Аннотация: Методическое пособие для учителя ИЗО.Книга как синтез искусств. На базе программы Б.М. Неменского учащиеся 7-8 классов выполняют макет книг трилогии А.Дюма о мушкетерах.
Дюма в школе.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ГЛАВНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Произведения Александра Дюма
"Три мушкетёра",
"Двадцать лет спустя",
"Виконт де Бражелон"
на уроках изобразительного искусства.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: АЛЕКСЕЕВА М.Н., УЧИТЕЛЬ ИЗО СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ N 3 Г. ПСКОВА.
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: КАПУСТИН А.И., ЗАВ. КАБИНЕТОМ ИЗО ПОИКПРО.
ПСКОВ. 1999.
СОДЕРЖАНИЕ.
I.ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ.
"Волшебный гений благородства"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
а/. Изучение научно-методической литературы, нормативных и инструктивно-методических документов.
б/. Педагогические наблюдения.
в/. Методы опроса /анкетирование, беседы, интервью/.
г/. Тестирование.
д/. Опытно-педагогическая работа
е/. Экспертная оценка /самооценка и групповая оценка/.
ж/. Изучение и обобщение опыта.
3/. Структура работы
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ."Нам времечко выпало то ещё!"
Методическое пособие "Произведения Александра Дюма "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя", " Виконт де Бражелон" на уроках ИЗО в 7-8 классах.
7 КЛАСС. (Май).
УРОК 1.Обложка. "Вход в книгу".
УРОК 2.Иллюстрация. Костюм и причёска XVII века.
Ничего, что вы чужие, вы рисуйте, я потом что непонятно, объясню.
Булат Окуджава.
УРОК 3. Портрет литературного персонажа. Портрет исторический. Портрет по воображению.
Время подвиги эти не стёрло, нужно только поднять верхний пласт.
УРОК 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Урок-игра. Кроссворд по романам А.Дюма "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя".
Праздник, который всегда с тобой.
Э. Хемингуэй.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. БИБЛИОГРАФИЯ.
"Волшебный гений благородства".
Из множества литературных произведений, рекомендуемых учащимся 7-8 классов "Программой ИЗО", я выбрала роман "Три мушкетера" Александра Дюма, руководствуясь следующими соображениями:
-Нет, наверно, в России ребенка, который не смотрел бы по телевизору знаменитую телеверсию "Трех мушкетеров" (с Михаилом Боярским). Дети знают и любят этот телесериал с детсадовского возраста. Но телевизор иногда из друга превращается во врага, на ТВ не раз жаловались учителя литературы, т.к. дети нередко не читают книги, обходясь просмотром телефильма. И порой по телевидению идет "новодел", фильмы, снятые "по мотивам" Дюма, весьма низкого художественного уровня, искажающие и знаменитый роман и исторический фон, на котором разворачивалось действие "Мушкетеров". Уроки построены таким образом, что без оригинала, без романа Дюма дети не могут выполнить задание педагога. Вся работа построена на знании текста, обращении к книге, к тексту.
Наши книжные рынки и телеэкраны, видео, ДВД, компьютеры заполняет порой продукция сомнительного качества. Культ жестокости, насилия, грубый язык - то, что характерно порой даже для американских мультфильмов, насаждается средствами массовой информации.
В этом плане герои Дюма и фильмов, снятых по его романам, противостоят всему этому ужасу и беспределу своим благородством, верностью дружбе, любви, БЕСКОРЫСТИЕМ(!), что особенно важно в наше время экономического кризиса и культа доллара.
"Все наше пестрое, несчастное, разноликое общество читало и читает... Александра Дюма.
Он объединяет все поколения. Детство находит в его романах яркий сюжет, ослепительный блеск приключений, мгновенные вспышки благородных шпаг, постоянную победу добра, и лишь временное торжество темных сил, ужас неминуемой гибели и сказочное преображение ее в новую, еще более прекрасную жизнь..."*
Перелистывая страницы романов Дюма, мы вспоминаем детство и молодость, когда еще хотелось "дружить, как мушкетеры, мстить, как Монте-Кристо, любить, как виконт де Бражелон, не терять достоинства, как Мария-Антуанетта, распутывать сети Екатерины Медичи, и, если уж умирать, то как Д'Артаньян - исполнив все, и лишь рукой не дотянувшись до маршальского жезла.
Дюма объединяет все народы, все страны,все национальности. Вот уж где нет ни капли расовой вражды, унижения тех или иных верований. Прелестная гречанка Гайде, красавица-каталонка Мерседес, отважный француз де Тревиль, роскошный англичанин Бекингем, итальянский мудрец Фариа -
не перечислить все поистине интернациональное население в романах Дюма, где действуют и русские люди, что уж вовсе редкость для западных литератур.
Дюма объединяет богатых и бедных. Бедные, читая его романы, все еще надеются когда-либо отыскать сказочные клады острова Монте-Кристо, получить от какого-нибудь Людовика пригоршню луидоров, от какой-нибудь Анны Австрийской - браслеты с драгоценными камнями.
