Мухин Михаил : другие произведения.

Русско-японская война 1921 года

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.75*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данный текст является логическим продолжением таймлайна "Великая война" ("Как Россия могла выиграть I Мировую войну") и исходит из реалий, сложившихся в альтернативном 1917 г. Общий контур событий согласован с Серебряковым и Улановым, что даёт основание надеяться на совпадение основных тенденций таймлайна с миром "Из Америки – с любовью".

Русско-японская война 1921 г.(с) Михаил Мухин
 
Данный текст является логическим продолжением таймлайна "Великая война" ("Как Россия могла выиграть I Мировую войну") и исходит из реалий, сложившихся в альтернативном 1917 г. Общий контур событий согласован с Серебряковым и Улановым, что даёт основание надеяться на совпадение основных тенденций таймлайна с миром "Из Америки - с любовью".
 
18 января 1915 г. Япония оккупировала Циндао и вручило Юань Ши-Каю (президент (фактически - диктатор) Китая на тот момент) "21 требование". Требования включали: признание захвата Шаньдуна, согласие на господство Японии в южной Маньчжурии и Внутренней Монголии, контроль над Ханьепинским металлургическим комбинатом, назначение японских советников в китайскую армию, полицию, министерства финансов и иностранных дел, предоставление концессий и т.п. (Реальный исторический факт).
 
Май 1915 г. Юань Ши-Кай принял "21 требование" (Реальный исторический факт). Это вызвало взрыв антияпонских настроений в Китае и общее снижение популярности Ши-Кая в стране. Реакция Великих держав была сдержанной - никто не приветствовал явное усиление позиции Японии в регионе, однако в условиях длящейся Первой Мировой войны никто не мог позволить себе откры-той обострение отношений с Японией.
 
Конец 1915 - начало 1916 г. Начало развала Китая. После того, как генерал Цай Э объявил независимость провинции Юньнань, начался форменный "парад су-веренитетов" - "независимые правительства" появились в Гуандуне, Гуанси, Гуйчжоу, Сычуани, Хунани, Фуцзяни. (Реальный исторический факт).
 
Весна 1916 г. Повторные испытание в России французской 105-мм горной гау-бицы (реально испытывалась в 1915 г. и была передана для переделки и даль-нейших испытания, намеченных на весну 1916 г.). Стала основой для конструк-ции 107-мм горной гаубицы обр.1918 г.
 
6 июня 1916 г. Умер Юань Ши-Кай. Процесс дезинтеграции Китая шёл по нарастающей. (Реальный исторический факт). За гегемонию в центральном Китае соперничали Аньхойская (во главе - Дуань Ци-Жуй) и Чжилийская (под верховным руководством Фэн Го-Чжана) клики. Манчжурию контролировал Чжан Цзо-Лин (глава фэнтянской клики). Провинции Шэньси, Шаньси, Юньнань и Гуанси фактически превратились в независимые государства. Инонациональные окраины (Монголия, Уйгурия, Тибет) перестали восприниматься как часть Китая даже в Пекине. Хотя официально от китайского суверенитета никто не отка-зывался, ни одна из группировок даже не пыталась осуществить его на практике. Новым "президентом" стал Ли Юань-Хун, а премьер-министром - Дуань Ци-жуй. Первый из них представлял интересы северных генералов, второй - южных.
 
Июль 1916 г. В России создана Комиссия по тяжёлой авиации (КОМТА). К это-му времени с одной стороны, успехи ЭВК убедили всех, включая в.к. Александра Михайловича, в потенциале многомоторных бомбардировщиков, а с другой стороны - не вызывало сомнений, что потенциал модернизации "Муромцев" практически исчёрпан. Основная задача КОМТА - найти самолёт, способный заменить в перспективе "Муромца". (Реально КОМТА создана весной 1919 г.)
 
Декабрь 1916 г. Русский военный атташе присутствовал на испытаниях прототипа французского танка Рено FT-17. Сообщение о новой французской машине, удачно сочетающей высокую проходимость с малыми размерами и умеренной ценой, весьма заинтересовало Автоброневой отдел ГВТУ. (В декабре 16 г. действительно состоялись указанные испытания, хотя у меня и нет сведений о присутствии там русского атташе. С другой стороны, в МЦМ авторитет РИА, особенно в области бронеходостроения столь высок, что вполне можно предположить, что русского атташе пригласили с одной стороны, как знато-ка (кто лучше русских разбирается в таких штуковинах?), а с другой стороны из соображений престижа (пусть видят надменные московиты, что и мы не ботфортом сидр хлебаем!)).
 
1916 г. Российское правительство закупила лицензию на производство мотора Испано-Сюиза мощностью 200 л.с. (Исторический факт). Мотор значительно экономичней (по расходу топлива), чем АДЛ-250
12 января 1917 Завод "Гамаюн" (Щетинин) получил заказ на 10 ГАСН, которые должны были быть готовы между апрелем и июлем. Одновременно петроград-ский завод Г.А.Леснер (с февраля 1917 - Новый Леснер) получил заказ на тор-педные аппараты катерного типа для размещения под фюзеляжем крылатых но-сителей (Исторический факт)
 
Январь 1917 г. Бронеходный погром. Победоносное наступление в августе-сентябре стоило России практически всех бронеавтомобильных войск. Венгерский вал и окрестности Хатвана стали одновременно и полем славы, и могилой мотобригад. Бронеавтомобили гибли в боях, выходили из строя на марше, спи-сывались за моральной устарелостью и исчерпанностью моторного ресурса. К окончанию военных действий на вооружении РИА состояло бронеавтомобилей:
 
БМ-1 50
БМ-2 45
БМ-3 4
БМ-4 44
БМ-5 140
БМ-6 72
БМ-7 162
 
Прочих бронеавтомобилей российского производства 15
 
Прочих бронеавтомобилей, иностранного производства 30
 
Всего бронеавтомобилей 562
 
Т.о., общее количество бронеавтомобилей сократилось почти вдвое. С весны 1916 г. основу бронеходного выпуска составляли "полутанки" БМ-6 и "бронеав-томобили военного времени" БМ-7, однако именно на их долю и пришлись ос-новные потери, поэтому их удельный вес существенно не возрос. На 1917 г. но-вых заказов на бронетехнику не последовало, и российские автомобильные за-воды начали переключать цеха на производство мирной продукции. Параллельно шло списание из армии явно устаревших машин. Первыми на склады и в учебные команды отправились старики БМ-1 и БМ-2. Чисто колёсный движи-тель делал их очень зависимыми от качества дорог. Собственно, именно поэто-му они и понесли сравнительно небольшие потери в последнюю летне-осеннюю компанию 16 г. - их "привязанность" к шоссейным дорогам обрекла их на роль тылового патрулирования; в атаки по чистому полю шли "полутанки". Следую-щими кандидатами "на вылет" стали 3-колёсные "пулемётки" Филатова. БМ-7, чьим единственным достоинством была малая цена и возможность быстрого производства, были признаны не отвечающими условиям мирного времени, и отправлены на склады. БМ-5, предназначенные, строго говоря, для единствен-ной операции - прорыва "Венгерского вала" - так же отправились на склады и учебные классы.
 
Февраль 1917 г. "Китайское" заседание СГО. Принято решение о переориента-ции основного вектора внешней политики на Дальний Восток. Босфор наш, дальше в ближайшие годы продвигаться в эту сторону вроде некуда. Вновь всплывают проекты "Жёлтороссии", железной дороги Байкал - Пекин, срочно собирается и обобщается опыт как Великой Европейской (Мировой), так и Рус-ско-японской войны. Куропаткин, немедленно после завершения подавления мятежей в Средней Азии (Реальный исторический факт, мятеж 1916-1917 го-дов были, и Туркестанский губернатор Куропаткин его подавлял) озадачен пе-реизданием своих мемуаров о Первой Русско-японской войне, причём особое внимание следовало уделить извлечению уроков на будущее.
 
