Smolina Alla : другие произведения.

2. Россия-Швеция. Начало школьной жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  
  
  

Алла Н. Смолина

  Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
  
  
  
    1. "O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
  
  
  2. "Россия-Швеция. Начало школьной жизни"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
  В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
  
  
  3. "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
   В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени.
  
  
  4. "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках"
  здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/1kmn.shtml
  Название говорит само за себя.
  
  
  5. "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
  
  
  6. "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
  
  
  7. "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
  
  
  8. "Швеция-Франция. День рождения в Париже, или французские приключения (Paris-2)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
  
  
  9. "Швеция. Bиват, гимназисты!"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd8.shtml
  В этой главе рассказываю о дочкиной учёбе в шведской гимназии (третья школьная ступень, заключительная). Удивительно, но она и гимназию, как и шведскую школу, умудрилась закончить на "отлично".
  
  
  10. "Однажды зимним вечером, или милосердие по-шведски"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml
   Эта глава изначально не входила в цикл "Красная девица", в ней я пыталась рассказать о шведском милосердии и бескорыстии. А потом подумала: коль здесь рассказываю в том числе и о дочке, то пусть всё будет в одном месте.
  
  
  11. "Пусть всё будет в одной шкатулке..."
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kdd10.shtml
  В эту главу поместила рисунки дочки.
  
  
  12. "В пустыне бездуховности и прозы она живёт - бегущей по волнам..."
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdd11.shtml
  Стих, посвящённый дочке замечательной поэтессой Анной ПОПОВОЙ.
  
  
  13. "Школьная практика, или соотечественники за рубежом"
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdw1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочь отрабатывала неделю в магазине с русской хозяйкой, а та за всю неделю не произнесла слова по-русски.
  
  
  14. "Старшая внучка пошла в школу. И... младшая"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/love.shtml
  
  
  15. "Пoдарок тeти Аллы"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/wpodderzhkuuznikowbolotnoj.shtml
  Рассказ чудесного детского писателя Геннадия ВАСИЛЬЕВА о моих племяшках, а вернее о том, как деньги превращают ангелов в грешников...
  
  
  
  
  
  
  
  

Россия-Швеция. Начало школьной жизни

  

Россия, Калининград, гимназия N 1

  
  Существует мнение, что девочки повторяют путь матерей. Вполне верю. Моей первой школой была российская под номером "1", где проучилась три года, а с четвёртого по десятый классы я уже ходила в школу на территории Германии, где служил папа. Так и у дочки первой школой оказалась российская и тоже под номером "1", где в первый класс она не ходила, сразу во второй поступила, а после третьего я увезла её в Швецию.
  
  Правда, дочкин путь в школу оказался немного тернистее и сейчас расскажу причину.
  
  В главе первой "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml) повествуется, что после возвращения из Германии, где муж проходил службу (да, в Германии я прожила одиннадцать лет, сначала там служил папа, после - муж), дочка говорила по-немецки и, для сохранения навыков, пришлось отдавать её в группу русских немцев при детском садике N 122 города Калининграда (надеюсь, номерa не перепутала).
  
  В школу детсадовская группа решила идти тем же составом. Наверняка это отличный педагогический эксперимент - провести детей единым коллективом из детского сада до окончания школы, но меня эксперимент не устраивал по причине посредственной репутации учебного заведения. Тем более, в группе дочка по возрасту была почти самой младшей, в пять с половиной лет поступать в школу было рано, и мы решили отложить до следующего года.
  
  Так и произошло. В сентябре группа русских немцев полным составом из детского сада перешла в школу (не помню номера), а мы оформились в подведомственный Балтийскому Флоту, где муж служил в военной прокуратуре, детский садик "Якорёк". Написав "мы", конечно же, подразумеваю оформление дочери, сама я в садике не присутствовала, разве что привезти-увезти.
  
  

* * *

  
  Прошёл год и вдруг узнаю новость: воспитатель, а теперь уже классный руководитель и по совместительству учитель немецкого языка, добилась перевода своего класса в лучшую (на тот период) калининградскую гимназию N 1. Tо самое, что нам требовалось!
  
  Но как из детского садика попасть сразу во второй класс гимназии? Я даже сон потеряла. За дочкины знания не переживала, к шести годам она свободно читала на двух языках: на русском и на немецком. Естественно, половины смысла немецких слов не понимая, но читала бегло. Знала цифры, таблицу умножения, умела складывать и отнимать, легко разбиралась в географии, могла сказать который час. То есть уровень знаний имела высокий и, собирайся поступать в первый класс той же гимназии, любой вступительный экзамен преодолела бы с лёгкостью.
  
