Гирин Александр Валерьевич : другие произведения.

Особенности воздушной наступательной операции Нато против Союзной Республики Югославии в 1999 г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В ходе агрессии против СРЮ НАТО практически отработало свою новую военную стратегию. Агрессия НАТО против Югославии явилась первым масштабным опытом задействования альянсом своих вооруженных сил в крупном военном конфликте в Европе после образования Североатлантического союза.

  ОСОБЕННОСТИ ВОЗДУШНОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ НАТО ПРОТИВ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ В 1999 г.
  
  ВВЕДЕНИЕ
  
  Развязанная 24 марта 1999г. агрессия НАТО против Союзной Республики Югославии вызвала серьезный кризис в Европе и в мире. В ходе этой агрессии НАТО практически отработало свою новую военную стратегию. Агрессия НАТО против Югославии явилась первым масштабным опытом задействования альянсом своих вооруженных сил в крупном военном конфликте в Европе после образования Североатлантического союза.
  В ходе военной акции блока проявились важные моменты, связанные с организацией и ведением военных действий в современных условиях. К ним в первую очередь относятся: применение сил и средств воздушного нападения, современных образцов военной техники, средств разрушения и поражения.
  В данной работе дается анализ отдельных элементов воздушной наступательной операции блока, сильные и слабые стороны ОВВС НАТО, выявленные в результате этого анализа.
  
  
  Анализ создания группировки ОВВС НАТО на этапе подготовки агрессии в СРЮ
  
  Руководство НАТО с начала обострения кризиса в Косово в качестве основного рассматривало силовой вариант его урегулирования. Уже на начальной стадии развития конфликта 11 июня 1998 года руководство блока приняло решение к планированию мер военного характера в случае дальнейшего обострения обстановки в Косово. В частности, 15 июня 1998 года в целях демонстрации решимости альянса разрешить югославский конфликт с применением вооруженных сил, было проведено учение объединенных ВВС блока под условным наименованием " Решительный сокол ". К учению были привлечены самолеты из состава авиационного компонента сил по стабилизации обстановки (ССО) в Боснии и Герцеговине, усиленные за счет переброски на итальянские авиабазы 19 дополнительных боевых самолетов ВВС Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Дании и Норвегии. Общая численность авиационной группировки на тот момент составляла 106 единиц. В ходе учения были отработаны планы применения авиации многонациональных сил, переброска авиации в районы кризиса в сжатые сроки, задачи управления тактической авиацией национальных сил и их взаимодействие, ведение разведки местности и вскрытия системы ПВО ВС СРЮ, выполнение задач в условиях горной местности. В то же время военным структурам альянса были даны указания на ускоренную разработку плана миротворческой операции в Косово с участием ОВС блока. Характерно, что уже на этом этапе руководством альянса рассматривалась возможность проведения операции без мандата ООН [1].
  Для усиления группировки сил НАТО на Балканах в этот период в акваторию Адриатического моря была направлена авианосная многоцелевая группа (АМГ) США во главе с многоцелевым атомным авианосцем (АВМА) "Эйзенхауэр" (70 боевых самолетов). Предполагалось, что АМГ будет находиться в районе кризиса около четырех месяцев [6].
  24 июня 1998года командование блока предоставило на рассмотрение постоянного совета НАТО предварительный план применения военной силы для урегулирования кризиса [5].
  По итогам обсуждения директив Военного комитета по планированию воздушной операции, а так же подготовленного разведывательными службами НАТО доклада по оценке обстановки в Косово и вокруг него генеральный секретарь НАТО Х. Солана дал ряд указаний, направленных на продолжение детальной разработки плана воздушной операции НАТО против СРЮ. Этот план за номером 10601, получивший наименование "Решительная сила" в ходе состоявшегося 12 августа 1998года заседания Совета НАТО на уровне постоянных представителей стран-членов блока получил принципиальное одобрение. Воздушную операцию предполагалось провести в пять этапов. На нулевом этапе предусматривалось создание группировки сил и средств в районе проведения операции, проведение серии летных учений с целью боевого слаживания авиационных подразделений, активное ведение воздушной разведки вне воздушного пространства СРЮ, объявление на территории Косово запрета на полеты авиации [1].
  Решение приступить к активной фазе подготовительных мероприятий по использованию сил и средств НАТО в рамках операции "Эллайд форс" было принято 24 сентября 1998года в ходе совещания министров обороны стран блока в Португалии. Были разработаны планы проведения непосредственной боевой подготовки подразделений и частей ВВС и ПВО НАТО, проведена проверка и практическая отработка плана перевода войск и органов управления стран блока НАТО с мирного на военное положение, усиления оперативного развертывания и боевого применения коалиционных сил при возникновении кризисной ситуации. Спланированные учения, наиболее значительным из которых явилось комплексное учение ОВС НАТО на ЮЕ ТВД "Дайнемик микс-98" (5-21.10.98), проводилась в условиях и районах, приближенных к реальной структуре Балканского региона [5].
  Состав сил и средств, выделяемых странами - участницами для задействования в операции по нанесению воздушных ударов по объектам на территории Югославии, был уточнен 29-30 сентября на совещании в штабе ВГК ОВС НАТО в Европе и заседании постоянного совета НАТО. В частности было решено осуществить переброску с американского континента на авиабазы Италии 54 самолетов тактической авиации (48 F-16C/D ВВС США и 6 СF-18А ВВС Канады) и увеличить численность боевых самолетов ВВС других стран НАТО, в частности: Турция, Бельгия, Норвегии, Дании (на 6 самолетов F-16), Португалии (на три F-16), Франция (на 4 "Мираж" 2000). Кроме того, в состав группировки авиации ОВВС НАТО были включены палубные истребители - бомбардировщики: 6-АV -8В с ударного крейсера (УДК) "Сайпан" (ВМС США) и 16 АV-8В с легкого авианосца (АВЛ) "Джузеппе Гарибальди" (ВМС Италии). В результате проведенных мероприятий к середине октября численность авиационной группировки альянса, планируемая к задействованию, достигла 247 самолетов, которые были приведены в высшие степени боевой готовности [3].
