Андреев А.В. : другие произведения.

Кн3.гл2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   ГЛАВА 07
  
   60.
  
   Береговые батареи дали первый залп с заведомо запредельной для их престарелых катапульт дистанции без малого в тридцать пять кабельтов. Броненосцы презрительно проигнорировали вставшие у них на пути водяные столбы - ни один из чугунных посланцев, выплюнутых изделиями фирмы Крупп, отлитыми и рассверленными в ох, каких далеких отсюда Руре и Эссене многие годы тому назад, не приблизился к ним и на пять кабельтов.
   На высоко поднятой над рубкой флагманского броненосца площадке КДП, командно-дальномерного поста, влипли лицами в жаркую каучуковую оправу оптики старший артиллерист "Иоанна Златоуста" старший лейтенант Иванов 5-й и гальванер-кондуктор Вернер. Картина вопреки флотскому обычаю, где именно обладатели немецких фамилий, как правило, носят золотые погоны, и трудно, невероятно трудно человеку с незначительной фамилией "Иванов" выбраться наверх - при том страшном засилии немецких имен на русском флоте...
   "Иоанн" - один из первых эскадренных броненосцев России, получивших новейшие приборы управления огнем. Стодвадцатисантиметровые горизонтально-базисные дальномеры "Барр&Струд" и оптические прицелы знаменитейшей немецкой фирмы "Карл Цейс" позволяли добиваться удовлетворительной точности даже на дистанциях, считавшихся до того совершенно нереальными: согласно русским "Правилам артиллерийской службы" издания 1894 года дальность стрельбы в 7--15 кабельтов оценивалась как средняя, свыше 15 кабельтов как большая, а 25 кабельтов - как предельная. В то время как корабли, оснащенные подобно "Златоусту" - то есть все эскадренные броненосцы с 12/40-дм орудиями, "Наварин" и все броненосные и бронепалубные крейсера с артиллерией в сорок пять калибров и длиннее - могли вести прицельный огонь на дистанции до 50 кабельтов.
   К сожалению, закупаемые за границей оптические и электромеханические приборы были очень сложны и дороги, собственное же производство, только еще налаживаемое на заводах РОМО, Российского Оптико-Механического Общества, и РАО ЭТЗ "Динамо" пока было развито совершенно недостаточно. Поэтому устаревшие броненосцы и крейсера Имперских ВМС получили значительно более дешевые отечественные прицелы систем Мякишева, Гейслера и Перепелкина, а дальномеров не получили вовсе.
   Перед глазами артиллеристов, в четком пересечении нитей, плывет близкий - рукой достанешь - турецкий берег. Скалы... камни... минареты...чайки... И - вот оно! В нескольких десятках метров от береговой линии высокие, прекрасно видимые земляные валы и развеиваемые сносящим их ветерком ватные клубы порохового дыма.
   На табло в боевой рубке защелкали, повинуясь переданному с КДП электрическому импульсу, барабанчики указателей - быстро прокрутившись от нуля до девяти, они, крутнувшись ещё раз, застыли в окошечках цифрой "37". Шевельнулись, поползли по циферблатам стрелки ПУАО, диктуя командовавшим плутонгами лейтенантам направление на цель, тип боеприпасов, вид огня и начальные установки прицела и целика. Повинуясь им, дрогнули стволы орудий, нащупывая своими хищными жерлами желанную цель...
   Когда до входных маяков Босфора оставалось около трех с небольшим миль, на кораблях эскадры зазвенели колокола громкого боя, призывая команды занять места по боевому расписанию. Первым стеньговые флаги поднял флагман, последним - "Георгий Победоносец", за что адмирал тут же впаял ему свое неудовольствие.
   В тридцати кабельтовых от берега шестидюймовки "Иоанна Златоуста", сперва отхаркнувшись пристрелочными, начали лениво, не чаще выстрела в минуту, заплевывать небеса над турецкими батареями быстро тающими на свежеющем с каждой минутой ветру грязно-серыми облачками шрапнельных разрывов.
   Конечно, один--два новейших мелинитовых фугаса главным калибром могли бы снести ту же Анатоли-Фенер вместе с маяком. К сожалению, стальных мелинитовых снарядов, дорогих настолько же, насколько эффективных, на весь флот имелся только один боекомплект, поровну разделенный между восемью орудиями флагмана и "Трех Святителях", имевших 305/40-мм орудия нового образца. Для старых "305/35", тем более "305/30" мелинитовые фугасы не выпускались, а старые чугунные "чемоданы", снаряженные вчетверо более слабым пироксилином, земляные валы брали с трудом. Во-вторых, живучесть ствола крупнокалиберного орудия составляет около трехсот выстрелов, после чего пушки теряют по проценту точности и дальности, почитай, на каждые десять выстрелов. Ну и, в-третьих, командование сочло, что чем больше неповрежденных орудий удастся захватить первому эшелону десанта, тем больше матушки-пехоты можно затолкнуть во второй. Потому-то корниловцы и лазаревцы и бежали сейчас, свесив язык через плечо, захватывать батареи с тыла - и потому-то скорострельные орудия стреляли так медленно и только шрапнелью. Впрочем, для приведения турецких батарей к молчанию хватило и этого.
   Вот взмыла, лопнув на высоте версты в полторы, сигнальная ракета над батареей Каридже, первой к северу от зоны высадки "Е" - это матросы роты "Буки" 1-го батальона корниловского полка просили прекратить огонь: вскоре на батарее будет жарко и без шрапнели. В ответ на ракету звонко хлопнул над батареей ярчайший осветительный снаряд, приготовленный специально для отражения ночных атак миноносцев: сигнальных снарядов, вот уже год как обещаемых МорВедом, во флоте ещё не было, и приходилось проявлять смекалку. Через две минуты на батарее все было кончено - немногочисленные артиллеристы, оставшиеся верными присяге, были растерзаны гранатными осколками и добиты штыками, но большинство турок попросту разбежалась.
   Сразу же за правобережной Каридже обозначила себя левобережная батарея Пайрас, куда нагрянули озверевшие от пятикилометровой пробежки штурмовики Лазаревского полка, вскорости взлетели ракеты над Фенераки...
   С батареями Босфора все было кончено меньше, чем за два с половиной часа - считая с того момента, когда нога первого русского матроса вступила на землю Турецкой Империи. Броненосцы Черноморского Флота, задробив стрельбу и спустив боевые флаги, сторожко втягивались вглубь пролива - а к обоим берегам уже шли миноносцы со снятыми с крейсеров десантниками и канонерские лодки, несущие большую часть тяжелого вооружения.
  
