Аннотация: Словарик по миру ракконов и ирков, согласно русскому алфавиту. Комментарии в общий.
"Жели мэ немоги охвати - поста зря, фамига отворят асамя" - выражение "Хочется, но лапой не достать. Остаётся смотреть - вдруг откроют сами"
Агни - (Огонь) - часть живого существа, олицетворяющая разум и душу. У ракконов нет деления, как у людей. Если в тебе угас огонь, то тело умерло, а нематериальная часть отправилась в сторону звёзд;
Акрразум - источник разума големов, если такое применимо к конструкции, настроенной на выполнение относительно простых команд. Лишь живые умеют действовать самостоятельно, согласно обстановке, но таковые давно не изготавливаются. Совет Ста пришёл к выводу не творить больше псевдожизнь;
Ана'ри - название материнской планеты Ирков
Ас Живадаррья - (досл.) "звезда, дающая жизнь". Любая звезда, дающая энергию планете. Другой вариант "коло живадаррья", но он почти не используется, разве как размытое напоминание о приходе ракконов из другого мира
Асьёс - (досл.) Кисточка
Аура - название, данное за сходство с выдуманным свойством живых существ, данное людьми. Напоминает не слишком яркое свечение различных цветов и оттенков. Имеет большое значение в целительстве, и при обучении Владению. Изредка рождаются невидящие, для которых путь в высшую магию закрыт с самого начала. Всё, что они могут, это манипулировать энергией при телесном контакте. Особенно много таких среди ирок - лучшие создатели големов выросли именно из подобных "неполноценных магов".
Баррдо - раздел. Скорее всего, Веррата подразумевала тонкую грань между Владеющими и простыми жителями;
Близкое имя - уменьшительное, или прозвище, данное и используемое близкими друзьями и родственниками;
Братья - одно из названий соседей, ирок. Используется в разговорной речи, когда раккон обращается публично, либо не знает имени собеседника (Напр.: "Серый брат". "Серый" здесь правильное обращение, в случае, если ирк мужского пола, и с волосами серого цвета.)
Бхарратья - иначе Круг. Собрание представителей от населения;
Вадёсна - примерно десять земных лет (если быть точным, то сто двадцать три месяца);
Ведение - ведение ученика к уровням магического мастерства. Применяется, когда число учеников не превышает два-три;
Ведоган - (досл.) компас
Велекай - дословно "постоянно думай";
Вернуть часть души - сможет принять новую Любимую. Ракконы, несмотря на привязанность, способны со временем найти в себе силы жить дальше;
Ветка - кварталы городах со смешанным населением напоминают сверху ветвь дерева. От периферии к центру идёт укрупнение зданий, одновременно с исчезновением жилищ. Такое построение вызвано формой застройки - концентрические окружности, отголосок эпохи войны с частыми осадами. Первоначально все жили в центре, но после исчезновения угрозы, сменили построение городов на более удобные с точки зрения свободы населения. Особенно ракконы, возводящие свои башни подальше от центров. Отчасти, выражая, таким образом, стремление оставаться независимыми, не стеснёнными препятствиями в виде стен и крыш. Стоит отметить, что города всегда окружены кольцом из местного леса
Взять под крыло - взятие на себя роль учителя. Выражение близко с другим, означающим опёку родителями, и подразумевает, в данном случае, особенности обучения магов. Опека учителя. Взять под крыло - обычный родительский жест, основанный на родительском инстинкте согреть и защитить. Два слова хорошо описывают отношения между опытным магом и юным обладателем Дара; Коротко: учитель берёт от одного до трёх учеников, и полностью отвечает за их жизнь и здоровье, занимая временно место родителей. Это не означает запрет на посещение или возвращение домой, но закрепляет статус как временного родителя. В данном случае, Веррата надеется, что Оррес не станет чрезмерно усердствовать, предоставив ей самой заняться преподаванием. Наивно - полосатый раккон знает себе цену, и не намерен сидеть в стороне, сложа крылья;
Ви'Ара - (досл) "Видеть единство противоположностей". "Ара" довольно коварная морфема. Может произноситься и как "а'ра", и как "ар'а", меняя кардинально смысл фразы. В первом случае это "всеобъемлющий свет", во втором - "всеобъемлющая тьма". Для названия главного города очень необычное название; по другой версии, название произошло от более древнего топонима Виа Арра - "живая плодородная земля".
