Андреева Наталия : другие произведения.

Миф-сказка-фантастика-фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если вам интересно, откуда появился такой жанр как "фэнтези, если вы сомневаетесь, можно ли "фэнтези" вообще называть жанром, если вы хотите разобраться в определении этого жанра или же просто любопытны, то, в таком случае, милости просим! Надеюсь, вам понравится мой исследовательский проект...)))

  МИФ - СКАЗКА - ФАНТАСТИКА - ФЭНТЕЗИ
  
  
  
  Автор: Андреева Наталия,
  9 "а" класс
  Руководитель исследования:
  Мишандина Галина Львовна
  
  
  Москва
  Март, 2009
  
  
  Вступление стр. 3
  1 часть (теоретическая) стр. 4-6
  2 часть (практическая) стр. 6-15
  Выводы стр. 15-16
  Используемые источники стр. 16-17
  Приложения
  
  
  
  
  
  
  Тема: "Миф - сказка - фантастика - фэнтези".
  Цели: Выяснить, откуда и вследствие чего появился такой литературный жанр как "фэнтези";
  Определить, какую роль он играет в жизни современной молодежи.
  Проблема: Фэнтези: деградация или открытие?
  
  Задачи: Узнать, что на сегодняшний день есть в литературе о фэнтези;
   Выявить "первооткрывателей" жанра;
  Рассмотреть жанр с точки зрения "ухода от реальности";
   Сравнить произведения эпохи романтизма с жанром "фэнтези";
   Взять интервью у подростков 12-18 лет, с целью ознакомления с их восприятием мифов, легенд, сказок, фантастики и фэнтези.
  
  Актуальность: Заинтересованность в происхождении "фэнтези", его связь с предыдущими жанрами, уже прочно занявшими свое место в литературе, а также причина постоянно растущей среди молодежи популярности жанра "фэнтези".
  
  
  
  
  
  
  
  Литература - (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых словесных текстов.
  
  Жанр - от фр. genre - род) - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий
  
  Миф* - (от греч. mytos - сказание) - появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
  
  Легенда** - Легенда (от ср.-лат. legenda "собрание литургических отрывков для ежедневной службы") - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
  Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
  
  Сказка**** -
  1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).
  2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
  
  
  Фантастика - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации ("условностей").
  
  Фэнтези - это...
  
  1. Фэнтези - это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира [11, c. 158].
  
  2. Фэнтэзи (от англ. Fantasy) - один из видов фантастической литературы, литературы, основанной на ирреальном сюжете. Но, в отличие от фантастики, "фэнтези" предполагает существование каких-либо фактов и явлений, не поддающихся научному или рациональному объяснению [6, c. 1162].
  
  3. Фэнтези - это описание художественных миров подобных нашему, миров с работающей в них магией, где есть четкая граница между Светом и Тьмой [3], [14]. Также эти миры могут быть вариациями Земли в далеком прошлом, будущем, альтернативном настоящем [10].
  
  4. Фэнтези - описание миров, подобных нашему [1], [2], [3], [14], [17], миров где НЕТ четких границ между Светом и Тьмой что подтверждает связь этого жанра с романтизмом [12], [15], [19].
  
  Но все эти определения дают слишком широкую характеристику, которая может подойти к любому произведению, в котором присутствует элемент мистического, необъяснимого, не поддающегося рациональному или научному толкованию. В таком понимании "фэнтези" можно причислить к одному из видов фантастической литературы, за исключением научной фантастики.
  
  На наш взгляд, самое точное определение фантастике и фэнтези дал Борис Стругацкий, написавший, что "Фантастика - литература крылатой мечты".
  
  Романтизм*** - направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений. В XVIII веке это слово обозначало литературу Средневековья и Возрождения. В конце XVIII века в Германии, затем в других странах Европы, в том числе - в России, слово романтизм стало названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму.
  
  
  
  До сих пор идут споры по поводу точного определения фэнтези. Ниже приведены самые разнообразные мнения и ответы на вопрос: "Что же такое фэнтези?".
  
  На сайте "Википедия" выложено такое определение:
  
  "Фэнтези - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.
  В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие "чудес" фэнтези от их сказочных аналогов - в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы".
  
