Альмяшев Вячеслав Исхакович : другие произведения.

Исповеди отклонистов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все познается во взаимодействии. Человек должен усваивать групповые нормы. Девиант не усваивает то, что надо, а усваивает то, что не принято для данной группы. В результате он выходит из культуры, входя в субкультуру...


"Исповеди отклонистов"

Вячеслав Альмяшев

Санкт-Петербург

1997

Содержание

  
   Вступление.................................................................3
   Девиантное поведение...................................................5
   Исповедь первая. Преступление.......................................8
   Исповедь вторая. Наркомания.........................................10
   Исповедь третья. Проституция.......................................11
   Исповедь четвертая. Гомосексуализм................................12
   Исповедь пятая. Алкоголизм............................................13
   Исповедь шестая. Сумасшествие.....................................15
   Исповедь седьмая. Самоубийство....................................17
   Исповедь восьмая. Гениальность и талант........................19
   Исповедь девятая. Человек в армии...................................21
   Заключение................................................................23
   Список литературы......................................................24

Вступление

  

"Искать мудрость вне себя - вот верх глупости"

Чаньское изречение

   Переписывание чьих-то трудов занятие скучное и никчемное. Система нашего образования - это сплошное копирование чужого творчества. Очень редкие попытки внести что-то свое приводят либо к непониманию и отчуждению, либо к удивлению и восхищению. И то и другое совершенно нелепо, хотя это является правилом (применительно к теме данной работы), а не отклонением.
   Мое кредо - везде и всюду, где только возможно, отойти от стандарта ради придания тому, что я делаю своего неповторимого оттиска. Красота для меня заключена в неповторении совершенного и в неоднозначности происходящего. Воспринимаю окружающий меня мир как некую абстрактную картину. У меня редко случаются моменты, когда я осознаю, что сконцентрировался на каком-то определенном объекте. Обычно все, что я вижу, размыто и не имеет каких-то четких границ и цветов. Около года назад был у меня спор с одним человеком, который уверял, что та картина мира, которую я принимаю за целое, ни что иное, как ничтожно малый фрагмент реального мира. Кроме того, он заверял меня в том, что я не в состоянии различить краски даже этого фрагмента. Я же уверял его, что у каждого человека свое видение мира, что не дано постичь полностью и однозначно чужую реальность, но дано оформить для себя общие черты, охватить весь образ. Реальный мир - это сложнейшее переплетение миров индивидуальных (подобно пространственной интерференции, т.е. голографии, когда множество световых лучей, пересекаясь и взаимодействуя, создают сложный образ), и мне смешно видеть недоумение людей по поводу происходящего вокруг, ибо я осознаю себя и их активными участниками этой реальности, активными в равной степени и своей пассивностью к происходящему. Другими словами то, что происходит вокруг - суть реакция на наши поступки. Обычно мы наиболее внимательно воспринимаем ключевые события, будь то большой праздник или большое несчастье, подобно страннику, восхищающемуся вершиной далекой горы и не обращающему внимания на красоту ее склонов и жизнь у ее подножия, или человеку, холодеющему от ужаса при попытке разглядеть дно бесконечной пропасти. Философ же предпринимает попытку силой своей мысли обозреть всю окружающую его реальность подобно орлу, парящему высоко в небе. Конечно, каждый видит мир по-своему, но это сравнимо с тем, что человек находится во вполне определенной точке одного и того же ландшафта и просто видит все под своим углом и со своей высоты. Находящемуся на дне пропасти совершенно не страшно там находиться, но у него захватывает дыхание при виде далекой вершины и, наоборот, у человека на вершине подкашиваются ноги, когда он заглядывает вниз, однако оба они догадываются о существовании друг друга. Я хочу этим сказать, что несмотря на неоднозначность восприятия, возможно охватить целиком картину мира, но она для каждого будет иметь свой специфический ракурс и расцветку. И это не мешает любому мыслящему человеку с достаточной для себя точностью сформулировать основные законы его существования и динамики вне своей персоны.
   Не случайно в предыдущем абзаце я повторил многократно одну и ту же мысль различными способами и употребил много образов для ее описания. Такой подход позволяет подойти к какому-либо понятию с разных сторон и позволяет сократить неопределенность последнего, увеличить точки соприкосновения между двумя индивидуумами. Многие люди требуют от собеседников четких определений того или иного понятия, сформулированных тем или иным авторитетом. Я же утверждаю что само понятие "четкого определения" абсурдно. Оно просто не может реально существовать. Любое сформулированное определение будет не полным, и будет восприниматься различными людьми неоднозначно. Это может понять только человек, который хотя бы раз попытался сам определить что-либо. То есть никогда бы настоящий создатель не отказался от более изящной формулировки своего детища. Поэтому заучивание сформулированных истин это не обучение, а уродование мозгов. Настоящий Учитель всегда поощряет пусть "корявое" и скупое, но собственное видение понятия.
   Итак, гораздо полезнее самому попытаться изложить свои мысли по поводу той или иной проблемы. Кроме того, это доставит удовольствие как генерирующему мысли, так возможно и собеседнику (читателю). Засим и приступаю к описанию плана и особенностей этой работы. Тешу себя надеждой, что Вы останетесь довольны ею.
   Начну я с ознакомления с проблемой в целом, а затем попытаюсь вжиться в образ той или иной патологии и вести повествование от лица девианта. Мне кажется, что так будет интереснее. В связи с этой особенностью мне хотелось бы, чтобы эта работа рассматривалась Вами как нечто приближающееся к художественному произведению, а не как социологическое исследование. Хотя может быть и последнее рассмотрение не лишено смысла. Не мне судить.

