Агентство Литературной Фантастики : другие произведения.

10. Правила написания сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь описано, как правильно писать сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах.

  Борис Долинго и Сергей Трищенко
  
  Правила написания
  сочетаний прямой и косвенной речи
  в художественных текстах
  
  
  Споров о правилах написания сочетаний прямой и косвенной (авторской) речи в текстах художественных произведений идёт много, т.к., к сожалению, точные правила, охватывающие все примеры подобных сочетаний почему-то не прописаны.
  В сложившейся ситуации и на фоне того, что качество базового школьного (и не только школьного) образования за последние годы сильно просело, многие авторы пишут подобные сочетания и расставляют в них пунктуацию совершенно произвольно, нимало не задумываясь над логикой написания заглавных и строчных букв, расстановки запятых, точек, двоеточий, восклицательных и вопросительных знаков (да ещё часто забывают ставить пробелы до и после обязательного тире (а не дефисов, как многие пишут), разделяющих прямую и косвенную речь).
  Эта расстановка в значительной мере влияет на восприятие текста: она может и должна помогать читателю мгновенно уловить интонации разговора, эмоции и суть некого смыслового подтекста, который автор старается вложить в уста героев и в свои комментарии (в косвенную речь в тексте). Неправильное написание сочетаний прямой и косвенной речи может, наоборот, затруднить восприятие текста.
  На самом деле все подобные "правила" не сложно даже выработать и уяснить для себя самостоятельно, опираясь на элементарную логику. Вообще все правила расстановки пунктуации и написания заглавных или строчных букв в начале предложений (особенно вкрапляемой в прямую косвенной речи) подчиняются простейшим логическим правилам. Основное из них такое: если рассматриваемая участок косвенной речи является самостоятельным законченным предложением (т.е., может существовать в тексте в том виде, в каком он представлен как отдельное предложение), то в конце речи прямой перед этим участком косвенной речи ВСЕГДА ставится знак конца предложения (точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак). А затем через тире этот участок косвенной речи ВСЕГДА пишется с заглавной буквы.
  Исключение составляет случай, когда такой участок косвенной речи вставлен внутрь фразы персонажа как промежуточный авторский комментарий, да и то там всё сильно зависит от конкретных построений прямой речи (см. примеры 3-2 и 3-3 в разделе 3 ниже). Но даже в этих случаях элементарная логика и простейшие правила грамматики позволяют всё сделать ясно и правильно.
  Ниже попробуем всё это показать на конкретных примерах.
  
  
  1. Слова косвенной речи не являются законченным предложением
  
  Пример 1-1: "- А что это такое? - спросил рыжий мальчишка с последней парты".
  Пожалуй, самый распространённый пример сочетания прямой и косвенной речи. Здесь предложение прямой речи полностью законченное и самостоятельное (в его конце стоит вопросительный знак - знак конца предложения). Предложение же косвенной речи не полностью самостоятельное: оно не может существовать в тексте произведения без речи прямой, оно её лишь дополняет, так как отдельное себе предложение "Спросил рыжий мальчика с последней парты", стоящее в тексте само по себе - полная бессмыслица, тут ясно видно, что какая-то часть предложения отсутствует.
  Именно поэтому слово "спросил" в разбираемом здесь примере пишется со строчной буквы - ни в коем случае не с заглавной, как делают многие авторы в совершенно аналогичных случаях. А само слово "спросил" здесь усиливает знак вопроса, акцентирует именно вопросительность данной грамматической конструкции.
  Само собой, после косвенной речи ставится точка, как в конце любого предложения (относительно точки, полагаю, у любого мало-мальски грамотного человека сомнений не возникает).
  Напоминаю, что прямая и косвенная речи разделяются знаками тире, перед и после которых обязательно следуют пробелы.
  