   61.<====
  
   Российская Средиземноморская Эскадра в августе 1900 года сократилась до минимума - эскадренные броненосцы "Император Александр II" и "Император Николай I", посыльное судно "Гермес II", бывший экспериментальный "Теплоход N1", и четыре построенных на французских верфях по русскому заказу номерных миноносца типа "Циклон" - полтораста тонн сухого веса, 26,9 узлов, двухтрубный наводимый 456-мм ТА, 3/60-дюймовое орудие, два 37-мм автомата и три пулемета - спаренная установка скорострельных "МФС-97" на мостике и ручной.
   В конце июля 1900 года из Триеста на Черное Море вышли шесть лихтеров, построенных австрийцами по заказу "Азовско-Черноморского Хлеботоргового Банка": уже действующие в Азовском море лихтеры "Юлия", "Диамантиди" и "Пророк Иона" показали высокую эффективность этой конструкции. Лихтеры имели плоское дно и "перекошенную" осадку (на корме она была почти вдвое больше, чем в нос), что позволяло им приставать и производить погрузку зерна с необорудованного побережья.
   В Эгейском море лихтерный караван повстречался с производившей учения Средиземноморской эскадрой - два лихтера остались с ней, а остальные четыре, на которые были пересажены четыре сотни матросов из экипажа броненосца и два штурмовых взвода МП, продолжили свой путь к Босфору.
   С броненосца также были сняты восемь 120/45-мм орудий - четыре установлены на обращенные в канонерские лодки лихтеры "Мариуполь" и "Ростов", ещё четыре усилили вооружение теплохода "Гермес". Также с "Александра" демонтировали четыре 37-мм автомата, установленных на миноносцы, и шесть 75/50-мм пушек, установленных вместе с ещё шестью с "Гермеса" на превращенный во вспомогательный крейсер "Яуза"
   доброфлотовский пароход "Рязань", шедший из Севастополя в Порт-Аликс с генеральным грузом Фортификационного Командования ВМС: две тысячи фугасных и осколочно-фугасных выстрелов к 120-мм орудиям и ещё три - к 75-мм пушкам, шесть сотен якорных мин заграждения и двадцать 87-мм орудий на казематных станках - по четыре этих орудия установили на "Мариуполь" и "Ростов", остальные двенадцать поставили по бортам "Яузы".
   Остатки экипажа - сорок шесть человек вместо положенных шестисот тридцати восьми - довели ободранный, как липка, броненосец до греческого порта Пирей, где он и был благополучно интернирован, а впоследствии и продан греческим властям практически по цене металлолома. Греки же установили вместо снятых русскими 120/45-мм орудий 150/45-мм скорострельные пушки, аналогичные тем, что получили греческие броненосцы береговой обороны типа "Гидра" во время модернизации 1899 года, дополнили их двадцатью двумя стволами противоминной артиллерии (14х37-мм автоматов и 8х57/58-мм полуавтоматов) и новейшей системой управления огнем - получив таким образом довольно дешево вполне боеспособный броненосец с тяжелым вооружением (2х305/30-мм, 4х203/45-мм, 8х150/45), мощной защитой (до 14 дюймов компаунд-брони) и отличной мореходностью. Корабль получил название "Саламин" и стал флагманом греческого флота.
   А где-то в лабиринте, образованном тремя с лишним тысячами островов Эгейского моря, укрывалась русская эскадра - незаметная и смертельно опасная, как змея в траве.
  
   62.
  