Девиантное поведение [1]

  

"...Сократ - преступник,

В.С. Высоцкий - наркоман,

В. М. Шукшин - алкоголик,

Оскар Уайльд - гомосексуалист,

Фридрих Ницше - сумасшедший,

Юкио Мисима - самоубийца..."

Все эти девиантные люди были гениями

   Девиантным называют аномальное поведение людей в данной социальной среде. То есть это поведение, которое не согласуется с нормами данного общества, не соответствует его ожиданиям.
   В детстве человек обучается у окружающих его людей отличать хорошее от плохого и вырабатывает регулятор своего поведения. Одновременно он находится под внешним контролем со стороны больших групп и государства. Несмотря на это внутреннее и внешнее давление, отклонений избежать не удается. Формы их проявления зависят от множества факторов, таких как время, место, социальная группа и т.д.
   Так, время меняет нормы. Преступники одного времени превращаются в святых, а "маяки истории" в преступников века. То, что сегодня считается в порядке вещей, завтра может считаться аморальным и наоборот (мужеложство, например). Как-то Сергей Довлатов похвастался перед англичанином: "У нас за гомосексуализм судят!", на что англичанин ответил: "А за геморрой у вас не судят?". Сегодня Довлатова нет, а за гомосексуализм у нас уже не судят, а даже поощряют. Видел недавно в газете обозрение культурных мероприятий, так вот билет на концерт памяти В. С. Высоцкого стоит 35 тыс. руб., а на концерт Б. Моисеева 150 тыс. руб. [тут я не на ценах концентрирую свое внимание. Извращенность, разврат потребляются с большей охотой, чем чистота, духовный хлеб!!!]). И вообще, все что ни возьми бесконечно крутится между двумя полюсами на протяжении того времени, куда нам удается заглянуть с помощью науки из наук - истории.
   Место тоже играет существенную роль. Например, съесть себе подобного где-нибудь в Африке не так уж предосудительно, то есть в порядке вещей, в то время как у нас это было бы несколько некорректным способом насытить свой желудок.
   Сами нормы связаны с классом, профессией, расой, национальностью. То, что нормально в субкультуре, может быть девиантно в обществе. Так, распитие растворителя среди братьев грузчиков или разделение людей на слонов и дедов в армии.
   Различны наказания за отклонения: от морального осуждения до смертной казни.
   Значимость нормы определяет наказание. Жизнь - высшая ценность. Отсюда суровость наказаний за убийство.
   Итак, девиантное поведение - только такое отклонение, которое признается таковым и выходит за границы меры.
   Виды девиантного поведения, выделяемые в социологии (все это отрицательные явления): преступность - нарушение законов; садомазохизм; преступления без жертв - проституция, наркомания, гомосексуализм, азартные игры; молодежная преступность, обособленная в связи с возрастной спецификой; алкоголизм; сумасшествие; самоубийство (это главная форма девиантного поведения).
   Виды положительного девиантного поведения, на которые мне хочется обратить внимание: творчество и гениальность; Человек в казарме.
  
   Далее для полноты картины необходимо сделать обзор основных концепций девиантного поведения, существующих на сегодняшний день.
      -- Биологические концепции.
   Ч. Ломброзо. Объясняет явление самоубийства как антиэволюционного выброса.
   У. Шелдон. Рассматривает физические типы людей, и приходит к выводу, что к отклонениям наиболее склонен мезоморфный тип (атлетические, тяжелые люди).
      -- Психологические и психиатрические концепции.
   Делают акцент на личностные факторы, особенно на неправильную социализацию в детстве.
   Объясняют возникновение отклонений как следствие душевного дискомфорта.
      -- Социологические теории.
   Г. Беккер. Теория ярлыков. Рассматривает девианта как изгнанника группы. Девиант не виноват, а виновата группа, в которой он возник.
   Э. Дюркгейм. Теория аномальности. Распад социальных норм приводит к возникновению отклонений.
   Р. Мертон. Дезинтеграция культурных целей и средств их достижения дает аномалию. Возникают следующие типы девиантов:
  -- инноватор (цель принимается во что бы то ни стало, а средства предлагаются незаконные, как следствие, преступление закона);
  -- ритуалист (цели отвергаются, но методы признаются и продолжают работать. Например, бюрократ);
  -- отступник (отвергает и цели и средства, смиряется с невозможностью);
  -- бунтарь (отвергает все, но полон решимости все заменить);
  -- конформист (приспосабливается и к целям и к средствам).
   Таким образом, Мертон против сведения девиантности к личности. Девиантность у него - результат противоречия целей и средств.
   Теория узнавания и научения. Все познается во взаимодействии. Человек должен усваивать групповые нормы. Девиант не усваивает то, что надо, а усваивает то, что не принято для данной группы. В результате он выходит из культуры, входя в субкультуру.
   А. Коген. Молодежная преступность. Субкультура преступников.
   Р. Клоуворд и Л. Охлин выявили три типа преступной субкультуры:
  -- криминальная - грабежи, воровство;
  -- конфликтная - сила и насилие для достижения целей;
  -- отступающая - потребление наркотиков.

