Алексеев Кирилл Валерьевич : другие произведения.

Традициии Самоуправления На Территории Современного Ирака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья для "Ньюсвик" Весна 2005

  
  Территория современного Ирака является, по сути, колыбелью нашей цивилизации. Здесь, на равнинной части страны, между реками Тигр и Ефрат, в их нижнем и среднем течении, 6 000 лет назад уже существовала богатая культура. Обычно эту землю, в особенности к югу от Багдада, называют Двуречьем или греческим словом Месопотамия (междуречье).
  В третьем тысячелетии до р.х. здесь жили шумеры. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. По сути - первая письменность в истории человечества. В это время здесь существовали два государства: Киш и Аккад, чуть позже Лагаш. Все - с рабовладельческим строем и царем во главе. Жители города имели некоторые свободы и возможность самоуправления исключительно на самом низовом уровне. Это выражалось обычно в выборе старшего по довольствию в квартале, который для царя являлся боевой единицей ополчения. Жрецы, знать, царь были крупными землевладельцами. Существовали еще "свободные общинники" (малоземельные граждане) со своей относительно демократичной системой правления, платившие царю подать. Известно, что практически все должности у них были выборные.
  К 2360 году до р.х. вся территория была объединена под властью Аккада. Количество свободных общинников уменьшилось, и всякое самоуправление свелось практически к нулю.
  В первой половине второго тысячелетия произошло существенное расширение государства с новой столицей в Вавилоне. От названия главного города вся страна стара называться Вавилония или "Врата Бога". Появился эквивалент денег - серебряные слитки разного размера. Так, раб стоил 150-250 грамм серебра. К этому времени все общественные отношения закрепляются в самом древнем на сей день правовом сборнике: "Законах Хамурапи" по имени царя-составителя документа. В этот момент времени любая выборная власть отсутствует, есть лишь власть царя и назначенных чиновников разного уровня и статуса. Если в более древнем Ашуре народное собрание могло хоть как-то повлиять на знать, то в Вавилонском царстве это стало совершенно невозможно. Система управления была по сути неограниченной монархией.
  В 15-16вв. до р.х. в Верхнем Междуречье складывается ассирийское государство, просуществовавшее до 605г. До р.х. Это исполинское по тем временам царство простиралось от границы с Египтом на юге до Армении на севере, включая нынешний Иран, Ирак, Сирию. Вавилон в этом государстве был автономен, имел собственный бюджет и отличный от военной системы ассирийцев аппарат управления.
  В 605г. До р.х. царь Вавилона Навуходоносор разгромил ассиро-египетскую армию, и вся власть в этой империи перешла к нему. Это ново-вавилонское государство включало множество свободных городов, где народное собрание выдвигало, а совет старейшин утверждал многие должности, в том числе и начальника городского ополчения.
  В 538г. до р.х. персы во главе с царем Киром-II Великим покорили Вавилон, который стал главным городом нового государства, простиравшегося от западной Индии до нынешней Турции и Грузии. Существование такого геополитического образования требовало помимо наместников еще и выборных чиновников и их ходатаев. При народных выборах на должность учитывался каждый голос всех свободных граждан. Верховная власть собирала налоги с городов, обладавших собственной властью, где могли избрать всех, кроме чужеземцев и рабов. Персы завоевали Вавилон благодаря помощи горожан, недовольных высокими налогами и суровой деспотией царя Валтасара, не обратившего внимания даже на знаки Бога, поданные ему по свидетельству Библии. Завоевав Вавилон, Кир всенародно объявил, что не будет грабить и уничтожать богатый город, а оставит все имеющиеся правила и свободы (Ксенофонт "Киропедия").
  В 4м веке до р.х. Александр Македонский завоевал Вавилон, сделав его столицей своей империи. Александр благоразумно не стал менять заведенный порядок общественного управления. По свидетельству многих историков, он умер там же.
  Вавилон после его смерти вошел в состав Парфянского царства, вплоть до 2 в. до р.х., когда все эти земли вошли в состав Римской Империи. Некоторые положения римского права распространялись и на провинции, где увеличилось количество выборных должностей; упорядочилась и сама система контроля выборов со стороны центральной и местной власти, заинтересованных в спокойной социальной обстановке.
  После падения Римской Империи и до прихода Арабского Халифата все Междуречье сотрясали войны и междоусобицы. Вавилон становился столицей многих царств, но система местного самоуправления с выборными должностями оставалась неизменной.
