Аннотация: Добрая сентиментальная сказка о принцессе и драконе нового времени. С комментариями.
Принцесса и Дракон[1]
Марина наводила последний марафет перед спектаклем. Провинциальная актриса, она все еще была хороша [2]. Во всяком случае, от поклонников отбоя не было.
Принцесса в детской постановке... Она в последний раз поправила непослушные локоны черных волос, напрочь отказывавшихся фиксироваться бутафорской диадемой, и уже собралась было подняться со старого обветшалого стула [3], как в зеркале позади нее4 возникла зеленая зубастая морда.
- Артур, прекрати, - довольно спокойно прикрикнула [5] она, сразу сообразив, что это ее друг, вспомнив былое, в который раз решил выкинуть шутку с маской.
Пугать Марину когда-то было его любимым хобби. Однако давно он не вытворял эти "форс-мажоры" [6]. Ох, как давно. Почти с тех времен, как она стала его женщиной. Ей даже стало приятно...
Но это был не Артур. Сильные зеленые руки подхватили Марину, пол ушел из под ее ног, и через секунду они уже летели над бескрайними просторами девственной [7] природы [8].
*** [9]
Долго ли, коротко ли они летели [10], да показалась стоящая на утесе башня.
"Башня - это не пещера", - почему-то пронеслось в голове у Марины. И, как ни странно, это ее немного успокоило. Наверное, потому что башня, если не свидетельствовала, то уж точно намекала на наличие у ее похитителя разума. А с разумным существом всегда можно хотя бы надеяться договориться.
Влетев в растворенное окно [11], Дракон опустил Марину на роскошный ковер. Сам же отошел в сторону, и с видом заправского эстета принялся ее рассматривать. [12]
- Что ты собираешься со мной делать? - спросила она, наконец, когда пребывание в положении новых ворот ей порядком осточертело.
Дракон молчал, продолжая внимательно ее рассматривать. Сам он напоминал гибрид тиранозавра с птеранодоном, но при этом умудрялся выглядеть весьма симпатично.
- Ты можешь говорить? - опять спросила Марина.
Дракон молчал.
Марина попыталась пойти к окну, служившему единственным выходом из комнаты, но Дракон преградил ее путь.
- Принцесса, принцесса, а я тебя съем, - наконец произнес он, настолько забавным голосом, что она невольно улыбнулась.
"Прямо, как в "Колобке", - подумала Марина, и в той же манере ответила:
- Не ешь меня, я тебе песенку спою.
- Песенку? - переспросил Дракон. - Мне никто никогда не пел песенок. А разве принцессы это умеют?
- Умеют, - ответила Марина, незаметно для себя втягиваясь в образ. - Не все, конечно. Но некоторые умеют. К сожалению, у меня нет гитары...
Дракон нахмурился.
- Но я и так спою... - поспешила она.
И Марина запела [13]:
Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная.
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.
Звезда любви, звезда волшебная,
Звезда моих минувших дней!
Ты будешь вечно неизменная
В душе измученной моей!
Ты будешь вечно неизменная
В душе измученной моей!
Лучей твоих небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда. [14]
- Ты чудесно поешь, - завороженно произнес Дракон, когда Марина закончила песню. - Жаль, что тебя нужно съесть.
- Но зачем?! - спросила она.
- Так положено, - ответил Дракон. - Традиция. Меня мама все время пилит. Говорит: "Какой ты дракон, если ни одну принцессу не съел!" Обидно! А где их возьмешь? Вот, пришлось по мирам шастать.
Марина уже хотела было признаться, что, в общем-то, она не совсем принцесса, или точнее, совсем не принцесса, однако прикусила язык. Судя по всему "не принцесс" ее визави успел съесть далеко не одну.
- А ты ей скажи, что съел, - вместо этого ответила она.
- Нельзя. Мы не можем врать. Традиция...
Дракон развел руками. Марина тоже молчала.
- Спой мне еще, - попросил Дракон, прерывая неловкое молчание. - И вообще, присаживайся на ковер. Он теплый.
- Не буду, - ответила Марина, насупившись. - Ты же меня все равно съешь.
- Не съем, - ответил Дракон, - пока ты мне будешь петь песни.
- Песню в день, - быстро сказала Марина.
- Десять песен в день, - воодушевленно возразил Дракон.
"А он - парень не промах," - подумала Марина, и, улыбнувшись, вступила в торг, который, несмотря на большие ставки, казался ей забавным. Ее разум просто отказывался верить, что это симпатичное, даже немного забавное существо может и впрямь ее съесть.
- Две.
- Восемь.