Исповедь первая

Преступление. Откровение рэкса

  
   "...Я считаю, что в наше время существует три главных фактора, которые в сочетании делают человека преступником. Во-первых, система воспитания не сумела выявить у него направляющего таланта. Человек оставлен вариться в собственном соку. Во-вторых, он должен быть генетически предрасположен к авантюре: риск порождает в нем положительные эмоции. В-третьих, духовная нищета: духовные запросы подавлены материальными претензиями. Вокруг полно прекрасных вещей: автомобили, птеры, роскошные девочки, жратва, наркотики в конце концов. Зарабатывать все это невыносимо скучно и тяжко, потому что любимой работы у него нет. Но очень хочется. И он начинает брать то, что по существующему праву ему не принадлежит, рискуя свободой, жизнью, человеческими условиями существования, причем делает это не без удовольствия, а может быть с наслаждением, потому что риск у него - в генах.
   Конечно, это самая грубая схема, не учитывающая никаких нюансов, да и великого множества разнообразных социальных и личных обстоятельств. Однако основную массу насильственных преступлений такая схема, по-моему, объясняет.
   Аскольд: существует ли талант к преступлению? В конце концов разработка и исполнение преступного замысла - это в самом широком смысле слова игра, требующая незаурядных творческих способностей, своеобразных эстетических данных и психологической проницательности.
   Возможно, не спорю. Наше дело - устроить так, чтобы ему было интереснее играть в любую другую игру, но не в эту. А если общество не в состоянии предложить ему ничего, кроме как есть хлеб свой в поте кислой физиономии своей, то немудрено, что он предпочитает играть в казаки-разбойники и норовит ходить по краю. Вот если бы мы умели с младых ногтей привить ему человечность и милосердие, это было бы самой надежной прививкой и против бездуховности, и против тяги к преступному риску. Да что толку говорить об этом, если мы все равно этого не умеем делать сейчас также, как тысячу лет назад!
   ?Пересадить свою доброту в душу ребенка - это операция столь же редкая, как сто лет назад пересадка сердца?.
   Г.А. сказал как бы между прочим: закон никогда не наказывает ПРЕСТУПНИКА. Наказанию подвергается всего лишь тварь дрожащая - жалкая, перепуганная, раскаивающаяся, нисколько не похожая на того наглого, жестокого, безжалостного мерзавца, который творил насилие много дней назад (и готов будет творить насилие впоследствии, если ему приведется уйти от возмездия). Что же получается? Преступник как бы ненаказуем. Он либо уже не тот, либо еще не тот, кого следует судить и наказывать... Слава богу, что хоть смертная казнь у нас отменена!"

Аркадий и Борис Стругацкие. "Отягощенные злом, или сорок лет спустя. Дневник. 14 июля"

  
   Родился я в семье нормальной, не хуже и не лучше, чем все остальные семьи. Мать меня любила, наверное. Батон только по бабам шлялся, мать и меня бил, да водку жрал, ну да это у многих так. Не помню, чтобы у нас бабки водились. В школе мне было все фиолетово, потом, в путействе, тоже. Ну, потом типа людям разрешили коммерцией заниматься. Начали богатые кенты вырисовываться. Ненавижу их всех! Разговорился я об этом с одним своим корешем. И вот, кореш с братвой меня познакомил. Мол они диету кошелькам этих кентов делают. Тут мне, в натуре, лафа началась. Ствол дали, приставили к пахану одному. Смотрю я, как все вокруг в дерьме валяются, а у меня цепь золотая на шее, пиджак малиновый да пальцы веером, бабы клевые на меня как осы на варенье. Хорошо мне сразу делается. Спросишь, не жаль ли людей на их кровные бабки кидать? А чего их жалеть. Не люди это - волки позорные. Если бы не сила моя и пушка в руке, пожалели бы меня они?
   Говорят, что мы дебилы. Не так это. Мой хозяин, говорят, два диплома имеет: философский и юридический. Только что делать с этими дипломами? #$%^& - вот что с ними делать! А дебилы скорее те, кто думает, что у власти стоит. У нас власть реальная. Их организацию и законы с нашими не сравнишь. У нас все четко организовано - учителя хорошие были. Люди к нам, а не к ним справедливости искать приходят. Наш суд быстрый и эффективный. Виноват? Плюмбум в грудь и два контрольных в голову. Вот и весь сказ.
   Совесть? Страх перед убийством? Это для слабых. Для меня убийство - работа. Интересная работа. С обычной охотой не сравнить. Какое удовольствие получаешь, когда этих гнид кончаешь. Я уверен - справедливость и гуманность несовместимы! Я выбрал справедливость, потому что я сильный. Вот, например, зажмурился один наш братан, дак его бабе хозяин предложил: "Бери, что хочешь". Квартиру себе отставила, машину. А Б.Н. даже трупы сынов матерям вернуть не смог. Вот она их гуманность и наша справедливость. И я горжусь, что я на своего хозяина работаю. Он меня как сына принял. Цель жизни показал. Как жить выучил. ВОТ ЛУЧШИЙ МОЙ УЧИТЕЛЬ!...

