Котофеликс Алекса : другие произведения.

Лучшие из Шутов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

  

Лучшие из Шутов

Сравнительный анализ образов
  Джокера (х/ф "Темный Рыцарь") и Комедианта (х/ф "Хранители")

Welcome to the circus
  Where I fool around.
  I got the killer smile,
  I"m a Killer Clown.  
  Cover up your face,
  You"ve been found out:
  You laugh when there"s nothing
  To smile about
  Брюс Дикинсон
  

Вступительное слово

Джокер и Комедиант... Многие проводят параллель между двумя этими персонажами из разных "опер", но с похожими амплуа и чувством юмора. Право, ассоциация напрашивается сама собой, но, как мне кажется, истина никогда не лежит на поверхности. В этой статье мне хочется проанализировать образы Комедианта и Джокера наиболее детально, подробно и углубленно. Прибегнув к помощи нескольких наук, выявить особенности личности каждого, попытаться найти причины, обусловившие возникновение этих особенностей. Я стремлюсь обозначить не только черты сходства этих героев, но и качества, которые в корне их разнят.
  И прежде всего считаю своим долгом сделать небольшое предупреждение. Я буду работать именно с образами, показанными в фильмах, потому что оба персонажа были прекрасно сыграны, заставили поверить в них и попытаться их понять. Про Джокера здесь хотелось бы сказать отдельно. Пусть в чем-то этот герой и не каноничен, изменена его внешность и вместе с тем, очевидно, ее происхождение, хоть об этом и не говорится прямо. Самое главное, что на все сто был передан тот непростой характер, который был раскрыт в лучших комиксах о Джокере - таких, как "Убийственная шутка". Каждое слово, каждый жест - все было в точку! А изменение внешности только сделало героя более реалистичным, не надуманным. Джокер в "Темном рыцаре" - это реальный, живой Джокер. Он лучший. Образ же Комедианта в фильме "Хранители" не был существенно изменен в сравнении с графическим романом, но подача его в кино просто великолепна. И как мне кажется, на страницах комиксов отнюдь не ощущалась такая харизма и энергия, какую приобрели оба персонажа в указанных выше кинолентах.
  Конечно, в некоторых моментах будет необходимо сослаться на первоисточники, но работать с образами на большом экране - основная задача этой статьи. Фильмы дали дополнительную возможность прочувствовать этих двух героев без прошлого, которых неизвестная зрителю трагедия заставила принести свои жизни в жертву одной большой шутке. Отобразить в одной кинокартине все многообразие черт характера персонажа - великое достижение.
  Второе небольшое замечание: возможно, что-то в этой статье окажется не совсем понятным. И если это так, вы, уважаемые читатели, можете задать мне вопросы, на которые я отвечу.
  А теперь перейду непосредственно к анализу.
  