- Ладно, договоримся на трех, - заключила Марина.
Дракон кивнул и улыбнулся, если конечно сию мину его зеленой морды можно было назвать улыбкой.
Вторая песня Марины была песней Мери из "Пира во время чумы". Это был ее первый серьезный спектакль, поэтому не случайно он так врезался в память [15]:
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь Божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
Если ранняя могила
Суждена моей весне -
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, -
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.
И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах! [16]
Дракон смахнул проступившую слезу. Как и все представители его племени, он был очень сентиментальным.
- У тебя есть рыцарь? - спросил он Марину.
Марина подняла брови.
- Я спрашиваю, есть ли у тебя рыцарь, который пошел бы тебя освобождать? - переспросил Дракон.
- Да, есть, - ответила Марина, - но почему ты спрашиваешь?
- Он бы пришел тебя освобождать, а я сделал бы вид, что испугался и отпустил бы тебя. Это, конечно, немного позорно, но в рамках традиций.
Дракон улыбнулся.
- Но как же он сюда придет? Он ведь не умеет "по мирам шастать".
- Так я же и приведу. Только вот человеком обернусь.
Дракон сосредоточился, потом завертелся на месте волчком, и через минуту перед Мариной стоял уже человек.
"А ведь он весьма симпатичный", - подумала Марина, глядя на великолепную широкоплечую стройную фигуру, с приятным нордическим лицом, орлиным носом и немного длинноватыми для мужчины темно-русыми волосами.
Одет Дракон был в потертый джинсовый костюм, и выглядел бы типичным раздолбаем, если бы не слишком серьезное выражение пронзительных серых глаз.
Лет ему было... Черт его знает сколько, но больше, чем Марине.
- Кстати, Марина, - наконец представилась дракону девушка [17].
Дракон с трепетом сначала пожал, а потом, опустившись на колено, поцеловал протянутую руку, и назвал свое имя. Имя, которое, она, впрочем, не только не запомнила, но и засомневалась в принципиальной возможности его выговорить.
- Ну что, - заключил Дракон после того, как официальное знакомство, наконец, состоялось. - Прошу пройти в спальню. - А то, я вижу, здесь тебе будет не очень комфортно.
Дракон взмахнул рукой, и в стене супротив окна появился проход.
Слово "спальня" не очень понравилось Марине, но ее знакомый выглядел слишком благородно, чтобы за ним можно было заподозрить что-то худое.
***
Спальня была такая, какой Марина ее и представляла: огромная кровать, несколько массивных кресел, столики с канделябрами, затейливые узорчатые окна.
Кроме подсвечников на столиках стояли подносы, полные всяких фруктов, так что начинающий уже подавать сигналы желудок мог быть спокоен.
"Уж не вегетарианец ли он? - подумала было Марина, но осеклась. Судя по его первоначальным намерениям, он был далеко не вегетарианцем.
- Спой мне еще, - попросил Дракон, когда она немного освоилась. - Последнюю на сегодня песню.
И Марина запела:
Над рекой, за лесом рос кудрявый клен.
В белую березу был тот клен влюблен.
И когда над речкой ветер затихал,
Он березе песню эту напевал:
"Белая береза, я тебя люблю.
Протяни мне ветку свою тонкую.
Без любви, без ласки пропадаю я.
Белая береза - ты любовь моя".
А она игриво шелестит листвой:
"У меня есть милый - ветер полевой".
И от слов от этих бедный клен сникал.
Все равно березе песню напевал:
"Белая береза, я тебя люблю.
Протяни мне ветку свою тонкую.
Без любви, без ласки пропадаю я.
Белая береза - ты любовь моя".
Но однажды ветер это услыхал.
Злою, страшной силой он на клен напал.
И в неравной схватке пал кудрявый клен.
Но пробилась песня сквозь прощальный стон:
"Белая береза, я тебя люблю.
Протяни мне ветку свою тонкую.
Без любви, без ласки пропадаю я.
Белая береза - ты любовь моя". [18]
"Наверное, у них с ее рыцарем - очень большая любовь, - подумал Дракон, в который раз незаметно вытирая слезу. - А я, сволочь такая, чуть ее не загубил".
- А теперь сосредоточься на своем рыцаре, - сказал он Марине, - и я пойду к нему по мосту твоей любви.
***
Он очутился в темном прокуренном помещении возле стойки бара. Рядом на высоком стуле сидел тот, о ком говорила его принцесса. Смазливый парень, явно много моложе Марины. Высокий, с модной, почти под ноль, стрижкой очень светлых волос. Красивый. Хотя красота - штука весьма относительная, и Дракону он показался просто гнусным. Однако почти все женщины имели на сей счет совсем иное мнение.
