Актуальное Интервью: другие произведения.

Константин Якименко: "Как ни крути, но признание автора как писателя происходит только после бумажной публикации"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 10, последний от 12/08/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 10/01/2005. 83k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Летняя
    акция-2004

    Хроника и Итоги Летней Акции - 2004
    ~~~~~
    10.06 - Blanka korniko
    ~~~~~
    13.08 - Deathwisher
    ~~~~~
    06.08 - Тим Адвайтов
    ~~~~~
    29.07 - Ольга Александрова
    ~~~~~
    10.08 - Иван Анисимов
    ~~~~~
    23.06 - Рита Бальмина
    ~~~~~
    28.06 - Елена Березина
    ~~~~~
    16.08 - Дарья Булатникова
    ~~~~~
    30.06 - Юрий Вальтер
    ~~~~~
    07.07 - Георгий Варлаков
    ~~~~~
    11.06 - Олег Вертей
    ~~~~~
    02.06 - Алексей Виноградов
    ~~~~~
    09.06 - Юрий Гаврюченков
    ~~~~~
    18.06 - Федор Гайворонский
    ~~~~~
    20.08 - Алекс Гарридо
    ~~~~~
    12.08 - Ирина Гольцова
    ~~~~~
    01.09 - Дваин, в миру - Ефим
    ~~~~~
    05.07 - Виктория Дегтярева
    ~~~~~
    20.09 - Евгений Демченко
    ~~~~~
    25.08 - Модель Длясборкин
    ~~~~~
    03.09 - Юлия Добровольская
    ~~~~~
    15.06 - Алексей Дружинин
    ~~~~~
    21.06 - Рой Ежов
    ~~~~~
    17.06 - Александр Забигайло
    ~~~~~
    08.06 - Иван Зорин
    ~~~~~
    29.06 - Дмитрий Зотиков
    ~~~~~
    22.09 - Крыся Квинто
    ~~~~~
    18.08 - Наталья Ковба
    ~~~~~
    25.06 - Александр Кончеев
    ~~~~~
    11.08 - Анастасия Кухарева
    ~~~~~
    09.08 - Виктор Леденев
    ~~~~~
    27.08 - Александр Лобков
    ~~~~~
    16.06 - Александр Лурье
    ~~~~~
    23.08 - Мауга
    ~~~~~
    07.06 - Александр Молчанов
    ~~~~~
    22.06 - Светлана Оболенская
    ~~~~~
    11.06 - Сергей Палий
    ~~~~~
    17.09 - Евгений Полупанов
    ~~~~~
    02.09 - Поручик
    ~~~~~
    02.08 - Александр Просвирнов
    ~~~~~
    10.09 - Саша Радви
    ~~~~~
    27.07 - Михаил Рашевский
    ~~~~~
    08.07 - Игорь Ревва
    ~~~~~
    06.09 - Елена Руденко
    ~~~~~
    08.09 -Руна Аруна
    ~~~~~
    02.07 - Леонид Свердлов
    ~~~~~
    24.06 - Олег Скляров
    ~~~~~
    06.07 - Олег Сотников
    ~~~~~
    30.07 - Соф
    ~~~~~
    04.06 - Сергей Стрелецкий
    ~~~~~
    28.07 - Таис
    ~~~~~
    03.08 - Аделаида Фортель
    ~~~~~
    13.09 - Кирилл Фурманов
    ~~~~~
    03.06 - Денис Чекалов
    ~~~~~
    01.06 - Николай Чуксин
    ~~~~~
    04.08 - Павел Шергов
    ~~~~~
    15.09 - Андрей Шиканян
    ~~~~~
    05.08 - Константин Якименко
    ~~~~~

    Константин Якименко: "Как ни крути, но признание автора как писателя происходит только после бумажной публикации"

    Константин Якименко - популярный и печатаемый автор СИ, френд многочисленных френдов. :-)

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
    ИЗ КОММЕНАРИЕВ

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ

    Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Начнем так: представьтесь, пожалуйста. Буквально пара-тройка предложений.

    Ну что ж, я - Константин Якименко, он же Энгер, Галактический Странник и Рыцарь Потемневшего Света. Но это так, лирика... По профессии - программист, по призванию - сочинитель. С прочими подробностями разберёмся по ходу дела.

    По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?

    Родился в Киеве, прожил здесь всю жизнь и вряд ли отсюда уеду в обозримом будущем. Не хочу говорить всякие банальности - этот город уже не раз воспевали куда более талантливые люди, чем я. Что действительно хочу сказать: патриотом своей страны никогда себя не чувствовал, слишком уж это для меня абстрактный объект, а вот патриотом своего города - да. Тем более мне неприятно видеть, что сейчас делают с ним наши власти. Под предлогом, что Киев должен стать достойной европейской столицей, они перестраивают весь центр, открывают кучу торговых центров, в которые простые люди разве что как в музеи ходят... Может, это и по-европейски, но в результате Киев утрачивает свою индивидуальность. Майдан Незалежности (нашу центральную площадь) сейчас уже просто не узнать, скоро то же будет со всем Крещатиком и прилегающими улицами... Обидно, просто обидно.

    Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Где? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?

    А чего там - родился, учился, как все... Из обычной школы перешёл в специальную, физико-математическую - учителя же и посоветовали, мол, среднее образование советского образца все мои таланты только угробит. Ну, на тот момент уже вроде не совсем советского, но не один ли чёрт? Кстати о талантах: у меня с самого раннего детства проявлялись способности как к сочинительству, так и к точным наукам. Когда ещё совсем маленьким с бабушкой гулять ходил, так сам её просил, чтоб она мне задачки всякие задавала. Или истории рассказывал, сказочные. Не бабушка мне, а я ей - сам сочинял и тут же пересказывал, было дело...
    Я вообще всегда любил не только писать, но и рассказывать. Главным слушателем всегда мой брат был, он младше меня почти на два года, ну, и не только он один... А ещё мы с братом в игры играли, сейчас бы их наверное ролевыми назвали. Изображали персонажей придуманного нами мира - и разыгрывали разные эпизоды. Оттуда же растут ноги у всяких "Галактических Странников" и проч. Потом всё это куда-то ушло... Интересы изменились, жизненные обстоятельства, ещё много чего. Иногда случается ностальгия по тем временам, хотя... Жизнь такая штука: что-то уходит, что-то приходит, это нормально.

    Расскажите о своем семейном положении - в самом широком смысле этого слова.

    В широком смысле слова это сейчас достаточно сложный и провокационный вопрос. Поэтому отвечать на него не буду :-).

    Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?

    Работаю в украинском языково-информационном фонде. Основное направление - компьютерная лексикография, а если по-простому - разработка электронных словарей. Основной упор делаем на нашу "ридну мову", уже выпустили компакт-диск со 180-тысячным словарём, там есть полное словоизменение и транскрипция, а также словари синонимов, антонимов и фразеологизмов. На очереди толковый словарь (в бумажном варианте он выйдет в 20 томах). Другими языками тоже потихоньку занимаемся, в плане у нас есть переводные словари и системы машинного перевода. Кстати, некоторые наши достижения можно посмотреть на нашем сайте (реклама? а почему бы и нет!) Собственно, я в этом деле один из основных программистов-разработчиков (скромно так...) Нет, правда - но программистов у нас немного, да и вся наша организация ютится в весьма скромном помещении. Ну, хорошо хоть зарплату платят регулярно и вовремя. А плохо - суббота у нас рабочий день, всего один выходной в неделю получается.
    А по материалам разработок у меня фактически готова кандидатская диссертация, осталось только её защитить...

    Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?

    Ну, поначалу гордился, что первая книга у меня вышла, когда мне было всего 23 года. Но сейчас, кажется, этим уже вряд ли кого сильно удивишь.

    Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни? Например: вы считаете себя общительным человеком? Вам это помогает или мешает? Вы считаете себя экстравертом, интровертом?

    Ой, я по жизни достаточно глубокий интроверт. Иногда это сильно мешает и мне, и близким мне людям. Иногда наоборот... Ну, например, я часто замыкаюсь в себе, и многие воспринимают это как моё обычное состояние и, что называется, не лезут в душу. Так ведь бывают моменты, когда только радуешься тому, что до тебя никому нет дела - а бывает, когда от этого очень тяжело... Чего ещё... специфический у меня характер. На первый взгляд вроде покладистый - но именно что на первый взгляд. Всё выслушаю, поддакну где надо, со всем соглашусь - а потом возьму и сделаю по-своему. Не люблю, когда мной манипулируют, в какой бы форме это не проявлялось. Но спорю редко - истина в спорах не рождается, не верю я в это. Обычно реагирую в духе: "делайте, что хотите, только без меня".

    О ТВОРЧЕСТВЕ

    Ощущаете ли вы себя писателем?

    Я так понимаю, речь идёт не о формальных признаках, типа количества написанных и опубликованных текстов или там членства в какой-нибудь писательской организации, а чисто о внутреннем ощущении? Да, ощущаю. Хотя бы потому, что не представляю свою жизнь без писательства - это уже был бы не я, а совсем другой человек.

