Smolina Alla : другие произведения.

3. Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  
  
  

Алла Н. Смолина

  Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
  
  
  
    1. "O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
  
  
  2. "Россия-Швеция. Начало школьной жизни"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
  В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
  
  
  3. "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
   В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени.
  
  
  4. "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках"
  здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/1kmn.shtml
  Название говорит само за себя.
  
  
  5. "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
  
  
  6. "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
  
  
  7. "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
  
  
  8. "Швеция-Франция. День рождения в Париже, или французские приключения (Paris-2)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
  
  
  9. "Швеция. Bиват, гимназисты!"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd8.shtml
  В этой главе рассказываю о дочкиной учёбе в шведской гимназии (третья школьная ступень, заключительная). Удивительно, но она и гимназию, как и шведскую школу, умудрилась закончить на "отлично".
  
  
  10. "Однажды зимним вечером, или милосердие по-шведски"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml
   Эта глава изначально не входила в цикл "Красная девица", в ней я пыталась рассказать о шведском милосердии и бескорыстии. А потом подумала: коль здесь рассказываю в том числе и о дочке, то пусть всё будет в одном месте.
  
  
  11. "Пусть всё будет в одной шкатулке..."
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kdd10.shtml
  В эту главу поместила рисунки дочки.
  
  
  12. "В пустыне бездуховности и прозы она живёт - бегущей по волнам..."
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdd11.shtml
  Стих, посвящённый дочке замечательной поэтессой Анной ПОПОВОЙ.
  
  
  13. "Школьная практика, или соотечественники за рубежом"
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdw1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочь отрабатывала неделю в магазине с русской хозяйкой, а та за всю неделю не произнесла слова по-русски.
  
  
  14. "Старшая внучка пошла в школу. И... младшая"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/love.shtml
  
  
  15. "Пoдарок тeти Аллы"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/wpodderzhkuuznikowbolotnoj.shtml
  Рассказ чудесного детского писателя Геннадия ВАСИЛЬЕВА о моих племяшках, а вернее о том, как деньги превращают ангелов в грешников...
  
  
  
  
  

Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

 
  
    []
  
  1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
  
  
    

S k o l a

 
  О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например одна турчанка (о которой вспоминаю здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml#2). Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество.
  
  А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса.
  
  Шведская сеть дошкольных учреждений охватывает всех детей от трёх лет, а в школу идут шести, -семилетки. Общее школьное образование состоит из нескольких ступеней:
  - младшая (первая) ступень с первого по шестой классы,
  - средняя (вторая) с седьмого по девятый классы,
  - старшая (третья) трёхлетняя гимназическая.
  
  Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть дочка попала в выпускной класс первой ступени.
  
  А что значит выпускной класс для 11-летних? Они едва не лопались от важности среди малышни первых-пятых классов, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время, чтоб не наводить "страха" на младших.
  
  
   []
  
   2. Те самые "взрослые" выпускники
  
  
  Полугодовой период учёбы в этой школе многого в себя вместить не мог. Помню оформление школы то ли под школу, то ли под детский сад: везде фигурки животных, яркость красок, низкая мебель. Ниже пойдёт много фото.
  
  Почему-то запомнилась дочкина реплика в ответ на моё напоминание об аккуратности в школьной одежде:
  - Ай, мама, в школе многие дети даже в разных носках ходят!
  
  Действительно, как знаменитая Пеппи-Длинный Чулок на левой ноге имела зелёный, а на правой - красный чулок (фото Пеппи - вверху), так многие детки бегали в разных носочках. Сменную обувь в школу не брали, а уличную снимали при входе. Таковы школьные правила - маленьким детям удобнее играть на полу и пол должен быть чистым.
  
    

* * *

  Но дети на полу не только играли. Уставший ученик мог встать из-за парты, отойти в уголок и лечь на пол передремнуть. Дети не должны утомляться и если организм потребовал отдыха, значит, пора отдыхать. Возможно, в других провинциях другие правила, но я рассказываю о дочкиной школе.
  
  Когда муж служил в Германии и дочь ходила в немецкие ясли, а затем в садик, то дети называли воспитательниц "тётями" - "танте Роза", "танте Мария" ("тётя Роза", "тётя Мария"). В Швеции мы в садик не ходили, но в школах учителей дети зовут по именам - "Мария", "Катерина", "Ерик". Шведская школа - отражение шведского общества и в ней царит полная демократия. Любой ученик может запросто сказать всё, что думает как об учителе, так и о директоре.
  
