Ней Алекс : другие произведения.

Прогресс или Есть ли Выбор между Жизнью и Смертью

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Прогресс
  или
  Есть ли Выбор между Жизнью и Смертью
  
  Пролог
  
  Голливудский фильм 80х годов. Названия не помню; кто знает, подскажите. Фильм был снят черным режиссером и главным образом для черной же аудитории. США, многоквартирная обшарпанная высотка, населенная в основном неграми, которые, как водится, в основном безработные, живущие на пособие. Имеется некая сюжетная канва, основная тема канвы - социальная справедливость и как тяжко приходится нам, неграм.
  
  Помимо негров, в высотке проживает по меньшей мере и один белый, старик-мизантроп, который почти не выходит из квартиры. Живет он где-то на одном из верхних этажей. Злобная такая фигура. Почему эта фигура является злобной, в сюжете не оговаривается; просто гад, и все. По-видимому, потому, что он - белый. Эксплуататор и колонизатор.
  
  Сюжет развивается своим чередом и кульминирует, когда в доме случается то ли пожар, то ли взрыв, то ли прорыв канализации. В результате "мизантроп" погибает (а может, умирает от старости, просто не помню, как там было по фильму), а все негры весело вываливают во двор и там наблюдают сказочную картину, осуществленную мечту безработного: в результате взрыва и/или пожара из окна мизантроповской квартиры вылетает матрац, набитый деньгами. Матрац в воздухе лопается, и деньги валятся вниз дождем на радость негритосам, которые с веселыми воплями бегают по двору и ловят падающие с неба купюры. Вот оно, счастье! Проблема негритянской бедности решена! Причем это - не ирония и не сарказм, а серьезная концовка, намеренная мораль, к которой подводит весь этот фильм. Фильм был создан для того, чтобы в финале была произнесена ключевая итоговая фраза (то ли закадровым голосом, то ли одним из протагонистов, который показан в фильме в качестве образца для подражания, не помню): "Вот почему мы все тут бедные, вот у кого были все деньги". Хэппи энд.
  
  Это - один из множества вариантов понимания цивилизационных реалий, роли и принципов работы кредитно-финансовых механизмов и инструментов и вообще экономики и экономической деятельности (или отсутствия таковой).
  
  
  До этого
  
  Задолго до того, как этот фильм был снят, и даже еще до того, как вообще появилась киноиндустрия в США, на Земле царил Плейстоцен. Геологический период такой. Этот период был сложным в климатическом отношении, график превалирующих температур сильно напоминал безумную пилу с неровными зубцами. То есть, климат был жутко неустойчивый (в геологических, понятно, масштабах времени) и резко отличался от тепличного климата предшествующего периода - Миоцена. В теплом и благодатном Миоцене по земле Старого Света бродило более 100 видов высших обезьян; а вот в ходе Плейстоценового климатического бардака почти все они вымерли. Печальная история. Климат менялся слишком быстро, эволюция с ее мутациями и рекомбинациями не успевала за изменениями, и бОльшая часть обезьян лапки съежила. Сейчас выживших видов (или семейств, в более широком смысле) высших обезьян осталось всего пять: орангутан, гиббон, горилла, шимпанзе и человек. С различными подвидами типа бонобо и серебристого гиббона.
  
  Животные по-разному приспосабливались к меняющимся условиям: кто отращивал мех, кто мигрировал куда подальше, кто менял жизненные привычки. Эволюция случается медленно, для осуществления эволюции через мутации и рекомбинации требуются десятки тысяч лет, и не все эволюционные процессы поспевали за климатическими изменениями в Плейстоцене. Но вот в распоряжение некоторых наших родственников попал новый инструмент: мозг с зачатками рассудочной деятельности. Вместо того, чтобы вымереть или подождать 1000-2000 поколений, пока произойдут эволюционные изменения обычным порядком, некоторые хитрые подвиды догадались, что можно не ждать, когда вырастет шерсть, а вместо этого использовать шкуру другого животного. Можно не ждать, пока эволюция соблаговолит создать крепкие когти наподобие тигриных, а взять палку, заострить конец и уколоть этой палкой антилопу. Ну и много всего такого прочего, все мы учились в школе, все мы помним каменные топоры и использование огня для обогревания пещеры и обработки пищи.
  
  Казалось бы, хорошо, вот оно, начало прогресса! Вот они, зародыши цивилизации и заря всеобщего счастья! Орудия труда, огонь, жилища, одежда позволяют разнообразить диету и расширить места обитания, позволяют человеческому роду размножится в неимоверных количествах (суммарный вес всего взрослого населения Земли в настоящее время составляет около 287 миллионов тонн; это примерно столько же, как и суммарный вес всех видов муравьев на Земле). Живи да радуйся! Но если только не пытаться выяснять, в чем счастье и в чем смысл жизни.
  