Дюма объединяет своими мыслями и афоризмами.
Дюма замечателен еще и тем, что он сам. Словно историк, творит историю, и пусть не летописец... пусть его история не всегда совпадает с истинным ходом событий, мы безоговорочно верим, что Людовик XIII ревновал Анну Австрийскую, что Луиза де Лавальер была добродетельной простушкой... что ...но разве пересскажешь все то, что написал за историю и ее людей великий романист?
И, право, сколько бы мы ни узнавали на путях образования и науки о подлинной жизни разных эпох, одним из главных учителей истории для нас все равно остается Дюма, потому что его искусство волшебно и согрето талантом." *
Обращение к вечному сюжету Дюма не случайно. Из бесед с детьми выяснилось, что во многих личных библиотеках есть книги Дюма. В начале 90-х, когда книжный рынок Росси был наводнен книгами, не переиздававшимися в советское время, романам Дюма принадлежало лидерство в сфере книгоиздательской продукции. Лет десять назад такая работа с детьми была бы невозможна - в печальную эпоху книжного дефицита, когда сочинения Дюма выдавались в библиотеках по предварительной записи на короткий срок. А в наши дни, несмотря на экономический кризис, на прилавках магазинов и в книжных каталогах то и дело появляются произведения Дюма, издаваемые все лучше и лучше. Фильмы-экранизации "Дюма-Великого" не сходят с экранов телевизоров, продаются на видеокассетах и ДВД. Из бесед с детьми выяснилось, что у некоторых есть видеокассеты, снятые разными авторами в разных странах.
"А мама купила кассету "Четверо против кардинала". Французский фильм, про мушкетеров. Очень смешной!" - Медунецкая Лиза, 2-а. Хотя Михаил Боярский "со товарищи" с упорной регулярностью возвращается на наши телеэкраны, особенно в дни школьных каникул, дети (в который раз!) усаживаются у телевизоров, когда повторяют "Мушкетеров", культовый фильм, на котором выросло уже не одно поколение юных россиян.
Так было и в зимние каникулы 1999 года... Вхожу в 1-г класс. Учитель Светлана Алексеевна Евстафьева. Собираюсь рисовать с малышами "Ковер для царя Салтана" к Пушкиниане. На доске идеальными буквами написано:
Все за одного - один за всех!
Видимо, Светлана Алексеевна готовилась к русскому языку.
"Какие красивые буквы, дети! Как красиво пишет Светлана Алексеевна! Постарайтесь и вы писать также красиво!" Первоклассники расцвели. Надо сказать, ребятишки этого класса очень любит свою молодую, энергичную учительницу. "А кстати,
кто знает, откуда эти замечательные слова?" Поднимает руку маленький Максим Яковлев на первой парте.
-Это так мушкетеры говорили. Я кино смотрел на каникулах.
-Молодец! В конце урока получишь приз. А теперь будем учиться рисовать также красиво, как пишет ваша учительница.
Малыш получил "приз" - картинку с мушкетерами. Теперь первоклассники Светланы Алексеевны изо всех сил стараются заработать "приз". Сегодня "приз" получил Ваня из 1-г.
Цели и задачи моей исследовательской деятельности.
Как уже ясно - одна из целей - воспитательная. Это очень важная цель. Об этом говорилось выше, но к этому нужно возвращаться вновь и вновь, так как мы должны не только обучать, но и воспитывать ребят на уроках.
Очень важная познавательная цель. В результате работы по блоку уроков, предлагаемых в данной работе, у школьников должен возрасти интерес к "великому веку", к истории. Романы Дюма, как он сам говорил в "Предисловии" к своим "Сказкам"(мы их читаем на кружке каллиграфии с 4-г классом, учитель Козлова И. В.) - "сказки для взрослых" . Но, увлеченные сказками дети, во всяком случае, наиболее способные из них, непременно увлекутся эпохой, возникнет интерес к истории, захочется больше узнать о времени, в котором жили Д'Артаньян и его друзья, о стране, в которой они жили.
На уроках литературы детям часто предлагают задания по иллюстрированию литературных произведений. Но деление иллюстраций на живописные и графические, развороты, страничные иллюстрации, иллюстрированные заставки и концовки - все эти знания и работы, выполненные восьмиклассниками, помогут сделать иллюстрирование учащимися программных произведений литературы более разнообразными и профессиональными. Ученики смогут более глубоко проникнуть в замысел автора. Наши достижения могут использовать в своей работе и другие учителя-предметники, используя заставки, буквицы, развороты, титульный лист и т. д.
Одна из целей - воспитывать при помощи этого блока интерес и любовь к художественной литературе, показать на конкретных примерах, как это достигается. Знакомясь с построением книги в системе, что очень важно, школьники смогут применить знания, полученные на уроках ИЗО, на практике, выбирая в библиотеке книги, они уже отметят затейливо украшенные форзацы, изящные завитки заставок, причудливую вязь буквиц.