   Десантно-канонерские лодки "Ингул" и "Салгир" были разработаны на базе проекта австрийских лихтеров типа "Юлия", причем изначально имели экспериментальный характер. Лихтер был увеличен в два с лишним раза (с шести с половиной до четырнадцати сотен тонн), оснащен дизель-электрической двигательной установкой (восемь дизелей РД-180 суммарной мощностью 1450 л.с., два электромотора ЭТЗ-700 и два "малошумных" ЭТЗ-45), кормовой балластной цистерной, опускаемой носовой аппарелью и боевой рубкой из полуторадюймовой цементированной брони. Вооружение состояло из двух 120/45-мм морских орудий, одной 107/12-мм десантной гаубицы на тумбовом станке с бронещитом, трех 37-мм автоматических пушек (две в башнях от РМН "Секира" диагонально над боевой рубкой и одна в щитовой установке на носу), трех 120-мм минометов и шести пулеметов (одна счетверенная установка и два пулемета спарены с автоматическими пушками в башенных установках). Заполнение кормовой балластной цистерны уменьшало осадку в носовой части со 170 до 135 сантиметров, что, в сочетании с установленными в кормовой части корабля мощнейшими электрическими якорными лебедками, позволяло ДКЛ стаскивать себя с берега, на который был уже выброшен десант - одна лодка могла доставить и высадить до тысячи штыков, либо до трех десятков десантных пушек и гаубиц в разобранном состоянии или до дюжины артиллерийских орудий дивизионных калибров. ДКЛ - как и практически все боевые корабли ВМС России за исключением броненосцев и броненосных крейсеров - могли нести и выставлять якорные мины заграждения (120 штук, при частичном демонтаже вооружения - 150--170), а небольшая осадка носовой части позволяла использовать канлодки в качестве тральщиков.
   Канонерские лодки "Запорожец", "Черноморец", "Донец", "Кубанец", "Терец" и "Уралец" были построены во второй половине 80-х годов XIX века для службы возле побережья и на реках. От однотипных КЛ "Кореец" и "Манджур", построенных на Балтике для Сибирской флотилии (впоследствии вошли в состав эскадры БО Тихоокеанского флота) они отличались меньшим запасом угля с соответственно уменьшившейся почти на треть дальностью плавания и измененным составом артиллерийского вооружения. В ходе модернизации 1895--1899 годов тихоокеанские канонерки этого типа получили стандартное вооружение из двух 152/45-мм и одного 120/45-мм орудий, трех 37-мм автоматических пушек и двух счетверенных пулеметных установок, черноморские же сохранили два 203/35-мм и одно 152/35-мм орудия Бринка, заменена была только противоминная артиллерия - "казаки" получили по четыре 37-мм автомата и три счетверенных "МФС". К берегу они могли подходить довольно близко, но все же не вплотную - мешала 3,6-метровая осадка. Однако же они могли спокойно пристать к корме выбросившейся на берег десантно-канонерской лодки!
   Ещё в качестве десантно-высадочных средств использовались мелкосидящие номерные миноносцы и тральщики, также спроектированные на базе австрийских лихтеров, но практически от них не отличающиеся - только вместо одной паровой машины в 500 лошадей, действующей на один вал, установили две по 450 л.с., каждая из которых вращала свой винт.
  
   63.
  
   А глубоко в горле Босфора, уже позади всех береговых батарей, разворачивались поперек пролива эскадренные броненосцы. "Иоанн Златоуст" и "Три Святителя", так же, как и "малый" и изрядно устаревший "12 Апостолов", имели стандартную схему с концевым расположением башен главного калибра - поэтому для того, чтобы ввести в действие все четыре орудия, они должны были повернуться к противнику бортом, увеличив тем самым и подставленную под его снаряды площадь. А вот остальные четыре броненосца Линейной Эскадры ЧФ были спроектированы специально для боя в узостях - они имели шесть двенадцатидюймовых орудий, четыре из которых могли вести огонь по носу! То есть площадь, подставленная противнику, при этом резко уменьшалась, а количество снарядов в залпе сохранялось прежним.
   При этом броненосцы "Екатерина II" и "Синоп" были оснащены 305/30-мм орудиями, а на заложенные позднее "Чесму" и "Георгия Победоносца" установили более новые орудия с длиной ствола в тридцать пять калибров. В результате эти броненосцы кренило на пять--шесть градусов, если все орудия главного калибра были наведены на один борт, и компенсировать этот перевес так и не удалось ни при строительстве, ни во время модернизации 1896--1897 годов. Именно поэтому эти два броненосца сразу же провели на заранее выверенные и сейчас дополнительно промеренные места над прибрежными отмелями и - открыли кингстоны. Глубины здесь не превышали десяти метров, мягкое - правда, очень илистое - дно... Словом, все условия.
   Теперь минные поля, которые уже начали выставлять поперек пролива заградители Минной Эскадры, прикрывали восемь хотя и довольно устаревших, но все же ещё очень могущественных двенадцатидюймовых орудий. Притом вывести их из строя было бы крайне затруднительно - попробуйте-ка утопить корабль, и так уже посаженный на грунт! Дополнительную защиту составляли меры маскировки - и хотя камуфляж не совсем соответствовал окраске берегов Босфора, но все же задача "размывания" силуэта на фоне берега была решена достаточно успешно. А спущенные с броненосцев шлюпки и катера уже засновали челноками от кораблей к берегу, где матросы уже врывались в грунт, один за другим наполняя мешки землей, песком и мелкими камнями. Эти мешки, выложенные вокруг барбетов главного калибра, оставшихся ещё 120-мм скорострелок (те из этих орудий, которые после установки кораблей на грунт должны были оказаться в "мертвой" зоне, были подготовлены к демонтажу ещё в Севастополе - сейчас их оставалось только свезти на берег и там установить!) и многочисленных 37-мм многостволок и пулеметных установок, должны были сослужить роль дополнительной защиты.
   Впрочем, на первых порах для защиты пролива хватило бы и одних мин: огромные рогатые шары, начиненные гремучей смертью, "гальваноударные якорные мины заграждения образца 1899 года" - пятьсот восемьдесят два килограмма общей массы и сто пятнадцать килограммов мелинита внутри. Одной мины с гарантией хватит любому броненосцу, хоть древнему "Кремлю" (на нем и проверено - затонул в две минуты), хоть новейшему "Маджестику". А здесь их не одна и не две: полная загрузка на всех четырех минзагах и ещё пол-столько в запасе. Три тысячи двести сорок.
   На всех хватит!
   Для защиты минных полей от траления предназначались номерные миноносцы и эсминцы, но основная роль отводилась моторным и паровым катерам. Помощь им могли оказать тральщики и канонерские лодки, осадка которых позволяла достаточно свободно передвигаться по минным полям, установленным из расчета на тяжелые корабли, сидящие в воде на пять и более метров. Артиллерийскую поддержку обеспечивали скорострельные и противоминные калибры броненосцев, счетверенные пулеметные установки предназначались для самообороны их от атак вражеских миноносцев, которые наверняка попытаются уничтожить столь опасную вражескую батарею.
   Поскольку "Чесма" и "Георгий Победоносец", фактически превращенные в батареи - и даже не плавучие, а, скорее, береговые! - совершенно не нуждались в столь многочисленных экипажах, на кораблях были оставлены только артиллеристы и пулеметчики. Таким образом для обороны плацдарма были выделены ещё около тысячи штыков: два матросских батальона, по традиции носивших названия своих кораблей - теперь таких батальонов было три (с "Императора Александра II", "Чесмы" и "Георгия Победоносца"), в дополнение к двум сводным и шести крепостным.
  