Февраль 1917 г. Новые фельдмаршалы. После долгого перерыва в российской армии вновь появились генерал-фельдмаршалы. Этого чина удостоены Брусилов, Юденич и Алексеев.
 
Март 1917 г. Несмотря на окончание боевых действий, французская армия всё же заказала 150 танков Рено (исторический факт). Россия так же заказала 3 танка Рено-17 (так стали обозначать этот танк в России) с 37-мм пушкой (в Рос-сии - тип "А") и 4 с пулемётом (в России - тип "Б"). Одновременно приобретена лицензия на производство подобных танков в России. (Реально Россия выразила желание закупать танки Рено в сентябре 17 г.)
 
Март 1917 г. Раздел германского флота. Великобритания опасается усиления России за счёт германских трофеев, поэтому уступки на Босфоре пришлось покупать за счёт практически полного отказа от претензий на "наследство Тирпица". Россия получила 2 явно антикварных дредноута класса "Нассау" - "Позен" и "Рейнланд"; недалеко от них ушедший "Остфрисланд" и пару "Кайзеров" - собственно "Кайзер" и "Кёниг Альберт". Дредноуты класса "Кёниг" и "Байерн", а так же все германские линейные крейсера Альбион предусмотрительно вклю-чил в Роял Нэви. С другой стороны, балтийцы были рады и такому пополнению - последним "кэпиталшипом", вступившим в строй, были ЭБР-ы класса "Анд-рей Первозванный", на фоне которых и "Позены" выглядели внушительно. "Кайзер" и "Кёниг Альберт" были переименованы в "Чесму" и "Сисоя Велико-го" и сведены в 1-ю линейную бригаду Балтфлота. "Остфрисланд" стал "Босфо-ром" и вместе с "Андреем Первозванным" и "Павлом I" составил 2-ю линейную бригаду. "Позен" и "Рейнланд", ставшие соответственно "Пантелеймоном" и "Пересветом", вместе с вконец устаревшими "Славой" и "Цесаревичем" соста-вили учебный отряд. Черноморский флот удалось усилить только трофейным "Гебеном", который сперва переименовали в "Князь Потёмкин-Таврический", а затем ремонтировали до 1925 г. Из лёгких сил российский императорский флот смог пополнится новейшими лёгкими крейсерами "Франкфурт", "Эмден", "Карлсруэ" класса "Дрезден" (стали, соответственно "Княгиней Ольгой", "Боброком-Волынцем" и "Евпатием Коловратом"), слегка устаревшим "Штутгарт" класса "Штеттин" (в 1918 г. переоборудован в быстроходный авиатранспорт (реальный факт) и переименован в "Капитан Можайский"); а так же 4 эсминца типа V105 (в реальности были переданы Польше) (в российском флоте - "Успешный", "Удачливый", "Удалой" и "Умелый") и эсминец G102 (Санта-Фе), ставший под андреевским флагом "Матросом Патрушевым".
 
1 июля 1917 г. Опоздавший со вступлением в Мировую войну Китай не был даже допущен на Петроградскую конференцию - Циндао было по умолчанию признано японским призом. Это вызвало взрыв антияпонских настроений и общее обострение внутриполитической ситуации. Начинается "холодная" (периодически переходящая в "горячую") война между Ли Юань-Хуном и Дуань Ци-Жуем. В результате Юань-Хун сместил Ци-Жуя с поста премьера и распустил парламент. В этой ситуации политической неразберихи последний палладин восстановления монархии - генерал Чжан Сюнь захватил Пекин и провозгласил малолетнего Пу И императором. (Практически всё - исторические факты, за исключением упоминания Петроградской конференции)
 
12 июля 1917 г. Дуань Ци-Жуй доказал своё обладание реальной властью в ре-гионе. Быстро собрав верные ему войска, он подавил монархический путч. Вы-бив Чжан Сюня из Пекина, Ци-Жуй сместил Юань-Хуна, и вернул себе пост премьер-министра. (Исторические факты)
 
Июль 1917 г. Начало массовой демобилизации РИА.
 
Июль 1917 г. КОМТА проводит конкурс многомоторных самолётов. Участвуют С-27 Сикорского (реально последним "Муромцем" был С-26), "Анадва" Анатры, "Святогор" Слюсаренко, "Ижора-биплан", "Ижора-триплан", "Триплан-МВТУ", "Лебедь-25" Колпакова, "Луцкой-5". Конкурс закончился провалом. Единствен-ный самолёт, который безаварийно отлетал всю программу, был "Анадва", к то-му же Анатра был готов немедленно начать его крупносерийное производство. Однако этот самолёт явно не соответствовал замыслам армейского руководства. Прочие самолёты явно были "сырыми" и нуждались в дальнейшей доводке. Флот, делавший ставку на ГАСН, вообще устранился от конкурса.
 
Июль-август 1917 г. Испытания первой серии ГАСНов дали неудовлетвори-тельные результаты. Флот требует увеличить скорость и улучшить обзор бом-бардира-торпедиста.
 
14 августа 1917 г. Остатки войск Чжан Сюня отступили в Калган, где были бы неминуемо разбиты, если бы не прямое военное вмешательство русских войск. После того, как правительственные войска Ци-Жуя были контратакованы 3-й Сибирской стрелковой дивизией, в Калгане установилось шаткое затишье - правительственные войска не делали попыток вновь перейти в наступление, монархисты приходили в себя. (Реально в этот день Китай объявил войну Германии). Начинается период т.н. "Калганской реставрации" - вокруг Пу И, как вокруг символа возрождения единого Китая, начинают консолидироваться те силы страны, которым претили как бесконечные свары генералов, возомнивших себя самовластными князьями, так и уравнительные тенденции левого крыла Гоминьдана. Параллельно формируется "Калганская армия" - на российские средства, под руководством российских инструкторов. Общее руководство во-енными советниками осуществлял глава российской военной миссии в Калгане - ген-лейт. Слащёв. Первоначально основой Калганской армии была т.н. "Керу-ленская дивизия", на 75% укомплектованная русскими добровольцами. Осталь-ные 25% составляли такие же добровольцы из Германии и Турции. Постепенно формировались и собственно китайские части. Одновременно шло формирова-ние во Внешней Монголии Монгольского конного корпуса (2 4-полковые диви-зии) под командованием ген-лейт. Унгерна (Реально бурят-монгольские части начали формироваться в России в 1917 г.), а в Харбине ген-лейт. Семёнов фор-мировал Особую Маньчжурскую бригаду (2 конных полка), официально вхо-дившую в Китайскую (имперскую) армию. К весне 1920 г. Слащёв и Чжан Сюнь уже обладали сколоченным боевым механизмом. Кстати, и Унгерн, и Семёнов получили генерал-лейтенантские погоны только в 1919 г., именно за успешное формирование "китайских войск".
 
Сентябрь 1917 г. В Мурманске вступили в строй 3 подводные лодки типа "Гол-ланд" - АГ-6 - АГ-9 (Планировалось по заключённому и оплаченному контрак-ту). Использование на Балтике ПЛ АГ-1 - АГ-5 произвело на Морвед очень хо-рошее впечатление, и закупки американских субмарин решено увеличить.
Сентябрь 1917 г. Американский мотор. Уже на первых заседаниях КОМТА бы-ло практически единогласно решено, что основой дальнейшего развития тяжё-лой авиации может быть только новый, перспективный мотор. Испано-200 до некоторой степени решал проблему сегодняшнего дня, но для дальнейшего раз-вития требовалось что-то кардинально иное. Заказы на проекты "мотора-400" (ТТХ включали в себя много параметров, но базисными были - "вес не более 400 кг., мощность не менее 400 л.с.") были даны нескольким отечественным конструкторским группам, но параллельно было решено загрузить и иностран-цев. Военный атташе в США нанял группу американских инженеров. Условия найма были очень жёсткие - конструкторов заперли в номере гостиницы (правда, это была самая шикарная гостиница города), и, по условиям контракта, они не могли покидать этот номер вплоть до сдачи завершённого проекта. Детали для опытного экземпляра заказывались на нескольких независимых заводах (одно из требований контракта - "мотор должен быть прост в изготовлении и приспособлен к массовому производству"), всё общение инженеров с рабочими шло только по почте и телефону. "Заточение" началось в июне 1917 г., а уже 3 сентября конструкторы вышли "на волю - с чистой совестью (и чеком в карма-не)". Мотор работал как часы, а его чертежи и схемы производства уже плыли в Петербург (Реально - описан подлинный процесс разработки мотора Либерти-12, только на самом деле американских инженеров посадили под замок до за-вершения разработки проекта американские власти, и закончен проект был не за 4, а за 3 месяца).
 