- Привет! - обратился парень к Дракону, обводя его мутным взором. - Тебя же здесь только что не было.
- Я только что появился, - ответил Дракон. - Я пришел за тобой.
- Да? - Артур удивленно поднял брови. - Мы знакомы?
- Нет. Но у нас есть общая знакомая. Ты знаешь, где сейчас Марина?
- Эта сучка, что сорвала сегодня спектакль? Да пошла она... А-а-а... Постой. Ты что, ее новый?
Дракон был настолько потрясен, что не смог выдавить из себя ни слова.
- Ой, извини, друг! - Артур хлопнул его по плечу. - Нормальная она баба. По-мужски понимаю. Спасибо тебе, что появился!
- Ты, это... - Дракон с трудом подбирал слова. - Ты, это, не хочешь со мной драться?
От удивления, Дракон заморгал глазами. Он даже забыл, что должен был пока представиться просто другом и проводником.
- Драться?.. Что ты! Я бы тебе пива поставил, если бы деньги были... Друг! Может, угостишь собрата по несчастью. Скоро поймешь какому. Мне эта Марина уже вот где сидит, - он провел рукой по горлу. - Ей уж на пенсию пора [19], а она все за меня цепляется...
***
- Ну, как? - спросила Марина, когда Дракон вновь появился в ее комнате.
Дракон еле стоял на ногах.
- Он не рыцарь, - ответил он и, потеряв равновесие, рухнул на пол.
***
- Где я? - с изумлением спросил Дракон, оглядывая свое все еще человеческое тело.
Он лежал на кровати, и рядом с ним сидела Марина.
- У себя, голубчик, - ответила она, гладя его по голове. - Не умеешь, я вижу, ты пить. Закусывать надо!
Как Дракон не пытался утаить, как он закусывал, от взора Марины не скрылось, что случилось что-то неладное.
- Как Артур? Что ты с ним сделал?! - с волнением спросила она.
Драконы не умеют врать.
- Он - не рыцарь... И я... И я...
- Ты?!!!
Он просто кивнул, подставив голову под град обрушившихся на нее ударов.
Отбиваясь, он схватил ее руки и повалил на кровать. Марина смотрела на него с ненавистью и отчаянием.
- Я же говорю, он оказался не рыцарем, и отказался за тебя драться.
- Ты все врешь! - отвечала Марина всхлипывая. - Он не мог...
- Значит, мог. А я просто не умею врать.
Дракон ослабил хватку, и Марина повторила все сначала. С тем же результатом.
Но на этот раз, подчиняясь какому-то наитию, он вдруг прильнул губами к ее устам. И, как это не казалось странным, продолжая всхлипывать, Марина ответила на его поцелуй. Как-то неожиданно для обоих, их борьба перешла в совсем другое качество.
***
Они лежали рядом, глядя друг на друга, и глаза обоих лучились счастьем.
- У тебя есть подружка? То есть, была?... - неловко спросила Марина.
- Нет, - ответил Дракон. - У нас с этим проблемы. Моей подружкой может стать только женщина, которая сама меня полюбит. Понимаешь, САМА. ПОЛЮБИТ, - он сделал ударение на каждом слове. - Иначе ничего не получится. А как мне вчера верно сказал твой бывший, женщины не любят мужчин, столь трепетно чтящих традиции... Тем более, драконов.
Дракон на несколько секунд замолчал, глядя на Марину. Но в ее сердце уже не было места для Артура.
- Рыцарскими же качествами они наделяют тех, кто менее всего этого заслуживает.
- Это тоже сказал Артур?
- Нет, это уже сказал я.
Марина положила голову ему на плечо. Это было фантастикой, но так хорошо ей еще ни с кем не было.
- И у тебя не было ни одной? - спросила она.
- Нет. Они все меня боялись. И правильно боялись. Потому что я их съел. [20]
Умом Марина понимала, что после этих слов она должна была отпрянуть, но вместо этого она только улыбнулась, и, наоборот, прильнула к своему милому.
- И никто не пел тебе песен?
- Никто. Я, вообще, очень плохой дракон. Не знаю даже, как буду смотреть в глаза маме. А ведь через неделю ее день рождения.
- А ты представь ей меня, как свою подружку.
- А ты согласна?!
Дракон чуть не подпрыгнул от радости.
"Он и вправду тормоз," [21] - подумала Марина, но вслух сказала:
- Конечно, дурачок.
Встав с кровати, Марина пошла к окну. В костюме Евы она была прекрасна [22]. Дракон последовал за ней.