  Однако у нас была конкретная цель - второй класс русских немцев гимназии N 1 города Калининграда.
  
  

* * *

  
  Hе буду раскрывать деталей решения проблемы, сметливый читатель догадается сам, но в нужный класс мы попали. Бывшая воспитательница стала вести немецкий язык, а классным руководителем поставили учительницу Раису Николаевну, тоже из числа русских немцев, тоже переселенка из Казахстана, где имела ряд профессиональных достижений, отмеченных государственными наградами.
  Естественно, Раиса Николаевна не знала, что дочка не училась в первом классе и когда через несколько лет я в том призналась, то Раиса Николаевна была крайне удивлена, ведь дочка, обгоняя в учёбе многих одноклассников, сразу стала отличницей.
  
  Единственное чего поначалу Раиса Николаевна не понимала: почему ребёнок пишет предложения в столбик?
  
  Это и для меня оказалось полной неожиданностью. В столбик дочь складывала, отнимала, умножала цифры, когда я занималась с ней математикой. А печатными буквами она писала нормально с малых лет, ловко составляя письменные заказы на праздничные подарки, я даже фотографии этих писулек поместила в первой главе (http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml). Письменным буквам, боясь чего-то упустить, я её не учила, отложив до школы. Но кто ж думал, что нашим "первым" классом станет сразу второй класс, да не просто класс, а в лучшей городской гимназии? Кто ж думал, что письменные строки придётся осваивать в авральном порядке, когда до начала школьного года останется менее месяца?
  
  В тот август детская комната превратилась в подготовительный класс. Оказывается, научить ребёнка письменным буквам сложнее, чем чтению. Мне так казалось. Иногда терпения не хватало и мой гнев выпрыгивал за рамки культурного образовательного процесса:
  - Слёзка вверх! - повышала я голос, когда дочь забывала написание маленькой письменной буквы "в".
  - Слёзка вниз! - сердилась я, когда она ошибалась с маленькой письменной буквой "д".
  В тот август мужа было не видно и не слышно, и лишь, когда шум из детской комнаты превышал допустимый уровень, муж молча заглядывал и укоризненно качал головой, а иногда и кулак мне показывал. Hо голоса не подавал.
  
  Зато к Первому Сентября дочь освоила все письменные буквы.
  
  Но я не ожидала, что она решит составлять предложения в столбик.
  Первое время на уроках русского языка второго класса гимназии дочь писала так:
  Наступила
  осень,
  пожелтел
  наш
  сад.
  Листья
  на
  берёзе
  золотом
  горят...
  
  И, спрашивается, с чего вдруг? Или сыграло роль, что у всех детей начало школьной жизни знаменуется радостным торжественным событием, а у нас прошла конспирологическая операция незаконного внедрения? Нам было не до радостей, первоочередной задачей стояло сохранение тайны, чтоб никто-никто не смог понять о пропущенном первом классе. Так и случилось. Долгие годы ни учителя, ни одноклассники, ни их родители даже не подозревали, что во 2-й класс гимназии ребёнок пришёл из старшей группы детского сада "Якорёк".
  
  

* * *

  
  Впечатления от учёбы в калининградской гимназии N 1 остались двоякими. Да, превосходное старинное здание, доставшееся городу от немцев. Внешний вид учебного заведения играет не последнюю роль. Есть разница: или ты бредёшь в школу, более напоминающую контору сельсовета, или гордо приближаешься к монументальной альма-матери, к тому же имеющей красивую историю, берущую начало в средних веках?
  
  
   []
  
  1. Парадный вход. Добротное красивое здание, доставшееся от немцев
  
  
  
  История у здания действительно замечательная. Дело в том, что ранее это была немецкая школа - Бургшуле, уходящая корнями аж в 1658 год. Поначалу школа располагалась в другом здании и открывалась она как "реформатская приходская школа" или "латинская школа". Согласно первым сведениям, школа изначально замышлялась как детское общеобразовательное учреждение:
  http://www.klgd.ru/city/history/almanac/a8_6.php?print=Y
  
  31 августа 1664 года Великий курфюрст Фридрих Вильгельм подписал рескрипт, по которому "Латинская школа" получила официальное название "Бургшуле". Такое название буквально переводится как "Крепостная школа". Но в названии присутствует историческая основа - школа находилась на территории кёнигсбергского района "Бургфрайхайт" ("Крепостная слобода"). Школа разместилась в наёмном помещении реформатской общины возле Монетной площади Бургфрайхайта. Строительство здания для Бургшуле началось в 1665 году на участке, переданном общине судьёй фон Готцё. На этом земельном наделе находились дом, хлев, сад и скотобой-ня. Точная дата завершения строительства не установлена.
  