Дюма в школе.
Итак, помимо всего прочего, мы ставим целью укрепление межпредметных связей с литературой, историей, французским языком, географией, МХК и даже биологией (как рисовать лошадь или человека, не зная его строения?) и технологией (уроки по истории костюма).
Поговорим теперь о задачах нашей исследовательской деятельности.
Задачи в основном ориентированы на школьную программу. Перечислим их:
1.Рисование на темы литературных произведений. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
(Такие темы как "Осада Ла-Рошели", "Бегство Бофора").
2.Дальнейшее изучение композиционных закономерностей. Формирование у детей умения передать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств. (Передача подчинения второстепенного главному - см. конспект урока 1 в 8 классе "Многофигурная композиция" - "Дуэль с англичанами"). Равновесие частей рисунка по массе (Тема "Форзац", 8 класс), единство графического, тонового и цветового отношения (Тема "Многофигурная композиция" - "Смерть Констанции", 8 класс).
3.Обучение изображению многофигурных композиций в замкнутом и открытом пространствах. (Тема 8 кл.). Сравнительная характеристика двух героев (Урок 2, 7 класс) изобразительными средствами - темного и светлого, теплого и холодного, большого и маленького (Д'Артаньян - Портос), красивого - уродливого (Мушкетеры - Мордаунт), динамичного - статичного (Д'Артаньян - Атос).
4. Продолжать работу по углублению понимания учениками КНИГИ как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературы в тексте. Особое внимание должно обращаться на развитие у детей умения самостоятельно выбирать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от рисунка (цв. карандаши, акварель, пастель, гуашь, фломастер, тушь, уголь, гелиевые ручки, акриловые краски, темпера и т. д.).
Сейчас, когда есть возможность работать с компьютерами, можно заняться компьютерной графикой. Но в 1997 году на компьютеры собирали деньги с родителей, и, конечно, не для уроков ИЗО!
Выполнение учениками-
а) Обложки, титульного листа. Изучение шрифтов - готика, гуманистический курсив. Эмоциональное значение цвета.
б). Компоновка форзаца (8 кл.), укрепление межпредметных связей с географией, историей, французским языком (те, кто захотят написать названия городов по-французски), оформление портретов-миниатюр.
в). Заставка, концовка - декоративная и сюжетная.
г). Буквицы (8 кл.).
д). Иллюстрации (7-8 кл.).
е). Портрет (Исторический - роль учебного копирования в традициях академического обучения XIX века, портрет по воображению - 7 кл.).
Дети знакомятся с условностью передачи пространства в книге, знакомятся с творчеством ведущих художников-иллюстраторов Дюма (Иванов, Кусков, Лелюар).
Нужно сформировать умение передавать в рисунке художественный образ, развивать воображение, фантазию, умение последовательно вести работу над тематической композицией-иллюстрацией.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
а). ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ И ИНТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.
Прежде чем приступить к созданию этого блока уроков, были тщательно изучены разные программы по средней школе, сравнивались предложения разных авторов программ.
Толчком послужила "Программа по изобразительному искусству", М., Просвещение, 1991 г., Министерство Образования, стр. 55, 76-78. В "Программе" ученикам 7-8 классов предлагался ряд литературных произведений для иллюстрирования, в числе прочих назывался роман А. Дюма "Три мушкетера". "Трех мушкетеров" семиклассники иллюстрировали, когда уроки строились целиком по программе Б. М. Неменского - урок по "Мушкетерам" входил в блок уроков III четверти общей темы "Декор. Человек. Общество. Время".
"Урок 4. "Одежда в определении принадлежности к различным социальным слоям общества в разные эпохи". По мотивам произведения "Три мушкетера" А. Дюма".*
Между тем, в "Программе-91", хотя и были конкретные задания, методического материала явно было недостаточно. Многолетняя работа с книгой "Мудрость красоты" привела к новой встрече с Б. М. Неменским. На этот раз я ориентировалась на I четверть IX класса,
"КНИГА КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ".
Та же задача есть и в "Программе-91". Вот путь, который предлагает Б. М. Неменский в книге "Мудрость красоты":
"I четверть. Общая тема: "Книга как синтез искусств". Книга - синтез пространственных искусств и литературы. Очень важно, чтобы ученики поняли синтез как органическое слияние, а не механическое сочетание разных искусств. Образное восприятие всей организации книги - от обложки до текста - едино".*
Как в любом блоке, программа предусматривает зрительный ряд из выдающихся произведений в этой области. Но методическими разработками по программе Б.М. Неменского я не располагала, и зрительный ряд составлялся самостоятельно. Думаю, что авторы иллюстраций к А.Дюма, такие как Лелюар, Кусков, Иванов могут считаться выдающимися - о них были публикации в журнале "Юный художник". (Замечу, попутно, иногда, к величайшему сожалению, даже Дюма издают безобразно!) В зрительный ряд вошли работы Рубенса и Мурильо. (Рубенс - "Портрет Бекингема". Урок 3, 7 класс). (Б.Э. Мурильо - "Вознесение мадонны" - Эрмитаж - 8 класс, урок "Заставка и концовка"). Оба художника, жившие в XVII веке, в одно время с героями романа, бесспорно, принадлежат к великим мастерам живописи.