   64.
  
   План операции был прост и не менялся с одна тысяча восемьсот семьдесят восьмого года, когда эта идея впервые пришла в головы русским генштабистам. Время то было горячее, русские полки стояли в одном переходе от Константинополя, а в Мраморном море сумрачно дымила трубами английская эскадра - и русские в любой момент могли взять древний Царьград, а англичане - войти в Черное Море.
   Тогда в этом поединке, дуэли нервов и политических связей, Россия (точнее - император и Самодержец Всероссийский Александр II и канцлер князь Горчаков) струсила и проиграла - англичане же сблефовали и выиграли. Это был один из бесчисленных блефов Владычицы Морей, не первый и не последний проигрыш, принятый Россией от Альбиона. Но именно Берлинский Конгресс запомнился большинству россиян своей особой подлостью - просто потому, что кровь проливали русские, а нажились на их крови англичане, получившие стратегический для Восточного Средиземноморья остров Кипр, и австрийцы, которым в управление достались Босния и Герцеговина. Русские же приобретения свелись к Карсу, Ардагану и Батуму! Баязетский округ и Армения до Саганлуга были возвращены Турции, территорию Болгарии урезали вдвое, и особенно неприятно для болгар было то, что их лишили выхода в Эгейское море. Но болгары - это ладно, да черт бы с ними. В конце концов, славянское братство - это, конечно, здорово, но вы и сами повоюйте, а то чего ж только русские дерутся, а болгарские "братушки" в стороне стоят и подбадривают. Можно бы и поберечь русскую кровушку, чай - не водица! Ин - ладно! Не о том речь!
   Речь о том, что Проливы - это прямой путь к мягкому подбрюшью России.
   Захватив их, англичане могут закрыть для России выход в Средиземное море. И открыть для себя свободный вход в Черное море. Чтобы входить, когда захочется, и угрожать городам русского Причерноморья артиллерией главного калибра в любой момент, когда этого потребуют интересы Британской Империи. А поскольку интересы Британской Империи ОБРЕЧЕНЫ на постоянные столкновения с интересами Российской Империи - в Персии, Афганистане, Китае - то и постоянные визиты английских броненосцев в Черное Море также совершенно неизбежны.
   Можно ли это предотвратить?
   Можно!
   План, как уже сказано выше, прост как в замысле, так и в исполнении.
   И первая его фаза уже выполнена, Верхний Босфор - УЖЕ РУССКИЙ.
   Дальше? Поперек пролива три тысячи мин - р-раз. Распишитесь в получении.
   По флангам минных полей на берегах - торпедные аппараты, новейшие скорострельные орудия и множество старого металлолома. Оно, конечно, восьмидюймовая пушка образца 1867 года устарела как минимум на два поколения, и скорострельность у неё - выстрел в десять минут. Но! Этот "музейный экспонат" швыряет 80 килограммов чугуна или 90 килограммов стали на дистанцию в пять--семь километров - ширина Босфора много меньше. И таких экспонатов в российской береговой артиллерии состоит ещё более восьмидесяти штук! Это вам - два.
   За высокими (20--25 метров) крутыми и извилистыми берегами Босфора - девятидюймовые мортиры в количестве неимоверном. Одних только легких, образца 1892 года, сорок четыре штуки! А есть ведь ещё и тяжелые, специально созданные как береговые - образца 1867 года восемьдесят штук и образца 1877 года сто девяносто семь. Это - всего. На Черном Море имеется семнадцать мортир в Керчи (плюс четыре особого запаса), двадцать семь мортир в Очакове, двадцать три в Севастополе и шестнадцать в Батуме. И тридцать шесть мортир в Особом Запасе в Одессе. Этот запас - специально для операции "Гроза", в нем по штату от 1898 года 280/35-мм пушек четыре, 229/22-мм пушек восемь, девятидюймовых береговых мортир тридцать шесть, девятидюймовых легких мортир сорок четыре, 152/45-мм пушек Канэ десять, 120/45-мм пушек Канэ двадцать, "тяжелых" станковых пулеметов - сорок восемь. И находящийся в распоряжении командующего оперативной группой "Босфор" генерала Протопопова 218-й отдельный дивизион ТАОН - шестнадцать 152/21-мм пушек и восемь 203/15-мм гаубиц. Это вам - три.
   Ну и - четыре. Флот. Военно-Морские Силы Российской Империи имеют в составе Черноморского Флота семь броненосцев, восемь канонерских лодок, и более сорока миноносцев. В особых условиях боя в узостях этот типичный "fleet in being" может оказаться препятствием очень серьезным. Смертельно серьезным. Два броненосца из семи - первоклассные корабли с современнейшими орудиями, самоновейшими системами управления огнем и отличной бронезащитой. Но и они, и все остальные не должны были участвовать в том, что называется "правильным морским боем". Они должны будут тупо и просто стоять на якорях позади минных полей и лупить из главного калибра по любому вражескому броненосцу в пределах прямой видимости. Ну, а ночью... Четыре десятка миноносцев - это очень много. И будет ещё больше - на верфях Севастополя, Одессы и Николаева уже зреют новые "Соколы" улучшенного проекта и эсминцы типа "Разящий", оснащенные невиданными ещё нефтетопочными турбинами, торпедные катера, во всем подобные французским "Циклонам", но использующие не паровые, а бензиновые и электрические двигатели... В любой момент русские могут начать штамповать их, как горячие бублики - ПАЧКАМИ...
  