  Олейник В. К. пишет:
  "Жанровая природа "фэнтези" восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Само слово "фэнтези" в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации. Основная подоплека восходила к спору о человеке и человеческой природе".
  
  На сайте "мир фантастики" обнаружилось такое мнение:
  "Самое забавное в фэнтези то, что жанр фэнтезийного текста легко и непринужденно узнается по первым же строкам, но никто так до сих пор и не сумел дать четкое определение, чем же этот жанр, собственно, является".
  Автор неизвестен.
  
  А это определение выложено на сайте fantasy-earth.ru:
  
  "Фэнтези, несомненно, выросла из сказки и мифов. Сказки - это самый старый и бессмертный жанр литературы, их рассказывают детям - самым благодарным слушателям. Сказки подарили миру фэнтези некую завуалированную назидательность. Кроме того, фэнтези сделала шаг вперёд, отрешившись от деления героев на хороших и плохих. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некоторую исходную трагичность. Герой фэнтези стремиться к свободе и независимости, он желает зависеть только от своих решений, бравого коня и стали в ножнах, и эта черта связывает фэнтези с миром рыцарских романов. В этих жанрах главнейшими качествами человека являются честь и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в рыцарском романе, но вот только не всегда одерживает победу. Фэнтези действительно собрала в себя громадный пласт европейских литературных традиций и именно своей традиционностью она и сильна сегодня. И фэнтези сохраняет свое очарование только в случае следования традициям. Попытка осовременить ведёт к выходу за пределы жанра и, в результате, мы получаем либо мистику, либо ужасы, но никак не то, что изначально хотели получить".
  
  Из всего вышеизложенного материала видно, что точного определения жанра "фэнтези" нет, а все мнения относительно его происхождения и классификации довольно противоречивые. Что ж, возможно, в конце исследования мы попробуем сформулировать его самостоятельно.
  
  
  
  Трудно сейчас встретить человека, который не знал бы такого слова, как "фэнтези". Правда, значения в это слово вкладываются самые что ни на есть разнообразные. Чаще всего под этим словом подразумевают массовую литературу конца двадцатого - начала двадцать первого века. Так ли это?
  Первое упоминание "фэнтези", как литературного жанра относится к середине двадцатого века. Этот литературный жанр по причине своей молодости вызывает множество споров и разногласий, которые касаются истории происхождения жанра, классификации, поэтики, жанрово-видовой природы, а также его связи с другими литературными жанрами.
  Большую роль в создании исследования сыграла заинтересованность молодежи в происхождении жанра, а также скептическое отношение многих взрослых людей к "фэнтези".
  Данная тема важна и представляет актуальность исследования "фэнтези" от истоков возникновения до сегодняшнего состояния жанра. Также этот материал будет полезен на уроках литературы при изучении мифов, сказки, произведений эпохи романтизма.
  
  1. С древних времен люди верили в чудеса. И чаще всего эти самые чудеса объяснялись волей Богов. Например, в Древней Греции народы верили в таких Божеств, как Гера - хранительница домашнего очага. Гермес же был покровителем воров и торговли, Афродита дарила любовь... На каждое ремесло, явление или же чувство находился хотя бы один Бог-покровитель.
  Итак, появились мифы* (см. стр. 4).
  В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
  Таким образом, миф - это своеобразное объяснение вещей и знаний, не доступных в то время человеку. Абсолютная слитность мифологического и рационального, эстетического и интеллектуального делает миф уникальным явлением. То есть, в мифах-преданиях ирреальное гармонирует с существующем на самом деле.
  Также мифы можно рассматривать как своеобразное человеческое знание, обеспечивающее целостность (целостность коллектива - через целостность восприятия). Нарушение же традиций мифологического могло повлечь за собой распад общества. Для человека, живущего в современном веке существует четкая граница между обыденным и сакральным, когда как в первобытном обществе эта граница практически отсутствовала.
  Мифология очень близка к художественной литературе, так как осваивает действительность в формах образного повествования. Естественно, мифология оказала очень сильное влияние на литературу.
  Здесь можно провести первую границу с фэнтези: сочетание ирреального и объяснимого наукой, гармонично связанного друг с другом.
  
