Актуальное Интервью: другие произведения.

Джен: "Я бы себя причислила к магическим реалистам" (декабрь 2002)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 24/02/2003.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 31/05/2004. 39k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:
    (Джен (Мария Митренина) - популярный автор СИ, журналист, психолог, редактор журнала "Сталкер" и очень интересный человек. Для предварительного знакомства читайте "Интервью с Джен" (Дата: осень 2001, автор Артем Малахов).

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | АВТОР И ЧИТАТЕЛИ | О "САМИЗДАТЕ" | НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ

    Давайте начнем с вопроса о настоящем. Что изменилось за последний год? Вы по-прежнему журналистка, по-прежнему печатаетесь в журналах? Выпустили собственную книжку или нет?

    Да, я по-прежнему работаю журналистом в "Компьютерре+Томск", а заодно на аналитический отдел издательского дома "Компьютерра". Это хорошая работа для такого непостоянного человека, как я. Сейчас у нас в редакции образуется группировка людей, увлеченных Кастанедой, чем я очень довольна, и в чем усматриваю тенденцию. Это весело, когда социально успешные представители ИТ-бизнеса массово увлекаются таким балбесом, как КК ;) - а в Томске это сейчас приобретает массовые черты... охвачены представители крупных компьютерных фирм, Томсктелекома, и прочее :))

    В журналах - печатаюсь, и по-прежнему в провинции ;) Рассказ "Дитятко" недавно вышел в фантастическом журнале "Порог" (Украина). Некий уральский журнал "Союз" собирается в декабре выпустить подборку моих рассказов. А один редактор даже намерен напечатать "Тынс Пынс", но об этом пока рано...

    Кстати, для "Тынс Пынс" собираюсь сделать фотографии в качестве иллюстраций.

    Книжку не выпустила, конечно. За свой счет - лениво, а добраться до издательств... Ну, многие знают, как оно. Хотя, когда я узнала, что гонорар за книгу составляет 200-300 долларов, мне стало куда как менее интересно думать о книжке. Читать-то меня и в Интернете читают. Так что чувствую себя полноценным сетевым писателем :)

    Речь идет о том, что вы платите за книгу 200-300 долларов или вам? Если вам, то, собственно, на что можно жаловаться? Первую книгу и бесплатно опубликовать не зазорно.

    Гонорар - это то, что платят автору :) Конечно, не зазорно ;) Но издатели за моими текстами пока что в очередь не выстраиваются :)) И это понятно: объемы не те, в серию не попадает, и т.п. Я, к сожалению, вряд ли коммерческий автор. У меня была мысль поработать литературным негром... Но, допустим, роман я буду писать три месяца минимум. За это время журналистикой, и с куда меньшим объемом текста, я заработаю в 4-6 раз больше. Поэтому нет никакой мотивации стараться специально.

    А так издаться, думаю, еще успею. Главное - найти баланс между собственными интересами и нужной издательству тематикой (или сразу сериал написать). Ну и, объемы, конечно. Рассказы мои к бумаге уже привыкли :)

    Какие складываются ваши отношения с томскими писателями?

    Они заметили меня еще девять лет назад, и пытались воспитывать :) Только ничего у них не получилось :))) Но мы общаемся. Я иногда бываю на лито "Молодые голоса", где ехидно критикую молодых поэтов (а там, в основном, поэты). В общем, такие хорошие товарищеские отношения.

    Интересно, а как вас заметили в первый раз? Как в первый раз опубликовали в журнале? И в каком?

    Тогда у нас регулярно проводились семинары молодых писателей. А старые матерые писатели собирали потом молодежь, чтобы учить :) Вот на такое сборище я по наводке одного моего знакомого - Сергея Баканова (www.1man.ru) - однажды и пришла.

    Публикации сначала были на литературных страницах местных газет, потом - первая серьезная - в так называемой литературной газете русской провинции "Очарованный странник". Издавалась в Ярославле, распространялась по стране. Там я печаталась трижды, и все шло через томскую писательскую организацию.

    Что с журналом "Сталкер"? Каким образом вам удавалось издавать журнал? Насколько интенсивно при выпуске "Сталкера" происходит общение с авторами из СИ? Как решается, кого печатать в журнале, а кого нет?

    "Сталкер" я всегда выпускала на собственные деньги. Это несложно, т.к. журнал небольшой и малотиражный. Пока у меня была группа, она влияла на меня в плане отбора текстов для публикации. Но вообще формирование выпуска - это такое творческое занятие! Надо, чтобы тексты согласовывались между собой, чтобы можно было читать подряд с первой строки до последней. Девиз "Сталкера" - "Мы - это мост между реальным и виртуальным", - ради того оно и делалось. Но реальной группы сейчас нет. А виртуальная (литературный семинар по переписке) - только формируется.

