Аникин Константин Игоревич : другие произведения.

Песни сложных устройств

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вокалоид Хацунэ Мику как будущее поп-музыки (для OpenSpace.ru 2010 )


Песни сложных устройств

  
   Японская поп-певица Мику Хацунэ появилась в поле зрения общественности три года назад. Эта шестнадцатилетняя девочка с зелеными хвостиками до пят и с запредельно высоким голоском достаточно быстро набрала популярность среди интернет-аудитории, сразив ее наповал своей разухабистой "Полькой Евы". Мику Хацунэ заметили. Она выпустила с десяток дисков на разных независимых лейблах, а в прошлом году ее альбом Vocalogenesis дебютировал с первого места в еженедельном японском чарте Орикон. В том же году состоялись первые концерты Мику, поддержанные аншлагами публики и благосклонной реакцией музыкальной критики. Во всем этом не было бы ничего необычного, еще одна история j-pop певицы средней руки, которых в Японии невероятное количество, все же второй по величине музыкальный рынок планеты, если бы не одно "но". Мику Хацунэ не человек.
   Мику Хацунэ это программа. Программа Vocaloid. Программный пакет, синтезатор речи. Компьютерная технология имитации человеческого вокала, разработанная корпорацией Ямаха. Она позволяет создавать вокал для мелодии, используя сэмплы человеческого голоса, вокал собирается словно мозаика из кусочков предзаписанных фонем. Таким образом, запрограммировав мелодию и введя текст для каждой ноты, стало возможным спеть песню, не открывая рта, что, несомненно, является технологическим прорывом. Первая коммерческая версия вокалоида, созданная компанией с говорящим именем Crypton Future Media появилась в продаже в Японии в 2004 году. Надо заметить, что звукозаписывающая индустрия отреагировала на появление вокалоида крайне нервно. Все профессиональные исполнители, к которым обращался Криптон для создания банка сэмплов, ответили отказом, опасаясь нашествия своих виртуальных клонов. "Страх перед роботами" пожимали плечами в Криптоне. Им пришлось обращаться к сею, японским голосовым актерам, озвучивающих аниме и игры.
   Вокалоид "пошел" на рынке, но без особого ажиотажа. Выходили все новые версии программы, по схеме "певец в коробке", каждая новая коробка - новый голос. Все виртуальные певцы Криптона имели имена, некие прописанные личности, но первоначально компания не делала жесткой привязки голоса к изображению персонажа, предпочитая не ограничивать фантазию пользователей. Но ко второму поколению программ стратегия была пересмотрена - теперь компания создавала не только голос, но и внешность вокалоида, изображение которого теперь украшало коробку в полный рост. И это сработало, популярность программы взлетела в разы. И всему этому стала виной Мику Хацунэ.
   Почему именно Мику, из более чем двух десятков поющих на трех языках вокалоидов, стала суперзвездой? Четкого ответа нет. Может быть, потому что она была первым вокалоидом нового поколения. Может, дело в том, что ее имя означает "первый звук будущего", а в графе национальность/происхождение указано "андроид-дива из мира потерянных песен" Может, дело в этих невозможных зеленых косах. Или в ангельском голосесею Саки Фудзита, что пошел на сэмплы. Но как бы то ни было, японская молодежь полюбила Мику всем сердцем. Раскрутили ее пользователи японского видеообменника Нико Нико Дога, где гнездятся радикальные отаку. Они первые начали активно писать для Мику песни, и после пресловутой Польки, которая стала мега-мемом, она превратилась в звезду. Японский Интернет наводнили самодельные ролики с вокалоидом Хацунэ. Сначала они выглядели как любительские мультики, но потом, при поддержке Криптона, в Сети появилась бесплатная анимационная программа Miki Miku Dance, специально для оживления анимешных девочек в 3D, и Мику не только запела, но и заплясала в HD-качестве. Сайт Нико Нико Дога превратился в главную площадку вокалоидов, сайты, сообщества, конкурсы множились как грибы. Пользователи развлекали себя по полной программе - сами писали песни, сами слушали, сами ремикшировали друг друга и сами делали видео. Шоу-биз сменил гнев на милость. Компиляции песен Мику начали выходить на CD. Она стала давать концерты с живыми музыкантами, возникая перед поклонниками в виде шикарной голограммы, проецирующейся на транспарантный экран.
