кто-то : другие произведения.

Про синопсис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Найдено на просторах интернета. Источник: http://tsurupa.livejournal.com/142722.html ПС. И. Минаков рекомендует. Выложено здесь от собственного склероза))

   Синопсис: как его готовят и с чем его едят
  
   Большинство издательств требуют синопсис (а требования издательства лучше выполнять). Казалось бы, что сложного? Сел и написал "краткое изложение", любому бывшему школьнику это под силу! Но нет. Мешает обилие противоречивой информации, мешают "советы бывалых" и собственное мнение. И получается у молодого автора не синопсис, а растянутая аннотация в лучшем случае. Про худшие случаи мне и говорить не хочется.
  
   Перво-наперво забудьте о том, что синопсис-де - "завлекалочка для редактора". Синопсис - это визитная карточка Вашей книги. А значит, он:
   А) не должен вызывать раздражения
   Б) должен содержать всю необходимую информацию.
  
   Начнем с начала.
  
   1. О чем книжка-то?
   Сядьте, подумайте и сформулируйте, о чем Вы написали книгу. Вообще, Вы должны это уже знать. Идея и тема произведения, как-никак, первичны. Сформулируйте в нескольких словах, в одной фразе. Запишите ее. Теперь подумайте, как Вы раскрыли свою идею?
  
   Определитесь, если еще не определились: боевик это, фентези, НФ. Запишите.
   Вы создали повесть или роман довольно приличного объема. Скорее всего, у Вас был план, по которому Вы работали. Если плана не было, его следует придумать, то есть, написать. По порядку осветите события, произошедшие на страницах рукописи. Получится довольно объемный список. Теперь можно приступать к написанию синопсиса.
  
   2. Выжмем воду!
  
   Вы знаете, о чем Вы писали, зачем, и знаете, как Вы это сделали. Редактор не знает ни того, ни другого, ни третьего. Удивить редактора синопсисом (да собственно, и рукописью) трудно. И не нужно, потому что чаще всего "удивляют" редактора наивные девы, предлагающие свое тело за публикацию, и брутальные мачо, угрожающие пристрелить редактора в случае отказа. Догадываетесь, куда идут рукописи таких авторов? Правильно догадываетесь.
  
   Не нужно никого удивлять и завлекать. А нужно дать редактору представление об идее, теме произведения, динамике сюжета. Ведь рукопись, как ни прискорбно звучит, товар. Издательство будет ее продавать, а значит, и оценивать будет не с точки зрения гениальности Вашего текста, а с точки зрения коммерческой выгоды.
  
   Если на этом этапе Вы оскорбились - выложите рукопись на своем сайте или на сайте сетературы и успокойтесь.
  
   Вам нужно пересказать свой текст на двух страницах. Кажется нереальным, ведь каждый эпизодический персонаж Вам дорог, а описание полового акта зеленых гуманоидов Вы считаете вершиной мастерства.
  
   На самом деле это - более чем реально. Все смогли, и Вы сможете.
   Выделите основной конфликт произведения, раскрывающий его идею. Выделите основную сюжетообразующую линию - стержень произведения. Если не можете и уже запутались в терминах - почитайте литературу. Все любовные приключения зеленых человечков работают на идею, но второстепенны. Вычлените главное: главного героя, главные события.
  
   Всё происходящее записывать не имеет смысла, повторюсь. Ограничьтесь поворотными моментами, ключевыми событиями. Это будет не легко, особенно, если книга создавалась не по плану и если Вы не представляете себе архитектонику собственного произведения, а произведение по сути своей - набор приключений.
   Приведу пример: бравый космодесантник Алёша Муфтиевич охраняет покой Галактики. По ходу многостраничного повествования Алёша пять раз любит женщин, десять раз напивается в баре, десять раз мучается похмельем, тридцать раз дерется (из них пять раз - защищая девичью честь). В промежутках Алёша получает "заказы" от правительства: уничтожает Дрозда, мощного телепата, рубит в лапшу каких-то стрёмных инопланетян... Так вот: про кабаки и драки можно не упоминать. А про схватки с нечистью и финальную схватку - нужно написать обязательно. Потому что книга Ваша не про попойки, а про борьбу одиночки с жестоким миром и человеческими страхами. А может и вовсе про политику, тогда поворотными моментами станут встречи Алёши с руководством.
  
   Воду выжали. Перед Вами главный герой, который движется к цели - кульминации - по прямой, как меч, дороге основной сюжетообразующей линии. И это прекрасно.
  
   3. Сел и написал...
  
   Остался сущий пустяк: сесть и написать.
  
   Укажите жанровую принадлежность (боевик, НФ, фентези и проч.), объем и идею произведения.
  