    Что касается авторов СИ, то они принимали участие в Сталкере только как авторы: Саша Шленский, Сергей Серегин, Алекс Трудлер, Татьяна Тайганова , Антон Ботев и другие.

    (Пока готовилось интервью, было принято решение, что "Сталкер" теперь будет выходить в мультимедийном варианте, на компакт-диске. А это значит, что кроме текстов, там будут рисунки, фотографии и музыка. Тема первого номера - "Приглашение к инициации". Для него мне удалось достать несколько великолепных, профессиональных вещей, но анонсировать это я буду не раньше чем через месяц. А пока, параллельно составлению выпуска, планируется система заказа и оплаты).

    Получается, что "Сталкер" - ваша, можно сказать, феноменальная, инициатива? Лично я подобных примеров не знаю. А какой был средний тираж журнала, сколько было выпусков, много ли было заказов на журнал?

    Да полно таких примеров. Любой постоянно пишущий литератор начинает заниматься малотиражной издательской деятельностью. Начиная - в России - с Крылова и Екатерины Второй :)

    Тираж "Сталкера" - от 100 до 130 экземпляров, выпусков всего семь. Продавать было лень, так что тираж расходился недели за две без особых усилий :) Вот мультимедиа - это уже объемный проект, так что придется озаботиться продажей... Тем более, что многие пытались мне и за печатный "Сталкер" заплатить :)

    Кстати, о литературном семинаре по переписке. На старом форуме было сообщение: "Приглашаем вас представить свои произведения к обсуждению на закрытом виртуальном литературном семинаре. Семинар действует с 15 августа 2002 года в форме почтовой конференции. За неделю там обсуждается, в среднем, два автора; кроме того, идет обсуждение общих литературных вопросов. Количество писем за сутки достигает тридцати. На семинаре запрещены личные оскорбления и флейм.

    В семинаре участвуют редакторы трех печатных литературных журналов и нескольких литературных сайтов. Все постоянные участники семинара имеют печатные публикации, а некоторые - даже книжки. С текстами постоянных участников семинара можно познакомиться здесь: http://samlib.ru/w/wirtualxnoe_l/

    Прием новых участников осуществляется голосованием. Чтобы представить свои тексты на обсуждение, надо подать заявку координатору семинара Джен по адресу: germes_t@mail.ru . В заявке надо кратко рассказать о себе (что считаете нужным) и вставить в тело письма небольшой (до 5 тысяч знаков) текст для знакомства. Если участники семинара проголосуют в вашу пользу, вы будете подключены к конференции и сможете выставить на обсуждение подборку (до 12) стихов или один-два рассказа. Также вы получите возможность отвечать на отзывы и стать постоянным участником семинара".

    Как обстоят дела на настоящий момент?

    Все продолжается, и набирает обороты. Сейчас у нас около 20 человек. С текстами большинства можно познакомиться здесь. Советую обратить внимание на важный момент: мы проводим конкурс сюжетных рассказов. В качестве конкурсной комиссии выступают участники семинара (он же - Виртуальное Лито), а призы - публикация в новом "Сталкере", "Веке искусства" (издается в Рязани), "Пилигриме" (Омск), и, возможно, в других местах.

    Готовится также конкурс поэзии, и на конкурсной основе для "Сталкера" в самое ближайшее время потребуются иллюстрации и соответствующая музыка.

    В принципе, необязательно ориентироваться на конкурс: журналам материалы нужны всегда. Главное, чтоб они соответствовали концепции. А лучший способ понять концепцию - подержать журнал в руках.

    И еще немного о семинаре. Я участвовала в нескольких почтовых конференциях, но это первая, где общение идет настолько интенсивно: писем, и вправду, может быть несколько десятков в сутки, причем все по теме, пусть даже это короткие реплики. А ведь мы общаемся уже четыре месяца. В общем, там очень хороший подбор людей для стимуляции творческого процесса и особенно - для литературных проектов.

    Кстати, кто пройдет во второй этап конкурса (попадет на обсуждение) - имеет возможность остаться на семинаре.

    Расскажите про Томск, меня это тоже интересует, вообще о городе, как там идет литературная жизнь? Довольны ли вы местом своего проживания, или, наоборот, хотите уехать?