  В документе, датированном 2 августа 1680 года, отме-чено, что школа уже находится в специально построенном для неё здании.
  
  
   []
  
  2. Первое здание, построенное для Бургшуле возле Монетной площади Бургфрайхайта
  
  
  В мае 1813 года реформатская Бургшуле преобразована в высшую школу и получила название "Высшая городская школа".
  Она вышла из-под юрисдикции реформатской церковной общины.
  
  В октябре 1859 года школа реорганизована в городскую реальную гимназию, сохранив своё традиционное название "Бургшуле": "Называемая до этого времени высшая Бургшуле стала реальной школой первого порядка и включена в реестр Королевской провинциальной школьной коллегии".
  
  В апреле 1882 года школа получила название "Реальная гимназия на Бурге".
  
  В апреле 1889 года Бургшуле стала государственной с финансированием из бюджета.
  
  В 1892-1893 годах школа преобразована в "Высшую реальную школу" без преподавания латинского языка.
  
  В 1895 году школа переместилась в здание бывшей Фридрих-коллегии на Лёбенихт.
  
  В 1901 году школе возвращено название "Реальная гимназия на Бурге".
  
  В 1927 году Бургшуле переехала в новое здание на Лендорфштрассе в Хуфене.
  Сейчас в этом здании находится калининградская гимназия N 1 на улице Кропоткина, дом NN 8-10.
  
  Учебное время в период латинской школы подчинялось церковным канонам. В инструкции, датированной 1779 годом, указан следующий распорядок дня:
  - учебное время начиналось в 7 часов утра (кроме декабря и января, когда занятия начинались в 8 часов утра);
  - утренняя молитва занимала 15 минут;
  - уроки начинались через 10 минут после молитвы с ударом гонга и заканчивались по удару гонга.
  
  В первое половине дня преподавание продолжалось четыре часа.
  Затем следовал второй завтрак (или обед) и далее занятия продолжались до 14-16 часов.
  По данным конца XVIII века классные утренние занятия длились с 7 до 11 часов, послеобеденные с 13 до 16 часов, всего 7 часов.
  
  Бургшуле имела собственные цвета, как символику школы. Вначале это были чёрный и белый. С 1814 года появились чёрный, красный, жёлтый цвета, но затем эту расцветку запретили. Потом выбрали красный и голубой, как символ французской революции 1789 года. После 1856 года для школы утвердили зелёный, жёлтый, зелёный цвета.
  
  Более полно на эту тему можно почитать здесь:
  https://www.klgd.ru/city/history/almanac/a8_6.php
  
  
  
 []
  
  3.
  
  
  
  
 []
  
  4.
  
  
  
  
 []
  
  5.
  
  
  
  
 []
  
  6.
  
  
  
  
 []
  
  7.
  
  
  
  
 []
  
  8.
  
  
  
  
 []
  
  9.
  
  
  
  
 []
  
  10.
  
  
  
  
 []
  
  11.
  
  
  Немного интересной дополнительной информации о гимназии можно почитать здесь на странице 93.
  
  

* * *

  
  Среди воспитанников Бургшуле XVIII-XX веков отмечены такие известные личности:
  
  - Эрнст Виехерт (1887-1950) - писатель, поэт, педагог в Хуфен-гимназии Кёнигсберга (сдал выпускные экза-мены в 1905 году);
  - Теодор Готтлиб Гиппель (1775-1843) - автор "Обращения к моему народу", учился вместе с Э. Гофманом (закончил школу в 1787 году);
  - Гольц-Паша (1834-1916) - генерал-фельмаршал, поступил в Бургшуле в 1850 году и через пять лет перешёл в кадетский корпус;
  - граф Август Вильгельм фон Каниц (1783-1852) - военный министр, посещал школу в 1790 году;
  - Даниэль Матушевский (1775-1825) - художник и друг писателя Э. Гофмана (окончил школу в 1787 году);
  - Густав Адольф Мигель (1838-1917) - отец поэтессы Агнес Мигель (сдал выпускной экзамен в 1854 году);
  - Карл Петер Фабер (1773-1853) - архивист и библиотекарь, издатель писем Лютера и Мелантхона к герцогу Альбрехту (посещал школу в 1790 году).
  