   Составьте список главных героев, охарактеризуйте их (можно сделать цитатами из своего текста, так Вы заодно продемонстрируете стиль). Укажите родственные связи и отношения. Отсекайте ненужных персонажей, сколь бы великолепны они ни были! В общем, с героями обходитесь так же, как и с событиями.
  
   Начните пересказ с указания места и времени действия: условное средневековье (двенадцатый век), условная Западная Европа; далекое будущее (тридцать четвертый век), планета Земля и т.п. Далее посвятите несколько строк миру (если он не совпадает с историческими реалиями): каково социальное устройство, каков уровень развития техники, как называются враждующие школы магии, какой длинны эльфячьи уши, клыки троллей и бластер космодесантника. Буквально несколько строк: редактор должен представлять, на каком фоне развивается действие.
  
   Теперь положите перед собой "выжатый" план и начинайте творить. Время, в котором будет написан синопсис - настоящее. Повествование - от третьего лица (если в тексте повествование ведется от первого, укажите это). Минимум имен, не путайте редактора! Помните, что объем синопсиса невелик. Как можно меньше неологизмов (те, что даёте, поясняйте обязательно).
  
   Не шутите, если ваш текст - не юмористическая фантастика. Синопсис - визитная карточка, деловое письмо, что в нем может быть смешного? Фразочки вроде: "Алёша Муфтиевич - бравый космодесантник с лазером в заднице, который крошит на винегрет преступников и трахает всё, что движется", - создадут о Вашем тексте не лучшее мнение. Избегайте пространных описаний, развернутых метафор и длинных рассуждений - факты, факты, только факты. К фактам относится и изменение личности героя: "после смерти Василисы Многомудрой характер Алёши портится: Алёша ссорится со всеми друзьями, много пьет, превращается из воина Света в прислужника Зла, ведь зло - в его душе". Избегайте канцеляритов, не "пересушите" язык!
  
   Хотя стилистические изыски в синопсисе мало кого волнуют (для представления о языке редактор прочитает несколько страниц текста), постарайтесь не допускать ошибок, как грамматических, так и стилистических. Представьте, что вы пишете деловое письмо вменяемому человеку.
  
   Структурировать синопсис по частям и главам или нет, решать Вам. Кому-то удобней привязать краткое изложение к номерам глав, кому-то по душе непрерывное повествование. А вот ремарки типа: "Это было развитие действия, далее следует кульминация", - не нужны. С композицией редактор разберется позже, когда (и если) будет читать Ваше произведение целиком. Вполне может статься, что не там кульминация или что ее вовсе нет - получится глупо, согласитесь.
   Не надо "завлекать" редактора! Ни что так не раздражает, как фраза: "А что было дальше, Вы узнаете, прочитав мой роман". Создается впечатление, что Вы, дорогой автор, сами не в курсе. Или что дальше такая ерунда понаписана, ну такая!.. аж бумага краснеет.
  
   "Пережив множество головокружительных приключений, Алёша находит Тёмного Властелина". А каких именно, позвольте, приключений? Развитие действия ни в коем случае нельзя сводить к одной фразе. Если имели место быть не просто пьяные драки в баре, а важные для сюжета моменты - перечислите их. Например: "На планете У звездной системе Ы-5 Алёша находит артефакт странников - механического Волка. Вместе с Волком, обладающим ИИ и чувством юмора, Алёша путешествует по другим мирам в поисках Темного Властелина. Алёше помогает древняя наркодиллерша Баба Йога, проникшаяся симпатией к страдающему герою"...
  
   Не хвалите себя. Забудьте прилагательные "гениальный", "великолепный", "долгожданный", "незабываемый", "скандальный" по отношению к собственному произведению. Им нет места в синопсисе.
  
   Вы подошли к развязке. Изложение закончено. Ничего страшного, если синопсис получился больше, чем требуется. Поступите с ним, как с текстом: дайте отлежаться.
  
   Самое время вспомнить про жанровую принадлежность произведения. Если это - боевик, в синопсисе должен быть сделан упор на "боевиковость". Если НФ - на фантастическое допущение. При этом нельзя "забить" на динамику, синопсис должен быть наполнен событиями, а не Вашими измышлениями. Перечитайте синопсис, вычеркните лишнее. Еще раз перечитайте, еще раз вычеркните лишнее.
   В итоге, у Вас осталось:
   1) перечень главных героев с указанием их особенностей и родственных связей
   2) несколько страниц текста, отражающего конфликт произведения, основные события и динамику повествования, дающего представление о мире, в котором происходит действие.
  
   Теперь допишите вверху Ваши ФИО и контактные данные и отправляйте в издательство. Помните, что синопсис - это важно, но талантливо написанная книга - гораздо важнее. Удачи Вам!
   Источник: http://tsurupa.livejournal.com/142722.html ПС. И. Минаков рекомендует
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"