    Томск - потрясающий город. Можно посмотреть фото на моей странице, хотя фотографий города у меня намного больше. Это университетский городок в полмиллиона жителей, и при этом 12-15 процентов имеют доступ к интернету. Наши вузы стоят в первой пятерке в российских рейтингах. Здесь спокойно, почти нет криминала (т.к. бизнесмены и политики учились в одних университетах), здесь компьютерщики восстанавливают военные заводы, здесь полно экстрасенсов, психологов, астрологов, мастеров восточных единоборств, буддистов и разных странных людей. Здесь очень хорошо жить и писать - примерно так, как жили и писали в прошлом веке русские писатели в своих имениях. Четыре часа лету до Москвы. В общем, никуда отсюда не хочу уезжать. Мне недавно предложили квартиру в Москве... я отказалась, потому что нафиг нужен мне этот стресс, усталость, время, потраченное на дорогу, и необходимость каждый день работать. Предложили мне в понедельник, а в среду вечером случился "Норд-Ост". Спасибо, не надо.

    У меня есть свободный интернет и возможность разъезжать периодически, куда мне вздумается. Но я, если не всегда, то, по крайней мере, долго буду сюда возвращаться.

    Литературная жизнь здесь своеобразная. Здесь создают литературу в отдельно взятом городе. Все централизовано вокруг писательской организации. Есть несколько клубов, через которые можно получить публикации, вплоть до журнала "День и ночь" - это серьезный толстый литжурнал, издается в Красноярске; а затем - выпустить книжку за спонсорский счет. Я в сентябре была на краеведческом семинаре, на секции, посвященной местной литературе. За мной сидела маленькая такая старушка, и долго, настойчиво шебуршила страницами книжки, с таким скрежещущим звуком. Потом оказалось, что это - ее собственная книжка. В твердой обложке.

    Но мне это скучно. Поэтому моя литературная жизнь проходит в Интернете. Сначала это была Прозару, потом Самиздат, потом - ненадолго - Тенета; теперь - почтовый литсеминар и ЖЖ (Живой Журнал). В последнем я сейчас участвую в конкурсе по созданию Котокниги, и это большой драйв - писать сказки про котов, по одной в неделю :)

    Что нового на литературном поприще? Что пишете в настоящее время?

    Сейчас я работаю над двумя большими вещами. Первая - это гипертекстовая книга про Другие Города, я решила добить эту идею, чтоб она мне надоела :) Получается запутанно, и, говорят, напоминает Борхеса и Павича (кто Павича не читал, говорит про Борхеса, хотя у меня все началось с "Незримых городов" Итало Кальвино; но он писал про женщин - все города имеют женские имена; а я, похоже, пишу про смерть, про путешественников в сторону смерти).

    "Другие города" состоят из вполне самостоятельных историй, из которых мне обычно нравится последняя написанная. Собственно, мне всегда больше нравится последнее написанное. А также всякие безумные идеи, которые я еще не воплотила. Я даже завела себе писательский блокнот, куда записываю идеи будущих текстов, а то в голове не умещается.

    Вторая - роман, продолжение "Тынс Пынс". То же городское пространство, но главные герои ТП здесь оказываются второстепенны. Рассказ идет от первого лица, а это значит, что действие будет сфокусировано, в отличие от ТП, в котором я заблудилась сама. Хочется сделать отчетливо сюжетную вещь. Правда, загрузов там тоже будет много. Моя мечта, чтоб текст был многослойным, чтобы его мог прочитать с удовольствием и среднестатистический подросток, и психиатр, и китайский профессор... Надеюсь, к старости такое у меня получится :)

    Какую свою вещь вы считаете лучшей на данный момент: есть ли такая? Как вообще начали писать, когда, что этому сопутствовало?

    Лучшая - не знаю. Меня больше увлекает процесс. Качественно новое - это, конечно, роман. Я когда его написала, он три ночи подряд мне снился. И это, конечно, качественно новое состояние для меня. Мне понравилось писать романы :)

    Писать как начала... Я в детстве вообще много читала, т.к. мама работала в библиотеке, да и дома всегда было много книг. Тогда и писала, с дошкольного возраста. Но это не в счет, несерьезно. Серьезное - связано с появлением Джен, когда мне было 16 лет. Мне снились сны, которые складывались в альтернативную историю моей жизни. Я попробовала ее записать, и, конечно, получилась фигня. Потом университет. У меня были проблемы с адаптацией, и ехала крыша. Вдруг стали появляться яркие такие картинки, образы, сюжеты, и надо было их записывать. У меня было ощущение собственной смерти, и вслед за этим - обновления. В общем, с очередной сессией - зимней, на втором курсе - университет я бросила. Было такое ощущение свободы! Как раз стали появляться эзотерические книжки, а я еще пошла на клуб любителей фантастики. В общем, на этом фоне все разворачивалось.

    В универе я потом восстановилась, конечно.

    Вы сказали: "с появлением Джен". А почему именно "Джен"? Что это для вас - удобный псевдоним или нечто большее?

    Это - второе имя, фактически. И другая моя ипостась. Хотя жесткого разделения нет, все перемешалось. Мне еще нравится созвучность этого имени слову "дзен".