  К 7 октября 1998года разработка деталей плана проведения воздушной операции с нанесением ракетно-бомбовых ударов по войскам и объектам югославской армии и полиции в Косово и Югославии, была завершена. 13 октября 1998года постоянным советом НАТО было принято решение об использовании ОВС блока для нанесения воздушных ударов по югославским объектам. При этом предусматривалось 96-часовая отсрочка для исполнения (до 7.00 17.10.98), введенная для выполнения югославской стороной требований Совета Безопасности ООН. Эти меры вынудили подписать ряд договоренностей с НАТО. В частности 15 октября 1998года было подписано соглашение о контроле обстановки в крае с использованием разведывательных и специально оборудованных самолетов. Для его практической реализации 22 октября 1998года постоянный совет НАТО утвердил план "Операция по наблюдению за выполнением соглашения в Косово "Орлиный глаз" согласно которому, была создана группировка сил воздушной разведки, по составу не отличающаяся от группировки, использовавшейся ранее в Боснии и Герцеговине. Всего для проведения операции непосредственно над территорией края привлекались пять самолетов U-2S, три разведывательных БЛА "Предатор" (США) и 16 БЛА типа СL-289 (ФРГ). Кроме того, без согласования с югославской стороной, в интересах операции использовались четыре самолета радио и радиотехнической разведки RС- 135, 12 самолетов Е-3 системы "Авакс", 11 типа Р-3 "Орион", четыре типа "Атлантик", а также два самолета Е-8 "Джистарс". Самолеты осуществляли контроль за воздушной и наземной обстановкой в Косово и прилегающих территориях, барражируя за пределами этого района.
  По замыслу операция должна была носить исключительно миротворческий характер. Однако командование НАТО под прикрытием ООН превратило ее в масштабную разведывательную операцию, направленную на сбор сведений военного характера о дислокации ВС Югославии, состоянии ПВО страны, местах расположения военных и промышленных объектов и на формирование общественного мнения для обоснования последующего применения силы против суверенного государствах [1].
  Благоприятная военно-политическая обстановка, сложившаяся в районе кризиса, позволила командованию НАТО в ноябре-декабре 1998года несколько сократить численность авиационной группировки. В частности после 4-х месячного пребывания в акватории Адриатического моря АВМА "Эйзенхауэр" (70 боевых самолетов) и УДК "Сайпан" ВМС США (6 боевых самолетов) покинули район боевого предназначения с целью их последующей замены АВМА "Энтерпрайз". Кроме того, в этот период из района кризиса была выведена часть американских тактических истребителей для проведения с экипажами этих самолетов мероприятий, направленных на повышение огневой и тактической подготовки [6].
  В качестве одной из главных причин промедления с началом воздушной операции альянса некоторые эксперты называли наличие в этот период в Балканском регионе сложных метеорологических условий, а так же устойчивые порывы ветров северо-западного направления. Предвидя масштабы и результаты ударов по объектам на югославской территории, руководство блока опасалось распространения на территорию Италии, Австрии, Швейцарии и Франции зоны неблагоприятной экологической обстановки [5].
  В связи с обострением ситуации в Косово в январе 1998года и в целях наращивания давления на СРЮ командование альянса вновь осуществило усиление своей авиационной группировки в основном за счет переброски в район конфликта АВМА "Энтерпрайз" ВМС США (62 боевых самолета) и многоцелевого авианосца (АВМ) "Фош" ВМС Франции (18 боевых самолетов) [6].
  Значительная активизация военных действий противоборствующих сторон дала повод НАТО 3 февраля 1999года принять решение о наращивании сил обеспечения безопасности миссии ОБСЕ в Косово "до уровня обеспечивающего полную эвакуацию международных наблюдателей". С этой целью командованием блока в период с 3 по 24 февраля 1999 г. численность боевой авиации ОВВС НАТО в регионе была увеличена с 278 до 328 единиц, главным образом за счет 12 самолетов F-117А, 15-F-16 C/D ВВС США, шести АV-8В с УДК "Нассау" и 10-ЕА-6В ВМС США, а так же частично за счет авиации других стран блока. Помимо этого была начата переброска 8 стратегических бомбардировщиков В-52 Н из состава 2 тбакр ВВС США на авиабазу Фэрфорд (Великобритания) и создана группировка стратегической заправочной авиации ВВС США (30 КС-135, 4 КС-10) на авиабазе Морон [3].
  Предпринятые шаги вынудили сербскую сторону пойти в конце февраля на проведение переговоров в Рамбуйе с представителями Косовских албанцев. Переговоры прошли безрезультатно и 15 марта 1999г. в Париже стороны возобновили проведение встречи по косовской проблеме [5].
  В этот период командование ВС США перебросило из акватории Адриатического моря в район Персидского залива АВМА "Энтерпрайз", сократив численность авиационной группировки на 70 боевых самолетов: общая же численность боевой авиации всех сторон альянса в зоне конфликта составила 300 самолетов, из них ВВС США -128 самолетов, Великобритании - 18, Франции - 41, ФРГ - 31, Канады - 6, Бельгии - 11, Дании - 6, Норвегии - 6, Нидерландов - 15, Италии - 18, Испании - 4, Португалии - 5 и Турции - 11 [5].
  Кроме того, на авиабазу Фэрфорд (Великобритания) была завершена переброска 8 стратегических бомбардировщиков В-52Н ВВС США, имеющих на борту 64 крылатые ракеты воздушного базирования, т.е. по 8 АGМ -86 на каждом В-52Н [5].
  С началом военных действий на территорию СРЮ с целью интенсификации бомбардировок югославских объектов военно-политическое руководство США и НАТО приступило к разработке и реализации планов по дальнейшему усилению группировки ОВВС альянса, развернутых в районе конфликта.
  В частности в период с 26 марта по 1 апреля руководство МО США направило в Европейский регион АВМА "Т. Рузвельт", а также к восьми имеющимся дополнительно еще семь стратегических бомбардировщиков (два В-52Н и пять В-1В). Кроме того, к авиационным ударам были привлечены стратегические бомбардировщики БАК ВВС США В-2А, действующие с аэродрома постоянного базирования Уайтмен (США шт. Миссури) методом беспосадочного трансатлантического полета в район боевого предназначения (с четырьмя дозаправками в воздухе) [3].