1. Шут/Клоун как символ

Начну, конечно же, с того, что оба героя избрали для себя поразительно схожие роли. Причины этого выбора я разберу несколько позже. А перед тем, как копаться в их душах, нужно обратить внимание на символичность их образов, философскую трактовку, к которой еще не раз придется возвращаться.
  Образ шутника/клоуна/комедийного актера ахетипичен, но не однозначен. Его исток - придворный шут, который фактически являлся символической тенью монарха, его антиподом. Монарх - олицетворение закона, централизованной власти, порядка. Шут же в этом случае - символ хаоса, произвола, что и позволяет ему говорить и делать все, что только заблагорассудится. Поскольку он - "тень монарха", ему позволено обличать самого  государя и его приближенных, раскрывать их недостатки и обращать внимание на самые серьезные государственные проблемы под видом шутки. Отсюда второе "назначение" шута - он обличитель, вскрывающий острой шуткой такие темы, о которых никто кроме него никогда не заговорит под страхом кары со стороны власти.
  Шут в противостоянии с монархом - как наше темное бессознательное с его бесконтрольными инстинктами, противостоящее упорядоченному, поддерживающему строгую цензуру сознанию. Потому его могут рассматривать также как символ безумия. Из этих же соображений шута часто ассоциируют с дьяволом, т.е. снова с темной стороной (пример можно найти в литературе: в "Фаусте" И.В. Гете Мефистофель на приеме у короля прикидывается шутом). Но есть и противоречие, связанное в первую очередь с восприятием смеха как энергии жизни. Смех, как символ триумфа и победы, сменяющие друг друга плач и смех во время похорон в некоторых культурах, как архетип круговорота смертей и жизней. Психологический смысл первых карнавалов (как и, например, праздника Хеллоуин) был именно в том, чтобы высмеивать нечистую силу и саму смерть, что означало одержать победу над ними (пример в искусстве: картина  Константина Сомова "Арлекин и Смерть").
  Как же в таком случае расценивать возникший в западной культуре образ злого клоуна? Отчасти он как бы преодолевает противоречие и совершает небывало грубый и дерзкий поворот назад, к придворным шутам, воплощавшим в себе хаос, произвол, дьявольщину, все темное. Злой клоун разоблачает разрушительную энергию нашего бессознательного, припрятанную за "доброй" социальной маской. Первоначально он ассоциировался лишь с черным юмором. Это юмор жесткий, цель которого - опять таки высмеивание смерти. Однако с течением времени в массовой культуре этот образ претерпел значительные изменения. В книгах и фильмах ужасов стал широко использоваться образ не просто злого клоуна, а клоуна-убийцы, маньяка (яркий пример: знаменитый Пеннивайз из "Оно" Стивена Кинга). Клоун, совершающий массовые кровавые убийства, теряет свое символическое назначение символа жизни. Жизнь, смеющаяся над смертью, трансформировалась в смерть, смеющуюся над жизнью.
  В итоге образ получился разбалансированным.  Извращение архетипичных тем жизни и смерти только спровоцировало широкое распространение коулрофобии - боязни клоунов. На сегодняшний день она встречается очень часто, хотя раньше эта фобия считалась крайне редкостной. Тем не менее, возможно, благодаря такому весьма сильному влиянию на сознание, этот образ стал отдельным архетипом.
  В чем же особая заслуга анализируемых персонажей? В них слились воедино смерть, смеющаяся над жизнью, и жизнь, смеющаяся над смертью. В их поступках проявляется ненависть к жизни, глумление над ней и в то же время черный юмор, пренебрежительное и насмешливое отношение к смерти. Потому именно Джокер и Комедиант стали наиболее полным, не однобоким отражением нашего бессознательного, в котором вечно пребывают в борьбе энергия созидания/жизни и энергия разрушения/смерти.
  Эти герои взяли за основу и великолепно использовали образ как злого клоуна, так и придворного шута, но каждый делал это своеобразно, в своем неповторимом стиле. Джокер при этом стоит ближе к клоуну-маньяку, а Комедиант - все-таки к "классическому" шуту. Во-первых, последний служит властям, во-вторых, таким его видит и Озимандиас, "король королей".
  
  Слова Озимандиаса о Комедианте в графическом романе "Хранители":
  ...Я был слишком труслив, чтобы взглянуть в лицо собственному беспокойству, и суть черной комедии жизни пришлось разъяснять для меня самому Комедианту - когда провалилась идея о "Борцах с преступностью" в 1966. Вы наверняка помните. Он говорил о неизбежности ядерной войны, описывал мою роль в будущем как "первого умника на пепелище"... и открыл мне глаза! Это удается только лучшим из шутов.
  При этом он ни кто иной, как именно обличитель, сорвавший маску с общества, в котором ему довелось жить.
  
  Монолог Роршаха о Комедианте в х/ф "Хранители":
  ... Жизни, полные насилия, насилием и заканчиваются. Блейк понимал: люди - дикари по своей природе. Как бы мы старались это скрыть или приукрасить. Блейк видел истинное лицо общества и предпочел быть пародией на него, анекдотом. Я как-то слышал анекдот: "Мужчина приходит к врачу, жалуется на депрессию. Говорит, жизнь губа и жестока, что он чувствует себя одиноким в угрожающем мире. Врач предлагает простой рецепт: "Великий клоун Палияччи сегодня в городе. Сходите, это Вас подбодрит". Мужчина взрывается слезами. "Но, доктор, - говорит он, - я и есть Палияччи!". Хороший анекдот. Все смеются. Барабанная дробь... Занавес.
  
  Джокер также обращался к ипостаси шута, но в другом значении - в противопоставлении анархии власти, хаоса порядку. Привнести анархию в общество ему удается с помощью паники, и в стремлении сеять эту панику он впадает в маниакальное состояние безо всякого контроля.
  
