Амикус Портабле : другие произведения.

Миры Шута Амикуса, Гл.9 - Код Малевича

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава 9. Код Малевича
  
  
  НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ
  
  Постепенно жизнь налаживалась. Я шатался по помойкам, собирая необходимую в хозяйстве утварь и предметы обстановки. Согласитесь, демиургу не пристало хлебать воду из крана и спать на холодном полу. Но так уж получилось, что сотворённое мной жилище было напрочь лишено мебели, если не считать настенного календаря, висевшего на кухне. Явленное на нём торжество дамской плоти резко контрастировало с царившей повсюду мерзостью запустения, а его вопиющая бесполезность бросала вызов любым моим попыткам хоть как-то структурировать действительность. Я никогда не вёл счёта прожитым дням и не планировал своё будущее. Тем более, на 2023 год... Заглядывать столь далеко могло лишь наше правительство, безмерно уставшее от настоящего и искавшее утешения в дурацкой поговорке "всё, что ни делается, к лучшему".
  
   []
  
  
  За монотонной зимой пришла взбалмошная весна. Увлечённый устройством своего быта, я даже не заметил подмены. Оголтелое мещанство захлестнуло меня с головой... И вот настал тот момент, когда в процессе освоения жилищных территорий я стал натыкаться на так называемые "ненужные вещи". Несмотря на их полную бесполезность, мне всё же не хотелось расставаться с материальным свидетельством роста моего благосостояния. Решив приспособить под хлам пустующую доселе антресоль, я случайно обнаружил в её девственном чреве обрезок широченной доски с намалёванным на ней рисунком. Нетронутая пыль и паутина придавали сему артефакту вид исторической находки, а его появление в доме казалось необъяснимым. Я готов был поклясться, что на момент творения не думал ни о чём подобном. Приходилось признать, что за всем этим стояла неконтролируемая деятельность моего подсознания.
  
  Что ж, посмотрим... Я поплевал на деревяшку и протёр её рукавом. Моему взору предстала картина, изображавшая трёх обнажённых гуманоидов мужского пола. Похожие на мертвяков, они производили тягостное впечатление и заставляли сопереживать автору, чей духовный мир выглядел таким уродливым и примитивным.
  
  Я уже хотел похерить плод фантазий свихнувшегося учителя рисования, возомнившего себя художником, но тут меня осенило... Что если втюхать эту поделку какому-нибудь любителю старины? Ведь на свете существовало немало чудиков, помешанных на ретромусоре.
  
  Надев для солидности хорошее драповое пальто, которым меня однажды одарили волонтёры из местной "Армии спасения" в качестве компенсации за несправедливо устроенный мир, я отправился на их поиски.
  
  
  ТАЙНА ИСПОВЕДИ
  
  Улица давилась тополиным пухом и задыхалась от жары. Золотое июльское солнце, пропахшее потом и "Пломбиром", поджаривало город на медленном огне. Проклиная не ко времени наступившее лето, я брёл наугад по размякшему асфальту, пока не упёрся лбом в антикварную лавку. Меня встретил дядька с плохой печенью, судя по всему, бывший представитель художественной богемы, вынужденный податься в коммерцию.
  
  - Чем осчастливите?
  
  Я огляделся по сторонам. Магазинчик был пуст.
  
  - Вы меня с кем-то перепутали. Оптический обман.
  
  - Нет-нет, ваша аура не даст соврать. Она сияет всеми цветами радуги.
  
  Я развернул тряпку и положил доску на прилавок.
  
  - Предупреждаю, если долго смотреть на эту порнографию, можно ослепнуть.
  
  - Это же Малевич!
  
  - Сам вижу. Но раз я уже здесь, хотелось бы узнать, кто автор этой стряпни.
  
  При этих словах оценщик нервно сглотнул слюну и испуганно пробормотал.
  
  - Картина называется "Купальщики". Творческое переосмысление "Троицы" Андрея Рублёва.
  
   []
  
  
  - Два лица и четыре яйца на троих. Что-то тут не так. Концы с концами не сходятся.
  
  - Простите, обознался... Конечно же, это три богатыря.
  
  - На лошадей, надо понимать, краски не хватило?
  