   65.
  
   Выгрузив десант и вооружение первой волны, номерные миноносцы отошли в одну из близлежащих бухт, туда же были отведены и совершенно не нужные пока канонерские лодки. Учебные суда были отосланы на "свободную охоту" вдоль турецкого побережья. У минных полей остались только три дивизиона "Соколов", минные крейсера и эскадренные броненосцы Линейной Эскадры - а также все моторные и паровые катера, доставленные к турецкому побережью.
   Так называемый "минный" катер, вначале паровой, а впоследствии моторный, был стандартным вооружением всех тяжелых артиллерийских кораблей Имперских ВМС: броненосцев как эскадренных, так и береговой обороны, броненосных и бронепалубных крейсеров и даже некоторых канонерских лодок. Пятитонные катера проекта верфи "Крейтон" с одним торпедным аппаратом калибра 355 мм, более известные как "Крейтон 10-метровый" или "К-10", в середине 90-х, с ростом водоизмещения броненосцев и крейсеров, уступили место "Крейтону 17-метровому" ("К-17"), имеющему уже два бортовых торпедных аппарата в виде откидных рам, одну установку для метательных мин и 37-мм орудие. В 1897 году для нового поколения броненосцев и крейсеров "Океанского Флота" были заказаны первые катера, оснащенные бензиновыми и дизельными моторами - проект в целом повторял 17-метровый "Крейтон", но без метательных мин и с заменой обычного 37-мм орудия на автоматическую пушку, дополненную спаренным скорострельным пулеметом. Предназначались эти катера для несения сторожевой и разведывательной службы, а также для высадки и поддержки десанта. В ходе подготовки к "учениям" все паровые минные катера были перевооружены по этому образцу, но, из-за нехватки автоматических пушек, с использованием многостволок "Гочкис".
  
   66.
  
   Турецкое министерство иностранных дел получило ноту с формальным объявлением войны за два часа десять минут до того, как над "Прутом", "Березанью" и "Днестром" развернулись боевые флаги. Причиной войны была объявлена военная и военно-морская несостоятельность Турции, делающая невозможной точное и полное выполнение Константинополем всех ранее заключенных соглашений о статусе Черноморских Проливов - в силу чего интересы России в зоне проливов и акватории Черного Моря могли быть нарушены в любой момент. Копии ноты были вручены министрам иностранных дел Германии и Австро-Венгрии - эти страны вместе с Россией подписывали так называемый "Договор Трех Императоров" о статусе Проливов - и стран-членов Трансбалкании, как единственного, кроме России и Турции, государства, имеющего свои интересы в акватории Черного Моря и в Проливах.
   Одновременно с этим все телеграфные и почтовые станции в Одесском военном округе были временно закрыты для прохождения гражданской корреспонденции. В Одессе были вскрыты склады "Особого Запаса" и начата погрузка его на суда, также грузились на корабли части и подразделения 61-й и 63-й пехотных дивизий. В Очакове, Керчи, Батуме и Севастополе начались демонтажные работы на береговых батареях и погрузка батальонов КПФ, работы на верфях Севастополя, Николаева и Одессы переведены на трехсменный график, часть спешно мобилизуемых пароходов направлена на судостроительные и судоремонтные заводы для переоборудования в плавмастерские, госпитальные суда и плавбазы тральщиков, моторных катеров и миноносцев...
   Учения, которые должны были начаться в Киевском ВО утром того же дня, были отменены, а пять сосредоточенных для их проведения корпусов получили приказы на передислокацию в район западной границы, резервные войска также получили приказы на отправку и графики транспортировки. Детальная отработка этих приказов, учитывающая все вплоть до самой последней мелочи, показывала, сколько труда и внимания было уделено планированию этой операции.
   Получив русскую ноту, турецкое правительство впало в замешательство, очень похожее на панику. На несколько часов сознание турецких министров и генералов, не говоря уже о султане, затмили ужасные видения неисчислимых орд неверных, приближающихся к Стамбулу со всех сторон сразу - турки тоже умели считать и прекрасно понимали, что для них означает создание Трансбалкании. Собственно, к войне с Балканским Альянсом, назревавшей все последние двадцать два года - со времен Берлинского Конгресса - они были вполне готовы. Имелся составленный германскими друзьями план войны, была уже объявлена мобилизация, начаты перевозки войск...
   А тут вдруг оказывается, что необозримо-огромная, ни--разу--не--побежденная Россия намерена...
   Ужас.
   Мрак.
   Кошмар.
   Словом, что-то очень похожее на Конец света.
   Когда три часа спустя в Стамбуле стало известно о высадке русских у Беюк-Лимана, запаниковали даже самые стойкие. Шок был настолько силен, что султан уже приказал готовится к эвакуации в Анатолию - но многие министры, а также огромное количество горожан этот приказ предвосхитили: сначала сотни, потом тысячи, а потом и десятки тысяч стамбульцев хлынули на азиатский берег. Цены на перевоз сразу же взлетели до небес, а потом пробили их и полетели ещё выше. Люди, владевшие любой, пусть даже самой дряхлой и полусгнившей и почти развалившейся лодчонкой, годами не отходившей от берега дальше пары метров, озолотились - или же приобрели недвижимость: кусок земли в два метра длиной, один шириной и полтора глубиной. В охватившем двухмиллионный город хаосе несколько сотен трупов упрямых судовладельцев, которым не удалось договорится со своими пассажирами о цене за проезд, прошли незамеченными - тем более что большую их часть приняли воды Босфора.
   Но по сравнению с бедламом, воцарившимся в константинопольских посольствах Великих Держав, хаос, охвативший улицы города, казался не то, чтобы пустяком - но явлением все же довольно незначительным. По крайней мере, по своим последствиям.
   Как пищали задавленными мышами телефоны, как сыпал морзянкой сквозь раскаленные провода телеграф, как бледнели, краснели и даже падали в обморок прокаленные сотнями кризисов дипломаты... На несколько часов константинопольский дипломатический квартал превратился в филиал сумасшедшего дома - но зато уже к полудню по средне-европейскому времени в Вене, Берлине, Париже и Лондоне начали потихоньку осознавать размеры произошедшей катастрофы и те в высшей степени жуткие последствия её, предотвратить которые УЖЕ НЕ УДАСТСЯ.
   Появление русских на Верхнем Босфоре угрожало интересам ВСЕХ этих стран: Германии и Англии, стремившихся пробраться поближе к богатствам Ближнего и Среднего Востока, это угрожало прямо, а реваншистской Франции и Австро-Венгрии, которая не могла допустить, чтобы русские получили свободный доступ к Адриатике и увеличили свое влияние в балканских странах - опосредованно.
  
