Махлаев Александр Викторович : другие произведения.

День народного единства! Почему этот праздник должен быть главным праздником России!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье подробно освещается содержательная составляющая праздника "Дня народного единства". В ней дается ответ почему этот праздник должен быть главным государственным праздником России.

  День народного Единства - это уникальный праздник. Уникальность его в том, что мы переживаем его как нечто совершенно новое, непонятное, идеологическое аморфное и в то же время это праздник с глубокой 300 летней историей. Нужно отдать должное коммунистической пропаганде, которая сумела столь глубоко вытравить из сознания народа память об этой дате, вытравить настолько, что о ней никаких идеологических воспоминаний не осталось и мы воспринимаем дату 4 ноября либо как просто важную историческую дату, либо как религиозный праздник иконы Казанской божьей матери.
  
   Поэтому для того, что бы говорить о роли и тех идеологических возможностях которые открываются в праздновании этой даты в плане воспитания политического сознания народа, необходимо несколько слов сказать о том, что же такое праздники как явление в целом и политические праздники в частности.
  
   Прежде всего необходимо сказать о том, что любой праздник выполняет две основные исключительно важные идеологические задачи:
   1. первое - это задача воспитания народа, в плане формирования у него определенного образа мышления, определенной картины мира,
   2. второе - трансляция этого образа мира, этого мировоззрения от одного поколения к другому.
  
   Таким образом праздник как таковой, будь то праздник гражданский или религиозный, это прежде всего мистерия, глубоко эмоциональное переживание, которое наполнено определенной идеологией. Все это в своей совокупности формирует мифологему праздника. Я использую этот термин, так как он на мой взгляд более точно отражает содержательную составляющую любого праздника, праздника как ритуала, который необходим обществу для своей идентификации и для решения имеющихся перед обществом идеологических задач. Наиболее наглядно это проявляется в религиозных праздниках, так например Пасха или Рождество ярчайшие примеры таких идеологических мистерий, которые позволяют транслировать идеологию христианства от одного поколения к другому. При этом нужно отметить, что это чистая идеология,чистая мифологема, так как историчность существования Иисуса Христа документально до сих пор не доказана.
   Другим примером, примером исторического мифологизма является история с Рюриком, которая имела и продолжает иметь очень важное значение для функционирования нашего политического мышления и непосредственно связанна с идеологическими мифологемами российской государственности. Ведь достаточно просто здравого смысла, что бы понять абсурдность того, что несколько сотен отпетых головорезов, которые умели только грабить и совершать набеги, а не как не управлять огромными территориями, вдруг как по мановению волшебства придя на Русь создали Русское государство. Чудо. Причем то, что вся эта история политическая фальсификация и в настоящее время это научно доказанный и общепринятый факт, ни как не влияет на существование этого мифа в национальном политическом сознании. Мы верим в это чудо, мы не протестуем против него, верим уже на протяжении сотен лет. Хотя очевидно, что до прихода варягов русское государство уже было создано, и довольно успешно функционировало. Но в нашей политической истории этот миф разросся до неимоверных размеров и не смотря на всю свою абсурдность продолжает прекрасно функционировать. Это происходит по одной простой причине. Рюрик выступает в качестве представителя Запада, в качестве представителя европейской династической традиции,что позволяет нам чувствовать себя европейцами пусть и со своей особенной политической и религиозной традицией. Мы же ведь до сих пор обижаемся когда нас не хотят воспринимать в Европе как европейцев. У нас такая потребность прослеживается на протяжении всей истории и Рюрик исключительно удобен как исторический, а если говорить точнее, легендарный, мифологический персонаж обозначающий эту политическую связь. (Приятно ведь считать, что наша государственность, как и государственность Англии восходит к викингам).
  
   И так, возвращаясь к 4 ноября, "Дню народного единства" мы имеем политическую дату, которая основывается на реальных, очень ярких исторических событиях. Дату которая пока не осмыслена нами в полной мере, которая не обрела своего политического и эмоционального содержания, которая не наполнилась определенной политической мифологией и которая позволила бы обществу использовать данную дату для решения задачи воспитания политических чувств народа и для трансляции этих чувств от поколения к поколению. Перед нами имеется уникальная возможность сделать осознанный выбор в пользу одного из двух политических аспектов этого исторического события.
  
   1 . Первый аспект - это восстановление монархии и по сути это монархический имперский политический выбор со всеми вытекающими из этого последствиями.
   2 . Второй аспект - это акт высокого гражданского самосознания народа, явленного в этих исторических событиях, народа, который сумел самоорганизоваться и не только выгнать захватчиков с территории Родины, но и сумел в процессе свободного волеизъявления и в рамках демократической процедуры восстановить независимую русскую государственность.
  