  2. От мифа к сказке****.
  Легенды** о Геракле очень близки к нашей сказке, с различием только в том, что Геракл был почти божеством, а точнее сыном Бога и человеческой женщины, которому воздавался культ. Наш же герой - это герой художественного произведения.
  Сказка и миф порой настолько могут совпадать между собой, что в фольклористике такие мифы, мифы доклассовых народов, часто называют сказками. Тем не менее, в сказке чаще встречаются события, явления и вещи, которым мы пытаемся найти объяснение через реальную действительность прошлого. Это грубая ошибка, потому как очень сомнительно, что на Руси в лесах стояли избушки на курьих ножках или же летали Змеи-Горынычи. Сказка полностью состоит из элементов первобытной социальной и культурной жизни, так как она переняла от более ранних эпох их идеологическую и социальную культуру.
  
  3.На мой взгляд, именно сказки и мифы послужили первоосновой фантастики и фэнтези. В качестве примера хотелось бы привести труды знаменитого
  английского ученого и писателя Джона Р. Р. Толкиена. Прежде чем создать свой
  неповторимый мир, писатель изучил множество скандинавских, кельтских, ирландских сказок, легенд, преданий, сказаний и песен. И, действительно, в его работах можно найти явления, значения и обычаи, что ранее были использованы в мифах, преданиях и сказках.
  Сказка, легенда, предание, миф - это истоки Истории любого народа, любой страны. И, действительно, проходят тысячелетия - и уже трудно сказать, что в Истории народа правда, а что вымысел. Иногда фантазия, подробная до мельчайших деталей, о мире, о странах, существующих в нем, о народах, городах, морях и лесах становится больше похожа на реальность, чем действительная история. Джон Толкиен говорил, что "история часто напоминает миф, ибо, в конечном счете, они созданы из одного и того же материала" [20]. И правда, читая книгу "Сильмариллион" можно забыться и уверовать в историю написанную ученым [19]. Эта книга особенна тем, что повествование в ней идет от сотворения мира, с его особенностями, своими преданиями, сказками и легендами. Такая своеобразная "сказка в сказке". Пожалуй, писатель был прав, когда говорил, что надо самому поверить в тот мир, который описываешь.
  Также, можно провести параллели между книгами Дж. Р. Р. Толкиена и преданиями и мифами разных народов. Только в его произведениях они, сказания различных народов, слились воедино. Вот и легли в основу великих произведений сказки.
  Что ж, попробуем детально сравнить сказку с "фэнтези".
  
  4. Любая сказка начинается с завязки. И чаще всего завязкой служит какая-либо беда, будь то похищение, волшебное, но далеко не всегда прекрасное превращение, и, наконец, избрание и снаряжение героя в путь. Пожалуйста: Возвращение Хозяина Кольца - соответственно, беда, - и герой отправляется в путь.
  