  Цивилизация, прогресс, улучшение благосостояния, всеобщая сытость и всеобщая грамотность - хорошо это или плохо? Мы все помним, как крошка сын к отцу пришел и получил четкий (хотя и не исчерпывающий) ответ на свой главный вопрос, но этот ответ отца, с учетом нашего последующего коллективного исторического опыта, все же не может нас полностью удовлетворить.
  
  Как обычно поступают простые и добросовестные участники экологического оборота (то есть все, кроме наших предков)? А вот как: трава растет, насколько ей позволяют условия; антилопы эту траву поедают, и их поголовье увеличивается или уменьшается в зависимости от того, сколько травы вырастает за кормовой сезон; львы питаются антилопами и увеличивают свою численность в зависимости от наличия достаточного поголовья антилоп, или численность львов уменьшается при наличии отсутствия вышеупомянутого мясомолочного скота. Антилоп становится меньше, и львов становится меньше; травы становится больше (антилопы не успевают ее поедать), антилопы усиленно размножаются, и т.д., цикл повторяется. В благоприятных условиях живые организмы совокупляются и успешно размножаются, в неблагоприятных условиях вымирают. Регуляция численности идет должным образом и экологически чистыми методами. И все счастливы. Ну, может, не все и не всегда. Но это уже отдельный вопрос. Не нам судить, так сказать. Антилопам виднее: если заглянуть им в глаза, там просматривается древняя природная мудрость.
  
  Но тут появляется хитрая обезьяна, нарушает гармонию и начинает жульничать. В благоприятных для обезьяны условиях она размножается, как все прочие участники процесса, а вот в неблагоприятных условиях обезьяна, вместо того, чтобы честно помереть, начинает вместо традиционных (хотя и медленных) эволюционных изменений использовать методы недобросовестные и жульнические (так и хочется их назвать методами нетрадиционного меньшинства): орудия труда, одежду и прочее. И не вымирает. Или вымирает медленнее, чем ей по правилам положено. И все потому, что у нее в рукаве оказался незаконный козырный туз. Еще даже до того, как рукава как таковые были изобретены. У обезьяны возникла рассудочная деятельность. Так сказать, появились мозги на плечах.
  
  Разумеется, не всем обезьянам удавались подобного рода трюки, но было достаточное количество тех, кому все же удалось выжить в условиях Плейстоценового климатического бардака. Их злостных потомков мы и наблюдаем теперь в час пик в метро и в трамваях, а также иногда в зеркале по утрам.
  
  
  Расклад
  
  Мы все играем или играли в массовые сетевые компьютерные игры - MMORPG. Чаще всего в этих играх антураж, персонажи и обстановка как бы средневековые: мечи, щиты, луки, доспехи, замки, крепости и прочее. Но по сути это - не мир сеньоров и вассалов, королей и баронов, а мир охотников-собирателей. Группы по 4-8 игроков - типичная численность компашки охотников в поисках дичи для стойбища; игроки, помимо охоты, "собирают" всяческие растения и минералы, а если есть крафтинг - то это почти всегда изготовление оружия, доспехов и "пищи", которая улучшает "статы". Так что "средневековье" наличествует лишь в виде поверхностных декораций, а весь расклад по сути - первобытнообщинный. То есть такой, который гармонично ложится на наши инстинкты саванных жителей (коими мы являлись на протяжении почти всей нашей гуманоидной эволюции), охотников-собирателей, несмотря на то, что все человеческие инстинкты, в соответствии с последними указаниями Евгении Тимоновой, были отменены. Но создатели игр, руководствуясь низменной жаждой прибыли, не поверили Тимоновой и довольно успешно продолжают использовать эти наши древние инстинкты. Играть, так сказать, на нашем эволюционном прошлом. Выяснилось, в частности, что игроки готовы платить деньги и тратить время и силы для того, чтобы бегать по нарисованному игровому пространству, охотиться на нарисованных зверей и побеждать нарисованных врагов, а в награду получать нарисованные "плюшки" в виде скилов, шмота и ничего не стоящего в реале игрового "золота". Даже в ущерб деятельности, которая могла бы оказаться для них практически полезной "в реале" (подготовка к экзаменам, уборка квартиры, повышение квалификации и прочие полезные "в реале" занятия. Ну вы, геймеры, знаете. Сам грешен. Полжизни убил на Аион).
  