   И этот выбор демократический выбор мы можем сделать осмысленно на основе нашей истории, выбор в котором мы можем утверждать о наличии в русском национальном сознании механизмов к самоорганизации и способности к формированию гражданской политической жизни. (Земский собор и Генеральные штаты во Франции функционировали примерно одинаково и примерно в одно и то же время, но если взять наши учебники по истории, то Генеральные штаты Франции оцениваются в них как проекция будущих демократических основ Западной демократии, тогда как русские Земские соборы вообще никак не оцениваются с политической точки зрения, как будто ее и не существует, ярчайший пример идеологической ограниченности в трактовании истории и это наша реальность).
  
   Таким образом в настоящее время имеется уникальная ситуация которая заключается в том, что в рамках празднования "Дня народного единства", а на мой взгляд правильнее этот праздник нужно называть "Днем Утверждения Государства Российского" мы можем сделать выбор в вере в то, что русская нация способна к активной политической жизни построенной на принципах народоправия и гражданского согласия.
  
   Теперь несколько слов о значении и той роли которую может иметь этот праздник в политическом календаре современной России и почему я вижу эту дату не просто днем национального единства, а прежде всего "Днем Утверждения Российской Государственности".
  
   Главным политическом праздником любого государства является день, который определяется как день утверждения этого государства, день его становления. По большому счету это во многом сакральная дата и от выбора этой даты в политическом календаре и выбора тех исторических событий, которые обусловили эту дату, зависит очень многое в плане функционирования политического механизма нации, его идеологической составляющей и даже в экономической компоненте. В нашем историческом календаре имеется несколько дат и событий, которые могут претендовать на роль главного государственного праздника. Перечислим их это:
   -Крещение Руси
   -Куликовская битва
   -Победа над Наполеоном
   -7 ноября и дата великой октябрьсокй революции
   -Победа над фашизмом, 9 мая 1945 года.
   -12 июня день России. ( день который в настоящее время является бюрократически утвержденным днем нашей государственности).
   Каждая из этих дат или событий выраженных в этих датах имеют возможность стать идеологической основой для главного институционального праздника нашего государства, но отвечают ли они в полной мере задачам формирования мифа русской государственности, и формированию той идеологической парадигмы, демократической парадигмы, которую мы определили как доминирующую?
   Если мы посмотрим на эти даты в контексте утверждения государства как политического института, то мы увидим что,ни дата Крещение Руси, ни Куликовская битва, ни победа над Наполеоном, ни победа над фашизмом и даже ни 12 июня не являются датами, когда общество осознано определяло текущие исторические события как акт утверждения нового государства. Да защита Отечества исключительно важная и великая задача, но это именно защита существующего государства в том числе и защита существующего политического строя, защита его тем или иным образом, в ходе войны с фашизмом и с Наполеоном с оружием в руках, но не утверждение нового государства как такового.
  
  
   Таким образом у нас остаются только три даты, которые мы можем рассматривать с позиций утверждения русской государственности как исторического акта волеизъявления народа.
   Это:
   1. 7 ноября, день "Великой Октябрьской революции",
   2. 4 ноября "День национального единства"
   3. 12 июня "День России".
  
   Если говорить о 7 ноября, то пожалуй как никакая политическая дата она имеет мифологический характер. Но нужно отдать должное коммунистической партии и ее идеологам, которые сумели превратить эту дату в столь яркий и эмоционально насыщенный праздник и сумели оформить его именно как дату в определенном плане равную дате рождества христова, как дату политического осевого времени, дату разрыва между старым миром и старым государством и новым миром, новым государством, царством любви и труда. Именно эта мифологема утверждения нового в острой оппозиции старого, которая кажется как бы очевидной, так как она проистекает из самой коммунистической идеологии, стала содержательной мифологемой этого праздника и стала использоваться для целей идеологической пропаганды. Естественно, как только общество стало осознавать себя не как нацию с разделенной историей до и после революции, мифологема праздника стала разрушаться и в конечном итоге практически в настоящее время перестала существовать. Я хотел бы сразу же сказать, что конечно все далеко не так просто. Пасху например праздновали и при коммунистах, не смотря на гонения и контрпропаганду. Это говорит о том, что если у общества есть потребность в той идеологической парадигме, которую утверждает и транслирует праздник, то ни какая пропаганда не способна его вытравить из духовной жизни общества. Но в настоящее время потребность в идеологической парадигме коммунистической идеологии сходит на нет и соответственно эта дата так же теряет свое значение. По мере того, как носители коммунистической идеологии основанной на классовой ненависти будут уходить из нашего общества, значимость этой даты будет так же уменьшаться. Современной общество нуждается не в ненависти, а в социальном сотрудничестве, оно стремиться к этому и именно эти парадигмы социал-демократической идеологии становясь доминантными и будут в последующем определять содержание политического календаря.
  