  Монолог Джокера в х/ф "Темный Рыцарь":
  Я похож на человека, у которого есть план? Я, знаешь, кто? Я пес, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал. Поэтому я делаю и все. <...> Планировщики пытаются контролировать свои тесные мирки. Я не планировщик. Я пытаюсь показать, насколько жалки их попытки все контролировать. <...> Никто не паникует, когда все идет согласно плану. Даже если план чудовищен.<...> Совсем немного анархии, нарушение установленного порядка - и все вокруг повергается в хаос! Я - носитель хаоса. И знаешь, что является основой хаоса? Это страх...
  Это необычайно важные особенности. Хоть роли персонажей и похожи, они использовали различные стороны одного и того же образа-символа: Джокер идентифицировал себя с вселенским хаосом, с безумием, с дьяволом, Комедиант же принял роль жестокого обличителя темной стороны наших душ.  
  
  

2. Когда уместно судить по костюму

Использование образа клоуна предполагает вызывающий, экстравагантный внешний вид, одежду ярких, кричащих цветов. Рассматриваемые в статье персонажи в определенной мере соблюли это правило, но их образы далеки от стандартных, в которых употребляется просто набор всех существующих ярких цветов (по принципу: "чем больше цветов и чем они ярче - тем лучше"). Они использовали ограниченное количество цветов (2-3, ахроматические цвета не учитываются), причем их выбор поражает своим сходством. Кроме того, взяты не открытые цвета, а их оттенки. Важно также то, что цветовая гамма костюма изменяется в пользу ахроматических цветов: Комедиант меняет броский костюм на черную экипировку, Джокер в фильме также "сменил" желтую рубашку на серую.
  Цветовые предпочтения, их символическое и психологическое значение, а также отказ от того или иного цвета уже дают некоторую информацию о характере героев.
  
  
  
ЦветаКомедиантДжокерХарактеристикаОтвержение
ЖелтыйПреобладающий цвет первого костюма (лимонно-желтый), позже присутствует в очень малом количестве (значок)В классической версии костюма второй по преобладанию цвет. В фильме заменен на серыйЦвет свободы, радости и веселья, но также язвительности и сарказма. Критичность, осуждение по отношению к окружающим. Способствует сообразительности, ловкости, быстрому принятию решений. Цвет уверенности в себе,  влияния, доминирования (лимонный оттенок означает безудержность и жестокость, направленность действий на привлечение внимания). Предпочтение его в одежде - демонстративность, желание показать себя, на кого-то воздействоватьВозможно, снижение потребности в общении, утомление психики
ФиолетовыйТемно-фиолетовый - второй из всего двух цветов первого костюма. Позже полностью отвергаетсяПреобладающий цвет. Используется лиловый оттенок (в фильме более темный)Цвет завуалированного возбуждения, идеализма, чувственности. Выбирается несерьезными, инфантильными личностями, а также людьми низшего сословия. С желтым образует контрастную пару. Использование фиолетового с желтым - сочетание несочетаемого. Темно-фиолетовый - оттенок грубости и властности. Лиловый же символизирует интуицию. Он близок к темно-фиолетовому, но несколько мягче его.Отвергается при боязни потерять независимость, а также при критичном отношении к собственным эмоциям и действиям
ЗеленыйНе используется в основном костюме, однако присутствует домашний халат желто-зеленого оттенкаВторостепенный, но значимый цвет в костюме. Используется, тяжелый, темный зеленыйОзначает стремление к стабильности и прогрессу, символизирует процветание, успех в начинаниях. Также цвет ревности и эгоизма. Люди, предпочитающие этот цвет, видят все стороны ситуации, оценивают шансы на успех. Тяжелый, темный зеленый - цвет принципиальности и нежелания пускать кого-то в свой внутренний мир, желто-зеленый же - стремление найти умиротворение, покой, стабильность, уважение с собственных глазах и глазах окружающих.отвергался
Ахроматические цветаЧерный - основной, явно преобладающий цвет нового костюма. Небольшое количество белогоСерый - замена желтого в фильме. Черный и белый присутствуют в гриме.Черный цвет означает мотивированное, но эгоистичное применение силы, подавление, разрушение, а также способность к предвидению. Это цвет покоя, защищенности, часто выбирается при усталости психики. Предпочтение его в одежде - нехватка в жизни чего-то очень важного (человек как бы закрывается этим цветом). Также нежелание общения, отвержение окружающих.
  Серый - соединение противоположностей (черный+белый, альтернатива сочетанию желтый+фиолетовый). Его выбор - потребность в стабильности, неверие в искренность эмоций. Одежда серого цвета успокаивает, дает возможность быть свободным (снова альтернатива желтому). 
  Белый - символ самоотдачи, целостности личности, а также изоляции, отрешенности.
Не отвергались
Другие цветаКрасный и синийКрасный (только в гриме)Красный - это лидерство, борьба, упорство и упрямство, насилие и жестокость, грубая энергия, похоть.    Синий - цвет фанатизма, силы духа, организованности и способности к подчинению.                                 Красный+синий - альтернатива фиолетовому, но грубая, совершенно не скрываемая.Не отвергались
Итак, о чем в итоге говорит выбор цветов костюма? Во-первых, использование весьма нестандартных цветов в нестандартном же их сочетании - это признак демонстративного поведения. Оно проявляется в стремлении привлекать к себе внимание, выделяться. Обычно такие люди чрезвычайно артистичны, их эмоции не всегда искренни и зачастую наиграны. Факты это подтверждают. Джокер рассказывает каждый раз разные истории о своем прошлом и происхождении своих шрамов. Совершенно очевидно, что он врет, но при этом так погружается в разыгрываемый для публики спектакль, что, кажется, даже сам начинает в него верить.
  