  Территория Франции - около 650К квадратных километров; в эпоху Плейстоцена, до изобретения земледелия, на этой территории могло проживать и кормиться до 50 тысяч охотников-собирателей. Сейчас там проживает более 66 миллионов человек, включая женщин, детей и незаконных иммигрантов из Молдавии, Пакистана и Сахеля. Иными словами, сейчас экономически площадь используется в 1000 раз более эффективно, чем в Плейстоцене. Охотников-собирателей во Франции не осталось; в основном население - жители городов, и лишь немногие (около 1%) заняты в так называемых "четырех первичных отраслях": в сельском хозяйстве, в горнодобывающей отрасли, в рыболовецкой отрасли и в лесозаготовках. Среда обитания и среда деятельности остальных 99% населения Франции (и населения остальных "развитых" стран) - не леса, прерии и пампасы, а все прочие граждане. Примерно как для подавляющего большинства клеток многоклеточного организма окружающей средой являются другие клетки того же организма. Иными словами, население не ходит на охоту, не собирает съедобные корешки в джунглях и не ночует в шалашах или пещерах, а ходит на работу, собирает съедобные продукты в супермаркетах, а ночует в своих квартирках в спальных районах.
  
  Среда обитания современного человека - почти исключительно другие современные человеки, и лишь иногда удается выехать "на природу" и как бы побыть в "дикой" обстановке: приготовить купленное в супермаркете мясо на купленных в супермаркете углях вместо микроволновки или газовой плиты и справить нужду в кустах вместо унитаза. А также переночевать в палатке с комарами. Притом хотя подобное счастье все еще и имеется, например, у россиян, оно малодоступно жителям Западной Европы: помочиться в кустах не дадут - везде камеры. Шашлык можно поджарить только на определенной специально предназначенной для этого забетонированной пожаробезопасной "барбекьюшной" площадке, где научно сконструированные бетонные подставки под мангалы стоят рядами как автомобили на парковке. И дежурный пожарник следит за процессом через камеры наблюдения. Если попробуешь разжечь угли в своем "диком" мангале где-нибудь среди деревьев, придет лесник и всех разгонит. Костер развести на земле - это вообще что-то немыслимое. "Походы" (хождение по "природе" пешком) возможны лишь по специально огороженным и официально проложенным дорожкам. Все это напоминает жизнь белки в клетке: можно и побегать в колесе, но это не совсем то, что скакать по деревьям в лесу.
  
  Типичный охотник-собиратель в Плейстоцене в среднем тратил 2-4 человеко-часа в день на добывание пищи; это нам известно из многочисленных исследований антропологов и палеонтологов, из наблюдений за жизнью до сих пор сохранившихся папуасов и из лекций неплохо сохранившегося бородатого Дробышевского. Тогда как сам Дробышевский, помимо чтения лекций и подготовки роликов для Ютюба, ведет преподавательскую деятельность и пишет популярные книжки; то есть, он постоянно занят, когда не спит. Как он сам рассказывает, в свободное от преподавания время он читает лекции любознательным любителям антропологии, затем в электричке по дороге в свое подмосковное жилище он работает на лаптопе: читает что-нибудь необходимое для его преподавательской или просветительской деятельности или пишет очередную статью в журнал "Природа", а приехав домой, он садится за написание очередной своей просветительской книжки. То есть, он почти постоянно занят чем-нибудь, связанным с работой или с подготовкой к работе. Между делом ему приходится и добывать продукты в супермаркете, при этом затраченное в ходе этого время работой как бы и не считается; однако на одно это у него (и у нас у всех) уходит в среднем примерно столько же человеко-часов, сколько в общей сложности уходит у папуаса на добывание пищи. И все мы поголовно живем примерно так же, как и Дробышевский. Ну, может быть, за исключением немногочисленных счастливчиков - бомжей и миллиардеров. И возникает вопрос: где справедливость? И истинно ли счастье бомжей? Крошка сын все еще не может получить ответа на эти вопросы; кроха до сих пор пребывает в некотором недоумении, также, как и многие из нас, включая меня самого.
  
  
  Прогресс
  
  Площадки для игры в гольф почти всегда расположены вне городской черты: для площадок требуются значительные территории, а земля в городе, как правило, дорогая. Для охоты и собирательства требуются еще более значительные территории: площадкой для гольфа здесь не обойдешься. Для того, чтобы выжить, охотникам-собирателям требуется около 200 квадратных километров на каждого, в зависимости от конкретных условий. Как нам сообщает журнал National Geographic, "the hunter-gatherer lifestyle required access to large areas of land, between seven and 500 square miles, to find the food they needed to survive". То есть, требуются обширные площади, по которым можно бродить и заниматься охотой и собирательством. Очень обширные. Если имеется достаточно территории, то охотники-собиратели не вымирают и продолжают размножаться, примерно как в благоприятной части вышеприведенного экологического цикла с участием антилоп, львов и травы.
  