    Расскажите про своих любимых писателей: может быть кто-то нравится из современных, молодых, сверстников или авторов журнала "Сталкер"?

    Сверстники - а кто? :) Впрочем, из Сталкера - это Александр Крамер и Дмитрий Данилов (оба есть на СИ). Первый очень яркий автор в плане идей, хотя он не писатель на самом деле, а композитор. Второй - литературно правильный, концептуальный писатель. Пожалуй, еще Антон Ботев, но он не очень ровный автор, т.к. молодой.

    Очень сильное впечатление произвела Татьяна Тайганова. Сначала публицистикой, потом - личностью, потом - романом "И протянули ему камень".

    Еще - Дима Передний, он есть на Тенетах. Остросюжетная сумасшедшая проза. Он не выдерживает заданного в начале уровня, срывается на схему, но читается залпом.

    Теперь о профессионалах. Один из самых близких - Набоков. До него - Александр Грин, но теперь, когда перечитываю, то и дело замечаю ляпы. Латиноамериканская троица: Борхес, Маркес, Кортасар - те, кто со временем не разочаровывает. Недавно прочитала как раз Любовь во время чумы, с огромным удовольствием. С тем же удовольствием и радостью от ощущения похожести - рассказы Павича. Пожалуй, я бы причислила себя к магическим реалистам :)

    Иногда помногу читаю фантастику. Из яркого здесь - "Гиперион" Дэна Симмонса.

    Вообще, мне кажется, что я мало читаю, а на самом деле - получается много...

    А вот самиздатовских сейчас стараюсь не читать, хотя все время шлют ссылки. Тяжело это... ощущение низкой энергетичности. Не тексты, а вампиры какие-то.

    Чем закончилось послание на "Тенету - 2002" рассказа "Стеклянный король"? И вообще - ваше отношение к "Тенете", каковы, на ваш взгляд, перспективы этого конкурса. Что посоветуете другим авторам в связи с вашим опытом?

    Кроме "Стеклянного короля" там же номинированы "Сновидения Старого Физика". Ну, "Тенета" - это такой вялотекущий конкурс. За счет своего вялого течения и большого количества авторов он напоминает сейчас "Самиздат" и "Прозуру". Соответственно, его перспективы - в получении авторами новых читателей и в качестве среды для общения литераторов ("Антитенета", которые позиционируются в качестве отдельного проекта, но на самом деле являются частью "Тенет", мистером Хайдом для доктора Джекила). Но, поскольку там имеется первичный отбор, то качество текстов, в среднем, повыше. Многое можно читать, процентов тридцать - даже с интересом. Другие перспективы "Тенет" зависят от организаторов.

    Авторам - решать самим, выставляться на "Тенетах", или нет. Номинаторов много, и если человек пишет грамотно, то вполне реально пройти. Грамотность, правда, относительное понятие :)

    А существуют конкретные победители в "Тенете-2002" по номинациям или каким либо другим факторам? Ваши произведения были "номинированы" - это значит, "участвовали в какой-то номинации"?

    Номинированы - значит прошли отбор на конкурс. Победители Тенет-2002, думаю, будут известны где-то через год.

    А как вы, в принципе, относитесь к литературным конкурсам: считаете их полезными, вредными или что-то еще?

    К конкурсам отношусь хорошо. Новая аудитория плюс общение о литературе - это процесс социализации автора, его отношения с внешним миром, это необходимо, чтобы вообще состояться в качестве автора. Конкурсы, когда пишешь на заданную тему - хорошее упражнение и тренировка гибкости. Для меня лично важно, чтобы конкурс давал какую-то перспективу. Попасть в книгу, засветиться перед кем-то... А вот конкурсы "для своих" меня как-то не вдохновляют.

    Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?

    Прочитать все книги по курсу истории русской и зарубежной литературы - с античности и Жития протопопа Аввакума до наших дней. Я серьезно. Если человек собирается заниматься литературой, то нужно знать свою область. И еще какую-то другую, актуальную - психологию, философию, этнографию, физику, в конце концов. Это - чтобы быть читателю интересным.

    Заметности в Интернете очень легко достичь, есть масса элементарных приемов. Но это же такое жалкое существование, когда человек годами общается на одних и тех же форумах и пишет мелкие рассказики или стишки на одном уровне - это печальная судьба, по-моему.

    Быть яркой личностью и двигаться в личностном и творческом плане - это работает в любой среде, рано или поздно. И среду обязательно нужно менять периодически.

    Ваша позиция вызывает уважение. И, все-таки, не сообщите ли несколько "элементарных приемов", как достичь заметности в Интернете?

    Научиться интересно писать, не упускать возможности опубликоваться и общаться в разных местах. Все.

    Каковы дальнейшие планы в литературе? Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?