   []
  
  
  - А кому сейчас нужны васнецовские лошади? Они только отвлекают зрителя своей неуместной архаикой. Человеческая драма, вот что по-настоящему интересно и непреходяще! Казимир Малевич очистил богатырей от шелухи, явив миру подлинную суть былинных героев. Баня выступает здесь в роли экзистенциального чистилища. Слева стоит Илья Муромец. Этот бедолага тридцать лет и три года просидел парализованным на печи. Пребывая уже в предпенсионном возрасте, он вынужден вырабатывать себе стаж, ишача на патрульной службе. Справа располагается донельзя уставший и рано поседевший Добрыня Никитич, отягощённый геморроем от долгого сидения в седле. В центре находится рыжий Алёша Попович. Строгое воспитание в семье клирика заставляет его скрывать свои гениталии от нашего взгляда. Отсутствие лица говорит о конформизме. Он не хотел идти в баню, но друзья уговорили. Он не хотел быть богатырём, но кто-то решил это за него. В доме пуританина отца он скромный инок, на пиру весёлый разгильдяй, а в своей семье верный и исполнительный муж, который сам ходит на рынок за картошкой... И великий мастер художественного образа как бы спрашивает нас: так что же такое конформизм? Дар ли это, позволяющий человеку прожить несколько жизней, прячась за масками лицедея, или же проклятие несчастного метаморфа, вынужденного мимикрировать под окружающую действительность?
  
  - В пятнах Роршаха и то больше смысла, чем в этой мазне. Вы за кого меня принимаете?
  
  Взмокший от напряжения знаток живописи перестал нести ахинею и с удивлением спросил.
  
  - Это разве не ежегодная проверка на верность идеалам высокого искусства?
  
  - Нет.
  
  - Ради бога, скажите правду... Вы не один из них?
  
  - Эк вас запугали-то. Прекратите дрожать и возьмите себя в руки. Здесь все свои.
  
  Повеселевший наёмный работник искусства повесил на дверь табличку "Закрыто", затем немного постоял, приводя себя в чувство. По всему было видно, что его дух находился в смятении и нуждался в поддержке.
  
  - Мне необходимо выговориться... Я могу быть с вами откровенным? Все эти годы мои представления о прекрасном подвергались невообразимому насилию со стороны искусствоведов. Власть этой могущественной организации над умами людей воистину беспредельна! Мы все у них под колпаком.
  
  - Вы, случаем, не параноик?
  
  - Попробуйте публично усомниться в величии какого-нибудь безрукого мараки Матисса, и завтра ваш труп найдут в канализационном люке. Эти злодеи ни перед чем не остановятся. На кону стоят огромные деньги. Они понимают, что достаточно зародиться сомнению, как вся их система ценностей, построенная на лжи, рухнет.
  
  - Не волнуйтесь. Тайна исповеди будет сохранена.
  
  - Малевич...
  
  Я поощрительно улыбнулся.
  
  - Ну, смелее!
  
  - ...Плохой художник.
  
  - Послушайте, так вы никогда не избавитесь от своих кошмаров. Полумерами делу не поможешь.
  
  - Он... Он вообще не художник!
  
  Мы посмотрели друг на друга и рассмеялись. На глазах несчастного появились слёзы облегчения. Внезапно его лицо исказила гримаса ненависти. Сжав кулаки, он хрипло прокричал.
  
  - "Чёрный квадрат" отстой!
  
  - Ну, батенька, это уже перебор. Ваш враг повержен, не нужно топтать его ногами. Лучше расскажите поподробнее о своих притеснителях. Я чего-то не понимаю...
  
  - А что тут понимать? Рынок искусства контролируется организованной преступной группой искусствоведов, именуемой в простонародье шайкой. Они брендуют художников, крышуют, занимаются промоушеном, устроительством аукционов и изготовлением подделок. Вы разве не знаете, что четвёртым по доходности бизнесом после наркотиков, оружия и проституции является рынок искусства? Именно эти люди решают, что хорошо, а что плохо.
  
  - И когда всё началось?
  
  - С приходом капитализма, конечно. Именно тогда появилось много состоятельных дельцов, желающих обрести в личное пользование какой-нибудь фетиш. Сначала это были драгоценности, женщины и лошади. Но безделушки впечатляют слабо... вы сами-то сможете отличить рубин от красного стекла? А женщины и лошади быстро стареют. Картины в этом смысле идеальны. Они масштабны, понятны, уникальны и возвышают их владельца в духовном плане. С годами только дорожают. Поэтому уже совсем скоро, наравне с гильдией сапожников и колбасников, появилась гильдия искусствоведов. Эти мафиози по-тихому скупали картины у малоизвестных художников, ждали, пока те не окочурятся или же помогали им ускориться, а потом занимались маркетингом. "Как, у вас ещё нет Моне? Тогда мы идём к вам!"
  