   67.
  
   "Русские в своем азиатском коварстве перехитрили самих себя!"
   Уже вечером 3 августа французский посол в Лондоне граф Камбон отбил в Париж паническую телеграмму о возможности заключения договора между Тройственным Союзом с одной стороны и Англией, Турцией и Японией с другой. Одновременно русский посол в Париже Извольский выразил французскому правительству опасение в том, что в решающую минуту французский парламент, которому никогда не сообщали условия договора с Россией, откажется его ратифицировать. В тот же день во французских газетах, уже и так производивших впечатление обезумевших от жажды реванша, градус шовинистической истерии поднялся ещё выше. За воем и визгом оплаченной РТА, АПН и НРС реваншистской пропаганды было трудно услышать тяжелый шаг Каменного Гостя, однако же немногочисленные политики, сохранившие трезвость ума и здравость рассудка, понимали, что вступление в войну с коалицией Германии, Италии и Великобритании - ошибка из числа тех, которые принято именовать смертельными.
   Но неуемные немцы тут же подлили масла в огонь: со свойственным этой нации полным отсутствием какого бы то ни было такта Берлин в ультимативной форме потребовал от Франции ответ - останется ли та нейтральной в случае русско-германской войны, и если да, то Германия, в качестве подтверждения этого нейтралитета, настаивала "на передаче ей крепостей Туль и Верден, которые сначала будут оккупированы, а после окончания войны возвращены". Другими словами, немцы добивались ключей от дверей Франции, выставляя в качестве гарантий только свое "слово чести".
   Из Брюсселя пришел доклад о том, что германский и английский посланники совместно добивались от короля Леопольда II согласия на пропуск через свою территорию немецких и английских войск - в обмен, по слухам, предлагалась доля в контрибуциях, которые немцы намерены были взыскать с Франции, и/или часть французской территории. Кайзер Вильгельм II предлагал своему "царственному брату" воссоздать для него государство его гордых праотцов, графов Бургундских, включив в него Артуа, французскую Фландрию и французские Арденны - так что новая граница королевства должна была пройти по рекам Сомма и Сер, потом через Шарлевиль и далее по реке Шье. Исключением, якобы, должны были стать города Дюнкерк и Кале и земли вокруг них и между ними - это владение, полностью запирающее Па-де-Кале в самом узком его месте, должно отойти Англии. Которой оно и принадлежало до середины XVI века.
   Конечно, попытка воссоздания "Королевства Бургундия" в XX веке могла бы рассматриваться только как исторический курьёз... Однако же Леопольд Бельгийский был известен как "исключительно плохой человек" - окруженный ореолом порока, прославившийся своими любовными похождениями, жадностью, жестокостью в Конго и другими скандалами король вполне мог польстится на этот смехотворный титул и прилагавшиеся к нему миллионы фунтов стерлингов, забыв о здравом смысле и ненависти соседей и новых подданных. Это было бы вполне в его духе. А уж если этот проект создают и поддерживают - совместно!!! - "Её Морское Могущество" Британская Империя и "Меч Европы" Германия...
  
   68.
  