Октябрь 1917 г. Повторные испытания ряда конструкций многомоторных само-лётов. Одобрен "Ижорский биплан" Сухоржевского и Кондратьева под 6 двига-телей "Испано-Сюиза" (200 л.с.). Запущен в серийное производство под наиме-нованием "Воевода". Максимальная скорость - 130 км/ч, нагрузка - 700 кг. бомб. Бортовое оружие - 6 пулемётов, дающих практически сферический об-стрел (приведены близкие к реальным ТТХ Биплана Ижорского завода, который строился весной 1917 г.). В целом "Воевода" был концептуальным продолжени-ем и развитием "Муромца", что и импонировало военным. Прочие конструкции выглядели слишком уж непривычно и чересчур новаторски. Заказ на "Воеводы" размещён на ГАЗе.
 
Ноябрь 1917 г. На Балтике вступили в строй ПЛ АГ-10 - АГ-13 (Планировалось по заключённому и оплаченному контракту).
 
В течение осени 1917 г. На Чёрном море вошли в строй ПЛ АГ-14 - АГ-20 (Планировалось по заключённому и оплаченному контракту).
 
15 декабря 1917 г. Вступил в строй японский дредноут "Исе" (реальный исторический факт).
 
Декабрь 1917 г. Завод "Русский Рено" наконец освоил производство лицензион-ных "Испано-Сюиза" (Реально - "Икар" (до переименования - "Русский Рено") получил заказ на 100 "Русских Испано" в декабре 1918 г.). Получили название "Русский Испано-200". До этого "Воеводы" приходилось оснащать импортными моторами. Начало "моторной войны" между Военведом и Флотом. "Русский Испано" требовался и для "Воевод" и для ГАСНов.
 
Декабрь 1917 г. В строй вступил подводный минный заградитель (ПМЗ) "Ёрш", являющийся переоборудованием ПЛ класса "Барс" для задач минного загражде-ния (реальный исторический факт).
 
Декабрь 1917 г. Луцкой представил свой новый двигатель. К сожалению, его мощность только 370 л.с. Зато и вес - лишь 300 кг. Кроме того, мотор выгодно отличается от "американца" малыми габаритами. АДЛ-370 принят к производ-ству на ГАЗе и Обуховском з-де (с апреля 1918 г.).
 
В течении 1917 г. Достроены на Балтике эсминцы класса "Новик" - "Капитан Миклухо-Маклай" и Автроил". На Чёрном море - "Керчь", "Фидониси", "Гад-жибей" и " Калиакрия". (реальный исторический факт).
 
30 марта 1918 г. В строй вступил дредноут "Хиюга" класса "Исе" (реальный ис-торический факт).
 
Март 1918 г. Киреев представил мотор РБЗ-7 мощностью 450 л.с. весом 440 кг. Тяжёлый, зато мощный. Его производство началось на "Автобалте", моторном заводе "Руссо-Балта" в Петербурге и з-де "Калеп" в Риге.
 
Весна 1918 г. В строй вступила ПЛ "Язь" - последняя из серии 12 "Барсов" (реально не была достроена).
 
12 июня 1918 г. По не установленной причине в Токияме взорвался линкор "Ка-вачи" (реальный исторический факт)
 
Июль 1918 г. На вооружение РИА принята 107-мм горная гаубица обр. 1918 г.
 
Июль 1918 г. "Гамаюн" начал производство серийных ГАСНов
 
Лето 1918 г. Вступил в строй ПМЗ "Форель" типа "Ёрш" (реально - не достро-ен)
 
Август-сентябрь 1918 г. На Балтике началось формирование первого минно-торпедного авиадивизиона
Сентябрь 1918 г. Реформа автоброневых войск. 8 мотобригад получили новый штат. Теперь они состояли из тяжёлого дивизиона (12 БМ-6), лёгкого дивизиона (6 БМ-4, 6 Рено-17А и 6 Рено-17Б), вспомогательного дивизиона (грузовики, трактора и автомастерская) и мотострелкового батальона. Всего по штату тре-бовалось иметь в 8 мотобригадах 96 БМ-6, 48 БМ-4 и 96 танков Рено-17 моди-фикаций "А" и "Б". (приведён приблизительный штат реально существующей Отдельной эскадры танков (утверждён в сентябре 1923 г.)). Реально из-за не-достатка материальной части мотобригады по этому штату никогда не содержа-лись.
Декабрь 1918 г. "Дюфлон и Константинович" начали производство американ-ского 400-сильного мотора ДК-400 на своём заводе в Александровске
 
Декабрь 1918 г. На совещании СГО принято решение о реорганизации пехоты. Дивизии переведены на 9-батальонный штат (3 полка по 3 батальона). Батальо-ны переводились на 5-ротный состав. Особое внимание уделено повышению удельного веса пулемётного огня: в каждом батальоне должно было состоять 10 пулемётов (по паре на роту), кроме того ещё один пулемётный взвод (10 пуле-мётов) выделялся в распоряжение комполка. Всего, таким образом, в полку должно было состоять 40 пулемётов. (Данное устройство дивизии (в общих чертах) после войны предлагал Брусилов)
 
Декабрь 1918 г. В Россию прибыли заказанные во Франции танки Рено-17 (Ис-торический факт. Они действительно прибыли в составе французского окку-пационного корпуса, высадившегося в Одессе.)
 
В течение 1918 г. Вошли в строй на Балтике эсминцы класса "Новик" - "Лейте-нант Дубасов", "Капитан Белли", "Капитан Конон Зотов", "Капитан Керн", "Ка-питан Кроун", "Гавриил", "Владимир", "Константин", "Михаил", "Мечислав", "Сокол", "Брячислав", "Прямислав", "Фёдор Стратилат", "Гогланд", "Гренгам", "Кульм", "Патрас". На Чёрном море - "Цериго" и "Занте". (Реально - эти ко-рабли так и не были достроены до начала Гражданской войны).
 
В течение 1918 г. На Балтике вошли в строй 20 ПЛ проекта "Б-1". К этому вре-мени Морвед утомился придумывать каждой новой ПЛ "звериное название", поэтому было решено вернуться к традиции "номерных акул". Соответственно, новые субмарины получили названия "Барракуда-1 - Барракуда-20" (реально - на 20 "Б-1" были выданы заказы). Одновременно (весной 1918 г.) было произве-дено массовое переименование ПЛ, в результате чего все субмарины стали но-мерными: "Барс-1 - Барс-12" и т.д.
 
В течение 1918 г. На Чёрном море вошли в строй 7 ПЛ проекта "В-1". Получили названия "Волк-1 - Волк-7" (реально - на 7 "В-1" были выданы заказы).
 
В течение 1918 г. На Балтике вступили 20 ПЛ проекта "Г-1" ("Гепард-1" - "Ге-пард-10" и "Гепард-15" - "Гепард-24"); на Чёрном море вступили 8 ПЛ того же проекта ("Гепард-11" - "Гепард-14" и "Гепард-25" - "Гепард-28") (реально - на 28 "Г-1" были выданы заказы). В целом, к концу 1918 г. программа строительст-ва подводных сил, принятая в годы Мировой войны, была выполнена.
 