   []
  
  
  - Невероятно!
  
  - Вы знаете Ван Гога?
  
  - Гога? Знаю. "Господин инструктор! Кличка Гога повесился. Сам себя капут". Кино такое есть. "Щит и меч", про Иоганна Вайса. Крылатая фраза. Но смею утверждать, что Гога не рисовал картин.
  
  - Нет, я говорю о голландском... или нидерландском художнике, всё время путаю эти страны. Они там рядом. При жизни его картины были никому не нужны. Чтобы привлечь покупателя экстремальной рекламой, Ван Гог отсобачил себе ухо, благо их у него было два. Но клиент, зараза, не шёл. Не помогали даже рождественские скидки, действующие на протяжении всего календарного года. А потом он якобы кончает жизнь самоубийством. Невероятно тёмная история. Вся его галерея уходит за гроши. И вот, немного погодя, начинается большой бизнес. Включая сочинение фантасмагорий о жизни юродивого гения и изготовление "подделок на тему".
  
  - Да ну?
  
  - Простой пример. Он нарисовал подсолнечник.
  
  - Семечки что ли?
  
   []
  
  
  - Нет, бутончики.
  И знаете, сколько у него таких картин? Одиннадцать! Будет ли творческий человек мусолить одну и ту же тему? Ни за что! Он просто перейдёт на другую масличную культуру. Есть рапс, соя, кукуруза, олива, арахис, лён, пальма...
  
  - Конопля.
  
  - Да! Поэтому из этих одиннадцати полотен самому Гогу принадлежит только одно. Остальные намалевали подёнщики.
  
  - И можно отличить гогово от негогового?
  
  - Конечно. Картина Ван Гога хуже всех.
  
  - Не может быть!
  
  - Он же бухал.
  
   []
  
  
  - Как Ельцин?
  
  - Нет. Как Ельцин нельзя. Ельцин набрал практический потолок для человека. Ван Гог так высоко не залетал. Но пил абсент, что похуже денатурата будет. К тому же у Гога был сифилис.
  
  - Ужас какой-то.
  
  - И ещё триппер. Медицинский факт.
  
  - Хорошо, что предупредили. В следующий раз, когда пойду в музей, непременно надену презерватив и ватно-марлевую повязку.
  
  - А подёнщики слишком любили жизнь: не пили, не курили, бегали по утрам трусцой. Поэтому немудрено, что их картины оказались более похожими на Ван Гога, чем сам Ван Гог.
  
  
  "ЧАСТИЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ"
  
  Высокоинтеллектуальная беседа на голодный желудок порядком утомила меня. Поэтому я поспешил озаботиться финансовой стороной вопроса.
  
  - По счастью, деньги не пахнут, а то бы нам всем давно пришлось угореть. Малевича брать будете?
  
  - Не торопитесь, выслушайте меня внимательно...
  
  - Лучше скажите прямо, у меня на руках подлинник или копия?
  
  - У вас оригинал, а дубликат висит в Русском музее. Оба сделаны Малевичем, но в разные годы.
  
  - Тогда в чём проблема?
  
  - Я практически не сомневаюсь, что под маской этого убожества скрывается подлинный шедевр живописи... Обычный трюк похитителей, желающих сбить полицию со следа. Одна картина пишется поверх другой. Вам повезло оказаться в центре грандиозной афёры, замысленной и осуществлённой сто лет назад.
  
  - Воровство? О каком шедевре вы говорите?
  
  Мой собеседник перевернул доску и погладил неокрашенную изнанку рукой.
  
  - Это тополь... И ему не один век.
  
  Тут он расплылся в блаженной улыбке, а из его жёлтых глаз хлынул свет. Пыльное помещение магазина сразу заиграло яркими красками. Я лихорадочно рылся в памяти, пытаясь найти хоть какое-нибудь объяснение столь разительным переменам. Определённо, мне пришлось присутствовать при пробуждении некой духовной силы охренительной мощи.
  
  - Постойте-ка, уж не хотите ли вы сказать... Нет, это просто невозможно! Та пресловутая тётка находится в Лувре, за пуленепробиваемым стеклом. Её охраняют, как Папу Римского.
  
