Камин Андрей Александрович : другие произведения.

Царство мрачное Аида

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст написан для тех людей, которым метод активного воображения в новинку. Либо для разного рода жертв неоюнгианских психокультов, в которых, как и положено классическим сектам норовят привычные термины использовать в непривычных значениях. размещена специально для него. Участники психокультов и зарных других эзотерических исканий, как это часто бывает, сталкиваются с двумя сторожами ворот к бессознательному: 1) Про одного из них, архетип Персоны или Личины, мы поговорим в другой раз. 2) А вот рассказ про образы фантазий, манифестирующие архетип Тени, повторяю некоторые свои мысли и впечатления здесь. https://camin.livejournal.com/1115438.html

  Юнг писал, что одной из проблем неподготовленного человека, решившего заняться анализом собственного внутреннего мира, к примеру, с помощью пассивного воображения, является то что он впадает в "бессознательный сатанизм". Выглядит это, как "овладение" архетипом Тени. В смысле,человеком овладевает его Тень, то есть совокупность черт, которые были человеком отвергнуты в ходе личной истории, как "плохие", то есть не соответствующие правилам, принятым в его семье или авторитетным фигурам, заменявшим родителей и родительскую семью.
  Это не всего совпадает с социальными представлениями о плохом. Так в качестве примера приводится история про Тень вора, выросшего в семье воров, где воровство было не чем-то неприемлемым, а почетным семейным ремеслом. Тенью такого человека может стать внутренний полицейский все время заставляющий его ошибаться, оставлять следы или иным способом стремящийся привести его в руки правосудия, что бы компенсировать сознательную установку.
  Увы, воспитание большинства моих клиентов не настолько ужасно. Оттого их тень скорее связана с различными сторонами необузданной агрессии и аутоагрессии или сексуальности. Еще одной особенностью постсоветского россиянина является его спонтанный агностицизм, который проявляет себя во всем спектре убеждений: от дичайших суеверий до агрессивного атеизма. А в мире, где нет бога, нет и дьявола. Оттого трудно ждать, что в активном воображении вам явится Сатана или хотя бы его посланец Мефистофель.
  Кого же стоит ждать? Разного рода "мелкого беса" или "чёрного человека" во всем его спектре от фашистов до кавказцев и негров. Но гораздо интереснее, куда вы при этом попадаете. Царство тени часто выглядит как "обветшавшая реальность".Не настолько ветхая, как в Константине, но вполне напоминающая какой-то из уровней Сумрака у Лукьяненко или "тамбур между мирами" из Транквилиума у Лазрчука.
  Эта местность, не только обветшала, но и лишена красок, сера. Примерно так же, как древние греки описывали царство мрачное Аида, или как однажды написал поющий желудок российской эстрады "Лица стерты, краски тусклы". То же самое касается и его обитателей. Вполне возможно, это напомнит вам какой-то травматический эпизод из вашей личной истории или "царство мертвых". Повторюсь, достаточно редко эта классический ад с чертями, котлами и серой. Скорее всего в вашем прохладном мире котлы выключены, и вместо серы может пахнуть хлоркой или иной достаточно вонючей дезинфекцией.
  То есть стоит ждать не библейских сюжетов, а некого ЗАО "Ад" так хорошо описанного Виктором Олеговичем Пелевиным в "Вечерней Москве".
  Еще один из признаков "овладения Тенью" это бес Гордыни и с идеями собственной исключительности, всемогущества или сверхъестественных способностей. То есть, если вы почувствовали себя бойцом бойни экстрасенсов, вам тоже неплохо бы обсудить это с вашим психотерапевтом. В крайнем случае снова заглянуть на группу активного воображения.
  Ну, или, что бы вы не сочли этот текст исключительно рекламным, воспользоваться еще одним из 2 юнговских способов.
  Сам Юнг говорил о двух основных способах борьбы с "овладением Тенью", не связанными с личной психотерапией, это религиозное воспитание или обширные антропологические знания о нравах и обычаях разных народов. Добавлю, что в России, первую очередь, все-таки своего собственного.
  
  Тень на группе так же может отбрасывать и сам психотерапевт. Приведу некоторые
  Цитаты из лекции юнгианца Эндрю Самуэлза о Тени профессии психотерапевта/аналитика:
  "Мы ожидаем, что будем чувствовать себя беспомощными. Мы ожидаем, что будем чувствовать безнадёжность. Мы ожидаем, что постоянно будем оказываться в тупике. Я не знаю другой профессии, в которой существовали бы такие ожидания".
  