    Что побудило заняться писательством? Что это для вас - средство самовыражения, самореализация, ремесло, увлечение, потребность, способ привлечь к себе внимание или что-то еще? Может быть, есть какие-нибудь другие, более верные определения?

    Боюсь, вопрос - что побудило? - в моём случае некорректный. Ну что побудило четырёхлетнего (или даже трёх...?) ребёнка начать выстраивать свой мир и выдумывать происходящие в этом мире истории? Можно искать всякие психологические причины - типа, реальный мир меня не устраивал, хотелось из него куда-то уйти, спрятаться, ну и... Может, и так - во всяком случае, причина была абсолютно неосознанной, это точно. Да и сейчас писательство для меня - в первую очередь внутренняя потребность. То есть, поиск признания таким путём - тоже в какой-то мере есть, но это не главное, это всё уже потом. Бывает, пишу и думаю: нет, этот текст я точно никому не покажу! В конце концов обычно таки показываю, конечно... Но вначале - чисто для себя, чтобы выпустить таким образом наружу нечто такое, что сам часто толком не осознаю.

    Когда вы начали писать, с чем это связано?

    О сочинительстве я уже сказал, а первую документально зафиксированную сказку я начал писать в шесть лет. Вернее, писала под диктовку моя бабушка, я сам тогда ещё почти не умел. Собственно, писалось именно для того, чтоб это осталось на бумаге, ведь устные истории забываются со временем. Называлось это творение "Сказка про тру-бу-бу-бу-бу-бу-бу" и до сих пор хранится у нас дома. Всего в ней 150 страниц, и писали её почти два года... Кстати, если кому интересно: в моём разделе на СИ есть "Сказка про летающую телегу" - так вот, эта сказочка основана на реалиях мира, придуманного мной ещё тогда...

    Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?

    Да практически всю сознательную жизнь! Что до творческого роста, то было бы очень печально, если б его не было. Пожалуй, с 1996 года, после почти годового перерыва, у меня стали получаться более-менее стоящие вещи. Да и те редактировались несчётное число раз, прежде чем обрели удобоваримый вид. Хотя вот, "Исповедь бога", которую я до сих пор считаю своей большой удачей, была написана именно в том, 96-м году, и почти не изменилась с тех пор. Но в этой вещи весьма специфическая стилистика; вряд ли я сумею ещё раз написать что-то в таком же духе, да, пожалуй, и не нужно. А то, что за последний год-два у меня заметно улучшился язык - это бесспорно. Рука уже насобачилась, и сейчас глаз сам цепляется за те корявости, которые я раньше мог оставить без внимания даже после того, как мне на них указали.

    Вы меня простите (если можете), но я не считаю себя вправе рассуждать о чужих стихах (произведениях, эссе), ибо в поэзии (прозе, драме, детективном жанре) мало что понимаю. Хорошо бы вы сами представили свои стихи (рассказы, пьесы, детективы) читателям. Вам слово!

    Что ж, попробую. Пишу в основном фантастику. Начинал со сказок, потом переключился на космическо-приключенческие вещи с классическим сюжетом, в котором роль Тёмного Властелина играл злобный учёный с каким-нибудь коварным изобретением. Потом надоела подобная ерунда и как-то потянуло на более реалистичные темы. Если вы обратили внимание, мой раздел называется "Экстремальная фантастика", а в аннотации я указываю, что моё творчество стоит на размытой грани между реальностью и фантазией. Экстремальная - потому что я часто рассматриваю поведение обычных людей в очень необычных, нестандартных для них ситуациях (самые характерные примеры - рассказ "Доказательство" и повесть "Десять тысяч"). Ну, а грань действительно бывает достаточно тонкая... иногда обхожусь всего одним фантастическим допущением, в то время как все остальные события вполне могли бы произойти в реальной жизни (то же "Доказательство", "Прыжок"...). У меня и подраздел соответственно называется - "На грани". Есть и более фантастические вещи, где действие происходит в других мирах - но и они, как говорится, в первую очередь о людях, а не о звездолётах (повесть "Последний шанс", например). Это основная направленность, а так... иногда пробивает на разные приколы, местами достаточно бредовые. Иногда - очень редко - даже на стихи... но поэтом себя не считаю, хотя вот эта вещь мне и сейчас нравится.

    Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма? Не расскажете об этом подробней?

    Хм... хороший вопрос. Объясняю почему: мне случается иногда говорить фразы, типа, вот эта вещь написана в моём обычном стиле, а вот эта - не совсем или даже совсем не. Но это так условно... в последнее время мне всё сложнее определить, что же такое "мой обычный стиль". Раньше, говоря эти слова, я подразумевал манеру, которую называю "риалтайм", то бишь написание от первого лица так, будто действие происходит "здесь и сейчас". Характерные примеры - всё то же "Доказательство" и повесть "Загадка Роберта Престона". Но в последнее время я стал больше экспериментировать и отходить от этой манеры. Хотя... мои последние вещи написаны снова-таки в риалтайме, и всё же это уже не совсем тот риалтайм, что раньше. В ранних творениях мои герои постоянно рефлексировали, по сути переливая из пустого в порожнее, зато нагоняя тем самым лишние килобайты. Сейчас стараюсь этого избегать - ничего лишнего в тексте не должно быть, только то, что необходимо для передачи идей или создания образов.
    Вообще, с одной стороны это хорошо, когда у писателя есть свой стиль, но я считаю, что на нём не нужно зацикливаться. Совершенству предела нет, а поиски себя могут длиться столько, сколько человек живёт - и это нормально, так и должно быть, когда речь идёт о человеке творческом.

    Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?

    Честно говоря, почти не думаю об этом. Нет - было время, когда мне казалось, что в каждом моём главном герое (пишу-то обычно от первого лица!) читатели будут видеть меня. А герои у меня часто совсем даже не положительные, ну и соответственно... Но это всё издержки подросткового возраста. Потом я научился отделять себя от персонажей, и как-то эта тема перестала меня беспокоить. Насколько я знаю, на СИ у меня сложился имидж не столько автора, сколько критика-редактора, который умеет очень грамотно и въедливо вычитывать тексты. Что ещё? Об этом, наверное, стоило бы читателей спросить... Да, и потом (по секрету :-)), я ведь на СИ существую более чем в одной ипостаси, или, как модно сейчас говорить, аватаре. И имидж у этих аватар, пожалуй, несколько разный...

    Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?

    Практически всё, что я считаю возможным опубликовать в сети, лежит на СИ. Большинство этих текстов есть также на моём персональном сайте, но там нет такой удобной возможности вести диалог с читателями, какую предоставляет интерфейс СИ. Исключение - роман "Проклятие пятого уровня": он лежит только у меня на сайте в авторской редакции. Ссылку не даю - кто хочет, тот найдёт.

    Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?

    Ну, кое-что уже опубликовано на бумаге, а что ещё заслуживает, наверное, не мне решать. Что касается рекомендаций - вообще это дело неблагодарное: практика показывает, что разным читателям нравятся совершенно разные вещи. Но всё же. "Исповедь бога" - повесть о человеке, желания которого становились законом для всех окружающих; о человеке, возомнившем себя равным богу - и о том, куда в конце концов это его привело. "Абсолютное счастье" - попытка разобраться, а что же делает людей счастливыми? Старый сюжет, пересказанный на достаточно оригинальный, как мне кажется, лад. "Десять тысяч" - о том, как меняется психика человека в совершенно чуждых для него условиях; "аллегория на жизнь вообще", как говорят некоторые читатели. "Тень на дереве" - тот случай, где наш мир переплетается с миром совершенно фантастическим, и всё-таки главное здесь - не фантастика, а попытки героя разобраться в самом себе. "Патриот" - как-то так получилось, что именно с этого рассказа началась моя сишная активность. Участвовал в конкурсе "Третий день", где вышел во второй тур. "Исполнители" - свежий рассказ, который уже успел, правда, дважды опубликоваться. Писался как бы между прочим, а получилось вроде симпатично, многим нравится. Ну, и хватит, наверное. Ещё разве что посоветую заглянуть сюда, это такой маленький обзор моей книги-сборника, вышедшей в издательстве "Сталкер".

    Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?

    Раньше в ответ на этот вопрос обычно называл всё ту же "Исповедь..." Сейчас - даже не знаю... Поэтому отвечу традиционно: я его ещё не написал.

    Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?

    Ну, сначала это был не совсем Интернет, а ФИДО. Есть там такая конференция - ОВЕС.РАСТЕТ, куда любой желающий может закинуть своё творение, гениальное или не очень. И другая, ОВЕС.ЗВОН, где всё это безобразие обсуждается. Там ещё модератором Лео Каганов был - сейчас не знаю, но подозреваю, что по-прежнему он. Вот там и получал я первые отзывы - я имею в виду, отзывы сторонних людей, до этого-то меня только "свои" читали. И восторги были, и критика - всякое было. Чуть позже сделал свой сайт и тогда начал искать, как бы это к текстам побольше читателей привлечь. Нашёл несколько литературных и фантастических сайтов, в том числе СИ, который тогда ещё только становился на ноги. Создал раздел, выложил несколько рассказов... и практически забыл о нём. Нет - наведывался раз в месяц, иногда чаще. Это потом уже, когда началась эпоха конкурсов, я здесь практически завсегдатаем стал.

    Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?

    Пытался, и даже получалось :-). Первым был рассказ "Доказательство". Я его в кировоградский "Порог" отослал, тогда ещё обычной почтой. И Алексей Корепанов, главный редактор, принял. Потом я смотрел опубликованный вариант и сравнивал - редакторская правка минимальная была, всего несколько исправлений, и там, где действительно нужно. А вот с романом, "Проклятие пятого уровня", иначе получилось. Я его отослал в "Армаду"-"Альфа-книгу" - решил попытать счастья в конкурсе "Меч без имени". Со мной связались очень скоро - мол, победит ли творение в конкурсе, это дело десятое, а вот напечатать можем уже сейчас. Какой же дурак откажется? Но был я тогда во всех этих делах неграмотный и не подумал, что условия насчёт редакторской правки надо бы заранее оговорить. И в результате вышла книга, в которой каждое второе предложение хоть чуть-чуть, но переиначено. Нет, я не хочу сказать, что они испоганили текст, он в общем-то был далёк от совершенства - но ведь многие исправления были из серии "шило на мыло"! А кое-где от редакторского произвола пострадал и смысл отдельных фраз... ничего глобального, конечно, но тем не менее. Впрочем, сам виноват, что заранее не потребовал внести пункты о правке в договор. Так что со "Сталкером", который готовил мою вторую книгу, сборник "Эксперимент", я уже умнее был. Да и редактор там очень культурный. Многие исправления даже не столько исправлениями были, сколько рекомендациями: вот здесь не очень хорошо звучит, я бы посоветовала так... а вот здесь подумайте сами, как лучше изменить... Приятно было работать, действительно. Хотя, со "Сталкером" были свои заморочки - но это уже несколько из другой оперы.

    Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?

    Вот честно - завидую таланту Веллера и восхищаюсь им. Как человек с языком работает - это нечто. Ни слова ни убавить, ни прибавить. При этом в разных рассказах у него и стиль очень разный бывает - но всегда филигранно отточенный. Настоящий мастер, что тут ещё скажешь?

    Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?

    Хм, считает себя и является талантливым - это ведь не одно и то же! Во-первых - оттачивать мастерство, владение языком и стилем, чтобы не только он сам в себе, но и другие в нём талант разглядели. Во-вторых - не лениться и не бояться, а рассылать свои творения во все доступные редакции. Ну, и общение с себе подобными, конечно... Но не ради того, чтобы стать "своим в тусовке", а - возвращаясь к первому - чтобы получать больше конструктивной критики и снова-таки развивать свой талант.

    Есть ли у вас творческие планы? Почему-то этот вопрос частенько ставит авторов СИ в тупик, хотя, на мой взгляд, иметь творческие планы - вполне естественно. Что вы думаете об этом и о своих творческих планах?

    Эх, дописать бы последний начатый роман, в конце концов... А там можно будет и о других планах подумать.

    Есть ли какая нибудь мечта? К чему вы стремитесь в творчестве?

    Мечтаю написать книгу, за которую мне не будет стыдно лет через десять после её выхода.

    Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?

    А вот затем! Оно там, внутри, требует - я и пишу. Всё остальное - от лукавого.

    О САМИЗДАТЕ

    Что думаете в целом о сайте?

    Уникальное в своём роде место. Этакое литературное государство в интернете, я бы сказал.

    Имели ли вы возможность сравнивать СИ и, например, проза.ру, КЛФ или какой-нибудь другой литературный сайт? Если были еще где-нибудь, то сравните.

    Когда-то я размещал свои тексты на нескольких сайтах, и СИ был просто одним из них. Теперь уже всех и не упомню. "Фантазм", "Виртуальный шанс"... где они теперь? Возможно, ещё живут, но я, честно говоря, даже не в курсе, где и как. А СИ - вот он, живёт и процветает! На "Прозу.ру", "Олмера", "Литсовет" - заглядывал, но уже после того, как прочно обосновался на СамИздате. И не нашёл на них ничего такого, чего мне не мог бы дать СИ. Здесь удобный интерфейс для общения автора с читателями - вроде бы очень простой, и в то же время дающий много возможностей. Кроме всего, к этому интерфейсу быстро привыкаешь, и когда видишь что-то принципиально иное, то уже просто не хочется перестраиваться.

    В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы так же и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"! Как следствие, вспыхивает многословная и бестолковая дискуссия, участники которой не приходят ни к каким выводам. А что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?

    А чего тут думать? Интернет - это общество свободных людей, по определению. Здесь каждый самовыражается как хочет и как умеет. Так что подобные кличи ни к чему не приведут. Изгонят графоманов из одного места - те найдут себе другое; от перестановки слагаемых сумма не поменяется. А кроме всего: как определить, кто графоман, а кто нет? Где проходит грань? Она ведь очень тонкая на самом деле. Ну хорошо, допустим, графоман - это человек, пытающийся что-то писать, не имея к этому никакого таланта. Но опять же, как определить степень таланта? Имеем ли мы дело с полным бездарем, или просто человеку ещё учиться надо? Я думаю, тут надо разграничивать на тех, кто хочет чему-то научиться, и тех, кто от любой критики отбрыкивается - мол, сам дурак. Первых надо всячески пинать и бить больно (но конструктивно, а не просто так, лишь бы пнуть!). Если выживут, то в конце концов перерастут этап графомании и станут настоящими писателями. Если нет - туда им и дорога. А вторых лучше всего молча игнорировать. Авось поймут, что они здесь никому не интересны, и сами утихнут.

    Как давно вы "живете" на Самиздате? Изменилось ли ваше отношение к сайту за это время? Было ли когда-нибудь восхищение Самиздатом или такого никогда не наблюдалось?

    Раздел здесь я создал где-то в конце 2000 года - точнее сказать сложно, так как в те времена особой активности я не проявлял, появлялся лишь изредка. Часто бывать стал только со времени "Третьего дня", конкурса о последствиях конца света. Отношение... ну, наверное, изменилось, раз я теперь провожу здесь кучу времени каждый день :-). Нашёл много друзей и знакомых, да и просто интересных авторов. Да что там говорить - СИ и на мою жизнь в реале очень серьёзно повлиял! Ведь с некоторыми людьми, которые сейчас так много для меня значат, я познакомился именно через СамИздат! Хотя бы это - уже повод, чтобы им восхищаться. А с другой стороны, слишком зацикливаться на СИ всё-таки не стоит. Нужно помнить, что он может быть только средством для достижения целей, но самоцели типа "стать самым популярным автором СИ" - это тупиковый вариант. Вроде того, как некоторые начинают гнаться за ростом посещаемости, пишут обзоры, зазывают кучу народа в раздел, и вообще - занимаются всякой ерундой вместо того, чтобы писать собственно рассказы, не говоря уж о повестях и романах.

    Как старожил (если старожил) какие вы видите тенденции на samlib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?

    В последнее время на СИ стало проводиться много разных конкурсов. Очень много. Слишком много. Конкурсы - это хорошо, конечно, но ведь всё хорошо в меру! Да, они много могут дать для развития писательских навыков, ну, и развлечение, опять же - но вот когда писание рассказов специально под конкурс превращается в норму... это уже больше смахивает на ремесленничество, а не творчество. А нынешнее обилие конкурсов очень способствует развитию именно такого подхода. Что совсем не радует.

    Какими вы видите перспективы Самиздата? Есть ли они? В чем заключаются?

    Количественное расширение - ну, это само собой понятно. А вот в качественном плане... тут даже не берусь сказать. Многие авторы добились определённых успехов благодаря СИ, но теперь мы всё реже видим их здесь - это можно понять, меняются цели и приоритеты. На смену приходит новое поколение, необстрелянное и неощипанное. Каждый стремится к популярности, дико растёт количество критиков и "оборзистов" с далеко не всегда качественной критикой и обзорами... Перейдёт ли это количество в качество? И в какое именно? Главное, чтобы хорошая литература от всего этого не пострадала. Впрочем, она и так страдает, и далеко не СамИздат этому причиной...

    "Актуальное интервью" планируется для новых авторов Самиздата, тех, кто совсем недавно пришел на сайт. Некоторое время назад я был одним из них и хорошо помню свои метания по чужим авторским страничкам, удивление от обнаружения форумов и прочие "открытия". А что бы вы посоветовали новым авторам?

