Все страны стараются "удревнить" свою историю. Наши руководители решили сделать ей обрезание.
Что символизирует.
Я не большой спец по норманистам/анти-норманистам. Но что помню из разных источников:
- корень "рус"(либо часть корня - парус) обильно представлен в нашем языке. Слово стало быть славянское. ЕМНИП - Чивилихин (тот еще источник, угу... но здраво-годно, не?).
- Киеву где-то 1500 лет. Гардар, таки да.
- все Рюриковичи "ославянились" через пару поколений (это видно по славянским именам династии - Святослав, Владимир, Ярополк етс); т.е. славяне ассимилировали варягов.
- Рюрика пригласили в Новгород, т.е. ГОРОД уже был (а значит страна-цивилизация- государство уже существовали) ... пригласить иностранного принца не зазорно... Бернадоты и Бурбоны (испанские) это гарантируют. Но при чем тут основатель???
- у славян были и свои князья. Аскольд и Дир - фз, но Мал Древлянский в летописи попал.
Вот как-то так.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7:
https://ru-polit.livejournal.com/25638085.html
А ведь сегодня мы имеем минимум две даты "старее и ранешнее" 862-го.
860 год - поход русов на Константинополь. Предположительно во главе с Аскольдом и Диром (см. прим.1 ниже), затем "переписанный" на Олега Вещего и его поход 907-го - это с прибиванием щита на врата Царьграда.
и
"Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним 'Русь'.
(Бертинские анналы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бертинские_анналы
ПРИЛОЖЕНИЕ 6:
Горский:
Единой дискуссии 'норманистов' и 'антинорманистов' не было. Говорить можно о двух дискуссиях. Первая шла в XVIII-XIX веках по вопросу: 'Кем были варяги - норманнами или нет?' Вторая проходила в XX столетии по вопросу: 'Создали ли варяги Древнерусское государство?' С точки зрения современных научных знаний ответ на первый вопрос однозначен - варяги были норманнами; ответ на второй вопрос будет отрицательным. Реальная научная полемика может идти только о степени участия выходцев из Скандинавии в процессе образования государства у восточных славян и о характере их роли.
1. Русь скорее всего сложилась из нескольких центров. Даже после завоевания Олегом Киева мы можем назвать два независимых княжества - Древлянская земля и Полоцк, которые будут покорены Рюриковичами позднее.
1-бис. Собственно, все другие (западные и южные) славяне создали несколько своих государств. Русь - уникальный случай, по всей видимости именно "варяжский фактор" сыграл роль объединителя всех восточных славян.
2. Почему Киев - "мать городов русских"? Ответ опять же в географии. Просто сошлось несколько факторов: высокий берег Днепра, близость (относительная) дружественной Болгарии (а также чехий-моравий) и главного центра тогдашней мировой торговли - Константинополя, удачное "запирание" всех притоков Днепра и др. Думаете наши предки до прихода "Вещего Олега" этого не понимали?
2-бис. Особливо доставляет название племенного союза - "северяне". Найдите их на карте и попробуйте догадаться, почему их так прозвали?
3. Письменные источники тоже за "южную" версию. Горский:
"О правителе Руси (ар-рус), называемом хакан-рус, упоминает ряд арабских авторов IX-XII вв., чьи сведения восходят к источнику 2-й половины IX в. Наконец, в письме франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I 871 г. говорится, что во Франкском государстве 'хаганом (chaganus) именуется глава авар, а не хазар или норманнов (Nortmanni)'.
Местоположение 'русского каганата' является предметом спора. Попытки локализовать его на севере Восточной Европы (на верхней Волге или в Поволховье) не представляются убедительными: Русь (Ruzzi) упомянута в синхронном известиям о 'русском кагане' источнике - 'Баварском географе' и здесь названа рядом с хазарами (Caziri), т. е. локализована на юге Восточной Европы."
ПРИЛОЖЕНИЕ 4:
Из коммов:
1000. *Жуков Сергей Александрович (markysha72@mail.ru) 2020/04/16 20:44 [удалить] [ответить]
Татищева с Гостомыслом забыли ))) Ясно, что славянско-варяжское государство в районе Киева и Новгорода было уже лет за 50 до Рюрика точно, а то и за 100 годков ))) Условно с 800 года можно считать - когда славянские племена стали государством. 1.220 годков нам - правопреемникам )))
Чтож, исправляю:
Гостомысл известен также из так называемых татищевских известий - сведений, приводимых историком XVIII века В. Н. Татищевым, возможно, из неких неизвестных источников и отсутствующих в известных летописях.