  В связи с недостаточной эффективностью авиационных ударов по объектам на территории Югославии и с необходимостью дальнейшего усиления группировки ОВВС ВГК ОВС НАТО У.Кларк запросил дополнительно около 300 самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авиации. При этом для повышения интенсивности ракетно-бомбовых ударов и увеличение времени нахождения боевой авиации НАТО в воздушном пространстве Югославии 100 из 300 запрошенных самолетов были заправщики [3].
  В связи с полной загруженностью авиабаз в Италии было принято решение об использовании аэродромов других стран-участниц альянса.
  Так, в начале апреля на германских военно-воздушных базах было размещено 13 тактических истребителей F-117А, четыре самолета целеуказания ОА-10 ВВС США (Шпангдалем). Кроме того, было принято решение о передаче в оперативное подчинение командованию ОВС НАТО 12 из 52 тактических истребителей "Торнадо" GR.1 ВВС Великобритании, размещенных на авиабазе Брюгген (Германия) [5].
  Начиная с 5 мая 1999г. в аэропорт Будапешта Ферихедь-1 было переброшено10 самолетов заправщиков КС -135 ВВС США, а общее количество выделенных дополнительно самолетов танкеров достигло 41 единицы. Всего в регионе было задействовано 137 самолетов заправщиков, что составило 12% общего количества боевой и вспомогательной авиации [3].
  Во второй половине мая 1999г. на авиабазе Тасар (Венгрия) были размещены 24 тактических истребителя F/А-18C/D ВМС США и три штурмовика А-10. К началу июня, в целях сокращения подлетного времени к объектам ударов на территорию СРЮ, были переброшены с авиабазы Брюгген (Германия) на авиабазу Соленцара (о. Корсика, Франция) 12 тактических истребителей "Торнадо" GR.1 ВВС Великобритании. Кроме того, на авиабазу Мон-де-Марсан (Франция) было передислоцировано 12 самолетов заправщиков КС-135 ВВС США [3].
  Для размещения 63 дополнительных американских боевых самолетов свои аэродромы Балыкесир и Бандырма предоставила Турция. На них в начале июня были переброшены передовые группы, состоящие из боевых подразделений охраны аэродромов и авиационного технического состава. Однако в связи с прекращением 10 июня авиационных ударов по территории Югославии командованием ВВС США была приостановлена передислокация на эти аэродромы боевых самолетов [5].
  Всего к моменту прекращения воздушных ударов по югославской территории в составе авиационной группировки насчитывалось 1089 единиц авиационной техники, из них 638 боевых самолетов ВВС и ВМС стран альянса. За этот период наибольшее увеличение количества привлекаемой к операции боевой авиации приходиться на США (219ед.), Великобританию (59 ед.) и Италию (36 ед.). Всего за этот период авиационная группировка ВВС и ВМС стран НАТО в зоне кризиса увеличилась на 214%[5].
  Следует отметить, что помимо авиации основным средством поражения объектов на территорию СРЮ являлись крылатые ракеты, которые базировались на кораблях группировки ВМС альянса. В рамках реализации плана по силовому урегулированию конфликта в Косово командование НАТО к 24 марта 1999 г. развернула в акватории Адриатического и Ионического морей корабельную группировку, включающую в себя семь оперативных групп и отрядов, которые в общей численности включали 35 боевых кораблей, 34 самолета палубной авиации и 328 крылатых ракет морского базирования (КРМБ) "Томахок". Носителями крылатых ракет являлись шесть кораблей ВМС США и одна атомная подводная лодка Великобритании. С 5 апреля группировка кораблей была усилена АМГ США во главе с указанным ранее атомным многоцелевым авианосцем "Теодор Рузвельт" (7единиц, из них 5 ед. носители КРМБ) в результате чего количество ракет возросло до 425 единиц. Кроме того,14 апреля 1999года в северную часть Ионического моря вышла авианосная поисково-ударная группа ВМС Великобритании во главе легким авианосцем "Инвинсибл" (3 ед.). В целом состав группировки ВМС увеличился до 57 боевых кораблей (в том числе 4 авианосца) и 109 самолетов палубной авиации [6].
  Таким образом, на основе вышеизложенной информации можно делать следующие выводы:
  1. Военное руководство НАТО имеет практический опыт по разработке планов и созданию группировки ВВС в короткие промежутки времени и организации всестороннего обеспечения этой группировки на длительный период.
  2. Государства участницы альянса имеют необходимый ресурс и резерв авиации, выделяемый в состав объединенной группировки ВВС без значительного снижения своей обороноспособности.
  3. ВВС стран - участниц блока имеют практический опыт действий в составе объеденной группировки ВВС и в различных условиях местности, как на этапах ее формирования, так и при непосредственном выполнении боевых задач.
  4. Система базирования тактической авиации в Европе позволяет значительно наращивать ее группировки. Авиационная группировка тактической авиации может быть существенно усилена действиями авиации ОВМС НАТО (одновременно до четырех авианосных ударных групп).
  5. При оценке боевого потенциала воздушного противника необходимо учитывать возможности по применению самолетов стратегической авиации с удаленных баз с заправкой в воздухе и наличие носителей крылатых ракет как морского, так и воздушного базирования на удалении 600-800км от зоны конфликта.
  
  
  Анализ действий ОВВС НАТО на различных этапах проведения воздушной операции
  
  В соответствии с принятым решением руководство НАТО 24 марта 1999года приступило к проведению против СРЮ воздушной операции "Решительная сила". Согласно замыслу операцию предполагалось провести в три этапа.
  В рамках первого этапа - подавить систему ПВО Югославии и вывести из строя основные военные объекты на территории Косово.
  В ходе второго этапа - нанести массированные авиационные удары по основным государственным и военно-промышленным объектам СРЮ с целью снижения военно-экономического потенциала страны и подавления воли сербов к сопротивлению.
  На третьем этапе - продолжить поражение объектов на территории СРЮ. Основные усилия при этом сосредоточить на уничтожение войск, боевой техники и других военных объектов вплоть до тактического уровня [5].