Исповедь вторая

Наркомания. Иллюзия счастья

  
   "Ой, бував я в тим садочку,
   Та скажу вам всю правдочку:
   Ото как
   Копають мак."

Песня, спетая некогда котом Василием

  
   Почему опиум? Говорят, что вредно это. Врут все. А вы пробовали, что это такое? Как тепло делается после этого, какие образы вокруг возникают, какими яркими и необычными становятся серые предметы и еще, я вижу НАСТОЯЩИЕ лица людей - это единственное отвратительное зрелище в моем мире! Изменяется течение времени, я живу века в одно мгновение. Могу ли я это все бросить? В любой момент, но зачем лишать себя счастья... Сегодня у чайника выросли ноги, и я ползал за ним по всей кухне. Потешно, правда?.. Вы не можете знать, что такое настоящие мысли, потому что вы не пробовали опиум. Иным способом вы не сможете разговаривать одновременно с Сократом, Кантом и Фрейдом. Никто кроме меня не слушал их споров и сам не спорил с ними... Как-то летом я шел на рассвете по Большому. Навстречу со стороны Карповки на меня несся скорый поезд. Я еле успел отскочить к прачечной. Подняв глаза, я увидел на ней надпись "Для души и тела". Я там долго и громко смеялся, и меня менты забрали в отделение. Надо на досуге поговорить с Диогеном, к чему этот поезд и прачечная... От меня ушла Оксана. Сказала, что я очень изменился. Подозревала, что у меня другая женщина, но я сказал, что я просто курю опиум. Она расплакалась и убежала... У меня появился друг. Я пел вслух песню Гребенщикова "Десять стрел...", и вдруг услышал, что в левое ухо мне кто-то подпевает. Повернув голову, я обнаружил у себя на плече маленького красноармейца. У него на голове была огромная буденовка с большой красной звездой. Одет он был в шинель, а на ногах у него были лапти. Теперь, когда я начинаю музицировать, он неизменно ко мне присоединяется... Звонила Оксана. Сказала, что в сентябре выходит замуж. Он хороший парень, не наркоман, не пьяница, спортсмен. Попросила больше ее не тревожить. Я пожелал ей счастья в семейной жизни. Сказал, что я и не собирался больше напоминать о себе. Сказал, что вполне счастлив и повесил трубку... Да! Я счастлив (Эх, если бы не этот чертов индеец на шкафу, стреляющий по ночам отравленными стрелами!). СЧАСТЛИВ!!! (Вот только где бы раздобыть еще опиума?)...

Исповедь третья

Проституция. Продать удовольствие

  
   "- Мама, а давай вот эту тетеньку купим!
  -- Да ты что сынок? Она же живая! Живые тетеньки не продаются.
  -- Тогда в следующий раз я опять с папой гулять пойду!
  -- Ааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!"

Ужасы нашего городка

  
   Почему меня считают преступницей? Я даю мужикам радость. Я могу дать то, что от своих жен они навряд ли когда-нибудь получат. У меня хороший товар - мое тело. Почему я не могу продавать свое собственное тело? Кто позволил осуждать меня тем, кто тайком сам приходит ко мне за удовольствием?
   Вы считаете, что мой труд легок? Вы заблуждаетесь. Постоянно испытываешь ненависть и отвращение, сквозящие отовсюду. И из тебя самой, и из внешнего мира по отношению к тебе. Удовольствие кратко, а отвращение и ненависть вечны. С этим тяжело жить. Вы, верные жены! Попробуйте написать на подошве туфли, сколько вы стоите, и выйти на панель. Это сделать тяжелее, чем повеситься.
   Думаете, я могу продать себя любому? Я тоже стараюсь спать с теми, кто мне симпатичен, или вызывает во мне хотя бы жалость. И если я и решусь переспать с каким-нибудь мерзким типом, то только за очень большие деньги. С человека мне симпатичного я могу даже вообще ничего не взять. И такое бывает.
   Гораздо хуже меня швейцары, которым надо платить мною заработанные деньги. Менты, которым приходится отдаваться, чтобы отвязались. Вот кто настоящие извращенцы и преступники.
   Кто продает свои мозги, кто здоровье, кто только отбирает у других, ничего не отдавая взамен. Я продаю свое тело. Я лишила себя счастья, чтобы дать его другим. Я дарю радость! Я не преступница!!!