    Лично я в начале ориентировался на рейтинги - в первую очередь помог тот комплексный рейтинг, который некоторое время назад вёл Виталий Романов. Сейчас он это дело бросил, но, в принципе, то, что он тогда подобрал, и сейчас не устарело. Правда, это больше для любителей фантастики... Но о других жанрах мне сложно рассуждать - меня-то самого в основном фантастика интересует, а что там за её пределами на СИ творится, я, честно говоря, слабо представляю. Вот так, через рейтинги, находил лучших представителей жанра. Читал, комментировал, начиналось какое-то общение... Да: если хотите, чтоб вас заметили на СИ, то комментарии оставляйте обязательно! И желательно длиннее, чем в 1-2 строчки - тогда может и дискуссия завязаться, а там, глядишь, откоммленный автор и к вам в гости заглянет. По-моему, популярности способствует именно комментирование и обзоры прежде всего. Но обзоры - дело тонкое, за них надо браться с умом и понятием. Неумело написанный обзор по принципу "абы вставить свои пять копеек" скорее отвратит, чем привлечёт потенциальных читателей. И ещё - не надо навязываться. А то было здесь пару спамеров - не буду называть имена, но, думаю, многие помнят. Независимо от качества произведений такой метод обретения популярности позиционирует автора не лучшим образом - у многих и вовсе отбивает охоту заглядывать в его раздел.

    Как вы осуществляете на СИ поиск литературы, достойной, по вашему мнению, прочтения? Если есть какие-то рекомендации? Помогали вам в поиске такие рейтинги СИ, как по оценкам, (топ 40, топ 100), оценки экспертов или рейтинг посещаемости?

    Вначале, как я уже сказал, мне помог рейтинг Романова. А дальше - выделил для себя нескольких интересных авторов, стал "пастись" у них в разделах. Смотрел, чего они отмечают в своих ТОПах. На общесишные топы я как-то мало смотрю - практика показывает, что далеко не всегда "затопленное" многими людьми произведение удовлетворяет моим вкусам. На оценки тем более - они очень редко имеют что-то общее с реальным качеством текста. Вот конкурсы действительно помогают открывать новых авторов. Можно на финалистов ориентироваться - всё-таки, что ни говори, откровенно слабые тексты никогда в верхушку не попадут. Можно и всё подряд читать в поисках настоящих жемчужин среди кучи не буду уточнять чего - но для этого надо как минимум иметь достаточно свободного времени, а оно не всегда бывает.

    Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях? Или автора, который написал 1 стих на 1 КБт и сделал себе три раздела? Вам попадались такие? Или, возможно, я слишком скептически смотрю на http://samlib.ru/?

    Да всяко бывает, чего там... Насчёт критики - по большому счёту, так ли важно, какую цель критик перед собой ставит? Главный показатель критики - её конструктивность. Если автор может извлечь из неё какую-то пользу для себя - так на здоровье! Пускай себе критик мелькает в комментариях, и ему польза будет, и людям. А вот когда вся критика сводится к тотальному охаиванию - или, наоборот, похвальбе определённых произведений только чтобы вызвать симпатию у их авторов... ну, так это по большому счёту и критикой назвать нельзя. Но в моём разделе я подобных деятелей что-то не припоминаю. Такие обычно в разгар конкурсов появляются... Я их предпочитаю тупо игнорировать. Иногда, правда, могу и поиграть с ними, чисто для развлечения, если есть настроение. Нервы гораздо целее будет, если относиться к подобной ерунде как к игре и не более того.
    Насчёт всяких прочих товариСЧей - я уже сказал: у нас свобода самовыражения. Пускай творят, что хотят, пока не мешают другим. Мне что, хуже станет от того, что кто-то сотворит себе три раздела? Ради бога, у меня самого их... больше одного. Да хоть десять! В масштабах мировой литературы это ничего не меняет, честное слово! :-) То есть, ежели ничего путного в этих разделах нет, то со временем они потеряются среди прочей сетевой мишуры, сколько бы их там ни было.

    Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.

    Конечно, просматриваю. Не то чтобы меня сильно беспокоили оценки сами по себе. Но, допустим, когда свежевыложенный рассказ "Исполнители" заработал высокую оценку и пару недель висел на верхушке рейтинга фантастики, он создал мне неплохую посещаемость. Которая сама по себе, опять-таки, не сильно меня интересует, но ведь рост посетителей увеличивает шансы получить больше комментариев и больше полезной критики. А ещё бывает просто любопытно наблюдать за динамикой статистики. Смотришь так: вот этот рассказ вырвался вперёд и обогнал какой-то другой... а вот этот резко набирает обороты, скоро к лидерам подберётся... То есть, мне не столько интересен результат (в плане оказаться на вершине посещаемости, что крайне маловероятно), сколько сам процесс.
    Какими-то ни было накрутками никогда не занимаюсь - что-то неправильное мне в этом видится, нечестное, сродни воровству. Или даже не так... ну, допустим, можно заработать деньги и купить себе новый компьютер - а можно этот компьютер выиграть в лотерею. И то, и то вроде бы хорошо - но в первом случае удовлетворение ощущаешь гораздо больше, честное слово! Так же с оценками и посещениями. Вот пропиарить произведение иногда могу, как это было с "Абсолютным счастьем" после "Блэк-Джека-3" - хотелось получить побольше отзывов и узнать разные мнения об этом рассказе и я, в общем, доволен результатом. Но в идеале хотелось бы написать такую вещь, которая привлекала бы посетителей сама, без дополнительных усилий с моей стороны. Только для этого на СИ надо быть либо гением, либо Шимуном Врочеком :-).

    Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?

    Нашёл, а как же! Хотя не сразу, а после того как сам стал более активным - ну, это естественно.

    С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?

    Ну, сначала надо сделать оговорку, что с некоторыми я ещё до СИ был знаком. С Леной Навроцкой, например, или с Кайлом Иторром, с которым мы в реале частенько видимся. Если же говорить о собственно сишных знакомствах - Юля Остапенко, Юля Сиромолот, Вредная Команда практически в полном составе (с которой сам иногда сотрудничаю, а кое с кем и в реале общаюсь), Миша Рашевский, Рашид Полухин... всё равно ведь всех не упомню. Загляните в мой список френдов - увидите. Хотя и там, пожалуй, не все перечислены.

    В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?

    В фантастических конкурсах. Начиная с "Третьего дня" и заканчивая нынешним четвёртым "Блэк-Джеком". Где-то как автор, где-то только как критик. На предыдущем БД меня вот даже в жюри угораздило, но не скажу, чтобы получил от этого много удовольствия. Чем дальше в лес, тем сложнее оставаться вежливым, читая эн-плюс-первый по счёту паршивый рассказ. А вот когда пасёшься вольным критиком, то сдерживать себя совсем не обязательно. Виртуальные личности, опять же, для этого дела имеются... Но всё равно стараюсь быть в меру корректным. Никогда не позволяю себе прямолинейных фраз типа "Ваш рассказ - полное дерьмо". Если уж он кажется мне дерьмом, то я постараюсь это аргументированно объяснить.

    Может быть, порекомендуете какие-нибудь сочинения СИ-авторов читателям интервью?

    У Юли Остапенко почти всё можно рекомендовать - во всяком случае, тем читателям, кого интересуют не только сюжетные перипетии сами по себе, но и стоящие за ними человеческие взаимоотношения. Рассказ "Стигматы" мой самый любимый. Многое у Юли Сиромолот, но это очень на любителя, больно мудрёные у неё бывают тексты. К Алексу Гарридо никак по-серьёзному не подберусь - рассказы у него отличные, "Здравствуй, Валерк" с "Третьего дня" до сих пор вспоминаю, а вот на более крупные вещи всё времени не найду. У Андрея Штиля есть весьма неплохие рассказы. Юра Погуляй очень душевно пишет, искренне, хотя над языком ему ещё работать надо. Его "Чат" с прошлого БД у меня в ТОПе висит - уникальная вещь воистину! У Рашида Полухина попадаются рассказы на грани гениальности, и стиль у него более чем хорош - но большинство вещей, на мой взгляд, из серии "прочитал, восхитился и забыл". Да, как же я пропустил самый главный шедевр СИ - "Видримасгор" Аделаиды. У неё и другие вещи хороши, но эта - просто супер! Алексей Егоренков переводит романы Чака Паланика, пожалуй, одного из лучших писателей современности, и у него это хорошо получается. Ну, всех ведь не назовёшь... Хотите знать больше - загляните ко мне в ТОП-30.

    А как насчет недостатков Самиздата?

    Да ладно вам! Когда столько достоинств, и всё совершенно на халяву - впору ли говорить о недостатках? На мой взгляд, те, кто чем-то недоволен на СИ, как бы это сказать помягче... в общем, скажу прямо: зажрались.

    На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо")? Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?

    Самое важное - система форумов и комментариев, конечно же. Насчёт "не хватает" - в мелкие технические детали углубляться неохота, а в глобальном смысле вроде всё на месте.

    Чем вы объясните большое количество взаимной критики на Самиздате? Есть ли из этого положения какой-либо выход? Или это - нормальный процесс?