   Содержательная мифологема 12 июня, так же весьма уязвима и не может в полной мере соответствовать тем идеологическим задачам, которые стоят перед современным российским обществом. Россия в этом плане уникальная страна. Каков исторический контекст этого праздника. А он весьма драматичен и далеко не тождественен. Все население проголосовало за сохранение советского Союза, за сохранения России в том виде в котором она существовала, но группа политиков наплевав на выбор народа поступила по своему, нанеся сокрушительный удар по русской государственности тем самым создав глубокую идеологическую травму, которую и пытается компенсировать этот праздник и которую компенсировать вряд ли получиться, и не удивительно, что празднование этой даты всегда имеет искусственный характер и ощущение какой-то неестественности. Эта дата воспринималась и будет восприниматься как дата олицетворяющая беловежские соглашения, политический сговор чиновников, а не выбор народа. В конце-концов если говорить на циничном политическом языке Англия не празднует день освобождения от своих колоний и распад своей империи, а у нас это главный государственный праздник. Я в данном случае не собираюсь вступать в дискуссию о том можно было сохранить союз или же нет, я считаю, что нет и в ходе политической нестабильности 80-х отказ от части территории, был вынужденным шагом, как по экономическим, так и по политическим причинам. Но мы говорим о праздновании, о празднике, о том, что утверждает государственность, а не акцентирует внимание на эпизодах его временной функциональной несостоятельности. И кроме того, опять же Русское государство не прекращало своего функционирования, и современники событий, мы с вами, не оценивали текущую политическую ситуацию именно как полный крах предыдущего государственного устройства и восстановление, или воссоздание русской государственности.
  
  
   Таким образом в нашем политическом календаре, до появления "Дня национального единства" по сути не было даты, которая бы в полной мере удовлетворяла задаче утверждения русской государственности, олицетворяла бы собой единую волю народа и формировала бы образ единой нации в пространстве и времени. Не удивительно, что празднование Дня 9 мая стало в настоящее время нашим главным государственным праздником. Но увы постепенно,с ходом времени, тот героический пафос, который заключен в этом празднике будет уменьшаться, тем более что в политическом плане он вступает в очевидное противоречие с существующими в настоящее время идеологическими парадигмами. Как бы мы ни говорил о подвиге советского народа, демоническая фигура Сталина всегда будет стоять за этими великими событиями, придавая им неоднозначный идеологический оттенок.
  
   Соответственно дата 4 ноября, "День народного единства" имеет все условия для того, что бы стать одним из важнейших праздников нашего Отечества, а по сути главным политическим праздником. Именно эта дата отражает собой целый ряд идеологических парадигм, которые так необходимы русской государственности сейчас и которые будут так необходимы ей в будущем.
   Это такие парадигмы как:
   1. Единение народа перед лицом внешней угрозы, что несет с собой исключительно положительный героический пафос, позволяя формировать основу для легендарной мифологии этого праздника
   2. Очевидная способность самоорганизации народа России ради ее государственности, ее существования как самостоятельного независимого государства и защита этого статуса вооруженным путем.
   3. Способность в рамках открытого политического диалога сформулировать политические процедуры утверждения российской государственности.
   4. Реализация этих процедур в рамках открытого политического диалога и всенародного выбора.
   Именно в этих четырех аспектах видится основа структуры мифологемы этой даты, этого праздника. Именно в контексте такого содержания данная дата имеет все условия и возможности для того, что бы стать главным государственным праздником страны, праздником, который воссоединяет историческую ткань русской истории и определяет ее свободное, демократическое будущее.
  
   Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что тот демократический выбор, которая сделала Россия и по пути реализации которого она продвигается, не возможен без политического праздника, который бы утверждал его, утверждал его и с позиций государственной самобытности и с позиций политических реалий.
  
   И завершить свою статью мне бы хотелось небольшой фразой из гимна этого праздника, из прекрасного гимна, "Славься", который завершает великую оперу Михаила Иванович Глинки "Иван Сусанин". "Славься великий русский народ, Славься!" и ведь что поразительно мы ведь до сих пор не воспринимает весь глубокий политический пафос этой оперы, даже не смотря на то, что "Славься" могло стать официальным гимном России.
   Так что, "Славься великий русский народ, славься русское государство, славься государство утвержденное этим народом в рамках национального единства, согласия и народоправия!".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"