Наиболее подробно историю Гостомысла излагает так называемая Иоакимовская летопись, спорный источник[9], известный только по выдержкам из него, сделанным Татищевым (таким образом, сведения из Иоакимовской летописи также принадлежат к числу татищевских известий). Гостомысл упоминается как в самой Иоакимовской летописи (выдержках, приведённых Татищевым), так и в тексте Татищева со ссылкой на эту летопись.
Согласно Иоакимовской летописи:
'Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побеждён был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошёл во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжёлую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.'
(вика)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3:
Речь идёт о Бертинских анналах, летописном своде Сен-Бертенского монастыря, в котором имеется самое первое точно датированное упоминание народа русь под 839 годом.
"Также прибыли послы греков, направленные императором Феофилом, а именно: Феодосий, Халкидонский архиепископ, и спатарий Феофан, - доставив вместе с достойными императора подарками и письмо. Император принял их с почетом в пятнадцатый день до Календ июня (18 мая 839 год) в Ингельхайме. Их посольство вело переговоры об утверждении союза и мира вместе с вечной дружбой и уважением между обоими императорами и их подданными...
"Также направил вместе с послами неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут рос (Rhos). Их король, как они утверждали, именем хакан (chacanus), направил их к Феофилу ради дружбы. В упомянутом письме Феофил просил, чтобы при благожелательном отношении императора у них была возможность вернуться домой и поддержка во всей его империи. Ибо путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, они проделали среди варварских, очень диких и в высшей степени свирепых народов, и он не захотел, чтобы они им возвращались, дабы часом не подверглись опасности. Император, внимательно изучив цель их прибытия, выяснил, что они из народа свеонов (eos gentis esse Sueonum).
Полагая, что они скорее разведчики греческого и нашего государств, чем просители дружбы, решил удерживать их в своей власти до тех пор, пока не удастся с достоверностью выяснить, честно ли они прибыли сюда или нет. Об этом он незамедлительно постарался конфиденциально сообщить Феофилу через его упомянутых послов и в письме, а также то, что из любви к нему принял их благожелательно и что если будет найдено, что они честные люди, они будут отпущены и им будет предоставлена возможность, пользуясь поддержкой, безопасно вернуться на родину; в противном же случае они будут с нашими посланниками направлены в его присутствие, чтобы он сам решил, рассудив, что должно быть за такие дела".
Естественно, нет никаких трудностей и в том, чтобы интегрировать варягов в школьный учебник. Есть общее течение русской истории. Его истоки начинаются задолго до прихода Рюрика. В том числе истоки государственности, потому что первые объединения племён с соответствующими признаками державы возникают в доваряжскую эпоху. Характерно, что 'Повесть временных лет' неоднократно отмечает, что 'примучивая' к дани ту или иную группу племён, князья сохраняют прежнюю налоговую систему. Что, как минимум, означает её более раннее происхождение. На определённом этапе - летопись датирует это 862-м годом - к главному руслу присоединяется ещё один приток. Варяжский.
Интересно, что в русском языке очень слабо прослеживается скандинавское влияние, однако все заимствования чётко характеризуют род 'хозяйственного' сотрудничества двух народов. Вот отдельные слова из этого лексикона: 'якорь', 'стяг', 'кнут', 'броня'. Некоторые другие заимствования - например, 'гридь' (товарищ, дружинник) или 'ябедник' (судья, сборщик налогов) - уже отошли, однако все они указывают на то, в каких сферах происходил, так сказать, культурный обмен.
Ещё один важный момент в этой истории. Если учебник для 6 класса (то есть курса, который открывает изучение истории в школе) справится с адекватным изложением славянско-варяжского взаимодействия, дальше будет намного проще с многими другими темами. Ведь симбиоз культур лежит в основе формирования русского народа. Россия слишком велика, а история страны слишком масштабна, чтобы упаковать её в мононациональную концепцию.
Именно с 6 класса, с 'варяжской темы' нам предстоит начать очень важный и сложный разговор - пока что простыми словами - о том, кто такие русские, как они сформировались, развивались. Наш народ намного шире традиционных этнических рамок. Русский - это не кровь, а идентификация, цивилизационная (имперская) принадлежность.
На примере варягов мы видим, как уже в третьем поколении они растворяются в славянском море (Святослав, сын Игоря и внук Рюрика, носит уже не скандинавское имя). А все вместе они - славяне и варяги - превращаются в русских. Как пишет летопись про дружину князя Олега: 'И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью'. И это только начало нашей единой истории.