    В смысле? Я хочу сказать, а зачем вообще искать выход из этого положения? Чем больше критики - тем лучше для писателей. Я имею в виду литературную критику. А всякие прочие разборки с переходами на личности... ну а что, разве в реальной жизни такого не бывает? Можно возмущаться и всё такое, можно принимать меры, но вряд ли от этого что-то серьёзно изменится. И вообще, всё от человека зависит - ругают обычно того, кто сам много ругается.

    Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?

    Скорее да, чем нет. На сегодняшний день автор считается состоявшимся только в том случае, когда он имеет бумажные публикации. В этом смысле СамИздат - как бы промежуточный, подготовительный этап, способствующий развитию писательского мастерства, а также установлению связей с издателями. Ну, и виртуальное общение "автор-читатель" - это всё замечательно, конечно, но некоторых оно так увлекает, что они забывают, ради чего, собственно, сюда пришли. Да я и сам увлекаюсь, чего там... Хотя, по-хорошему, надо бы тратить поменьше времени на всякую, в том числе сишную, ерунду, и дописывать роман.

    Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?

    Нет, увеличение посещаемости он, конечно, приносит - ну и? Некоторые просто зациклены на количестве посетителей, но ведь это далеко не главное для настоящего писателя. Скандаля, автор сам себе создаёт негативный имидж, и в результате сложно становится воспринимать его произведения непредвзято, не в контексте этого самого имиджа. Если кого интересует достижение популярности любым способом, хоть бы и таким - ради бога. Но мы пойдём другим путём :-).

    Может быть, у вас есть конкретные предложения по улучшению структуры, интерфейса СИ?

    Лучшее - враг хорошего, говорят. В целом интерфейс меня устраивает, а всякие усовершенствования часто приводят к непредвиденным глюкам и прочей ерунде. Мне ли, как программисту, не знать?

    Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?

    Сдаётся мне, что рано или поздно, пускай не через год и не через десять, она начнёт серьёзно теснить бумажную. Вот только не уверен, что это приведёт к качественному росту, скорее наоборот... А вообще - поживём, там будем посмотреть.

    Чего, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?

    Третьего, но с оговоркой: не просто желающих улучшить, но реально что-то для этого делающих. Например, несколько месяцев назад было множество разговоров о критике - идеи проведения конкурсов критики, создания целой гильдии критиков и так далее. Разные люди предлагали разные проекты, некоторые были достаточно глубоко продуманы и выстроены... ну и толку со всего этого? Ведь дальше разговоров дело не продвинулось - тему замяли, проекты так и остались проектами. Потому что не нашлось человека, который хотел не просто языком потрепать, а действительно взять и что-то сделать. При том, что даже Максим Мошков, вроде, техподдержку обещал... Ну, не взялись - значит, не так уж оно было надо. А что до конкурсов - по-моему, не хватает конкурса типа "Блэк-Джека", т.е. неанонимного и нетематического, но для среднеформатной фантастики. Типа прошлогодней "Звёздной Дороги".

    Какие вы видите пути увеличения посещаемости СИ в целом? Есть ли у вас конкретные предложения?

    А оно надо - в целом? Посещаемость отдельных достойных авторов - да, неплохо бы увеличить. А пути - грамотное размещение ссылок. Т.е. не просто регистрироваться на всех поисковиках подряд, от этого толку мало, а целенаправленно искать потенциальную читательскую аудиторию.

    Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?

    Ну, придумать можно много чего. Вон, Карлович с компанией уже "Фонд СИ" затеяли... Организовать некий союз самиздатовцев в реале, с проведением регулярных встреч, конвентов и т.п. Но будет ли от этого польза - ещё вопрос. Я имею в виду пользу не для индивидуумов - участников этого дела, а для литературы. Издательство своё можно создать, но опять же... да, кучу народа опубликовать - но где гарантия, что уровень качества будет достойным? Что по соседству с гениальными вещами не окажется куча всякой лабуды - с подходом типа "ну как же мы не напечатаем Васю Пупкина, если он мой хороший друг?" Как бы благие намерения, да не завели в ад, и не получилось, как всегда... Сдаётся мне, что сетевая литература - эта такая штука, которая развивается независимо от количества потраченных на неё денег.

    НА ДОСУГЕ

    Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения? Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?

    Любимых писателей назвать сложно - редко так бывает, чтобы у одного автора нравилось всё. Вот если говорить о книгах - то, во-первых, гениальнейшее творение Булгакова "Мастер и Маргарита". Книга, которую можно перечитывать, и всякий раз открывать в ней новые грани. "Над кукушкиным гнездом" Кена Кизи очень сильное впечатление произвела - фильм, кстати, после книги показался на порядок слабее, основную идею там и вовсе потеряли. Стругацкие, конечно - вот у них можно почти всё называть. Хотя мне как-то больше нравятся вещи не про будущее, а те, где действие ближе к нашему времени и реальности - "Хищные вещи века", "Гадкие лебеди", "Пикник на обочине". Хотя, "Жук в муравейнике" тоже сильная вещь. "Чужак в чужой стране" Хайнлайна - эту книгу просто можно на цитаты разбирать, почти на любой странице навскидку открыть - и какую-нибудь умную мысль найдёшь. Паланик нравится, "Бойцовский клуб" его, да и другие вещи, но чем больше его читаю - тем сильнее ощущение, что он зациклился на своей любимой теме противостояния Системе, да и манера повествования из книги в книгу одна и та же. Рассказы Веллера люблю - не все, но очень многие. Первые две книги Карда из цикла про Эндера. Джордж Мартин, "Песнь льда и огня", да и другие вещи у него. Кинга люблю, вот если бы только он не растягивал сюжеты до полного безобразия - пятая "Тёмная башня" в этом смысле особенно разочаровала. Ну, этак можно много чего перечислять...
    Вообще, больше читаю фантастику или вещи, пограничные к фантастике - как сейчас говорят, нереалистическую прозу. Да и в фантастике очень ценю достоверность изложения, под которой понимаю не соответствие нашим реалиям, а наличие логики в построении мира, поведении персонажей... Пускай эта логика будет совсем не похожа на нашу, человеческую - но она должна быть внутренне целостной и непротиворечивой. Иначе говорю "Не верю!" и откладываю книгу в сторону. А вообще, сейчас читаю не так много, как раньше. Свободного времени меньше стало, хотя... если прикинуть, сколько времени трачу на всякую ерунду... Так что винить тут как бы и некого, кроме себя самого.

    Какие писатели на вас оказали наибольшее влияние? Из классиков, из современных?

    Вышеупомянутый Кизи - в своё время его книжка очень помогла по-иному взглянуть на собственную жизнь. Роберта Уилсона просто не могу не упомянуть, с его "Квантовой психологией" - это, правда, не художественная литература, но не суть важно. Куча всяких закономерностей на тему общения и взаимопонимания из серии "вроде всегда это знал, но почему-то только сейчас понял". Если говорить о влиянии на меня как на писателя-фантаста - амберский цикл Желязны в своё время весьма повлиял, хотя не уверен, что сумею сейчас объяснить, как именно. Ещё раньше - "Волшебник Земноморья", когда его в "Науке и Жизни" печатали - фактически, первая фэнтези, которую я в жизни прочитал, впечатление ошеломляющее было. Потом, правда, когда сравнительно недавно перечитывал - уже не то... А вот Толкиен как-то мимо прошёл - в смысле, попался он мне поздно, когда мировоззрение было уже сформировано, и особого впечатления не произвёл. Ну а Стругацкие - это да... как бы там ни было, они для меня до сих пор фантасты номер один.

    Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?

    Только те, где меня публикуют :-). Нет, шутки шутками, а ведь практически так и получается... "Просто фантастику", впрочем, иногда почитываю. На газеты не вижу смысла тратить деньги - те же новости можно и в Интернете найти, а всякие криминальные и светские хроники меня мало интересуют. А нормальных литературных журналов сейчас практически и нет. Ну, впрочем, "Реальность фантастики" вот появилась, теперь они ещё и КЛФ "Портал" у нас в Киеве организовали... Задумка хорошая - надеюсь, всё это не загнётся со временем, как, к сожалению, часто бывает.

    О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места? Или вы дальше своего города не выбираетесь?

    С одной стороны - люблю, с другой - по характеру я консерватор, перемены с трудом переношу, поэтому сдвинуть меня с места тяжеловато. Опять же, далеко не всякая компания мне подходит, а самому куда-то ехать не так интересно... Так что получается реже, чем хотелось бы. В 2002 году вот на "Звёздный Мост", фестиваль фантастики, в Харьков выбрался - и то уже было событие. Или когда в Москву в издательство "Альфа-книга" за гонораром ездил. Последний раз, если не ошибаюсь, чуть больше года назад на денёк съездил с друзьями во Львов - впечатлился, красивый город. А с тех пор как-то ни времени, ни возможности не было.

    Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас? Если бывает, то что делаете: отправляетесь на юг, загорать или садитесь за комп и начинаете ваять очередную нетленку?