  Воздушная операция представляет собой согласованные по месту, времени, целям и задачам массированные действия авиационных объединений, соединений и частей ОВВС НАТО, в которых разнородные силы авиации и ПВО действуют самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС по единому плану и замыслу и под единым руководством для решения конкретных задач.
  В рамках операции "Решительная сила" и в соответствии с взглядами командования НАТО на проведение воздушных операций, как высшей формы оперативного применения крупных авиационных объединений по выполнению наиболее важных оперативно-стратегических задач на ТВД или части ТВД в ограниченное время созданной группировкой ОВС НАТО была проведена воздушная наступательная операция. В первые двое суток в рамках операции были нанесены два массированных авиационно-ракетных удара (МАРУ) продолжительностью более трех часов каждый. В период с 21.55 24 марта по 01.00 25 марта (время МСК) нанесен первый МАРУ, в котором были задействованы 180 самолетов тактической авиации из состава группировки ОВВС, созданной на авиабазах в Италии, что составило 62% от ее состава .60%самолетов, участвующих в ударе принадлежало ВВС США. Кроме того, к удару привлекались три стратегических бомбардировщика В-52Н и два В-2А из состава ВВС США, а также четыре надводных корабля и три ПЛА ВМС США и Великобритании - носители крылатых ракет [6].
  МАРУ проводился по принятой в НАТО типовой схеме. Оперативно- тактическое построение сил включало три эшелона: крылатых ракет, прорыва ПВО и ударный (Рис 1).
  Эшелон крылатых ракет шел впереди эшелона прорыва системы ПВО с временным интервалом 5-10мин. Пуск крылатых ракет (всего 90 ед.) осуществлялся с трех бомбардировщиков В-52Н (24 КРВБ), а также с четырех подводных кораблей и трех ПЛА ВМС США и Великобритании (66 КРБМ). Эшелон прорыва ПВО насчитывал 75 боевых самолетов, что составило 40% от общей численности участвующих в МАРУ[5].
  Основную их часть составляли истребители, которые пробили два коридора в системе ПВО СРЮ шириной не менее 50 км каждый. Ударный эшелон включал более 100 самолетов тактической, истребительной и разведывательной авиации, которые, следуя в плотных боевых порядках, осуществляли полет в коридорах прорыва ПВО, в предельно короткое время, с последующим расхождением по направлениям, глубине проникновения, высотам и времени выхода на цели. В качестве основных средств поражения наземных объектов авиация использовала высокоточные авиационные средства с лазерными и телевизионными системами наведения. Подсветка целей осуществлялась самолетами из состава ударных групп. Для управления действиями тактической авиации в ходе нанесения ударов привлекалось одновременно два самолета ЕС-130 воздушные командные пункты (ВКП) ВВС США. Контроль воздушного пространства над СРЮ осуществляли три самолета Е-3А командования дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления авиацией "АВАКС - НАТО" [3].
  Второй МАРУ был нанесен в период с 22.25 (мск) 25 марта по 01.35 (мск) 26.03.1999г. и проводился также по аналогичной схеме. В нем участвовало около 120 самолетов.
  Всего в двух МАРУ было задействовано 308 самолетов боевой и вспомогательной авиации, из них пять стратегических бомбардировщиков В-52Н, четыре В-2А и более 220 крылатых ракет. К особенностям тактики применения боевой авиации НАТО можно отнести ее действия на больших высотах в темное время суток. Это объясняется, прежде всего, обеспечением безопасности полета пилотируемых средств в условиях активных действий мобильных средств ПВО СРЮ, создавших сплошную зону огня в районе прикрываемых объектов, а также сложным физико-географическим ландшафтом территории СРЮ. Для командования ударной группировки НАТО в зоне конфликта явилось полной неожиданностью отсутствие противодействия организованной системы ПВО СРЮ. Действия мобильных средств типа "Куб" и "Стрела" больше походили на партизанские действия из засад [4].
  Столкнувшись с нестандартной ситуацией по решению задач воздушно-наступательной операции завоевания превосходства в воздухе в установленные сроки, командование НАТО отказалось от тактики массированного применения сил и средств и перешло к систематическим боевым действиям с нанесением выборочных и групповых ударов по вновь выявленным или ранее не пораженным объектам. Цель таких действий заключалось в нанесении ущерба военному и военно-экономическому потенциалу Югославии. В этих условиях основным методом применения средств воздушного нападения стало гибкое сочетание непрерывной разведки объектов поражения с последующим нанесением групповых и одиночных авиационных ударов. Такая тактика позволила гибко решать задачи по уничтожению войск и военной техники ВС СРЮ и одновременно нанести выборочные удары по стратегически важным объектам инфраструктуры, коммуникациям, органам военного управления [5].
  Применение стратегической бомбардировочной авиации (СБА) ВВС США явилось важной составной частью проведения военной операции НАТО против Югославии. Использование СБА (впервые в европейской зоне) было организовано с момента начало боевых действий в соответствии с существующими у американского военного руководства взглядами на принципы ее применения в региональных конфликтах. В ходе кризиса американское командование осуществило отработку основных форм и методов боевого применения стратегических бомбардировщиков с обычным вооружением.
  Основным способом применения стратегических бомбардировщиков (СБ) В-52Н явилось их использование для нанесения ударов по важным заранее разведанным стационарным объектам на территории СРЮ с использованием КРВБ AGM-86С в обычном снаряжении. Полеты В-52Н на боевое применение осуществлялись в составе одного-двух звеньев по два-три самолета (в большинстве случаев одно звено из двух самолетов)[5].
  Типовой маршрут полета: авиабаза Фэрфорд - Восточная Атлантика - Гибралтарский пролив - Средиземное море - Адриатическое море (северная часть Ионического моря). В течение полета предусматривалось, как правило одна дозаправка топливом в воздухе в районе западной или центральной части Средиземного моря. Общее управление бомбардировщиками осуществлял передовой пункт управления БАК ВВС США, развернутый на авиабазе Фэрфорд [5].