  "Я собрал несколько основных причин, по которым люди выбирают стать терапевтами:
  1. Многие терапевты/аналитики чувствуют себя ненормальными, отличающимися от других людей. И стать терапевтом - это нечто вроде coming out. Многие терапевты ощущают себя маргиналами. У этого ощущения есть и положительные, и отрицательные стороны, но оно означает, что терапевт начинает с очень уязвимого места.
  2. Многие терапевты/аналитики испытывали очень раннюю депривацию. Это потеря отца/матери, эмоциональное насилие, сексуальное насилие, личностные нарушения у родителей.
  3. Многие терапевты или аналитики от рождения чрезвычайно агрессивные люди. И выбор профессии тогда - это репаративный выбор. Психодинамически это значит, что ваш выбор профессии - своего рода защита. От депрессии на самом деле. Поскольку, если вы не можете исправить ущерб, который, как вы воображаете, вы нанесли, вы становитесь депрессивным. Я вижу, несколько человек в аудитории улыбаются, но улыбаются печально.
  4. Многие аналитики - старшие дети, то есть дети, которые выполняли родительскую функцию для сиблингов или своих родителей () . Эта идея имеет огромное влияние на перенос и контреперенос, поскольку в этом случае ваш клиент - ваш родитель. Вы пытаетесь вылечить, починить своего родителя. Но теория говорит, что ваш клиент - это ваш ребёнок. Тогда либо теория, либо ваш опыт неверен. Я учу своих студентов: ваш клиент, ваш ненормальный, нарушенный, незрелый клиент фактически ещё и родительская фигура для вас. И здесь есть очень опасное следствие: вы хотите получать одобрение от клиента. Но это не очень хорошо, так как вы должны работать без страха. И если вы постоянно беспокоитесь о том, нравитесь ли вы клиенту, вы не можете быть хорошим терапевтом.
  5. Терапевт может проецировать свой теневой материал на кого-то ещё.
  6. Власть.
  7. Иногда мы говорим о комплексе мессии. Фрейд говорил: "Не старайтесь никому помогать", - и школа Жака Лакана продолжает это говорить. Я считаю, что это очень сентиментальная идея, и лаканианцы так же хотят помогать людям.
  8. О чём говорят клиенты? Об агрессии, отношениях, сексе, сексе и отношениях, агрессии и отношениях. Агрессия и секс. Это впечатляющие вещи. Вы не можете быть терапевтом, если они вас не впечатляют. Вы тайно проживаете секс и насилие как подарок от вашего клиента".
  
  "Несколько более позитивных причин:
  1. Люди рождаются с желанием помогать друг другу. Не только семье, но и всем вокруг. Это не генетический момент, а социальный. Думаю, у терапевтов есть большой квант этого желания помогать.
  2. Может быть, вы верите в бога, а может нет. Но многие терапевты считают себя переходом между божественным и мирским. Многие из нас чувствуют, что мы делаем божественную работу. Если вы не верите в бога, вы являетесь переходом между какими-то бОльшими силами и миром.
  3. Терапевты - современная версия античных целителей. У них есть желание присоединиться к этой традиции".
  
  
  "Существует так много правил в практике анализа. Слишком много правил. И не для выгоды клиента, но для выгоды аналитика. Слишком много границ, рамок, контейнеров, безопасности, предсказуемости. И это не анализ или терапия - это удобный консерватизм. Где же здесь риск терапии? Вы не можете попить, если не откроете бутылку. Фрейд говорил: "Вы не сможете сделать омлет, не разбив яйцо". Я бы не хотел заниматься безопасным анализом. Он должен быть немного опасным. Аналитик должен быть чем-то иным, нежели хорошая контейнирующая мать.Что плохого в том, чтобы быть немного вне контроля? И я считаю, что теория переноса и контрпереноса - это теория о контроле за психикой. Мне это не нравится. Я думаю, многие клиенты знают это очень глубоко. Они не так заинтересованы в безопасности, как мы думаем. Даже травмированные клиенты способны сталкиваться с риском".
  
  
  "Мне кажется, терапевты и аналитики имеют много психосоматических заболеваний Многие терапевты фантазируют, что работа сделала их больными. Иногда терапевт знает, что у него есть такие фантазии, а иногда нет. И это старая идея, идущая от Парацельса - фармакон. Она означает, что вы принимаете на себя болезнь другого".
  
  "Это важно - то, что терапевт заболевает <...> Как вы знаете, традиционные целители - такие, как шаманы - часто очень больны. Если вы хотите быть целителем, болеть - помогает. И помогает пережить своё заболевание, выжить. Не так важно быть здоровым, как быть неразрушаемым. Ещё одна причина заболевать: больные терапевты устанавливают лучший контакт с клиентами. Раны терапевта открывают путь к большей интимности. Это важно для терапевта - показывать, что он страдает".
  
  "Ещё одна причина заболеть: это противоречит идеализации со стороны клиента. Наиболее антитерапевтичная вещь - идеализация клиентом своего терапевта. Это необходимая стадия, но в общем клиент должен перестать идеализировать терапевта".
  
  "Другая причина болеть - прийти к согласию со своими ограничениями. Я говорил о теневой мотивации стать терапевтом - о власти и комплексе спасителя. Если вы больны, это может быть способом управлять теневым содержанием".
   "Когда вы думаете о болезни, вы думаете о жизни; когда вы думаете о смерти, вы думаете о любви".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"