   Если в Париже и Константинополе от русского шага на Босфор пришли в панический ужас, то Берлин и Вена впали в эйфорию. Дамокловым мечом висевшая над Германией возможность войны с Антантой и Англией ОДНОВРЕМННО реализовалась ЗЕРКАЛЬНО: теперь Англия была ОБРЕЧЕНА присоединиться к Тройственному Союзу - единственной силе, способной поспорить с Россией в войне на континенте. Кайзер Вильгельм II и генерал фон Шлиффен не могли не понимать, что другой такой возможности для решения задачи полной нейтрализации Франции не будет уже никогда. Император Австрийский и Апостольский Король Венгерский Франц-Иосиф I в грядущей войне с Россией получил сразу двух нежданных союзников - Италию и Турцию. Теперь перспективы Тройственного союза, ещё сутки назад казавшиеся весьма туманными - и довольно печальными! - выглядели просто блестяще!
   Теперь к двум фронтам в Европе - Северо-Западному (против Германии) и Юго-Западному (против Австро-Венгрии) - прибавлялись ещё как минимум два: Кавказский и Дальневосточный - поскольку японцы вряд ли упустят такую возможность отомстить за пятилетней давности дипломатическое поражение и установить контроль над Кореей и Манчжурией. А даже если бы они и захотели это сделать - так им англичане это и позволили!
   Ещё один фронт русские получат в Персии, где север контролируют они, а юг - англичане. Столкновение будет иметь вид гражданской войны, но на самом деле это будет ещё один фронт войны Мировой. И, конечно, проблемы на афганской границе - в Лондоне, конечно же, не преминут возможность усилить свое влияние в местных племенах, снабжая их оружием, боеприпасами и тяжелым вооружением.
   Потери России очевидны, несомненны и огромны.
   Во-первых, они потеряли самого главного своего союзника - Франция либо вообще не полезет в войну, либо будет быстро разгромлена.
   Во-вторых, они потеряли репутацию - этот их маневр с якобы мирной мобилизацией... Краткосрочная, чисто военная выгода обернулась колоссальным политическим просчетом, особенно в отношении нейтральных держав. ОСОБЕННО в отношении Северо-Американских Соединенных Штатов, которые, продолжая оставаться невероятно пуританской страной, искали в политике "моральности" - сами иногда совершая чудовищно аморальные поступки, но как бы совершенно не замечая этого.
   В-третьих, они потеряли возможность привлечь Англию на свою сторону - и эту потерю следует считать самой тяжелой. Плюс пять лишних фронтов, плюс отсечение от всех мировых экономических потоков, плюс полное прекращение морской торговли, плюс... Да мало ли чего ещё можно записать в графу "потери"! А всех приобретений - кусок земли в Босфоре?
   "Ой, что-то тут не то" - подумали некоторые особо умные люди.
   Вот только никто из них не состоял в правительстве или генеральном штабе заинтересованных стран - потому это обстоятельство как-то миновало поле зрения министров, политиков, генералов и прочих лиц, заинтересованных в проблеме. Слишком много было сожжено нервов в предыдущие дни, слишком долго дипломаты и министры, правительства и короли танцевали на тончайшей проволоке, подвешенной над бездной общеевропейской бойни. Планы были составлены, утверждены и инициированы - и теперь от воли недавних машинистов, мгновенно превратившихся в заложников пущенной наконец-то в ход системы массового уничтожения людей, НИЧТО УЖЕ НЕ ЗАВИСЕЛО.
  
   69.
  