  Приказ на применение вооружения находящиеся в районе оперативного предназначения бомбардировщики получали с борта штабного корабля "Ла-Саль" ВМС США, входившего в состав морской группировки ОВС НАТО, развернутой в районе конфликта [6].
  Пуски КРВБ осуществлялись с малых высот над водной поверхностью на скорости около 700км/ч на расстоянии 150-200км. от береговой черты через 25-40 минут после получения приказа (с учетом времени, необходимого для построения в боевой порядок). Общее время пуска ракет звеном самолетов - около 20 минут. Подлетное время ракет (в зависимости от местонахождения целей) составляло 60-90 мин. При нанесении удара несколькими звеньями В-52Н временной интервал между ними составлял около 40 мин. После завершения пусков ракет самолеты выходили на маршрут возвращения на авиабазу вылета. В некоторых случаях обратный маршрут проходил через территории Италии и Франции [5].
  В дальнейшем в ходе операции американское командование вынуждено было прийти к применению бомбардировщиков В-52Н для нанесения ударов с использованием других типов авиационных боеприпасов. В частности, основным вооружением при этом служили авиабомбы МК-82 калибра 220кг (максимальная нагрузка до 51 ед.). С целью уменьшения риска потерь бомбометание осуществлялось с больших высот с предварительной постановкой помех РЛС противника.
  Боевое применение бомбардировщиков В-1В было начато в ходе второй фазы операции НАТО против Югославии, предусматривающей нанесение ударов по объектам военной инфраструктуры и группировкам войск ВС СРЮ. Полет В-1В осуществляли звеньями из двух самолетов по маршруту, кратчайшим путем выводящему их в район оперативного предназначения и проходящему над территориями Франции и Италии с целью сокращения времени полета до целей и исключения необходимости дозаправок топливом в воздухе. Бомбометание проводилось с больших высот (свыше 10тыс. м.). После применения бортового вооружения самолеты возвращались на базу тем же маршрутом [5].
  В ходе операции НАТО против Югославии впервые были задействованы СБ нового поколения В-2А из состава 509 тбакр БАК ВВС США в реальных боевых условиях. Организация их применения осуществлялась в рамках положений концепции "глобальный размах - глобальная мощь" и предусматривала нанесение ударов после выполнения беспосадочных перелетов с авиабазы постоянной дислокации в район конфликта с последующим возвращением на базу вылета. В ходе полетов, как правило, проводились четыре дозаправки топливом в воздухе (в районе Восточного побережья США и Восточной Атлантики в 200км западнее побережья Португалии).
  Дозаправку топливом обеспечивали самолеты-заправщики, действовавшие с авиабаз континентальной части США и из состава передовых группировок заправочной авиации, развернутых на авиабазах Морон (Испания) и Лагенс (Азорские острова). После получения приказа на применение бортового вооружения самолеты следовали в район целей, где осуществляли нанесение ударов по назначенным целям. Бомбометание производилось с больших высот (до12 тыс. м.) [5].
  Полеты на боевое применение В-2А проводили в составе звеньев из двух самолетов. Отмечалось применение от одного до трех звеньев в сутки. По имеющимся сведениям, в ходе боевых действий самолетами В-2А осуществлялось применение новых высокоточных авиабомб GBU-31 JDAM с системой наведения по данным космической радионавигационной системы "Навстар". В ходе боевого применения один самолет (максимальная боевая нагрузка 16 управляемых авиабомб калибра 900кг) назначался для поражения от одной до четырех целей [2].
  Таким образом, максимальный количественный состав группировки стратегических бомбардировщиков, принимавшей участие в боевых действиях против СРЮ, достигал 35 самолетов, что составило 19% общего боевого состава и 27% от количества боеготовых самолетов СБА ВВС США[5].
  К преимуществам использования СБА ВВС США в ходе конфликта относятся:
  - возможность применения бомбардировщиков В-52Н и В-1В с передовой авиабазы, что существенно сокращало время полета до целей и снижало потребности в проведении дозаправок топливом в воздухе;
  - использование высокоточных средств поражения (КРБВ, управляемых авиабомб), дававшее возможность поражения малоразмерных и высокозащищенных объектов в любое время суток независимо от метеоусловий в районе целей;
  - проведение пусков КРВБ вне зоны поражения активных средств ПВО противника и применение управляемых авиабомб с больших высот способствовало уменьшению риска потерь бомбардировщиков без снижения эффективности поражения целей;
  - большая бомбовая нагрузка бомбардировщиков В-1В, позволяющая эффективно поражать площадные и многоэлементные цели (предприятия военной промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, склады ГСМ и т.д.)
  В соответствии с замыслом корабли-носители крылатых ракет с 24 по 26 марта 1999г. также принимали участие в нанесении двух МАРУ. Согласно типовой схемы НАТО, КРМБ включались в эшелон крылатых ракет и применялись для поражения военных объектов (авиабазы, узлы связи, средства ПВО). При этом построение боевого порядка носителей крылатых ракет "Томахок" было подчинено требованию обеспечения безопасности пусков КРМБ и эффективной ПВО и ПРО кораблей. С учетом этого расстояние между тактическими группами носителей составляло от 60 до 350км, удаление районов пуска от береговой черты от 60 до 400км[6].
  В ходе двух МАРУ было израсходовано 183 КРМБ (66 и117ед, соответственно 56% от общего количества в группировке). Впоследствии в ходе систематических боевых действий КРМБ применялись для поражения вновь выявленных важных объектов, главным образом в ночное время[5].
  При этом 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, группы управления и узлы связи, авиабазы средства ПВО) в интересах снижения потерь пилотируемой авиации, а оставшиеся 20% по промышленным объектам двойного назначения предприятиям химической промышленности, нефтеперерабатывающим и машиностроительным предприятиям [2].
