Лебедев Andrew : другие произведения.

Вехи новое в старом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  НЕПРАВИЛЬНЫЕ РЕПЕРА СТАРЫХ ВЕХ
  
  Вообще, есть вещи, которыми не следует заниматься, предавая свои намерения широкой гласности. Например, декларировать с крыш домов, что "собираешься искать себе невесту", или "подыскиваешь доктора для лечения урологического заболевания". Есть вещи, в которых , при их насущной необходимости, должна содержаться некая интимность. Так, когда в начале 90-х Ельцин и его советники затеяли некие идеологические конкурсы на тему "русской идеи", от этого, во-первых, разило чем-то явно нечистым, а во-вторых, из этого и не вышло ничего путного. Вот и теперь, отметив, что слишком часто стало мелькать в интернете название давно забытого сборника статей о русской интеллигенции, возник вопрос: "неужели опять взялись за это "не совсем приличное занятие" - декларировано "искать путь" и "искать основы"?
  И почему именно Вехи?
  Ну, мысль о том, что название сборника статей от далекого 1909 года навеяно не запоздалой зомбированной внушаемостью, что была инспирирована еще Голосом Америки в благословенные 70-е и 80-е, когда интеллигенция обожала кухонно-неровные звуки, что лились из динамиков транзисторных приемников ВЭФ, мы отметаем, как ничтожную.
  Значит, "новые искатели пути" решили апеллировать ИМЕННО к интеллигенции. Или, как теперь принято говорить в рекламоведении и в логистике: "к лицам, принимающим решения, или ВЛИЯЮЩИМ на принятие этих решений". Но тогда, если внимательно перечитать собственно сами тексты "Вех", окажется, что "искатели основ" занимаются заведомо ложным и обреченным на несостоявшийся результат занятием.
  Не случайно РЕАЛЬНЫЙ (по результату) знаток интеллигенции Ленин - апеллировал к пролам. (извините, термин Оруэлла)
  Это у Оруэлла были три составляющие компоненты в парадигме перманентной борьбы - высшие, средние и низшие.
  
  Прав Орвелл?
   "Цели этих трех групп совершенно несовместимы. Цель высших -- остаться
  там, где они есть. Цель средних -- поменяться местами с высшими; цель
  низших -- когда у них есть цель, ибо для низших то и характерно, что они
  задавлены тяжким трудом и лишь от случая к случаю направляют взгляд за
  пределы повседневной жизни, -- отменить все различия и создать общество,
  где все люди должны быть равны". Sic/ а ведь о несостоятельности "общества всеобщего равенства" мы все только и говорили все эти последние 15 лет!
  Ведь "пролов" используют, а потом про них забывают - и те, даже не замечают, что их обманули (другая работа Орвелла "Скотский двор" и рассуждения ЛОШАДИ, которая готова работать больше и больше) (и Павка Корчагин, как яркий пример мышления оруэлловской лошади .)
  Но тогда зачем мы снова трогаем Вехи и апеллируем к интеллигенции? (см. мои заметки "Наследникам Вех"), зачем ? Ведь, во-первых, её - этой интеллигенции не существует (есть только миф о некоей ленинградской культурности), а во вторых, если потрудиться перечитать, того же веховца Изгоева, то станет ясно, что "СТАВИТЬ НЕ НА КОГО"!
  
  Изгоев (Арнольд Соломонович Ланге): Два последствия огромной важности проистекли из этого. Во-первых, средний массовый интеллигент в России большею частью не любит своего дела и не знает его. Он - плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч., и проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей - его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей, как настоящих революционеров, так и фразерствующих бездельников. Но приобрести серьезное влияние среди населения получить в современной жизни большой удельный вес можно, только обладая солидными, действительными специальными знаниями. Без этих знаний, кормясь только популярными брошюрами, долго играть роль в жизни невозможно. Если вспомнить, какое жалкое образование получают наши интеллигенты в средних и высших школах, станет понятным и антикультурное влияние отсутствия любви к своей профессии и революционного верхоглядства, при помощи которого решались все вопросы. История доставила нам даже слишком громкое доказательство справедливости сказанного. Надо иметь, наконец, смелость сознаться, что в наших государственных думах огромное большинство депутатов, за исключением трех-четырех десятков кадетов и октябристов, не обнаружили знаний, с которыми можно было бы приступить к управлению и переустройству России.
  Второе последствие не менее важно. Во времена кризисов, народных движений или даже просто общественного возбуждения крайние элементы у нас очень быстро овладевают всем, не встречая почти никакого отпора со стороны умеренных. Интеллигенция с какой-то лихорадочной быстротой устремляется за теми, кто не на словах, а на деле постоянно рискует своею жизнью. "Больная совесть" дает себя чувствовать: - в мгновенном порыве человек зачеркивает всю свою старую, многолетнюю работу, которой он, очевидно, никогда не любил. В этой области происходят не только комедии, вроде известного превращения вице-губернатора, лет тридцать в разных чинах служившего "самодержавному правительству", в социал-демократа, но и серьезные идейные и житейские трагедии. Когда на другой день после 17 октября в России не оказалось достаточно сильных и влиятельных в населении лиц, чтобы крепкой рукой сдержать революцию и немедленно приступить к реформам, для проницательных людей стало ясно, что дело свободы временно проиграно и пройдет много лет упорной борьбы, пока начала этого манифеста воплотятся в жизни...
  
  
   Что возразить Изгоеву? То, что эти "плохие" учителя, врачи и инженеры запустили в космос первый спутник и первого космонавта? Ведь любая деятельность, будь то спорт, любовь или война - оцениваются не по субъективным критериям "нравится исполнитель или не нравится", а по результату действия: "может и плохая футбольная команда, но кубок выиграла", "может, он и козел, но невеста вышла за него", "может, генерал и дуб-дубом, но сражение выиграл". Поэтому - полегче с нашей интеллигенцией. Полегче, но и построже. Потому как все достижения, которых она по фактам истории достигла, пришлись на времена, когда ее держали в ежовых рукавицах.
   Путин любит автомобили "волга" М-21 - у него их даже две. И правильно. Потому как тогда - в 60-е было "правильное" время. И автомобили наши ТОГДА занимали первые места на всемирных ярмарках, и в космосе мы были самыми-самыми, и в военном деле с нами считалась сама Америка. Поэтому, поглядев на социалистическую Германию 70-х изнутри, Владимир Владимирович решил для себя, что "разумный социализм" с книжками для интеллигенции, джинсами для молодежи и с колбасой для пролетариев - реально возможен. И он был в ГДР. Там не было богатых, там молодым семьям сразу давали квартиры, там показывали фильмы о Битлз и Роллинг стоунз и в каждом магазине было навалом копченой колбасы и добротного пива. Да, там не было мерседесов, и пластмассовый "трабант" продавался в очередь и передовикам производства. Но зато и пробок на дорогах не было... Вот, такой социализм и нравился Владимиру Владимировичу. Так, может, такое будущее, по планам нашего премьера (и будущего кандидата в Президенты) нас и ждет?
  
  А.Лебедев
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"