Б.М. Неменский приводит тему уроков по блоку "Книга как синтез искусств".
1-2. Писатель и художник. (Выбор темы, эскиз, макеты книги, тип издания, ее образ).
3-4. Макет книги. Работа над макетом.
5. Шрифт и буквицы. (Эскиз буквицы в соответствии с образом книги).
6-7. Обложка - "вход в книгу", титул - ее "визитная карточка" (Исполнение эскиза обложки и титула).
8. Иллюстрация в книге. (Выполнение иллюстраций для макета).*
Взяв за основу идею "блока", я перекомпоновала в соответствии с "Программой-91" уроки таким образом, что весь блок "Книга как синтез искусств" в тематическом планированиии приходится на конец 7 - начало 8 класса. Дети начинают работать в мае, вскоре после Дня Победы. (Разумеется, я не могла не включить в тематическое планирование этот великий праздник). Подходит к концу учебный год, на лето ученики получают задание - прочитать трилогию А. Дюма. По плану, мы должны вернуться к нашим героям в начале 8 класса. В этом есть своя логика, т.к. конец и начало учебного года - наиболее трудные периоды в школе. Энергия у детей падает, понижается работоспособность, а книги Дюма и задания по ним таковы, что дети "заряжаются" энергией от героев книг, благодаря "особому, присущему только ему ( А. Дюма - М. А.) жизнедеятельому оптимизму".*
Необходимо также при планировании уроков быть в курсе новейших достижений в методике ИЗО. Наряду с книгой Б.М. Неменского, при составлении уроков я постоянно обращалась к учебникая по ИЗО Н.М. Сокольниковой
"Основы рисунка",
"Основы живописи",
"Основы композиции",
"Краткий словарь художественных терминов".
Например, "Многофигурная композиция" - понятие замкнутой и открытой композиции, "Кроссворд" - характеристика фломастера как изоматериала из "Краткого словаря". Многие задачи из вышеупомянутых учебников упоминались в контексте, при беседе с детьми: передача движения, роль диагонали, роль первого плана и др. Дети получали конкретные задания по этим книгам, которые имеются в читальном зале школьной библиотеки.
б/. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.
"Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника"*, - эти слова одного из замечательных педагогических деятелей В.А. Сухомлинского можно поставить эпиграфом к моим исследованиям.
"Практика воспитательной работы убедила нас в том, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание... заключается прежде всего, в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности. Осуществить эту задачу - значит направить воспитанника по той дороге,на которой с наибольшей яркостью может раскрыться сила его умений, мастерство и творчество. Сколько учащихся, столько и дорожек". *
В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний. Наблюдая за ребятами, можно сделать вывод, что у некоторых учащихся вызывает затруднения передача линейной перспективы, люди в движении, животные в движении. Иногда, пренебрегая принципом научности, учителя говорят: "Зачем ребенку навязывать свое видение? В детском рисунке нас восхищает, прежде всего непосредственность выражения". Это ложная точка зрения на методику преподавания ИЗО в школе. Пусть ученик пошел своим путем, и его рисунок показывает знание темы, но, если его мушкетер сидит за столом, и этот стол избражен наивно, в виде квадрата, без перспективного сокращения, такой рисунок вызовет у опытного педагога не умиление, а досаду, прежде всего на себя самого - видимо, ребенок что-то недопонял на прошлых уроках, и, следовательно, необходима индивидуальная работа, повторение пройденного с этим учеником. И в десятый, сотый раз объясняешь сему, как строится стол в перспективе: "Это не квадрат, а трапеция, та часть стола от нас дальше и кажется меньше". И Портос продолжал свой обед уже за правильно построенным столом...
Бывает и так, что ученики, уловив содержание нового урока, имея перед глазами учебные плакаты, напрактиковавшись в изображении людей, вроде бы удовлетворительно изображают фигуры героя и героини.
И шляпа с пером, и мушкетерский плащ, и длинное платье, кружевной воротничок на Констанции - но ученик начинает рисовать дома, и вместо ночного Парижа мы видим нагромождение геометрических фигур, квадратов и треугольников. Формалисты в этом, быть может, увидят нестандартность мышления, я же склонна видеть прежде всего недостаточность знаний ребенка и требую от ребят максимального профессионализма в рисунке. Меня не устраивают дома, изображенные так, как обычно рисуют первоклассники. Надо сказать, что изображение архитектуры представляет собой проблему! Недаром Б.М. Неменский уделил архитектуре в своей "Программе" весь курс 8 класса.
Дети быстро усваивают материал, если надо изобразить архитектурный объект во фронтальном положении. Довольно удачно наши пятиклассники рисовали Храм Христа Спасителя (к 850-летию Москвы), шестиклассники - сказочный замок Дисней-ленда, начальная школа - царство князя Гвидона.