- Полетели прямо сейчас, - сказал он, положив руку ей на плечо. - Мне просто не терпится познакомить тебя с моими родителями.
И к удивлению Марина обнаружила, что у нее появилась пара зеленых крыльев... [23]
Конец [24]
(2001) [25]
Комментарии
1 Зачем нужны эти столь изрядные комментарии? Отвечу. Дело в том, что меня так успели достать иные критики именно с этим рассказом, что я решил ответить на все их вопросы.
2 "Провинциальная актриса, она все еще была хороша..." Некоторый алогизм (а на самом деле всего лишь удачно примененный французский строй; каюсь, иногда думаю и на французском) связи нужен для лаконичности, точности и стиля. Несколько штрихов и картинка схвачена. Вы видите, что это: 1) провинциальная актриса, 2) ей далеко не 20, 3) она следит за собой и все еще нравится мужчинам, 4) в общем все нормально, без бед, но 5) какая-то безысходность. И всего 7 слов. Зачем больше? Право, неловко это объяснять. Просто нашлись спрашивающие.
3 "Она в последний раз поправила непослушные локоны черных волос, напрочь отказывавшихся фиксироваться бутафорской диадемой, и уже собралась было подняться со старого обветшалого стул-" Обратите внимание, всего несколько слов и полная картина жизни героини. Картина, которую не надо описывать подробнее, потому что и так все ясно. Да, автор не получит лишнего построчного гонорара, да спесивый индюк и в издательстве сделает вывод, что автор - не профессионал (потому что последние пишут для гонорара и только для гонорара), но дело в том, что я по старинке пишу для читателя, которого люблю и уважаю.
4 Как не странно словосочетание "в зеркале позади нее" вызвало нарекания. Почему сказано именно так? Объясню. Героиня сидит пред зеркалом и смотрит (что логично) на себя. Кроме того, в зеркале (что не менее логично) она видит, что происходит позади нее. И когда там появляется "зеленая зубастая морда", она ее видит в зеркале позади своего отражения. Или, другими словами, позади себя, ибо отражение свое мы, как правило, полностью отождествляем с собой. Почему сказано именно так? Почему не сказано просто "в зеркале"? Потому что в этом случае читатель как раз может сделать неверный вывод о том, что дракон возник в зеркале. Подчеркиваю, что я (как, кстати, и классики прошлого) говорю предельно лаконичным языком, но так, чтобы это шло не в ущерб грамотности речи и правильному пониманию.
5 "...довольно спокойно прикрикнула..." Кто-то и тут увидел ляп. "Как это можно довольно спокойно прикрикнуть?!" Объясняю, вот так и можно. Довольно спокойно.
6 "Однако давно он не вытворял эти "форс-мажоры"." Был человек, которому не понравилось и это словосочетание. Наверное, это был юрист. Что тут сказать? Во-первых, можно обратить внимание на кавычки. А во-вторых, напугать женщину перед выходом на сцену, это, конечно, не вулкан, не землетрясение и не цунами, но что-то форс-мажорное в этом все-таки есть.
7 Для лиц не совсем свободно владеющих живым и могучим русским языком, но вместе с тем считающих себя большими его ревнителями небольшая справочка:
ДЕВСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -ен, -енна. 1. Не имеющий половых сношений, целомудренный. 2. перен. Нетронутый, невозделанный. Девственная почва. || сущ. девственность, -и, ж. (сл. И. Ожегова)
Природа (как и все прочее), к которой не приложил руку (или что-то еще) человек, называется девственной. Это по-русски так правильно.
8 О чем говорит фраза "над бескрайними просторами девственной природы"? Объясню. Но сначала небольшой анекдот:
- Уотсон, о чем говорят звезды над нашими головами?
- О том, что завтра будет ясная погода?
- Нет. О том, что у нас украли палатку.
Возвращаясь к нашим баранам. О чем говорит фраза "над бескрайними просторами девственной природы"? Спесивому индюку, немного знакомому с современным русскоязычным текстоделанием, она говорит о том, что автор использовал старые штампы, и, таким образом, не является профессионалам, ибо профессионалы так не поступают.
О чем же она говорит сама по себе? О том, что дракон и героиня уже находятся не в мире героини, где "бескрайних просторов девственной природы" давно не осталось, но в каком-то сказочном мире, где сие еще сохранилось. Вот именно так эту фразу следует понимать. Не больше и не меньше.
9 Сдается мне, пришло время рассказать о сей сказке и оных комментариях чуть подробнее. А то ведь кто-то не самый глупый уже мог возмутиться: зачем объяснять то, что и так ясно?!