  Джокер (комикс "Убийственная шутка"):
  Если я должен иметь прошлое, я предпочитаю многовариантный выбор.
  Комедиант же с улыбкой смотрел на все, с чем сталкивался, хоть эти события и были ужасны. Он изображал, что не воспринимает все это всерьез, что видит в этом только шутку, но нервный срыв, произошедший с ним незадолго до гибели, показал его истинно отношение к увиденным и пережитым страшным событиям. Только когда не осталось сил играть роль, он продемонстрировал свое подлинное эмоциональное состояние.
  
  Комедиант (х/ф "Хранители"):
  Боже, перед кем я выворачиваю кишки?
  Ну а о стремлении привлекать к себе внимание можно даже не говорить. Как же еще вести себя человеку в образе клоуна, юмориста? Люди этих профессий из штанов выпрыгиваю, чтобы выделяться, привлекать внимание - это главный залог их успеха.
  Желтый - главный цвет демонстративности. Цвет веселья и одновременно сарказма, он идеально подходит по духу тем, кто связан с юмором, причем юмором острым. С его предпочтением все ясно, труднее найти причины отказа от этого цвета. Замечу, что Комедиант не отверг его полностью, а оставил желтый значок, как главный символ своего сарказма. Выбор в пользу черного связан в первую очередь с появившимися переживаниями. Комедианта сильно изменила война, наверняка также он переживал из-за весьма непростых отношений с Салли Юпитер и ее дочерью от него. Выбор черного обусловлен потребностью психики защититься, нежеланием показывать все, что творится в душе. Кроме того, цвет эгоистичного применения силы, к чему Комедиант изначально имел склонности, а военная карьера дала им подкрепление. Джокер же выбирает серый как менее броскую альтернативу для желтого, также символизирующую свободу и дерзкое сочетание контрастов. Скорее, желтый не устраивает его, как цвет открытости общительности. Джокеру никто не нужен. Любые временные союзники - это не товарищи или единомышленники, а просто инструмент для достижения цели.
  Фиолетовый - цвет, часто употребляемый людьми низшего сословия, а именно к нему принадлежат шуты. Это цвет инфантилизма - детскости, несерьезности. Оба персонажа стараются относиться к жизни, ко всему миру только как к шутке. Даже угроза смерти не воспринимается ими всерьез.
  