Исповедь четвертая

Гомосексуализм. Право любить

  
   "Ни положение, что инверсия врожденна, ни противоположное ему, что она приобретается, не объясняют сущности инверсии. В первом случае нужно выяснить, что именно в ней врожденного, если не принять самого грубого объяснения, что у человека при рождении имеется уже связь полового влечения с одним определенным сексуальным объектом. В противном случае спрашивается, достаточно ли разнообразных побочных влияний, чтобы объяснить возникновение инверсии без того, что в самом индивиде кое-что не шло навстречу этим влияниям. Отрицание этого последнего момента, согласно изложенному мною ранее, недопустимо."

Зигмунд Фрейд. Три очерка по теории сексуальности

  
   Я не считаю себя каким-то особенным. Я обычный человек. Так же как и все я умею думать, разговаривать, смеяться, плакать. Разве можно назвать преступлением любовь к другому человеку?
   Так получилось, что я не испытываю полового влечения к женщинам. Так распорядилась природа. Я в этом не виноват. Кстати, в силу этой своей особенности мне дано чувствовать так, как чувствует женщина. Я могу питаться красотой.
   Голубых называют извращенцами. Извращенцы те, кто выставляет напоказ лишь свои животные влечения. Те, кто не способен любить душой. Кому важно удовлетворить лишь тело. Наплевать правильным или неправильным способом. Все равно это мерзко. Не гомосексуалисты, а такие люди позорят людской род в не зависимости от их сексуальной ориентации. Извращение - судить за особенности, данные при рождении.
   Гомосексуалисты не ущербны. Среди них много талантливых людей, даже гениев. Они - такие же люди, как и все. Наилучший выход для общества - принять их, как само собой разумеющееся. Брать от них то, что, несмотря на озлобленность и обиду свою, они еще готовы подарить черствым, не умеющим ни думать, ни любить, людям...

Исповедь пятая

Алкоголизм. In vino veritas

   "На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
   Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.
  -- Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.
  -- Пью, - мрачно ответил пьяница.
  -- Зачем?
  -- Чтобы забыть.
  -- О чем забыть? - спросил Маленький принц, ему стало жаль пьяницу.
  -- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
  -- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
  -- Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
   И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий"

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

  
  
   "Жена моего брата говорила:
   -Боря в ужасном положении. Оба вы пьяницы, но твое положение лучше. Ты можешь день пить. Три дня. Неделю. Затем ты месяц не пьешь. Занимаешься делами, пишешь. У Бори все по-другому. Он пьет ежедневно, и, кроме того, у него бывают запои.
  
   Моя жена спросила Арьева:
  -- Андрей, я не пойму, ты куришь?
  -- Понимаешь, - сказал Андрей, - я закуриваю только когда выпью. А выпиваю я беспрерывно. Поэтому многие ошибочно думают, что я курю.
  
   Журналиста Костю Белякова увольняли из редакции за пьянство. Шло собрание. Друзья хотели ему помочь. Они сказали:
  -- Костя, ты ведь решил больше не пить?
  -- Да, я решил больше не пить.
  -- Обещаешь?
  -- Обещаю.
  -- Значит, больше никогда?
  -- Больше - никогда!
   Костя промолчал и добавил:
  -- И меньше - никогда!
  
   Алкоголизм излечим, пьянство - нет"

Сергей Довлатов. Соло на ундервуде

  
   Пью я как все. Нормально. Для аппетита рюмашку перед едой, да по праздникам и выходным. Баба моя кудахчет, что много. Ну да она дура - ничего не понимает.
   Тут приятеля старого - Мишаньку в гости пригласил. Выпили. Жена говорит - водки нет больше. Сын - стервец из-за угла кулаком грозит. Вырастил на свое горе. Я то знаю, что есть она - родимая, только бы до бара доползти... У Миши совсем с головой плохо, мне морду бить начал, да при этом кричать: "У, сатана! Замочу чертяга поганый!" Хорошо сынок ведро холодной воды притаранил. Облили идиота... Эй, сынок! Ты чего батьку за грудки берешь? Я то в чем виноват? Ага, я же и виноват, если этот кретин пить по настоящему не умеет...
   Наутро жена сказала, чтобы я выметался. Сын волком смотрит. Ну ничего. На хрен вы мне оба сдались. У меня есть к кому пойти. Пригреют, выслушают, обласкают, успокоят - пузыречек на стол поставят. Все-таки душевная баба у моего свата. И почему ее жена ненавидит? Вот свату повезло с женщиной, а мне. Говорили, везет - на красавице женился. И вот теперь, что перед собой вижу - старуху сварливую. Лучше бы такую душевную, как Варюша, выбрал. Она же мне и объяснила, что красота не самое главное. Что возможно моя мне изменяет. Я не верил. Но Варя мне даже старого хахаля моей жены показала. И свела их при мне на одном празднике. Моя Галка зарумянилась вся. Говорит мне: "Пойдем отсюда, Степан". И, между прочим: "Ну, СПАСИБО, ..., Варя!!!". Тут я и поверил Варюше. Напился и свою побил, стерву. А Варенька меня на следующий день успокоила. Водочки налила. Как быть дальше научила. Я теперь большую часть денег к свату на сохранение отдаю. Когда найду себе такую же как Варя, будет на что жить...
  