Видение - способность видеть потоки энергии, суть магии крылатых. Является дополнительным чувством, и служит главным инструментом при познании начал. Без развития Видения Анатолию не стоит и мечтать о получение официального статуса мага. Велика опасность с треском провалиться на первых же уроках. Всё равно, как если бы слепой пытался читать обычный текст на бумаге;
Виррита - ЧП
Висеть - (досл.) то есть, висеть на месте, что в силу особенностей крылатых, практически невозможно. Так говорят, когда хотят подчеркнуть медлительность собеседника;
Вопорр - список, расписание.
Вррумый - (досл. мыслящий) - помимо нормальных крылатых магов, есть и одичавшие (крайне редко встречается, как результат катастрофы либо болезни разума) - те, кто потерян для цивилизации. Представляют опасность, ввиду сохранения Владения. Руководствуясь инстинктами, способны охотиться на ирок и нападать на сородичей противоположного пола (в основном страдают этим самцы), из числа разумных. К счастью, шанс появления на планете, даже одного дикого, крайне мал. Последнее сообщение об уничтожение было двести семьдесят девять циклов назад, от событий в "Шансе";
Втяг - соединение, то есть довести до поглощения, ограничившись самим сбором энергии;
Вьюрн - (досл.) "утаивающий". Здесь служит эквивалентом слова "вредина", как наиболее близкое по смыслу;
Гаот - отхожее место. Обычно содержит магический предмет для очистки воздуха и поддержания чистоты и недопущения распространения загрязнений с инфекциями, случись такое;
Гизъюрр - раккон, так или иначе, завоевавший репутацию ненадежного в плане личных связей. На земном языке примерно соответствует слову "пошляк" или, скорее, "извращенец".
Голос - устройство для оповещения большого числа жителей. Напоминает систему обмена короткими сообщениями, только на магии. Для получения сведений, необходимо "зарегистрироваться". То есть дать согласие на возможное беспокойство. В первую очередь используется крылатыми;
Городской круг - кварталы крылатых. Подобно кольцам дерева, появляются с ростом любого поселения, независимо от исходного размера.
Давление - (перенос.) так защитники городов называли ситуацию с осадой, поскольку осаждающие видели в обеих расах источник пищи.
Дармирра - (досл.) подарившая бытие;
Держать учеников - подразумевается длительное проживание под одной крышей. Учитель в этом случае получает круглосуточный доступ к ученику, ограничения налагаются в основном на личную жизнь и свободное время. Хотя, последнее выполняется не всегда. Смотря во что выльются отношения;
Десятица - (пер) месяц на Даррине. По-крайней мере, наиболее близкое по значению слово - очередной нюанс мыслеречи
Дикий маг - да, и такое случается у ракконов, пусть и крайне редко. Типичное ЧП планетарного масштаба. Высокий уровень среди магов означает и высокие риски при травмах, ведущих к потере памяти и самого себя - разума с личностью. Несколько бедолаг доживают свои дни вдали от Ви'Ары, где достаточно места для дикой жизни. Увы, обычно участь их печальнее, ввиду реальной опасности для общества. К счастью, данное явление крайне редкое;
Доброго Восхода - (пожелание) восход, не несущий негатива. Обычное приветствие при виде только проснувшегося;
Дорост - детство
Доска - книжный лист; у ракконов книги это стопки дощечек, покрытых особым составом и защищённых магией от выцарапывания знаков; зачарованная доска - широкая, в полстены, доска для рисования и показа материалов. Магия в мирах ирков с ракконами обладает всепроникающей способностью, даже если вы не являетесь Владеющими;
Жизна покорна гранья - (пер.) "Жизнь покорителя камней". Жизнеписание мага, освоившего в совершенстве создание големов. Известен по войне с жизнекосцами
Завести агни - то есть зажечь светильники. Обычно на, либо под потолком;
Закат - часть ежегодного празднования, идущая следом за Рассветом - чествование древних воинов, сражавшихся с жизнекосцами
Залёт - соревнование на скорость, проводимое на празднике Рассвета. Дань летунам прошлого. Правила и трасса не содержат каких-либо сложных препятствий и ограничений;
Записная - аналогично земному блокноту, с поправкой на специфику цивилизации с уклоном в магию;
Зарроживе - (досл.) возрождения. В данном случае восполнение сил;
Иброк - местная птица, служащая излюбленным объектом охоты молодых ракконов. Двух иброков действительно сложно поймать, но и ценность добычи резко возрастает - пара тушек вполне сгодится на обед одному
Идущий Впереди - ответственный за что-либо.