Июнь 1919 г. Большой морской конфуз. Специально для комплексных испытаний Минно-торпедного авиадивизиона (МТАДна) на Балтику был переведён и переоборудован в судно-мишень устаревший ЭБР "Георгий-Победоносец". Телеуправление судна - мишени обеспечивалось по радио. Собственно, замышлялось эдакое "показательное выступление" - "посмотрите, как лихо наши ГАСНы потопят пусть и устаревший, но линкор!" С целью сделать демонстрацию более наглядной, системе ПТЗ "Георгия" сделали небольшой "тюнинг", приблизив её к стандартам послевоенного флота. Понятно, "жидкий слой" оборудовать не стали, однако несколько отсеков получили систему, скопированную с трофейных немецких линкоров. Испытания дали обескураживающий эффект. Выяснилось, что: а) в маневрирующий корабль с большого расстояния не очень-то попадёшь (по условиям испытаний ГАСНы обязаны были выпускать торпеды не ближе, чем за 400 м. - отыгрывалось противодействие корабельной ЗА); б) гарантированный пробег торпеды составляет не более 300 м. - несколько торпед попросту не дошли до цели; в) 14-дм торпеда представляет не такую уж большую угрозу для корабля с современной ПТЗ. По результатам испытаний было решено разрабатывать новую авиаторпеду (больше взрывчатки, больше скорость, больше запас хода). Одновременно флот стал проявлять интерес к тяжё-лым армейским бомбардировщикам - раз уж всё равно приходится подлетать к неприятельским зениткам близко, так, может, подлететь совсем в упор, и сбросить тяжёлую бомбу на тонкую (сравнительно) палубную броню?
 
Июль 1919 г. "Русский Рено" начал производство усовершенствованной версии "Русского Испано" - "Русский Испано-300" мощностью 300 л.с. (Реально - на базе другой версии "Испано-Сюизы" в СССР действительно производился 300-сильный М-6 в 25-26 годах). Оснащение крупных самолётов РИ-300 позволило несколько поднять их ТТХ.
 
22 августа 1919 г. Автобалт получил заказ на 22 Рено-17 тип "Б" (Реально - в этот день коллегия правления Сормовского завода решила начать строитель-ство танков "Русский Рено"). Заказ был выполнен к концу 1920 г., но новых заказов не последовало. С одной стороны, кризисные внутриполитические со-бытия 18-19 годов не способствовали радикальному обновлению бронепарка, с другой стороны, Рено-17 всё же не полностью удовлетворял требованиям военных.
 
Август 1919 г. На совещании СГО принято решение об учреждении особых горнострелковых войск, предназначенных для действий в горах и вообще пере-сечённой местности, не позволяющей или стесняющей маневр обычных пехот-ных соединений. Основным соединением новых войск было постановлено счи-тать горнострелковый корпус в составе 3-х горно-стрелковых бригад 5-батальонного состава. Корпусную артиллерию гск. должны были составлять 6 4-пушечных горно-гаубичных батарей (107-мм горные гаубицы), каждой гсбр. Придавался 2-батарейный горноартиллерийский дивизион (8 76-мм горных пу-шек). Всего было создано 3 гск - I Кавказский, II Туркестанский и IV сибир-ский. Кроме того, была создана лейб-гвардии горнострелковая бригада (развёр-нута из лейб-гвардии Стрелкового полка). Лейб-гвардейская бригада рассмат-ривалась как учебное соединение, в котором офицеры горно-стрелковых под-разделений проходили специальную подготовку. Так как основным инициато-ром и "толкачём" создания горно-стрелковых войск был Юденич, именно его и назначили генерал-инспектором горнострелковых войск. Со временем устано-вилось полушутливое-полусеръёзное наименование горных стрелков "собственное его грозности генерал-фельдмаршала Юденича войско"
 
Лето 1919 г. Бомбардировочный кризис. Во всяком случае именно так - как стихийное бедствие - запомнилось армейским чинам почти одновременное известие об испытаниях новых бомбардировщиков. С одной стороны, Сикорский поднял в воздух С-28. Этот 2-моторный полутороплан с парой 450-сильных двигателей РБЗ-7 развивал скорость 175 км/ч и нёс 4 пулемёта и 800 кг. бомб на внутренней подвеске. На внешней подвеске, в перегруз, он мог поднять и до 1,5 тонн. С другой стороны, мало кому до того известный руководитель отдела морского самолётостроения фирмы "Дукс" А.Н. Туполев построил цельнометаллический моноплан под пару ДК-400. У его самолёта максимальная скорость была, правда, лишь 160 км/ч, но зато он обладал невиданной дальностью полёта в 1500 км и мог поднимать 2, а в перегрузку - и 3 тонны бомб.
 (Реально - приведены заниженные данные ТБ-1 и ТБ-2. Эти самолёты начаты планированием в 1925 г. и завершены к 1930. Занижение ТТХ преследует цель, с одной стороны - учесть тот факт, что реально на этих самолётах стояли 500-сильные моторы, а во вторых - компенсировать избыточное ускорение технического про-гресса).
Правда, надо отметить, что цельнометаллическая конструкция делала машину Туполева весьма дорогой "игрушкой" - алюминий в стране не произво-дился, да и дюралюминиевое производство находилось в лабораторной стадии. С точки зрения Военведа ситуация складывалась ужасная - бомбардировщики "Воевода" на фоне новым машин выглядели безнадёжно устаревшими, а между тем на их строительство уже были затрачены не маленькие суммы. В авральном порядке контракт на "Воеводы" приостановлен. ГАЗ и петербургский завод "Руссо-Балта" получают заказ на С-28 "Посадник". "Дукс" получает заказ на ма-лую серию АНТ-4 "Добрыня"
 
В течение 1919 г. На Чёрном море вступили в строй эсминцы класса "Новик" - "Корфу" и "Левкас" (реально эти корабли так и не были спущены на воду); а на Балтике - "Стурдсен", "Смоленск", "Тенедос", "Хиос", "Рымник" (реально эти корабли только планировались).
 
В течение 1919 г. В Японии были введены в строй 2 лёгких крейсера типа "Та-цута" (реальный исторический факт)
 
Март 1920 г. Калганская армия (к тому моменту - 7 дивизий, не считая Керу-ленской, плюс - Монгольский конный корпус; бригада Семёнова на тот момент формирование не закончила) перешла в наступление и, разгромив войска только что оформившейся т.н. Чжилийской клики, заняла Пекин. Пу И официально провозгласил возрождение империи. В бесконечной череде деклараций, рево-люций, переворотов и контрпереворотов сотрясавших Китай, в Европе этот акт прошёл незамеченным.
 