   Через несколько лет
   ...Вот Варька курва! Свела меня с такой же шалавой, как сама. Денег мне моих не вернули. Говорят не давал. Пытался у Галечки прощения попросить. Говорит, что не верит. Хотела бы, но, говорит, что я у нее миллион раз прощения просил, а итог - ее молодость загубленная. Говорит, что хочет хоть старость нормально встретить. Что нашла, наконец, достойного хорошего человека. Сынок знать меня не хочет, не простил. А ведь любили они меня.
   Теперь я пью, чтобы все это забыть. Но не могу. Скорей бы сдохнуть. Неужели я все это заслужил? Скажите мне, за что?

Исповедь шестая

Сумасшествие. И дано им разговаривать с ангелами

  
   "...И я не знаю, каков процент
   Сумасшедших на данный час,
   Но если верить глазам и ушам
   Больше в несколько раз..."

Виктор Цой. Муравейник

  
   "Учитель: Дети, запишите предложение: ?Рыба сидела на дереве?.
   Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях?
   Учитель: Ну... Это была сумасшедшая рыба"

Школьный анекдот

  
   "Телефон у меня простой - 32-08. Запоминается легко: тридцать два зуба и восемь пальцев"

Даниил Хармс

  
   "Владимир Яковлев - один из самых талантливых московских художников. Бахчанян утверждает, что самый талантливый. Кстати, до определенного времени Бахчанян считал Яковлева абсолютно здоровым. Однажды Бахчанян сказал ему:
  -- Давайте я запишу номер вашего телефона:
  -- Записывайте. Один, два, три...
  -- Дальше.
  -- Четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять...
   И Яковлев сосчитал до пятидесяти.
   Достаточно, - прервал его Бахчанян, - созвонимся"

Сергей Довлатов. Соло на IBM

  
   Я умею превращаться в любое известное насекомое и животное. Также Я свободно перевоплощаюсь в любого человека, правда который Мне известен и у которого Я пил кровь, будучи комаром или графом Дракулой. Кроме того, Я обладаю высшим знанием. Я белый маг высшей категории. Мой третий глаз видит такие субстанции, которые вам - мелким тщедушным тварям в белых халатах, видеть не дано. Я могу в любое удобное для Себя время вызвать любого духа, которого Я пожелал узреть. И он приползет ко Мне и падет перед Моим Величеством ниц.
   Ой!... Ко мне Люцифер прислал демона среднего ранга. Видимо, пора пить кровь у моего лечащего доктора. Удивительно как Врубель точно изобразил демона. Никогда не перестаю удивляться красоте этих женоподобных существ.
   Когда Мне нужна женщина, Люцифер присылает лучших своих чертовок. Воистину, разве их сравнишь с земными женщинами? Кроме того, интересно превратиться в жеребца и бегать лунными ночами, подзывая к Себе кобыл.
   В соседнем замке обитает удивительный человек. Фамилия его Сведенборг. Он записывает свои беседы и споры с ангелами и демонами. Я полагаю, что Он станет когда-нибудь в вечности Третьим Мессией. Только Я, Он, да один Вечный Священник на этой планете понимают, что время - это животное. Такое же создание Божие, как и Мы. В этом Нас убедил Блаженный Августин, приходивший к нам когда-то в Нашей вечности. Он не ожидал, что Я предпочту Люцифера его хозяину. Сейчас ему уже Меня не достать.
   Августин, если Я служу Другому, это не означает, что Я не уважаю Господа. Прости, что ты дал Мне мудрость, а Я не отблагодарил тебя. Когда Я буду готов к встрече с Богом и спору с ним, ты будешь Моим обвинителем. Я с большим удовольствием уйду в вечное забвение, если ты захочешь этого...

Исповедь седьмая

Самоубийство. Уход от врага

  
  
ЭээЭХ!

Записка самоубийцы

  
   "Бахчанян сообщил мне новость:
  -- Лимонов перерезал себе вены электрической бритвой!"