Но показ здания уже в угловом положении, в перспективе, вызывает затруднения у ребят. ("Домик няни А.С. Пушкина", 5 класс).
То, что знакомо им с детства, архитектуру родного города они могут нарисовать, или, вернее, срисовать (на плэнере работать нет возможности), имея учебные плакаты, открытки с видами Пскова и т.д. (Школьная изостудия им. В.С. Высоцкого*, существовавшая в 1995 году, ходила в начале лета на плэнер, дети рисовали с натуры часовенку по дороге на Снятную гору. Рисунки были очень удачны).
*В 1998 году изостудия им. В.С. Высоцкого уже не существовала, т.к. с 1996г. не было кабинета ИЗО. Помещение отдали кабинету ОБЖ. Примерно в то же время прекратил свое существование и школьный КИД, известный на всю страну. Помещение КИДа отдали психологу. Таких "перемен", конечно, "наши сердца не требовали"! Работал кружок каллиграфии, от Дома Детского Творчества г. Пскова. (Бывший Дом Пионеров).
Но сымпровизировать архитектуру Парижа, нарисовать без предварительной подготовки французские замки наши ученики, конечно, не могут. В этом плане большую ценность представляет раздаточный материал - карточки, ксерокопии французских замков с открыток, выпущенных во Франции. Дети очень любят раздаточный материал такого рода.
Да и коллеги - учителя французского языка - приходят на помощь. Я давно успешно сотрудничаю с Людмилой Иосифовной Санжак, и не раз обращалась к ней за консультациями и материалом. Если возникнут проблемы с раздаточным материалом, советую решить следующим образом: наверняка в архивах учителей французского языка и истории есть подходящий раздаточный материал. Его можно скопировать на ксероксе, на худой конец, срисовать - на то мы и художники. Издания с картинками Кускова и Лелюара сейчас, к счастью, не редкость, ими можно воспользоваться для восполнения пробелов в художественном воспитании ребят.
И, наконец, советую обратить особое внимание на прекрасный журнал "GEO'' N 1 за 1998 год - "Замки Луары", где представлен богатейший материал по архитектуре долины Луары.
В 1998 году не было возможности использовать ДВД-диски. Сейчас все это можно найти на дисках. Можно использовать возможности интернета и дать детям распечатки любых картинок.
Почему, говоря о педагогическом наблюдении, я заостряю внимание именно на архитектуре? Это показала практика. Я проводила заключительный урок "Кроссворд". По условиям игры ребята, отгадавшие то или иное слово, должны были, вписав слово в квадраты кроссворда, проиллюстрировать его быстрым рисунком. Под бойкими маркерами ребят возникали рисунки-импровизации - великан Портос, трусишка Оливен, злодей Мордаунт, коварная миледи. Это была импровизация, рисунок без подготовки. Не было ни схемы пропорций лица, ни других вспомогательных таблиц. Но рисунки получались смелые, бойкие, веселые. Между тем, когда дошло до архитектуры, возникли трудности. В "Кроссворде" упоминаются два замка, их дети отгадали сразу: Венсен, замок-тюрьма, из которого Бофор совершил свой знаменитый побег с помощью мушкетеров и Бражелон, фамильный замок Атоса. Но у ребят получались какие-то коттеджи "новых русских", очень далекие от мрачной средневековой крепости, каким был, судя по роману, Венсенский замок, и от изящной архитектуры французского Ренессанса - в этом стиле, по всей видимости, по всей видимости, был построен Бражелон, белый замок на берегу Луары.
Десять лет спустя все это можно найти на ДВД. Венсенский замок в начале этого года мы нашли на диске, посвященном началу Второй Мировой войны. Архитектура долины Луары в полном объеме представлена на ДВД-диске "Замки Луары".
Наблюдения за ребятами показали, что легче всего они справляются с декоративным рисованием. Буквицы, выполненные восьмиклассниками, просто великолепны! Впрочем, декоративное рисование - не такой уж сложный вид ИЗО.
Трудности у ребят вызвали изображения лошадей, особенно в движении. Иллюстрируя бегство герцога де Бофора, ребята имели и ксерокопии, и рисунки учителя, и все же порой рисовали "зайцеобразных" лошадей, а, поскольку восьмиклассники уже в состоянии критически оценивать свое творчество, у таких детей порой возникет чувство растерянности, и им необходимо помогать. (Хотя мы рисовали лошадей с 6 класса). Возможно, надо начинать такие уроки раньше. ("Конек-горбунок" в начальной школе). Сейчас я начала рисовать лошадь с пятиклассниками. По изображению лошади, несомненно, любому коллеге пригодится богатейший опыт учителя школы N 24 Э.С. Салимова. Нашим мушкетерам все равно не обойтись без своих скакунов, поэтому формы и методы работы Э. Салимова надо взять на вооружение, чтобы в дальнейшем не испытывать подобных трудностей.