Март 1920 г. Потопление "Пантелеймона". В результате недолгой эксплуатации выяснилось, что германские линкоры 1909-1910 годов постройки изрядно обветшали. Получить не то что бы запчасти, но хотя бы чертежи из революцион-ной Германии весьма проблематично, а налаживать собственное производство агрегатов для ремонта явно устаревших кораблей совершенно бессмысленно. Поэтому "Пантелеймон" был разукомплектован. Ряд механизмов пошёл на до-укомплектование и ремонт "Пересвета", артиллерия пошла на ремонтируемый "Потёмкин". Корпус "Пантелеймона" был переоборудован под радиоуправляе-мую мишень. В марте состоялось утопление корабля-цели. Применялись как ГАСНы, так и "Воеводы" в варианте бомбардировщика. Использовались 500-кг фугасные бомбы и 750-кг бронебойные бомбы (14-дм снаряды с установленны-ми жестяными стабилизаторами). Адмирал Галлер носится с идеей "бронебойной супер-бомбы" - использовать в роли бронебойной бомбы не 14-, а 16-дюймовый снаряд. Однако, во-первых, 16-дм снаряды пока существуют в считанных экземплярах, и переводить их на всякие сомнительные новшества МГШ не позволил, а во вторых, поднять 1200-кг бомбу "Воевода" всё равно не мог, а "Добрыни" не предоставила армия (на весну 1920 г. в металле существовал один-единствен-ный принятый в казну Военведом самолёт этого типа). На испы-таниях был впервые обнаружен эффект "водяного молота".
Сентябрь - октябрь 1920 г. "Западный поход" калганцев. Стремительным бро-ском императорские войска форсировали Хуанхе и ринулись на просторы Ор-доса. В течение нескольких недель были захвачены провинция Шаньси и восток провинции Ганьсу с городами Ланьчжоу и Сиань. К этому времени имперцы, планомерно тесня чжилийцев, вышли на юге к северному берегу Хуанхе от Фынлинду до Жёлтого моря. Диспозиция: бассейн Хуанхе и внутренняя Монго-лия контролируются императорским правительством. Центральный Китай под-властен т.н. аньфуйской лиге под руководством У Пей-Фу, ставка которого - в Ухани. Южный Китай представляет собой набор "независимых" провинций, в каждой из которых - собственное правительство.
 
Ноябрь 1920 г. Обеспокоенные появлением "калганцев" в Шандуне, японцы из Циндао ввели войска в Цзинань. Свыше 10 тысяч человек (потенциальные сто-ронники Пу И) казнены. Пекинское правительство вынуждено отказаться от дальнейшего продвижения на юг. В целом, Слащёв не возражает против пере-ориентации вектора наступления на северо-восток. На юге имперцы уже вышли на оборонопригодный рубеж - нынешний фронтир опирается на Хуанхе и гор-ные хребты, поэтому для его удержания не потребуется много войск.
 
25 февраля 1920 г. В Японии вошёл в строй линкор "Нагато" (реальный истори-ческий факт)
 
Конец 1920 г. Гуандунский "князь" Чень Цзюн-Мин пригласил Сунь Ят-Сена в Гуаньчжоу. (Реальный исторический факт).
 
Декабрь 1920 г. - апрель 1921 г. "Северо-Западный поход" калганцев. Исполь-зуя превосходство в организации, имперская армия без труда сломила сопротивление фэнтянцев Чжан Цзо-Лина.
 
В течение 1920 г. На Чёрном море вступили в строй эсминцы класса "Новик" т.н. "Второй Ушаковской серии". Первоначально предполагалось дать этим ко-раблям названия по местам побед Ушакова, но затем было решено изменить принцип наречения эсминцев, поэтому эту серию иногда называли "славянской" - "Кривич", "Радимич", "Полянин", "Древлянин", "Дрегович", "Северец", "Улич", "Тиверец", "Дулеб", "Бужанин", "Ильменец", "Вятич" (реально эти ко-рабли только планировались). Таким образом была завершена серия из 65 одно-типных эсминцев - самая большая серия крупных кораблей в российском флоте. К началу 20-х годов проект "Новика" уже явно устарел, хотя, с другой стороны, во флотах многих западных держав продолжали сохранятся и ещё более уста-ревшие эсминцы. Даже в 1921 г. французы очень высоко оценивали 4-дм. ору-дия "новиков" (подлинный исторический факт). В то же время, данный проект был хорошо освоен промышленностью, постройка таких кораблей была сравни-тельна быстра и дешева, что было очень важно в условиях необходимости бы-строго насыщения 4-х акваторий.
 
25 апреля 1921 г. Имперские войска под командованием Чжан Сюня (начштаба - ген-лейт. Слащёв) вошли в Мукден. Остатки фэнтянцев откатываются к ко-рейской границе. Семёнов наводит порядок в северной Маньчжурии, гоняя хунхузов.
 
1 мая 1921 г. Ультиматум Тамона. Японский генерал Тамон в ультмативной форме потребовал от Пекинского правительства очистить Мукден и урегулиро-вать дипломатическим образом отношения с режимом Чжан Цзо-Лина, находящимся под официальным покровительством Токио.
 
2 мая 1921 г. Экстренное заседание СГО. Решено гарантировать Пекину воен-ную помощь. Объявлена ограниченная мобилизация. Начинается сосредоточе-ние в р-не Иркутск - Чита II, IV, VII, XVII армейских и I Сибирского корпусов; Юденич настоял на привлечении к операции I Кавказского и IV Сибирского горнострелковых корпусов. В общем-то, никто не возражал - ТВД весьма способствует успешному применению горных стрелков.
 
2 мая 1921 г. Император Пу И отклонил ультиматум Тамона.
 
14-20 мая 1921 г. Японские войска (около 2 дивизий) перешли китайскую границу и атаковали имперцев. Вскоре японцы (и несколько тысяч фэнтянцев в обозе Тамона) вошли в Мукден.
 
21 мая 1921 г. Ультиматум Петербурга. Япония должна соблюдать суверенитет Китая и очистить Мукден. Немедленно.
 
22 мая 1921 г. Русский ультиматум отклонён. Вечером того же дня Россия объя-вила войну Японии. Генштаб японской армии принимает решение немедленно перебросить в Маньчжурию ещё 2 дивизии. Форсируются работы по достройке дредноута "Мутсу" и завершению работ на лёгких крейсерах проекта "Кума", эсминцах типа "Акикадзе", "Кайо" и "Момо".
 
25 мая 1921 г. Первые боестолкновения русских и японских войск в р-не Сы-пингая. По иронии судьбы вторая русско-японская война началась именно там, где завершилась первая. Ввиду восьмикратного численного превосходства рус-ских войск японцы начинают отступать на юг.
 
Начало июня 1921 г. Во Владивостоке ситуация, весьма напоминающая предпа-ническую. На тот момент Сибирская флотилия состояла из крейсера "Рында", авиатранспорта "Капитан Можайский" и 6 эсминцев класса "Новик". Если доба-вить 6 ПЛ класса "Барс" - этим и будет исчерпан список кораблей переброшен-ных на Дальний Восток после Мировой войны. По воспоминаниям адмирала Кедрова (командующий флотилией на тот момент), моряки-дальневосточники готовились "умереть с честью, потому что большего добиться было проблема-тично". Срочно сооружались временные береговые батареи, вооружались рыбо-ловные траулеры, которые переименовывали в сторожевые корабли, выставля-лись минные заграждения. Город готовился к обороне. Тем не менее, в течение всей войны японские линкоры так и не появились в окрестностях Владивостока.
 
7 июня 1921 г. Российские войска вышли на китайско-корейскую границу. Японский Генштаб принял решение отмобилизовать и перебросить в Корею ещё 4,5 дивизии.
 
9-23 июня 1921 г. 1 Дальневосточная армия (II, IV корпуса, I Сибирский корпус, I Кавказский и IV Сибирский горнострелковые корпуса) форсировала Ялуцзян и двинулась вглубь Кореи. В целом это сообщение было положительно встречено в Токио. Чем больше отдалятся русские от ЮМЖД, тем сложнее им будет снабжать и пополнять свои войска. Японские сухопутные части продолжают прибывать в Корею, поэтому соотношение сил должно было изменится в пользу Токио. В принципе, это было верное рассуждение, однако мало кто мог ожи-дать, что назначенный Главкомом Дальневосточного фронта ген-фельдм. Юде-нич добьется сосредоточения в Маньчжурии свыше 8000 грузовиков. Автомо-бильная трасса Ляоян - Аньдун - Пакчхон стала одним из важнейших факторов Тэдонганского сражения. На 23 июня 1-я ДА форсировала Чхончхонган, горные стрелки оседлали хребет Мёхян. Армия вышла на фронт Токчхон - по берегу Тэдонгана - Сунчхон - устье Чхончхонгана. Дальнейшее продвижение на юг фактически отдавало в руки русских Пхеньян, поэтому к югу от Анджу ген. Умэдзу занял жёсткую оборону, спешно наращивая силы. Начинается соревно-вание транспортных систем - кто раньше доставит подкрепления на ТВД - японцы морем или русские по Транссибу. 2-я ДА (VII и XVII корпуса) блокиру-ет Квантун.
 