    Ближе ко второму варианту :-). В прошлом году, правда, отпуска нормального фактически и не было. В этом надеюсь всё-таки на юга рвануть - надо бы отдохнуть как следует.

    Смотрите ли телевизор, какие передачи? (Есть кстати, принципиальные противники ТВ). Можете назвать любимые передачи?

    В последнее время смотрю одну-единственную передачу - трансляцию гонок "Формула-1". Кстати, серьёзно. Раньше "Последнего героя" смотрел, но он уже закончился, да и то, с каждой следующей передачей всё меньше интереса было. Всякие КВНы и "Что? Где? Когда?" тоже поднадоели, не говоря уже о прочих телеиграх, похожих друг на друга как две капли воды. Есть ощущение, что количество в данном случае убивает качество. Когда-то была всего пара-тройка таких игр, и это было интересно. Сейчас их стало великое множество, которое превратилось в этакую серую массу. Нет, может и есть в ней чего по-настоящему стоящее, но выискивать как-то не хочется. Фильмы - и те больше смотрю на компьютере, или в кино хожу, когда чего новое выходит. По телевизору-то в основном или старое, много раз виденное показывают, или всякие малобюджетки, на которые грех тратить время.

    А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?

    А мне, в общем, не важно, чьё оно. Люблю фильмы оригинальные, нестандартные, чем-то выделяющиеся из общей массы. Например, практически всё у Финчера и Кэмерона; многое у Спилберга и Земекиса; "Амели", "Достучаться до небес", "Игры разума"... Или масштабные зрелищные фильмы - но такие нужно однозначно смотреть в кино, по крайней мере первый раз, иначе впечатление не то будет. Как та же "Матрица", "Властелин колец", "Троя". Идеальный вариант - когда одно сочетается с другим, как в последних названных (впрочем, насчёт "Матрицы" это касается только первой серии, в продолжении сделали упор на зрелище в ущерб содержанию). Стандартный голливудский ширпотреб терпеть ненавижу, но вот "классику жанра" типа "Чужих", "Вспомнить всё", "Терминатора" или "Крепкого орешка" иногда с удовольствием пересматриваю.

    Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.

    Всякий техно-дэнс по большей части. Музыку слушаю в основном или как фон к какой-нибудь не слишком интеллектуальной деятельности, или для отдыха и расслабухи, поэтому предпочитаю лёгкие мелодии, не претендующие на какие-либо смыслы. Люблю "классический" евродэнс 94-95 года (Cappella, Culture Beat, E-Type и т.п.), а также современный клубный транс типа Blank & Jones или Kai Tracid. Scooter'а могу слушать практически бесконечно. Кстати, у него есть много красивых вещей, абсолютно не раскрученных и не известных широкой публике, в отличие от "Почём рыбка?" :-) и ещё нескольких заезженных хитов. Балдею от Astral Projection, но это уже под настроение: если такое слушать слишком долго - может и крыша поехать. Отечественную попсу терпеть ненавижу, да и от так называемого "русского рока" тоже не в восторге, кроме, пожалуй, отдельных песен. Вот Высоцкого уважаю - ну, так это с самого детства...
    Кстати, некоторым музыка помогает писать - создаёт определённый настрой, вдохновению способствует - а я вот не могу. В идеале предпочитаю писать в абсолютной тишине, чтобы ничего не отвлекало, но так редко получается.

    Сколько времени в день вы проводите в Интернете?

    Сложный вопрос, если учесть, что на работе у меня выделенка и попасть в Интернет я могу буквально за пару кликов. Достаточно много, во всяком случае, и не всегда с пользой. Хотя - а что именно считать пользой? Если, скажем, я выкачиваю из сети музыку, которую потом с удовольствием слушаю - то чем это не польза? Всё от точки зрения зависит.

    Авторы СИ, обычно, весьма разноплановые личности - кто в походы ходит, кто театральную студию ведет, кто - в самодеятельности, а кто - и театром руководит. А у вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?

    Ну, начнём с того, что писательство само по себе хобби - денег ведь оно мне пока много не приносит. Интернет, опять же, компьютерные игры... В "Heroes of Might & Magic 3" могу играться часами, забыв обо всём на свете. Музыку ещё сочиняю на компьютере - не имея, кстати, абсолютно никакой музыкальной грамотности. Сначала, понятно, полная ерунда выходила, но за несколько лет набрался опыта, так что сейчас получаются вполне слушабельные вещи. Если верить слушателям, по крайней мере :-). Стиль - тот же техно-дэнс, в последнее время в основном с уклоном в транс. Конечно, на моём оборудовании по настоящему профессиональную композицию не сделаешь, но я к этому и не стремлюсь. В Интернете подобных музыкантов до фига и больше (был когда-то такой замечательный проект "Trax In Space", этакий всемирный музыкальный аналог СИ - жаль, накрылся вместе с нью-йоркскими "близнецами"), рассчитывать на большой успех не приходится, разве что уж очень повезёт. Как максимум - продать свои поделки какой-нибудь фирме-разработчику компьютерных игр в качестве фоновых мелодий. Всё собираюсь, кстати, заняться этим вопросом, прозондировать почву, да никак руки не доходят. Кто хочет скачать и послушать мои музыкальные творения - заходите в гости ко мне на сайт!
    Да, ещё - надо ж где-то об этом упомянуть. Вот уже несколько лет участвую в Мастерской фантастики "Третья Сила". Хотя "мастерская" - громко сказано: когда её в своё время основали Дяченки, целью этого сообщества действительно было помогать начинающим, подающим надежды авторам развивать своё мастерство. А потом мэтры нас бросили на произвол судьбы (нет, я их не виню - прекрасно понимаю, что у них своих проблем хватает и просто нет времени этим заниматься), и наше объединение постепенно превратилось в литературную околофантастическую тусовку. Встречаемся по воскресеньям, обмениваемся новыми литературными - и не только - впечатлениями... Кстати, Кайл Иторр, хорошо известный в сишных кругах - тамошний завсегдатай, он в "Третью Силу" раньше меня пришёл. А вот Леру Малахову уже я туда притащил. Ну и не могу не упомянуть Мишу Назаренко - после Дяченок он наш главный идейный вдохновитель, отличный критик, да и писатель весьма и весьма - жаль только, что пишет мало.

    Многие (например, я) все болтают заунывно о преимуществах и недостатках бумажной и сетевой литературы. А вас этот вопрос интересует? Если да - выскажитесь развернуто на эту тему.

    Как ни крути, но признание автора как писателя происходит только после бумажной публикации. Дело не только в славе и популярности, а скорее в некоем общественном статусе: "у человека вышла книга - значит, он писатель". А если книга выложена на интернетовском сайте в виде файла - не, это ещё так, баловство одно. Вот когда на бумаге - то да. Так уж люди воспринимают - возможно, со временем ситуация изменится, но вряд ли очень быстро. Гонорары, опять же - за сетературу их пока не платят. Хотя, слышал, уже есть прецеденты с электронными текстами Лукьяненко и кого-то там ещё, пытаются их за деньги распространять. Но что-то не верится в эффективность этого предприятия, честно говоря. Сеть - такая штука, она вообще пиратству очень способствует. Я это не в плохом или хорошем смысле говорю - просто как факт. А преимущество сетевой публикации - возможность общения с читателями, критиками, собратьями по перу. Причём, как говорится, прямо в риал-тайме. Конечно, всё это и в реале возможно, но масштабы не те. Всё-таки, собрать вместе людей из Киева, Москвы, Новосибирска и Нью-Йорка, не говоря уж об Эквадоре, сложновато будет - а в Интернете пожалуйста, сколько угодно!

    Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?

    В театре - совсем недавно, когда БДТ из Питера к нам на гастроли приезжал. Впечатление потрясающее, ещё бы! А вообще в театр не так часто хожу. В кино чаще - как только появляется новинка, которую стоит посмотреть именно на большом экране. Только в этом году - "Троя", "Ван Хельсинг", "Возвращение короля", "Последний самурай", "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Холодная гора"... наверняка что-то пропустил. А насчёт свободного времени вообще - это выше к вопросу о хобби.

    Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?

    Ай... скорее нет, чем да. С новыми людьми с трудом схожусь - в основном общаюсь с теми, с кем знаком давно. Предпочитаю иметь несколько хороших друзей, чем кучу абы каких знакомых. Вообще, у меня по жизни высокая потребность в уединении. Кстати, многие путают уединение с одиночеством, а ведь это очень разные вещи. Если по-простому: уединение - это когда никто не достаёт и не капает на мозги, а одиночество - когда не с кем разделить радость или горе.

    Как вам удается сочетать работу и активную литературно-сетевую деятельность?

    Когда как. Если работы не очень много, то вполне могу чего-нибудь писать прямо на рабочем месте, отфильтровывая разговоры и всякие прочие окружающие звуки (как, например, ответы на это интервью). Тут самое главное - не прозевать момент, когда незаметно подкрадётся начальник :-).

    Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь? Как ощущаете течение жизни?