  С момента развязывания НАТО агрессии против СРЮ (24. 03.1999г.) и до ее окончания (10.06.1999г.) было совершено более 20 тысяч самолетов-вылетов боевой и вспомогательной авиации и применено 870 крылатых ракет (792 КРМБ, 78 КРМБ), в том числе по объектам на территории Косово 374 КРМБ. При этом основу ударных сил составляла авиация США, Великобритании ФРГ и Франции. Самолеты других стран альянса привлекались преимущественно к решению задач воздушного прикрытия, ведению разведки и постановке помех. Ежесуточное задействование самолетов боевой авиации ОВС НАТО с увеличением напряженности операции вырастало от 120-150 до 350-380 единиц. Наибольшее количество ежесуточного задействования боевых самолетов приходилось на авиацию ВВС и ВМС США (от 26 до 226ед.) Ежедневно привлекались только боевые самолеты ВС США. Активно задействовались боевые самолеты Великобритании, ФРГ, Франции, Италии и Турции (но не ежедневно). Боевые самолеты ВВС Норвегии, Нидерландов, Канады, Бельгии, Португалии, Испании и Дании задействовались эпизодически [7].
  В ходе операции ОВС НАТО постепенно перешли от тактики массированного применения сил и средств к ведению боевых действий с нанесением выборочных ударов по вновь выявленным и ранее не пораженным объектам.
  В течение 78 дней операции были нанесены удары по 498 объектам, из них более 55% ударов по объектам военного значения [5].
  При выборе объектов поражения военного назначения главное внимание уделялось выводу из строя тех, из них, которые влияют на поддержание обороноспособности страны. К ним относились силы и средства ПВО, пункты управления войсками, части и подразделения югославской армии в местах постоянной дислокации в районах сосредоточения и развертывания [4].
  В гражданском секторе поражались, в первую очередь, объекты промышленности и инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие боеспособность и маневренность войск: склады ГСМ, ремонтные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, мосты [2].
  Кроме того, в целях дестабилизации внутриполитической обстановки, создания паники и хаоса в стране были нанесены удары по сугубо гражданским объектам: фармацевтическим и химическим предприятиям, теле- и радиотрансляционным центрам, электростанциям, школам и больницам [2].
  Следует отметить, что, несмотря на декларируемые Западом обещания не применять авиацию блока в Черногории, в районе Подгорице был уничтожен целый ряд военных и гражданских объектов [5].
  Наиболее интенсивному огневому воздействию подверглись военные и гражданские объекты в Косово. Для их поражения авиацией НАТО совершено около 8300 самолетов-вылетов (более 40% общего количество в операции) применено 374 КРМБ. Характерно, что в список целей не были включены предприятия связанные с добычей и переработкой хромовой и цинковой руды. Это, скорее всего, было обусловлено намерением Запада после оккупации Косово взять под свой контроль имеющиеся здесь крупные запасы этого важного для военной промышленности сырья [3].
  В качестве основных средств поражения наземных объектов авиация альянса использовала высокоточные авиационные средства поражения с лазерными, телевизионными системами наведения. Кроме того, отмечались факты применения кассетных авиабомб по пунктам дислокации армейских подразделений югославской армии [5].
  Анализ действия боевой авиации и применения крылатых ракет в ходе операции НАТО свидетельствует о том, что в Югославии применялись формы и способы их использования, апробированные в последних войнах и конфликтах с участием США в последнем десятилетии ХХ века.
  В ходе проведения операции отмечался ряд способностей боевого применения тактической авиации ОВВС НАТО. Так, более чем за 2,5 месяцев ведения боевых действий тактическая авиация (ТА) ОВВС НАТО совершила с авиабаз Италии и ФРГ более 15 тыс. самолетов-вылетов для нанесения ударов по объектам на территории СРЮ, в сутки от 80 до100 вылетов в начале операции и до 300-350 в конце ее. Первый месяц самолеты действовали в составе ударных групп по 8-10 машин. Затем ударная мощь групп начала увеличиваться и достигла к окончанию боевых действий 30-40 единиц [5].
  Ежесуточно наносилось от 12 до 20 (в конце операции до 30) групповых и одиночных ударов самолетов ТА по объектам СРЮ. После вылета с аэродрома базирования ударная группа, как правило, производила дозаправку в воздухе, после чего совершала перелет в район боевых действий. Каждой ударной группе назначалось от 3 до 6 целей. Выходы на цель самолеты ударных групп совершали парами или в составе звеньев по 3-4 машины. Время нахождения в районе цели составляло 20-30 минут, высота применения оружия 4500-6300м, высота 3000м и менее использовалась крайне редко и кратковременно. Причиной этого были возрастание опасности в связи с возможностью поражения средствами ПВО СРЮ [5].
  Один из вариантов применения ударной группы ТА ВВС США был следующим. После вылета с авиабазы Авиано (Италия) ударная группа в составе 6F-16 (ударные) 2F-16 (истребители прикрытия) и EC-130 E (ВКП) производила дозаправку топливом в воздухе и под прикрытием береговых и корабельных систем ПВО совершала перелет над Адриатическим морем в район оперативного предназначения - выполнения боевой задачи [5].
  Непосредственно в районе при нанесении ударов самолеты действовали парами, последовательно атакуя цель на территории Югославии. После нанесения первых ударов каждая пара самолетов последовательно производила дозаправку в воздухе и наносила повторный удар. Всего, как правило, выполнялись атаки до шести целей (каждая пара F-16 по 2). С течением операции время нахождения тактических истребителей в воздухе иногда увеличивалось с 5-6 часов в марте-апреле до 10-12 часов в апреле-мае 1999г. Эти мероприятия обеспечивались дополнительным количеством самолетов заправщиков, находящихся в воздухе, и были связаны с необходимостью (особенно при неблагоприятных метеоусловиях) наиболее длительным пребыванием в районе боевых действий для полного расхода боекомплекта и гарантированного поражения намеченных целей. Общее управление самолетами F-16 осуществлял самолет ВКП ЕС-130Е, доразведку наземных целей производил самолет радиолокационной разведки Е-8С "Джистарс", а непосредственное наведение на цель ударных пар была возложена на пару самолетов ОА-10А с (АвБ Джоя), истребителями прикрытия управляли 1-2 самолета ДРЛО и управления Е-3А системы "АВАКС-НАТО" [5].
  Боевое воздействие тактической авиации по наземным стационарным и мобильным объектам осуществлялось прежним, отработанным в 1991году в Ираке, "квадратным" способом с использованием групп авиации различного состава. Размеры одного квадрата составляли 50х50км [3].