Искра - широко распространённое название одарённых учеников либо начинающих магов;
Источник - магия ракконов (и, в меньшей степени рок), подразумевает использование энергии из окружающей среды. И самый действенный способ выполнить сложное заклинание, отыскать аномалию - Источник. В истории двух цивилизаций известен лишь один случай отхода от азов, Величайший. Некоторые склонны верить в генерацию энергии самими ракконами, вне зависимости от уровня и мастерства. Но в официальных методиках это никак не отражено, оставаясь уделом жарких споров в Совете и части практиков с теоретиками;
Кавтвена - "оставить мысли на твёрдом". Листы из растительных волокон, спрессованных и высушенных в печи. От привычной людям бумаги отличаются более грубой текстурой. Из основных плюсов, низкая цена. Для книг применяют иной материал;
Камень - фиксатор координаты точки входа/выхода туннеля. Применяется в случае стационарного прохода, многократно опробованного магами. Существенно снижает затраты энергии и требования к Открывающим (инициаторы Туннеля, обычно пара сильных Владеющих, либо Один из Ста);
Карманница - сумка из ткани и кожи. Крепится на боку или груди раккона, и служит для перевозки вещей, требующих аккуратного обращения (слишком хрупкие или неудобные для переноса в руках). Открывается сверху, застёгиваясь на металлические крючки, рассчитанные под когти и пальцы ракконов.
Ковен - несколько магов, использующих свои силы сообща;
Концентрация - защитный механизм у магов. В расслабленном состояние, отдел мозга, отвечающий за Дар, снижает активность до минимально возможной
Коррста - обычная кожа либо заменитель привычной землянам бумаги (не слишком давно заменённой на синтетические аналоги) плохо переносит жизнь в мощных, неплохо вооружённых, руках крылатых. Поэтому, при содействии ирков, был создан особый материал, искусственно усиленный магически ещё в момент изготовления. Если срок активного пользования простой книги до двухсот лет, то корста служит по тысяче и более. Из минусов - меньшая гибкость, страницы напоминают скорее тонкую фанеру;
Коррун - один из магов, участвовавший в войне с жизнекосцами. Считался одним из сильнейших;
Лаорро - смесь трав, используемая в качестве приправы, не травмирующей достаточно острое обоняние ракконов и ирок. Большинство ингредиентов произрастает рядом с домом, оставшееся берут на рынке;
Лапа - примерно пятнадцать сантиметров. Ладонь крупного раккона.
Литературный перевод фразы "н'арек ак тавплара" - "не обращайся на вы".
Личная мыслеречь - вариант адресного разговора на мыслеречи;
Малый Дар - Дар у ирок;
Манипуляции с Энергией - в представление магов, именно так выглядит невидимая простому глазу волшба. Притяжение и манипулирование Энергии;
Мату - насекомоядный зверёк, похожий на летучую мышь с земли. Обитает на Даррине;
Мит - мера времени, сопоставимая с минутой.
Мокка - купальня
Нажил - паразит
Народ - "Две расы, один народ". Именно такое изречение высечено у основания башни Собраний, что возвышается над Ви'Арой, главным городом цивилизации, её сердцем. Символизирует единство, а сам принцип поддерживает практически каждый житель, кем бы он ни был, крылатым или бескрылым
Насельник - живущий в доме с солидным участком земли. Редкость в черте города;
Не стоит взмаха - не стоить усилий
Небесная Ткань - пересечения основных туннелей в разведанные миры образуют своего рода "ткань", переплетаясь и перекручиваясь. На модели в главной Башне Собраний это особо хорошо заметно: по сути, там находится карта с координатами миров, когда-либо посещённых экспедициями
Небесный камень - любое небесное тело, вошедшее в атмосферу планеты;
Небесный посланец - метеорит, либо любой объект, вторгшийся в атмосферу планеты. Ракконы, в отличие от людей, не делают различий между болидом/метеором и метеоритом;
Небо затягивает - удручающее положение вещей
Невактан воспар - не решаться воспарить или начать действовать
Незнающий - любой, имеющий Дар, по умолчанию считается Незнающим. Обычно это совсем молодые ракконы, в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Неподобный - голем, чей внешний вид никак не соотносится с живым организмом. Например, повозка с примитивной системой команд и движителем, работающим на накопителе Огня, то есть энергии от мага;
Нешедо - местный полдень
Нижайший возраст - пока юные ракконы не смогут нормально летать;
Обвеси - мага, наделённого определёнными полномочиями в населённом пункте. От разведчика до решателя споров;
Обмен (или Мена) - камни введены специально для крылатых. Ими намного удобнее использовать, не обладая гибкостью в кисти рук, присущей иркам. Возможно, ещё из-за отсутствия какого-либо аналога банковских карт. Сами ирки применяют круглые монеты из металлов, с отверстием посередине
Овсера Радарья - так называется вариант "государства", "братство" ирков и ракконов;
Овтаррг - марионетка, напрямую управляемый голем;
Ожит - (досл.) "живой дом". Жилое строение вне центра города. При возможности, ирки отдают предпочтение им, считая камень излишне "неживым" в отсутствии магии у хозяев. Ракконы, наоборот, больше уважают монументальные сооружения, напоминающие пещеры или крепости, внутри которых всегда безопасно, а уют целиком ложится на крылья живущих.