  А что происходит, если территории становится недостаточно? Если со всех сторон поджимают другие группы охотников-собирателей, а воевать и экологически чисто взаимно сокращать численность соседей не хочется? Если всех антилоп повывели и съели, а экологически-честно вымирать нет желания, и, кроме того, так поступать не позволяет туз в рукаве и рассудочная деятельность? Надо что-то придумать! Те, кто вымерли, с них и спросу нет, но некоторые все же выжили и дали потомство, которое сейчас и наблюдается на улицах и в офисах. Как им (нам) это удалось?
  
  Если отправиться на охоту за кабаном или там антилопой, надо какое-то время этого зверя выслеживать, потом убить и доставить мясопродукцию в стойбище. Сколько на это уходит человеко-часов, если территория достаточная, а кабанов еще не всех повывели? День? Неделя? А если уже все дикое мясо в округе повыбили, что тогда делать? А вот что: можно завести поросенка, откормить и к осени быть с мясом. Однако сколько на это уходит человеко-часов? Надо порося разместить в свинарнике, который для этого сначала требуется соорудить. Потом необходимо поросенка регулярно кормить, для этого регулярно требуется какая-то поросячья пища. Свинку надо охранять от волков, соседей и от соседнего племени, которое совершает очередной неофициальный визит с целью набега и завладения нашими женщинами и нашей свининой. Уж по всякому на выращивание порося больше уйдет времени, чем на выслеживание дикого кабана. В итоге двумя-четырьмя человеко-часами в день не обойдешься.
  
  У свиновода жизнь еще не такая напряженная, как у Дробышевского и у нас с вами, но все-таки уже и не такая сладкая, как у австралийских аборигенов и бомжей. Не говоря уже о миллиардерах. То есть, для того, чтобы выжить на несколько сократившейся территории, наши предки научились выращивать свиней в свинарниках и овес на обработанных полях, но при этом заплатили за это определенную цену: они теперь вынуждены работать больше, чем по два-четыре часа в день. Зато теперь территория Франции может прокормить значительно больше животноводов и земледельцев, чем 50 тысяч охотников-собирателей в Плейстоцене. Если перед человеком стоит выбор - умереть или начать работать несколько больше, чем вчера, мало кто выберет смерть.
  
  Дальше - больше. Для свинарников, курятников и огородов тоже требуется площадь. Если людей стало больше, чем способно прокормиться через натуральное свиноводческое хозяйство, опять же надо что-то придумать. Кузницу, например, для изготовления топоров и лопат лучшего качества, повышающих производительность свиноводческого труда. Купцов, для того, чтобы эффективно распределять топоры, свинину и шелк из Китая. Построить города, где эти купцы и их прислужники кучкуются. Создать и содержать армию, чтобы защищать свиноводов и купцов от монголо-татар. И придумать государство с царем и сборщиками налогов, чтобы содержать армию, чиновников и полицию, которая следит, чтобы вся эта орава соблюдала общественный порядок, чтобы свиноводы не резали друг друга и не гадили на центральной площади столицы государства, прямо перед парадным крыльцом обкома Партии.
  
  А выбор делать приходится снова и снова. Раньше вода в города доставлялась водовозами (как в фильме "Волга-Волга": почему я водовоз? Удивительный вопрос ... и т.д.), а дерьмо вывозилось, ясное дело, дерьмовозами. Ну а если в Челябинске проживает более миллиона граждан и все поголовно гадят, без канализации не обойдешься. И без водопровода. И без доставки продуктов с полей на перерабатывающие предприятия, оттуда - на оптовые склады, а затем - в супермаркеты. А там уже Дробышевский сошел с электрички и идет закупаться на ужин. Ну и все мы идем вслед за ним. В очередь, сукины дети! В очередь! Для всего этого, помимо прочего, требуются кассиры на кассах, гаишники при полосатых палках и сантехники при унитазах. Короче говоря, цивилизация. И мы снова платим за возможность выбирать прогресс вместо вымирания. Платим бесконечными человеко-часами и наличием отсутствия возможности побегать по диким местам, занимаясь тем, для чего мы были созданы эволюцией и что близко нашей душе: охотой и собирательством. Теперь единственная родная отдушина для дикого первобытного человека - компьютерные игры. На нарисованную волю, в нарисованные пампасы! (так как другие пампасы нам теперь недоступны). Но зато: вона нас как много! Больше семи миллиардов! Плейстоцену такая благодать и не снилась.
  
