, так давайте покопошимся, что ли, в этом гадюшнике, может, они там не звери уж совсем, может, чё есть симпатичного? И да, и симпатичное есть, и светлое, и грустное, и смешное. Это взгляд исследователя-вивисектора, но для которого черви не всего лишь возможность сделать кандидатскую, а который любит этих червей и за червей не считает. Но мы еще поговорим об Имамуре чуть позже.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"