    Планов очень много, но они меняются со временем. Думаю, 4-5 романов у меня будет точно :)

    На СИ - не все, но самое достойное. Многое написанное раньше уже не имеет для меня смысла; кое-что надо переписывать заново, т.к. это сделано плохо в техническом плане, несмотря на хороший замысел. Новые вещи на СИ выставлю, как допишу, но это нескоро.

    Ощущаете ли вы себя писательницей, что это значит для вас?

    Писатель, андрогинное состояние, поэтому я ощущаю себя именно писателем... сетевым. Что это для меня значит? Ну, чувство собственной важности раздувается за счет ощущения своей особенности ;))) Интересно, очень, на самом деле. Наверное, оно спасает меня от моих буйных фантазий, давая им выход в тексты.

    Литература может быть ремеслом, увлечением, самореализацией: какой вариант вам ближе или есть собственный?

    Литература мне интересна как духовная практика. По сути, в моем случае, это - шаманское путешествие, а тексты - путеводитель. Кто там был - меня поймет ;)

    Задумываетесь ли вы о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?

    Задумываюсь. Мои тексты на меня влияют, а сознательно мне бы хотелось им соответствовать. Но это не имиджевое, а, скорее, внутреннее соответствие, которое, по мере накопления, выплескивается вовне, и я получаю от случайных знакомых характеристики вроде "вещь в себе", "у нее потусторонний вид", "кастанедовский стиль" и тому подобное :) Но, в целом, меня слишком много, чтобы построить какой-то однозначный образ, как авторский, так и человеческий.

    По поводу кастанедовского стиля... Вы сказали: "чувство собственной важности раздувается за счет ощущения своей особенности ;)))" Но Дон Хуан учил Кастанеду "утрачиванию важности самого себя". Как это сочетается? Или книги Кастанеды не стоит принимать слишком буквально?

    Кастанедовский стиль - я имею в виду манеру выглядеть :) ДХ, действительно, настаивал на избавлении от ЧСВ. Но я-то могу сама решить, как я буду жить и что делать :)

    Я и КК близки по ориентации на свободу и преодоление границ известного мира. Нюансы могут быть различны: каждый проходит одну и ту же дорогу по-своему.

    А вы думаете, книги КК можно принять буквально? :) Там очень много противоречий. Поэтому выглядит очень глупо, когда человек составляет себе свод жизненных правил "по Кастанеде" и пытается им следовать, вместо того, чтобы просто идти по пути. В результате он имеет личностное противоречие: живет обывателем, от семьи до работы и обратно, а думает, будто он - Великий Гуру. Это очень печальная жизнь. Если уж быть обывателем, то осознанно, и - радоваться этому :)

    Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?

    По первому вопросу - не знаю таких. Гениальные, да и просто качественные тексты - издаются на бумаге, поскольку такой автор имеет популярность не только в интернете. Пример - Владимир Сорокин: у него и тексты, и популярность, и имидж. В сети посещаемость - дело техники (или степени скандальности). Когда человек занят своими гениальными текстами, ему некогда особо работать на посещаемость. А те, кто имеет имидж... это уже не авторы, а персонажи :)

    АВТОР И ЧИТАТЕЛИ

    Что значат для вас комментарии к написанным рассказам? Отвечаете ли вы на них, прислушиваетесь к ним или, наоборот, считаете "некой пеной"? Расскажите о самом негативном и позитивном комментариях.

    Я скажу про комментарии вообще. Мне нравятся те, в которых человек воспринимает мой текст как данность, как феномен, - и анализирует, исходя из самого текста, а не из собственных предубеждений. Но комментариев, где человек исходит из собственных предубеждений - намного больше. Это, само собой, тоже имеет право на существование, но оно говорит больше о комментирующем, о его восприятии. То есть, я получаю информацию не о тексте, а о том, как разные люди его воспринимают. Материал для маркетингового исследования ;)

    Однако, комментируя различных авторов, я поймал себя на мысли, что воспринимать "текст как данность, феномен", не исходя из собственных предубеждений (или убеждений), не получается. Все мы так устроены, что имеем определенные "понятия", от которых никуда не уйти. Читая новый текст, мы неизбежно соотносим его с прочитанным ранее, со сформировавшимися в голове представлениями о мире и литературе. Разве от этого можно избавиться?

    От ассоциаций, от культурного контекста - и не надо избавляться. Наоборот, хорошо бы его расширять (образованием). Избавляться было бы хорошо от жесткой системы оценок по принципу "хорошо/плохо". То есть, отвечать не на вопрос "сколько баллов я дам этому тексту", а "КАКОЙ этот текст? Где его место в литературе, культуре - в смысле традиций, стиля, интертекстуальных связей". Тип корректности в этом случае схож с научным исследованием: ученый ведь не говорит, что смерч - это плохо, а изучает, описывает его особенности, причем в контексте многолетних исследований смерчей. Точно так же сексопатолог не говорит, что групповой секс - это аморальная гадость, и т.д.