Сергей Довлатов. Соло на IBM

  
   У меня не осталось сил жить. Я ощущаю в себе пустоту, не могу больше творить. Не вижу выхода. Решил, что завтра, в пять утра, я шагну из окна. Будильник я уже поставил, как только он зазвонит, я вкушу последнюю радость - радость свободного падения с пятнадцатого этажа. Последнюю мою работу все высмеяли. На кафедре все меня ненавидят, так как я мешаю перспективным молодым специалистам. Я не виноват, что у меня прогрессирующий склероз. Ученики смеются надо мной. Да, я бездарен. Но я всю жизнь кропотливо трудился, писал справочники, отдавал все своей кафедре. И вот, решено меня выкинуть вон, как собаку. Я вижу как все мои коллеги и "друзья" злорадствуют. Я не вижу лиц, что сделалось с ними. Передо мною карикатуры на те лица, которые я встречал столько лет изо дня в день. Они издеваются над моими трудами, а ведь я жил для них! Они высмеивают меня перед моими учениками, и последним это нравится. Я больше не верю в этот мир, тем более в мир загробный. Я верю, что когда я уйду, то обрету покой. Я хочу потерять себя в вечности.
   Я никому не хочу зла. Почему они все так жестоки со мной. Я ведь любил их. Бороться я не буду. Где-то я слышал, что самоубийца - это убийца, который слаб для убийства другого и поэтому убивает себя. Как это мудро сказано.
   И вот, я ухожу от них. Я всегда уступал им. Я уступал идеи, которые рождались у меня в голове, но которые, как я считал, я не смогу раскрыть. Я уступил даже любимую женщину своему лучшему другу, которого считал достойнее себя. Сегодня я вижу, как я ошибался. Но вернуть уже ничего нельзя. Жизнь закончилась. И лучший выход уйти, никому не мешая, не причиняя больших неприятностей. Жалко только дворника. Для него это будет наверно неприятно. Замывать пятна крови на асфальте. Да, чуть не забыл. Извини меня Катя. Я случайно узнал, что ты тоже тогда меня любила. Что Сергей тебе счастья не дал. Да и сам счастлив не был. Простите меня все, кого я обидел, кому мешал. Ну, присяду на дорожку...

Исповедь восьмая

Гениальность и талант. Я - гений

  
   "Я гений - Игорь Северянин..."

Игорь Северянин

  
   "Выносил я как-то мусорный бак. Замерз. Опрокинул его метра за три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и номер квартиры.
   В любой работе есть место творчеству"

Сергей Довлатов. Соло на ундервуде

  
   "Камнем лежать,
   Или гореть звездой..."

Виктор Цой. Кукушка

  
   "Чирсков принес в редакцию рукопись.
  -- Вот, - сказал он редактору, - моя новая повесть. Пожалуйста, ознакомьтесь. Хотелось бы узнать ваше мнение. Может, надо что-то исправить, переделать?
  -- Да, да, - задумчиво ответил редактор, - конечно. Переделайте, молодой человек, переделайте.
   И протянул Чирскову рукопись обратно.
  
   Гений враждебен не толпе, а посредственности.
  
   Гений - это бессмертный вариант простого человека.
  
   Талант как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.
  
   Божий дар как сокровище. То есть буквально - как деньги. Или ценные бумаги. А может, ювелирное изделие. Отсюда - боязнь лишиться. Страх, что украдут. Тревога, что обесценится со временем. И еще - что умрешь, так и не потратив.
  
   Скудность мысли порождает легионы единомышленников"

Сергей Довлатов. Соло на IBM

  
  
   Я ощущаю в себе нечто такое, что не поддается никакому объяснению. Для меня совершенно естественно все время думать и пытаться воспроизводить на бумаге то, что на мой взгляд вышло неплохо. Я очень ревниво отношусь к тому, что создано мной. Болезненно переношу неудачи. Все чаще мне снится сон - я подхожу к зеркалу, а отражения нет. Я боюсь исчезнуть, так и не создав чего-нибудь значительного. Еще меня беспокоит ощущение, что во мне что-то тает, исчезает. Не пойму, что это такое. На этот счет у меня есть несколько предположений, но они меня не удовлетворяют.
   Я давно ищу свой философский камень. Для чего я есть, и для чего Создатель заложил в моей душе этот лабиринт вопросов и ответов? Вот главное. Стимул для продолжения моего существования.
   Каждый из нас ждет в себе проявления чего-то особенного. Индивидуально-неповторимого. Надеется на свою неординарность. И что бы он ни говорил, в душе он лелеет мысль, что он талантлив в чем-то. Трагедия происходит, когда он внушает себе, что он такой же человек, как и все. Тут умирает огонь его души. Остается лишь тело. Скованное и усмиренное. Это уже ходячий труп, а не человек. Я презираю таких. Идти наперекор всему к свету, добру, любви. Вот цель достойная. Иначе нет жизни.
   Множество великих было. И нам не дано успеть за ними, так как гений - Дар Божий. Но мы можем быть великими и благородными в малом. В любви к женщине. В любви к детям своим, родителям и друзьям. Вот наша Надежда и Вера. Если прочна эта нить, то есть в нас этот наш маленький гений.
   Красота нашей души заложена в нашей светлой индивидуальности. Чем дальше мы отстоим в себе от толпы, воспринимая при этом себя как неотделимую часть этой толпы, тем глубже мы понимаем себя и окружающих, тем больше в нас любви к окружающему нас миру...

Исповедь девятая

Человек в армии. Уродование душ

   " - Папа, пусть слоники еще побегают!
  -- Доченька, они же устали. Они два часа уже бегают.
  -- Ну, папа!!!
  -- Ну, ладно. Батальон! Слушай мою команду! Надеть противогазы, бегом ЫЫРШ!"

Анекдот

  
   "В военно-патриотическом воспитании писатели играют самую большую скрипку."

Д.Т. Язов, министр обороны СССР

  
   "Искать смысла нет, даже если найдем."