  Не думаю, что вышеназванные фамилии о чём-то говорят среднестатистическому русскоязычному читателю, зато сказочника Гофмана наверняка знают многие. И он тоже учился в этой школе! Да, Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822), чародей из Пруссии, тоже учился в этой школе в 1782-1792 годах.
  
  

* * *

  
  
  
 []
  
  12. Внутренний двор
  
  
  Все школьные линейки проходили (и проходят) во внутреннем дворе. Первая линейка после окончания Великой Отечественной войны и после того, как Кёнигсберг перешёл в аренду на 50 лет СССР, состоялась в 1945 году.
  
  "17 июля 1945 года был издан приказ об организации средней школы (с 1 по 10 классы) для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона. С 1 сентября к обучению приступили 13 человек, к концу года их количество возросла до 136. Некоторых учителя приводили учеников прямо с улицы, устраивали им экскурсию по школе, разрешали посидеть на уроках, на занятиях в кружках, показывали спортивный зал. Первым учителям пришлось возвращать искалеченных войной мальчишек к нормальной, мирной жизни (до 1954 года в первой школе учились только мальчики). В 1946 году первые 18 выпускников покинули школу." (найдено здесь: http://kleine-furer.livejournal.com/39006.html).
  
  
  Копия из архивной папки:
  
  П Р И К А З
  войскам гарнизона г. Кёнигсберг
  17 июля 1945 года
  
  Содержание: Об организации средней школы для детей
  военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона
  
  Для обучения детей школьного возраста военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона и создания необходимых условий для своевременного начала учебного года
  
  П Р И К А З Ы В А Ю:
  
  1. К 1 сентября 1945 гида открыть в г. Кёнигсберг среднюю школу (1-10 классы) для детей военнослужащих в помещении по ул. Лендорфштрассе.
  
  
  
   []
  
  13. Учащиеся школы N 1, бывшие "сыны полков". 1946 год
  
  
  А ещё учеником гимназии N 1 был знаменитый советский поэт Роберт Рождественский - один из первых учеников первой калининградской школы в далёком 1945 году. Мама будущего поэта была военным врачом, окончание военных действий застало её в Восточной Пруссии, сына она забрала к себе. В 1946 году у Роберта появился отчим – полковник Иван Рождественский, который его усыновил.
  
  
  Немного архивного материала:
  
  "Комнатушка при школе и 25 километров пешком за хлебом" о том, как жили после войны первые калининградские учителя:
  здесь: https://klops.ru/news/2018-08-31/180509-komnatushka-pri-shkole-i-25-kilometrov-peshkom-za-hlebom-kak-zhili-posle-voyny-pervye-kaliningradskie-uchitelya
  
  "Карцер в детдоме, товарищ Пушкин и один блокнот на весь класс" о том, как жили после войны калининградские школьники:
  здесь: https://klops.ru/news/2018-05-31/175329-kartser-v-detdome-tovarisch-pushkin-i-odin-bloknot-na-ves-klass-kak-zhili-posle-voyny-kaliningradskie-shkolniki
  
  "Смерть секретаря" о том, как в ночь на 18 июня 1947 года в Калининграде застрелился секретарь обкома ВКП(б) Пётр Иванов:
  здесь: http://special.klops.ru/smert-sekretarya
  
  

* * *

  
  Но возвращаясь к моим воспоминаниям:
  
  
   []
  
  15. Внутренний двор.
  Oкна спортивного зала с этой стороны заложили кирпичами.
  Mожно сравнить со спортивным залом при немцах на фотографии выше
  
  
  Как видим, дворовой фасад соответствует внешнему. Всё на высоте, не придраться. Зато некоторые учителя... Дочь проучилась второй и третий классы и даже в этом раннем нежном возрасте некоторые учителя умудрялись цепляться до детей, как случилось у нас с учительницей русского языка. Выезжая на репутации многолетнего служения школе, учительница не обладала достаточными для её профессии качествами и легко правила "ошибки", которых в детских тетрадках не было, при этом, естественно, снижая оценки. Приходилось брать тетрадь и доказывать, что ошиблась она, а не ребёнок. Помню, многие детки тогда от неё пострадали.
  
  И ещё тяжёлая программа обучения. C утра я отвозила дочь на учёбу, после обеда забирала и до позднего вечера раскатывали по кружкам, студиям, секциям плюс занятия в бассейне и в школе юных журналистов.
  
  Домой приползали к ночи.
  