    В большей степени, наверное, я всё-таки плыву по течению. Если буду проплывать мимо чего интересного - зацеплюсь, остановлюсь, рассмотрю поближе, и только потом уже стану действовать. Есть люди, чётко видящие перед собой цель - они сами направляют события и создают ситуации, которые постепенно приближают их к этой цели. А есть те, кто просто использует ситуации, что возникают сами собой, пытается из них что-нибудь извлечь. Когда-то я стремился жить по первому принципу, но чем дальше, тем всё больше склоняюсь ко второму. То ли обстоятельства так складываются, то ли я меняюсь... Ладно, это вообще отдельная тема, неохота сейчас растекаться мыслью по древу.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    За кого будете голосовать на президентских выборах? Каким видите будущее Украины? Считаете ли вы возможным вступление в ЕвроСоюз и когда оно (если считаете возможным), по вашему мнению, произойдет?

    Вы знаете, я человек далёкий от политики, интересуюсь всеми этими делами мало и они для меня как китайская грамота ;) А вообще, мне кажется, реальное положение вещей очень мало зависит от того, кто официально стоит наверху. Я не сторонник всяческих "теорий Заговора", но, по-моему, реальная власть - это совсем не те, за кого мы голосуем и кого нам показывают по телевизору. То, что наш нынешний президент Кучма - не более чем марионетка, которой манипулируют умелые руки, практически очевидно. И сильно сомневаюсь, что со сменой президента в этом смысле что-то сильно изменится.

    Вопрос о языках: думаю, что вы на обоих говорите свободно (иначе бы не работали там, где работаете), но общаетесь вы на русском? Не пытались ли писать рассказы на украинском?

    Тут вот какая штука: говорю на украинском свободно, совершенно верно (кстати, я и на английском могу не то чтобы совсем свободно, но вполне сносно), но думаю-то я на русском! Поэтому как ни крути, а на русском мне проще. Если буду писать на украинском, мне постоянно нужно будет мысленно переводить отдельные слова, а это очень сбивает и уничтожает большую часть того удовольствия, которое я получаю от творческого процесса. Так что лучше уж я буду и дальше по-русски, так оно привычнее.

    Относительно Киева и вашей фразы: "Под предлогом, что Киев должен стать достойной европейской столицей, они перестраивают весь центр, открывают кучу торговых центров, в которые простые люди разве что как в музеи ходят"... - мне кажется, что в Москве и Питере подобное случилось уже более десяти лет назад.

    Оно конечно так, но ведь во всём должна быть мера! Представьте, допустим, что в Москве бы взяли да и перестроили Красную Площадь, понапихали туда ультрасовременных небоскрёбов рядом с собором Василия Блаженного и Спасской башней... Жуть? А у нас именно это и делают.

    Кстати, в Киеве развита система супермаркетов? Если да, то посещаете ли их вы?

    А куда ж без них? Все, что раньше скромно универсамами называлось, теперь - супер- и гипермаркеты. Посещаю, а как же. Даже дисконтной карточкой пользуюсь :)

    Я, конечно, ценю вашу скромность, но тут в АИ интервьюируемым не до скромности. Хотелось бы вместо фразы "первая книга у меня вышла, когда мне было всего 23 года" услышать более-менее развернутый рассказ об этом выдающемся достижении - где, как, при каких обстоятельствах? Что в эту книгу входило?
    Что за конкурс "Меч без имени"? Вы отослали в "Альфа-книгу" файл? Кто с вами связался и как?

    Подробнее, так подробнее... У меня есть роман "Проклятие пятого уровня", написанный в 98-99 г., на который я в своё время получил много хороших отзывов. Эти отзывы и подтолкнули меня к тому, чтобы попытаться пробить его в издательство. Текст я выложил на своём сайте, а сам начал лазить по Интернету в поисках координат издательств, их требований и т.п. И вот на сайте "Армады" - "Альфа-книги" (если не ошибаюсь, http://www.armada.ru) я обнаружил информацию о конкурсе "Меч без имени". Они этот конкурс, кажется, каждый год проводят и итоги подводят обычно в Харькове на "Звёздном Мосту", в сентябре. Принимаются фантастические романы от авторов, у которых ещё не было ни одной книги. Приз - солидная денежная премия (ну и публикация, само собой, но публикуют не только победителей, а всех, кто им понравится). Жанр, кажется, боевик либо юмор - это обусловлено теми сериями, которые выпускает издательство. А моё "Проклятие" с некоторой натяжкой вполне могло сойти за боевик, вот я и решил: почему бы не попробовать. Там, на сайте, было указано, куда отсылать тексты, ну я и отправил файл. Мне ответили, мол, принято, а чуть позже пришло письмо от Владимира Маршавина (редактора серии, если не ошибаюсь), который написал, что конкурс конкурсом, а они хотели бы опубликовать роман уже сейчас. Естественно, я согласился, но попросил время на контрольную вычитку. Потом Маршавин позвонил мне домой, оговорил сроки, причём очень настаивал, чтобы с вычиткой я не тянул. Ещё чуть позже по почте прислали договор. Вся процедура, от принятия текста до выхода книги, всего месяца три заняла - весьма оперативно. Но вот редакторскую правку они со мной не согласовали... но об этом я уже говорил.

    Представим себе на секунду, что я - талантливый автор (это, конечно, клевета, но картинка приятная :-)), написал, предположим, боевик или лучше фантастический роман. Какие мои шансы напечататься, что делать? Обращаться в издательства, пытаться заводить какие-то личные знакомства? Что важно - написать сразу три книги, а первая не оплачивается? Выполнять требования издательства?

    Если автор начинающий, т.е. ещё нигде не печатался, то на сегодняшний день есть несколько реальных вариантов. Издательство "Астрель" (филиал АСТ) сейчас затевает новую серию фэнтези и с удовольствием берёт романы новых авторов - только это должно быть нечто оригинальное, а не "голимая фэнтезятина". В "Армаду" можно пробиваться с фантастическими боевиками или юмористической фантастикой - причём здесь как раз чего-то супер-пупер не нужно, если текст более-менее добротно сколочен - уже достаточно. Ещё донецкий "Сталкер" охотно печатает новых авторов - но там, во-первых, будьте готовы ждать выхода книжки год и больше, а во-вторых, гонорары у них очень скромные. Но это, ещё раз, те варианты, которые вполне реальны. А пробиться в такие гиганты как АСТ или "Эксмо" - не то чтобы невозможно, но тут уже желательно иметь какое-то имя и какие-то знакомства в "фантастической" среде, иначе с вами, возможно, и разговаривать не станут. Да - ещё в АСТ очень не любят, когда присылаемые им тексты выложены где-то в сети. Даже если это всего лишь рассказ для сборника - всё равно могут завернуть, если он выложен на том же СИ или ещё где-нибудь. Об этом Игорь Ревва подробнее может рассказать, у него более богатый опыт общения с ними.
    Ну и, само собой, издательства охотнее работают с теми, кто готов поставлять им романы регулярно, а не с теми, кто написал одну книжку, а вторую неизвестно когда выдаст. Вплоть до того, что договора могут заключаться с оговариванием сроков работы над романом. Особенно когда речь идёт о сериале - в таких случаях, насколько я знаю, это обычная практика.

    Кстати, если у вас есть свой сайт, может, вы дадите там ссылку на ваше интервью на АИ?

    А пожалуй, что и дам. Правда, я его нечасто обновляю...

    Ну и заодно, если есть желание, расскажите о своем сайте - как вы его создали? Он бесплатный? Вы его как-нибудь раскручивали?

    По-моему, у всякого творческого человека, попавшего в Интернет, возникает естественное желание создать там свою страничку. Это был 99 год, ни о каких Самиздатах и т.п. я тогда ещё слыхом не слыхивал. Весь дизайн полностью делал сам, своими руками. Картинок, правда, натаскал откуда ни попадя и с сайта NASA, и ещё много откуда... всё-таки, старался выдержать единый "космический стиль". Выложил тексты и кое-что из музыки, разместил на бесплатном хостинге. Раза два или три менял место жительства, т.к. бесплатные хостинги - они на то и бесплатные, что на них куча ограничений, которые не всегда устраивают. А потом помог хороший знакомый Толик Матях (тоже наш киевский фантаст, кстати, только не СИшник) - организовал мне "именной" домен enger.kiev.ua и предоставил хостинг на фирме, где он работает. Такой вот был мне подарок ко дню рождения :)
    Что касается раскрутки - наверное, я слишком ленивый, поэтому ничем таким специально не занимался. Разве что, на некоторых литературных и фантастических сайтах оставил на себя линк. Но вообще у меня сейчас посещаемость в разделе на СИ выше, чем на сайте.

    Интересный в ЛА-2004 намечается парадокс, практически все члены жюри Леонид Свердлов, Игорь Ревва, да и раньше - все говорят, что от судейства и жюрения - одна головная боль. Так думает практически каждый член жюри. С другой стороны, почти каждый конкурсант считает своим долгом "полить" жюри. Эта, во многом, тупиковая ситуация имеет ли, по вашему мнению, какое либо разрешение?