Но трудности преодолимы, и, решив свои маленькие творческие проблемы, наши ребята обретут уверенность в своих силах. И дружное: "У-у-у...", которым они встречали трудные темы, впоследствии звучало не так часто - ребята спокойно встречали еще более сложные задания.
в). АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДЫ, ИНТЕРВЬЮ.
Не знаю, насколько правомочно использование в этом исследовании материалов анкеты, присланной коллегами из Москвы, но один из вопросов анкеты касался любимого жизненного девиза. Дети отнеслись к анкете с интересом, заполнили ее и принесли на следующий урок, им было приятно, что ученые в Москве, профессора, хотят знать их мнение на серьезные жизненные вопросы. Наши восьмиклассники, выбирая себе жизненный девиз, порой испытывали затруднения, в особенности учащиеся классов коррекции. В класах же "а", "г", "д", где были проведены уроки из "мушкетерского" блока, многие ребята написали девиз
ВСЕ ЗА ОДНОГО - ОДИН ЗА ВСЕХ!
Другие варианты девизов были: "Береги честь смолоду", "Мы русские - с нами Бог", и даже, совершенно неожиданно "Хочешь жить - умей вертеться".
Было бы нескромно полагать, что мушкетерский девиз ученики взяли именно благодаря урокам по Дюма - слова эти давно стали крылатыми, и нельзя с полной достоверностью говорить так обо всех учениках, которые взяли именно девиз мушкетеров своим жизненным принципом. Но, например, Миша Попов (8-г), который, еще будучи семиклассником, нарисовал интересную композицию "Атос и Портос уезжают в Лондон", (и его Портос был чем-то неуловимо похож, по мнению ребят, на Жерара Депардье, исполнителя роли Портоса в американском фильме "Человек в железной маске", далеко не лучшей экранизации Дюма, кстати) скорее всего, написал в своей анкете "Все за одного" не случайно.
Из письма москвичей, авторов анкеты, восьмиклассникам школы N 3 г. Пскова: "Дорогие восьмиклассники! ...Опросы молодежи помогают ответить на вопрос, чем живет молодежь, о чем она мечтает, как себя чувствует в родной стране, какие человеческие качества превалируют среди молодых в данный отрезок времени. Последнее анкетирование показало, что в нашей стране в последние годы сформировалось немало замечательных ребят, честных, добрых, справедливых, которые никогда не подведут и придут на помощь в беде. Судя по анкетам, многие ребята хотят "приносить пользу людям" и "честно трудиться на благо Родины". Многие считают, что счастье - это прежде всего сознание, что "Ты нужен людям", это - "Чистая совесть", "Здоровая и дружная семья". Многие отвечают, что если бы могли они сделали бы так, "Чтобы все люди были хорошо материально обеспечены", "Сделали бы Родину вновь могучей и уважаемой". Многие понимают, что "Все зависит от нас, от того, как будет
действовать каждый". Это очень верно. И мы уверены, что именно среди вас, восьмиклассников школы N 3 г. Пскова есть много замечательных ребят, которые уже скоро станут совсем взрослыми и будут своими руками, своим трудом устанавливать добрую счастливую жизнь на земле, что эти ребята никогда не смирятся с несправедливостью, не спасуют перед злом, будут смелыми, честными и отважными. И очень важно, чтобы у вас в жизни были настоящие друзья. Может быть, ими станут ваши школьные товарищи, с которыми вы войдете во взрослую жизнь и будете идти по ней, всегда помогая друг другу и всем, кто нуждается в вашей помощи. Желаем вам всем успехов в учебе, интересного веселого летнего отдыха и много добрых дел, которые вы будете делать уже сегодня, не дожидаясь, когда станете совсем взрослыми. 17 мая 1999 г."
Беседы, вернее, мини-беседы, присутствовали почти на каждом уроке. Иногда дети выступали сами с заранее подготовленными рефератами в своем и параллельном классе.
Так, используя материалы журнала "Юный художник" и другой периодической печати, а также новых литературоведческих книг, ученицы 8-а класса Козлова Катя, Никитина Таня, Антропова Света и Плавутская Оксана подготовили небольшие рефераты:
1. И все - за одного Дюма. (Никитина Таня).
2. Жизнь А. Дюма. (Козлова Катя).
3. Д'Артаньян - образ и прототип. ( Антропова Света).
4. Жизнь Д'Артаньяна. (Плавутская Оксана).
Это малая часть бесед, которые можно провести с детьми на таких уроках.
В замысле рефераты по темам "Три мушкетера" в кино. Был подготовлен реферат о творчестве актрисы Ирины Алферовой. (Констанция в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера").
Вот примерный список рефератов и сообщений, составленный вместе с детьми, как пожелания учеников следующим классам:
КИНО:
1. М.Боярский в роли Д'Артаньяна.
2. Леонардо ди Каприо в фильме "Человек в железной маске".
3. Экранизация романа А. Дюма "Три мушкетера" в разных странах.
4. Интервью с Портосом. (В.Сминитским).
