Аитова Лейла : другие произведения.

О культуре и воспитании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Раскопала в папке с работами. Когда писала - не помню, но не слишком старое и ещё актуальное. Привожу, так сказать, в порядок страничку перед выкладкой новой вещи.

  Разве это проблема, что детей воспитывает телевизор? А кто должен? Родители? Не смешите мои байты, они-то откуда знают, как правильно? Тоже мне, каждый сам себе педагог.
  Что такого - подходишь к папе с мамой, они тебе говорят, что почитать, что посмотреть, что послушать.
  Да ладно! Мы все хотели походить на любимых героев и кумиров из масс-культуры!
  Что ж, как человек, который ни разу не разбирается в истории, проведу небольшой экскурс в историю.
  В советские времена у нас что, хуже были фильмы и книги? Менее увлекательны?
  Кстати, может быть. Фильмы - так точно. Не было такой естественности спецэффектов, такой вседозволенности фантазии. Хочешь - тебе другие планеты, хочешь - приземляются драконы.
  Но. Знаете, ощущения всё равно не те. Сопереживание? Неожиданные повороты сюжета?
  Бог с вами, в какого верите. Вся неожиданность сейчас в масс-культуре состоит в непонятках - а кто же умрёт?
  Все. Внезапности в сюжете. В том, кто умрёт из центральных персонажей, про которых ну ни за что бы ни подумали, что он умрёт.
  Ну, в детских фильмах и книгах - ох, неужели он умрёт? Не-ет, ура.
  Создатели сюжета знают, что павильонные съёмки больше не прокатят. Надо деньги на компьютерную графику и качественное оборудование. Писатели понимают, что мало просто написать хороший роман. Надо раскрутиться. Не говоря уж о музыкантах!
  А-а, ну давайте будем честны хотя бы... со всеми. Денег хотят. Пожрать икры и в Тайланд. Купить квартиру побольше и одёжку побрендовее.
  Или правильнее писать "надёжку"? А то щас с этим в Интернетах строго.
  Ладно-ладно, щекотливый вопрос. Деньги оставим в покое, сейчас речь не об этом. Просто - блага. Все хотят получить блага. Деньги или не деньги, возможности, любовь, славу, тачку покруче, чувство безопасности для себя и своих близких. Да, люди думают о близких. Эгоистов мало. Сюрпри-из.
  Вот только как всё получить? Хочется много, а усилий прилагать мало. Ну что вы, это не лень, это эффективность, и вполне здоровые рассуждения. Кто-то готов пахать, но всё равно - хочет получить много.
  "Я посмотрю на тех, у кого уже есть", - думает обыватель.
  А это... Любимые герои. Нет, мы-то с вами взрослые люди, понимаем, что всё это выдумки. А самые умные из нас даже знают, сколько выдумки и бреда в исторических хрониках.
  Но подсознанию без разницы. Оно твердит: "Сценарий ясен. Делай так, и будет этак".
  Итак, к делу.
  Возьмём хотя бы первые попавшиеся примеры. Экранизации русских сказок. Советские экранизации.
  Герои в них - и правда герои. Сильные, смелые, умные, добрые. Они почти не попадают в неловкие ситуации, а если косячат, то идут исправлять.
  Злодеи же на ошибках не учатся. Получая по носу, снова и снова лезут наступать на грабли. При этом они смешны и нелепы. Помним "Морозко" и "Варвара-краса, длинная коса"? Жалкие, капризные антагонисты получают по заслугам. Они не добиваются чего хотели, их высмеивают, им даже сочувствовать не получается. Сами виноваты. Их ничему не учит неудача.
  А Кощей и Баба-Яга? Кто-нибудь хочет быть похожими на них? А ведь их играли гениальные актёры, по тщательно выписанным ролям. Эти персонажи древние, как наша цивилизация. Как они великолепны! Но не как пример.
  Ладно, сказки оставим. Другие детские и не очень фильмы.
  Вот "Приключения Электроника". Положительные персонажи дружные, весёлые, умные. Злодеи - мало того, что глупее, они очень одиноки. У них нет ни дружбы, ни любви. Только преданность и подражание. "Всегда для меня слово шефа - закон..." Они не достигают своих целей, как бы ни старались. Герои же - им хорошо жить. Со своими сложностями, но к ним хочется тянуться. Они и прощать умеют.
  Ладно, взрослые фильмы.
  Да даже знаменитые фильмы про Труса, Балбеса, Бывалого. Великолепные злодеи, но кто-нибудь им завидует? Они всё равно в итоге слабее и глупее протагонистов.
  Если кажется, что все примеры однотипные - возьмите "Белое солнце пустыни". Квинтессенция чистого зла - Абдулла. И ему никто не завидует, не подражает. Да он мало кому нравится вообще (не припомню таких, собственно, но вдруг есть?) А положительные - все чем-то хороши. Даже Петруха - добрый и веслый парень - не вызывает такого раздражения, как современные персонажи, которых вводят в сюжет, чтобы разрядить обстановку юмором.
  (В голове болтается долбоящер из первых эпизодов "Звёздных войн", но убейте, не вспомню, как его зовут.)
