Аннотация: Примечания к проекту сообщества. /Гуманитарный аспект./
АЛЕКСАНДР АКУЛОВ
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(гуманитарный аспект, сообщество)
Краткие принципы. Примечания к проекту.
*) Другие основания философии и мировоззрения в целом.
Святыми от философии могут считаться только два человека: Зенон Элейский и Декарт; "блаженными" от нее: - Парменид, Пиррон, Секст Эмпирик, Беркли и Юм.
Мы должны сомневаться в том, что существуем.
*) Другая эстетика
Лучшее искусство - искусство оторванное от человеческой биологии и социума, универсальное, которое может понадобиться и гипотетическим "марсианам", будь у них такие же границы восприятия, как и у человека. Огрубленно-упрощенно-предварительно можно сформулировать кредо: "Нечеловеческое содержание при форме подачи потенциально максимально адекватной человеку", а уже после этой формулировки - подвергать ревизии, релятивировать представления о "содержании" и "форме", о неготовности большинства людей к "новому" и пр.
Наиболее весомыми признаются:
нефигуративная живопись (абстракционизм, неосюрреализм); <Представим иное. Вот мой обычный пример. Пусть некие разумные тараканы создали свой Эрмитаж. На картинах тараканов-"реалистов" мы бы увидели тараканьи усики, тараканьи зады и жанровые тараканьи сценки. Подобное искусство могло бы заинтересовать среди множества людей разве что энтомологов. Но кое-что из увеличенных нефигуративных картин тараканов-модернистов привлекало бы внимание многих>;
музыка без слов и применения ударных инструментов, находящаяся на стыке старого гармонического принципа организации и нового внегармонического, нашедшая общий знаменатель между усложнением и минимализмом, "показом-разворачиванием" и медитацией; в идеале музыка - высшее искусство, но в действительности она выявляет себя образом дикарским и примитивным, попросту демонстрирует устройство инструментов, умноженные сами на себя заведомо порочные приемы и традиции;
поэзия, промежуточная между классическим стихом и верлибром, не имеющая социального и биологического содержания (пик), маловероятны шедевры поэзии, содержащие более десяти строк; в идеале лирический герой стихотворений - нечеловек, небиологическое существо , дух, бог,никто;
лучшие жанры прозы - малые, точнее - средние, за рамками повести: например, рассказ-микророман; у прозы два предела: отсутствие персонажей и балансирование на грани поэзии;
кино и видео, театр - это то, чего еще нет в предельном виде; на острие невозможны актеры и их имитации; Тарковский снимал вещи на три порядка лучше, чем людей, а многих ли мы знаем тех, кто не снимал и вещей? Современный театр и кино - явления больше физиологические, чем эстетические. Идеал видеоряда - движущийся "Кандинский". Кто видел такой, пусть, трехминутный фильм?
*) Пока АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - только рафинированная часть обычной; попытки выделиться: фаланстеры, палатки, самостийные поселки создадут только бивачно-казарменное болото, находись они даже на другой планете.
*) Религия не должна быть делом коллективным; если кому-то самообман обостряет интуицию - на здоровье, но не надо при этом обманывать других; в далеком будущем можно представить себе монастыри для атеистов, а еще в более далеком - "бистыри". Именно искусство и должно заменять религию. Современное искусство потеряло такую способность.
*) Наука изучает себя и собственные картины мира, а не реальность. В науке содержится будущая польза, в ней почти нет мировоззрения.
*) Однако знание реальности никогда не даст ощутимой пользы. Чем это доказать? А тем, что "дисциплина", изучающая реальность - философия, еще не создана; в противном случае за пользой давно бы погнались; отсутствие и отдаленной, даже отодвинутой в будущее пользы - в этом разница между философией и наукой; человек достаточно умен, чтобы научиться философствовать, но пока он этому не учился и как будто не собирается этого делать.