Алданов Марк Александрович : другие произведения.

Почему все кадры с Луны не далее 19 метров? ч.3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительно, мультипликаторы придумали и осуществили "уловку", чтобы спасти ситуацию от провала: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль.

  

 Почему все кадры с Луны не далее 19 метров? ч.1
 Почему все кадры с Луны не далее 19 метров? ч.2

  VIII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В ДВИЖЕНИИ.

      Замена человека куклами встречается в игровом кино в ХХ веке довольно часто. Впервые неподвижные куклы "ожили" в 1910 году, когда Владислав Старевич на студии А.Ханжонкова в Москве сделал первый кукольный мультфильм про жуков.

Внутри куклы установлен металлический каркас на шарнирах (рис.VIII-1), благодаря чему возникает подвижность отдельных частей тела.


Рис.VIII-1. Шарнирный каркас внутри куклы

 Используя покадровую съемку, можно заставить кукол не только перемещаться в пространстве, но и вращать головой, шевелить руками, выполнять наклоны и приседания (рис.VIII-2).
  
  
   
  
  Рис.VIII-2. Кукловод меняет положение рук и ног куклы для следующего кадрика.

ВИДЕО


РАБОТА КУКЛОВОДА ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ МУЛЬТФИЛЬМА

    Чтобы получить плавность движений, кукловод вносит небольшие изменения в положения рук и ног, рассчитанные заранее, буквально в каждый кадрик. Эта кропотливая работа отнимает много времени. Съёмка полнометражного кукольного мультфильма может растянуться на два-три года.

     Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке, я бы сказал так - на "троечку". Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре - фигура малоподвижная, поэтому куклы в миссиях "Аполлон" выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения (рис.VIII-3).

  
  
  

  Рис.VIII-3. Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевом суставе под прямым углом.

     Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ног с разлётом песка, столь любимое астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Такой неподвижный песок сразу бы выявил, что перед нами - мультфильм. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног - куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.

Обратите внимание на видео, что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали... как будто куклы действительно ехали на этом макете.

ВИДЕО

 АПОЛЛОН-16. КУКЛА ПЫТАЕТСЯ СТИРАТЬ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА БУТАФОРСКОГО ФОТАППАРАТА
 
     Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, даже и не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные.

Вот посмотрите этот фрагмент с повтором.

ВИДЕО

РАЗВЕ ТАК СТИРАЮТ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА?

       Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой? Было бы гораздо убедительнее.

Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело - показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там - вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду.

     Проезд по Луне может сделать луноход и без человека, нащёлкав массу фотографий своего пути. Например, наш советский луноход фиксировал на фото почти каждый шаг своего перемещения. НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо включить астронавтов в конце длинной панорамы.

Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет (рис.VIII-4).
  
  
  Рис.VIII-4. Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры.

     Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот план, ровер трогается с места и начинает движение по "лунному" ландшафту.

Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд - влево (рис.VIII-5), - это ровер едет по кругу.
  
  Рис.VIII-5. Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении  - влево.

Направление траектории  меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так  (рис.VIII-6):
  
  Рис.VIII-6. Траектория движения ровера.

          Ровер долго петляет вокруг одного того же места и в конце 5-й минуты наконец останавливается. И вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами (см. рис.VIII-2). По мнению защитников НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке, по размеру меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор и вырыты небольшие кратеры. Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 8-10 раз меньше реальных объектов (рис.VIII-7, VIII-8).
  
  Рис.VIII-7. Кинооператор Л.Коновалов около макетов.
  
  Рис.VIII-8. Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).

      Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения.

      Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения. Это только сравнительно недавно появилась технология, позволяющая очень точно скопировать движения человека и передать их неодушевлённому объекту - "motion capture" - технология захвата движения. На актёре крепятся светодиодные маркеры или светоотражающие элементы, и данные с этих датчиков через съёмочную камеру отправляются в компьютер. Алгоритм движения датчиков привязывается к определенным участкам трехмерных моделей, отчего движение моделей приобретает невероятную реалистичность (рис.VIII-9).
   
   Рис.VIII-9. Технология захвата движения, motion capture.
   
