Аннотация: Я собирала это для себя, но решила чуть разъяснить и поделиться
В идеале любое произведение искусства должно вызвать у потребителя бурю чувств. Тогда оно запомнится, а его автор прославится. У каждого свои решения проблемы: как затронуть сердце человека. С помощью красивого языка, тщательного изучения людей, хитроумных оригинальных свежих конфликтов - или с помощью стандартных приёмов, которые многие авторы называют 'нечестными'.
Итак.
1. Ж: Вы женаты?!!
М1: Я с ней расстался. Она не позволяла мне перечислять деньги в благотворительный фонд мокрых замёрзших котят... (плачет)
Ж: Ну не переживайте... (куксится)
М2: кстати, я вчера доказал теорему Ферма...
Ж: Котятки-и-и... Хнык-хнык!
М2: Как известно, её невозможно доказать!
М1: Мокрых!..
Ж: Мокренькие... Хнык!
КВН Максимум, г.Томск.
Приём 1. Мокрые замёрзшие котята... Одинокие старики... Голодные сироты... Уже чувствуется? Они такие одинокие! Они плачут, потому что их все бросили! Ну как эмоции? Приходит жестокий злодей! От него не спастись! О, как он может обижать столь беспомощное существо! Пробило на слезу?
Примеры. Аниме 'Эльфийский романс' (кстати, в аниме этот приём не считается нечестным и активно используется'. Фильм 'Бэйб'. Огромное количество рассказов про несчастных котят, которых дети подбирают на улицах.
2. В письме подтверждены слова монаха.
Рассказывая, как он встретил весть
Про смерть жены, Ромео прибавляет,
Что добыл яду в лавке бедняка,
Чтоб отравиться в склепе у Джульетты.
Шекспир, 'Ромео и Джульетта'.
Приём 2. Герой любит безответно. Герой любит взаимно, но не может соединиться со своей половиной.
Со времён Гюго и Шекспира про это сказано очень и очень много. Да и они отнюдь не были первопроходцами. Над 'Титаником' рыдали миллионы: герой ДиКаприо не просто погиб, а погиб на глазах у любимой.
Сейчас приём 2 используется реже, чем раньше. Возможно, потому что новое здесь сказать что-то сложно.
3. Врагу все еще не хватает одной вещи, чтобы вновь обрести свою силу и знания, подавить всякое сопротивление, преодолеть всякую защиту и покорить весь мир тьмой. Ему не хватает Кольца.
Три самых волшебных Кольца короли эльфов спрятали от него, и его руки никогда не касались и не качали их. Семью Кольцами владели короли гномов, но тремя из них он завладел, а четыре проглотили драконы. Девять колец он отдал смертным людям, гордым и великим, и тем самым соблазнил их. Давным давно попали они под его власть и стали Духами Кольца, тенями его великой тени, и самыми ужасными слугами. Уже давно, очень давно, эти девять не вырывались наружу, но кто знает? Когда растет великая тень, они тоже могут освободиться. Но оставим это! О таких вещах не следует говорить даже утром в Уделе.
Толкин, 'Братство Кольца'.
Приём 3. Отвратительный злодей/жуткая катастрофа. Миру грозит гибель или какая ещё нехорошая вещь. Гораздо легче затронуть сердце читателя, если опасность будет велика. Многие народные сказки и американские боевики используют этот приём. Раньше герой из благородства спасал мир, в современном искусстве катастрофа должна коснуться его лично. Злодей должен прийти и изнасиловать его жену. Измельчали нынче герои, да.
Приём 3 - самый распространённый в классической фэнтези.
4. Йог-Сотхотх выглядел как длиннющий червяк или змея. Угольно-черный, оставляющий склизкий след на полу, он полз к своему трону при гробовой тишине. Никто не издавал ни единого звука, все зачарованно уставились на Хранителя Врат. Приглядевшись, Вон поняла, что называть его червем было все же преждевременно - от червя у него был только хвост, а там, где положено быть голове, начиналось туловище - совсем маленькое по сравнению с хвостом, но все-таки. Туловище, если не слишком придираться, можно было назвать даже человеческим, но оно было такого же цвета, как и хвост. На месте ног у него росли две пары лап богомола, а вместо рук - что-то вроде спинных парусов некоторых динозавров. Из этих парусов торчали три длиннющих когтя, тихо пощелкивающих при движении. Голова тоже напоминала человеческую лишь очень отдаленно - фасетчатые глаза насекомого, полное отсутствие носа и волос, а также нечто вроде пары муравьиных антенн на лысине. Таков был Йог-Сотхотх.