    

* * *

  
  Сейчас появился новый закон, дающий право ученикам опротестовывать полученные оценки. Что считаю правильным. Оx, как бы пригодился этот закон, существуй он на момент окончания дочкой гимназии. Дело в том, что она, это я забегаю вперёд, закончит гимназию - с тремя "четвёрками". "Техника" и "Cпорт" - не в счёт, зубило и молоток не для нежных девичьих ладошек, а с футболом или хоккеем гуманитарии никогда не дружили.
  Зато третья "четвёрка" выпадет на английский уровня "С". Дочка попросит о пересдаче, ведь английский-"А" и английский-"B" у неё шли на "пятёрку", но молодая новенькая учительница в пересдаче откажет.
  
  Так что закон, разрешающий амбициозным ученикам опротестовывать оценки, появился весьма кстати.
  
  Я не случайно вспомнила об амбициях, эта черта является основной составляющей дочкиного характера, потому в аттестате "пятёрки" будут по всем основным предметам, включая французский, испанский и шведский языки. "Английская" "четвёрка" так и осталась под большим вопросом, а технику и спорт можно осилить и после школы.
  
  Если у кого-то появится сомнение "А как это иностранка может учиться лучше самих шведов даже на уроках шведского языка?", то я подтверждаю: действительно некоторые ученики, шведы по рождению, родного языка полностью не осилили, точно так, как некоторые россияне заваливают экзамены по русскому языку.
    

* * *

  Но возвращаясь к теме, в шестой класс, откуда, со слов дочери, помню один занятный эпизод.   
  В их классе училась троица озорников из стран Ближнего Востока. Причём закономерный факт: пока семья ожидает ПМЖ, то все члены семьи ведут себя тише воды, ниже травы. Зато после получения, не все, конечно, но иные отрываются по полной, показывая и свою невоспитанность, и пренебрежение к чужим законам. Подобное произошло и в том классе, где училась дочь.
  
  Троица озорников-иностранцев постоянно нарушалa дисциплину, что раздражало остальных детей и дочка приходила домой чуть ли не в слезах:
  - Представляяяяешь! Опять эти сорвали урок!
  
  Из её ежедневных рассказов я уже знала, кто подразумевается под словом "эти".
   
  Озорники не слушали ни учителя, ни директора школы, хотя директор вызывал к себе на беседу даже их родителей, прося воздействовать на своих невоспитанных чад. Но его просьбы результатов не приносили. Уроки срывались и на увещевание безобразников уходило больше времени, чем на преподавание школьного материала.
   
   И тогда дирекция школы пошла на неординарные меры. Обижать, оскорблять, наказывать детей в Швеции нельзя, иначе, по мнению психологов, ребёнок переживёт глубокий стресс, травмирующий психику. Конечно же, они правы и эта политика поддерживается во многих цивилизованных странах, тем более, в Швеции отношение к детям не всегда отличалось мягкостью. Наоборот, очень долгие годы питомцы детских домов подвергались как физическому, так и сексуальному насилию, и сейчас, через десятилетия, шведское правительство, как бы сглаживая ошибки предшественников, выплачивает бывшим воспитанникам детских домов достойные суммы, извиняясь за невозможность излечить душевные раны.
   
   То есть современное шведское обществе о своих детях, наряду со стариками и инвалидами, заботится в первую очередь, и заботятся реально, а не на лозунгах да в предвыборных обещаниях. Вот руководство нашей школы, поместив на одну чашу весов совсем недетские забавы трёх оболтусов, а на другую чашу - спокойствие, безопасность и, самое главное, достойное школьное обучение остальных двадцати трёх учеников, решилось на интересный эксперимент. А эксперимент состоял в том, что школьная администрация разъединилa троицу и перевёлa всех троих в... младшие классы. В разные. И ни с какого бока не подкопаться, закон не нарушен! Право на школьное образование, гарантированное Конституцией, у озорников никто не забирал, всем троим разрешено посещать школу, разрешено сидеть за партами, занимаясь по отдельной программе, разрешено просить помощи у учителей, ведущих урок с малышами. А если усатым мальчикам (у южных мальчиков усики пробиваются чуть ли не с восьми-девяти лет) стыдно находиться среди малышей, то нужно было думать раньше.
  
   В знак протеста озорники пригрозили бойкотированием школьных занятий, забыв, что находятся не в своих странах третьего мира, а - в Швеции, где получение образования каждым ребёнком гарантировано Конституцией, и за нарушения отвечают родители. Не справляющихся родителей быстро заменят опекунами.
  
   Таким образом в нашей школе разделались с нарушителями дисциплины.
  
    

* * *

  
   Следующая глава вошла в повествование "Комсомольской правды" в теме "А как у вас?", поднимаемой в знак протеста некорректного поведения учителей в российских школах. А пока даю фотографии той самой школы, о которой кратко рассказала выше.
  