5. Мультфильмы.
6. Как я снял бы "Трех мушкетеров". (Импровизация интервью с режиссером).
ИСТОРИЯ:
1. Всесильный кардинал.
2. Жизнь Людовика XIV.
3.Тайна Железной Маски.
4. Роль Фронды в борьбе с абсолютной монархией во ФранцииXVII века. Больше демократии, меньше абсолютизма.
5. Пираты Средиземного моря.
6. REMEMBER! Английская революция и крушение монархии в Англии.
7. Мемуары современников мушкетеров. ( Де Рец, Ларошфуко, "Д'Артаньян").
Такой же богатый материал для бесед представляют литература и искусство "великого века". Мольер, являющийся одним из персонажей второго, если не третьего плана романа "Виконт де Бражелон", Скаррон, устроивший в начале Фронды у себя литературный вечер, на котором собрал весь цвет оппозиции ("Двадцать лет спустя"), Лафонтен ("Виконт де Бражелон"). Говоря о Скарроне, можно привести текст его блистательной "Мазаринады", опубликованной во II томе хрестоматии по истории средних веков. Поэтический памфлет Поля Скаррона представляет собой замечательный образец политической сатиры, и, хотя параллель с сегодняшней Россией весьма условна, стихи автора Семнадцатого века звучат весьма актуально. ("...Кто наши армии расстроил, провинций нищету удвоил, но час придет, когда с тобой покончит Фронда, милый мой...")*
Если считать тестом "Кроссворд", опубликованный в газете "Книжное обозрение", можно вполне уверенно полагать, что этот тест наши ученики прошли. Они ответили на все вопросы кроссворда, выполнили лаконичные остроумные рисунки-импровизации по заданию педагога. Проблемы, возникшие перед ребятами в ходе решения кроссворда, можно решить при дальнейшей работе с учащимися 7-8 классов.
д). ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Впервые я начала уроки с восьмиклассниками в этом учебном году.
"Проблема старшего возраста,- пишет Б. М. Неменский в книге "Мудрость красоты", - предельно сложна. К сожалению, в старших классах нет ни уроков искусства, ни музыки, и даже часы литературы предельно сокращены. В области изобразительных искусств не проводилось фронтальных поисков, кроме внеклассной сети. Но внеклассные формы работы охватывают небольшой процент подростков. В ней в основном участвуют те, кто думает об искусстве как о будущей профессии... Если ставить задачу полноценного эстетического развития каждого, а не вычленения элиты, нам не уйти от необходимости создания обязательной программы в старших классах".**
И здесь, в старших классах, человековедческую проблему надо ставить как основную, решительно подчиняя ей искусствоведение, справедливо полагает Б.М. Неменский. В своих уроках я опиралась на эту идею Неменского.
Школьники старших классов именно в этом возрасте интересуются нравственно-эстетическими, человековедческими проблемами. У учеников старшей школы происходит окончательный переход сознания от подросткового к взрослому. Подростки, ученики среднего звена, хотят утвердить себя во взрослом мире, познавая его и потребляя его интересы. Они в этом возрасте хотят быть" как все". Для подростка ценность именно в этом, и на это направлен процесс общения.
В юношеском возрасте у ребят происходит переориентация интересов. Стереотипы в основном познаны. Вместо желания быть "как все" появляется желание быть "не как все". Восьмиклассники представляют интереснейший возраст в плане исследований. Задания показали, что некоторые из наших ребят еще находятся в подростковом возрасте. Если считать тестом на взрослость задания по темам уроков. Такие дети стремятся выполнить задание "как все", лишь бы получить оценку, не ставя пред собой творческой задачи. Таковы ученики Нищик Ж.(8-а), Кириллов А. (8-а). Но есть мальчики и девочки, пытливо ищущие свой путь, не пользующиеся готовыми решениями - Наташа Иванова (8-д), Федоров Артем (8-д), Майоров Дима (8-д) и многие другие.
Старший возраст - самый оптимальный для слияния с искусством, для формирования им своего духовного мира, - к такому выводу приходит Б.М. Неменский.
Любовь и нежность, отчаяние и грусть, борьба, ненависть, стойкость, - что и есть ценностно-ориентационное содержание искусства - и все эти извечные человеческие чувства давать походя, как довесок к истории? - задает вопрос Неменский. И отвечает на него следующим образом: да, нужно специальное учебное время, да, это время нужно уделить размышлениям о человеческих чувствах, отношениях, призвав на помощь все искусства, опыт чувств великих творцов прошлого.
И этим опытом совершенствовать жизненные позиции сегодняшнего поколения - эти слова сказаны более десяти лет назад, но сейчас они вдвойне актуальны!