  В ходе боевого применения тактической авиации при нанесении ударов по объектам в СРЮ были вскрыты следующие оперативно-тактические нормативы:
  1. Состав ударных групп от 8-10 в начале до 30-40 самолетов к исходу операции.
  2. Соотношение количества ударных самолетов к самолетам обеспечения при нанесении ударов по береговым целям от 1:1 в начале до 2:1 в конце операции.
  3. Боевое напряжение на один самолет ТА ВВС США, Великобритании, Франции, ФРГ составляло 0,8 - 1 вылет в сутки; Бельгии, Нидерландов, Норвегии- 0,5-0,8 вылета в сутки.
  4. Глубина боевого воздействия ТА - 850-900 км.
  5. Продолжительность боевого вылета без дозаправки до 1ч.30мин.
  6. Продолжительность боевого вылета с одной и более дозаправками в первый месяц от 3 ч. 45 мин. в первый месяц и до 7 ч. в дальнейшем, в том числе: вылет с авиабазы базирования (например, АВБ Авиано, Италия), перелет в район дозаправки и пополнение запасов топлива - 50мин;
  7. Построение ударной группы и перелет в район ожидания со скоростью 750км/ч - 60мин;
  8. Нахождение в районе выполнения боевой задачи и нанесение ударов по цели - 20-40мин;
  9. Выход из района боевого применения и дозаправка топливом - 60мин;
  10. Повторное нахождение в районе боевого применения - 20-40мин;
  11. Нахождение в районе ожидания - 50-60мин;
  12. Площадь района боевого применения 50х50км.
  13. Количество примененных управляемых авиационных бомб (УАБ) одной группой - от 8-10 до 20-30 (GBU-12 по 250кг.)
  14. Количество назначаемых целей - до шести (стационарных и мобильных).
  Кроме того, к особенностям тактики применения боевой авиации НАТО можно отнести:
  - действия на больших высотах, что объясняется активными действиями мобильных средств ПВО СРЮ, а также сложным физико-географическим ландшафтом территории Югославии;
  - отсутствие сильного противодействия системы ПВО Югославии позволило командованию НАТО отказаться от тактики массированного применения сил и средств воздушного нападения, а перейти к гибкому сочетанию непрерывной разведки объектов поражения с последующим нанесением групповых и одиночных авиационно-ракетных ударов;
  - массированное применение ВТО позволяло решать некоторые боевые задачи без входа в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника, что вместе с активным задействованием средств РЭБ объясняли низкие потери авиации НАТО;
  - отсутствие достоверной информации о результатах ударов вынудило командование альянса многократно повторять авиационные и ракетные удары по предполагаемым районам расположения позиций радиотехнических войск и ПВО, аэродромам [5].
  Боевое применение палубной авиации осуществлялось по единому замыслу и плану операции против СРЮ. В состав ударных групп включались до 25-30 самолетов, в том числе 15-19 F/А -18 "Хорнет", 7-10 F-14 "Томкет", два - четыре ЕА-6 В "Проулер", и два Е-2С "Хокай". Удары по наземным целям палубная авиация осуществляла в составе звеньев по три-четыре машины. Для каждого ударного звена назначались одна основная и две запасные цели [6].
  Особенности боевого применения палубной авиации:
  - ударные группы действовали в районе боевого применения самостоятельно, в специально выделенные интервалы времени. Тактическая авиация ОВВС НАТО в это время не применялась ;
  - окончательное распределение целей, выдача целеуказания и контроль результатов ударов по малоразмерным подвижным целям осуществлялись самолетом разведки целей и управления Е-8А системы "Джистарс" через палубные самолеты ДРЛО Е-2С "Хокай";
  - дозаправка в воздухе осуществлялась после выполнения боевой задачи на перелете из района боевого применения от самолетов-заправщиков КС-135, которые действовали с АвБ Сигонела о. Сицилия, Италия (одновременно до 3-4 машин). Район дозаправки находился, оценочно в 30-50 милях юго-западнее о. Корфу. Во избежании поражения зенитными средствами и в целях повышения безопасности полетов самолеты выполняли задачи с минимально необходимым запасом топлива, в связи с этим запасы топлива пополнялись при обратном полете[6].
  Кроме того, при детальном изучении оперативного планирования боевых действий и организации управления корабельной группировкой и авиацией флота и выявленных при этом недостатках отмечена такая особенность: командование ОВВС НАТО на ЮЕ ТВД назначало экипажам самолетов ударной палубной авиации ВМС США и пилотам ОВВС НАТО различные цели для поражения. В частности, если пилотам ВВС, как правило, ставились задачи нанесения ударов по стационарным, четко обозначенным объектам, то экипажам авиации ВМС по подвижным и нередко замаскированным целям. В этих условиях особенно при неблагоприятной метеообстановке, пилоты палубной авиации с АВМА "Т. Рузвельт" часто оказывались неспособными выполнить боевую задачу и возвращались на авианосец с неизрасходованным боекомплектом [6].
  Общее руководство натовской группировкой, задействованной в воздушной операции было возложено на ВГК ОВС НАТО в Европе, а ответственность за ее организацию и проведение на командование ОВВС НАТО на ЮЕ ТВД. Планирование боевого применения и назначение целей СБА осуществлялось штабом ГК ВВС США в Европе (приложение 2)[5].
  Таким образом, группировка ОВВС НАТО, привлеченная для участия в операции, посредством нанесения ею ракетно-бомбовых ударов по целям и объектам на территории Югославии причиняла существенный ущерб экономическому и военному потенциалу СРЮ. Вместе с тем командованию североатлантического союза не удалось в полной мере достичь поставленных целей. В связи с этим в ходе воздушной операции предпринимались шаги, направленные на расширение ее масштабов в интересах принуждения югославского руководства отказаться от проведения независимой политики и добиться тем самым безраздельного господства альянса на Балканах.