    Вот сейчас Вредная Команда затеяла конкурс "Cosa Nostra" - название уже о многом говорит, не так ли? Так вот там член жюри имеет право говорить всё что угодно, кроме разве что мата. А конкурсант уже самим фактом участия в конкурсе с этим соглашается. Такой вот вариант разрешения, а что из него выйдет на практике - скоро узнаем... Хотя у меня гораздо больше головной боли было не от хамских выпадов участников, а от качества самих рассказов, большая часть которых либо откровенная ерунда, либо серая посредственность. С этим, кстати, на Коза Ностре тоже собираются бороться - путём преноминации. Вот только номинаторам я не завидую, м-да...

    Не могли бы вы подробней рассказать о ваших проблемах судейщика. Что судейство больше отнимает - времени или сил, терпение более необходимо или крепкие нервы? Находились ли конкурсанты, которые обрушивались на вас с резкой критикой после вашей критики сочинений?

    Время - это да, ещё как отнимает, приходилось как-то между работой его выкраивать. Терпение, нервы - всё нужно. Когда чувствуешь, что рассказ - полное дерьмо, то хочется так и сказать и добавить: не пишите больше! А вместо этого приходится пускаться в долгие объяснения, почему именно так писать нельзя. Ну ладно, один раз объяснить, ну два... А если несколько десятков раз? Тут действительно нужно терпение и хороший самоконтроль. А с конкурсантами вроде бы серьёзных проблем и не было... раз в памяти ничего такого не осталось, значит - не было. Возможно, именно потому, что сумел всё-таки не сорваться, и на личности никогда не переходил. Я вообще старался максимально абстрагироваться от личности автора, не важно - вижу я его впервые или раньше прочитал уже с десяток его рассказов. Впрочем, все судьи так стараются, только получается не у всех. Но у меня, как будто, получилось.

    У меня почему-то сложилось ощущение, что при критике других сочинений вы пользуетесь виртуальным ником, двойником.

    Ну, почему - обычно подписываюсь как Энгер с линком на раздел. Хотя случается и под "левым" ником, это да.

    Как вы относитесь к использованию ников, виртуальных личностей? Что это значит в вашем случае?

    Абсолютно нормально отношусь. В Интернете любая личность в большой степени виртуальна. Даже если подписываешься настоящим именем, всё равно твой стиль общения будет отличаться от того, какой он у тебя в реальной жизни, хочешь ты того или нет. А значит, волей-неволей создаётся новый образ, как бы новая личность. Опять же, в Интернете очень много остаётся за кадром, и те, с кем ты общаешься в виртуале, могут представлять тебя совсем не таким, какой ты в жизни. Отсюда вполне логичный переход к сознательному созданию виртуальных личностей и ников. Что тут плохого? Абсолютно ничего, как по-моему. Зависит как воспринимать, конечно. Я воспринимаю как своего рода игру. Это интересно, это захватывает! И когда сам играешь, и когда пытаешься угадать, кто скрывается под тем или иным ником. Своего рода прикладная психология, кстати - в чём-то весьма помогает тому же творчеству. Да, пожалуй, это и есть продолжение творчества.

    Ну, последний вопрос будет более коротким и заключительным пока - как вас угораздило примерно год назад стать френдом раздела Актуальное Интервью? Что толкнуло на столь верное или продуманное решение?

    Дело в том, что когда я прошлым летом почти случайно набрёл на летнюю акцию, то обнаружил там много знакомых имён - авторов, чьи произведения я читал и с кем так или иначе общался. Поэтому мне было интересно читать интервью с ними и, прочитав несколько, я понял, что в этот раздел буду ещё неоднократно возвращаться. Потому, в общем, и занёс его во френды.

    ИЗ КОММЕНТАРИЕВ

    Просвирнов Александр Юрьевич
    А Вы пробовали перевести на украинский песню группы "На-На" "Фаина"? Там есть такие бессмертные строки: "Шина-шина-опа, шина-шина-най...".

    Да оно и так вполне по-украински звучит :)

    Извиняюсь за замшелую шутку, а если серьезно, хотел спросить Вас именно как переводчика.

    Ы? Откуда такая инфа? %) Кем-кем, а переводчиком точно никогда не был.

    Моя служба на Украине пришлась на разгар антисоюзного психоза, охватившего население братских республик. Тогда, рассказывали, по Киеву ходили некие молодцы и, показывая на различные предметы одежды, требовали их назвать. Если слышали, скажем, в ответ "пуговица", а не "гудзик", били морду. Как Вы относитесь к таким вещам?

    Отношусь резко отрицательно. Как, впрочем, и к любым видам дискриминации в любых проявлениях.

    Антиобозреватель
    1. Как часто вам бывает стыдно за написанное, и с каким текстом это произошло в последний раз (причины укажите тоже)?

    Бывает, когда вещь уже издана, а потом перечитываешь её и думаешь: "Господи, ну до чего хреново написано! Сейчас бы я это гораздо лучше мог написать." С романом "Проклятие пятого уровня" - именно такая ситуация.

    2. (Очень серьёзный вопрос, между прочим). Сколько денег вы теряете в час, занимаясь писательством/графоманией? Если же вы зарабатываете письмом, то сколько приносит вам один час вашего "писательского" времени? Постарайтесь подойти к ответу не с абстрактными рассуждениями о 24-часовой загрузке гениального писательского мозга, а с банальным калькулятором и распорядком своего дня
    .
    На самом деле сейчас практически ничего не теряю и не выигрываю. Зарплата моя прямо не зависит от потраченного на работу времени, а пишу я обычно, когда заниматься работой всё равно уже невмоготу (лучший отдых - перемена занятия :). С другой стороны, если прикинуть, что первую изданную книгу я написал примерно за полгода и получил за неё ~800$, то при таком раскладе получается около 130$ в месяц... это если бы я сохранял те же темпы, но с этим как-то не складывается.

    3. Какова ваша писательская миссия? (ответ д.б. не более 10 слов).

    Не дождётесь! (как хотите, так и понимайте ;)

    Теперь слово имеет Николай Чуксин
    http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/
    4. Считаете ли Вы при наличии в Литературе Вас самого необходимым наличие и других авторов, пишущих в том же жанре и на те же темы, что и Вы?

    Ну, во-первых, я пока ещё не такая большая птица в Литературе... Во-вторых: почему бы и нет? Одинаковые темы можно рассматривать совершенно с разных точек зрения, иначе запас тем уже давным-давно исчерпался бы.

    Тему "проверка на честность" продолжает Юлич
    http://samlib.ru/j/julich/
    5. Расскажите (если с вами такое было) о случае или случаях, когда ваши персонажи перестали вам подчиняться. И поделитесь соображениями: почему, как вам кажется, это случилось?

    Сплошь и рядом бывает, когда какой-нибудь персонаж, введённый исключительно для эпизодической роли, начинает качать права: почему меня так мало? хочу ещё! И нередко приходится подчиняться. Иногда, правда, настаиваю на своём, если это критично для сюжета. Допустим, надо его убить, а он не хочет, гад ;). А почему... наверное, потому что хорошо придуманный персонаж становится мне слишком симпатичен, чтобы так быстро от него избавиться.

    Ну и замыкает "откровенную" четверку Михаил Рашевский с двумя вопросами:
    http://samlib.ru/r/rashewskij_m_w/
    6. Допустим, в вашем произведении присутствует положительный и отрицательный герой. С кем вы себя более ассоциируете, кого из них пишете с себя и почему?

    Ай, не люблю я делить героев на положительных и отрицательных, люди-человеки они, а не чёрные/белые, ну да ладно... Ассоциирую себя чаще с главным персонажем, а таковой у меня редко бывает положительным по стандартным меркам. Хотя, это всё так относительно... всё равно что спросить: вот ваш начальник по работе - положительный герой или отрицательный? ;)))

    7. Какое из своих произведений вы долго не решались выставить на СИ потому, что оно слишком личное?

    Нет, я или выставляю сразу, или не выставляю вообще. Причём второе бывает чаще по причине недоработанности вещи, а не потому, что очень личное.

    К сожалению, сколько не задавай вопросов, всегда найдутся новые. Давайте для продолжения знакомства разместим ниже основные гиперссылки, чтобы интернет-читатели заходили и узнавали о ваших новых работах, проектах и планах:

    http://www.enger.kiev.ua/ - Мой персональный сайт.
    http://www.miraduga.com/ - Проект "Мирадуга" - огромный фантастический мир со множеством планет и персонажей, рассказы и повести, интерактивные дневники и многое другое.
    http://trackers.pp.ru/ - Проект, посвящённый русской демосцене и вообще написанию музыки на компьютере.
    http://www.ulif.org.ua/ - Сайт Украинского языково-информационного фонда, где я работаю.


    Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".

  • Комментарии: 10, последний от 12/08/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 10/01/2005. 83k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

    Как попасть в этoт список