  Лес. Сказочный, волшебный. С лесом в сказке всегда связано много таинственного и опасного. Там вам и Баба Яга, и Лешие, и Кикиморы, и строгие Хозяева Леса. Обычно этот лес старый и мрачный, как бы заранее подводящий читателя к неожиданным событиям, которые будут там происходить. Иногда же лес трактуется как препятствие, однако не в ущерб героям, а в помощь им. Лес Фангорн соответствует типовому сказочному лесу.
  Волшебный помощник. Куда же без него? Он и в бою поможет, и в горе утешит и добрым советом подсобит, а когда и беду отведет. Здесь можно привести другие примеры: В произведении Котиковой Марии горностай остается с главной героиней, когда, казалось бы, одиночество неизбежно. В сказке зверь обязательно должен быть наделен разумом, а иначе как он поможет герою? У Толкиена же волшебными помощниками являются звери, им писатель и ученый уделяет особое внимание. Орлы, издревле считавшиеся мудрыми птицами, становятся помощниками волшебника Гэндальфа.
  В "Утопленнице" Гоголя русалка одарила Левко грамотой от комиссара, взамен его помощи [5, c. 67 - 105].
  Волшебные дары. Конечно, герой мог бы и сам справится, да только облегчают ему его путь вещицы необыкновенные. Блюдечко серебряное с золотым яблочком али зеркальце необычное, скатерть-самобранка или ковер-самолет... много, много чем одарены были герои сказок и мифов. Вот и в фэнтези часто встречаются колечки, (Кольца Воды, Огня и Воздуха у Толкиена) наделенные силой волшебной, светильники необычные, тьму разгоняющие, шкатулки с землицей, жизнь дарующей всем растениям, кони непростые, становящиеся друзьями (Ершов: "Конек-Горбунок"), [8].
  Большую роль в сказках всегда играет переправа.
  "Как переплывем реку - ничего не страшно нам будет, кончается там власть отца моего, Кощея Бессмертного..." (Марья-царевна, русская народная сказка).
  "За той рекой найдешь то, не знаю что..." (Андрей-стрелец)
  "Переплывешь море - и найдешь там Чудище лютое, страх на мирный люд нагоняющее..."
  Здесь в качестве примера можно привести "Сильмариллион", где за Бескрайним морем лежала Благословенная Земля, показывающаяся далеко не каждому.
  Или же у Ольги Громыко можно найти реку, которая являлась границей государства, в котором творилось что-то необъяснимое, сама же река была отравлена.
  Также, часто герои использовали волшебные предметы, или дарованную волшебную силу, чтобы превратиться в зверя и переплыть озеро, преодолеть препятствие, перескочить через пропасть.
  "Ударилась оземь Марья-царевна..."
  "Обратился конем Иван-Царевич и побежал на двор Елены Прекрасной"
  Иногда помощниками становились волшебные вожатые.
  "Куда побежала волчица, туда и царевич"
  А ведь и в фэнтези героя часто "провожают" в другой мир. Иногда даже не люди, а вещи [3], [14], [18].
  Сравнить с другими мирами можно и Тридесятое или Тридевятое царство. Ведь, по сути дела, никто не знает, где находится почти мифическое Тридевятое королевство, никто не знает дороги туда, а добирается герой до цели только с помощью волшебных вещей или помощников. И всегда такое королевство огорожено от родины героя непроходимым вековым лесом, топкими болотами, непреодолимой рекой и т. д.
  Часто в сказках упоминается "тот свет", рай или ад. Причем рай всегда ассоциируется с Солнцем, Солнечным Королевством, золотом. Ад же непременно с подземельем, Котлом и Адским Огнем. В этом плане Огненную Гору Толкиена тоже можно назвать своеобразным Адом. Подземное королевство Темных Эльфов у Роберта Сальваторе, откуда вырывается к Свету,
  на поверхность главный герой, тоже Ад, где нет никаких законов и куда не проникает солнечный свет [17].
  Чествование героя и возвращение. Когда все трудности преодолены, а зло повержено, герой возвращается на родину, где начинает фактически новую жизнь.
  Большую роль играет также престолонаследие и брак. Воцарение одного из вспомогательных персонажей или главного героя почти всегда присутствует и в сказках, как награда за подвиги и проделанный путь [12], [19].
  
  5. Еще одним своеобразным истоком фэнтези и фантастики является романтизм***(cм. стр. 4).
  
  Романтики в своих произведениях стремились ко всему необычному - к народным преданиям, сказкам, мифам, к "минувшим векам", экзотической природе и к фантастике. Они создают особый мир воображаемых обстоятельств. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимость и несовершенство (человек - малая Вселенная). В романтизме нет четких границ между Добром и Злом.
  Романтический герой - человек, отличающийся от остальных (серой массы) образом мыслей, действиями, характером. Это обязательно должна быть необыкновенная личность. Романтический герой всегда стремится изменить мир, но, как говорится, благими намерениями дорога в ад выстлана. Он тянется к прекрасным светлым целям, однако не замечает, что для достижения этих целей часто сходит с праведного пути и совершает жестокие ошибки. Здесь в качестве параллели с фэнтези можно представить одного из главных героев в первой части "Сильмариллиона" - Феанора, который, стремясь победить зло, зашел слишком далеко, не заметив, что его деяния перестали быть добрыми.
  Плодотворным было внимание романтиков к особенностям национального духа, истории и культуры разных народов, к своеобразию различных исторических эпох. Отсюда - требование историзма и народности искусства.
  Романтизм ознаменовался обновлением художественных форм: созданием жанра исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы. Необычайно расцвета достигла лирика.
  Высшее достижение русского романтизма - поэзия Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева.
  