  - Сейчас. А в начале ХХ века обыватели и слыхом не слыхивали о "Джоконде". Слава к ней пришла после кражи, совершённой в 1911 году. Газетчики сделали всё возможное, чтобы раздуть из этого происшествия сенсацию мирового масштаба. В совершении преступления обвиняли многих известных людей, включая самого Пикассо. И по сей день отзвуки тех событий будоражат общественность.
  
  - Но ведь спустя несколько лет пропажу обнаружили в Италии...
  
  - Такие картины крадут не для того, чтобы попадаться.
  
  - Значит, ныне в Париже находится копия?
  
  - Причём, плохая.
  
  - Ни в жизнь не поверю, что всесильный орден искусствоведов не смог нанять мастеров должного уровня.
  
  - Скопипастить "Мону Лизу" большого ума не надо. Проблема заключается в том, что картину затем нужно искусственно состарить. Это весьма сложная процедура, требующая глубокого понимания физико-химических процессов. При тогдашнем уровне науки подобная задача оказалась непосильной. Отсюда и недостойные великого Леонардо косяки... Краски меняют цвет, деревянное основание треснуло.
  
  - Как вы пришли к своему открытию?
  
  - Казимир Северинович никогда особо не скрывал причастности к похищению... По понятным причинам его слова всерьёз современниками не воспринимались. О своём вопиющем поступке он открыто сообщил в небезызвестном коллаже "Композиция с Моной Лизой", датированном 1915 годом.
  
   []
  
  
  Это было своего рода зашифрованное послание для потомков, если хотите, "код Малевича". И ключом к нему служила фраза "ЧАСТИЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ", размещённая на самом видном месте.
  
  - Зачем ему понадобилось замазывать картину Да Винчи?
  
  - Комплекс неполноценности всегда идёт рука об руку с мегаломанией. Вы только представьте себе, чертёжник уровня "Чёрного квадрата" бросает вызов мировому сообществу, и от его доброй воли зависит судьба самой знаменитой картины планеты!
  
  - Дался вам этот квадрат... Завидуете, что ли? Малевич просто стал первым, кому пришла в голову подобная идея.
  
  - Если бы первым! До него были, как минимум, Роберт Фладд с "Великой тьмой" и "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода.
  
  - Тогда почему все лавры достались нашему пострелу?
  
  - Мафия.
  
  - Они были в курсе проделок своего подопечного?
  
  - Трудно сказать. Одно не вызывает сомнений, появление оригинальной работы великого флорентийца этим людям ни к чему... Скорее всего, негодяи пребывают в уверенности, что оригинал уничтожен. К чести Малевича, он не стал уподобляться Герострату, а лишь зло посмеялся над человечеством.
  
  - Значит, "Джоконду" можно отмыть?
  
  - Легко. Но не связывайтесь с властями. У искусствоведов длинные руки, их люди повсюду. Вас быстро упокоят с миром.
  
  - В таком случае не подскажете ли, как мне самому добраться до нижнего слоя?
  
  - Прямо сейчас, не теряя времени, идите в магазин "Стройматериалы". Приобретите в нём скребок, бутылку уайт-спирита и щётку с жёстким ворсом, можно сапожную. А дальше начинайте работать руками, ну и немножко головой.
  
  - Благодарю за совет. С вашего позволения тотчас же отправляюсь за покупками.
  
  - Проследите, чтобы за вами не было "хвоста".
  
  - Я постараюсь слиться с толпой.
  
  - В этом пальто вас могут принять за шахида.
  
  - Уверен, что разомлевшие от жары граждане утратили присущую им бдительность.
  
  - С нетерпением буду ждать результата ваших изысканий.
  
  - Рассчитываю на то, что вы поможете мне пристроить милашку в хорошие руки.
  
  - Монетизация искусства мой профессиональный долг.
  
  - Тогда, всего доброго. Имел удовольствие с вами познакомиться.
  
  - За удовольствие надо платить. Скромно надеюсь на свои 15% комиссионных.
  
  - Какие ещё проценты? Можете уже подыскивать себе свиту. Игра престолов начинается. Скоро мы с вами будем дружить королевствами.
  