Око - явление, предшествующее установлению Туннеля. Обычно маги используют его, чтобы убедиться в устойчивости связи и в правильных координатах, в силу непрерывного движения планет и звёздных систем относительно друг друга. Считается, любая потеря концентрации неминуемо сбивает точку выхода. В отличии от Ока, Туннель для стороннего наблюдателя невидим, что объясняется снятием в первые моменты напряжений от искажения пространства;
Ориентация - ориентация в пространстве
Орро - некое подобие меры запаха, служащая для оценки свежести следа на предметах и в воздухе. Одна единица распознаётся далеко не каждым крылатым.
Отгррин - иначе "чистилка", сухая ванна
Открывающий - могущий открывать Туннели на от одного до десяти существ. Маги первого уровня способны на гораздо большее. Например, пара из Совета Ста вполне справится с эвакуацией Альи и Варьялы вместе взятых;
Отмиррвал - (досл.) потеряный
Отправить картинку - одна из возможностей мыслеречи, передача образов. Используется в крайних случаях, поскольку требует хорошего знания о запрашиваемом (запах, цвета, контур, масштаб) и хорошей сосредоточенности отправителя. Среди магов распространёно мало, в основном связанных так или иначе с творческой работой Для Верраты это один из способов создать макет голема, не прибегая к помощи инструментов
Перрепер - переизбыток энергии
Плечо - языки ирок и ракконов частично дополнили друг друга. Термины по магии и обозначение предметов быта один из ярких примеров. Совместное проживание неизбежно ведёт к обогащению словарного запаса. В исконной речи вторых слова плечо(-и) просто не было. Причина - крылатые не делали различий между крыльевым и плечом передних лап-рук, в их языке даже не было слов, чтобы хоть как-то различать. Одно слово заменяло, в зависимости от ощущения мыслеречи, сразу два термина. В условиях постоянных контактов такое уже недопустимо, хотя бы в силу слабого Дара у ирок, вынужденных уже полагаться исключительно на вербальную речь;
Погодник - иначе "небозор". Маг, отвечающий за коррекцию погоды. Разумеется, из числа ракконов;
Познающий - философ, как наиболее близкий земной аналог рода занятий
Поймать сон - выспаться
Показать зубы - Анатолий пока не знает, что надо смотреть на уголки рта. Агрессия - когда они опущены, улыбка - когда подняты. Ему ещё предстоит познать все тонкости психологии и эмоций ракконов;
Полосатик - прозвище, данное Орресу Верратой. Среди ракконов не принято особо указывать на цвет сородича, но некоторые считают это удобным маркером. Особенно молодые, не набравшиеся мудрости и банального уважения к незнакомым крылатым. Ведь, молчаливый незнакомец может оказаться и Одним из Ста, и, даже непонятно откуда взявшимся, Величайшим;
Полотнице - карта
Помочь общему делу - помочь обществу
Посеребрёное луной - любое поселение, чьи крылатые по большей части имеют равномерный светлый окрас, от светло-серого, до серебристого. Последний встречается крайне редко. Некоторые маги считают бывшим знаком, указывавшим на род раккона
Праздень - праздничный день;
Провид - фактически, сканирование ауры. Типичный метод определения возможностей мага. В той, или иной степени проявляется у каждого второго крылатого и каждого девятого двуного немага;
Простое Владение - начальные навыки любого мага. Без них Владение изначально обречено на провал, как бы ни старался тот;
Птица - устройство, напитанное Энергией для полёта на небольших высотах. Служит универсальным транспортом, когда необходимо обозреть территории, перевезти одного-двух ирок, либо преодолеть непроходимые места;
Рикт - аналог земного крупного рогатого скота. Знаменит шумливостью при беге. На заре сотрудничества двух рас, ракконы очень часто крали, скооперировавшись с соседями по пещерам. Сравнение с риктом в данном случае означает насмешку.