  
 []
  
3. Школa младшей ступени (с 1-го по 6-й классы) нашего района, куда дочка попала в конце 6-го класса.
  Чудесное руководство и чудесные учителя. В школу дочка бегала, как в родной дом
  
  
  
 []
  
4.
  
  
  
 []
  
5. Школьный двор
  
  
  Строение школы очень запутанное, как, впрочем, архитектура многих шведских зданий - этакая национальная особенность с переходом на безграничный размах архитектурных фантазий. Так и дочкина школа состояла из цепей коридоров, смычек-переходов, лестниц.
  
  
 []
  
6. Коридоры 6-х (выпускных) классов, в одном из которых (не в коридоре, а в выпускном классе) училась дочь. Конечно, нужно показывать с младших классов, но фотографии поставлены так, как я шла. Помещения 6-х (выпускных) классов оформлены более строго, без всяких зверушек или игрушек
  
  
  
  
 []
  
7. Такие кабинки разбросаны по всей школе. В них можно посидеть в одиночку, в них делятся с друзьями секретиками, в них учителя проводят с учениками воспитательные беседы или решают проблемы, в подростковом возрасте принимающие размеры катастрофы мирового масштаба
  
  
  
 []
  
8. Шкафчики для вещей
  
  
  
 []
  
9.
  
  
  
 []
  
10. Bо многих школах я видела простые кирпичные стены. Может, действительно, гигиеничнее? Или проще в содержании? Не требуется покраски или поклейки обоев? Пытаются избежать вредных примесей, находящихся в краске или обоях? Одним словом, ответа не знаю, но факт есть факт
  
  
 []
  
11. За стеклянной стеной - школьная библиотека
  
  Как я попала в коридоры старших классов - не имею представления, но спускаюсь уже по другой лестнице. Школьная библиотека, фотографирую с лестницы. Фото плохого качества, попробую потом перефотографировать. Шведские библиотеки - это отдельная песня. У меня есть текст, так что кому интересно "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках" (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml).
  
  
  
 []
  
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника
  
  
    

* * *

  
  Трёхэтажное здание после нескольких коридоров и лестничных пролётов неожиданно превращается в двухэтажное, а очередной из многочисленных коридоров вдруг заканчивается небольшим зданием в один этаж, где занимаются младшие классы.
  
  
 []
  
13. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения.
  Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса.
  Мало ли кому захочется повозиться на "кухне"
  
  
  
 []
  
14. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых.
  Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант
  
  
  
 []
  
15. Уменьшенная копия взрослой мебели
  
  
  
 []
  
16. По правой стороне идут классные комнаты, по левой вдоль всего коридора - кабинки для уединения или игр
  
  
  
 []
  
17. А тут малышня перекусывает.
  Как я сюда попала - так же не имею представления.
  Просто шла по переходам и вот где очутилась
  
  
 []
  
18. Как сказала выше, это я забрела в здание младших классов. На фото - выход в собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием в форме квадрата. Во двор можно выйти из любого класса, то есть каждый класс имеет собственный выход, а тут, очевидно, типа общего холла. Двор закрытый, но есть арка с зарешёченными воротами, ведущими на улицу
  
  
  Вход с улицы во двор осуществляется через арку между зданиями, перегороженную металлическими воротами. Школьное здание разной этажности позволяет разновозрастным детям жить своими размерами. Наверняка малышне уютнее находится в малых помещениях и иметь собственный закрытый двор, в то время как деткам постарше требуется больше простора. В этой школе (школе первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы.
  
  
 []
  
19. Уютный двор, огороженный одноэтажным школьным зданием в виде квадрата, что придаёт малышам чувство защищённости и эталон пропорции: маленьким человечкам - свой маленький мир. На фото видна арка-проход, ведущая на улицу
  
  
  
 []
  
20. На левом дереве жёлтые наклейки скрывают прививки. Какой сорт, интересно, они прививали?
  Тут же грядки и клумбы с копошащимися на них детьми, которых фотографировать я не стала
  
  
  
 []
  
21. Kонец учебного года, общешкольная линейка.
  Mужчина в бриджах, в белых носках и шлёпанцах - это учитель
  
  
    

* * *

  
  А сейчас поставлю фотографии школьной столовой этой же школы, но сделанные мной ранее во время учёбы дочки:
  
  
 []
  
22. Завтрак первоклашек
  
  Справа - свежая морковь миниатюрного ("детского") сорта. Морковь наравне с белокочанной капустой - обязательны в ежедневном школьном меню. Kроме моркови есть апельсины, огурцы, сыр, ветчина, в стеклянных ёмкостях - масло с воткнутыми в него специальными ножами для масла. За ними хлеб и галеты. Запивать водой или молоком, никаких кофе или чаёв.
  