(цы)
Отсебятина.
Люди делятся на несколько категорий.
Не будем про 95%, которым в принципе неинтересен спор "Рюрик - варяг или славянин". Поговорим о пяти оставшихся.
Одному проценту (цифра условная) из них важно доказать, что славяне/русичи - недочеловеки, и государство им создал-сделали норманны, или (словами Гитлера) "германский элемент".
3% стоят насмерть: "Рюрик - славянский князь" с легендарного острова Буян (Рюген).
Есть очень простой критерий.
Люди, которые понимают какой сложный процесс генезиса этноса Формирования народа (ака нации), цивилизации, государство в принципе пох... эээ... сиренево все равно кем был Рюрик - викингом или наших кровей. Ибо это процесс многовековой, сложнейший, и несколько больше времени занимает, чем просто правление 1-2-х князей.
Феерическое расставление точек над ё от Горского:
http://www.litmir.co/br/?b=187208&p=8
"Если по примеру главы 1 попытаться подвести краткий итог сказанному, он будет выглядеть следующим образом.
Единой дискуссии 'норманистов' и 'антинорманистов' не было. Говорить можно о двух дискуссиях. Первая шла в XVIII-XIX веках по вопросу: 'Кем были варяги - норманнами или нет?' Вторая проходила в XX столетии по вопросу: 'Создали ли варяги Древнерусское государство?' С точки зрения современных научных знаний ответ на первый вопрос однозначен - варяги были норманнами; ответ на второй вопрос будет отрицательным.
Реальная научная полемика может идти только о степени участия выходцев из Скандинавии в процессе образования государства у восточных славян и о характере их роли"(с).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
https://cont.ws/@paulus/475853
"Уже давно общепризнано, что дендрохронология ныне, по сути, стала основным и наиболее точным методом датировки массового материала там, где сохранилась деревянная архитектура. И хронологическую шкалу Новгорода - с его феноменально богатой коллекцией дерева мостовых, напоминающих фантастический тридцатислойный пирог, или же иных сооружений этого города - закономерно считают наиболее отработанной и надежной, пожалуй, даже во всем мире древностей. Ведь к настоящему времени в Новгороде путем замеров миллионов колец обработано более 12 тыс. стволов дерева, и строго последовательное стратиграфическое расположение многолетних бревен в слоях города придает особую надежность хронологическим построениям. Получено до 7 тыс. абсолютных датировок - и это с точностью до года! Определено время сооружения более 600 самых различных раскопанных построек.
Шкала абсолютных датировок на базе всей изученной новгородской древесины четко очерчивает нам диапазон от дня нынешнего до 800 г., то есть 1200 лет"
.
До 800 года... 800-го, КАРЛ!
ДОПОЛНЕНИЕ:
Ладога была основана на сравнительно низком месте правого берега Волхова и была лишена в ранний период своей истории каких-либо укреплений. В этом плане ее можно сравнивать с синхронными скандинавскими и западнославянскими центрами балтийского региона, постоянная жизнь на многих из которых не замирала, но для нее были характерны сезонные пики активности и относительного затишья. Топографическая структура 'Рюрикова' городища сугубо восточноевропейская и отличная от скандинавской модели. Поселение имело двухчастную структуру и состояло из укрепленной площадки на вершине холма и примыкавшей к ней неукрепленной части, которая располагалась как по гребню возвышенности, так и на самом низменном мысу. Скандинавские и общебалтийские элементы в материальной культуре Ладоги присутствуют с ее древнейших слоев, то есть с середины VIII в. Они представлены многочисленными предметами быта (гребни фризского типа, кожаная обувь северного облика, ножи скандинавского типа, деревянные игрушечные мечи и др.), свидетельствами ремесла (глиняные грузила от вертикальных ткацких станков, ремесленные мастерские с наборами различных инструментов и т.д.). При этом обращает на себя внимание единичность находок бронзовых украшений и предметов вооружения. Все эти северные элементы присутствуют, наряду с изделиями поступившими с востока, с вещами славяно-балтского и финского облика. Ладога VIII-X вв. дает пример комплексного торгово-ремесленного поселения, при важнейшей водной артерии, выполнявшего роль промежуточного/посреднического центра между регионом Балтики и внутренними районами Восточной Европы, где кончались традиции морского судоходства и начинался многотрудный путь по рекам через пороги и волоки.