  Япония как апофеоз цивилизованной страны (там, по слухам и судя по тому, как ведет себя моя ассистентка-японка, люди почти не мусорят на улицах, никогда не опаздывают, не толкаются в общественных местах и соблюдают нормы вежливости) с плотностью 333 человека на квадратный километр в этом смысле идет впереди планеты всей: люди там работают нон-стоп, спят урывками в транспорте и вообще где угодно при малейшей возможности, живут в крошечных конурках, которые даже меньше, чем было среднестатистическое жилье в подсоветской Москве, и отпуск у них - длинный, но зато один раз в жизни. И умирают они от работы. Так что не только кони этому подвержены, а еще и японцы. Счастливы ли они? Вопрос. Не знаю, есть ли там бомжи, но тамошние миллиардеры работают еще больше, чем Дробышевский. Но вот что точно известно: уж лучше жить и трудиться, как японцы, чем умирать, как голодающие афро-человеки во время засухи в республике Чад.
  
  
  Положительная обратная связь
  
  Отрицательная обратная связь (ООС) - вид обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое противодействует первоначальному изменению. Если взять пиалу с округлым донышком и положить в нее шарик от пинг-понга, то шарик займет свое положение на дне пиалы. Если пиалу слегка наклонить, шарик сдвинется, но если вернуть пиалу в исходное положение, шарик опять вернется в центр на дне пиалы. Равновесие будет устойчивым.
  
  А вот если пиалу перевернуть и положить шарик на выпуклую округлую поверхность пиалы, то хотя и можно сбалансировать систему так, чтобы шарик оставался на месте, но малейший толчок - и шарик скатится вниз. Неустойчивое равновесие. Это - пример положительной обратной связи (ПОС): тип обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения. (Мне эти определения ООС и ПОС не нравятся, но сути это не меняет, и суть понятна).
  
  Вся современная экономика, юриспруденция, социальный порядок, производство, финансы, кредитная система и система регулирования находятся более или менее в равновесии. Там, где равновесие нарушается, происходят неприятные вещи: Великая Депрессия, Майдан, голод в Сомали, резня в Руанде, гражданские беспорядки или война. Ничего хорошего. Современная цивилизация зависит от равновесия, но некоторые защитные средства у цивилизации все же имеются. В этом смысле действует "отрицательная обратная связь", хотя и в очень ограниченных пределах и только при соблюдении определенных условий. Но худо-бедно окончательный подрахуй пока еще не наступил.
  
  А в ином контексте, в контексте собственно прогресса в качестве необходимого условия для выживания человечества вопреки постулатам Мальтуса, требуется постоянное продолжение и развитие этого самого "прогресса". Никто не хочет умирать или вымирать, успехи экономики, технологии и организационных методов позволяют раз за разом откладывать мальтузианскую ситуацию и всеобщий вселенский голод; если население планеты не уменьшается по мальтузианским причинам, то оно растет. Либо одно, либо другое. И чтобы при этом на всех всего хватало, платить приходится бесконечными человеко-часами рабочих дней и бесконечным повышением пенсионного возраста. Третьего не дано. И вот почему.
  
  Любые меры сдерживания роста численности населения, как правило, проваливались. Политика "одного ребенка" в Китае не привела к стабилизации численности населения. Индия по населенности догоняет Китай. Население Африки за сто лет увеличилось почти в десять раз: со 130 миллионов в начале 20 века до более 1200 миллионов сегодня. Численность белого населения в общем и целом стабилизировалась, но для этого имеются особые причины, обсуждение которые в наше время считается "политически некорректным" и выходит за рамки данного текста. Этот процесс роста населения на планете не остановить: население растет - изобретаются новые методы обеспечения этого населения всем необходимым - это делает возможным дальнейший рост населения, но за счет все больших трудовых и организационных затрат среднестатистического Homo sapiens. Саморегулирование по типу трава-антилопы-львы не срабатывает. Это - пример "положительной обратной связи". Чем дальше в лес, тем толще Африка, Китай, Индия и прочие жаркие страны и континенты.
  
  Все это не может кончится хорошо. В сутках - всего 24 часа, пенсионный возраст нельзя сделать таким, чтобы он превысил продолжительность жизни, люди (индивиды) вряд ли согласятся на добровольную индивидуальную стерилизацию, принудительная массовая стерилизация приведет к бунту, да и какой не сошедший с ума правитель решится объявить переход к политике массовой стерилизации? (Сингапур - интересное исключение, но вряд ли такой номер пройдет в США или в России, не говоря уже об Африке. Кто интересуется, почитайте про политику "позитивной евгеники" в Сингапуре: там до сих пор покойного автора этой политики Ли Куан Ю массово боготворят. Удачно у мужика получилось, ничего не скажешь). Массовый отстрел поголовья и подавно не является приемлемой мерой, особенно если лично я могу попасть в число лишних людей.
  