  Ислам в течении двух первых столетий покорил весь этот регион, как бы повторяя империю Александра Македонского, сделав своей столицей приемника Вавилона - Багдад. Как это ни удивительно, но мусульманство содействовало большей демократизации всего иракского общества.
   1100 лет назад в Багдаде около каждой мечети существовал рынок, и в конце дня все правоверные сдавали "вакуф", или религиозное пожертвование старшему по рынку, избираемому раз год. На эти деньги строились мечети, содержались больницы и многие другие общественные заведения. Выборная система была закреплена "уммой", или религиозной общиной, существовавшей еще на заре истории Междуречья: эта система местного самоуправления во все времена, вплоть до наших дней, стабилизировала иракское общество.
   В 1258 отряд татаро-монголов взял штурмом Багдад. Пятнадцать тысяч воинов сожгли сотни тысяч документов, книг и фактически уничтожили город. После восстановления вся выборная система вернулась, и теперь простиралась по всей территории, где был ислам.
  Багдад являлся центром ислама по причине того, что он лежал на пересечении многих торговых путей, здесь были сотни библиотек, учебных заведений и обсерваторий; тут на пожертвования верующих в 12 веке построили сеть бесплатных общественных больниц. Занимались всем этим не только госслужащие, но и выборные люди.
  Сменялись государства и династии, но система свободных выборов, освященная исламом, существует и по сей день. Мусульмане выбираю старосту квартала как во многих багдадских районах, старосту в мечети и т.д..
  Когда в 1638 г. Ирак стал частью Османской Империи новые власти не посягнули на самоуправление крестьянских общин. Турки с уважением относились к священной для всех шиитов стране, где похоронены 6 из 12 иммамов и двое суннитских лидеров - Али и Абу-Бакр. После падения Османской Империи в 1918 г. Британия получила мандат Лиги Наций на прямое правление в Ираке. С 1920 г. были разрешены политические партии, состоялись выборы в парламент, который должен был ограничивать монархию короля Фейсала 1, ставленника британцев. Англия изменила политеческий уклад страны, в которой до этого момента высшее управление строиось на клановой основе, а экономика всецело подчинялась родственным связям; народ постили во власть, низжим слоям общества дали возможность выбирать не только старшего по рынку, но и главу государства.
  Последнего короля Ирака - 6 летнего Фейсалу II - сместила в результате переворота партия националистов в 1941 году. Неприязнь к британцам была настолько велика, что война Германии была обьявлена в 1943 году, но английские экономические интересы все равно удерживали страну вплоть до революция 1958 года и последовавшими выборами президента Абдель Карим Кассима, которые наконец привели страну к полной независимости. Английские изменения в системе самоуправления крестьянской общине привели к множеству восстаний в сороковых годах и "крестьянской" интифаде 1952 года.
  Президентское правление в Ираке продолжалось до февраля 1963 года, когда к власти пришла социалистическая партия "Баас". Последовавшие за этим репрессии продолжались до ноября месяца, пока власть не взяли военные, однако в 1968 году "Баас" снова приходит к власти, на этот раз в результате переворота. На следующих выборах президентом становится Ахмед Хассан Аль Бакр, и начинаются репрессии против коммунистов и курдов. Пик репрессий пришелся на 1974-1975 годы.
  Пришедший к власти в 1979 году Саддам Хуссейн нуждался в легитимизации своего положения, и старался по возможности откреститься от событий последнего десятилетия. Поэтому в 1980, одновременно с началом войны с Ираном (крупнейшей внешнеполитической "программой" Саддама) в стране объявляются парламентские выборы, в которых принимают участие даже 3 курдских района. С 1980 по 2000 в Ираке прошли 5 таких "выборов", объединнных одним результатом - безоговорочной победой партии "Баас", и одним методом - за неявку на выборы полагалось уголовное преследование. По сути, это обозначало возврат к монархическому правлению, замаскированному под историческую традицию выборов. "Баас", являясь по форме политеческой партией, в реальности был советом старейшин "тикритского" клана, управлявшего политической, военной и экономической жизнью страны.
  Сейчас ситуация в Ираке изменилась. Высшая политика перестала быть "семейным предприятием", как в Саудовской Аравии или ОАЭ - теперь это выбор народа, доставшийся ценой стольких лишений для всей страны.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"