Ррае веррий - "солнцепоклонник", тот, кто встречает каждый рассвет, чтобы ощутить энергию светила
Сбруя - сбруя для перевозки ирок на своей спине. Применяется редко из-за нелюбви некоторых к подобному снаряжению, а также из-за страха бескрылых перед высотой. Им намного привычнее передвигаться по земле. Поэтому применяется в исключительных случаях. Либо, по особой договорённости;
Сварграс - град (небесный лёд)
Сердце - обычная практика ставить в центре города каменную глыбу, стилизованную под древнюю крепость эпохи войн с жизнекосцами. Служит напоминанием истинного значения смешанного заселения - на одной из стен выбиты руны "Мы", "всегда" и "вместе"
Сестра - как раньше было упомянуто, вторая раса-соседи принята крылатыми как "братья" и "сёстры". И, разумеется, не имеет ничего общего с родственными отношениями - ракконы лишь подчёркивают роль ирок в жизни цивилизации. Объяснение этого кроется в далёком прошлом, когда пришлось столкнуться с жизнекосцами, угрожавших всем. Для Анатолия-Даррелла называть существ, напоминающих персонажей из старых книг и фильмов кажется странным. Но, так принято, и лучше сразу начать употреблять местные термины и обращения;
Ситнег - особый ковёр, изготавливаемый ирками почти исключительно для ракконов. Служит заменой мягкой мебели, отлично выдерживая грубое обращение крылатых хищников. Стоит отметить, что дома у старейшины лежат далеко не самые дешёвые изделия.
Собрания - проходят раз в полцикла - раз в полгода. Обычная практика для небольшого города, где нет проблем, присущих миллионному населению Старейшина выносит на рассмотрение лишь самые важные вопросы, касающиеся каждого;
Собрания Светлого - многотомный сборник по культуре, истории и географии миров ирков и ракконов. Вроде расширенной энциклопедии, отпечатанной магическим способом на заменителе бумаги, корсте. Считается хорошим вложением средств, ибо знания вечны;
Спутник - к одиноким гостям могут приставить Спутника - жителя той же расы, но, обычно, противоположного пола. Это делается для помощи свыкнуться с местной жизнью. По обычаю, выбравшего спутника не могут против воли первого увести или отозвать назад. Считается за зло разрушать столь ранимую связь двух существ. Захоти Уирнарр сейчас отправить Даррелла на материнскую планету, и ему бы пришлось либо уговаривать Веррату, либо отдавать обоих под начало Орреса.
Станаца - становление, то есть приобретение полноценного уровня во время обучения у опытного мага;
Столбица - положение на небе, обозначающее полдень. Проще говоря, скоро наступит вечер и Орресу пора наведаться к ученикам.
Страницы Жизни - у живущих сотни лет выработался механизм сепарирования памяти. Долгая, или Книга Жизни - хранит в себе самое дорогое крылатому. И Близкая, или Идущая, куда откладывается происходящее до настоящего момент жизни. Позволяет не потерять что-то значимое, независимо от возраста;
Стррыи - (досл. ветра) - вентиляцию;
Схватыватель - простенькая магическая ловушка, когда ноги с лапами прилипают к поверхности (пол, стена, стол и т.д.), и жертва вынуждена прикладывать усилия для передвижения. На раз развеивается набравшимися опыта магами;
Схррын - (Скрытый) - маги, не раскрывшие свой потенциал. Не такая и большая редкость, учитывая проблемы с раскрытием и время, затрачиваемое на столь индивидуальное обучение;
Тенри - редкий на материнской планете хищник. По размерам может поспорить с самими ракконами, и славится необузданной яростью. Если жертва от него ускользнула, то он идёт по следу, стремясь как можно скорее настичь и добить - в древности ирки, переплыв на другой материк, несли большие потери. Ведь стоило одному попасться, как за уцелевшими устраивалась целая погоня, как правило приводящая хищника к деревне. Ракконы в прошлом решили проблему, устроив многомесячную облаву, с целью очистить территории от столь опасных созданий. Теперь тенри можно встретить разве что на малом материке, и в Диких Лесах
Террн галимварр - маг, умеющий как создавать големов для нужд ирков с ракконами, так и ремонтировать их, и выполнять заказы за вознаграждение. Третий здесь означает ранг. Второй подразумевает работу с важными для мастерских творениями. Первый, принадлежащий уже исключительно крылатым - манипуляции с воплощёнными (то есть живыми);
Тмет - мера длинны, сопоставимая с километром.