Философствования офицера

   Зачем я здесь? От кого защищать эту мертвую страну? Я ненавижу все это оружие. Я человек гор. Дагестанец. Ракеты, автоматы, боевые машины - орудия труса. Настоящий мужчина выбирает кулак, палку и нож и уходит в горы один. Я тут два дня, а уже тоскую по Махачкале. Вспоминаю свою мать, отца, братьев и сестер.
   Офицер пытался издеваться. Я приподнял его и спокойно сказал, что если он еще раз позволит себе подобное, то я сломаю ему шею. Кажется, он понял.
   Тут старшие издеваются над новобранцами. Я не вмешиваюсь, так как кто не может себя защитить тот не мужчина. Хотя того, кто издевается над слабым, тоже мужчиной назвать нельзя, но таков закон моих предков. Кроме того, существует еще одна причина. Кто превращается в слона, тот становится дедом. Они заслуживают то, что получают. А человек все равно останется человеком, или умрет.
   Меня боятся и ненавидят. Но никто не пытается меня сломать. Чувствуют смерть.
   Есть в моем взводе чудак - Иван. Пытается защитить не только себя, но и других. Силен как бык, но мягок душой как тряпка. Хороший он человек. Но жесткости ему не хватает. Пытался поговорить с ним, объяснить, что не стоит слонов защищать. Улыбается, не верит. Говорит, ты не прав Мурат. Не понимает, что не моя это жестокость, а мудрость предков моих это. Когда эти слонята дедами станут, то ненавидеть его будут. Доносить на него. Вспомнят, как во время его дежурства собирали их деды и били. За Ивана.
   Ивана боятся, но издеваются над ним. Его же "птенцы" ко мне подвалили. Говорили, что Иван дагестанцев не любит. Я избил одного. Иван косо смотрит. За что мол. Молчу. Гордый. Кажется, теряю его доверие. Жаль.
   Тоскую очень. Солнца хочу. Горы. Вспоминаю нашу реку. Холодная, кипит. Приеду. Невесту выберу. Забуду все. Уйдет жестокость.
   Ивана поймали. Били долго. Свои тоже били - сволочи. Я рассвирепел. Не знаю, как не убил никого. Наука Ивану. Предложил ему вместе держаться. Сказал, забудем обиды. Побратались. Недолго осталось. Вдвоем легче...

Заключение

  
   "Книги, не заслуживающие медленного чтения, не заслуживают вообще того, чтобы их читать"

Эмиль Фагэ

   "Чтение книг - это лишь начало дела. Творчество жизни - вот цель"

Н.А. Рубакин

   "Если все читать и читать без конца, не обдумывая затем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет"

Артур Шопенгауэр

  
   Попытался я в этой работе представить себе девиантов не со стороны, а из них самих. Вжиться в их образ. Не знаю насколько хорошо или плохо это у меня вышло. Писал я то, что в данный момент приходило в голову. Фрагменты историй, мною когда-то слышанных. Иногда, свои собственные переживания и мысли.
   На подобный стиль написания меня натолкнула книжка академика Углова "Из плена иллюзий", которую я поначалу решил реферировать. Но, пробежавшись по ней, и, уяснив для себя то, что мультфильмы подобные "Чебурашка и крокодил Гена", "Малыш и Карлсон" и "Ну погоди" растлевают малолетних детей, так как там все поголовно курят, я решил, что это слишком серьезная для меня книга, и решил, что буду писать сам. Я бы очень хотел спросить у академика Углова, почему я, выросший на этих мультфильмах не курю? Почему Астрид Линдгрен установлен при жизни памятник перед королевским дворцом? Почему нет такого памятника академику Углову на Красной Площади? Ведь по всей вероятности он считает себя как писателя и просветителя гораздо значительнее Линдгрен. Интересно, почему его книга не получила такого широкого распространения как "Малыш и Карлсон". Видимо дети не осознают всю серьезность положения дел. И еще. Если в человеке умирает ребенок, то он перестает быть человеком.
   Возможно академик Углов прекрасный хирург, но то, что он написал, режет скальпелем здоровое тело. Негоже это. Вспомнить хотя бы братьев Стругацких. Вот достойные хирурги душ! А если не уверен, то лучше молчать.
   Список литературы, приведенный ниже, включает в себя те книги, которыми я пользовался при поиске эпиграфов. Которые я вспомнил при обдумывании работы, и которые меня натолкнули на некоторые мысли, изложенные в ней.

Список литературы.

      -- Яковлев И.П. "Социология". ИКА "ТАЙМ-АУТ", Санкт-Петербург, 1993.
      -- А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". "Правда", Москва, 1979.
      -- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. "Понедельник начинается в субботу". "Мектеп", Фрунзе, 1987.
      -- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. "Отягощенные злом, или сорок лет спустя". "Прометей", Москва, 1989.
      -- Фрейд З. "Психология бессознательного". "Просвещение", Москва, 1990.
      -- Довлатов. С. "Соло на ундервуде", "Соло на IBM". Электронная библиотека.
      -- Пелевин В. "Жизнь насекомых". Электронная библиотека.
      -- Углов Ф.Г. "Из плена иллюзий". "Лениздат", Ленинград, 1986.
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"