   Все как у людей.
   Сейчас, как говорится, Хацунэ Мику на пике карьеры. Она снимается в аниме, часто появляется на ТВ. Поет с известными артистами. О ней узнали на Западе. Она завела себе Фейсбук. Она была замешана в политическом скандале, ее светлый образ был беспринципно использован в предвыборной кампании одного из кандидатов от Демократической Партии Японии. Прямо сейчас, на борту японского космического зонда Акацуки, три алюминиевые пластины с изображением Мику подлетают к орбите Венеры, такой же зеленой, как ее волосы. А робототехники из токийского НИИ AIST работают над ее кибернетическом телом, представляя своего знаменитого андроида HRP-4C в образе Мику Хацунэ.
   Со стороны все это все больше и больше смахивает на все менее и менее фантастический роман Уильяма Гибсона "Идору", в центре которого как раз и была японская виртуальная звезда. Очередной раз Гибсон подтвердил звание главного пророка цифровой эры.
   Конечно, Мику Хацунэ не первая в мире поющая мультяшка. Все знают о Gorillaz. Кое-кто помнит Глю'козу. Но за всеми эти проектами стоят реальные люди, не скрывающие своих лиц на концертах. Маркетинг, лейблы, рекламные кампании - все тщательно просчитано и внесено в смету. За Мику Хацунэ никто не стоит. Точнее, стоит так много народу, что можно сказать, что это никто. В ней фальшиво все - тело, голос, песни, танцы. Стопроцентная синтетика, чистый нейлон. И, наверное, потому ее песенки так подкупающе искренни и чисты. Она поет не за деньги, у нее нет контрактов и райдеров, достаточно купить коробку с диском, и она вся ваша, она сделает все, что вы сможете с ней сделать. Это действительно звуки будущего, совершенно новый подход к музыке, это народная виртуальная звезда, которая живет только благодаря своим фэнам, которые пишут ей песни и снимают видео, только потому, что им просто нравится это делать.
   Но это не было бы истинно японской историей, если бы не было в ней толики грусти. То, что для гайдзина выглядит как очередной сюжет из серии "Эта шокирующая Азия", для среднего японца выглядит не так уж весело и прогрессивно. Нам трудно в это поверить, но далеко не все японцы смотрят аниме и отрываются на концертах вокалоидов. Увы, противостояние "2D-девушек" (анимешных) и "3D-девушек" (настоящих) в головах японской молодежи уже приобрело неприглядные черты социальной язвы. Все больше и больше молодых людей полностью отказываются от социальной жизни, становясь хикикомори, добровольно изолируя себя от жизни общества, во всех ее проявлениях, в том числе, и от простой человеческой любви, одного из главных социализирующих элементов. Кто-то из них пытается официально жениться на игровой приставке. Кто-то, вообще, на подушке с образом любимой тян. Такие заголовки в новостных лентах возникают все чаще и чаще. И это уже не шутки, это реальный перекос в сознании. Поэтому сейчас в "приличном" японском обществе не рекомендуется обсуждать аниме. Никто не будет разбираться, по каким причинам, и какая из большеглазых нимфеток тебе нравиться. Достаточно самого факта преклонения, чтобы получить ярлык "отаку" и полететь в контейнер для антисоциального мусора. Впрочем, в Японии, инородцам, как и детям, прощается многое. Так что нам никто не помешает наблюдать, как будущее музыки творится на наших глазах. Трудно сказать, насколько будет прекрасным это будущее, населенное бесплотными вокалоидами. Но одно бесспорно. Мы живем в интересное время. ^_^

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"