  Похоже на то, что рано или поздно наш шарик от пинг-понга свалится в пропасть. Как конкретно это произойдет, никто не знает. Может быть, это будет серьезная война, и тогда многим настанет ядерный кирдык. Может быть, массовые бунты приведут к разрушению экономических цепочек, и тогда настанет голод, как в Верхней Вольте во время засухи. Может быть, перестанет работать канализация, и тогда мы все утонем в дерьме, а кто выплывет - умрет от дизентерии.
  
  В общем и целом как бы надо "что-то делать", но конкретно начинать "с себя" никто не согласится. Классическая ситуация из теории игр: то, что явно выгодно всем, вполне может оказаться явно невыгодным ни одному отдельно взятому участнику процесса. В итоге - все действуют как бы в своих интересах, но вопреки интересам общества и через это вопреки собственным интересам. Неразрешимая ситуация, типа "дилемма заключенного" из теории игр для первоклассников. С расширением, понятное дело, на все человечество. (Кому интересно и кто не знает, что такое "дилемма заключенного", погулгите.)
  
  Если подвести итог, то получается, что человечество рано или поздно станет жертвой собственного успеха. Уже становится. Ни индивидуально, ни коллективно никто не согласится вернуться к доцивилизационной парадигме экологически чистого регулирования количества людей на Земле. Вернуться назад, на волю, в пампасы не получится сразу по нескольким причинам, каждая из которых является "смертельной" для такого рода решения. Во-первых, если попытаться вернуться к экономике охоты и собирательства, следует помнить, что на имеющихся площадях 7 миллиардов людей при таком хозяйствовании не выживут. Кого выбрать на роль 6.9 миллиардов "лишних" Homo sapiens? Добровольцы, шаг вперед! (Понятно, что среди них может быть кто угодно, но только не я). Но даже если такой отбор осуществить, вряд ли большинство оставшихся в живых счастливчиков смогут справиться с новыми для них условиями после того, как они будут лишены унитазов, супермаркетов и Интернета. А самое главное: следует помнить, что все, собственно, и началось с охоты и собирательства; вернее, с рассудочной деятельности, которая позволила объегорить добросовестную традиционную эволюцию с помощью пятого туза в рукаве.
  
  Именно в силу того, что нашим предкам удалось не вымереть в ходе Плейстоценовых климатических катаклизмов, обойдя эволюционный отбор с его мутациями и рекомбинациями, человечество и вступило на этот путь: технология в качестве таблетки от вымирания. Ресурсы, необходимые для выживания все большего количества людей, по необходимости воспроизводятся все более изощренными методами; люди за это платят двойную цену: работают все больше, удельные трудовые затраты на поддержание существования каждого жителя Земли непрерывно увеличиваются (стоить вспомнить, что пенсионный возраст повсеместно повышается; чем-то это напоминает "тотальную мобилизацию" в Германии в 1945 году), и при этом сама система производства и распределения становится все более изощренной, настройка требуется все более тонкая и тщательная, и для своего поддержания в рабочем состоянии система требует все больших интеллектуальных, организационных, трудовых и волевых ресурсов. Система становится все более хрупкой, и возникает опасение, что рано или поздно она может стать слишком хрупкой.
  
  
  Африка
  
  Африка в определенном смысле может служить показательной моделью того, что произошло и происходит с человечеством со времен Плейстоцена до наших дней, в режиме fast forward: Африка прошла этот путь (с оговорками и поправками, разумеется) примерно за 600 лет (то есть, где-то с 1400 года, со времени первоначальных более или менее массовых контактов с европейской цивилизацией). Население Африки продолжает увеличиваться, а ресурсы уже не могут возобновляться теми же темпами, что и в колониальную эпоху, когда белые эксплуататоры умудрялись руководить свободолюбивыми и почти неуправляемыми черными массами трудящихся, и африканская экономика худо-бедно работала. Сейчас, когда эксплуататоры изгнаны, контуры грядущей катастрофы уже достаточно четко просматриваются, и массовый исход афро-людей на север, прямиком в объятия ненавистных дезертировавших колонизаторов - один из признаков грядущего бардака.
  
  Мы все вышли из Африки где-то 55 тысяч лет назад. "Мы все" - это кроме тех, кто остались в Африке. И было-то нас всего на выходе, по разным данным, тысяч десять народу, из тех, кто пережил эту миграцию. Уже после выхода, где-то 40 тысяч лет назад, мы размножились и разделились на множество групп, а самые значительные из них - азиаты (предки японцев, корейцев, чукчей и прочих людей с неширокими глазами) и собственно индоевропейцы (включая предков семито-хамитов, шумеров, "ариев" и готов). Попав в новые условия, мы изобрели календарь и обнаружили, что с декабря по февраль имеет место быть зима, и поэтому надо заготавливать дрова, строить утепленные жилища, обеспечивать себя на зиму пищей, которая в общем доступна только летом (зимой не пашут! И грибы не растут!). Нужно шить штаны, выращивать для штанов лен и изобретать для льна механические прялки и ткацкие станки. Изобретать паровоз для перевозки контейнеров со штанами и Интернет для покупки штанов через Амазон. И все такое прочее. Перед нами в качестве первых выходцев с жаркой исторической родины с новой силой встал вопрос выбора: вымереть или изобрести паровоз. Те из нас, кто не вымерли, изобрели паровоз. И все прочее изобрели. Мы были вынуждены поднять свою рассудочную деятельность (а для этого - свои умственные способности, на то и отбор) на новый уровень. Все созданные нами цивилизации - шумерская, греко-римская, романо-германская и все прочие, за исключением Африки и Австралии, по сути являются вариациями на одну тему, вариациями в развитии.
  