А. Рудазов, 'Архимаг'.
Приём 4. Опиши противного, безобразного самолюбивого типа, который жрёт на завтрак пауков-птицеедов, и получится... нет, не горой современного ток-шоу, вы что! А похоже, не отрицаю... Короче, у нас получится злодей, который изначально противен и которому даже не надо делать что-нибудь действительно злое. Он уже вызывает ужас и отвращение!
Примеры - большинство детских книг. Ребёнку нужно дать понять, что вот он - хороший, а он - плохой. Поэтому Гингема наводит ужас.
5. В двух креслах у ствола дерева под навесом живой ветки сидели рядом Келеборн и Галадриэль. Они встали, чтобы приветствовать своих гостей; так было принято у эльфов, даже если они могущественные короли. Они были очень высоки, причем госпожа не менее высока, чем господин; и они были прекрасны. Одежда их сверкала белизной; волосы госпожи - глубокого золотого цвета, волосы господина, длинные и яркие, цвета чистого серебра. Ни следа возраста не было на их лицах, разве что в глубине глаз; глаза были остры, как острия копий в звездном свете, и глубоки, как бездонные источники.
Толкин, 'Две башни'
Приём 5. Обратный приёму 4. Положительный герой положителен во всём. Он добрый, красивый, смелый, сильный... Найди в себе силы нарушить это правило - и можно получить шедевр.
6. "Рыжая": на протяжении двух серий спасители Таси не могут рассказать её родителям, где она находится. Только когда её похищают, спохватываются, что это надо было сделать в первую очередь. Хороша и сама Тася: слепая, а приключения на свои нижние 90 ловит не хуже любой зрячей: убежала из дома, одна в квартире принимает учеников музыки. Её Борис тоже уникум: ищет письмо любимой в подвале, когда сносят дом. Кстати, так и не нашёл. Ну и остался бы там насовсем, по собственной логике.
Один из сериалов по Акунину: в начале серии у убитого австрийца находят странную игрушку - рыцаря с мечом. Почему-то даже не задумываются, не могла ли эта игрушечка служить для какой-то цели. И только в финале спохватываются, что меч - это ключ от сейфа, который они никак не могут открыть.
"СМЕРШ-2": нацисты взяли ГГ, но не убивают, потому что им нужно, чтобы он ответил на звонок "Воздух чист". И тут же говорят, что могут без этого обойтись. Так почему не обошлись?
Приём 6. Персонажи начинают вести себя нелогично, общими усилиями протаскивая такой ход сюжетных событий, который задуман автором. Примеры:
Один персонаж должен срочно сообщить другому нечто важное. Звонит или встречается с ним, но почему-то никак не может сказать нужное. Вместо этого молчит, как хороший партизан в гестапо, или принимается молоть чушь на тему дождичка в минувший четверг, чем доводит до белого каления не только собеседника, но и аудиторию.
Злодей захватил жертву, которую ему непременно нужно пристукнуть, но вместо этого принимается рассказывать, зачем ему понадобилось совершать свои гнусности, и так тянет резину, чтобы спасители успели в последний момент.
Положительный персонаж сцапал злодея, но принимается разыгрывать рыцарский турнир, чтобы дать возможность гаду смыться.
Детектив на протяжении всего сюжета не догадывается, что главная улика лежит у него на кухонном столе, и только в финале делает открытие.
Детектив лезет в открытую дверь, за которой, разумеется, лежит труп. А для полноты картины, рядом с трупом валяется окровавленный нож, который детектив непременно возьмёт в руки (без перчаток!) и примется разглядывать, пока не явятся менты, чтобы обвинить детектива в убийстве.
Злодей подкидывает жертве компрометирующую улику, а жертва не догадывается сказать ментам: ребята, проверьте на этой дряни отпечатки пальцев, моих нет!