  Преобладание фиолетового цвета в костюме Джокера - самая яркая иллюстрация его коронной фразы: "Чего ты такой серьезный?". Комедиант же после смены костюма полностью отрицает этот цвет. Будучи героем войны, секретным агентом он уже никак не идентифицирует себя с низшими слоями общества. Ему ни к чему этот инфантильный цвет - он стал крайне серьезным человеком, повзрослел. Это снова влияние пройденных войн и работы в спецслужбах.
  Крайне интересно то, что фиолетовый заменяется синим и красным. Полярные цвета: с одной стороны способность подчиняться - с другой лидерство. Такой выбор может быть связан с желанием иметь свое место в четкой иерархии. Армия - наиболее подходящий пример. Сочетание этих цветов - горючая смесь упорства и жестокости и фанатизма. Фанатичное, упрямое отстаивание интересов - это преобладающий тип поведения у Комедианта.
  Фиолетовый также - цвет загадочности. Человек без имени и прошлого, всех возможностей которого никто не знает до конца, - Джокер - создает вокруг себя именно такую атмосферу. Кроме того, этот цвет способствует интуиции. Той же самой функцией обладает зеленый. Значит, интуиция является для Джокера весьма значимым качеством. Он отрицает планы, никогда не строит логических алгоритмов, но без прекрасной интуиции, чутья результатов он никогда не добился бы желаемого. Для Комедианта интуиция не важна. У него есть армейская выучка, четкий алгоритм действий, доведенные до автоматизма навыки. В его случае выбор зеленого для домашней обстановки скорее связан с желанием стабильности и покоя.
  В итоге при сходных на первый взгляд цветовых предпочтениях мы видим совершенно разных по характеру и духовному состоянию людей: неутомимого хитреца-шута, потешающегося над серьезным отношением к порядкам и к жизни вообще, и уставшего вояку, скрывающего за улыбкой свои переживания и мучительные мысли.
  

3. Личностные черты и особенности поведения

Почему же все-таки шут, клоун, юморист, герой комедии? В психологии уже известно, что если человек видит, представляет себя в такой ипостаси, это свидетельствует о его негативном самопредъявлении. Эти люди не просто демонстративны, они намерено стремятся выставлять напоказ свою худшую сторону. Это свойственно обоим персонажам. Но и здесь у каждого свои особенности.
  Комедиант смотрит на общество с точки зрения того, что только он один понимает всю иронию и видит в людях то, чего они сами в себе не желают, боятся видеть. Таким образам все его негативные действия - кривое зеркало современного ему общества, пародия. Все его поступки - это провокация, принуждение раскрыть свою истинную природу, но при этом сам он тщательно скрывает свое истинное лицо.
  
  Действия Джокера тоже можно расценивать как провокацию, но разоблачение его мало интересует. Ему нужно извлечь из человеческих душ страх, панику, безумие. И для реализации этой цели ему, в отличие от Комедианта, не нужно прятать лицо за маской. Джокер просто демонстрирует свою рассогласованную, нездоровую личность - такую, какой она на самом деле и является.
  