  
  ТАЙНА ДАРТМУРСКИХ БОЛОТ
  
  Когда работа была закончена, и дух растворителя покинул пределы импровизированной мастерской, на столе осталось лежать ехидно улыбающееся безбровое создание, сводящее с ума экзальтированных любителей живописи подобно какому-нибудь суккубу... Только теперь мне стало понятно, почему вместо мира "Джессика" добрый профессор закинул меня чёрт знает куда. Как же я опростоволосился! На аутентичной картине Леонардо да Винчи действительно имелась труба, но отнюдь не водопроводная, а труба цементного завода. Даже две.
  
   []
  
  
  Я завернул своё сокровище в простыню и уже было собрался отнести картину оценщику, как вдруг почувствовал странное онемение в районе копчика. Загадочная анестезия ширилась и росла, пока магия подлинного искусства не подчинила себе остальное естество. Всё мирское во мне скукожилось до микроскопических размеров. Неистовое желание единолично обладать "Джокондой" овладело мной без остатка. Наплевав на возможность набить мошну, я предпочёл стать жрецом богини Моны Лизы и прожить остаток жизни, молясь на новообретённую икону.
  
  К сожалению, мне не удалось повесить картину в комнате, так как её стены на поверку оказались тоньше бумаги. Любые гвозди пробивали их насквозь, а в образовавшиеся отверстия со свистом вытекал воздух. Залепив дыры хлебным мякишем, я предпринял отчаянную попытку найти для алтаря более подходящее место. Им оказалась прихожая, к бетонной стене которой и крепилась моя квартира. Панельная пятиэтажка служила своеобразным якорем для самостроя, расположенного в четвёртом измерении. Окна жилища выходили в открытый космос, битком набитый всякой дрянью.
  
  Однажды ночью я проснулся от ощущения надвигающейся беды. Сквозь рваную занавеску пялилась голая Луна, наполняя пространство комнаты холодным призрачным светом и наводя на мысли о бренности человеческого существования. Всецело находясь в их плену, я покорно встал и отправился в туалет. Так как платить за электричество мне было нечем, пришлось воспользоваться свечой. Проходя мимо портрета Моны Лизы, я по привычке отсалютовал ей рукой и извинился за беспокойство...
  
  Женщина на картине недобро прищурилась. Её округлая мордашка вытянулась и стала напоминать чьё-то до боли знакомое лицо. Не поверив своим глазам, я поднёс светильник поближе и едва не закричал от ужаса. Силы небесные! Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и, пожалуй, уверуешь в переселение душ... Она тоже Баскервиль.
  
  Улыбка Джоконды стала шире, а уши заострились. Серая волчья шерсть покрыла её плечи, лоб и щёки. Влажный нос почернел, верхняя губа оттопырилась, обнажив невероятно острые зубы. От смрадного дыхания оборотня погас огонь, но в сгустившейся тьме продолжали полыхать два красных угля... Это было последнее, что я увидел перед тем, как потерять сознание. Спасительное беспамятство опрокинуло меня на спину, отдав во власть божественного провидения.
  
  
  ЕСТЬ ЛИ НУЖДА ОТРИЦАТЬ, ЧТО МНОГИЕ В НАШЕМ РОДУ УМИРАЛИ СМЕРТЬЮ ВНЕЗАПНОЙ, СТРАШНОЙ И ТАИНСТВЕННОЙ? ТАК ПУСТЬ ЖЕ НЕ ОСТАВИТ НАС ПРОВИДЕНИЕ СВОЕЙ НЕИЗРЕЧЁННОЙ МИЛОСТЬЮ, ИБО ОНО НЕ СТАНЕТ ПОРАЖАТЬ НЕВИННЫХ, РОЖДЁННЫХ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЁРТОГО КОЛЕНА, КОИМ ГРОЗИТ ОТМЩЕНИЕ, КАК СКАЗАНО В ЕВАНГЕЛИИ. И СЕМУ ПРОВИДЕНИЮ ПЕРЕПОРУЧАЮ Я ВАС, ДЕТИ МОИ, И ЗАКЛИНАЮ: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ХОДИТЬ ПО НУЖДЕ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, КОГДА СИЛЫ ЗЛА ВЛАСТВУЮТ БЕЗРАЗДЕЛЬНО.
  (Написано рукой Хуго Баскервиля для сыновей Роджера и Джона, и приказываю им держать сие в тайне от сестры их, Элизабет)
  
  
  Читайте главу 10 - КРАСАВИЦА И ГЛИСТЫ
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"