    При этом в науке есть понятие гипотезы - понимаете, о чем я? Интонация "приговора" в комментарии, отзыве - особенно при явном недостатке образованности комментатора - по-моему, это совершенно тупая вещь (вот тут как раз :) Я даю оценку определенному типу комментариев, но-таки ставлю "по-моему" ;))

    И все-таки, вас задевают недоброжелательные комментарии?

    Я выставляюсь на популярных литературных ресурсах года три, и за это время комментарии перестали на меня влиять. Сформировалась устойчивость к чужим мнениям. Я даже на литературных семинарах сейчас не обсуждаюсь специально, т.к. это для меня бесполезно :) Комментарии, скорее, несут энергетический заряд, как внимание ко мне. Другое дело, правда, когда в комментарии содержится некая яркая идея, которую я сама у себя не заметила. Или - лучший вариант - когда мне отвечают текстом на текст. Это сильное впечатление.

    Отвечать - почти не отвечаю, ведь у человека всегда есть причины именно на такое восприятие. Советы - тоже из области субъективного восприятия человека, чья жизнь, как правило, далека от моей. По-моему, имеет смысл прислушиваться либо к техническим замечаниям профессионалов (профессионал в литературе для меня - тот, кто много и регулярно пишет на значительную аудиторию), либо - по раскрытию темы - к тем, кто пишет на моем уровне и выше и в моем стиле. То есть, когда направленность творчества совпадает.

    О негативном-позитивном я ничего сказать не могу. Мне интересно, когда человек думает над моим текстом. Или фантазирует, отталкиваясь от текста.

    Недавно на нашем семинаре обсуждали, из моего текста, в каких случаях лабиринт правой руки нельзя пройти с помощью левой. Было интересно :)

    С другой стороны, бывают интересны длинные комментарии, которые, на мой взгляд, ко мне имеют мало отношения. Человек выстраивает какую-то сумасбродную концепцию меня, моего творчества... Читаю - и откровенно развлекаюсь :) Из этой же серии, когда читатель мне пишет, что, мол, он меня почитал, и у него возникло ощущение нашего "духовного родства". Еще бы не возникло! Я же архетипическими мотивами пользуюсь.

    На мой взгляд, когда писатель пишет произведение и оно становится популярным, то, впоследствии, это сочинение начинает жить своей отдельной жизнью - происходит так называемый "процесс самоотчуждения". Вы как будто отпускаете в жизнь, образно говоря, своего ребенка и в дальнейшем он вам не принадлежит, идет себе по миру самостоятельно?

    Я бы сравнила текст с деревом, которое сквозь меня прорастает, из центра - в разные стороны. Очень похожие ощущения. Что до ребенка... Формально, на текст у меня намного больше прав, чем на выросшего ребенка. Отношения с ребенком сложнее, чем с текстом: текст не может стать чужим, ребенок - запросто. Ребенок - отдельная от меня личность, он не может быть ни оправданием моей жизни, ни моим продолжением (сочувствую тем детям, которым приходится оправдывать родительские ожидания). В своих текстах я обретаю другую форму и другую жизнь. Определенно, после смерти, я буду и текстами тоже - на экране, на бумаге, в головах читателей. Или не я, а тот, кто через меня идет, но это небольшая разница.

    А отчуждение текста - это когда он воспринимается не так эмоционально, как вначале. Это у меня быстро происходит. Но мое право на текст остается при мне. С ребенком, между прочим, наоборот: права утрачиваются, а эмоциональное отношение остается.

    Я имел в виду, что, когда автор сочиняет текст, то видит его одним образом. А когда текст становится популярным, у читательской аудитории формируется свое собственное, массовое представление о тексте, часто отличное от авторского. И сам автор изменить это представление уже не может. Не случилось ли так с рассказом "Просто женщина"?

    Представление о "Просто женщине" у читателей разное. Думаю, большинство читателей понимает, что речь идет о чем-то вроде суккуба, что, практически, совпадает с авторским восприятием. А кто знает, что такое китайские лисы, вообще попадает в точку со своим "читательским восприятием" ;)

    О "САМИЗДАТЕ"

    Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.

    Какое-то время следила, да. Это бывает важным сначала - когда только-только опубликуешься, а также, когда много общаешься с другими авторами данного ресурса: срабатывает стремление к конкуренции. Сейчас меня больше интересуют качественные отличия. Моя концептуальность. Моя способность писать большие вещи. Моя постоянная аудитория (т.е. люди, которые читают меня помногу). А также мое участие в литературном процессе, то есть, какие игры я могу устроить для литераторов, чтобы и они приобретали качественные отличия.