  Дочь, чего-то вяло пожевав и сделав письменные задания, ложилась спать, а я рисовала, лепила пластилиновые фигурки, вышивала платочки, клеила аппликации. Не потому что дочка ничего этого не умела, а потому что у семилетнего ребёнка не оставалось сил, и сейчас по прошествии времени я задаюсь вопросом: а нужно ли вводить в начальной школе программу, непосильную даже родительским мозгам? Это не претензия к учебному заведению, а, скорее, вопрос наверх. Домашние задания состояли из сложных тестов, справиться с которыми не могли даже мы, родители. Ничуть не преувеличиваю. По ночам звонили друг друга, пытались сообща найти ответы и, стыдно сказать, даже нам, взрослым, порой этого... не удавалось! А ведь родители учеников элитной (на тот момент) гимназии подобрались не самые глупые.
  
  В школах Швеции нет и десятой доли тех нагрузок, какие получают дети в некоторых школах России, однако Швеция занимает первые строки мировых рейтингов по инновациям и достижениям. Вот как так?
  
  В Швеции учебные принадлежности и канцелярские товары выдаёт школа. Школьные обеды (а для малышей и завтраки) - бесплатны, при этом дети обслуживают себя по типу "шведского стола" и могут брать порций столько, сколько желают. Единственным был запрет на вынос еды. Фотографии школьной столовой у меня поставлены в конце текста "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kd3.shtml
  
  И ещё. В Швеции нет школьных поборов ни на ремонты, ни на уборки, ни на новые шторы, как нет традиции собирать на подарки школьным учителям или директору. По-крайней мере, не было в школьные годы дочки, а о директоре одной из лучших городских школ, как он лично пришёл к нам домой и извинился за ошибку в составлении списков учеников для новых классов, рассказываю в тексте "O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kd4.shtml
  
  

* * *

  
   []
  
  16. Для кого-то окончание гимназии
  
  
  У нас тоже был выпускной. В гимназии дочка проучилась второй и третий классы. Как уже рассказала выше, в первом классе она не училась вообще, четвёртый на тот момент в российских школах почему-то отсутствовал (может и сейчас отсутствуeт, не знаю), а в пятом классе я увезла её в Швецию. Увозила из тяжёлых девяностых, когда будущее страны были неясным. Лично я реально боялась захвата власти вооружёнными бандитскими группировками. Имея за плечами три года афганской войны (о чём много рассказываю здесь), я не хотела, чтоб дочкино детство проходило в перерывах меж перестрелками. Но не малую роль сыграла страшная драма, когда недалеко от наших домов топором зарубили трёх девочек, возвращающихся из школы. Рубили (рубил?) по головам как по деревянным чуркам. Просто так, без малейшей причины. A чуть спустя двоих девчушек изнасиловали и убили. Да что я рассказываю, если можно посмотреть документальный сериал "Криминальная Россия" и представить размах преступности в те годы.
  
  
  
 []
  
  17. Выпускной третьего класса.
  Четвёртые классы в России почему-то отсутствовали и окончание третьего класса приравнивалось к окончанию начальной школы
  
  
  
   []
  
  18. Нашивка на форму
  
  
  Немного исторических сведений о гимназии я нашла
  здесь: http://www.klgd.ru/city/history/pregol/pr4_1.php
  
  

* * *

  
  Хотелось бы рассказать ещё интересный момент, связанный с внешним оформлением калининградской гимназии N 1.
  
  При проектировании здания немецкие архитекторы попытались связать элементы орденского стиля - кирпичные стены как дань традициям - с прогрессивной конструкцией потолков, лестниц и окон. Над центральным входом были размещены четыре скульптурных портрета из известняка-ракушечника. Созданные известным скульптором Станислаусом Кауэром, они изображали учёных: Николая Коперника, Иммануила Канта и его ученика, философа и литератора Иоганна Гердера, а также художника Ловиса Коринта:
  
  
  
 []
  
  19.
  
  
  
  
 []
  
  20.
  
  
  При штурме Кёнигсберга здание практически не пострадало и совсем скоро, 1 сентября 1945 года, сюда пришли первые ученики - 13 мальчиков из семей советских военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона.
  
  Украшавшие здание барельефы по идеологическим соображениям были демонтированы. Ну, как демонтированы? На глазах детей подтянули лестницу, ломиком сбили головы трёх учёных и художникa, отчего-то принятые за фашистские, и долгое время над входом гимназии светлели 4 светлых пятна, похожих на грубую цементную замазку:
  
  
  
 []
  
  21.
  