  
  
 []
  
23. Горячий обед для первоклашек тот же самый, что и для старших, только в малом объёме.
  Пустая ёмкость тут же заменяется полной
  
  
  Mалышам, в общей школьной столовой отведена отдельная зона для обедов. Принципиальное правило - малыши не должны страдать при возможных шалостях или грубости старших детей.
  
  
  
   []
  
  24. Общий вид столовой со стороны школьного коридора. Зал для старшеклассников. А перед серой на полу полосой - обеденная зона для младших. Это не просто полоса, а ориентир для "ширмы", разделяющей зал на две части. Следующее фото покажу с другого ракурса
  
  
  
 []
  
25. Там, зa серой пластиковой ширмой, обедают детишки младшего школьного возраста.
  В эту сторону - сектор для старших детей.
  В обеденном зале (в углу) находится жарочный шкаф с горячими вторыми блюдами, чтоб не носить их с кухни
  
  
  У старшеклассников (6-й класс - старший класс этой школы) завтраков нет, только обеды. Но школьные обеды, как и завтраки для малышей, в Швеции бесплатны. Порции не ограничены, обслуживание по типу "шведского стола", то есть накладывай чего глаза видят и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой.
  
  И ещё одно отличие от привычных нам обедов - отсутствие супов. Супы, конечно же, любимы шведами, но не в школьных столовых. Причины не знаю, вполне возможно, что супы исключены из меню школьных столовых как горячая жидкость, представляющая потенциальную опасность. Дети обслуживают себя сами, а как ребёнку налить суп, при этом не пролив ни капли?
  
  
 []
  
26. Обеденная зона для старших классов
  
  Белый агрегат справа возле окна - "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото.
  За ним - лоток с горячими блюдами для малышей, показанный на фото выше.
  Правее "молочного бара" - чёрный бачок с обыкновенной водой из-под крана, в Швеции водопроводная вода - питьевая.
  
  
  
 []
  
27. Mолочные пакеты для заправки "Mолочного бара", показанного на предыдущих фото.
  Холодильное отделение, всё механизировано
  
  
  
 []
  
28. Холодные блюда для старших классов
  
  Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь. Заметили, что и здесь и в завтраке для малышей (фото выше) морковь подаётся целиком? С обилием шведской техники, включая кухонную, для измельчения любых овощей хватит пары минут. Но подают целиком. Значит, имеется научно-медицинское обоснование? Первое, что приходит на ум - целая морковь сохраняет все витамины и сок, при тёрке частично утрачиваемые.
  
  Правее моркови по центру - бадейка с творогом, над ней и под ней (на фото) - салаты из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей.
  
  Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль.
  
  
  
 []
  
29. Другие холодные закуски: свежие помидоры, краснокочанная капуста, творог, сметана, фасоль
  
  
  
 []
  
30. Ещё один вариант холодных закусок - морковь тёртая и фасоль отварная.
  Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог зернистый, в магазинах дороговат, потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, едят творог только в школе
  
  
  
 []
  
31. Горячие блюда: отварной картофель, рис, отбивные, горячий зелёный горошек
  
  
  
 []
  
32. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке - рыба, справа - ветчина
  
  
  
 []
  
33. Мясные фрикадельки - национальное блюдо, часто подают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой
  
  
  
 []
  
34. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках
  
  
  
 []
  
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами.
  Некоторым детям предписано специальное пиание. Так как все горячие блюда готовятся на комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал
  
  
  
 []
  
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы
  
  
  
 []
  
37. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой
  
  
  
 []
  
38. Bторой повар
  
  
  
 []
  
39. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его - холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы
  
  
  
 []
  
40.
  
  
  
 []
  
41.
  
  
  
 []
  
42. Посудомоечное отделение
  
  
  
 []
  
43. Посудомоечное отделение
  
  Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из креветок, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете?
  
  
  
 []
  
44. Хозяйка посудомоечного отделения
  
  
  
 []
  
45. Подсобное помещение для стирки и сушки белья работников столовой.
  Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла
  
  
  
 []
  
46. Подсобное помещение
  
  
  
 []
  
47. Кабинет заведующей столовой
  
  
  
 []
  
48. Комната отдыха для приёма пищи.
  Питание для работников столовой - платное, высчитывается из заработной платы
  
  
  
 []
  
49. Фото из Твиттера, но тоже шведская школа
  
  
  17.04.2007 года
  
  

Продолжение "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список