  Шли годы, и не в перестройке дело. Не том, что на наш рынок хлынули выкидыши зарубежной масс-культуры. У них тоже самое творилось. Отличные переводные фильмы по таланту творцов не всегда дотягивали до уровня совестких, но подажать их героям тоже хотелось. Вспоминаю мой любимый сериал "Зорро": великолепный герой, и плохие злодеи, которым не позавидуешь. Ведь по их душу пришёл Диего де ла Вега!
  Возможно, Дисней первым задумался о тех сверхприбылях, которые можно делать на масс-культуре. Возможно, не он.
  Где была та грань, когда кончилась культура и начался шоу-бизнес? Несомненно только то, что мы её давно прошли.
  Что мы имеем сейчас?
  Многие учебники и руководства утверждают, что люди будут больше сопереживать не блестящему герою, а простому парню, похожему на них.
  И мы имеем?
  Вот Человек-паук. Комиксы не рассматриваю, у меня на них никогда не хватало терпения. Возьму опять же кино и телевидение.
  Простой парнишка. Несчастен. Почти нет семьи, нет девушки. Под идиотским предлогом лишают возможости встречаться с той, кого он любит. Нет хорошей работы. Даже его сверхспособности не принесли ему ничего. Ну хоть какой-нибудь толк! Но его удачу искусственно топят. Несмотря на поразительные статьи о своём альтер-эго, он не лучший работник, и его не переманивают другие СМИ, как, несомненно, было бы в жизни.
  Как много супергероев сказали своим девушкам: " тебе слишком опасно быть моей девушкой"! После этого их несколько раз похищают и чуть не убивают, но, спасая их, протагонисты продолжают твердить одно и то же.
  Чувак! Ей безопасней быть твоей девушкой!
  А теперь внимание - вопрос! Кому захочется подражать неудачнику, который, несмотря на крутой бонус, неудачник? Который не может защитить своих близких? Особенно страдает этим DC Comics. Парни, наши солдаты во время ВОВ защищали свои семьи миллионами, и без всяких сверхспособностей и бесконечного бабла! Ваши сверхчеловеки стрёмные какие-то по сравнению с нашими.
  Ладно, богач Тони Старк. У него-то всё есть. Его девушка при нём. Деньги, признание, слава.
  Вот ему хочется подражать. Хочется быть, как он.
  И подражают. Наглому, самоуверенному мальчику-мажору без ума и совести. Не видно и следа тех мозгов, которыми он, якобы, заработал своё состояние. Джарвис за него думает, Пэйдж управляет компанией, он изредка, время от времени, разрабатывает что-нибудь. Но инженерный процесс остаётся за кадром. А ведёт себя в простой жизни он как избалованный мажор. Не надо, знаю я пару таких Тони Старков, они и вне работы мозговитые. И не капризные. И по любому поводу не исходят на... Так, как он себя ведут дети тех, кто пришёл во власть в 90-е.
  Вот такие герои сейчас.
  А кто же тогда у нас образец для подражания из масс-культуры?
  Персонаж очень умный. Он долгие годы трудился не покладая рук, чтобы достичь нынешнего положения. Он вежлив со всеми, даже если ненавидит их смертельно. Он создал себе репутацию хорошего человека, его многие уважают. Ему достаются деньги и слава. Он весьма харизматичный, в конце концов.
  Узнали?
  Да почти любой злодей современного кинематографа.
  Если даже он проигрывает в малом, он ведёт в глобальной войне. У него больше возможностей, больше почитателей, больше уважения, могущества. Протагонисты не могут с ним ничего серьёзного сделать, но если и побеждают, то злодея искренне жаль, ведь у него ещё и несчастная судьба. И вообще его становление злодеем спорно. Много чего его оправдывает.
  А какой он харизматичный! Его любят женщины и уважают мужчины. Он крут. А герой неудачник.
  Плохие и хорошие гибнут в одном количестве и при одинаковых обстоятельствах. Одна и та же смерть. А плюшек у антагонистов больше.
  И это пытаются раскрутить, чтобы повысить градус увлекательности!
  Первые эпизоды Звёздных войн могли снять по-другому. Не делать героем Анакина. Например, был Оби-Ван. Пусть бы он был как Люк в старых фильмах. Но нет, надо антигероя. И вообще он не такой уж анти, судьба у него сложная.
  Ребята, он душит человека, как нефиг-нафиг. Вы вообще о чём?
  Мало кто сейчас работает для души. Послушайте хотя бы вопли копирастов о тяжёлом писательском труде! (Нет, я не завидую, я вообще не пишу формат и ничего не посылала в издательство и! Никогда ещё не пыталась заработать на книгах. И для моего уровня трудолюбия меня читают нормально).
  Бывает, да, кто-то пытается. Эрик Крипке пытался закрыть "Сверъестественное" после логического конца. Он ушёл из сериала, хоть и мог бы заработать ещё много. Но. "Пипл хавает, закрывать нельзя". А Крипке оказался крепче Конан Дойля.
  Нолан долго снимал комиксы, прежде чем смог начать творить. Творить спорные вещи, но для души!
  
  Просто культура не должна учить. Она вообще никому ничего не должна. Учить должны люди.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"