14 июня 1921 г. Операция "Посейдон". 6 транспортов, гружёных щебнем, вышли из Владивостока. Используя различные приёмы маскировки (движение под нейтральным флагом, фальшивые трубы, движение ночью на максимальной скорости в одну сторону, днём, неспешно - в другую и т.п.), они проследовали в Хыннам и утром 14 июня затопились на его рейде, намертво блокировав вход и выход из гавани. Спустя месяц с небольшим экипажи брандеров вышли в рас-положение российских войск в верховьях Тэдонгана. В результате операции японское командование лишилось возможности использовать порт Хыннама для переброски войск, а Юденич избавился от кошмара флангового обхода про-тивником по линии Хыннам - Канге.
 
27 июня 1921 г. Японские войска начали наступление вглубь Сахалина. Бои от-личались низкой интенсивностью. У русских тут ничего, кроме нескольких от-рядов полумилиционного типа, не было, а японцы хорошо понимали второсте-пенность ТВД.
 
3 июля 1921 г. 2 ДА вышла к перешейку Киньчжоу. На этой стеснённое позиции численный перевес русских (примерно 3-кратный) перестаёт играть роль. Кроме того, флот наконец перешёл от позиции "Мукденский конфликт - дело армии" к хотя бы формальному сотрудничеству, и выслал для обстрела русских позиций отряд устаревших линкоров (ЭБР-ы начала века). Начинается сосредоточение Артиллерийской группы особого назначения (АГОН) для прорыва кинджойских укреплений.
 
5 июля 1921 г. завершено сосредоточение на аэродроме в Пуландяни Специаль-ной Эскадры Воздушных кораблей. СЭВК была специальным соединением тя-жёлых бомбардировщиков, предназначенным для массированных авианалётов на Порт-Артур. В её состав (на тот момент) входило 10 "Воевод" и 12 "Посад-ников". 9 июля добавилось ещё 4 "Добрыни".
 
7 июля 1921 г. первый обстрел японскими линкорами русских войск в р-не Киньчжоу. Имел более моральный, нежели реальный эффект. Русское командо-вание действительно стало всерьез опасаться бомбардировки с моря.
 
7 июля 1921 г. завершено перебазирование на гидроаэродром в Бицзыво бал-тийского МТАДна (всего 16 ГАСНов). Первоначально планировалось использо-вать торпедоносцы для охоты на транспорты и препятствовать, таким образом, снабжению крепости. Теперь решено использовать ГАСНы для обороны от японских бомбардировок.
 
8 июля 1921 г. Японцы завершили оккупацию Сахалина
 
10 июля 1921 г. Второй обстрел русских войск у Киньчжоу с моря. Впервые в обстреле принимали участие и дредноуты ("Фусо" и "Сетсу"). Имел существен-ные результаты - материальные и людские потери во 2 ДА. Из-за отсутствия надлежащей координации между береговыми наблюдателями и авиаторами, це-леуказание в Бицзыво получили с 2,5-часовым опозданием, а в СЭВК не полу-чили вовсе. Однако ГАСНы вылетели ещё позже, т.к. выяснилось, что согласно порядку хранения торпед, на их снаряжение и подготовку к вылету требуется не меньше полутора часов. В результате - японцы отстрелялись беспрепятственно.
 
12 июля 1921 г. Третья бомбардировка русских у Киньчжоу. Авиации не было из-за нелётной погоды. Снова тяжёлые потери в людях и технике. Всего за 10-12 июня потеряно свыше 5000 человек убитыми и раненными и 24 тяжёлых орудия АГОНа выведены из строя. На насквозь простреливаемом перешейке спрятаться некуда, поэтому картина складывается крайне безрадостная. Кроме того, в ходе обеих бомбардировок была выведена из строя ЮМЖД, что затрудняет снабжение 2-й ДА. Ведение осадных работ практически прекратилось.
 
14 июля 1921 г. Японские линкоры обстреляли переправу у Аньдуна, стремясь перерезать коммуникации 1-й ДА. Мост действительно был разрушен, однако значительные запасы, складированные на обеих берегах Ялуцзяна, не пострада-ли. 18 июля мост был восстановлен.
 
14 июля 1921 г. Начато сооружение "линии Карбышева". Укреплённая по нор-мам Мировой войны позиция Анджу - Сунчхон - Синчханни - берег Тэдонгана должна была стать становым хребтом развёртывания 1-й ДА. Изюминкой за-мысла полковника Карбышева было сооружение артиллерийской позиции для мощного арткулака (78 крупнокалиберных орудий). Помимо этого, на мёхян-ские кручи к юго-востоку от Кэчхона было установлено 12 130-мм морских орудий на полустационарных лафетах. При стрельбе с возвышенных позиций морские дальнобойные пушки простреливали всё предполье линии Карбышева.
 
15 июля 1921 г. Ввиду того, что русские у Киньчжоу вновь начали осадные ра-боты, японский флот принял решение возобновить обстрел киньчжойских позиций.
 
16 июля 1921 г. "Ляодунское побоище". Первое в истории массированное при-менение авиации против флота. По плану предполагалась одновременная атака всех 15 ГАСНов и всех сил СЭБРа. Но "гладко было на бумаге..." Влетая в раз-ное время (из-за бюрократической неразберихи в Пуландянь целеуказание дали с 25-минутным опозданием, а из Бицзыво немедленно смогли вылететь только 9 торпедоносцев), подлетая к цели в разное время (на марше тихоходные "Воеводы" отстали) самолёты атаковали неприятельскую эскадру несколькими волна-ми. Первый удар нанесла дежурная девятка ГАСНов. Видимо, сыграла роль как тактическая, так и психологическая неожиданность атаки. Конечно, японцы имели информацию о применении англичанами воздушных торпедоносцев в Дарданелльской экспедиции, но этот эпизод рассматривался как своеобразный курьез. В любом случае, одновременная атака 9 больших аэропланов была сама по себе сильным психологическим потрясением для японского командования. Разумеется, методики отражения массового авианалёта на тот момент в япон-ском флоте не существовало в принципе. Редкие зенитки (на тех кораблях, где они вообще были) только ещё пытались разобраться с целеуказанием, а ГАСНы уже вышли на боевой курс. В результате первой атаки было достигнуто 3 тор-педных попадания и через 15 минут затонул линкор "Хидзен" (бывший русский ЭБР "Ретвизан"). Через 10 минут ("Хидзен" ещё плавал, хотя и на боку), практи-чески одновременно прилетели остальные 5 ГАСНов (один оказался неисправен и вообще не взлетел), 12 "Посадников" и 1 "Добрыня". Все торпеды прошли мимо. Бомбардировщики добились 4 попаданий, однако ни один из неприятель-ских кораблей не получил сколько-нибудь серьезных повреждений. Ещё через 10 минут подошла заблудившаяся в облаках тройка "Добрынь". Только что "от-махавшаяся" от налёта 18 самолётов, японская эскадра попросту не заметила приближения ещё 3 бомбардировщиков. В третьей волне российским авиаторам удалось добиться единственного попадания. Но зато уж это была воистину "зо-лотая бомба". Капитан Сергиевский (реально - этот лётчик действительно воевал на ЮЗФ в IWW, в эмиграции был лётчиком-испытателем у Сикорского. По воспоминаниям современников, был человеком фантастической храбрости) исхитрился положить свою бомбу впритирку к борту ЛКр "Кирисима". Эффект "водяного молота" не только разорвал обшивку борта, но и повредил гребной винт. Изогнутый гидроударом вал начал вращаться в борте на манер фрезы, увеличивая пробоину. Линейный крейсер (флагман эскадры) принял около 1800 тонн воды и практически потерял ход. Важно отметить, что ни один самолёт из трёх волн не был сбит, но практически все самолёты получили те или иные по-вреждения. Наиболее трагичной была атака 4-й волны. 10 тихоходных "Воевод" добились 6 попаданий но и сами потеряли 3 машины. Ещё одна машина была тяжело повреждена, но на 3 моторах "доползла" до берега, где пошла на вынуж-денную посадку. Результатом атаки стало потопление устаревшего броненосно-го крейсера "Ивате". Т.к. бомбометание проводилось на скорости 110-120 км/ч, удалось добиться двух редчайших попаданий - одна из бомб попала в крышу кормовой башни и, пробив её, взорвалась внутри, вызвав детонацию снарядов внутри башни. Вторая попала в дымовую трубу и, провалившись внутрь кораб-ля, взорвалась ниже уровня бронепалубы. Ресурсов для повторения воздушных атак у русских уже не было, но этого и не требовалось. Японская эскадра по-спешно (насколько это позволяло необходимость буксировки "Кирисимы") от-ходила на юг. Более японский линейный флот в войне не участвовал.
 