   Вечером 3 августа была объявлена всеобщая мобилизация в Германии, Австро-Венгрии, Италии, Франции, Румынии и Японии. Бельгия объявила о своем нейтралитете - но также начала мобилизацию. США, Испания, Португалия, Швейцария и Голландия объявили о своем нейтралитете, Дания и Шведско-Норвежская уния объявили о своем нейтралитете и создании совместного патруля, который должен был препятствовать нарушению нейтрального статуса Балтийских проливов - Северный Аккорд заявил, что через Скагеррак и Каттегат не будут пропущены боевые корабли ни одной из воюющих держав.
   В 17.00 по среднеевропейскому времени (в Санкт-Петербурге было 18.00) четвертого августа Германия и Англия совместно объявили войну России и Болгарии, целью войны было объявлено "восстановление нейтралитета Черноморских Проливов" и "защита прав Фердинанда I, князя Болгарского". За ними последовали Италия и Австро-Венгрия. В 19.00 эшелоны с германскими войсками пересекли границу Люксембурга.
   Командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Фишер вынужден разделить свои корабли между Западным театром, где англичанам приходилось поддерживать итальянцев и австрийцев в блокировании французского флота в его базах (между прочим, у французов на Средиземном море имелось не менее десяти эскадренных броненосцев 1-й линии - а у итальянцев и австрийцев вместе взятых таковыми могли считаться не более пяти кораблей, и то с огромной натяжкой: ведь итальянский "Re Umberto", вошедший в строй в 1893-м, был заложен аж в 1884 году, и "односерийные" ЭБР "Sicilia" и "Sardegna" также не относились к последним новинкам военно-морской мысли! Ну, а вошедшие в строй этой весной два корабля типа "Адмирал Сент-Бон" с их слабой броней, большой скоростью и главным калибром из четырех десятидюймовок были самыми типичными тяжелыми крейсерами русской классификации из всех, до сих пор построенных за пределами Российской Империи!), и Восточным - где требовалось не выпустить русский Черноморский флот из Проливов. Конечно, пока они и сами не делали таких попыток - так это ведь не значит, что и не попробуют! А у них все-таки семь броненосцев, включая два новейших, вполне способных поспорить с "Маджестиками" и "Канопусами"! Причем часть сил ещё пришлось выделить в состав отряда Сингапурской станции. Эскадра в составе броненосного крейсера "Галатея", бронепалубных "Гладиатора" и "Радуги" и броненосца 2-го ранга "Ринаун", использовавшегося адмиралом в качестве своего флагмана с момента вступления в строй в середине 1897 года, сразу же отправилась на Тихий Океан. Там у русских было два таких же, так что более слабые "Центурион" и "Барфлер", имевшие не шестидюймовые, а 120-мм орудия, не обеспечивали решительного преимущества.
   5 августа в 12.30 король Бельгии Леопольд II объявил о том, что в Арденнах французский кавалерийский разъезд вторгся на территорию его страны, в перестрелке погибли трое жандармов-пограничников, и призвал страны-гаранты (гарантами нейтралитета Бельгии, созданной в 1839 году из кровоточащего обрубка Нидерландов, были Франция, Пруссия, Австрия, Россия и Англия - что характерно, в существовании нейтральной и независимой Бельгии была заинтересована только последняя) прийти на помощь. Англичане тут же высадили в Антверпене два батальона морской пехоты и батальон шотландцев - они прошли парадным маршем по улицам города, и многочисленные фотографии бравых моряков и клетчатых шотландских кильтов, заполнившие страницы вечерних газет, как-то сгладили впечатление того, что никаких других сухопутных сил Лондон выделить не мог: все, что имелось у англичан на данный момент, уже было занято в Южной Африке. К этому моменту Великое герцогство Люксембургское уже полностью оккупировано германскими войсками.
   На следующий день Германия, Англия и Австро-Венгрия объявляют войну Франции "в рамках выполнения своих обязательств по гарантиям", Италия делает то же самое, повинуясь обязательствам Тройственного Союза, Япония предъявляет России ультиматум, требуя немедленно отозвать из японских и китайских вод все военные корабли и вооруженные суда, вывести русские войска из Манчжурии и передать японским властям не позднее 06.09.1900 всю арендуемую территорию Китая без всяких условий и компенсаций. В случае, если ответ русского правительства не будет получен к 1200 14 августа, японское правительство оставило за собой право принять "соответствующие меры". Франция получила в точности такой же ультиматум - только вместо "Манчжурия" в нем везде стояло "Индокитай". Такой аппетит очень встревожил англичан, однако выбора у них не было, и, чтобы не потерять лицо, горькую пилюлю пришлось проглотить.
   Австрийские броненосцы береговой обороны "Будапешт", "Вена" и "Монарх", броненосный крейсер "Кайзер Карл VI" и три скаута типа "Асперн" перешли в итальянскую военно-морскую базу в Неаполе, присоединившись к собравшемуся там итальянскому флоту и германской Средиземноморской Эскадре.
   HMS "Royal Sovereign", "Empress of India", "Ramillies", "Royal Oak", "Rivenge", "Hood", "Caesar" и "Hannibal" - последний адмирал Фишер использовал в качестве флагмана - в сопровождении четырех крейсеров в это время уже прошли Дарданеллы и находились в Мраморном море, на дальних подступах к Константинополю. Эшелоны с немецкими войсками свободно следуют через бельгийскую территорию к французской границе, в итальянских Лигурии и Пьемонте развертываются дивизии 1-й (Туринской) и 2-й (Приморско-Альпийской) армий. Тяжелые орудия австрийской крепости Землин начали обстрел Белграда, в Па-де-Кале царствуют, но не правят многочисленные и разнообразные английские броненосцы из состава Флота Канала...
   Ещё шесть английских кораблей, включая два броненосца 1-й линии ("Нил" и "Трафальгар" вошли в строй в 1891-м и 1890-м годах и чисто технически вполне подходили под это определение), уже миновали шлюзы Кильского канала с тем, чтобы присоединиться к германскому Балтийскому флоту. Четыре ЭБР типа "Маджестик" и два "стандартных" бронепалубных крейсера "Эклипс" и "Гиацинт" направлены в Средиземное море на помощь итальянцам и австрийцам. Сопровождающая их эскадра в составе только что вошедшего в строй броненосного крейсера "Левиафан", больших бронепалубных крейсеров "Амфитрита" и "Аргонавт" (в русской классификации не нашлось места этим монстрам в 11 с лишним тысяч тонн и вооружением из двух 234-мм и десяти 152-мм орудий, "защищенных" четырехдюймовой броневой палубой и достойной броненосца 12-дюймовой защитой боевой рубки! А между тем англичане заложили аж шесть единиц - "Амфитрита", "Аргонавт", "Ариадна", "Диадема", "Европа", "Ниоба") - и четырех "стандартных" БПКР отправлялась через Средиземное море на Тихий Океан.
  
  
   Кабельтов - 1/10 английской морской мили, 185,2 метра.
   Российское Акционерное Общество Электро-Технических Заводов.
   Черноморские КЛ серии получили наименования по казачьим войскам.
   Дословно - "флот в бытии" или "существующий флот". Общеупотребительное обозначение концепции, в краткой формулировке звучащей приблизительно следующим образом: "Флот оказывает влияние [на политику и стратегию] самим фактом своего существования". Концепция "fleet in being" обычно противопоставляется концепции "морского могущества", утверждающей неизбежность победы сильнейшего флота.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"