  
  Послевоенные годы для области были разными. В годы дружбы с Германией усилиями немцев удалось реставрировать, а то и создать заново многие исторические объекты, включая знаменитый Кафедральный собор. В годы натянутых отношений, наступивших после окончания горбачёвского правления, упоминание о дружбе с Германией стало лишним и потому, когда местные энтузиасты восстановления исторических ценностей решили вернуть фасаду гимназии прежний вид, им пришлось столкнуться с непониманием.
  
  2019 год:
  
  "По заказу Павла Наумова, решившего воссоздать утраченные барельефы и потратившего на изготовление копий и оформление документов более миллиона кровных рублей, скульптор Андрей Шевцов, изучив имеющиеся фотографии, в 2013 году изваял точные копии работ Кауэра. Наумов прошёл с этими копиями все необходимые экспертизы, получил "добро" на их установку в службе государственной охраны объектов культурного наследия. В декабре прошлого года все стопки "разрешительных" бумаг были собраны и подписаны, но... упёрлась директор гимназии. Договора дарения и заключений экспертизы ей было недостаточно.
  - Чего же вам ещё?! - спросил Наумов.
  - Разрешение сверху, - был ответ. - Желательно, из ФСБ...
  Понять директора, в принципе, можно - она боится обвинения в "ползучей германизации". Если учесть, что любого директора школы чиновники могут уволить в любую минуту, без объяснения причин - будет ли она рисковать своим местом из-за четырёх барельефов? Навряд ли. Тут даже указания министра культуры РФ Мединского окажется недостаточно..."
  
  Да, таковы современные реалии Калининграда: воссоздание исторического облика родного города запросто могут принять за попытку "германизации области", читай: за государственную измену. Будто от того, что здание примет прежний вид, область перестанет относиться к России.
  
  Но, слава Богу, власть в Калининграде адекватна и...
  
  "Утром 6 января 2020 года на фасаде гимназии N 1 вновь появились головы Канта, Коперника, Гердера и Коринта. Это, конечно, не работы Кауэра. Копии изготовил местный скульптор Андрей Шевцов по заказу предпринимателя Павла Наумова.
  - Я родился в Калининграде, окончил школу N 1, там же учились мой старший брат, моя младшая дочь, моя жена и ее сестра. С детства мы видели остатки практически уничтоженных голов. И захотелось их восстановить, сделать для города что-то хорошее, - рассказал предприниматель в беседе с корреспондентом "Страны Калининград".
  Восстанавливать утраченные произведения искусства было сложно, сохранившихся фотографий мало, и все они оставляют желать лучшего с точки зрения качества изображения.
  - Работа длилась почти год, потом мы ждали официального разрешения на установку, - сказал Андрей Шевцов.
  Здание гимназии N 1 является объектом культурного наследия регионального значения. По словам руководителя Службы государственной охраны памятников Калининградской области Евгения Маслова, изготовление и установка новых скульптурных изображений на фасаде гимназии проводились в полном соответствии с законом.
  Стоит отметить, что Павел Наумов собирается и дальше восстанавливать малые скульптурные формы в Калининграде. На очереди - композиция на торце здания, находящегося на пересечении улиц Коммунальной и Чернышевского. Условно она называется 'Мужчина и женщина'. Состояние ее сейчас удручающее, и обновление явно не помешает. Работы, как заверил Наумов, также будут проводиться по всем существующим нормам и правилам..."
  
  Таким образом через 75 лет над входом в калининградскую гимназию N 1 появились копии когда-то здесь находящихся барельефов, изображающих головы великих учёных Николая Коперника, Иммануила Канта и его ученика, философа и литератора Иоганна Гердера, а также художника Ловиса Коринта:
  
  
  
 []
  
  22.
  
  
  
  
 []
  
  23.
  
  
  
  

S w e d e n

  
  Я работаю по обычной схеме: поначалу ставлю "скелет", а после, по мере поступления новых фактов, наращиваю "мясо". И не удивительно, что в тексте, написанном в 2007 году, появилась история с барельефами из 2019-2020 годов.
  
  Сейчас же нужно вернуться назад во времени. Итак, я увозила дочь из бандитских девяностых, можно сказать, эвакуировала. По приезду в Швецию дочка попала в смешанный класс из новоприбывших детей разных стран, большинство которых оказались намного взрослее.
  