  Оставшееся дома население Африки в течение тысячелетий продолжало жить, так сказать, естественным порядком. Отбор там продолжал действовать по-старому, и рассудочная деятельность, понятное дело, оставалась на испытанном традиционном уровне. Может быть, этот уровень можно считать высоким (в Тырнете имеются сведения о среднем IQ населения, оставшегося на нашей общей исторической африканской родине), но такая рассудочная деятельность годится, понятное дело, только для жизни в Африке. Если условия не меняются, зачем менять поведение, если и так хорошо? Если условия не меняются, эволюционных изменений не происходит. Крокодил остается крокодилом почти без изменений в течение десятков миллионов лет. Если поймать древнего крокодила и выпустить его в Нил, то он вполне там приживется.
  
  А тем временем в Африке традиционным порядком создавались свои племенные союзы и даже какие-то местные "империи", лепились деревянные и каменные скульптуры и пелись народные африканские песни. Они и сейчас там поются на ту же музыку. И пляски все те же пляшутся. 100 миллионов африканского народу вполне могли прокормиться в благодатных природных условиях, где можно снимать по четыре урожая в год в перерывах между войнами с соседними племенами. Более-менее действовала система трава-антилопа-лев, примитивное сельское хозяйство давало возможность прокормить всех членов племени, сортир находился под кустом, дома строились из дерьма и хвороста и не требовали больших затрат, а отапливать их не было необходимости. Из одежды до нашествия европейских эксплуататоров в моде были набедренные повязки, а с приходом первых колонизаторов в моду вошли также стеклянные бусы и (для наиболее продвинутой части местной аристократии) ожерелья из пустых консервных банок.
  
  Бессовестные колонизаторы научили афро-человеков более эффективным методам земледелия, добились более-менее массовой грамотности, приучили местных к гигиене посещения кустов и к мытью рук, снизили детскую смертность, развили какую-то промышленность, создали добывающие и даже обрабатывающие отрасли. Появилось больше еды, в обмен на экспорт бессовестно и грабительски вывозимых местных ресурсов в Африку пошел бессовестный грабительский поток импортируемых европейских товаров, население увеличило свою численность, научилось носить штаны и даже иногда галстуки, и в силу грамотности достигло самосознания. Началось национально-освободительное движение под лозунгами "мы и сами с усами" и "вот перебьем всех белых, Нгози (или там Нкирунгма), вот тогда и заживем! Как белые люди!".
  
  Но без эксплуататоров что-то пошло не так: крокодил не ловится, не растет кокос. Равновесие нарушилось: при наличии отсутствия эксплуататоров и с возвратом к традиционному общественно-экономическому устройству (естественному для местного населения, несмотря на всеобщую грамотность и ношение штанов) благ на всех стало не хватать, начались трудности, конфликты, войны, местный взаимный геноцид и засухи с неурожаями, в которых, естественно, были виноваты изгнанные проклятые колонизаторы. В каком-то смысле таки да, 1,200 миллионов вместо 130 миллионов - это и есть катастрофический результат грабительской политики ненавистных белых эксплуататоров за колониальный период. И именно эта самая справедливая ненависть к колонизаторам вкупе с наступившим голодом и толкает многочисленных беженцев на север, в Европу, поближе к ненавистным жестоким белым эксплуататорам. Ибо кушать хочется даже свободным африканцам. Не самим же афро-человекам, в конце концов, заниматься интенсивным земледелием и организацией производства!
  
  Во что это движение афро-человеков на север выльется? Если движение все-таки остановить, то есть шанс, что все более-менее устаканится, и европейцы (с учетом того, что коренные жители Европы сами более или менее перестали бесконтрольно размножаться) смогут и дальше жить так, как они это делали в течение последних 50 лет. Самой же Африке это, разумеется, не поможет: похоже, что катастрофа там неизбежна. А если великое переселение свободолюбивых народов на север не остановить, загорелые люди окажутся в большинстве и навяжут естественное для их природы и менталитета общественно-экономические порядки. Которые доказали свою несостоятельность в условиях наличия календаря и зимних месяцев в этом самом календаре. И тогда инфраструктура развалится и бананы будут по карточкам. Или вообще перестанут расти. Афро-человекам станет больше некуда мигрировать, и наступит полный подрахуй еще раньше, чем если бы это произошло и без переселения горячих свободолюбивых парней призывного возраста на север.
  