  То есть, оба героя намеренно выставляют себя в крайне плохом свете, и делают это с целью спровоцировать окружающих на определенное поведение. Комедиант разоблачает все отрицательное, что есть в человечестве, Джокер повергает его в безумие, чтобы сеять хаос. При этом Комедиант - актер, который играет роль, а Джокер просто не скрывает своего тяжелого безумия. Может, потому и различный оттенок носят их псевдонимы. "Комедиант" в первую очередь ассоциируется со сценой, с постановкой, где все продуманно и отрепетировано, а не спонтанно. Также слово "шут" (а "Joker" буквально переводится именно так)  может использоваться как синоним слова "дурак" (то есть, психически нездоровый), а "комедиант" - как синоним слова "лицемер" (тот, кто притворяется, играет).
  Еще раз вернемся к шуту/клоуну, как символу. Его выбор обусловлен еще и стремлением персонажей к хаосу. Оно присуще и Джокеру, и Комедианту, но хаос, которого каждый из них жаждет, имеет разную природу.
  Джокер сам делает ударение на своем стремлении к нарушению порядка, к анархии, произволу. Он жаждет видеть чистый, голый хаос, исходящий именно от анархии, отсутствия всякой власти и порядка.
  Комедиант совершенно другой. Хаос, без которого он себя не мыслит, исходит от сильной, авторитарной власти. Любимый им хаос порожден войной, и война эта должна быть развязана сильным, влиятельным, тоталитарным государством с целью доказательства своего превосходства. Иными словами, к этому сводится его патриотизм, граничащий с нацизмом, в борьбе за расширение сферы влияния США. Комедиант привязан к власти (работа на правительство), к порядку (служба в армии). И это не парадокс. Именно контраст порядка и хаоса придает обоим состояниям смысл. Потому у Комедианта рядом с жаждой войны и хаоса стоит столь же пламенное стремление к тоталитарной власти и сильному государству.
  А что же Джокер? Просто безумец с нелепой и бредовой идеей? Это не совсем так. Он подсознательно ощущает бессмысленность абсолютного хаоса, потому свою заветную цель он не воплощает в жизнь. Смысл жизни Джокера - именно недостигнутая цель. Он не убивает Бэтмена - блюстителя порядка, не реализует чистую анархию, потому что как только это произойдет, смысла для существования у Джокера не будет.
  Так получается, что оба героя достигают относительной психической гармонии, но у Комедианта согласованы и логичны сами цели, а гармония в душе Джокера парадоксальна и сводится к сдерживанию собственного желания осуществить заветную цель.
  Кроме порядка и хаоса выше были рассмотрены категории жизни и смерти, а рядом с ними энергии жизни/созидания (научное название "эрос") и смерти/разрушения (танатос) в сфере бессознательного. И персонажи, подвергнутые анализу, являются иллюстрацией вечной борьбы эроса и танатоса. Однако борьба эта имеет разные проявления. Отмеченное выше стремление к хаосу, а вместе с тем и к смерти, к разрушениям - работа танатоса. Она в данном случае почти одинакова. Разница в том, как этому противостоит эрос. Его начало - в выборе амплуа (вспомним смех, как энергию жизни, символ победы). Но это только малая часть его проявлений. У Комедианта они имеют место, главным образом, в сексуальной сфере, которая имеет для него очень большое значение. Кроме того, у него есть дочь, которую он любит, хоть и не может быть частью ее жизни. Главное, что он выступил, как создатель жизни, а это и есть работа энергии созидания. Есть ли у Джокера другие проявления энергии эроса? Да, есть. И он зависит от энергии жизни, как садист от своей жертвы. Как отмечено выше, он сдерживает себя в желании реализовать свои цели, иначе не станет ни страха, ни смерти, ни хаоса, которые так ему нравятся. И удержать порывы танатоса может только эрос. Недостигнутая цель, определяющая смысл существования Джокера, будет оставаться таковой, только если энергия жизни будет сдерживать стремление к разрушениям. Как вывод, можно сказать, что персонажи служат качественной иллюстрацией не просто нашего бессознательного, а различных вариаций его проявления в поведении.
  Еще одно явное сходство - садистские наклонности. Черты садизма - страсть к насилию и желание доминировать. Но доминировать в случае Комедианта означает быть выше, влиять на других, а в случае Джокера - быть другим, отличным от всех. Проявление насилия также имеет у них разный смысл. Джокер получает наслаждение от самого процесса причинения боли, как физической, так и моральной. И то, что он называет истинной сущностью человека, проявляющейся в последний момент жизни, на самом деле необходимые ему страх или безумие.
  
  Джокер (х/ф "Темный Рыцарь"):
  
  Хочешь знать, почему я использую нож? Пистолет - слишком быстро. Не успеваешь насладиться, получить удовольствие...
  Проявление насилия у Комедианта нацелено не на процесс, а на результат - смерть. Можно сказать, ему в некоторой степени свойственна некрофилия - любовь к смерти, сопровождающаяся ненавистью к жизни. Прекрасно иллюстрирует это сцена в баре в Сайгоне. Беременная женщина - архитипичное изображение жизни, и ее убийство - явная дань смерти. Подчеркивает это преобладающий в костюме черный цвет - цвет смерти. И, конечно же, любовь к войне. 
  Еще садизм всегда неотделим от мазохизма. Садист зависим от объекта своего насилия, не мыслит себя без него. Ярко проявляется это у Джокера, у которого есть постоянная жертва. Это, конечно, Бэтмен. И если даже Джокер не вступает с ним в схватку непосредственно, действия его все равно нацелены на издевательство над Бэтменом, его унижение. "Ты не разочаровал меня - ты дал пятерым умереть...". Джокер никогда не наносил поражение Бэтмену, хоть и имел возможность. Он поддается, позволяет победить себя.
  
  Джокер (диалог с Бэтменом в х/ф "Темный Рыцарь"):
  Я не хочу убивать тебя! Что я без тебя буду делать? Снова обворовывать мафию? Нет. Ты дополняешь меня.
  