21 июля 1921 г. Начало Тэдонганского сражения. Формально русские имели 2-кратное превосходство, однако это преимущество было в определённой степени мнимым. 9 российских дивизий и 6 бригад включали в свой состав 111 батальо-нов, в то время как в 7 японских дивизий входило 84 батальона. Т.о., имея фор-мально 1,7-кратное превосходство в дивизиях, реально Юденич не располагал даже и полуторным превосходством в пехоте. С другой стороны, на его стороне было 3-кратное превосходство в артиллерии (а в тяжёлой - 8-кратное), 4-кратное в кавалерии, 12-кратное в авиации и подавляющее - в бронесилах. На 83 бронеавтомобиля, сосредоточенные в 1-й ДА, Умэдзу мог ответь лишь де-сятком устарелых машин. Ударной силой Юденича была КМГ ген. Врангеля. Две кавалерийские дивизии и 77 бронеавтомобилей, сведённые в один кулак, должны были стать мобильным средством развития успеха. Вся японская кава-лерия ограничивалась единственной кавбригадой. Опасаясь усиления против-ника (как впоследствии выяснилось - напрасно, ближайшие подкрепления мог-ли прибыть в Пхеньян не ранее середины августа), Юденич принял решение атаковать противника ещё до завершения сосредоточения своей армии (ген-фельдм. Юденич одновременно выполнял обязанности комфронта и командовал 1-й ДА). Замысел операции: атаковать, вызвать на контрудар, поймать на по-пытке окружения.
 
25 июля 1921 г. Завершение первого этапа Тэдонганского сражения. На восточ-ном фланге I Кавказский и IV Сибирский горнострелковый корпуса вышли к Сончхону. На западном - II армейский и I Сибирский заняли Пхёнсон и Сунан. IV армейский и корпус и КМГ Врангеля сосредоточились в излучине Тэдонгана в р-не Синчханни. Фактически, русские наступление выдохлось. Умэдзу сосре-доточил ударные группировки на флангах русских и был готов перейти в контрнаступление. Надо иметь в виду, что в японских штабах всё ещё жил "дух Мукдена". И Умэдзу, и большинство японских офицеров были уверены, что в случае продолжения сражения рано или поздно у русских не выдержат нервы, и они покатятся обратно на север. Кстати, в штабе Юденича ситуация так же была очень нервозная. И план представлялся очень рискованным, и "память Мукде-на" не давала расслабиться. Это были - японцы. Те самые, которых уже один раз посчитали "макаками", и второй раз провал был недопустим.
 
26 июля 1921 г. ген-фельдм. Брусилов (командующий 2-й ДА) начал штурм кинджойской позиции. 90 тяжёлых (калибром свыше 152 мм) орудий взламыва-ли полевые укрепления, прокладывая дорогу пехоте
 
26 июня 1921 г. Японское контрнаступление на Тэдонгане. Русские поспешно отступают на север
 
29 июля 1921 г. Японское наступление достигло апогея. Ударная правофланго-вая группировка вытянулась на восток далеко за Йонвон. Японцам удалось на широком фронте форсировать Тэдонган, но в отрогах Мёхяна горные стрелки яростно отражали японские атаки. На левом фланге японцы вели бои в предме-стьях Сунчхона и заняли Аньду. Занятие этого города и попытка японцев фор-сировать Чхончхонган стало пределом японских достижений в этом сражении. На вечер 29 июля сам Умэдзу оценивал своё положение как блестящее - рус-ская позиция представляла собой вытянутую на юг дугу, которая имела тенден-цию к превращению в петлю.
 
30 июля 1921 г. Синчханский прорыв. Обрушив на центральную (самую сла-бую) группу японских войск 4,5-часовую артподготовку силами тяжёлой артил-лерии, Юденич, фактически, предопределил успех прорыва. 7-кратное превос-ходство наступающих в живой силе уже практически не играло роли - полно-стью деморализованные японские войска попросту разбегались. По меркам Ми-ровой войны это был достаточно основательная артподготовка перед наступле-нием, и только. На Попраде и под Лодзью бывало и пострашнее. Однако для японских войск Мировая война началась и завершилась штурмом Циндао, а про особенности войны в Европе были осведомлены лишь считанные офицеры. Бо-лее того, слабость русской артиллерии в первой РЯВ убедил основную массу японского офицерского корпуса в том, что опасность представляет закопавшая-ся в землю русская пехота, но не полевая артиллерия. Смяв японский заслон, 30-я и 40-я пехотные дивизии IV-го армейского корпуса устремился на юго-восток, постепенно заворачивая фронт на восток и далее - на северо-восток, вы-ходя на фланг и ближний тыл правофланговой японской группировки. КМГ Врангеля, введённая в чистый оперативный прорыв, устремилась на Вонсан. 54-я пехотная дивизия IV-го корпуса развернула фронт на юго-запад и начала за-ходить на Пхеньян с востока. Впоследствии это решение часто ставили в вину Юденичу - на важнейшем направлении действовали лишь 9 батальонов. Одна-ко, в оправдание сарыкомышского героя следует отметить, что, во-первых, 54-ю дивизию поддерживала вся корпусная артиллерия IV-го корпуса, а во-вторых, 30 июня - 1 августа дивизия Каппеля (командовал 54-й дивизией) действовала в условиях оперативного вакуума.
 
30 июля 1921 г. Попытка остановить Брусилова "на перевалах" не увенчалась успехом. Всё это весьма смахивало на "фалангу Макензена" - артудар, пехота продвигается, затем закрепляется на новом рубеже, затем артиллерия переме-щается на новую огневую позицию, и снова - артудар.
 
1 августа 1921 г. Надо отдать должное Умедзу. Уже к концу 30 июля он правильно оценил ситуацию и отдал верные, логичные и адекватные положению дел на фронте приказы. Другое дело, что их эффективность оказалась недоста-точной, что бы компенсировать превосходство русских в численности и воору-жении. С утра 1 августа японцы начали создавать из тыловых частей и частных резервов "Намганскую группу" в задачи которой входило воспрепятствовать русским захватить Пхеньян до прибытия туда основных сил левофланговой группы. Наступление на фронте Анджу - Сунчхон было немедленно приоста-новлено, японские войска начали отступление на юг. Одновременно была сде-лана попытка форсировать Тэдонган южнее Сунчхона, что бы атаковать про-рвавшуюся у Синчханни русскую группировку.
 