  Пример 1-2: "- Но я этого не понимаю! - воскликнул рыжий мальчишка с последней парты".
  Пример, аналогичный по всем параметрам предыдущему, разница лишь в том, что в конце предложения прямой речи стоит восклицательный знак (который также ставится только в конце предложения).
  Знаки "!" и "?" могут ставиться и в пояснительных вставках в любых типах речи, выделяемых тире, часто это делается в текстах публицистических, где автор как бы полемизирует сам с собой или с условным оппонентом.
  Как и в примере 1-1, слово "воскликнул" объясняет наличие восклицательного знака. Надо отметить, что порой авторы не ставят в аналогичном случае знак "!", обходясь запятой или точкой, чем сильно снижают экспрессию высказывания: наличие восклицательного знака сразу говорит об эмоциональности высказывания. Противоположной ошибкой является наличие восклицательного знака при пояснительном слове, указывающем на эмоцию "прошептал" или "пробормотал" (в таких случаях, если сказал что-то тихо, но с "эмоциями", стоит использовать эпитет "прошипел" и т.п., или какие-то дополнительные пояснения, но это уже вопросы стилистики изложения).
  В целом оба примера говорят о том, что знаки "!" и "?" при наличии авторской ремарки (косвенной речи) усиливают восприятие текста. А уж если в подобном случае авторской речи нет вовсе (а есть только восклицание персонажа), то знак (вопросительный или восклицательный) нужен обязательно: он придает эмоциональную окраску словам героев. А в случаях, если персонаж восклицает одновременно с интонацией вопроса и/или удивления, то целесообразнее ставить сдвоенный знак "?!" (большинство авторов почему-то такое сочетание вообще не применяют).
  
  Пример 1-3: "- Не зря Иванова все не любят, - заметил рыжий мальчишка с последней парты".
  В данном случае с предложением косвенной речи всё то же самое, что и в примерах 1-1 и 1-2 - оно должно начинаться со строчной буквы, т.к. является лишь придаточным по отношению к прямой речи. Но здесь в речи персонажа нет каких-то сильных эмоций (ни вопроса, ни восклицания, что подчёркивается словом "заметил", т.е., сказал спокойно, как бы между прочим), и поэтому в конце предложения прямой речи ставится запятая, а не точка. Точку тут нельзя ставить ни в коем случае!
  
  
  2. Слова косвенной речь являются законченным предложением
  
  Пример 2-1: "- А что это такое? - Рыжий мальчишка с последней парты даже привстал от удивления".
  В данном случае предложение косвенной речи является совершенно самостоятельным - оно могло бы существовать в тексте независимо от речи прямой. И именно поэтому оно обязательно пишется с заглавной буквы.
  
  Пример 2-2: "- Но я этого не понимаю! - Рыжий мальчишка с последней парты даже топнул ногой".
  Ситуация, аналогичная примеру 2-1, но со знаком "!".
  
  Пример 2-3: "- Не зря Иванова все не любят. - Рыжий мальчишка с последней парты презрительно сощурился".
  В данном случае, поскольку предложение косвенной речи полностью самостоятельное (может существовать в тексте в точно таком же виде), оно начинается с заглавной буквы, а в конце предложение прямой речи ставится точка, или "!", или "?", или даже многоточие - в зависимости от экспрессивной окраски высказывания. Но ни в коем случае не запятая!
  
  
  3. Косвенная речь находится внутри прямой речи персонажа
  
  Пример 3-1: "- А что это такое? - спросил рыжий мальчишка с последней парты. - Я, например, ничего об этом не знаю".
  Предложение косвенной речи дополняет первое предложение речи персонажа, не является самостоятельным, но стоит внутри речи персонажа. Во многом этот примеру аналогичен примеру 1-1 с той лишь разницей, что после речь косвенной здесь добавляется продолжение речи персонажа. Поскольку первая часть прямой речи персонажа является законченным предложением (оканчивается знаком вопроса), а косвенная речь лишь её дополняет, то предложение косвенной речи начинается со строчной буквы и оканчивается точкой.
  В данном случае вторая часть речи персонажа после тире начинается обязательно с заглавной буквы. В подобных случаях после косвенной речи никак не может стоять запятая, а вторая часть прямой речи никак не может начинаться со строчной буквы, как делают многие авторы (и, к сожалению, многие редакторы и корректоры такое пропускают, демонстрируя свою низкую квалификация). Если включить элементарную "логику" и минимум знаний русского языка, то подобное, как нам кажется, логически понятно вообще без всяких правил, само по себе.
  