  Хотелось бы заметить, что в фэнтези почти все герои романтические. Однако, почему-то в основном, современные писатели проводят четкую границу между добром и злом, хотя если проанализировать характеры героев, то становится ясно, что это не совсем так. Ведь у Зла всегда есть достаточно веский повод им становиться. А Добро далеко не всегда "белое и пушистое":
  "Опасайся Тьмы, Пегая, она манит всех и сулит несбыточные обещания. Их исполнение невозможно... Берегись Света, излишне строго судящего и неумолимого. Он коварен...
  ...сможешь отречься от Света и не принять Тьмы, Богиня, и ты перестанешь быть Непризнанной для самой себя..." [1].
  Из этого примера видно, что для того, чтобы понять себя надо преступить законы Тьмы и Света, потому как нельзя быть абсолютно добрым или абсолютно злым.
  Эта же романтическая особенность прослеживается и во многих других фантастических романах современных писателей; Тьма и Свет представлены с совершенно других сторон, нежели мы раньше себе представляли [12], [13], [15].
  Таким образом, эти писатели, не признающие Зло и Добро в том смысле, который вкладывался в них на протяжении многих веков, являются последователями романтизма.
  
  В произведениях Н. В. Гоголя и Гофмана встречались необъяснимые факты и явления, тесно переплетенные с реальностью.
  Например, оценивая "Вечера на хуторе близ Диканьки", А. С. Пушкин говорил: "Они изумили меня".
  Белинский писал о Гоголе: "Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе переворот, как Пушкин в поэзии". Белинский говорит о необыкновенной красочности, образности языка Гоголя. "Гоголь,- заявляет Белинский, - не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности".
  Гоголь же сам говорил, что "для того чтобы создать хорошее произведение, надо очень много работать над рукописью, по крайней мере переделывать ее по восемь раз". Гениальность произведений Гоголя состоит не только в необыкновенной образности языка, но и в правдивом, реалистическом изображении жизни. Касаясь этой стороны дела, В. Г. Белинский писал: "Совершенная истина жизни в повестях Н. В. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени". В этом именно и состоит критический реализм Гоголя в области литературы. Изображая правдиво жизнь, Гоголь стремился осудить ее отрицательные явления.
  
  Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными признаками романтического двоемирия, которое воплощается в произведении различными способами. Романтическое двоемирие реализуется через прямое объяснение персонажами происхождения и устройства мира, в котором они живут. Есть мир здешний, земной, будничный и другой мир, волшебный, откуда когда-то пришел человек. Именно об этом говорится в рассказе Серпентины Ансельму о своём отце-архивариусе Линдгорсте, который, как оказалось, является стихийным духом огня Саламандром, жившим в волшебной стране Атлантиде и сосланном на землю князем духов Фосфором за его любовь к дочери лилии змее. Эта фантастическая история воспринимается как вымысел, не имеющий серьёзного
  значения для понимания героев повести. Но вот говорится о том, что князь духов Фосфор предрекает будущее: люди выродятся (перестанут понимать язык природы) и только тоска будет смутно напоминать о существовании другого мира (древней родины человека), в это время возродится Саламандр и, развиваясь, постепенно дойдет и до человека, который вновь станет единым целым с природой.
  Ансельм относится к людям нового поколения, так как он способен видеть и слышать природные чудеса и верить в них - ведь он влюбился в прекрасную змейку, явившуюся ему в цветущем и поющем кусте бузины [7].
  
  6. "Бег" от реальности.
  Карл Маркс говорил, что романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию. Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, полностью преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы и Равенства. Естественно, эти потрясения повлияли и на литературу. Однако, с течением времени люди стали замечать, что наступившее настоящее далеко от того, что предрекали философы восемнадцатого века.
  В искусстве и литературе начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - романтизма.
  
  Неотъемлемой частью фэнтези является бег от реальности. Это своеобразный отдых от жестокой действительности, тем не менее, позволяющий осознать эту действительность через сказку.
  На вопрос: "Как вы думаете, откуда появился такой жанр как фэнтези, и почему вам нравится такая литература?" многие отвечали очень похоже.
  
  "...Сложный вопрос... Думаю, что появился жанр в связи с тем, что людям надоедает обыденность, реальность, а в "фэнтези" такой разгул фантазии: здесь тебе и чудеса, и исполнение любых желаний, и приключения, счастливая любовь в конце концов... Из-за этого оно, наверное, и мне понравилось..."
  