  Тот шведский школьный период дался нам достаточно тяжко. Если дома дочка обгоняла по знаниям многих сверстников, то в новой школе её одноклассниками оказались подростки. Непостижимым образом дочь понимала преподавание на шведском языке, о котором ранее не имела ни малейшего представления, и учителя тут же воспользовались ситуацией, поручив дочке заниматься с отстающими учениками. По вечерам к нам домой стали приходить усатые подростки из южных стран и она, десятилетняя, изображая строгую учительницу, пыталась пояснить материал, абсолютно им не интересный. На их родинах сверстники уже жён имеют.
  
  
   []
  
  25. Tот самый "взрослый" класс, где дочка помогала учителям подтягивать одноклассников в учёбе. Это их выпускной вечер. Мальчики в белых рубашках слева, это их дочь обучала знаниям. Oна - вторая справа. За столом сидят другие малолетние детки, но они пришли со старшими братьями и сёстрами. То есть наша десятилетняя первый год училась с четырнадцати-пятнадцатилетними подростками
  
  
  
   []
  
  26. Несмотря на то, что помогала в учёбе 14-15-летним ученикам, всё равно оставалась ребёнком.
  Школьное посещение клуба для верховой езды
  
  
  

* * *

  
  В начале же нового учебного года случилось непредвиденное. Несмотря на то, что 10-летняя дочка, находясь в одном классе с 15-ти летними подростками, многих из них обгоняла в учёбе, несмотря на то, что полгода помогала учителям подтягивать неуспевающих учеников, к началу нового учебного года она оказалась в списке своих ровесников, то есть из шестого класса вернулась к своим одногодкам в четвёртый.
  Естественно, были слёзы:
  - Как же так, мама?! Я же отличница, помогала учителям, a меня перевели на два класса ниже как какую-то второгодницу. Ну это же не честно!
  
  И что я могла ответить? Если изначально имелось нарушение с определением ребёнка не в свою возрастную группу, то нарушение устранили.
  
  На всякий случай сходила к директору школы, ни на что не надеясь, но и чтоб не корить себя за бездействие:
  - Хотя бы переведите ниже на один класс. Ведь она легко обгоняет не только сверстников, но и старших детей.
  Конечно, меня никто не послушал, отчего дочь впала в ещё большее уныние с полным отказом посещения школы.
  
  Чем всё закончилось? Я стала водить её с собой во взрослую школу, но этого делать не разрешили, а из-за отсутствия ПМЖ в настоящую шведскую школу, куда ходят граждане страны, устроиться не получалось.
  
  К нашей проблеме подключились абсолютно незнакомые люди. Народ уже был наслышан о русской девочке-вундеркинде и нам пытались помочь шведы, курды, армяне, грузины, украинцы. Совместными интернациональными усилиями удалось сдвинуть кирпич в несокрушимой стене шведской бюрократии и таки добились зачисления в настоящую шведскую школу. Правда, в самую средненькую, на окраине города, чуть ли не в деревне, и когда пришли для ознакомления, то мгновенно потеряли всякий интерес. Период обучения дочери в калининградской гимназии у меня ассоциируется с утренними солнечными лучами, под которыми нарядная дочурка в бантах, бантиках, заколочках, рюшечках бегала по квартире звонкоголосым колокольчикам, пока я искала ключи от машины. После величественной калининградской гимназии с её длинными светлыми коридорами, высокими окнами, украшенными любовно подобранными композициями комнатных цветов, с её широкими каменными лестницами, шведская школа поначалу нас даже напугала. Трёхэтажное деревянное здание прошлых веков с деревянными вытоптанными полами, тёмными коридорами и классными комнатами, расположенными не параллельно окнам, а перпендикулярно, отчего классы выглядели неуютно и серо. Мы тут же потеряли всякий интерес к интеграции в шведский учебный процесс и дочке до получения ПМЖ пришлось учиться со своими сверстниками в школе для вновь прибывших иностранцев.
  
  Нужно ли пояснять, что коль она обгоняла в учёбе мальчиков-"дядей", то программу для сверстников щёлкала как семечки?
  
  
  
   []
  
  27. Фойе школы для детей-иностранцев, где дочка помогала учителям обучать своих одноклассников-"дядей" и куда мы решили вернутся после не понравившейся "шведской" школы
  
  
  
   []
  
  28. Школьные коридоры. Мрачноватые стены из кирпича не означают пренебрежения шведов к иностранцам,
  нет, во многих школах Швеции стены местами не штукатурят, оставляя детям возможность видеть основу школьного здания
  
  
  
   []
  
  29. Такими будут коридоры в настоящей шведской школе, о которой рассказываю в "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
  
  
  
  
  

* * *

  
  Из того периода запомнилось два неприятных эпизода.
  