  Пример 3-2: "- А зачем всё это, - возмутился рыжий мальчишка с последней парты, - что это нам даст?!"
  Автор может пожелать не просто вставить косвенную речь между фразами персонажа, как показано в примере 3-1, а разорвать фразу своего героя вставкой авторского комментария. Здесь косвенная речь также является несамостоятельным предложением, но она не просто дополняет первую часть прямой речи, а вставлена между словами персонажа. Поэтому после первой части прямой речи однозначно ставится запятая (а не точка и не какой-либо иной знак конца предложения), слова косвенной речи начинаются со строчной буквы, после этих слов снова ставится запятая, и вторая часть прямой речи начинается после тире также со строчной буквы. Только так, и никак иначе! Поставленные в конце речи персонажа сдвоенный знак "?!" выражаем вопрос (?) и яркую эмоцию (!). Этот сдвоенный знак можно назвать "знаком удивления".
  
  Пример 3-3: "- А если даже и так, - рыжий мальчишка с последней парты весь горел от возмущения, - мы всё равно не примем Петрова в нашу команду!"
  Что мы имеем здесь? Предложение косвенной речи, вставленное в прямую речь персонажа, абсолютно законченное и самостоятельное - но пишется со строчной буквы, а после него стоит запятая - почему? А потому, что предложение это выступает именно придаточным в качестве разделительной связки между единым грамматически и по смыслу участком прямой речи. Это единственный случай, когда законченное самостоятельное предложение косвенной речи в подобных сочетаниях следует писать со строчной буквы и выделять не знаками конца предложения, а запятыми.
  
  Кстати, настоятельный совет авторам: не злоупотреблять вставками косвенной речи, подобными примерам 3-2 и 3-3! В одном абзаце речи персонажа в диалогах не следует делать такие вставки больше одного, максимум - максимум! - двух раз, чтобы не запутывать восприятие читателя. Увы, некоторые авторы умудряются вставлять косвенную речь в одном абзаце речи персонажа по 4-5 раз, что делает чтение ужасающе "тяжёлым".
  
  Пример 3-4: "- А зачем всё это? - возмутился рыжий мальчишка с последней парты и, посмотрев прямо на учителя, сказал: - Виктор Петрович, вы же раньше нам иначе объясняли!"
  Автор может пожелать выстроить свой текст так, что в прямой речи персонажа возникает вставка речи косвенной, где от говорящего персонажа следует некое обращение к другому персонажу (персонажам), демонстрирующее вопрос и т.п. эмоционально-смысловую окраску речи. В данном случае автор показывает, что персонаж обращается к конкретному другому персонажу (задаёт вопрос, что-то сообщает, и т.п.). Поэтому в аналогичных случаях после слова "сказал", "спросил" и т.п. однозначно ставится двоеточие и речь персонажа начинается обязательно с заглавной буквы, т.к. это уже будет новое, самостоятельное предложение.
  
  Пример 3-5: "- Не зря Иванова все не любят. - Рыжий мальчишка с последней парты презрительно сощурился, а потом повернулся к соседу и сказал: - Помнишь, как он тебя директору заложил?"
  Если, как уже говорилось, предложение косвенной речь в подобной вставке являются самостоятельным (может существовать в тексте в данном виде отдельно от речи прямой), то ситуация возникает следующая: предложение косвенной речи начинается с заглавной буквы, а после первой часть речи прямой обязательно ставится точка. После слова "сказал" однозначно ставится двоеточие и ни в коем случае не точка или запятая, как делают многие авторы! Вторая же часть прямой речи начинается обязательно с заглавной буквы, т.к. это новое самостоятельное предложение прямой речи персонажа.
  