1-3 августа 1921 г. "Огненная река". Переправа японцев у Сунчхона в корне из-менила бы положение дел - русские из обходящих попали бы в положение об-ходимых. Поэтому Юденич сосредоточил на действиях по переправам ВСЮ на-ходящуюся в его распоряжении фронтовую авиацию. Её было не так уж и много - всего 234 самолёта. Но японцам, знакомым с воздушными сражениями Миро-вой войны только по кинохронике, это показалось форменным концом света. Три дня две с лишним сотни самолётов бомбили переправы и подходящие к ним войска. Японцы пытались наладить переправы ночью, но русские авиаторы на-чали применять осветительные бомбы (переделанные в полковых мастерских 76-мм осветительные снаряды) - и бомбёжки продолжались. К концу "битвы над переправами" около четверти пилотов было отстранено от полётов на 1,5-2 месяца в виду тяжелейшего нервного и физического переутомления, однако по-ставленную задачу авиация выполнила - Умедзу так и не смог организовать контрудар.
 
2 августа 1921 г. Каппель занял Кандон и двинул дивизию на Сынхо, пытаясь форсировать Намган раньше прибытия японских резервов; основные силы IV-го корпуса отбросили правофланговую группу японцев к Мэнсану, зажав против-ника в треугольнике Мэнсан - Токчхон - Йонвон; Врангель занял Яндок
 
4 августа 1921 г. 2-я ДА оседлала Волчьи горы и начала бомбардировку Порт-Артура. Однако столь долгое безостановочное продвижение утомило армию, и Брусилов приостановил наступление до 10 августа. СЭВК перешёл к система-тическим бомбардировкам города. В период 1-15 августа торпедоносцами ГАСН было потоплено 6 транспортов, пытавшихся доставить в город различные грузы.
 
4 августа 1921 г. Чудовищным усилием армия Умедзу стабилизировала ситуа-цию. Потери японцев в боях на Намгане превысили потери русских вчетверо, но Каппель так и не смог форсировать реку. Северней Умедзу отказался от попы-ток форсировать Тэдонган, и начал организованно отступать к Пхеньяну, при-меняя тактику "выжженной земли". Это тормозило преследование со стороны основных сил 1-й ДА. Казалось, японцы "выкрутились". Конечно, такой итог было трудно назвать победой японского оружия, но, несмотря на подавляющее превосходство русских в вооружении и неясную судьбу правофланговой груп-пы, Умэдзу избежал полного разгрома и удержал стратегически важный тэдон-ганский рубеж. В штабе Юденича крепнет уверенность, что догнать отступаю-щих японцев к северу от Тэдонгана уже не удастся. "Если Умэдзу перейдёт пхеньянский мост - его уже не достать". Форсирована подготовка к операции "Самум"
 
5 августа 1921 г. Командование японской правофланговой группировки приняло решение начать отступление через хребет Пуктебон в общем направлении на Вонсан. Концентрическое наступление горнострелковых корпусов с запада и основных сил IV корпуса с юга сделал невозможным дальнейшее сопротивле-ние в мэнсанском треугольнике.
 
5 августа 1921 г. Войска, ведущие бои на пуктебонском направлении, сведены в 3-ю ДА под командованием ген. Деникина.
 
6 августа 1921 г. Мосты слишком далеко. Ещё в июле Юденич просил усилить 1-ю ДА тяжёлой авиацией. Однако все новые бомбардировщики (которых, во-обще-то, было не так уж и много) были сконцентрированы в СЭВК. Поэтому Юденич получил лишь 6 "Муромцев". Попытки использовать эти машины как фронтовой бомбардировщик вскоре провалилась. Тихоходные маловысотные машины больших размеров представляли собой отличную мишень даже для за-чаточной ПВО японской армии. В первом же боевом вылете на сунчхонские пе-реправы 2 машины получили тяжёлые повреждения, и были списаны. Тогда же зародилась идея использовать грузоподъёмность "Муромцев". Первоначально предполагалось доставлять самолётами боеприпасы для каппелевцев. Затем появилась идея высадки посадочного десанта в тылу неприятеля для облегчения штурма намганских позиций. Наконец, 4 августа было решено высадить отряд диверсантов к югу от Пхеньяна. Операции был присвоен код "Самум". На зака-те 5 августа 4 "Муромца" приземлились в 10 км. к югу от Пхеньяна. 32 десант-ника из числа охотничьей команды 1 Сибирской стрелковой дивизии и 4 пилота (топлива хватало лишь в один конец, самолёты пришлось бросить) двинулись на север. В 3.00 6 августа оба моста через Тэдонган в черте Пхеньяна были взорва-ны. Через несколько дней в расположение I сибирского корпуса вышли 22 охот-ника и 3 пилота. Операция "Самум" стала одновременно началом и концом. Это была последняя операция, в которой "Муромцы" использовались в ходе боевых действий. И это была первая операция, в которой применялись егеря, потому что 5 января 1922 г. на базе охотничьей команды 1 Сибирской стрелковой диви-зии был развёрнут Уссурийский егерский полк.
 
6 августа 1921 г. КМГ Врангеля заняла Вонсан
 
7 августа 1921 г. Японцы, бросив всю артиллерию, перевалили через Пуктебон. Только в этот день они узнали о занятии Вонсана.
 
7-8 августа 1921 г. Умэдзу совершил невозможное повторно. Бросив на север-ном берегу Тэдонгана всю артиллерию, обоз и тяжёлое имущество, он сумел переправить на подручных средствах основной состав своей армии до подхода русских авангардов. Одновременно японцы начали эвакуацию войск из Шань-дуна в Сеул. 8 августа считается официальной датой окончания Тэдонганского сражения
 
9 августа 1921 г. Умэдзу получил известия о наличии в Вонсане крупных сил русских. Он трактует эту информацию как стремление русского командования опередить его в Сеуле, и начинает форсированное отступление на юг, в общем направлении на Сеул.
 
9 августа 1921 г. Брусилов получил приказ приостановить штурм. К этому вре-мени общая победа русского оружия уже не вызывала сомнений, а антагонизи-ровать японцев на веки вечные никто в Петербурге не собирался.
 
10 августа 1921 г. После безуспешных попыток прорваться на юг, остатки пра-вофланговой группы японских войск закрепились у Мунчхона. Полное отсутст-вие боеприпасов и тяжёлого вооружения. Недостаток продовольствия. По сви-детельству Врангеля (разделяемому многочисленными иностранными наблюда-телями и не оспариваемому японцами) добить мунчхонскую группировку было не так уж и сложно, но из политических соображений было решено не обост-рять ситуацию. С другой стороны, японцы выказывали готовность драться на смерть, поэтому добивание окружённой группировки стоило бы больших по-терь.
 
11 августа 1921 г. Имперские войска перешли Хуанхе и начали наступление вглубь Шаньдуна.
 
11 августа 1921 г. Рапорт ген. Томона из Порт-Артура о невозможности удержать город в случае штурма. "Мы все с радостью умрём во имя Тэнно, но я ответственно утверждаю, что оборона города продлится не более 5 дней, после чего гарнизон будет истреблён до последнего солдата".
 
15 августа 1921 г. Войска Умедзу достигли Сеула.
 
15 августа 1921 г. Через шведское посольство японское правительство обратилось к Петербургу с предложением о мирных переговорах.
 
19 августа 1921 г. Войска Юденича установили контакт с армией Умэдзу на берегу Имджингана.
 
20 августа 1921 г. В Дайрене (Дальний, Далянь) начались российско-японские переговоры.
 
25 августа 1921 г. Подписан Дайренский мир. Россия получает обратно весь Сахалин. Япония признаёт сферой исключительных российских интересов Манчжурию и северный Китай. Ляодунский п-ов признаётся совладением России и Китая. Япония отказывается в пользу Китая от Циндао. Особым достижением (по мнению Михаила II) было то, что по Дайренскому миру Япония обязывалась вернуть России корабли, захваченные у русского флота в результате первой РЯВ. Боевого значения они, конечно, уже не имели, но это было вопросом принципа.
=======================================================
Другая версия (отличия незначительные).

Прочувствовать глобальную дискуссию на форуме "Альтернатива".

Оставить комментарий.
========================================================

Оценка: 4.75*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"