    Может быть, это даже вредно? Не мешало ли вам это при оценке своих произведений? Насколько ваши оценки расходились с мнением публики?

    Все зависит от того, есть ли автору что сказать и насколько это сильно. Если нечего и слабо - можно запросто втянуться в игры с рейтингами. И даже перестать писать, не то, что расти. Если же то, что идет через автора, достаточно сильно и мощно, то погоня за рейтингами быстро надоедает.

    Я свои тексты не оцениваю. По читательским мнениям я выясняю, что нравится многим, и отсылаю это в журналы. Метод работает стопроцентно :)

    Другое дело, что моя интерпретация моих текстов редко совпадает с читательской. Но это неважно. На выбор того, ЧТО я буду писать дальше, это влияет очень слабо.

    Считаете ли вы, что автор (интернетовский) должен иметь активную, энергичную позицию, чтобы быть замеченным? В частности, это касается активности в Самиздате. Что бы вы посоветовали начинающим авторам СИ?

    Активная позиция поначалу - да. Очень часто читатели приходят к текстам через интерес к личности. Это нормально - показать себя там, где это выгодно и кстати.

    Начинающим авторам хорошо бы выбрать свой круг... С учетом слишком большого количества авторов на СИ. Если выбор будет сделан правильно, то круг станет человека раскручивать. Если неправильно - начнутся выматывающие конфликты.

    Сколько времени вы уже в СИ? Может быть, можете рассказать об истории развития СИ? Было бы интересно.

    В СИ я года полтора. Но история началась раньше, и ее делаю не я. По этому поводу лучше поговорить с Виталием Романовым, он многое делает для Самиздата. Вообще, на Самиздате складывается социально сильное сообщество фантастов.

    Выпускались ли вы в первом СИ сборнике - если нет, то по каким причинам?

    Когда первый сборник формировался, меня на СИ еще не было. Мне писали лично по поводу участия во втором. Но я вообще вижу мало смысла в публикации в сборниках. В Томске некоторые их называют "коллективными могилами". Разве что сборник представляет собой нечто целостное, объединенное одной сильной и яркой идеей. Вот как Котокнига.

    А тут еще за свой счет. То есть, мне не трудно переслать деньги, но как-то лениво:). Мотивации недостаточно.

    Полагаете ли вы, что автору СИ стоит ходить на странички других, оставлять свои комментарии, участвовать в СИ конкурсах - или это дело пустое?

    Если много читать и думать над плохими текстами, можно испортить вкус :) Довольно эффективно - общаться на общие темы в общих форумах: можно многое понять о современном литературном процессе. Делицын на "Тенетах" интересно рассказывал про книгоиздательский бизнес. С другой стороны, обсуждения отдельных текстов часто позволяют разобраться в литературной технике. Но я думаю, что тут намного эффективнее работает небольшой семинар человек на пятнадцать.

    В конкурсах участвовать - смотря в каких. Я выбираю конкурсы, если там есть выход вовне: запланировано издание книги и книга имеет большие шансы выйти; в жюри - редакторы печатных журналов; в команде конкурса есть люди, которые могут рассказать обо мне в других местах. В принципе, иногда конкурс срабатывает и как литературный семинар: можно получить много отзывов и понять, как писать лучше. Но это уже не для меня.

    Какова ваша оценка "Самиздата"? Какие преимущества и недостатки по сравнению, например, с "Проза.ру"? Каким, по вашему мнению, должен быть подобный литературный сайт?

    Самиздат - удобный проект для размещения и обсуждения литературных произведений. Прозару медленнее грузится, но эстетичнее выглядит. Кажется, на Прозеру больше матерятся... хотя по ненормативной лексике лидируют, похоже, Тенета :) Пожалуй, на Самиздате удобнее вести долгие серьезные беседы в форумах. Но сейчас для меня самая удобная форма интерактива на литературные темы - это почтовая конференция.

    Сайты хороши какие есть. Вопрос в том, как ими пользоваться :)

    На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо")? Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?

    Все элементы системы примерно равнозначны. Не хватает платных сервисов (например, редактирование; цветные авторские специально раскручиваемые странички с индивидуальным - на заказ - дизайном). Не хватает раздела новостей сетевой литературной жизни. Впрочем, и на Литерру новостная лента сделана так себе.

    В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"! Как следствие, вспыхивает многословная и бестолковая дискуссия, участники которой не приходят ни к каким выводам. А что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?