  4. Прямая речь - мысли героев или пересказ речи других персонажей
  
  Особый случай, когда автор передаёт мысли героев, представленные в форме некого "диалога сам с собою". Тут возможны два варианта:
  
  Пример 4-1: "Василий подумал, что Иванова все не любят как раз потому, что тот всегда раз наябедничать на товарищей".
  Мысли героя подаются в виде косвенной речи - тут всё просто и понятно, действуют стандартные правила для сложных предложений.
  
  Пример 4-2: ""Почему Иванова все не любят?" - размышлял Василий, и сам себе отвечал: - "Да потому, что ябеда он"" (двойные кавычки даны исключительно для примера выделения).
  Здесь мысли героя представлены так же, как прямая речь персонажа (каким герой и является). Т.е., действуют все те правила, которые описаны выше в разделах 1, 2 и 3. С двумя лишь отличиями: 1). для более чёткого выделения того факта, что читатель видит перед собой мысли героя, они (мысли) выделены кавычками; и 2). Перед началом мыслей героев не ставится тире, обязательное в начале стандартной прямой речи для выделения нового абзаца.
  
  Пример 4-3: "Василий стал вспоминать, как всё было. Он встретил Иванова в коридоре второго этажа школы, и тот сообщил: "Ну, теперь тебя точно будут разбирать на педсовете!" Глаза Иванова светились при этом ехидным торжеством".
  В данном случае всё тоже работает аналогично описанному для примера 4-2. Теоретически можно было бы записывать слова Иванова как обычную прямую речь - без кавычек, с красной строи и с применением, естественно, тире. Но для подчёркивания, что вся сцена воспоминаний о словах Иванова происходит не в "реальной жизни", а в голове Василия в виде воспоминаний, слова Иванова даются в кавычках, что делает повествование намного более наглядным.
  
  Пример 4-4: "Василий встретил Павлика во дворе школы, и тот, само собой, стал расспрашивать об Иванове.
  - Ну видел я его, ябедника, - ответил Вася.
  - И что?! - Павлик весь светился любопытством.
  -Да ничего особенно. Ну, спросил я его: "Зачем ты нас заложил?". Знаешь, что он ответил? "А чтобы вам неповадно было!" Представляешь, какой подлец?"
  Здесь у нас типичный дословный пересказ одним персонажем слов другого персонажа, встроенный в прямую речь первого персонажа (подчёркнутые фразы). Эти участки "дословного пересказа" выделяются кавычками в речи первого персонажа. Всё предельно просто и понятно. В прямой речи пересказывающего действуют, само собой, и все правила написания сочетаний прямой и косвенной речи, описанные выше.
  
  
  * * *
  
  Вот, пожалуй, все возможные варианты для сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах. Если даже мы не учли какие-то сочетания, то, пользуясь показанной "логикой", авторы легко смогут самостоятельно писать всё правильно и, главное, выразительно для читателя.
  Подчёркиваем, что если правильно и логично расставлять знаки препинания и пунктуации, правильно использовать строчные и заглавные буквы в сочетаниях прямой и косвенной речи, выделять мысли героев и дословный пересказ слов других персонажей, то текст будет читаться намного легче, а смысловые оттенки и эмоции персонажей и авторских комментариев станут более ясны читателю, что в конечном итоге скажется и на читательской оценке работы автора. Ведь всё это - умение точно расставить знаки препинания и пунктуации вообще, и в сочетаниях косвенной и прямой речи, в частности, - один из компонентов чёткого и красивого стиля изложения.
  Правда, помимо правильной расстановки знаков препинания автору необходимо ещё создать увлекательный сюжет, а это, как говорится, уже совсем другая история. Однако неумением ясно и точно выразить свои мысли перед читателем автор зачастую может убить любой, самый увлекательный сюжет.
  Так что пишите увлекательно и при этом обязательно грамотно!
  
  -//-
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"