  "...Если честно, для меня фэнтези и фантастика - это способ отдохнуть от ВСЕГО: включая некоторые нудные произведения из школьной программы, уроки... альтернатива для компьютера и телевизора, не нуждающаяся в большой умственной работе.
  Иногда попадаются книжки над которыми можно только посмеяться (Баженов и Шелонин), над некоторыми можно подумать, но не особо сильно, правда.... К тому же всегда приятно получить взрослую сказку со счастливым концом..."
  Здесь хотелось бы сказать, что человек имел ввиду то "фэнтези", которое им, по сути дела, не является (1).
  
  "... Для меня фэнтези - это...
  1)желание отдохнуть от обыденности и расслабится;
  2) произведения которые помогают приятно провести время при этом не напрягая голову.
  Лично мое мнение о появлении фантастики:
  По-моему, началом появления фантастики можно считать возникновение веры в сверхъестественные силы (все виды религий в том числе). Просто раньше какой-то необъяснимый факт считали волей богов, или творением богов. В процессе развития человечества религии сменяли одна другую, но смысл то оставался тот же. В результате, когда религия тесно сплелась с политикой и какая-то часть людей потеряла истинную веру в Бога, возник жанр фантастики (все те же необъяснимые факты, но уже дополненные с помощью человеческой фантазии до идеала, которого не хватало церкви в период с века где-то 15-того +магические силы и т.д).
  Со временем большая часть фактов, описанная в более ранних фантастических произведениях, стала частью нашей реальности благодаря развитию науки. И появились новые необъяснимые факты, вошедшие в фантастические труды. По крайней мере, я так думаю.
  Возникла фантастика как литературный жанр приблизительно в один период с возникновением протестантства в Европе, что касается Китая, то там точно не знаю, так как плохо знаю историю этой страны, уверен точно в том, что возникновение фантастики там произошло раньше и по сей день неразрывно связано с религией. Что касается арабских стран и ближнего востока в целом, то там этот жанр слаб, так как очень сильно влияние религии..."
  
  "...Для начала я хотел бы узнать, что именно Вы подразумеваете под словом "фэнтези". Массовую литературу-"жвачку", где обычно фигурируют "попаданцы" с Земли в другой мир, литературу, с которой не расстаются подростки, не дочитавшие в детстве сказок. Или же мы говорим о той литературе, которая призвана чему-то нас научить, где в идею вкладывается особый смысл, а сама книга помогает раскрыть человеку себя через сказку в действительности.
  Я хочу сказать, что то, что печатается сейчас и носит гордое название "фэнтези", в основном фэнтези назвать нельзя. Неужели у кого-нибудь повернется рука поставить рядом труды великого ученого Джона Толкиена и какую-нибудь развлекательную книгу, которая только и состоит из того, что главная героиня (реже - герой) ездит по просторам очередного параллельного мира и навевает страх и ужас на его жителей? Нет, нельзя. Поэтому, если считать фэнтези Толкиена или Сальваторе, то современные книги, написанные на одни и те же темы, идеи которых давно уже придуманы теми же Стругацкими, Толкиеном, Желязны, никак не заслуживают такого названия.
  Впрочем, никому не хочу навязывать свое мнение. Сказал то, что думаю..."
  
  "...Открывая фантастическую книгу, я ищу для себя оригинальные мысли, идеи, нестандартные ситуации, нетривиальные психологические портреты... что-то НОВОЕ я для себя ищу.
  Вероятно, нечто подобное я буду искать для себя и в НЕфантастической книге, но большинству других жанров я делаю известные скидки в этом плане. К фантастике же мои требования несколько выше... почему? Да потому, что у меня книги этого жанра в первую очередь должны стимулировать воображение. Мозг должен работать с более-менее значительной нагрузкой, воспринимая не просто сюжет, а творческую ФАНТАЗИЮ автора.
   "Читать ради чтения" я просто не могу. И "отдыхать под легкое чтиво" для меня равносильно утолению голода теплым чаем - желудок наполняется, но реального насыщения нет. Для меня ХОРОШАЯ книга должна содержать смысловую нагрузку, а если эта нагрузка вложена в достойный сюжет - честное слово, я буду от этой книги в восторге!
  И в первую очередь все вышесказанное относится к фантастике и фэнтези..."
  