е).ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА. САМООЦЕНКА И ГРУППОВАЯ ОЦЕНКА,
Подводя итоги, можно сделать вывод, что задачи, поставленные "Программой-91", дети 7 и 8 классов выполнили. Аналогичные уроки, проведенные уже во всех восьмых классах, включая коррекционные, по "Капитанской дочке" А. С. Пушкина, углубили межпредметные связи литературй. Дети, участвовавшие в эксперименте, выполнили более оригинальные, художественные работы. Открытый урок в 8-д по теме "Буквица" посетили коллеги и дали положительную оценку знаний и умений школьников и построения урока. (Рецензия члена жюри областной Пушкинианы, художника и преподавателя Александра Александровича Александрова прилагается). Необходимо в будущем большее внимание уделять слабым ученикам, повысить требования к сильным. Недостаточность материальной базы исключает возможность использования технических средств на уроках. Очень жаль, так как материал есть, но он пока не задействован.
д). ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.
К сожалению, не так часто, как хочется, удается посетить уроки коллег - учителей ИЗО в других школах. Взяла себе на заметку опыт учителя Эдуарда Салимовича Салимова - видела замечательные композиции его учеников - "Русские костюмы" и "Лошади". Коллективные работы ребят (школа N 24) смотрелись очень интересно. В свое время такие уроки проводились и в нашей школе.(Программа Б. М. Неменского, 3 класс "Флот царя Салтана"). Готовя выставку "ВИВАТ, ШУРАВИ!", посвященную 10-летию вывода советских войск из Афганистана, наши школьники подготовили коллективные работы "Святая Русь" (воины XII-XIV в.в.), "Стрельцы-молодцы" (XVI-XVIIв.в.), "Гвардия Петра Великого" (начало XVIII в.), "Мушкетеры России" (XVIII в., конец). Время было ограничено - школа ждала гостей из АФГАН-ВЕТА, и это обстоятельство не позволило подготовить аналогичные работы по войне 1812 года, по гражданской и Великой Отечественной. От "Мушкетеров России" юные художники сделали резкий скачок в афганскую войну. Но к военно-патриотической теме мы вернемся в канун Дня Победы.
В этой работе щедро делились своими архивами учителя истории Левина Инна Самуиловна, Лобанова Наталья Павловна. Постоянно пользуемся услугами библиотеки микрорайона (Коноба Галина Анатольевна).
Коллективные работы такого рода позволю себе рекомендовать коллегам, особенно начальной школе. В блоке уроков по Дюма также можно использовать коллективные работы. Вот примерные темы:
Костюм XVII века,
Мерлезонский балет,
Осада Ла-Рошели,
Полк капитана Тревиля,
Фрондерский ветер.
Посетив урок Э. Салимова в школе N 24 по рисованию с натуры (шестиклассница позировала своим сверстникам), я решила в будущем провести такие уроки, перед тем как рисовать портрет персонажа. Перед 23 февраля и 8 марта в нашей школе прошли такие уроки: "Подарок мальчику" и "Подарок девочке".
Главное, что мы все помогали друг другу, делились опытом, и этот помогало нам делать наши уроки интересными и запоминающимися.
Работа представляет собой методическое пособие - в основной части конспекты уроков, проведенных в 7-8 классах средней школы N 3 города Пскова в 1998-1999 учебном году. К уроку прилагаются работы художников, детские работы.
УРОК ПЕРВЫЙ. 7 КЛАСС.
ОБЛОЖКА (ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ).
Мы рисовали на уроке обложку на формате А-4 (альбомный лист). В конспекте урока не приводится материал по теме "Титульный лист", так как урок проводится в принципе так же. В дальнейшем, основываясь на программе Б.М. Неменского, (9 кл. "Книга как синтез искусств") и более глубоко познав искусство книги (Е.П. Немировский "Путешествие к истокам русского книгопечатания"), мы будем делать обложку формата обычной книги (128 х 200 мм) и готовить макет книги. Такой формат облегчит детям работу, т.к. маленькие буквы рисовать легче.
В учебном плане этот урок открывает блок по Дюма вскоре после Дня Победы, в конце учебного года. Целесообразно включить в тематическое планирование незадолго до этого цикла урок "Рисование с натуры человека" ( см. урок 2).
Разумеется, составляя тематическое планирование, учитель может перенести уроки в другую четверть, если считает нужным.
Для классов, где дети изучают французский язык, рекомендую наряду с русским текст на французском языке. Опыт показал, что дети, изучающие французский язык, выполняют такие задания с удовольствием, это углубляет межпредметные связи.
ТЕМА: РИСОВАНИЕ ОБЛОЖКИ К КНИГАМ (по выбору детей)
А.ДЮМА "ТРИ МУШКЕТЕРА",
"ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ",
"ВИКОНТ ДЕ БРАЖЕЛОН".
ОБОРУДОВАНИЕ: У учителя и детей книги (разные издания), учебные плакаты - образцы обложек.
ХОД УРОКА.
-Вы все, конечно, не раз смотрели по ТВ и в кинотеатрах фильмы из "мушкетерской" серии. Кинематографисты разных стран не раз обращались к бессмертной эпопее Александра Дюма-отца. А для этого надо было написать сценарий фильма, найти актеров и т. д. С чего же начинается знакомство читателя с книгой?