  Комедиант же находит удовлетворение своих садистских наклонностей в своей работе. Войны, забастовки... У него множество жертв. И потому может сложиться впечатление, что зависимости от жертвы у него нет. Зато есть зависимость от работы. Трудно себе представить, как отреагировал бы Комедиант на сообщение, что ему пора в отставку. На этом жизнь для него закончилась бы.
  
  Теперь пару слов о мировоззрении героев. Его кратко характеризуют два слова - нигилизм и цинизм. Эти позиции схожи, они довольно часто стоят плечом к плечу. А сейчас по порядку: нигилизм заключается в отрицании существования смысла жизни и общечеловеческих ценностей, непризнании никаких авторитетов. Первое его проявление - отрицание осмысленности человеческого существования - у героев заключается в восприятии жизни, как одной большой шутки.
  
  Комедиант (графический роман "Хранители"):
  Однажды понимаешь, что весь этот мир - просто большая шутка. И в нем имеет смысл быть лишь комедиантом...
   
  Джокер (комикс "Убийственная шутка"):
  
  Все это шутка! Все, что когда-либо кто-то ценил или за что боролся... Все это чудовищный, безумный прикол!
  Часто смех служит как бы защитной реакцией сознания на информацию, лишенную смысла. К тому же, вспомним жажду хаоса, а хаос уж точно не несет смысловой нагрузки. Другая черта нигилизма - отрицание ценностей. В хаосе не может быть ценностей. Как и авторитетов, потому что они могут существовать только в упорядочении. Джокер просто стремится надругаться над любыми ценностями - как духовными, так и материальными (пример номер один - сожженные деньги).
  
  Из х/ф "Темный рыцарь", обращение к Джокеру:
  
  Раньше у преступников в этом городе были хоть какие-то принципы... А ты? Во что веришь ты?
  
  Комедиант, кажется, тоже не признает авторитетов и изображает, что ему ничего не нужно от жизни. Но правда в том, что в жизни у Комедианта все-таки есть ценности. Это его родная держава и ее принципы, чем он никогда не сможет пожертвовать. А еще - жизнь людей, которые ему не безразличны. Вряд ли он сказал бы, что жизнь ничего не стоит, если бы речь шла о жизни Салли или Лори Юпитер. И, что наиболее парадоксально, его волнует судьба человечества. 
  Комедиант (диалог с Доктором Манхеттеном в х/ф "Хранители"): 
  ...Тебе на самом деле плевать на человечество. Ты теряешь с ним связь, Док...
  Стал бы Комедиант упрекать в безразличии Дока, если бы ему самому действительно было плевать? Или обращать внимание других Хранителей на угрозу ядерной войны? Он не признается открыто, но его волнуют эти темы. Почему же тогда он пытается показать, что не ценит жизнь? Скорее, Комедиант старается убедить в этом в первую очередь себя. Так легче держаться, когда твоя работа - убивать. И если бы он переживал по поводу каждой отобранной жизни, то был бы сломлен духом гораздо раньше. 
  Сущность цинизма можно охарактеризовать одной знаменитой фразой: "Цель оправдывает средства". Это отрицание законов, правил, морали. Джокер - яркий пример человека, которому нормы и правила явно мешают жить. Зачем этот порядок и конкретика, когда сама цель - хаос - абстрактна и безнравственна? Какие традиции у хаоса? О какой морали может идти речь, когда твоя задача - сеять ужас и страх? Джокер в мгновение ока перестал бы быть самим собой, отклонись его жизненная позиция хоть на градус от цинизма.
  
  Джокер (х/ф "Темный Рыцарь"):
  
  Единственный способ жить в этом мире - это жить без правил.
  Комедиант также ни за что не стал бы тем, кем был, без цинизма. Цель, которая руководила им в начале карьеры, - вершить самосуд - предполагала нарушение правил и традиций, а дальнейшая работа никак не вписывалась в рамки морали. Даже в повседневной жизни его не волновало, какими методами он действует, важен был только результат. Скорее, это закрепляло привычку. Но Комедианту не удалось сохранить циничного отношения к жизни, когда он узнал, каким методом хочет реализовать свою "мирную" цель Озимандиас. Он изменил своим взглядам по той причине, что осознал, как далеко может зайти принцип "цель оправдывает средства".
  