  Приходит домой в слезах:
  - Всё! Больше в эту дурацкую школу не пойду!!!
  
  Еле удалось успокоить и расспросить.
  В их классе училось всего четыре девочки и вот учительница-турчанка на перемене подозвала к себе девочек из Ирака, из Боснии, из Курдистана и подарила им сувенирчики. Четвёртой была наша русская. На тот момент она вообще была единственной русской среди нескольких сотен африканцев, арабов, югославов, монголов и детей других национальностей. Болгарские дети, чьи родители застали русский язык обязательным предметом школьного образования когда-то социалистической Болгарии, дочкой воспринимались чуть ли не родственникaми.
  
  И таким образом турчанка как бы отделила девочек-мусульманок от православной.
  - Мама! Мне не нужен подарок! Но ты не представляешь, как было стыдно! Это же на виду всего класса произошло!
  
   Я не националистка, уважаю все нации, религии, обряды, традиции. На тот момент я в Турции не была ни разу, с меня их хватило, встреченных за одиннадцать лет жизни в Германии, а турки, с которыми свела учёба в шведской школе для взрослых иностранцев, оставили о себе самое наилучшее впечатление. Кроме них и русскоязычных, столь быстро разбирающихся в новой программе на чужом языке, других учеников в нашем классе я не встретила. Но учительница-турчанка, обидевшая дочь, запомнилась неприятным моментом. Именно "запомнилась", без всякого разбора ситуации и жалоб школьному руководству. Аллах ей судья.
  
  
  
 []
  
  30. Oдноклассницы из Ирака, из Боснии и из Курдистана,
  о которых рассказала выше в эпизоде с учительницей-турчанкой
  
  
  

* * *

  
  Второй эпизод связан с монголами.
  
  Сейчас не вижу, но в тот период монголы поступали в Швецию потоком по хорошо налаженному коридору нелегальной доставки желающих поменять монгольские степи на шведское королевство. И одна семья жила в нашем подъезде выше этажом. Сколько их там проживало - сказать трудно, но когда они спускались или поднимались по лестнице, то создавалось впечатление о перемещении конницы Чингиз-хана. Утром или днём воспринималось терпимо, но "конница" скакала туда-сюда по ночам, а дочкина кровать стояла как раз у стены, выходившей на лестницу.
  
   Cделала им культурное замечание, мол, ваш ночной топот будит моего ребёнка, а ей рано вставать в школу. Нельзя ли поаккуратнее? О ханской коннице, естественно, не упоминала. Однако монгольские товарищи мою просьбу проигнорировали.
  
   А бегали они по ночам опустошать контейнера "Мирорны". Что это такое? В Швеции существует магазинная сеть, куда граждане сдают бесплатно им надоевшее. Но чтоб гражданам не сбивать каблуки в поисках этих магазинов, в определённых местах расположены компактные ящики-контейнера, в щель которых любой желающий может опустить ему ненужное, начиная от норковых шуб и хрустальныx люстр.
  Вот монгольское семейство и обогащалось по ночам, вскрывая эти самые ящики. Причём, таская на себе тюки, еженощно задевали дочкин велосипед на лестничной площадке. Мало того, что шум сразу будил чутко спавшую дочку, так и я выскакивала на лестницу, думая, что неизвестные воришки крадут детский велосипед. Как уже один украли. Наверняка украли не соседи-монголы, но, выскочив посреди ночи, я раз за разом сталкивалась с ними, обвешанными кулями.
  
  Так продолжалось долго, пока я вслух им в лицо не возмутилась: "Ну сколько же можно?!". И совсем скоро прибегает взволнованная дочка из школы:
  - Мама! Тебя вызывает директор!
  
  Оказалось, монголы, очевидно, перепугавшись моего боевого настроения, решили, что я заявлю в полицию об их ночном промысле. Может, я сгоряча и упомянула полицию, но на самом деле никуда жаловаться не собиралась - нового жизненного этапа с заявлений в полицию не начинают. Но монголы же об этом не знали. Bот и решили сработать на опережение, заявив школьному директору, что мамаша русской ученицы пообещала с ними расправится. Мол, из-за многовекового татаро-монгольского ига все русские ненавидят их нацию.
  
  До этого я даже представить не могла степени коварства и лживости монгольских товарищей. Как говорится: век живи и век учись.
  
  А потом мы получили ПМЖ и дочь пошла в настоящую шведскую школу...
  
  28.02.2007 года
     
  

Продолжение в "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
  
  
  

  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список