  Основными причинами низкой результативности воздушной операции, по оценкам военного командования НАТО и США, были следующие:
  - сложный рельеф местности, а также неблагоприятные метеоусловия;
  - выполнение полетов на высотах более 4,5 км с целью предотвращения потерь от огня средств ПВО Югославии;
  - сложность процедуры утверждения (на принципе консенсуса военных представителей всех членов НАТО) объектов и целей для поражения авиацией на первом этапе операции;
  - недостающее количество авиации (в ходе операции "Буря в пустыне" против Ирака было задействовано 2,7 тыс. самолетов НАТО);
  - недооценка командованием НАТО уровня подготовки войск и состояние военной техники и вооружения СРЮ, а также мероприятий оперативной маскировки;
  - завышенная расчетная (или полигонная) эффективность большинства типов высокоточного оружия;
  - недостатки планирования, подготовки и проведения операции, учета всех влияющих на нее факторов;
  - действия югославской стороны, направленные на снижение боевой эффективности вооружений США и НАТО.
  Однако значительное количественное и качественное превосходство группировки НАТО над ВС СРЮ позволило добиться, хотя и частично, целей воздушной операции.
  Кроме того, в целях повышения эффективности ВТО и точности поражения заданных объектов, НАТО использовало агентурные методы работы для установки в непосредственной близости от объектов удара маркерных маяков для наведения на них управляемых авиационных бомб.
  Опыт операции "Решительная сила" выявил низкую эффективность применения авиации НАТО по мобильным целям. Отсюда значительное число ошибок, нанесение ударов по тракторам вместо танков и по беженцам вместо колонн войск.
  Таким образом, цели, которые ставило перед собой командование НАТО на первом этапе операции, достигнуты не были, несмотря на все их пропагандистские заявления. Югославская сторона сумела сохранить управляемость и боеспособность своей системы ПВО. При этом потери, понесенные авиацией альянса, оказали существенное воздействие на ее летный состав участвующий в боевых вылетах.
  Анализ особенностей воздушной наступательной операции "Решительная сила" позволяет сделать следующие выводы:
  Угроза военной безопасности для стран, проводящих независимую от США и блока НАТО политику, реально существует. При пересечении нацинальных интересов с жизненными интересами ведущих стран блока или США, последние могут прибегнуть к политическому давлению, угрозе применения силы, а при не достижении этим своих целей - к провоцированию вооруженного конфликта и применению силы.
  Основной формой боевого применения СВН на начальной стадии силовой акции будет воздушная компания, представляющая собой не просто последовательность МАРУ, а их гибкое сочетание с последовательными, или одновременными ударами по силам, средствам и объектам обороняющейся стороны, проводимых в течение времени, реально необходимого для решения поставленных перед СВН задач.
  Высокая степень интеграции всех имеющихся средств разведки, управления и РЭБ в единую систему позволяет командованию группировкой СВН исключить шаблонность и гибко подходить к планированию каждого удара, осуществляя его во временных рамках, не превышающих длительности подготовки авиации к повторному вылету.
  При выборе сил и средств вооруженной борьбы для решения задач на начальной стадии силовой акции приоритет отдается, и будет отдаваться СВН.
  Существование до недавнего времени классических МАРУ рассыпанных во времени на чередующие волны, в которых нет четко выделяемых эшелонов расчистки воздушного пространства, подавления системы ПВО и ударных (кроме двух первых МАРУ, которые себя не оправдали).
  Очевидно, что в качестве основного применяемого авиационного оружия на замену обычному пришло ВТО (его доля в ходе войны в СРЮ составила 97%).
  Задачи подавления сил и средств ПВО будут, выполнятся в течение всей воздушной компании посредством, как специальных ударов, так и действий части выделенных самолетов из состава ударных групп. При этом противник будет активно использовать тактику "охоты за уцелевшими средствами ПВО". Средства ПВО будут поражаться комбинированными ударами ПРР и УАБ с применением их за пределами зон поражения 3РК.
  Уже в первых ударах средствами воздушного нападения в условиях их господства в воздухе, кроме сил и средств ПВО, аэродромов ИА, могут поражаться и ключевые объекты, состояние которых существенно влияет на способность государства - объекта агрессии к ведению активной обороны.
  Очевидно, что ключевым звеном ПВО, на которое, будет сосредоточено воздействие СВН, будет СРВП. Однако шаблона в определении тактических приемов по решению этой задачи не будет. Вероятнее всего, сочетание радиоэлектронного подавления РЛС и средств связи с поражением их ППР и другим ВТО.
  Эти особенности должны в обязательном порядке учитываться при организации противовоздушной обороны войск и объектов на территории нашей страны.
  
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
  Агрессия НАТО против Союзной республики Югославии явилась самой крупномасштабной военной акцией альянса в Европе с момента его основания. В ходе данной акции отрабатывалась новая стратегическая концепция блока - модель дальнейшей политики и практики альянса, которую можно рассматривать в качестве заявки Североатлантического союза на его особую роль и место в системе нового международного правопорядка.
  Анализ действий Североатлантического Союза позволяет выявить ряд характерных особенностей, связанных с подготовкой и проведением воздушной операции, с использованием новейших технологий и средств вооруженной борьбы, а также формы и способы применения объединенных военно-воздушных и военно-морских сил НАТО. Эти особенности должны в обязательном порядке учитываться при планировании противовоздушной обороны войск и объектов на территории нашей страны.
  
  
  СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
  
  1. Александров И. НАТО против Югославии. Хроника необъявленной войны. // Зарубежное военное обозрение. 1999 - N 6 с.7-11.
  2. Алексеев А. Применение боеприпасов BLU-114/В по энергообъектам в Югославии. // Зарубежное военное обозрение. 1999 - N 6 . С. 38-39.
  3. Краснов А.Б. Авиация в Югославском конфликте. // Военная мысль. 1999 - Т 5 с. 71-74.
  4. Потери НАТО в войне с Югославией. // Зарубежное военное обозрение. 2000 - N 3. С. 63.
  5. Предварительные итоги агрессии НАТО против СРЮ. // Информационная разработка. Москва1999.
  6. Сашко Ю. Чертанов В. ОВМС НАТО в Балканском кризисе. // Зарубежное военное обозрение. 1999 - N 12 с. 35-41.
  7. Эффективность действий канадских ВВС в Югославии. // Зарубежное военное обозрение. 2000 - N 8 с. 52.
  
Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"