Точить когти - то есть ссориться. Типичное выражение у ракконов, берущее начало ещё с эпохи первых контактов с ирками;
Третий океан - на Даррине два океана;
Уйти к звёздам - среди ракконов принято считать единственным путём в другую жизнь. В отличие от людей, крылатые не верят в Ад или Рай. Покинуть этот мир означает всего лишь найти дорогу в следующий мир, откуда уже не возвращаются
Универсальная мыслеречь - следует отличать мыслеречь ирок от мыслеречи ракконов. Первая более специфическая, рассчитанная на своих (применима и к людям), вторая универсальная, рассчитана на любое более или менее разумное существо;
Упряжь - система из ремней, охватывающих тело раккона. Служит для закрепления пассажиров на спине, либо, чаще всего, небольших грузов. Используется либо по нужде, либо по взаимному соглашению, как залог безопасности. Одновременно служит для удобства: ежесекундный контроль за происходящим на спине крайне утомителен.
Уурр - местный хищник, наподобие волка
Ушедшие - маги, чей разум оказался зациклен сам на себя. Одна из разновидностей травм, не поддающихся лечению. Пострадавший превращается для окружающего обычно во вполне умное животное, поддающиеся дрессировке. При правильном обращение, такие доживают до глубокой старости даже могут иметь детей, если подруга согласна пойти на это. Решение крайне редкое, потому что мало кто согласится пойти на спаривание с неразумным существом. Основная причина травмы это перегрузка нервной системы под действием мощного стресса, сопряжённого с применением Высшей магии Веррата никогда не видела лично подобного, последний случай произошёл за несколько столетий до контакта расы с людьми
Уярна - дающая тепло. В данном случае имеется в виду летнее Солнце, если применить земную терминологию. Смена времён года на Даррине аналогична;
Хвост - персонаж многих фразеологизмов. Отсиживать хвост - ходовые книги для магов могут быть напитаны энергией, поэтому для их чтения надо принять положения сидя, положив руки на толстую обложку. Стоит закрыть глаза и в голове возникают схемы, подкреплённые обильным текстом. Экономит время для ракконов, которым не очень удобно, в силу анатомии, возиться с перелистыванием страниц, и, одновременно, делает издания универсальными, исключая проблемы с двойным стандартом на книги. Единственное неудобство, это размер, но литература по магии никогда и не была массовой - заказы на печать первых пособий по Владению пошли уже после окончания войны с жизнекосцами. Следует отметить, что в общем доступе едва ли каждое второе заклинание или схема. Некоторые слишком опасные или сложные, и передаются исключительно в кругу крылатых; Дёргать за хвост - пытается поддеть. Если бы не родственные отношения, Рраррог давно получил когтями по лицу. Этим и пользуется, пусть раккона и не сильно отбивается; Следовать за хвостом - один из очередных фокусов восприятия мыслеречи. Анатолий воспринял сказанное именно так, хотя, если воспользоваться вербальным способом общения, перевод звучал бы как "За мной";
Чибик - (пер.) ребёнок. Обычно употребляется как снисходительное или ласковое слово;
Энарга - сгусток энергии, применяемый в магии. Служит нематериальным воплощением воли Владеющего при волшбе. Без уверенного управления течением энарга дальнейшая практика невозможна;
Энерга - проводник энергии
Яква - плод с садовых деревьев;
Яропис - (досл.) пишущий жаром. Магический аналог карандашей. Из-за цены используется далеко не каждым жителем. Обычно для письма применяют немагический аналог карандаша, оставляющий чёрный след, либо, как рядовые крылатые, собственные когти. Для коротких записок вполне хватает