        Если не принимать во внимание эксперименты с танцующим скелетом в фильме 1990 года со Шварценеггером "Вспомнить всё", то можно считать, что готовая к коммерческому использованию система захвата движения "motion capture" появилась только к середине 90-х годов ХХ века. Именно к этому времени появились быстро работающие компьютеры, способные обрабатывать графику.

Чуть позже, в 2002 году, в фильме "Властелин колец" была применена  технология захвата не только движения, но и мимики лица актёра, и передачи её компьютерному 3D-персонажу, "perfomance capture". Компьютерные персонажи стали выглядеть по-настоящему живыми (рис.VIII-10).
  
    Рис.VIII-10. Использование технологии захвата движения и мимики актёра, "perfomance capture", в фильме "Властелин колец".

      Но в 1969-72 гг., не было ещё никаких компьютерных технологий. Бортовой управляющий компьютер для программы "Аполлон" (рис.VIII-11), который мог производить вычисления, был разработан в Массачусетском технологическом институте в начале 1960-х годов, и ресурсы этого компьютера были меньше, чем у обычного современного калькулятора.
  
  Рис.VIII-11. Бортовой управляющий компьютер Аполлона-11.

     И  кадры с куклами для миссий "Аполлон" снимались в павильоне "по старинке", как обычный кукольный спектакль - на кинопленку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино, всё выглядит как обычный кукольный мультфильм.

      Здесь следует добавить, что в докомпьютерную эру всё-таки была технология, позволяющая копировать движения человека с большой точностью и переносить их на киноэкран. И эта технология давала прекрасные результаты. В том, что результаты были действительно прекрасные, вы можете убедиться, посмотрев любой мультфильм Диснея - движения рисованных персонажей очень реалистичны. Технология называется ротоскопирование и впервые была применена в 1914 году Максом Флейшером. Суть заключалась в том, что вначале на кинопленку снимали живого человека, а потом с помощью небольшого покадрового проектора отснятое изображение проецировалось на одну сторону стекла, установленного вертикально, как мольберт. С другой стороны стекла находился художник, который на приложенный к стеклу целлулоид детально обрисовывал нужные элементы. И так - кадрик за кадриком. А потом картинки на прозрачном целлулоиде переснимались - и получался мультфильм, в котором нарисованный персонаж двигался абсолютно так же, как и живой человек.

        Эту технику активно использовал в 40-е годы и У.Дисней, разбирая по кадрам кинематику движения не только людей, но и животных. С помощью ротоскопа были сделаны мультфильмы "Золушка", "Белоснежка и семь гномов", "Алиса в стране чудес". Чтобы движения в танцах не выглядели угловатыми, приглашали профессиональных танцовщиц и художники кадр за кадром копировали положения рук, повороты головы и разлет платья танцовщицы (рис.VIII-11).
  
  Рис.VIII-11. Фазы танца в мультфильмы копировались с движений профессиональной танцовщицы.

        Когда вы видите, как естественно и органично в мультфильмах Диснея двигаются не только люди, но и животные, то знайте, в большинстве случаев  движения и ракурсы получены методом ротоскопирования (рис.VIII-12).
  
 

   Рис.VIII-12. Примеры ротоскопирования из мультфильмов Диснея.

Видеоролик о ротоскопировании:
  

(или https://youtu.be/Ugn4f0B_ILA?t=14m06s  )

    С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее (рис.IX-10).

  img src="http://bolshoyforum.com/images/2018/luna/leonidkonovalov/10_пыль23.png" />
  Рис.IX-10. Панорама на 90 градусов, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера.

      Сделать гигантский павильон, изображающий лунный ландшафт, просто физически невозможно (он должен быть просто неимоверной высоты и ширины!), а вот сделать макеты гор, расставить их на футбольном поле и запустить туда игрушечную машинку, изображающую луноход - задача легко выполнимая. К тому же для съемок кукол не требуется так много света, ведь все кадры снимаются совершенно статичные, без движения в кадре, и выдержку не обязательно делать 1/250 с, можно сделать хоть одну секунду.   

      Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок (рис.IX-10, кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!
  
  
Вот как он должен ссыпаться (рис.IX-11): Л. Коновалов

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"