  Комедиант (х/ф "Хранители"):
  
  ...Я делал мерзкие дела. Я ведь и женщин убивал, и даже детей. Вьетнам... Но там была долбаная война! А это... Я никогда ничего подобного не творил...
  Уверенность в том, что цинизм помогает в работе и в жизни, сменилась страхом того, во что он может превратить тебя. Это показывает, что ситуация была оценена именно этическими категориями, а значит цинизм был неистинным, а, возможно, вынужденным. Джокер ни за что и никогда не вспомнит об этике. Ведь она базируется на ценностях, а именно их он презирает. И в такой ситуации он лишь посмеялся бы и сказал с иронией что-то, вроде: "Даже для таких, как я, это жестоко".
  Цинизм и беспринципность Комедианта - необходимые атрибуты для соответствия той роли, которую он на себя взял. И отдельные события показывают, что в глубине души он был другим человеком, которого пытался в себе придушить ради успеха в своей профессиональной деятельности. Из-за этого в его личности возник конфликт между тем, кем он пытался быть, и тем, кем на самом деле был. Резкий перелом взглядов, чудовищный нервный срыв - результат этого конфликта. Джокеру же снова нечего скрывать. Он на самом деле такой - под стать своей единственной цели. У хаоса нет законов, смысла, ценностей и уж тем более правил - вот и Джокеру они совершенно не нужны.
  Здесь же нужно сказать о самокритике. Способность к самокритике - важный показатель психического здоровья личности. У Комедианта это качество присутствует - он искренне раскаивается и понимает, в чем был не прав. Кроме того, он осознает наличие у себя внутреннего конфликта и сильно из-за него страдает. Поэтому Комедиант и применяет такое огромное количество психологической защиты (даже курение и злоупотребление спиртным в данной ситуации - способ защиты психики). Именно самокритика заставляет человека не выставлять напоказ свои внутренние проблемы, скрывать их.
  Джокер же напрочь лишен самокритики. А его далекое от нормы психическое состояние доставляет ему удовольствие. Он никогда не окажется на месте Комедианта, не будет сожалеть о том, как жил - он будет уверен, что во всем прав. Если Джокер когда-нибудь и скажет: "Я делал мерзкие дела..." - то произнесет это с гордостью и удовлетворением, а не со слезами на глазах. Это подчеркивает, что хоть психика Комедианта и расшатана, он держится в рамках психологической нормы (до нервного срыва), а Джокер однозначно является примером патологии.
  Последнее, о чем я скажу, это притягательность напряжения. Комедиант чувствует себя в родной стихии на войне, в спецоперациях, Джокер - в терроризме и борьбе со своим неизменным врагом Бэменом. И в какой-то мере это - бегство от спокойной жизни. Это боязнь оставаться наедине со своими переживаниями, оказаться в плену тяжелых воспоминаний. Разные стремления, направленные в одном направлении - жить в напряжении, чтобы не было времени вспоминать о пережитых бедствиях и душевной боли, которую они оставили. А бедствия наверняка были. И одного они повергли в глубокое сумасшествие, а другого заставили навесить на себя неимоверное количество психологической защиты, деформировавшей личность.
  

Итоги

Ранее всякое сравнение образов Джокера и Комедианта имело место только как констатация факта их сходства. Небольшое исследование, проведенное в статье, подтвердило, что у них действительно много общего. Выбранная роль, стремление к хаосу, садистские наклонности, демонстративность, негативное самопредъявление... Можно продолжать список: по иронии судьбы в создании обоих персонажей участвовал Алан Мур, а в русском дубляже фильмов их озвучивал один и тот же человек - Владимир Зайцев. Кто-то мог бы сказать, что все это не случайно, но...
  Нельзя все внимание концентрировать лишь на поиске сходства. Под кажущимися очевидными совпадениями скрывались довольно существенные, яркие различия. Это разница психического состояния, проявления в поведении тех или иных свойств и наклонностей. А такая разница никак не может быть мелочью или случайностью, и на нее ни за что нельзя закрывать глаза.
  При  написании статьи у меня не было цели показать, что кто-то из этих героев лучше, а кто-то хуже. Никто из них не превосходит другого - просто Комедиант и Джокер, на самом деле, совершенно разные люди. Но, тем не менее, они оба - величайшие лицедеи, которым для разыгрывания зрелищных и в то же время содержательных представлений не нужна сцена. Их сценой был весь современный им мир, вся жизнь.
Seven deadly sins
  Seven ways to win
  Seven holy paths to hell And your trip begins
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"