  "...Я считаю, что насчет: "фу, это фантастика!" - здесь просто-напросто стереотипы работают. Ведь ту же самую ситуацию, с той же моралью и выводами в финале этот человек может прочитать, например, в "историческом романе" с, опять же, АБСОЛЮТНО ВЫДУМАННЫМИ героями и сказать: "Вот это вещь!".
  Стереотипы восприятия вообще играют очень большую роль в нашей жизни. Тем не менее, некоторые из моих родственников "не любителей фантастики" успешно прочитали "Волкодава" Семеновой и остались вполне довольны. Хотя, конечно, "Волкодав" - это больше криптоистория, чем чистая фантастика или фэнтези..."
  
  "...Фантастика - жанр художественной литературы, где правдоподобно описываются действия сил и/или законов природы, которые не обнаружены и/или не применены в данной области.
   Я предлагаю делить её на следующие (под)жанры: научая фантастика, фэнтези, мистика и мифы.
   Также хочу сказать, что разница между данными поджанрами как внутри фантастики, так и за её пределами достаточно условна. Научная фантастика может превратиться в научно-популярную литературу, фэнтези и мистика - в эзотерику и оккультизм, а мифы - в религиозную литературу.
   Итак, что такое научная фантастика? Это такая фантастика, где силы и законы объясняются научно.
   Фэнтези - фантастика, где силы и законы - сверхъестественны.
   Мистическое фэнтези - фэнтези, где силам нет внятного объяснения.
   Магическое фэнтези - такое фэнтези, где эти силы объясняются квази-научно.
   Мифическое фэнтези - фэнтези, где силы и законы применяются непосредственно богами, и эти силы и законы являются частью этих богов.
   Вы можете законно спросить, что такое сверхъестественные силы? Это такие силы, которые невозможно объяснить научно. Если всё пытаются - то объяснения могут лишь быть квази-науными.
   Следует отделять фэнтези и научную фантастику. Например "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругатских - это фантастика, хоть здесь и есть магия, но сама магия относится к науке [18].
  К мифам можно отнести как классические мифы Древней Греции, так и некоторые произведения. Например, Пауло Коэльо, хоть его произведения не классические мифы.
   Следует учесть, что фантастика может существовать с любым жанром, который ей не противоречит. И с любовной интригой, и с детективом, и с альтернативной историей, и с философией (популярной), и с триллером, и с приключениями...
   Напоследок, может возникнуть вопрос, а что, если в "20000 лье под водой" на борт команды взять не индусов, а эльфов - это уже будет фэнтези? Конечно. Но ведь суть не меняется! Безусловно. Но как я сказал в самом начале, фантастика - это жанр. То есть форма. Форма меняется, а суть остаётся. Хотя это не всегда так. Только если форма - всего лишь декорации. А если форма связана с сюжетом, тут уж не отвертеться. Неправильно будет, если на космических кораблях будут летать вампиры. Хотя есть и такие рассказы..." (Волошин Виктор Винзор ?)
  
  "...Пожалуй, истоком жанра является романтизм, и, как ни странно, сказка. В фэнтези мы можем встретить и романтических героев, и четкую границу между Добром и Злом, и размытую между Светом и Тьмой... Мне нравится фэнтези, потому что оно позволяет отвлечься от действительности, но заставляет понять, что в жизни порой ситуации, описанные в книгах, повторяются..."
  
  Встает вопрос: неужели действительность настолько плоха, что от нее хочется убежать? Неужели мало приключений в реальной жизни?
  А ответ относительно прост. Просто люди привыкли верить сказкам. В них легче поверить, их легче понять. С ранних лет дети читают сказки, мифы, предания разных народов и постигают истины жизни через них. Сказка ведь всегда объяснит, что плохо, а что хорошо доступным и простым языком.
  
  Итак, что же такое "фэнтези"? Деградация, как говорят многие, или открытие?
  