    Поскольку сайт общедоступный, такие дискуссии действительно бестолковы :) Те, кому интересно заниматься литературой, а не бестолковыми дискуссиями - занимаются именно литературой, поскольку все возможности для этого имеются. И... знаете поговорку: "А Васька слушает, да ест"? ;)))

    Как вы относитесь к созданию рубрики "Актуальное интервью"? Есть ли у нее перспективы, какие поджидают "подводные камни"? Или данная рубрика - просто бесполезная трата времени?

    Хорошо отношусь. Мне лично нравится читать, когда люди подробно и интересно высказываются по поводу творческого процесса, литературы, рулинета... Но в сети самое ценное - это интерактив. Думаю, имеет смысл сделать так, чтобы читатели в разделе Комментариев продолжали задавать вопросы герою интервью. И, само собой, регулярно чистить Комментарии от флэйма. Тогда комментарии получатся как бы продолжением интервью, и материал потенциально окажется бесконечным ;)

    Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?

    Даже если бы мне просто дали миллион долларов, часть из них я бы потратила на русскоязычную литературу. А источник таковой современной - для меня, конечно, сеть. Думаю, разумно было бы основать фонд поддержки литературных проектов (не отдельных авторов, а именно - издательской деятельности, конкурсов, фестивалей, семинаров и пр.). Причем, в комиссию по принятию решений я бы пригласила не каких-то там левых авторитетов, а людей, которых интересно читать. Хоть даже из сетевых малораскрученных авторов :) Чтобы каждый претендент на финансирование мог зайти, посмотреть на тексты участника конкурсной комиссии и понять, с кем имеет дело.

    НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

    Назовите ваши любимые телепередачи, рок-группы, увлечение или хобби?

    Телевизор для меня - способ отдыха, и я смотрю все, что хорошо снято. Когда приятно на лица смотреть. Это некоторые русские сериалы, программа "Стань звездой", иногда новости, иногда передачи "Культуры", иногда дурацкие телешоу, вроде "Окон", но фильмов - больше всего. Лучше артхаус, или близко к тому. Европейские лучше, чем американские.

    А почему именно рок? :) С музыкой у меня странные отношения. Бывают периоды, когда я много слушаю и покупаю много дисков. Это, в первую очередь, классика; потом - ньюэйдж и джаз. Последнее впечатление - подряд два альбома Колтрейна. Но классика круче, там чувствуется многомерный драматический человек. Например, у Шуберта или у Брукнера. А Дебюсси - практически, трансперсональная музыка.

    Да, рок я тоже когда-то слушала. Пинк Флойд, в первую очередь :)

    Последнее увлечение - фотография, с тем учетом, что у меня появилась неплохая цифровая камера. Но у меня увлечения быстро приобретают профессиональный оттенок. Так было с Интернетом, из которого я выросла в компьютерного журналиста.

    Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас?

    Я почти никогда не жила в режиме работа/отпуск. Мой заработок - это гонорары. Так что я - практически, вольный стрелок (ну, с учетом деловых обязательств перед людьми, к работе которых я отношусь с уважением и мне не хочется их подставлять)

    Много ли вы путешествуете по стране?

    Не особенно. Меня не очень привлекают туристические поездки или экстремальный туризм - скучновато. Может, когда у меня будет неограниченное количество денег на самолеты и гостиницы, я отправлюсь куда-то далеко и надолго - знаете, как миллионеры, например отправляются "в Европу" на несколько лет :) А пока мне интересно ездить только с какой-то конкретной целью. Недавно была в Москве на каббалистическом конгрессе, чисто из любопытства. Весной, видимо, съезжу в Петербург - пофотографировать и повидаться с моими виртуальными знакомыми. Так и получается - раз в полгода где-то... Мне хватит, ведь еще писать когда-то надо :)

    Как вам удается сочетать работу и столь активную литературно-сетевую деятельность?

    Иногда проблематично переключаться с журналистики на литературу, и обратно. А что касается времени - у меня свободное расписание. От некоторых работ даже отказываюсь, чтобы быть посвободнее для литературы.

    К сожалению, Джен, сколько не задавай вопросов, всегда найдутся новые. Давайте для продолжения знакомства разместим ниже основные гиперссылки, чтобы интернет-читатели заходили и узнавали о ваших новых работах, проектах и планах:

    Раздел Джен на СИ

    Раздел Джен на Проза.ру

    Тенета-2002

    Котокнига

    Виртуальное Лито

    Живой Журнал

    Истории от Сталкера

    "Компьютерра+Томск"

    Интервью: Михаил Гаврилов

    Данное интервью опубликовано в разделе Джен: все вопросы и комментарии, касающиеся автора, просьба оставлять в разделе http://samlib.ru/m/mitrenina_m_j/int.shtml

    Здесь размещайте комментарии по проблемам СИ, затронутым в интервью.


  • Комментарии: 2, последний от 24/02/2003.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 31/05/2004. 39k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список