  
  Ну и что делать?
  
  Короткий ответ на этот вопрос: ХЗ. Любой рецепт на предмет того, что нам всем надо коллективно делать, при его озвучивании окажется дурацким. Можно попытаться запудрить читателю мозги и изложить какой-нибудь рецепт наукообразным текстом с отсылкой к многочисленным авторитетным источникам, используя при этом множество научных и псевдонаучных терминов в надежде, что никто ни хрена не поймет. Но читатель нынче пошел грамотный, в Тырнете шарит, и его на мякине не проведешь. Он быстро выведет автора на чистую воду и даст справедливую оценку: полная хрень. Ну или использует какое-либо иное совершенно точное определение: русский язык богат на такие вещи. Так что рецепта не будет. А если будет, то он все равно окажется полной хренью. Проверено.
  
  На индивидуальном уровне может сработать рецепт "стань миллиардером, а остальные пропади пропадом". Но не каждому он годится. Ну и коллективно тоже: нас сейчас около 7 миллиардов народу. Если все поголовно станут миллиардерами, то кто будет для нас шить штаны и за нами убирать дерьмо? Миллиардеру положено нихрена не делать и полеживать на палубе яхты в шезлонге с коктейлем в правой руке и с сигарой в левой, а рядом - две блондинки в бикини или даже без. (Опять же вопрос: если все станут миллиардерами, то кто тогда пойдет работать блондинкой?) Кроме того, такие эксперименты в нашей истории уже проводились: в Мозамбике, например, одно время все поголовно были миллиардерами. И в Зимбабве. И в Веймарской Республике. Венесуэла на подходе. Но всеобщее счастье почему-то не наступило.
  
  И что нас всех ждет? Здесь срабатывает другое незыблемое и проверенное веками правило: любая попытка предсказать будущее тоже окажется полной хренью, как только это самое будущее наступит. Как говорил великий и мудрый Йоги Берра, "трудно делать прогнозы, особенно прогнозы о будущем". Так что ни один разумный человек не должен пытаться предсказывать будущее: он будет обречен на неудачу.
  
  "Прогресс" - это слово в течение последних нескольких столетий (после того, как это явление было "открыто" философией) обладало весьма привлекательными коннотациями; "прогресс" - это явление, к которому следует стремиться и которому следует радоваться. "Прогресс" - это постоянное обещание сытой, безопасной и беззаботной жизни, которая непременно наступит в ближайшем будущем. Нечто вроде детской версии коммунизма с бесплатным мороженым и с цветущими яблонями на Марсе. Или нечто вроде морковки перед мордой осла: близко, очень близко, вот-вот окажется во рту. Надо только немного поднажать, и вот-вот настанет всеобщее благоденствие в той или иной форме, царство добра, справедливости, поголовного равенства и возможности не работать. В будущем, которое никогда не наступает. А в действительности получается, что прогресс - это вынужденный процесс, остановить его нельзя; если его остановить, ничего хорошего из этого не получится, надо постоянно изыскивать методы обеспечения человечества необходимыми для выживания ресурсами для того, чтобы численность населения планеты могла продолжать расти. Цена: все больше и больше работать, все более жесткие требования к методам регулирования и к технологиям, а также к умственным способностям населения при том, что средний IQ в мире постоянно снижается в силу того, что хитрованы с более высоким IQ размножаются менее охотно, чем все прочие граждане (что неплохо показано в фильме "Идиократия"). Альтернатива: недобровольное сокращение численности населения, то есть катастрофический цивилизационный катаклизм.
  
  А если у кого-то возникнет вопрос, зачем в начале текста был приведен Пролог с летящими с неба купюрами, то это - кликбейт. На будущее. Когда созреют рассуждения о валютно-кредитно-финансовой системе и о ее роли в нашей жизни в исторической, современной и повседневной перспективе. Из которого станет понятно, что если отобрать все дензнаки у белых и отдать их черным, белые все равно останутся богатыми, а черные - бедными. Ибо таковы законы природы. Как сказал мой незабвенный отчим еще при СССР, когда в детстве я случайно опрокинул на пол ведерко с белой краской: "дураков жизнь, бля, всегда карает". И грязно выругался. Поэтому и запомнилось. И эта народная мудрость получила многократные подтверждения в нашей коллективной цивилизационной истории.
  
  ***
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"