  Изучив и проанализировав существующий материал можно прийти к выводу, что "фэнтези" - это не деградация, но и не открытие. Скорее, новое, как переосмысление и смешивание старого, уже прочно занявшего свое место в литературе. Фэнтези призвано научить чему-то человека при помощи волшебной сказки. Я сейчас говорю о той литературе, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО объясняет истины реальности при помощи волшебства, помочь объяснить действительное с помощью сказки (1). Ведь абсолютно неважно, как ты назовешь литературного героя: Александр или Феанор, кем он будет - человеком или эльфом, он все равно будет поступать в каких-то сложных ситуациях так же, как поступил бы человек в реальности, будет делать одинаковые ошибки, на его пути будут встречаться одинаковые испытания. Неважно также, где и при каких обстоятельствах с героем что-либо случается - все равно исход событий будет одинаков. Ведь пишет фэнтези тоже живой человек, и, естественно, вкладывает туда частичку себя, частичку уже прожитого и понятого, и даже прочитанного ранее.
  Вот и получается, что к НАСТОЯЩЕМУ фэнтези можно отнести далеко не все произведения, что носят это название сегодня. Конечно, и среди них попадаются еще те, которые призваны открыть нам что-то новое, но, к сожалению, очень редко.
  Также, хотелось бы сказать, что сейчас писатели-фантасты возвращаются к романтическому пониманию мира и человека. Герои уже не абсолютно хорошие, но уникальные, со своими недостатками и достоинствами; приходит новое переосмысление Зла. И, может, появится такой жанр как "романтическое фэнтези", где волшебство будет еще теснее переплетаться с реальностью?
  В заключение хотелось бы сказать, что очень тяжело сейчас найти фантастическую или фэнтезийную книгу, которая бы соответствовала требованиям этого жанра. Но пока еще есть писатели, которые продолжают традиции, начатые такими выдающимися людьми как Джон Р. Р. Толкиен, я надеюсь, что жанр не только не умрет, но и поможет другим людям изменить свое мнение к "фэнтези".
  
  
  Список использованной литературы:
  
  
  1. Аматова О. П., Андреева Н. Д. Непризнанная Богиня: Фантастический роман. 2009. Журнал "Самиздат", Интернет. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/a/andreewa/nepriznannajaboginjaobshijfajl.shtml
  
  2. Баштовая К. Н., Иванова В. В. Тяжело быть младшим...: Фантастический роман. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2008. - 375 с.
  
  3. Белянин А. О. Тайный сыск царя Гороха: Фантастический роман. - М.: АРМАДА: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2007. - 490 с.
  
  4. "Википедия", Интернет. - Режим доступа:
  
  5. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. - СПб.: Издательство "ЛЛИС", 1995 - 288с.
  
  6. Гопман В. Л. Под ред. А.М. Николюкина // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Н.П.К. Интелфак. - 2001. - С. 1162.
  
  7. Гофман Т. А. Золотой Горшок. 1991. Интернет. - Режим доступа: http://lib.ru/GOFMAN/gorshok.txt
  
  8. Громыко О. Профессия: ведьма; Ведьма-хранительница; Верховная ведьма; Ведьмины байки/ Послесл. И. Черного. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2008 - 1087 с.
  
  9. Журнал "Самиздат" / "Фэнтези", Интернет. - Режим доступа: http://www.zhurnal.lib.ru
  
  10. Ингвалл Колдун. Классификация жанра Фэнтези. 1997. Интернет. - Режим доступа: http://www.кулички.Com/Толкиен
  
  11. Каплан В. Заглянем за стенку. - Новый мир. - 2001. - ?9. - С. 158-169.
  
  12. Котикова М. В. Маски: Фантастический роман. 2008. Журнал "Самиздат", Интернет. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/k/kotikowa_m_w/maski.shtml
  
  13. Лукьяненко С. Ночной Дозор. Интернет. - Режим доступа: http://2lib.ru/books/14765.html
  
  
  14. Петрова Е. Лейна: Фантастический роман. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2008. - 472 с.
  
  15. Пехов А. Ю. Ветер Полыни: Фантастический роман. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2007. - 406 с.
  
  16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2002. - 336 с.
  
  17. Сальваторе. Р. А Темный Эльф: Роман / Пер. с англ. А. Костровой, Е. Гуляевой, В. Иванова. - М.: ИЦ "МАКСИМА", 2003. - 864 с.
  
  18. Стругацкие А. и Б. Понедельник начинается в субботу. - М.: Моск. Рабочий, 1989. - с. 3 - 180.
  
  19. Толкиен, Дж. Р. Р. Сильмариллион: Фантастический роман / Д. Р. Р. Толкиен; пер. с англ. Н. Эстель. - М.: АСТ, 2007. - 428 с.
  
  20. Яхнин Л.Л. Волшебный мир Толкиена. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. - 288 с.
  
  
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"